Комбайн СК-6 — корабль советских полей по имени «Колос»

Характеристики, устройство и особенности комбайна колос ск-6

Эта машина выглядит весьма эффектно – она красиво рассекает пшеничное поле, подобно большому кораблю. Впрочем, комбайн марки СК-6 по имени «Колос» отличает не только оригинальный дизайн с двумя бункерами по бокам. Он в умелых руках и работать способен весьма продуктивно.

Технические характеристики Колос СК 6

  • Рабочие габариты агрегата 1049 х 534 х 400 см.
  • Размеры комбайна при транспортировке 1092 х 530 х 392 см.
  • Полная масса 9 тонн 455 кг.
  • Мощность установленного двигателя СМД-64 равна 110 кВт.
  • Комбайн имеет две рабочие скорости: скорость транспортировки 18,7 км в час; скорость при выполнении работы – 7,4 км в час.
  • За один час машиной СК-6 собирается до 8500 кг урожая.
  • Без редуктора барабан вращается со скоростью 749…1235 оборотов за 60 секунд.
  • Установлено восемь рабочих бичей.
  • Молотилка захватывает участок поля в 150 см.
  • Габариты барабанного устройства: диаметр 60 см, длина 148,5 см.
  • Барабан охватывает угол 146 градусов.
  • Показатель высоты среза культуры: при перестановке башмаков – 50, 100, 130, 180 мм; при изменении гидроцилиндров – диапазон 100…950 мм.
  • Соломотряс сделан с двумя валами, имеет пять рабочих клавиш.
  • Соломотряс сделан с шириной 147,7 см.
  • Размер длины одной клавиши 361,8 см.
  • Бункер для зерна имеет вместимость 3 м3 продукта.
  • Минимальный радиус при развороте машины составляет 750 см.

Характеристики двигателя

Работа мотора СМД-64 проходит в четырехтактном процессе. Дизельная конструкция мотора имеет механизм турбонаддува, охлаждение совершается водянистой жидкостью. Насос для прогонки масла двухсекционный, шестеренного типа. Запуск совершается пусковым двигателем с редуктором, с дополнительной функцией дистанционного запуска. Марка турбокомпрессора ТКР11Н-1.

  • Мощность рабочего состояния 150 л.с.
  • Длина хода поршневой части 11,5 см.
  • Размер диаметра рабочего цилиндра 13 см.
  • Расположение цилиндров в конструкции в форме литеры V.
  • По правому ряду идут цилиндры один, два, три.
  • По левому ряду расположены цилиндры четыре, пять, шесть.

Комбайн Колос СК 6

Операторская кабина

На качественном фото комбайна Колос видно, что кабина расположена не очень удачно. Она стоит в центре рамы, по бокам от нее находятся бункеры. При этом ее расположение сделано на одном узле с молотильным устройством. Из достоинств кабины – она имеет жалюзи для защиты от солнца и вентилятор для обдува. Звуковая изоляция хоть и присутствует, но она не самого высокого качества. Кабина стоит на самом верху комбайна, но качество обзора от этого не вырастает. Боковому обзору мешают зерновые бункеры. Задний осмотр имеет свои трудности, поэтому движение задним ходом крайне неудобное. Рычаги управления рабочими органами находятся возле кресла водителя. Все рабочие узлы приводятся в работу водителем или его помощником.

Топливо

Комбайновая машина Колос поставляется с большим баком для топлива. В него вмещается ровно 190 литров дизельной смеси. Расход топлива высчитывается не за пройденное расстояние, а за рабочий час. Размер потребление ДТ – 27,5 литров.

Жатка Draper Stream 1240

Еще один признак крутого производителя — широкозахватная транспортерная жатка. Их выпускают немногие компании, по сути, это штучный товар, но, если играешь в высшей лиге, они должны быть в продуктовом портфеле. Раньше самая широкая российская жатка была шириной 10 м, теперь есть и 12-метровые. Чем шире захват, тем больше хлебной массы можно подать в молотилку за один ход ножа и более эффективно загрузить машину
Раньше механизатору надо было непрерывно следить за высотой среза: жатка шла на фиксированной высоте, часто в нее попадала земля, повреждались ножи. На NOVA стоит система копирования рельефа почвы. Я опускаю жатку, а дальше она все делает за меня сама, плавно проходя все неровности. Жатка очень важна, это первичная стадия обмолота, говорит Андрей. Важнейший рабочий орган. На NOVA стоит автоматическое синхромотовило. На тачскрине бортового компьютера можно выбрать обороты мотовила либо включить автоматический режим — тогда бортовая система сама будет подбирать обороты в зависимости от рабочей скорости машины. Это дает возможность эффективнее обмолачивать хлеб и лучше подавать массу в жатку.

Устройство машины

Комбайн Колос СК 6 оснащен ведущим мостом из двух планетарных редукторов. КПП позволяет совершать ход в двух направлениях: назад с одной скоростью, вперед с тремя скоростями. Главным мостом считается задний. По факту это коробчатая балка со встроенными рычагами. Гидравлическую систему произвели из главного блока и блока для управления рулем. Подачу масла из резервуара в систему обеспечивает распределитель. Главный блок руководит работой подключенных механизмов, которыми могут быть жатки, мотовила, копнители. Этот же блок управляет очистным клапаном, который установили на воздухозаборник радиатора. Для освещения хода комбайна установлены четыре фары. Передняя пара фар носит название ФГ-305, задняя пара – ФГ-304. Помимо основных фар, предусмотрены лампы стоп-сигнала, лампы оповещения о повороте машины.

Запчасти на комбайн Нива и Колос

Комбайны Нива и Колос схожи по конструкции, эти зерноуборочные машины состоят из следующих основных запчастей:

  • шестицилиндровый двигатель, дизельный;
  • гидрооборудование (гидронасос, гидромотор);
  • жатка (создана для скашивания, распределения равномерного потока зерна, перемещения его к молотильному аппарату);
  • подборщик;
  • наклонная камера;
  • ходовая часть (трансмиссия);
  • молотилка;
  • копнитель;
  • измельчитель

Нива и Колос являются маркой самоходного зерноуборочного комбайна. Они применяются для следующих с/х работ:

  • уборки зерна и других культур на полях (равнинных);
  • уборки зернобобовых, масличных и крупяных культур;
  • уборки кукурузы и семенников трав

Достоинства, недостатки

Положительные черты:

  • Наличие двухсекционного бункера для хранения обмолотого зернового продукта. Бункер легко выгружается, даже во время движения комбайна СК-6.
  • Огромное наличие новых запчастей для ремонта техники. Стоимость запчастей не такая высокая, как у импортных аналогов.
  • Встроенный датчик наполнения бункера. Встроены сигнализационные системы для работы копнителя, соломотряса или зернового шнека.
  • Молотилка с широким захватом поля.
  • Надежная, выносливая техника. Срок эксплуатации может достигает 50-60 лет.

Отрицательные черты:

  • Ужасный обзор из водительской кабины. Отличный обзор только в переднее стекло, боковой и задний осмотр затруднен конструкцией каркаса.
  • Над мотором нет свободного места для проведения ремонтных работ.
  • Мощность двигателя слабовата, для машины такой комплекции желательно ставить мотор помощнее.
  • Хорошая проходимость по ровному участку. Любые неровности комбайном проходятся со большими сложностями.

Отзывы

«Во время юности мой отец работал на комбайне Колос СК 6. Отец рассказывал, что машина хорошая, хотя и имела свои трудности при работе. Достоинствами он считал высокий процент сбора урожая. Но при этом надо было приловчиться к управлению этой махиной. Плохой боковой и задний обзор мешал нормальной работе, а разворачиваться пытались боком. Чтобы двигаться задним ходом приходилось одному человеку выходить из кабины и подсказывать, как и куда рулить. Жаль, что такие комбайны давно не выпускаются, их можно было бы усовершенствовать и они бы работали на благо наших фермеров.» Павел, Черкассы.

Колос СК 6 – отличный, советский комбайн для работы на зерновых полях. При списке своих недостатков, он был прогрессивным агрегатом, который по своим техническим характеристикам опережал всех ближайших конкурентов.

https://www.youtube.com/watch?v=UFp9F6OhdoM

Техника — молодёжи 1970-08, страница 33

много точек смазки, чересчур замысловатые защитные кожухи и т. д. и т. п.

Но я решил не отвлекаться на частности и спросил:

— Что дает испытание самоходного комбайна?

Ответом была пословица: «Лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать».

Быть может, поэтому правилом «идеи проверять экспериментами, а машины — испытаниями» пользуются и поныне. В свое время устраивались состязания паровозов и пароходов, автомобилей и самолетов. И когда потребовалось выявить лучший комбайн, прибегли к проверенному способу. СК-4, «Нива», «Колос» — закаленные спортсмены. Им приходилось выступать и на своих «стадионах» (Кубань, Украина, Сибирь и т. д.), и на зарубежных (Болгария, Канада, Польша и т. д.). Нашими соперниками были «Джон Дир» (США), «Армада» (Бельгия), Е-512 (ГДР) и комбайны других фирм.

На испытаниях в Канаде (1968 год) и в Болгарии, Венгрии, Польше и Чехословакии (1969 год) выяснилось, что «Нива» по производительности (потери за молотилкой не более 1,5%) и качеству очистки зерна не уступает лучшим зарубежным образцам, а «Колос» даже превосходит их. Средняя — 7,5, «Колоса» — 10,6 т в час.

Мне довелось беседовать’ со многими испытателями, и все они в один голос говорили: если наши комбайны и в чем-то уступают зарубежным и нужна еще доработка, то в целом они что надо.

Сергей Ковалев (оптимист — он восторженно рассказывал мне, что современный комбайнер работает в белой сорочке) заключил:

— Я думаю, за рубежом уже в 1972 году «Джон Дир», «Класс» и другие фирмы переймут наш опыт. А если бы «Ниву» и «Колос» уже сегодня пустить на экспорт, то они составили бы серьезную конкуренцию многим иностранным маркам.

Судите сами. На советских самоходных комбайнах еще с 1958 года применяется копирующая жатка. Если на поле попадаются неровности, то один край жатки опускается до 15 см, а другой может настолько же подняться. В продольном направлении, то есть по хо

ду комбайна, жатка тоже подвижна. Сначала на западе смеялись над нами, теперь же сами делают подобные. Иностранные «спецы» иронически заявляли: «Русским следует сгладить поля, а потом уж пользоваться комбайном». Они, видимо, не представляли наших масштабов. Несмотря на ухабы и выбоины, «Нива» ровно убирает поля, срезает стебли на одной и той же высоте.

Не комбайном единым. Войдя в уютный кабинет начальника ГСКБ, я сразу же приметил маленькую модель «Нивы». Прямо с порога я спросил:

— Как вы оцениваете роль самоходного зерноуборочного комбайна?

— Пожалуй, сдержанно, — задумчиво ответил начальник, — одними комбайнами урожая, не уберешь! Как бы ни были хороши наши машины, с ними одними успеха не добьешься. Задержались грузовики — неизбежны простои в страдное время. Каждому понятно: если уж длится уборочная пора всего 10—12 дней, так лучше, чтобы в его колхозе она была еще короче. И причина тому — отнюдь не рапорты, а изменчивая погода, естественное осыпание зерна. Где умело организована уборочная кампания, там «Нивой» и «Колосом»

4 снимают по 8 и по 10 тонн зерна в час. Все имеет значение: и хорошо продуманная сменность работы, и техническая подготовка машин к уборочной, и квалификация комбайнеров, и четкая организация питания и отдыха механизаторов.

— Но ведь не только организацией все определяется? — не унимался я.

— Верно, многое зависит от того, каков урожай, много ли сорняков. Очень важно, какая культура возде-лывается на полях. Ведь для каждого сорта основная характеристика — отношение веса зерна к весу соломы — своя.

Как ни поразительно, но факт: комбайн убирает в основном солому. Увы, у нас в стране весовое соотношение зерна и соломы —- 1 : 1,5. Селекционерам и агрономам придется еще немало потрудиться, прежде чем удастся добиться характеристики 1 : 1 или даже 1 : 0,5. И тогда-то производительность комбайнов повысится без каких-либо переделок в 1,5—2 раза!

ТАГАНРОГСКИЕ КОМБАЙНЫ

На развороте показан самоходный комбайн «НИВА» СК-5. Работает он так. «Ножи» жатки срезают стебли на высоте 50 мм от земли, а мотовило подает их под вращающийся шнек. Стебли, попавшие на края шнека, перемещаются н его середине, а оттуда — на транспортер. Хлебная масса с транспортера направляется битером в молотильный аппарат. Барабан снабжен восемью бичами (или попросту планками), они прижимают хлебную массу н решетчатой деке, через которую около 70 процентов зерна просыпается на транспортную доску очистки. Частично обработанная пшеница, выходя из молотилки, направляется отбойным битером на четырехклавишный соломотряс. Клавиши совершают волнообразное движение, перемещая солому в бункер. Через решетку в клавишах просыпаются недомолоченные колоски. По наклонной плоскости они сползают на транспортную доску очистки, а оттуда на решето. Оно снизу обдувается вентилятором. Зерно, кан более тяжелая фракция, просыпается сквозь решето, попадает в зерновой шнек, из него — в скребковый элеватор. Он подает зерно в бункер. А «пустопорожний» ворох уносится потоком воздуха через вентиляционные каналы. Воздушная струя переносит оставшиеся колоски с зерном на редкую решетку и наконец через нее в большой нижний шнек. Дальнейший их путь: элеватор, малый (верхний) колосовой шнек и снова молотильный аппарат, где они снова проходят весь цикл обмолота вместе с поступающей хлебной массой. Полова (колосни, не содержащие зерна) и солома собираются в копнителе. Когда он наполнится.

откидные пальцы автоматически откроются и на поле выкидывается солома. Разгрузка зернового бункера происходит прямо на ходу. Через выгрузной шнек зерно высыпается в кузов едущего рядом с комбайном грузовика.

СК-5, о котором до сих пор шла речь, — базовая модель для двух серий: «Нивы» и «Колоса».

«НИВА» СКП-5 убирает урожай в районах с влажным климатом (Прибалтика, север России). Единственное ее отличие от СК-5 — дополнительные полугусеничные тележки. Механизаторы в зависимости от условий уборки могут установить на комбайне либо ведущие колеса (входящие в комплект СК-5), либо тележни.

На «НИВЕ» СКПР-5 — ко всему этому еще второй молотильный барабан. Ее амплуа — уборка риса и зерновых культур на переувлажненных почвах.

«НИВА» СКГ-5 — гусеничная машина. Она прекрасно работает на поливных землях и рисовых плантациях.

«НИВА» СКК-5 — косогорный вариант СК-5. Ее жатка поворачивается ма ± 20° вокруг продольной и горизонтальной осей. Именно это качество СКК-5 позволяет ему убирать урожаи на отрогах Северного Кавказа и Карпат.

«КОЛОС» СК-6 убирает высокие урожаи на полях южных областей страны.

«КОЛОС» СКПР-6 — предназначен для тех же целей, что и «Нива» СКПР-5. Однако в отличие от «Нивы» «Колос» устанавливается на 4 полугусеничные тележки, у каждой из которых привод от двигателя.

31

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: