Также коснемся темы того, как сделать ступицы для мотоблока своими руками, используя для этого готовые чертежи и картинки.
Для телеги, мотоблока, культиватора ступица — это незаменимый компонент. При помощи этой детали, а также, благодаря установке специальной навески, можно намного эффективнее и качественнее, например, окучивать и вспахивать землю, собирать урожай, высаживать картофель.
Ступица на мотоблок бывает двух основных видов.
В частности, это:. Считается, что ступица дифференциальная — она универсальная для всех типов мотоблоков. Ступицы для мотоблока с дифференциалом нужны в том случае, если мотоблочная техника не снабжена функцией разблокирования колес, а разворот или поворот агротехники вызывает большие трудности в конце грядок. Дифференциальная ступица с подшипниками для телеги или мотоблока улучшит маневренность устройства.
Конструкции и предназначение дифференциала мотоблока
Основное предназначение дифференциала мотоблока – это более равномерное распределение мощности между колесами мотоблока. Особенно полезным дифференциал будет при поворотах. Чтобы развернуть мотоблок, обычно нужно прикладывать немалые усилия, особенно если техника с грунтозацепами и навесным оборудованием. Дифференциал обеспечивает легкое поворачивание из-за более быстрого вращения колес. Благодаря ему колеса имеют более быстрое вращение, чем то, которое происходит только благодаря оси.
Для разных моделей мотоблоков дифференциалы имеют свои конструктивные особенности и отличия. Например, для легких мотоблоков Нева используются дифференциалы, имеющие малый угол поворота колеса (240°). Также из-за поперечного паза у него небольшая прочность, внутри механизма наблюдается сильное трение деталей.
Мотоблоки фирмы Салют оснащены дифференциалами более сложной конструкции. Отличаются большей массой и углом поворота колеса (около 330°). Удлинитель имеет подшипники, что уменьшает усилие при повороте.
Для мотоблоков марки Фермер дифференциалы состоят из двух муфт, а управление осуществляется с помощью рычагов на руле.
Самоделки для мотоблока
Вопрос о том с чего начать конструировать навесное оборудование для мотоблоков вполне резонный. Дело в том, что практически все мотоблоки оснащаются прицепными устройствами, фабричного образца, рассчитанными на применение стандартных видов оборудования. Нужно уточнить, при этом что именно стандартное оборудование и не удовлетворяет запросам покупателей — уж слишком нежным и хрупким оказываются прицепные системы при использовании их в жестких условиях эксплуатации.
Для отечественных мотоблоков прицепные устройства в основном изготавливаются из стали сварным способом, а вот для массового китайского производства это в основном чугунное литье, или сплав металлов. Понятно, что для одного корпусного плуга даже самый мощный адаптер из чугуна не выдержит.
Потому первое что необходимо создать, это прицепное к мотоблоку своими руками для плуга. Здесь за основу конструкции лучше принять стандартную схему — адаптер представляет собой шарнир с возможностью фиксации плуга в разных положениях, что особенно удобно для вспашки небольших участков, когда применяется плуг как с левым, так и с правым отвалом.
Сам переходник рекомендуется сделать с возможностью фиксации не только в вертикальной, но и горизонтальной плоскостях при помощи талрепов и болтовых соединений.
Такой вариант поможет использовать его и для вспашки, и для окучивания, и для установки адаптера-сиденья для косилки или граблей для переворачивания сена на сенокосе.
Универсальный прицеп к мотоблоку
Наличие прицепа обеспечивает мобильность, ведь одно дело вести мотоблок с уже установленными агрегатами, другое, когда плуг, фреза или картофелесажалка просто грузятся на прицеп и транспортируются самим мотоблоком.
Рассчитывать параметры прицепного оборудования для мотоблока нужно исходя из его мощности, принцип здесь прост — 1 л. с. означает возможность перевозки 100 кг полезного груза на тележке. Самым простым и надежным является схема одноосного прицепа с нагрузкой на центральную ось. И хотя грузоподъемность такого прицепа невелика, всего до 500 кг, этого вполне хватает для того, чтобы на прицепе установить сиденье и управлять мотоблоком сидя на прицепе.
Самое сложное здесь это подобрать необходимые комплектующие. Легче всего использовать готовые детали. Например, ступица для мотоблока своими руками изготавливается из автомобильной, для легковых машин. Это позволяет использовать стандартные автомобильные колеса и покрышки для оборудования агрегата. С другой стороны, ступица от вазовской классики отлично подойдет и для того чтобы сделать и другие полезные самоделки — грунтозацепы, лебедки, утяжелители колес.
Для прицепа в основном используют конструкцию из прямоугольной трубы, но в качестве рамной основы может быть использован и швеллер и двутавр. Борта для прицепа лучше предусмотреть съемными. Предпочтительно сразу предусмотреть возможность установки на платформу нескольких видов бортов:
- деревянные или металлические для перевозки сыпучих грузов;
- легкие, сетчатые для заготовки зеленой массы для животных;
- раскладные, с возможностью увеличения полезной площади для перевозки сена.
А вот для того чтобы было комфортно перемещаться по дорогам стоит сделать крылья на мотоблок. По возможности сразу установить на них брызговики. Ведь не на всех дорогах есть асфальт и твердое покрытие.
Мотоблок с прицепом назвать транспортным средством согласно законодательству, сегодня нельзя, но это не означает что прицеп не должен оборудоваться средствами световой сигнализации.
Обязательно установить на прицеп как минимум 4 светоотражающих элемента — 2 красного цвета сзади и 2 белого впереди. Это поможет водителю автомобиля определить повозку в темноте.
Орудия обработки почвы — плуг и соха для мотоблока своими руками
Перед тем как сделать навеску на мотоблок для обработки почвы следует решить, что важнее и расставить приоритеты в вопросе техники обработки участка. Для больших участков, применяемых для посадки картофеля, корнеплодов, зерновых культур оптимальным вариантом была бы соха для мотоблока своими руками. Сделать ее проще и легче. А вот для грядок под овощные культуры, для обработки полос между рядами сада или финальной обработки под посадку лучше сделать фрезу. Это намного облегчит дальнейшие работы.
При готовой сцепке на мотоблок самым сложным в изготовлении плуга выступает его форма. Корпус имеет сложную для формовки форму и поэтому лучше сделать плуг из нескольких составляющих. Сошник для мотоблока своими руками лучше сделать из стали. Большое усилие, которое будет испытывать этот элемент не должно приводить к его деформации. Тем более, что именно сошник отвечает за глубину опускания плуга.
Читать также Как удобрять фикус в домашних условиях
Лемех плуга должен быть из максимально твердого металла. Это та часть плуга, которая врезается в землю и разрезает ее пласт. Прочность и мощность этого элемента позволит работать с плугом как в условиях обрабатываемой пашни, так и делать предварительную обработку целины. Несмотря на сложность конструкции отвала сделать его довольно просто. Для изогнутого отвала лучше взять уже готовую заготовку круглой или овальной формы. Из нее по чертежу сделать отвал. Умельцы для этого обычно используют трубы большого размера от 350 мм в диаметре или газовые баллоны. Отвал при этом получается практически идеальной формы.
Одним из вопросов как сделать плуг для мотоблока будет изготовление полевой доски — стабилизирующего элемента для плуга, задающего направление его движения при работе на пашне.
Соха своими руками для мотоблока так же, как и плуг собирается из нескольких элементов. Правда, для использования сохи в обработке почвы лучше предусмотреть отвал из арматуры, так, чтобы во время обработки грунт как можно больше рыхлился при повороте пласта. В конструкции сохи лучше предусмотреть не фронтальный отвал, а двусторонний отвал с арматурными прутьями.
Фреза для мотоблока своими руками
Навесное оборудование для мотоблока в виде грунтофрезы может быть использовано в основном для легких и средних агрегатов. Для тяжелых моделей с отдельным механизмом отбора мощности и передачей крутящего момента на прицепные агрегаты для мотоблока оптимальными будут фрезы с цепной передачей.
Самыми простыми фрезами для рыхления почвы могут быть четыре сегментные сабельные фрезы. Конструктивно такая фреза представляет собой трубу, на которую жестко посажены сабельные фрезы. Для средних и легких агрегатов полуоси для мотоблока делают разборными. Так можно регулировать ширину и скорость обработки почвы. Если установлено два сегмента с каждой из сторон редуктора, то скорость обработки существенно выше. Правда, ширина в этом случае будет небольшой. Для полуосей из двух или даже четырех элементов ширина захвата может быть увеличена до 1,5 метра.
Навесные агрегаты для мотоблока своими руками изготавливаются из профильной трубы. Профиль легче устанавливать на редуктор колес. Да и сочленять их при наращивании намного проще и легче.
Достаточно просто вставить их друг в друга и закрепить шпильками. Полуоси для мотоблока своими руками изготавливаются из квадратной или шестиугольной трубы с толстыми стенками. Для 1 комплекта фрез понадобится:
- трубы для корпуса полуоси с толщиной стенок 2,5-3 мм длиной 50-80 см;
- для соединения сегментов трубы меньшего диаметра длиной 50-60 см;
- 8 сабельных элементов для рабочего органа;
- фиксаторы на полуосях — 4 штуки;
Сами фрезы рекомендуется изготовить из стальной полосы толщиной 5 мм и более. Самое лучшее решение для изготовления фрез — применение кованного металла. В таком случае и прочность выше и нет необходимости часто делать заточку инструмента. Рекомендуется использовать при разработке формы фрезы для мотоблока своими руками чертежи наиболее удачных моделей — сабельной, изогнутой или фрезы с треугольным заостренным элементом.
Дисковый культиватор для мотоблока
Одним из самых востребованных видов навесного оборудования для мотоблока в период ухода за растениями летом является культиватор. Полольщик для мотоблока своими руками можно сделать:
- по примеру классического культиватора в виде прицепного рыхлителя;
- в виде дисковых окучников, применяемых для обработки посевов корнеплодов.
Технология обработки предусматривает прохождение мотоблока между двумя рядами посевов или при использовании много корпусного культиватора трех и даже четырех рядов.
Рыхлитель окучник может иметь несколько видов инструмента, установленных в одном корпусе:
- рыхлитель;
- два двухотвальных плужка-плоскореза;
- 2 дисковые бороны для формирования гряд;
- два диска для защиты растений.
Диски защиты растений для мотоблока своими руками обычно изготавливаются из листовой стали. В зависимости от назначения устройства, к которому они будут применяться рассчитывается их диаметр. Для фрез, обычно диаметр меньше фрез на 5-7 см, а для культиватора они, должны быть диаметром 30-35 см. Просто во время фрезерования участка растения обычно имеют небольшую высоту. А вот культивация проводится, когда растения достигают значительного роста, и поломка их на этом этапе может закончиться гибелью овощной культуры.
Диски среднего размера могут быть и универсальными, диаметром 20-25 см. При этом нужно предусмотреть и универсальный тип крепления к каждому из видов навесного оборудования.
Как сделать дифференциал на мотоблок своими руками?
Чтобы избежать лишних финансовых затрат, можно сделать самодельный дифференциал. Это процесс несложный, а наличие в свободном доступе чертежей и разнообразных материалов еще более упрощают задачу.
Процесс изготовления выглядит так:
- с помощью токарного станка по чертежам вытачивается деталь;
- вытачивается фланец и аккуратно приваривается к части металлической трубы;
- для изготовления дифференциала используйте заготовки только из качественной стали, поскольку данная деталь подвержена высоким нагрузкам.
Характеристика и разновидности ступиц для мотоблока
Ступица для мотоблока нужна для установки пневматических колес или стальных грунтозацепов.
Ступицы колеса мотоблока бывают 3 основных видов:
- ступица дифференциальная с разблокировкой;
- ступица полудифференциальная (упрощенный вариант предыдущей);
- ступица обыкновенная.
Дифференциальная ступица для мотоблока считается универсальной деталью и нужна она в тех случаях, когда мотоблок не оснащен системой разблокировки колес, а разворот техники вызывает трудности. Ступица с подшипниками значительно облегчает управление и улучшает маневренность. Для выполнения разворота нужно всего лишь снять блокировку с фиксатора необходимого колеса.
По диаметру ступицы классифицируют на:
- раздвижные;
- шестигранные (24 и 32 мм);
- круглые.
Другие работы
5.1. Роторная щетка. Эта навешивающаяся на мотоблок насадка позволяет эффективно и быстро подмести мусор или свежевыпавший снег как с асфальтовых дорожек, так и с газонов.
5.2. Бульдозерный нож (нож-отвал) — подвесное приспособление может применяться только на тяжелых мотоблоках. Отвал служит для перемещения большого объема сыпучих материалов (кучи песка, щебня, снега и т.д.).
5.3. Шнеко-роторный снегоуборщик. Предназначен для очистки территории от большого объема снега, слежавшихся или обледеневших пластов. Стальной шнек перемалывает снежно-ледяную массу и выбрасывает в сторону на расстояние до 20 метров.
Самостоятельное изготовление ступицы на мотоблок
Как уже говорилось, существуют разные варианты исполнения ступиц для мотоблока. Для изготовления самого простого варианта можно воспользоваться таким чертежом:
Главное, что стоит помнить при самостоятельном изготовлении – соблюдайте технику безопасности и используйте высококачественные материалы для большего срока службы детали.
Предлагаем Вам также ознакомиться с подробным видео, в котором рассказано про тонкости изготовления самодельной ступицы для мотоблока:
Самостоятельная сборка конструкции
Предположим, что у вас уже есть рама прицепа и вы выбрали себе колеса для автоприцепа.
Теперь нужно разобраться, как все это собирается и превращается в полноценную ось как элемент конструкции вашего автомобильного прицепа. Рассмотрим несколько ключевых шагов.
- Для начала выбирается сама балка. С круглым или квадратным сечением она будет, не принципиально важно. Главное, чтобы вы взяли соответствующие размеры и использовали металл высокого качества. Иначе подвеска долго не прослужит;
- Далее берем ступичную ось, на которую будет устанавливаться уже сама ступица, и соединяем ее с трубой. Как стыковать эти два элемента? Будет идеально, если ступичная ось войдет хотя бы на несколько миллиметров своим выступом внутрь трубы. Тут больше шансов у круглого сечения, нежели квадратного. Далее это все сваривается или соединяется болтами. Поучитесь у Курганских прицепов, если хотите сделать разборную модель. Если же нет, просто качественно приваривайте элементы между собой. Так делается с двух сторон;
- Вот у вас и готова полноценная ось, к которой затем будет монтироваться рессора или торсионка;
- Согласно актуальным правила, ось автоприцепа монтируется на длину, соответствующую 40% от общей длины прицепа с задней стороны;
- Точно сделайте замены, обозначьте место для размещения вашей оси;
- Монтаж лучше выполнять сверху, то есть прицеп придется перевернуть и расположить на ровной поверхности. Убедитесь, что шпиндели свободно свисают и не мешают вам в работе;
- Зачистите участок рамы будущего прицепа, где будете монтировать свою ось. Сделайте замер расстояния между втулками и поделите на две одинаковые части. Не забудьте пометить все маркером на оси;
- Для контрольного замера поделите ширину рамы на 2, а полученную величину нанесите от центра оси. Положение параллельно корректируется. Только теперь приступайте к завершающему процессу монтажа;
- Соединение осуществляется точечной сваркой по всему протяжению контактов.
Многие народные умельцы советуют брать подвеску пружинно-амортизационного типа. Хотя параметры прочности у нее ниже, если сравнивать с резиножгутовой конструкцией, зато с такой подвеской вы получите более плавный и мягкий ход при пустом и загруженном прицепе.
Насколько сложный этот процесс, судите сами. Если вы никогда не выполняли подобных работ, то начинать с такого этапа я бы не советовал. Проще купить готовую конструкцию или изначально взять хороший заводской прицеп типа:
Всем спасибо за внимание! Эксплуатируйте только надежную и исправную технику, не создавайте угрозу на дороге для себя и других участников движения.
Подписывайтесь на наш сайт, делитесь мнениями в комментариях и приглашайте к обсуждениям своих друзей!
(6 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Мотоблоком можно вспахивать землю, можно косить траву, вы можете использовать свой мотоблок в зимнюю пору для уборки снега. Также можете использовать мотоблок как минитрактор, но одно из самых частых применений это перевозка груза. Но для этого вам понадобится прицеп. Вы можете купить прицеп в магазине, но он бывает не всем по карману. Ничего, вы можете легко сделать прицеп для мотоблока своими руками.