Трактор ВТ 150 — актуальная модель, соответствующая современным требованиям


Трактор ВТ-150

На фото показан известный постсоветский трактор, сошедший с конвейера Волгоградского тракторного завода в 2003 года. Несмотря на высокие эксплуатационные характеристики, возможность возделывания больших посевных площадей, модификация на рынке долго не продержалась. Основная причина — развал и закрытие Волгоградского тракторного завода.

Благодаря встроенному ВОМ и раздельно-агрегатной гидравлической системе, трактор может использоваться в различных отраслях народного хозяйства, для проведения следующих работ:

  • сельскохозяйственные;
  • мелиоративные;
  • дорожно-транспортные;
  • в качестве погрузчика (разгрузчика);
  • для транспортировки грузов до 5,5 т;
  • сварка и т. д.

Обзор модификаций

Гусеничный трактор ВТ-150 принадлежит к 4-му тяговому классу техники и выпускался в нескольких модификациях:

  • ВТ-150
  • ВТ-150Д
  • ВТ-150ДЕ

ВТ-150

Масса гусеничного трактора 7820 кг. Используется турбированная дизельная установка Д-442 (4 цилиндра), производительностью 150 л.с. Охлаждение мотора жидко-масляного типа.

КПП механическая, 15-ти скоростная (имеются пониженные и повышенные передачи, ходоуменьшитель). Встроенный ВОМ позволяет крепить к трактору активное навесное оборудование. Имеется задняя навеска, управляемая гидравлической системой.

ВТ-150Д

Функциональная сельскохозяйственная машина общего назначения (вес 7820 кг), агрегирующаяся с различными навесными, полунавесными и прицепными агрегатами, с участием ВОМ и гидросистемы. На трактор установлена четырехцилиндровая дизельная турбированная силовая установка Д-442ВИ производительностью 150 л.с. с жидкостно-масляным охлаждением.

Гусеничная машина ВТ 150Д имеет большое тяговое усилие — до 5,5т. Подвеска гусеничного типа индивидуально-комбинированная. КПП механическая 5-ти ступенчатая, выдает 15 скоростей и реверс (учитывая повышенные и пониженные передачи + ходоуменьшитель). Кабина двухместная. Тормозная система дисковая.

ВТ-150ДЕ

Турбонаддув, жидкостное-масляное охлаждение, грузоподъемность от 2,5 до 4т, наличие ВОМ и гидравлической системы делает эту гусеничную машину незаменимой на посевных площадях нашего государства.

Мощность двигателя варьируется от 110-158 л.с. Трактор может комплектоваться дизелем с пускателем и электростартером, или же дизелем, запускающимся от стартера напрямую.

Преимущества

С точки зрения технических характеристик трактор держится на довольно высоком уровне. Техника данной модели вполне может составить конкуренцию импортной технике, которая находится в таком же ценовом сегменте. Трактор ВТ-150 имеет в комплекте дизельный движок Д-442ВИ (жидкостно-масляная система охлаждения), а наличие термостатов и эффективный уровень теплообмена позволяет значительно сократить затраты времени на прогрев силового агрегата перед работой при низких температурах, а еще защищают мотор трактора в жару от перегрева.

Благодаря мощности в 150 лошадиных сил трактор способен тянуть за собой любое навесное оборудование, все которого составляет до 5,5 тонн. Полезная мощность достигает максимального значения при 1850-1900 оборотах за одну минуту. Двигатель с четырьмя цилиндрами и рабочим объемом до 7,43 литра за полноценный час работы при максимальной мощности потребляет примерно 19 литров топлива. Именно это считается отличительной особенностью техники 4-го тягового класса для сельскохозяйственных работ.

Трактор ВТ-150 имеет следующие габаритные размеры: 5400×1850×3090 (в миллиметрах). При этом колея составляет 1330 миллиметров, колесная база 1830, а клиренс 380 миллиметров. Как любая модель гусеничной техники, этот трактор имеет довольно приличные показатели проходимости. Благодаря этому он может использоваться даже для обработки грунтов с высокой степенью вязкости.

Удельное давление на грунт составляет 41 кПа, а штатная ширина гусениц — 470 миллиметров. Во время эксплуатации трактора на заболоченной местности на него надеваются специальные гусеницы, ширина которых может достигать 570 миллиметров. Они позволяют значительно уменьшать на поверхность удельную нагрузку (примерно в полтора раза).

Эксплуатационная масса трактора составляет 7820 килограмм, а максимальная масса навесного оборудования 780 килограмм. Трактор может передвигаться с максимальной скоростью 15,5 км/час.

Для передвижения трактора ВТ-150 по асфальтовому покрытию также есть специальные гусеницы с накладками из резины для защиты дорожного покрытия.

В комплектацию сельскохозяйственной техники ВТ-150 входит пятиступенчатая коробка передач, имеющая принудительную систему смазки. В зависимости от пожеланий заказчика на заводе также могут установить механический ходоуменьшитель и реверс-редуктор.

Характеристики

НаименованиеВТ-150
Тяговый класс4
ДвигательД-442ВИ
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.)110 (150)
Частота вращения коленвала, об/мин1850
Удельный расход топлива, г/л.с.ч.167
Коэффициент запаса крутящего момента, %20
Число передач переднего/заднего хода5*/1
Диапазон скоростей переднего хода, км/ч6,4-15,5
Продольная база, мм1830
Колея, мм1330
Дорожный просвет, мм380
Ширина гусениц, мм470
Габаритные размеры, мм5400*1850*3090
Масса эксплуатационная, кг7820
Среднее давление на почву, кПа41,0

В 1994 году, 25 лет назад, на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) началось производство нового гусеничного сельскохозяйственного трактора общего назначения ВТ-100 [рис.1, 2]. Этот трактор явился основоположником, началом нового семейства, пришедшего на смену широко известным тракторам типа ДТ-75.
Рис. 1. Предсерийный образец трактора ВТ-100Д. Съемные секционные балластные грузы расположены с боков по 4 шт. Вентиляционные щели на капоте еще отсутствуют. По бокам масляного и топливного баков установлены декоративные накладки. Трактор укомплектован составными секционными ленточными резиноармированными гусеницами (РАГ) конструкции Днепропетровского НИИКГШ и обрезиненными опорными каткамиРис. 2. Серийный трактор ВТ-100Д, зав. №1000. Съемные секционные балластные грузы, 20 шт, установлены спереди. На боковых поверхностях капота выполнены вентиляционные щели

Появление этого трактора было обусловлено несколькими причинами. С одной стороны, конструкторы ВгТЗ постоянно вели работы по совершенствованию внешнего облика своих машин. Разрабатывались различные варианты дизайнерских решений кабины, облицовки. Обновленное верхнее строение первоначально планировалось внедрить на энергонасыщенном тракторе типа ДТ-175М «Волгарь». С другой стороны, в середине 90-х гг. изменились стандарты, регламентирующие условия труда на рабочем месте тракториста. И тогда новые наработки было решено внедрить сначала на выпускавшихся в больших количествах тракторах средней мощности ДТ-75В, ДТ-75МВ. Естественно, изменения коснулись в первую очередь кабины и рабочего места тракториста. Установка кабины на раме на резиновых амортизаторах отдельно от топливного бака, большая площадь ее остекления, двухслойная крыша с люком и встроенным в нее воздухоохладителем испарительного типа с воздухофильтром большой пылеемкости, современные шумопоглощающие панели на стенках и потолке, многослойный виброизоляционый коврик на полу, лобовой и задний двухслойные герметизированные стеклопакеты, отопитель калориферного типа, электрические стеклоочистители, пневмофиксаторы дверей, зеркала заднего вида, солнцезащитный козырек в сочетании с пневмосервированием управления сцеплением и механизмом поворота обеспечили полное соответствие ужесточившимся требованиям стандартов по безопасности и условиям труда. Пост управления, включающий пульт индикации, подрессоренное, регулируемое по весу и росту сиденье тракториста, рычаги и подвесные педали управления, разработан с учетом требований эргономики и промышленной эстетики. Пост управления расположен симметрично по ширине кабины, что обеспечило возможность работы с получавшими распространение оборотными плугами. Слева от поста управления установлено сиденье пассажира.

Поскольку было ясно, что новый трактор будет дороже, чем ДТ-75В, ДТ-75МВ, для обеспечения экономической эффективности применения по сравнению с предшественниками было решено повысить его мощность до 100 л.с. (отсюда и марка — ВТ-100). Но испытания показали, что при такой мощности использование трактора в сельском хозяйстве не всегда оказывалось выгодным. Поэтому в процессе дальнейших испытаний мощность трактора была увеличена до 120 л.с. при работе в тяговом режиме. А для обеспечения возможности работы с приводными от вала отбора мощности (ВОМ) машинами, предназначавшимися для энергонасыщенных тракторов (ДТ-175С/М, Т-150, Т-150К, ЛТЗ-155, МТЗ-142), в сотрудничестве с конструкторами-мотористами дизели трактора снабдили возможностью в таком случае работать с повышенной мощностью. Подверглись существенным усовершенствованиям и другие узлы и агрегаты трактора. Трактор комплектовался двумя типами 4-цилиндровых 4-тактных дизелей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха: — Д-442-24 (с бензиновым пусковым двигателем) или Д-442-25 (с прямым стартерным пуском) Алтайского моторного завода (АМЗ), г. Барнаул; трактор с этими дизелями имел марку ВТ-100Д; — СМД-20ТА Харьковского ; трактор с таким дизелем имел марку ВТ-100Н. Основная особенность дизелей Д-442-24/25 и СМД-20ТА, как указано выше, -возможность работы на двух уровнях мощности: — 88,3 кВт (120 л.с.) при работе в тяговом режиме; — 103-107 кВт (140-145 л.с.) при работе с энергоемкими приводными от ВОМ трактора машинами. Дизель снабжен системой автоматической защиты (САЗД), которая останавливает двигатель при аварийных ситуациях: перегрев, падение давления в системе смазки и др. 2-дисковое сцепление постоянно замкнутого типа, смонтированное в одном блоке с дизелем, соединяет последний с механической ступенчатой трансмиссией с комбинированной системой смазки; принудительно смазывались работающие шестерни коробки передач (КП), главная передача и планетарный механизм поворота, остальное — разбрызгиванием. КП обеспечивает 5 передач переднего хода (сокращение числа передач по сравнению с тракторами типа ДТ-75 достигнуто благодаря большому запасу крутящего момента дизелей, который у Д-442 составляет 35%) с шестернями постоянного зацепления с переключением зубчатыми муфтами, что исключило торцовый износ первых, облегчило переключение передач, и 1 передачу заднего хода. Диапазон скоростей переднего хода 6,0 — 14,6 км/ч, скорость заднего хода — 6,02 км/ч. По заказу потребителя трансмиссия может быть укомплектована ходоуменьшителем или реверс-редуктором . Конечные передачи имеют плавающие венцы ведомых шестерен, что повысило их несущую способность.

Ходовая система с упругой балансирной подвеской унифицирована с трактором ДТ-175М «Волгарь», то есть, имеет улучшенные торцовые уплотнения подшипниковых узлов, усиленные пружины кареток подвески, большее усилие срабатывания амортизаторов направляющих колес, большей ширины опорные катки и отличается лишь меньшим диаметром последних (350 мм против 400). Гусеницы со звеньями шириной 470мм и пальцами диаметром 25 мм из более износостойкой марганцовистой стали также унифицированы с ДТ-175М. Рабочее оборудование ВТ-100 включает раздельно-агрегатную гидравлическую систему с рабочим давлением 16 МПа (160 кгс/см2), заднее навесное устройство (НУ-3), переналаживаемое по 2-точечной или 3-точечной схеме, тягово-сцепное устройство и 2-скоростной (540 и 1000 об/мин) ВОМ. Быстросоединяемые устройства нижних тяг ЗНУ облегчили соединение машин и орудий с трактором, а установка гидроцилиндра диаметром 125 мм увеличила грузоподъемность на 56%. Гидрораспределитель установлен сзади на правом крыле, рядом с маслобаком, что укоротило трассы маслопроводов, облегчило его обслуживание и соединение с орудиями. Трактор был оборудован пневмосистемой для сервирования управления сцеплением и механизмом поворота, а по заказу потребителя – и для управления тормозами прицепа; пневмосистема может также использоваться при техобслуживании трактора и агрегатируемых с ним машин и орудий (продувка от пыли, накачка шин и др.). Пневмосервирование позволило сблокировать управление планетарными и остановочными тормозами механизма поворота, задействовав для этого только рычаги. Благодаря этому исключается возможность затягивания остановочных тормозов до выключения планетарных, тем самым их срок службы увеличивается. Каркасно-панельный капот состоит из 2 частей, шарнирно связанных между собой. Откидывание всего капота вокруг расположенного в передней части нижнего шарнира обеспечивает хороший доступ к агрегатам дизеля, а откидывание передней части капота вокруг верхнего шарнира – доступ к радиаторам. Спереди на тракторе установлены съемные секционные балластные грузы, применение которых улучшает положение центра масс, тяговые качества трактора на тяжелых работах и повышает навесоспособность. Первоначально ВТ-100 комплектовался 8-ю грузами по 20 кг, установленными по четыре по бокам в передней части рамы, перед направляющими колесами (рис. 1). Затем количество этих грузов увеличили до 20 и установили их внизу, перед радиаторами (рис. 2). Технические характеристики тракторов ВТ-100Д, ВТ-100Н, а также ВТ-150Д нового семейства приведены в табл. 1.

Сначала ВТ-100 позиционировали, как трактор тягового класса 3. Но вышеупомянутые увеличения мощности до 120 л.с. и массы из-за большего балластирования позволили повысить тяговые показатели и трактор на основании результатов испытаний отнесли к тяговому классу 4. В конце 90-х гг. в связи с прекращением поставок с Ярославского завода топливной аппаратуры (ЯЗТА) двухуровневых топливных насосов дизели Д-442-24 и Д-442-25 стали поставляться в варианте с одним уровнем мощности — 95,7 кВт (130 л.с.). На испытаниях ВТ-100 по сравнению с тракторами типа ДТ-75, в частности по сравнению с ДТ-75Н (табл. 2), на большинстве сельхозопераций показывал повышение производительности на 16-47% при меньшем на 5-11%, а на некоторых операциях до 26%, погектарном расходе топлива [2]. Эксплуатация тракторов ВТ-100 подтвердила результаты испытаний. Уточненные по результатам испытаний прочностные расчеты трактора ВТ-100, в первую очередь, трансмиссии, показали возможность дальнейшего увеличения мощности. В итоге был разработан трактор ВТ-150Д (рис. 3, 4) с дизелем Д-442ВСИ мощностью 110 кВт (150 л.с.) с прямым электростартерным пуском.

Рис. 3. Серийный трактор ВТ-150Д с металлическим капотом, фотоРис. 4. Трактор ВТ-150Д, чертеж
Рис. 5. Комбинированная (индивидуально-балансирная) подвеска трактора ВТ-150Д, переналаживаемая на различные режимы подрессоривания

Для трактора ВТ-150Д разрабатывались и поэтапно были в значительной степени внедрены усовершенствованные узлы и агрегаты: — коробка передач с шестернями увеличенной ширины и улучшенной коррекции; — дисковые остановочные тормоза, имеющие больший срок службы по сравнению с ленточными: — конечные передачи со смешанным (эвольвентно-точечным) зацеплением шестерен, имеющим повышенную нагрузочную способность и долговечность; — комбинированная (индивидуально-балансирная) подвеска, каретки которой (рис. 5) с помощью сменных упоров можно было настраивать на различные режимы подрессоривания опорных катков (индивидуального, балансирного, смешанного); тракторы ВТ-150Д отгружались с завода с настройкой на смешанное подрессоривание: крайние, 1-й и 4-й, катки имели индивидуальное подрессоривание, а 2-й и 3-й — сбалансированное соответственно с 1-м и 4-м; такая настройка способствовала снижению амплитуды продольных угловых колебаний и повышала навесоспособность трактора; — амортизационно-натяжные устройства направляющих колес с промежуточным звеном между гидронатяжителем гусеницы и пружинным амортизатором, что увеличило усилие срабатывания; — заднее навесное устройство повышенной грузоподъемности за счет установки гидроцилиндра большего диаметра (125 мм вместо 100); — привод более производительного насоса гидросистемы от трансмиссии (независимый); — коробка передач с шестернями с увеличенными модулем (с 4 до 5) и шириной, что повысило их несущую способность; — пластиковый капот новых форм аллигаторного типа с вынесенными по стойкам кабины воздухозаборной и выхлопной трубами дизеля (рис. 6, 7), что придало внешнему облику трактора более современный вид; — новый, более современных форм щиток приборов, в т.ч. и с электронным блоком индикации (рис. 8, 9) ; — пластмассовый топливный бак; — хладоновый кондиционер (рис. 10 — по заказу потребителя вместо вентиляционно-охладительной установки испарительного типа); — более долговечные гусеницы прогрессивных конструкций с резинометаллическими шарнирами, ленточные резиноармированные и др. (рис. 1, 11-14). С целью повышения навесоспособности и тяговых показателей масса передних съемных секционных балластных грузов на ВТ-150 увеличена до 780 кг.

Рис. 6. Трактор ВТ-150Д с пластиковым капотом аллигаторного типа нового дизайнаРис. 7. Трактор ВТ-150Д с пластиковым капотом нового дизайна в агрегате с пружинной бороной АБ-24
Рис. 8. Щиток приборов трактора ВТ-150 первоначальной конструкцииРис. 9. Щиток приборов тракторов семейства “ВТ” новых форм с электронным блоком индикации НПК “Элара”
Рис. 10. Трактор ВТ-150Д с установленным на крыше кабины хладоновым кондиционером моноблочной конструкции

Во время испытаний трактора ВТ-150Д в сравнении с ВТ-100Д в Северо-Кавказской МИС и ВТ-150Л в сравнении с трактором Т-4А в Узбекском государственном центре испытаний с.-х. техники и технологий (УзГЦИТТ) новые машины показали на большинстве основных полевых работ: вспашка, в т.ч. глубокая, культивация, сев — повышение производительности на 2-26% при меньшем на 5-24% погектарном расходе топлива (только на культивации пара и предпосевном бороновании расход топлива был выше, чем у аналогов). В 2003 г. выпуск трактора ВТ-150Д был начат опытно-промышленными партиями, а серийное производство, параллельно с ВТ-100Д, — в 2005 г. На тракторах ВТ-100, ВТ-150 было успешно опробовано применение дизелей других производителей: — рядных 6-цилиндровых (полностью уравновешенных): — минского Д-260 (трактор с этим дизелем испытывались под марками ВТ-100Л и, как указано выше, ВТ-150Л); — словацкого Martin Z8604 (тракторы ВТ-100М, ВТ-100МД, рис. 12); — американского Cummins QSВ6,7 (трактор ВТ-150К); — финского SISU 74DSE, воспроизводство которого планировалось на Владимирском моторо-тракторном заводе — ВМТЗ (трактор ВТ-150Л); — а также V-образных: — 6-цилиндрового ЯМЗ-236 (трактор ВТ-150Я); — 8-цилиндрового КамАЗ-740 (трактор ВТ-150Ш).

Рис.11. Трактор ВТ-100Д на гусеницах с резинометаллическими шарнирами (РМШ) и ограничителями угла обратного складывания в агрегате с дисковой бороной во время испытаний в АнглииРис. 12. Опытный трактор ВТ-100МД со словацким дизелем Martin Z8604 на ленточных резиноармированных гусеницах (РАГ) конструкции НАТИ
Рис. 13. Трактор ВТ-150Д с пластиковым капотом в новом цветовом решении на ленточных резиноармированных гусеницах (РАГ)Рис. 14. Трактор ВТ-150Д с пластиковым капотом на экспериментальных гусеницах с пневмобашмаками

На базе трактора общего назначения ВТ-100 было разработано несколько модификаций специального назначения: пропашная, свекловодческая, рисоводческая, торфяная [1], промышленная-бульдозерная и др.

Пропашные (пахотно-пропашные) тракторы ВТ-100ДП и ВТ-100НП предназначались для использования как на работах общего назначения, так и на возделывании пропашных культур (кукурузы, подсолнечника, картофеля, клещевины, сои и др.), выращиваемых с принятыми в России междурядьями шириной 45, 70 (рис.15), а также 60 и 90 см. Отличались дополнительной комплектацией: — наряду со штатными гусеницами шириной 470 мм, узкими гусеницами: — шириной 240 мм для работы в междурядьях 45, 60 и 70 см; — шириной 390 мм, на которых возможна работа в междурядьях 70 и 90 см; — повысителями, устанавливаемыми вместо штатных цапф рамы и увеличивающими агротехнический просвет на 180 мм; — ходоуменьшителем для получения низких технологических скоростей движения.

Рис.15. Схема вписываемости трактора ВТ-100ДП/НП в междурядья пропашных культур шириной 70 см (вверху) на гусеницах шириной 390 мм и 45 см (внизу) на гусеницах шириной 240 мм; справа — с повысителями агропросвета (выделены затемнением), слева — без повысителей; L — высота обрабатываемых растений; П — агротехнический просвет; kст — коэффициент стойкости растений

Испытания ВТ-100ДП, ВТ-100НП в Северо-Кавказской машиноиспытательной станции (Сев-Кав МИС) показали, что на возделывании кукурузы, подсолнечника (ширина междурядий 70 см) они могут агрегатироваться с 12-рядным комплексом машин захватом 8,4 м, тогда как колесный трактор МТЗ-80 — только с 8-рядным (захват 5,6 м). При этом ВТ-100ДП, ВТ-100НП превосходил МТЗ-80 по производительности на 26-85% при меньшем на 9-35% погектарном расходе топлива. На штатных гусеницах, без установки повысителей агропросвета тракторы могут использоваться, как и базовые ВТ-100Д, ВТ-100Н. Применение ВТ-100ДП, ВТ-100НП в сельскохозяйственном производстве и на работах общего назначения, и на возделывании пропашных культур позволяет увеличить их годовую загрузку, сократить сроки выполнения полевых работ, сэкономить топливо и снизить потребность в колесных пропашных тракторах тягового класса 1,4.

Свекловодческий трактор ВТ-100ДС (рис. 16) [4] предназначен для выполнения всего комплекса работ по возделыванию сахарной свеклы, в т.ч. уборки в агрегате с навесным свеклоуборочным комбайном типа «Франц Кляйн» KR-6-II, производство которого планировалось в РФ. Основные отличия данной модификации от базовой модели: — кабина оборудована реверсивным постом управления, обеспечивающим работу задним ходом с комбайном КR-6-II; этот пост включает поворотное на 180? сиденье тракториста, дублирующие органы управления сцеплением, подачей топлива, поворота и задний пульт индикации с контрольными приборами; — заднее навесное устройство имеет повышенную грузоподъемность и может переналаживаться под навешивание тяжелого комбайна КR-6-II или остальных «обычных» орудий и машин; — трактор имеет переднее навесное устройство; на которое могут также навешиваться машины и орудия (для составления комбинированных агрегатов), а при агрегатировании с комбайном KR-6-II на него навешивается балластировочный груз; — для уменьшения продольных угловых колебаний при работе с тяжелыми комбайном и его балластировочным грузом на тракторе устанавливались комбинированные каретки подвески (унифицированные с трактором ВТ-150Д), настроенные на режим индивидуального подрессоривания опорных катков; — амортизаторы направляющих колес для обеспечения работы задним ходом имели большее, чем у базового трактора усилие срабатывания и блокирующие устройства-стяжки; — реверс-редуктор комплектовался измененными шестернями, обеспечивающими необходимые для работы комбайна KR-6-II технологические скорости движения; — для обеспечения при работе с комбайном KR-6-II обзорности назад вместо единого топливного бака устанавливался разделенный на 2 части бак. Трактор ВТ-100ДС на испытаниях в Кубанском НИИ испытаний тракторов и сельхозмашин (КубНИИТиМ) на операциях по возделыванию сахарной свеклы агрегатировался с 18-рядным комплексом машин захватом 8,1 м, в то время как основной свекловодческий гусеничный трактор Т-70С работал с 12-рядным (захват 5,4 м); производительность ВТ-100ДС на севе и междурядной обработке была выше на 44-90%, правда, как правило, при большем погектарном расходе топлива. Особенно эффективной была работа трактора ВТ100ДС на уборке сахарной свеклы в экстремальных условиях (засушливая или дождливая осень), когда самоходные колесные комбайны убирать свеклу не могли. Была выпущена опытно-промышленная партия тракторов ВТ-100ДС.

Рисоводческие тракторы ВТ-100ДР, ВТ-100НР предназначены для выполнения комплекса работ по почвообработке и уборке в рисовых чеках. От базовых моделей они отличаются специальными «рисовыми» гусеницами шириной 670 мм, опорная поверхность которых обеспечивает малую залипаемость и сохранение сцепных качеств на высоковлажной почве рисовых чеков. Для установки таких гусениц колея тракторов увеличена до 1570 мм. При работе на богарных почвах на трактор могут устанавливаться штатные, шириной 470 мм, гусеницы базового трактора общего назначения. Дисковые остановочные тормоза (как на тракторе ВТ-150Д) гарантируют надежную работу в условиях ограниченной длины рисовых чеков с частыми поворотами. По заказу потребителя трактор ВТ-100ДР мог комплектоваться кабиной с реверсивным постом управления, реверс-редуктором и разделенным топливным баком (как на свекловодческой модификации), что дает возможность работать задним ходом с рисовой жаткой. На испытаниях, проведенных КубНИИТиМом, ВТ-100ДР по сравнению с трактором ДТ-75Д (тоже на «рисовых» гусеницах) при выполнении работ в чеках был на 13-48% производительнее и расходовал на 4-42% меньше топлива на единицу выполненной работы.

Торфяная модификация ВТ-100ДТ (рис. 17) предназначена для работы на слабых и влажных грунтах (почвах) в агрегате с торфодобывающими, мелиоративными, сельскохозяйственными, дорожными и другими машинами и орудиями, могут служить базой для специальных машин: бульдозеров, погрузчиков, каналоочистителей и др. ВТ-100ДТ имеет увеличенную до 1570 мм колею, комплектуется широкими (670 мм, средние условные давления на почву при этом составляют всего 32,51 кПа) или особо широкими (750 мм) болотоходными гусеницами с увеличенным шагом (184 мм). При работе на плотных почвах можно устанавливать штатные гусеницы базового трактора шириной 470мм. Торфяная модификация ВТ-150ДТ аналогичного назначения была разработана и на базе трактора ВТ-150Д (рис. 18). Была разработана также промышленная бульдозерная модификация трактора ВТ-100Д (рис. 19, 20) с полужесткой подвеской, которая по сравнению со снабженным бульдозерным оборудованием трактором типа ДТ-75 с эластичной подвеской обеспечивала лучшее качество планировочных работ.

Рис. 16. Свекловодческий трактор ВТ-100ДС. Еще не на комбинированных, а на балансирных каретках подвескиРис. 17. Торфяной трактор ВТ-100ДТ
Рис. 18. Торфяной трактор ВТ-150ДТ с открытым капотом
Рис. 19. Промышленная бульдозерная модификация трактора ВТ-100Д с полужесткой подвескойРис. 20. Ходовая система промышленной бульдозерной модификации трактора ВТ-100Д унифицирована с трактором Т-4А Алтайского тракторного завода

Особенного внимания заслуживает еще один трактор нового семейства — ВТ-200Д (рис. 21) [5, 6]. Конструкторы ВгТЗ изыскали возможности совместить в этой машине: — комфортабельную кабину трактора ВТ-100 (ВТ-150); — автоматическую гидромеханическую трансмиссию трактора ДТ-175М «Волгарь», обеспечивавшую плавное бесступенчатое, без вмешательства тракториста, регулирование скорости и крюковой тяги в зависимости от сопротивления агрегатируемого с трактором орудия; — новую, в значительной степени унифицированную с трактором ВТ-150Д смешанную подвеску, имевшую по 5 опорных катков на борт; 2 передних и 2 задних опорных катка были объединены в комбинированные каретки, унифицированные с ВТ-150; средний опорный каток имел независимую пружинную подвеску; — мощный рядный 6-цилиндровый с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха алтайский дизель Д-461ВСИ, унифицированный с 4-цилиндровым Д-442ВСИ. Трактор ВТ-200Д получил также заднее навесное устройство НУ-4, обеспечивающее присоединение орудий, предназначенных для тракторов тягового класса 5 (с возможностью агрегатирования и с орудиями к тракторам классов 3 и 4), и аллигаторного типа металлический капот скругленных форм. Основные технические характеристики трактора ВТ-200Д: — тяговый класс — 5 — масса, кг; — эксплуатационная — 9950 — в т.ч. съемных балластных грузов — 780 (20 шт по 35 кг) — габаритные размеры, мм: — длина — 5700 — ширина — 2040 — высота — 3120 — продольная база, мм — 2100 — колея, мм — 1570 — дорожный просвет, мм — 370 — ширина гусениц, мм — 470 — средние условные давления на почву, кПа — 42,04 — номинальная мощность дизеля, кВт (л.с.) — 158 (215) при 2000 мин-1 — удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с.ч) — 211 (155) — число передач вперед/назад — 2 раб.+2 технол./1 — диапазон скоростей переднего хода, км/ч — 0 — 16,8 — диапазон тяговых усилий, кН — 25 — 65 — емкость топливного бака, л — 360

Трактор ВТ-200Д в 2005 г. был выпущен небольшой опытно-промышленной партией.

Рис. 21. Трактор ВТ-200Д — самый мощный в семействе “ВТ”

В 2009 г. разработанные для ВТ-100, ВТ-150 технические решения: кабина с постом управления, пластиковый капот, пневмосистема и пневмосервирование управления, балластирование секционными грузами, — были в порядке обратной унификации перенесены на трактор ДТ-75Д. Обновленный таким образом трактор с дизелем А-41ВСИ получил марку ВТ-90Д (рис. 22). На нем не только улучшились условия труда тракториста, но, благодаря введению переменного балластирования, повысились тягово-экономические показатели. Основные характеристики трактора ВТ-90Д: — тяговый класс — 3 — масса, кг; — эксплуатационная — 7100 — в т.ч. съемных балластных грузов — 280 (10 шт по 20 кг) — габаритные размеры, мм: — длина — 4800 — ширина — 1850 — высота — 3080 — продольная база, мм — 1612 — колея, мм — 1330 — дорожный просвет, мм — 370 — ширина гусениц, мм — 390 — средние условные давления на почву, кПа — 50,11 — номинальная мощность дизеля, кВт (л.с.) — 158 (90) при 1750 мин-1 — удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с.ч) — 238 (175) — число передач в основной комплектации, вперед/назад — 7/1 — расчетные скорости переднего хода, км/ч — 5,3 — 11,18 — расчетные тяговые усилия, кгс — 1520 — 3915 — емкость топливного бака, л — 300

Был разработан, изготовлен и испытан также трактор ВТ-90С с финским дизелем SISU 44DTA.

В планах Волгоградских конструкторов было и дальнейшее развитие семейства «ВТ». На базе ВТ-90 планировалось разработать более мощный трактор ВТ-110, а на базе ВТ-100, ВТ-150 — трактор ВТ-170. Для последнего разрабатывались механизм поворота с бортовыми фрикционами с большим сроком службы (фрикционные муфты поворота и остановочные тормоза были заложены многодисковые, работающие в масле) и двухступенчатые цилиндрическо-планетарные конечные передачи с большим передаточным числом, что облегчило бы условия работы коробки передач и другие усовершенствования. Таким образом семейство «ВТ» включало бы базовые тракторы общего назначения мощностью 90, 110, 130, 150, 170, 200-215 л.с. тяговых классов 3, 4 и 5 и их различные модификации специального назначения. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. В силу различных причин организонно-экономического характера на ВгТЗ было прекращено производство сначала трактора ВТ-100, потом ВТ-150. Трактор ВТ-200 не был поставлен на конвейер. ВТ-90 на завершающей стадии испытаний путем замены кабины на унифицированную с колесными тракторами ВМТЗ был переделан в трактор “Агромаш-90ТГ”, технический уровень которого из-за ухудшившихся условий труда тракториста снизился. Выпуск “Агромаша-90ТГ” и тракторов вообще на ВгТЗ был прекращен в 2015 г.

Рис. 22. Трактор ВТ-90Д — глубокая модернизация хорошо известного трактора ДТ-75Д — в двух комплектациях: сельскохозяйственной (слева) и промышленной с бульдозерным оборудованием ДЗ-42 (справа)

Устройство

Инструкция содержит подробные описания и схемы, показывающие каждый узел и механизм этой тяжелой техники.

Кабина, управление

Просторная кабина рассчитана на два места, отлично шумо- и водоизолирована. Дверца с резиновыми накладками, поглощающую звук удара. Резиновые накладки имеются и на элементах управления (педалях, приборах, рычагах, переключателях). Приборная доска размещена непосредственно перед механизатором.

В тракторе установлены двойные герметичные стеклопакеты со стеклоочистителями. Кресла водителя и его помощника подрессоренные, отлично глушат вибрацию и выдерживают тряску, регулируются по высоте. Комфорта добавляет калориферный обогреватель и вентилятор. Управление педально-рычажное с помощью пневмоусилителя.

Двигатель

На трактора марки ВТ-150 устанавливаются четырехцилиндровые дизельные силовые установки Алтайского тракторного завода (Барнаул) производительностью 110-158 л.с.

Трактор ВТ-150ДЕ комплектуется двумя видами дизельных силовых установок:

  • Д-442-24ВИ — с карбюраторным бензиновым пусковым двигателем, запускающимся от электростартера (158 л. с.).
  • Д-442-25ВИ — запускающимся от электростартера напрямую (110 л. с.).

Мотор закрыт откидным капотом, который отлично открывает доступ ко всем узлам.

В силовой установке используется жидко-масляное охлаждение. Наличие встроенных термостатов позволяет оперативно прогреться и запуститься дизелю.

Кроме того, производитель продумал варианты модернизации трактора с заменой имеющегося дизеля на более мощный (отечественного либо импортного производства). С этой целью под капотом имеется достаточно места для установки более производительного силового агрегата.

Ходовая, трансмиссия, КПП

Ходовая состоит из:

  • рамы;
  • подвески;
  • гусениц;
  • моста.

Подвеска индивидуально-комбинированного типа, отлично гасит тряску и придает необходимую плавность хода в различных условиях эксплуатации с большим грузом. Гусеницы могут иметь прорезиненные накладки, предназначенные для передвижения по асфальтовому покрытию.

Ходовая трактора ВТ-150

КПП механическая пятиступенчатая, дополнительно имеет:

  • конечные передачи;
  • бустерная 3-х ступенчатая КПП (для работ с нагрузками);
  • уменьшитель хода на 4 диапазона;
  • реверс-редуктор.

В общей сложности получается 15 скоростей движения. Сцепление однодискового типа, сухое.

Тормозная система на разных моделях разная:

  • ленточная — на первых моделях:
  • дисковая — последние трактора.

Потери мощности сведены к минимуму, трансмиссия оснащена более производительным масляным насосом. Тяговое усилие составляет от 44 до 55 кН.

Гидросистема

Навесные агрегаты и рулевое управление обслуживается гидравликой, которая включает:

  • гидронасос НУ-3;
  • гидрораспределителя;
  • бачок для гидравлической жидкости;
  • гидроцилиндров.

Модификации трактора Т-100

Изначально трактор модели Т-100 использовался на агрегате ДЗ-53. Данная база была использована для создания трубоукладчика, крана и свайного копра. За все время производства данного типа техники было выпущено более десятка различных модификаций. Универсальная платформа позволяла решать обширный перечень самых разных задач.

Челябинский тракторный завод за все время существования выпустил следующие виды модификаций трактора Т-100 — «сотки»:

Т-100 — базовая модель, гидравлическое оборудование отсутствует, как и крепления задней навесной системы (в задней части техники располагается лебедка);

Трактор Т-100Б. Болотоход.

Т-100Б — данная модификация была разработана специально для передвижения по болотам, обладает повышенной проходимостью, измененным форматом гусениц;

Т-100БГ — данная модель также представляет собой болотоход, но уже на базе промышленной модификации Т-100 МГП;

Т-100МГС — данная разновидность использовалась для нужд сельского хозяйства, присутствует вал отбора мощности и навесная система для установки различного вида дополнительного оборудования (модель уже оснащалась гидравлическим оборудованием);

Т-100МГП — представляет собой промышленный трактор с передней навесной системой, а также гидравлическим оборудованием, а также жесткой сцепкой, расположенной в задней части вместо лебедки (возможна инсталляция выходного механизма для подключения задней навесной системы, а также вала отбора мощности);

Модификации трактора Т-100

Модификация трактора Т-100 МГП-1.

Т-100МГП-1 — представляет собой обычный трактор на базе Т-100 МГП, но с облегченной модификацией без кабины;

Т-100МЗГП — данная модификация снабжается сервомеханизмами для осуществления поворота трактором, они существенно уменьшают усталость водителя;

Т-100Т — трактор, модифицированный для осуществления процедуры укладки труб различного диаметра.

Инструкция по эксплуатации

Руководство должно быть тщательно изучено на этапе знакомства с техникой. В нем содержится следующая информация о тракторной машине гусеничного типа:

  • Устройство трактора ВТ-150
  • Технические характеристики приобретенной модели
  • Руководство по обкатке агрегата
  • Техобслуживание гусеничной машины
  • Перечень неисправностей

Коснемся коротко некоторых пунктов.

Обкатка

Обкатка производится с целью увеличения эксплуатационного срока силовой установки. Длится приработка около 8-ми часов и начинается без нагрузок. Постепенно нагрузки усиливаются и доводятся до максимального значения. По окончании обкатки необходимо сменить масло в системе.

Техническое обслуживание

Полный перечень производимых работ по обслуживанию гусеничного трактор ВТ-150 описан в инструкции. Мы же сделаем акцент на нескольких позициях, а именно:

  • Смена моторного масла через 100 проработанных моточасов. Для этих целей годятся минеральные масла или полусинтетика.
  • Смена трансмиссионного масла по истечении 1000 проработанных часов. Рекомендовано использовать масла: ТАД-17и и Тап-15в.

Трансмиссионное масло ТАд-17и Трансмиссионное масло ТАП-15В

  • Не забывать сливать масла и солярку, отправляя гусеничную машину ВТ-150 на длительное хранение.

Основные неисправности и способы их устранения

Таблица неисправностей подробно описана в руководстве. Коснемся тех причин, которые влияют на запуск дизельного двигателя:

  • Масло и дизельное топливо не соответствует качеству;
  • Топливный бак пуст;
  • Заканчивается масло в системе;
  • Топливный насос (ТНВД не качает солярку);
  • Засорилась система фильтрации (проверяем воздушные и топливные фильтры);
  • Электростартер не запускается по причине разрядки аккумулятора или короткого замыкания.

Для дизелей с пускательными двигателями добавляются следующие причины, выдающие проблемы с системой зажигания:

  • свеча сгорела;
  • магнето вышел из строя;
  • отсоединен высоковольтный провод;
  • бензин плохого качества;
  • пустой бензобак;
  • карбюратор засорен или сломан;
  • топливные шланги и фильтры засорены.

Из-за того, что трактор ВТ-150 уже не выпускается, у его владельцев возникают проблемы с запчастями. Но если поискать хорошенько в интернете, то можно обнаружить частные объявления, продающие трактор ВТ-150 на запчасти.

Отзывы владельцев

Роман, 39 лет:

«Машина хорошая, функциональная, тяговые характеристики отличные, но требует особого внимания: ежегодно весной нужно настраивать топливную, постоянно следить за фильтрами. Комплекта гусениц хватает года на 2,5-3. Запчасти достать проблематично, это правда. Тормоза быстро изнашиваются (5 лет прошло — ставь новые).»

Илья, 27 лет:

«Работал на этом тракторе в первые годы своей трудовой деятельности. Выполнял все сельскохозяйственные работы, машина очень мощная, но нерентабельная для маленьких хозяйств. Проходимость отличная — и по болотам, и по песку… Тяговое усилие до 5 тонн. Кабина достойна внимания, теплоизоляция отличная, герметичность тоже. По грунтовке идешь без проблем — сиденье глушит все рывки и тряску.»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: