Зерноуборочный комбайн СК-4: технические характеристики, устройство, фото и видео

Легендарная «четверка» серии СК самоходных комбайнов советского периода в 1962 г. сменила предшествующую модель СК3. Новинка отличалась боле мощным типом двигателя. Известный в СССР и за его пределами комбайн выпускался до 1974 года. Он удостаивался наград многочисленных выставок. Отмечен дипломом 1-й степени, золотой медалью и серебряным кубком международных торговых ярмарок Лейпцига, Брно и Будапешта. Всего за 12 лет выпустили более 855 тыс. экземпляров этой модели. Газетчики прозвали СК 4 самоходным «степным кораблем», а на Западе модель уважительно именовали «король комбайнов». За разработку комбайна коллектив специального конструкторского ГСКБ (г.Таганрог) во главе с известным конструктором Х.И. Изаксоном наградили Ленинской премией. Это была огромная победа донских машиностроителей. В тот период столь высокой награды удостаивались только выдающиеся разработки, имеющие для страны большое народнохозяйственное значение (фото комбайна СК 4).

Назначение

Комбайн представляет самоходную зерноуборочную машину, осуществляющую одновременно покос стеблей растений и операции сепарации зерна злаковых культур. С его помощью на полях можно косить, выбивать из колосьев зерна, очищать струей воздуха от половы и помещать зерновую массу в накопительный бункер. Он выполняет одновременно функции жатки, молотилки и веялки.

Зерноуборочный комбайн СК 4

Комбайн «Нива» СК-5М

Комбайн «Нива» СК-5М

  • дизель Д-260.1 с встроенным теплообменником и большим производственным ресурсом;
  • ведущий мост – передние колеса, что сделало комбайн более маневренным и проходимым;
  • широка фронтальная жатка с гидрокопирами и уравновешенной конструкцией;
  • оснастка жатки быстросъемными стеблеподъемниками;
  • 2-секционное барабанье для меньших потерь урожая;
  • настройка жатки, оборотистости мотовила из кабины механизатора рычагами гидрораспределителя;
  • трехступенчатая трансмиссия двухходового типа – агрегат может развивать скорость от 100 м/ч;
  • увеличенный диаметр ведущих (передних) колес с протектором шин высокой проходимости;
  • гидрообъемное рулевое управление с гидроусилительным блоком;
  • возможность контроля гидравлических показателей манометром;
  • дополненный конструктив барабана битером и декой.

Зерноуборочный комбайн «Нива» способен нарабатывать до 300 моточасов за сезон уборки и лучше всего адаптирован под культуры с валовой продукцией до 40 ц/га.

Технические характеристики:

  • Сила – 155 л.с.;
  • Жатка –4/5 м;
  • Емкость для дизеля – 300 л;
  • Измельчитель – 600 мм;
  • Величина клавиши сепаратор – 3,6 м;
  • Бункер – 3 м3;
  • Масса – 8 т.

Эксплуатация комбайна «Нива» СК-5 не всегда оправдана из-за ограничений в:

  • степени полегания посевов;
  • холмистости поверхности;
  • влажности почвы и зерна;
  • засоренности земельного угодья камнями и другими посторонними предметами.

Им на смену приходит новая эра машин – комбайны «Нива» Нова. Например, S300 последняя модификация, которую выпустил Ростовский комбайновый в 2020 г. Ее презентация состоялась, однако комбайн пока отсутствует в продаже.

Как и другие самоходные агрегаты может эксплуатироваться для прямого и раздельного комбайнирования зерновых и прочих агрокультур. В отличие от «Нива» Эффект готов трудиться и в хозяйствах с уклоном поверхности до 8 0 (предыдущая модель ограничивалась 2 0). При этом ведущий силовой узел – двигатель ЯМЗ-53405 усовершенствован до отметки в 180 л.с. при расходе топлива на гектар до 193 мл.

Технические характеристики

«Четверка» представляет улучшенную модель комбайна СК 3. Удлинение соломотряса, установка шнековой спирали большего диаметра и шага увеличили на четверть по сравнению с предшественником производительность самоходного комбайна. Основные технические параметры сельхозмашины приведены в таблице:

Вес с жаткойт6,28
Длина транспортнаям10,14
Скорость на верхней передачекм/ч17,7
Радиус поворотам≤ 9,5
Пропускные возможности молотилкикг/c3,8

Характеристики двигателя

На комбайне установлен тракторный силовой агрегат СМД-14, который мог заменяться на СМД-15К. Эти четырехтактные дизельные моторы с 4 цилиндрами в виде вставных гильз развивают мощность 56 кВт (75 л. с.) и отличаются исключительной надежностью. Агрегат вращает вал со скоростью 1700 об/мин. Подача топлива происходит непосредственным впрыском в камеру сгорания. В силовых агрегатах применен радиатор охлаждения с подачей охлаждающей жидкости от водяного насоса. Запуск дизеля производится при помощи дополнительного пускового мотора малой мощности.

Комбайн СК 4

Расход топлива

Самоходная машина расходует 0,218 кг/кВт*ч дизтоплива.

История комбайна и комбайностроения

Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США. В 1828 году S. Lane заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.

Первым осуществленным комбайном нужно считать изобретенный Е. Briggs и E. G. Carpenter в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу; вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от 2 задних колес.

В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Н. Moore и J. Hascall получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (ок. 240 га). До 1867 года работы по конструированию и созданию комбайнов проводились преимущественно в восточных штатах США.

Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции D. С. Peterson, нашёл себе значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.

В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt (англ.)русск.), которые выпускали комбайны для продажи.

Комбайны этого типа хотя и были очень близки в основном по принципиальной схеме к современным машинам, но резко отличались от последних своим оформлением. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 — от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов и их вес иногда доходил до 15 т.

В конце 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США работало около 600 комбайнов калифорнийского типа. В начале 1890-х годов с целью замены живой тяги механической в качестве двигательной силы начали применять паровые самоходы, от которых в дальнейшем перешли к тягачам-тракторам с двигателем внутреннего сгорания.

Первый комбайн фирмы Holt с 36-футовым (11 м) режущим аппаратом в комплекте со 120-сильным паровым самоходом с отдельным вспомогательным паровым двигателем на раме комбайна был выпущен в 1905 году. В 1907 году той же фирмой Holt на комбайн был установлен двигатель внутреннего сгорания.

Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких бензиновых двигателей с большим числом оборотов значительно снизило вес комбайна, уменьшило их стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств США, массе же мелких фермеров приобретение и применение комбайнов было недоступно.

Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.

Тем не менее расцвет комбайностроения в США продолжался всего несколько лет. В это время в США лишь 14—15 % фермерских хозяйств использовали комбайны. Фермерами Канады в 1928 году было куплено 3657 комбайнов. В 1929 году — 3295, в 1930 — 1614, а в 1931 — всего 178. Мировой экономический кризис очень сильно сказался на экспорте пшеницы и на производстве комбайнов.

Производство комбайнов, доходившее в 1929 до 37 тыс. в год, упало в 1933 до 300 шт.; многие фирмы совершенно прекратили выпуск комбайнов. Попытки внедрения комбайнов в мелкие фермерские хозяйства — главным образом, за счет выпуска небольших комбайнов с шириной захвата до 5 футов (1,5 м) — вызвали лишь незначительный рост производства комбайнов.

По данным на 1930 в США насчитывалось 60 803 комбайнов, а к 1936 их число увеличилось до 70 тыс. В 1930 комбайнизацией было охвачено менее 1 % фермерских хозяйств США. Еще меньше комбайнов в других странах: так, к 1936 в Канаде их было всего 10 500, в Аргентине — 24 800. В европейских странах число комбайнов было незначительно.

ГодыПроизводствоПродано в СШАЭкспортировано
19143030
192036272717929
19234000н. д.н. д.
19245600н. д.н. д.
19255100н. д.н. д.
19261176062774707
19271830030н. д.
1928~27800210006800
192936900н. д.~6800
193024400н. д.н. д.
19315801н. д.н. д.
19324000н. д.н. д.
1933300н. д.405
193540006 000500 (1934)

Устройство и работа комбайна

Комбайн самоходный изначально предназначался для уборки зерноколосовых или крупяных культур. Поэтому конструкция оптимально соответствует выполняемым задачам. В нем применена фронтальная жатка с шарнирно-подвешенным корпусом. Мотовило оснащено пятью граблинами и позволяет производить уборку как прямостоящих, так и полеглых хлебов. Для этого применен ряд усовершенствований функционала.

Основными рабочими узлами и механизмами являются:

  • Двигатель четырехцилиндровый с прямой подачей дизельного топлива, используется принудительная система охлаждения.
  • Трансмиссия с механической КПП.
  • В гидравлике давление создается шестеренчатым насосом, от него передается гидроцилиндрам. Они управляют частотой вращения подборщика и мотовила, изменяют положение жатки по высоте.
  • Рулевое управление производится через вал червячного механизма и конические шестеренки. Для облегчения управления колесами оно подключено к дополнительному контуру гидроусилительной системы.
  • Жатка имеет механизм резания, эксцентриковое мотовило, делитель и шнек. Регулировкой по высоте башмаков копирования рельефа возможно устанавливать высоту среза стеблей на 10–18 см соответственно.

С двух сторон жатка также управляется гидроцилиндрами (видео комбайна СК 4).

Комбайн СК 4

Устройство

Двигатель

Четырехтактный двигатель с четырьмя рядными цилиндрами, сделанными в виде вставных гильз, работает на дизельном топливе. Подача горючего осуществляется напрямую. Охлаждение происходит с помощью жидкости, поступающей в радиатор из водяного насоса.

Двухтактный карбюраторный пусковой мотор с одним цилиндром и стартером служит для запуска. Он имеет с дизелем общее охлаждение. Отбор мощности у него, как и у основного двигателя, происходит и с той, и с другой стороны.

Трансмиссия

Передача мощности от мотора на приемный шкив осуществляется с помощью клиноременного вариатора. Его гидравлический цилиндр управляется рычагом. Двухдисковое сцепление у машины смонтировано на приемном шкиве. Оно является постоянно замкнутым. Перемещаясь вперед, можно выбрать одну скорость из трех возможных. Назад комбайн может передвигаться лишь с одной скоростью.

Коробка передач – двухходовая. Внутри у нее находятся промежуточный, передаточный и приводной валы. Их правые подшипники жестко зафиксированы, а левые свободно ходят.

У приводного и промежуточного вала имеются тормозные шкивы, позволяющие замедлять или останавливать вал КПП при выключении сцепления. Благодаря этому передачи переключаются тихо, а шестеренки меньше изнашиваются.

Гидравлика

В системе гидравлики работают основной и дополнительный контуры с общим баком. Первый из них призван регулировать скорость вращения мотовила и подборщика, а также менять положение мотовила (по отношению к механизму резания). Также с помощью основной системы поднимается и опускается жатка, варьируется скорость зерноуборочного комбайна СК-3. А дополнительной системой пользуются, когда нужно повернуть ведомые колеса.

В основном контуре перекачивает масло шестеренчатый насос НШ-32Э. Кран-распределитель подает это масло на один из гидроцилиндров (вариатора мотовила, поднимания и опускания жатки, поднимания и опускания мотовила). А кран управления подает его на гидроцилиндр вариатора ходовой части. Одновременно эти краны работать не могут (ввиду последовательного соединения).

схема комбайна СК-4

Двигатель, гидравлика, рулевое управление комбайна ск-4

Рулевое управление

На колонке руля находится коробка рулевого механизма, а на кронштейне ведущего моста – картер. Передача вращения происходит посредством вала и конических шестеренок, одна из которых отлита одновременно с рулевым валом. На этом же валу запрессован червяк передаточного механизма, сцепленный с двойным роликом. Величину зазора между червяком и роликом меняют с помощью регулировочного винта.

Для облегчения поворота ведомых колес используется дополнительный контур гидросистемы. Его обслуживает шестеренчатый насос НШ-10Д. С механизмом колес связан золотник, который может двигаться внутри своего корпуса. Корпус, в свою очередь, соединен с рулевой тягой. Когда масло поступает на золотник, то оно направляется либо на слив (в нейтральном положении), либо в одну из полостей гидроцилиндра. В последнем случае происходит поворот – влево или вправо.

Жатка

В комплект этого механизма обязательно входит наклонная камера, оснащенная транспортером цепочно-пластиночного типа. Это отдельное, самостоятельное устройство. Сама же жатка, кроме корпуса, включает: механизм для резания, мотовило с регулятором числа оборотов, башмаки для копирования рельефа, шнек и делители. Управляется жатка (и все ее рабочие органы) с помощью гидравлических цилиндров, размещенных с обеих ее сторон.

Башмаки для копирования, которые соединяются с кронштейнами шарнирами, способны немного поворачиваться вокруг своих осей. Их уровень можно менять, регулируя высоту среза (соответственно 10, 13 и 18 сантиметров). Если копирование не нужно (при рыхлом или влажном грунте), то используют проставки, сводящие к минимуму расстояние между транспортером и шнеком.

Мотовило эксцентрикового типа размещено на двух приваренных к трубе опорах. Оно оснащено предохранительной муфтой, срабатывающей при перегрузках. Граблины могут устанавливаться в четырех положениях. Вариатор частоты вращения состоит из двух шкивов, связанных клиновыми ремнями.

Режущий механизм, закрепленный на переднем брусе жатки, включает в себя чугунные секции с двумя пальцами, а также прижимные лапки, выполненные из стали. У каждого пальца внутри находится заостренный стальной вкладыш. Насечка режущих сегментов серповидная, а сам нож состоит из головки, спинки и этих сегментов.

Для сведения: в зависимости от захвата жатки, которой оснащен комбайн СК-4, меняется его полная маркировка. Так, модель СК-45 имеет захват 5 метров, модель СК-44 – 4,1 метра. Соответственно, самый маленький захват (3,2 метра) имеет модель СК-43.

Преимущества и недостатки

СК-4 обладает рядом преимуществ, к ним относятся:

  1. Сравнительно небольшие габариты и вес самоходной машины, которые позволяют применять комбайн на ограниченных по размеру полях (со сложным рельефом).
  2. Высокая производительность и минимальные потери зерновой массы при уборке зерновых культур.
  3. Более качественная, чем у предшествующих аналогов, предварительная очистка зерна с возвратом недомолоченной массы в соломотряс.
  4. Относительный комфорт в кабине водителя обеспечивают отопление, дополнительная изоляция от громкого звука и вибрации.
  5. Лёгкость маневрирования обеспечивается применением гидропривода руля и КПП.
  6. Возможность установки дополнительного оборудования по подбору и измельчению соломы, остающейся после уборки на поле.

К недостаткам этой техники следует отнести быструю изнашиваемость приводных клиновидных ремней. Система подсоединения жатки требует значительных трудозатрат при установке и сервисном обслуживании.

Основные узлы

Комбайн Nova состоит из таких основных узлов:

  • кабина;
  • бункер для сбора урожая;
  • накопитель соломы и мотовило;
  • двигатель.

На комбайн устанавливается рядный дизельный турбированный двигатель ЯМЗ-53405, выпущенный Ярославским . Электронная контроль-система следит за расходом топлива.

Коробка переключения передач — гидростатическая 3-скоростная.

В базовый комплект поставки входит универсальная жатка Power Stream, имеющая такие особенности:

  • длинный стол;
  • гидропривод мотовила с синхронизацией скорости;
  • реверс жатвенных механизмов, управление которых осуществляется из кабины водителя.

В процессе обмолота и срезания жатка выдает минимальные потери стеблей и зерна и равномерно подает ворох при любых условиях эксплуатации комбайна.

Быстрое перемещение вороха к молотильному механизму с установленным спереди камнеуловителем осуществляется с помощью наклонной камеры с цепочно-планчатым транспортером, оснащенной системой копирования рельефа почвы.

Аналоги

Ближайшими аналогами, кроме 3-ей модели серии, среди зерноуборочных машин считались СК-5 «Нива» з-да «Ростсельмаш» и СК-6-II «Колос» Таганрогского комбайнового завода. Они стали производиться с 1970 г. Большей производительностью отличался самоходный СКД-5 «Сибиряк». Его производство было налажено годом раньше в г. Красноярске.

После модернизации в 1969 году комбайн был переименован, самоходная машина в дальнейшем называлась СК-4А. Популярностью пользовались гусеничные модели СКГ-4 в период «рисовой компании» 60–70-х годов минувшего столетия. На тот период комбайн и его модификации пользовались признанием аграриев. Самоходные машины поставлялись зарубежным сельхозпроизводителям, пользовались спросом в союзных республиках и странах социалистического лагеря.

Самоходный комбайн СК 4 стал продолжателем легендарной серии отечественных самоходных комбайнов в 1962 г., флагман советского сельхозмашиностроения выпускался вплоть до 1974 г.

Комбайн СК-4

Агрегат разработан на комбайновом заводе города Таганрога, в КБ под руководством Изаксона, известного конструктора тех времен. Там же несколькими годами ранее была создана и предыдущая модель – СК-3. Сделать ее более совершенной, устранив некоторые недочеты, был призван новый комбайн. Он выпускался в течение 12 лет – с 1962 по 1974 год.

За это время его создатели были удостоены Ленинской премии, а сама машина не раз получала награды и золотые медали международных выставок (в Брно, Будапеште, Лейпциге). Производили агрегат одновременно два предприятия: кроме Таганрогского комбайнового завода, еще и «Ростсельмаш». А с 1964 года сборка осуществлялась и на Красноярском комбайновом заводе.

Как и модель СК-3, данная самоходная машина Нива была оснащена: широкой молотилкой (почти 1,2 метра), возможностью регулировки хода рабочих органов во время движения, гидравлическим усилителем для поворота.

Однако благодаря удлинению клавиш соломотряса и применению более крупных шнеков с увеличенным шагом спирали ее производительность повысилась на четверть.

Подверглись реконструкции и другие узлы. В частности, изменены детали копнителя, увеличены скребки элеватора.

Фото комбайна СК-4

Особенности, преимущества и недостатки комбайна СК-4

Самолёты Страны Советов

Главная • О сайте • 1917—1925 • 1926—1932 • 1933—1938 • 1939—1945 • 1946—1950 • 1951—1970 • Авиаконструкторы • Поиск • Контакты
Ан-14 «ПЧЕЛКА»…31983
Як-12…31250
Ан-2…30197
Ан-24…27799
Як-40…26249
Ту-154…25430
Як-18…23997
СХ-1 (ЛИГ-10)…23373
Пе-2…22112
У-2 (По-2)…21983
Ту-16…21903
Ту-114…21419
Ил-4 (ДБ-ЗФ)…21198
Ту-134…20407
ТШ-3 (ЦКБ-4)…20187
«НЬЮПОР-17»…19152
ИЛ-2 (ЦКБ-57)…18885
Ил-18…18564
Як-25…17667
Ил-62…17588
Исправление ошибок
Статистика
Служебный вход
• М-5
• М-9
• «Вуазен»
• «Фарман-30»
• «Ньюпор-17»
• ВХ-4
• П-IV — П-VI-Бис
• «Комта»
• У-1
• «Конек-Горбунок»
• АК-1
• И-1 (Ил-400 бис)
• ВОП-1
• АНТ-1
• Р-1
• АНТ-2
• И-2
• К-1
• Р-3 (АНТ-3)
• ТБ-1 (АНТ-4)
• ПМ-1
• РАФ-1
КРЫЛЬЯ КРЕПНУТ (1926 — 1932)
• 2И-Н1 (ДИ-1)
• «Три друга»
• БИЧ-3
• И-4 (АНТ-5)
• И-3
• «Буревестник» С-4
• П-2
• АИР-1 (ВВА-3)
• У-2 (ПО-2)
• Р-5 (П-5)
• «Пионерская правда» (АИР-3)
• К-5
• АНТ-9 (ПС-9)
• Р-6 (АНТ-7)
• И-5
• СК-4
• РГ-1
• Ш-2
• ТБ-3 (АНТ-6, Г-2)
• ТШ-1
• МДР-2 (АНТ-8)
• «Омега»
• АНТ-14 «Правда»
• ИZ (И-ЗЕТ)
• «Сталь-2»
• АИР-6
• МБР-2 (МП-1)
• Г-8
• АИР-7
• ХАИ-1
• БИЧ-7А
• Ми-3 (АНТ-21)
БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, ДАЛЬШЕ (1933 — 1938)
• И-14 (АНТ-31 бис)
• «Сталь-3»
• «Сталь-6»
• И-15 (ЦКБ-3)
• АНТ-25 (РД)
• И-16 (ЦКБ-12)
• НИАИ-1 (ЛК «Фанера-2»)
• ТШ-3 (ЦКБ-4)
• «Максим Горький» (АНТ-20)
• СПЛ («Гидро-1»)
• МК-1 (АНТ-22)
• ЭМАИ-1 «Серго Орджоникидзе»
• СБ — СБ-2 (АНТ-40, ПС-40)
• «Сталь-11»
• ДИ-6
• АСК
• P-Z (Р-зет)
• CP (ЦКБ-27)
• ДАР
• Г-20
• НВ-2
• АНИТО-1
• БОК-5
• ЛК-4 (НИАИ-4)
• ПС-89 (ЗИГ-1)
• «Родина» (АНТ-37 бис)
• «Сталь-7»
• УТ-2 — УТ-1
• ДБ-Зб (ЦКБ-30)
• САМ-5-2 бис
• ДБ-А
• ЛК («Ленинградский комсомолец»)
• Р-10 (ХАИ-5, ПС-5)
• АРК-3
• ПС-35 (АНТ-35)
• И-15 бис (И-152)
• ИП-1 (ДГ-52)
• К-12 (ВС-2)
• КСМ-1
• ХАИ — АВИАВНИТО-3
• БОК-1
• Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42)
• У-5
• РК-1 (ЛИГ-7)
• «Стрела»
• Су-2 (ББ-1)
• КОР-1 (Бе-2)
• И-207
• Че-2 (МДР-6)
• СХ-1 (ЛИГ-10)
• МТБ-2 (АНТ-44)
• Ш-Тандем (Тандем-МАИ)
• И-153 «Чайка»
САМОЛЕТЫ ОГНЕВЫХ ЛЕТ (1939 — 1945)
• И-28
• Як-4 (ББ-22)
• Ил-4 (ДБ-ЗФ)
• ДБ-ЛК
• МА-1
• Ар-2
• Ер-2 (ДБ-240)
• Пе-2
• ЛаГГ-З
• Як-1 (И-26)
• МиГ-3
• Як-7
• Ил-2 (ЦКБ-57)
• И-185
• Ш-7
• БИЧ-21 (СГ-1)
• Су-1
• ИС-1
• Су-6
• ДВБ-102
• БИ (БИ-1)
• Як-6 (НББ)
• Ту-2
• Ла-5
• Як-9
• Ще-2
• Як-3
• Ла-7
• Ил-10
• Су-5 (И-107)
• И-250 (Н)
• МиГ-8 («Утка»)
НА ПОРОГЕ ЗВУКОВОГО БАРЬЕРА (1946—1950)
• Ил-12
• МиГ-9
• Як-15
• Ла-9
• Як-11
• Як-12
• Су-9
• Ла-150
• Як-18
• Ту-70
• Ту-4
• Ан-2
• Як-17
• Як-23
• МиГ-15
• Су-12
• Ла-15
• Ил-28
• МиГ-17
• Ла-176
• Су-15
• Ту-85
• Ту-14
• Бе-6
• Р-1
• Ил-14
ЭПОХА БОЛЬШИХ СКОРОСТЕЙ (1951 — 1970)
• Як-25
• Ту-16
• МиГ-19
• Ту-104
• Ан-8
• Ил-18
• Ан-12
• Ан-10
• Ту-114
• Ан-14 «Пчелка»
• МиГ-21
• Ан-24
• Як-32
• Ту-124
• Ту-134
• Ан-22 («Антей»)
• Ил-62
• Бе-30
• Як-18Т
• Як-40
• Ту-154
• Ту-144
Copyright © 2010-2020 При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: