Самодельная 2х ступенчатая КПП на мотоблок или минитрактор


Как устроен редуктор мотоблока

Редуктор, который часто называют преобразователем, представляет собой механизм, который перерабатывает крутящий момент мотора и передает его на вал отбора мощности мотоблока. Происходит это с помощью набора зубчатых колес, находящихся в прочном металлическом корпусе. Редуктор и качество его деталей влияют на сроки эксплуатации агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ. Поэтому при покупке мотоблока в магазине следует обращать большое внимание на его комплектующие элементы, в том числе и устройство редуктора.

Редуктор бывает разборным и неразборным. Последние модели устанавливаются на мотоблоки бюджетного типа. Детали в них дешевые, ремонту не подлежат. При неисправностях нужно заменять редуктор. При нормальной эксплуатации срок их службы измеряется 1-2 сезонами. На дорогой технике двигатель оснащен преобразователем разборной конструкции. Он исправно служит несколько сезонов. При поломке отдельных частей просто заменяется вышедшая из строя деталь.

Преобразователь любого типа может включать в свой состав:

  • корпус (разборный или нет);
  • шестерни и валы;
  • звездочки;
  • ремни или цепи;
  • подшипники.

Схема редуктора

С помощью перечисленных деталей производится передача движений от мотора к навесным орудиям. Цепь надевается на звездочки, ремень — на шкивы. Самые простые механизмы оснащаются ременной передачей. Их же считают самыми слабыми и ненадежными. При большом крутящем моменте ремни проскальзывают и слетают со шкивов. Но такая конструкция благоприятно сказывается на валу двигателя. Проскальзывания ремней можно избежать, если поменять их на зубчатые. При этой замене нужно поменять и шкивы.

Как выбрать?

Преобразователь для мотоблока можно изготовить своими руками, но если нет необходимого опыта, то лучше приобрести его в специализированных торговых точках. Сегодня на рынке представлен огромный спектр качественных модификаций, стоимость которых варьируется в зависимости от различных технических и качественных характеристик.

На цену могут повлиять следующие факторы.

  • Качество материалов, из которых изготовлены комплектующие.
  • Количество функций, выполняемых преобразователем.
  • Статус производителя.
  • Реверсивный механизм (его наличие или отсутствие).
  • Воспроизводимая мощность. При выборе следует не гнаться за большей мощностью, а ориентироваться на технические характеристики транспортного средства. Поскольку возможности редуктора и двигателя должны совпадать.
  • Тип конструкции (разборный или неразборный).
  • Конструктивные особенности. Например, тип передачи или вид сцепления.
  • Срок службы. Как показывает практика, грамотно подобранный преобразователь способен прослужить от 7 до 15 лет в зависимости от типа передачи.

Для малой техники в трансмиссии часто применяется центробежное сцепление. Его миссия заключается в том, чтобы при запуске и прогреве двигателя движение не начиналось. Это удобно, поскольку в зимних регионах невозможно без подготовки тронуться с места или начать работу. Двигатели без центробежного сцепления стоят дешевле, поэтому тут следует руководствоваться личными предпочтениями.

При покупке преобразователя не нужно забывать про габариты двигателя. Будет обидно потратить деньги на то, что потом не войдет в корпус. При выборе редуктора необходимо также позаботиться о масле, которое заливается в него. Оно играет важную роль, являясь залогом эффективной и бесперебойной работы механизма.

При выборе нужно учитывать несколько факторов.

  • Климатические условия. Если транспортное средство будет эксплуатироваться в северных районах, то отдайте предпочтение тем средствам, которые не замерзают при минусовых температурах. В южных областях не следует тратиться на покупку таких вариантов.
  • Нагрузки. При наличии тяжелой или целинной почвы мотоблок будет работать при повышенных нагрузках, а значит трение между деталями увеличится, вращательный момент усилится. Чтобы увеличить срок службы запчастей, следует подбирать смазочную жидкость, учитывающую эти особенности.

Обязательно при выборе редуктора обратите внимание на сальники. Если они будут некачественными, масло начнет подтекать. Постепенно уровень его снизится. Если этого не заметить вовремя, то остатки могут закипеть от нагревания, детали заклинит.

При выборе редуктора от какого-то конкретного производителя помните, что при ремонте необходимо менять вышедшие из строя комплектующие на подобные. Поэтому следует выбирать поставщика, который имеет свои представительства в вашем регионе.

Какие бывают редукторы для мотоблока

Редукторы делятся на типы:

  • угловой;
  • понижающий;
  • шестеренчатый;
  • червячный;
  • цепной;
  • комбинированный.

Все они находят свое применение на мотоблоках разного типа.

Угловой

Угловой редуктор для мотоблока обеспечивает стыковку двигателя с трансмиссией и навесным механизмом. Используется и другое приспособление, если его доработать. Угловое устройство состоит из следующих деталей:

  • фланец;
  • крепление фланца;
  • подшипник;
  • корпус;
  • шкив;
  • ремень;
  • шайба из стали;
  • крепление шкива;
  • шпонка;
  • вал роторный.

Угловой редуктор

Это устройство можно изготовить самостоятельно. Перед работой необходимо учитывать условия, в которых ему предстоит работать. Это радиальная и осевая нагрузки на концах валов. Нагрузка зависит от типа смазочных материалов и температуры. Корпус лучше всего выбрать заводского изготовления. Для вала подбираются подшипники нужного размера.

Понижающий

Понижающий редуктор для мотоблока, своими руками созданный или промышленного изготовления, предназначен для увеличения мощности сельскохозяйственного агрегата. Это может понадобиться при работе мотоблока на песчаном грунте, когда колеса начинают пробуксовывать. Применяется он на бензиновой и дизельной технике, снабженной системой воздушного охлаждения.

Понижающий редуктор

Уменьшить количество оборотов и увеличить мощность приводного механизма можно с помощью понижающих шестеренчатых редукторов, которые иногда называют ходоуменьшителями для мотоблока. Они считаются наиболее надежными для работы дизельного или бензинового мотоблока, имеющего воздушное охлаждение. При работе агрегата происходит понижение количества оборотов. Это позволяет использовать мотоблок для особо тяжелых работ, например, для вспашки тяжелого грунта или сбора урожая картофеля с помощью картофелекопалки.

Шестеренчатый

Шестеренчатый преобразователь с дифференциалом применяется в мотоблоках тяжелого класса. Он хорошо подходит к двигателям, у которых коленчатый вал расположен вертикально. Редуктор издает при работе мало шума, обладает высокой производительностью. Он способен функционировать по прямой и угловой схемах. Шестерни используются как конические, так и цилиндрические. Устройство требует постоянного присутствия масла в картере, но эта особенность компенсируется его большой мощностью.

Шестеренчатый преобразователь

На тяжелых агрегатах шестеренчатый преобразователь часто комплектуется коробкой передач. Такая трансмиссия позволяет двигаться мотоблоку задним ходом. Реверс происходит во время обратного вращения шестерен в корпусе. Достигается это переменой положения рычага снаружи корпуса.

Шестеренчатый редуктор является лучшим выбором для тяжелой сельскохозяйственной техники. Двигатель, оборудованный этим механизмом, работает дольше, чем при червячном варианте.

Червячный

Червячный редуктор широко используется при комплектовании мини-тракторов и мотоблоков. Эта модель приобрела популярность благодаря длительному сроку безаварийной работы и высокой надежности. Устройство червячного типа имеет реверс, позволяющий агрегату двигаться задним ходом. Отличительной чертой этого преобразователя является присутствие специального винта и червячного колеса. Профиль резьбы на деталях — трапецеидальный. Изготавливаются они из материалов повышенной прочности.

Винт может иметь резьбу четырехзаходную или двухзаходную. Она совпадает с резьбой на шестерне. Зубья на качественных деталях делаются из антифрикционной стали. Эффективность устройства высокая. Его преимущества:

  • редуктор позволяет продлить срок службы двигателя;
  • создает мало шума при работе;
  • состоит устройство всего из 2 деталей;
  • обладает большим передаточным числом;
  • имеет плавный ход;
  • высокий эффект самоторможения.

Все положительные качества появляются при точной сборке и регулировке механизма.

Цепной

Цепное устройство в своей конструкции обязательно имеет цепь. Иногда она встречается не одна, а в количестве нескольких штук. Цепь редуктора надевается на звездочки и обеспечивает их прокручивание. Устройство удобно в эксплуатации, имеет функцию реверса и высокую степень надежности. Принцип работы похож на ременный механизм. Поменять передаточное число легко с заменой размеров звездочек. Работают они как в велосипеде, но наоборот: маленькая является ведущей, а большая — ведомой звездочкой.

Цепной механизм

Надежность работы обеспечивается качеством металла звездочек и прочностью цепи. При самостоятельном изготовлении редуктора следует брать мотоциклетные звездочки, они намного прочнее велосипедных. Устройство изделия простое и надежное, обладает реверсом. Цепь требует постоянной смазки и подтяжки. Ее разрыв является распространенной причиной поломки редуктора. Для ремонта нужно поменять цепь.

Комбинированный

Комбинированный редуктор сочетает в себе зубчатую и червячную, червячную и цилиндрическую передачи. Он бывает одноступенчатым или многоступенчатым. Одноступенчатый механизм имеет передаточное число до 7. Корпус делается из литого чугуна или сварной из алюминия. Двухступенчатые устройства имеют передаточное число до 40, трехступенчатые — до 150.

Комбинированный механизм

Все они предназначены для перемены скоростей вращения валов двигателя и вала отбора мощности. Все виды передач помещены в единый корпус. Комбинированный механизм — наиболее практичный. При небольших размерах он обладает высокими качествами и невысокой стоимостью.

Состав комплекта

1.Шкив (ролик)1 шт.
2.Кронштейн заднего хода1 шт.
3.Пружина возврата1 шт.
4.Трос сцепления с пружиной1 шт.
5.Ручка управления1 шт.
6.Шайба М-82 шт.
7.Конусная втулка шкива2 шт.
8.Шайба гроверная М-81 шт.
9.Гайка М-81 шт.
10.Ремень Z(0)-14001 шт.

Внимание! Данный комплект заднего хода не является официальным изделием завода изготовителя мотоблоков Нева, а сформирован исключительно на основе заявок, просьб и рекомендаций самих владельцев указанных мотоблоков и создан в помощь им для возможности приобретения всех запчастей в одном месте.

Нет определенных правил, технических условий либо ГОСТов по применению данного комплекта. Каждый владелец в праве самостоятельно принимать решение по установке, подгонке, изменению конструкции на свое усмотрение, по своему желанию и под свою ответственность.

Реверс редуктор входит в основную часть мотоблока — привод. От его надежности зависит долговечность мотоблока. Задачей такого редуктора является сохранение и поддержание работоспособности машины в сложных условиях.

Ходоуменьшитель

Сцепление колес землеобрабатывающей машины с почвой можно усилить, если использовать грунтозацепы или ходоуменьшитель для мотоблока. Ходоуменьшитель относится к числу навесных устройств. Он дает возможность снизить скорость сельскохозяйственного агрегата и повысить тяговое усилие вместе с крутящим моментом. Работает аналог редуктора с помощью цепи и звездочек на валах. При желании это приспособление можно изготовить своими руками. Детали используются от другой техники.

Каждый рассмотренный преобразователь наделен своими недостатками. Чтобы свести их количество к минимуму, стоит попробовать сделать устройство самостоятельно. Самодельная вещь может стать более качественной и удобной в эксплуатации, чем покупной экземпляр.

Использованы материалы:

  • Шестерня коническая малая Z-16 (1,65/1,85 WIRAX 5036/010660) от роторной косилки Польша. — 2 шт — 2300 руб.
  • Вал приводной малого шкива 5036010260 (2 шпонки) — 2 шт — 1000 руб.
  • Подшипник 180305 — 4 шт — 600 руб.
  • Шпонка 12*8*50 (рот.косилки), но я ее распустил по палам, вдоль — 2шт — 100 руб.
  • Всего получается материалов на 4000 руб.

Подшипники запрессованы на вал, потом вставлено в обойму, обойма стянута струбцинами по максимуму и потом проварено, чтобы утянуло метал при сварке и зажало подшипники.

Получился вот такой, самодельный угловой редуктор сделанный своими руками. Будет установлен на сегментную косилку.

Реверс редуктор входит в основную часть мотоблока — привод. От его надежности зависит долговечность мотоблока. Задачей такого редуктора является сохранение и поддержание работоспособности машины в сложных условиях.

Как сделать редуктор на мотоблок своими руками

Самодельный редуктор для мотоблока требует для изготовления подготовки инструментов. Для плодотворной работы понадобятся:

  • отвертки разных размеров;
  • ножовка по металлу;
  • пассатижи;
  • тиски слесарные;
  • сварочный аппарат;
  • молотки разного веса;
  • резина для прокладок;
  • дрель со сверлами.

Редуктор самоделка

В процессе работы могут потребоваться и некоторые другие инструменты. Из материалов нужно приготовить валы и подшипники, звездочки и цепи, ремни и шестерни. Для замеров деталей можно использовать штангенциркуль. Перед работой нужно выполнить простейшие чертежи.

Подготовка

Итак, инструменты и эскизы готовы, нужно подготовить материал для сварки корпуса или взять готовый. Сварить можно из кусков нержавеющей стали. В готовый корпус должны свободно входить приготовленные шестерни. Их можно позаимствовать у старой бензопилы. Годится марка Дружба или любая другая. Пилу нужно аккуратно разобрать и вытащить целые шестеренки вместе с валами. Их очищают и моют, затем подбирают по размерам в соответствии с передаточным числом.

При расчете передаточного числа за основу следует взять количество холостых оборотов коленчатого вала двигателя и прибавить к ним 10%.

При любой конструкции изделия нельзя допускать перекосов между деталями ведомой и ведущей частей.

Нельзя также заменять подшипники втулками. При разборе старой пилы об этом нужно помнить.

Сборка

При сборке изделия детали аккуратно вставляются на свои места в корпус и проворачиваются. Корпус должен закрываться герметично. Это предохранит детали от попадания на них пыли и грязи. На валах устанавливаются сальники. Внутрь корпуса заливается смазочная жидкость. Подключается самодельное устройство таким же способом, как и штатный редуктор. Для его испытания запускают двигатель и прокатывают его по земле. Детали должны немного приработаться друг к другу.

Схема редуктора, собранного из деталей списанной машины

Этот редуктор собран из деталей главного привода машины ГАЗ — 69. Конические шестерни вращаются от звездочки привода, который закреплен на хвостовике. Затем крутящийся момент перенаправляется на одну из двух ведомых шестерней, которые вращаются в подшипниках под номером 206 на шлицевом валу. В нужное время работает та шестерня, которая сцепляется с втулкой реверса на центральном шлице вала. Затем карданом движение передается дифференциалу или же ведущему колесу механического транспорта.

Читать также: Как подключить дифавтомат без заземления

И заключающий важный момент для владельцев мотоблоков или минитракторов. При покупке механизма цена также играет важную роль, потому что на дешевые агрегаты в основном устанавливаются неразборные редукторы. Такие механизмы ненадежны для долгосрочной работы. Этот редуктор при надобности невозможно отремонтировать, разобрать или собрать, поменять детали. Его изготавливают из металла низкого качества, детали у него негельзированные.

На дорогие агрегаты устанавливаются редукторы, которые можно разобрать, а это позволяет производить техническое обслуживание редуктора и ремонт. Как и любой другой механический транспорт нуждается в постоянной перепроверки, ремонте, обновлении, так и редуктор необходимо постоянно просматривать и контролировать. Время от времени обязательно проводить диагностику механизма, для предотвращения поломок в дальнейшем.

При покупке выгоднее купить более дорогой редуктор, потому что он послужит вам дольше.

Гордость многих дачников — самодельный мотоблок, собранный своими руками из деталей, отслуживших свой век механизмов. Поставить электродвигатель или малогабаритный бензиновый от старого мотороллера или мотоцикла на раму с колесами не составит труда даже для начинающего механика-любителя. А вот над чем придется подумать, так это над редуктором для мотоблока.

Сколько масла заливать в редуктор мотоблока

При работе мотоблока необходимо поддерживать постоянный уровень масла в редукторе. При несоблюдении этого простого правила остатки смазочного вещества могут закипеть и заклинить детали. Масло заливают только качественное. Даже при постоянном поддерживании уровня случаются поломки. При цепной передаче рвется или вытягивается цепь. Если снаружи появляются следы масла, это признак протечки сальников. Изношенные детали требуют замены аналогичными. Лучше приобрести их от зарекомендовавшего себя с хорошей стороны производителя.

Редуктор обеспечивает бесперебойную работу мотоблока, продлевает срок его службы и увеличивает эффективность использования агрегата. В этом деле хорошим помощником является смазка его деталей. Для смазки заливается трансмиссионное масло. Возможная его марка — ZIC 10W40, Super Т-3. Уровень масла определяется таким способом:

  • нужно взять проволоку длиной примерно 70 см вместо щупа и согнуть ее в дугу;
  • вставить в отверстие для заливки до упора;
  • вытащить самодельный щуп обратно;
  • проволока должна быть смазана маслом на длину около 30 см.

Этот уровень принято считать нормой. Если масла мало, нужно долить его до нормы. В купленном редукторе уровень должен быть указан в инструкции. Китайский мотоблок может продаваться без масла.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: