Автобусы МАЗ 103, МАЗ 107 — Автозапчасти и автоХитрости

Транспортное средство было произведено белорусскими производителями еще в 1996 году. Спустя десятки лет заметно обновлено – это заметно по улучшению салона и не только.

Самое главное, на чем хотелось бы заострить свое внимание – оформление стало более современное. К тому же технические характеристики заметно возросли.

Автобус МАЗ 103 – полунизкопольная машина большого класса, именно она предназначена для перевозки людей в городских условиях. Кроме этого автотранспорт славится ездой по пригородным маршрутам, где преобладает большая интенсивность пассажиров.

История

В 1992 году Минским автомобильным заводом был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan. В результате появилась модель МАЗ-101, однако её цена и низкая надёжность при эксплуатации на дорогах плохого качества делали её неконкурентоспособной на рынке СНГ. В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде». На заводе было принято решение внедрять отечественные комплектующие, при этом приспосабливая конструкцию к местным условиям. В результате был разработан автобус МАЗ-103, на котором был применён задний мост собственной конструкции вместо портального моста, устанавливавшегося на МАЗ-101. Это привело к появлению ступеньки в задней двери (в двух остальных дверях ступеньки отсутствуют), однако положительно сказалось на цене, надёжности и ремонтопригодности автобуса.

К 300-летию Санкт-Петербурга было выпущено несколько автобусов-туалетов моделей МАЗ-163М и МАЗ-163W, которые были зачислены на баланс «Водоканала».

Также сборка автобусов МАЗ-103 осуществлялась в Нижнем Новгороде на мощностях предприятия «Самотлор-НН». Такие автобусы имеют другую переднюю маску с круглыми фарами меньшего размера. Также в Нижнем Новгороде выпускалась версия школьного автобуса МАЗ-103.

С 2008 года производится рестайлинговая версия автобуса с более современным оформлением кузова и салона.

С 2020 года производится также с двигателем на компримированном природном газе (метан).

Эксплуатируется в нескольких десятках городов Белоруссии, России (таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону, Красноярск, Пенза, Саранск, Ижевск, Иркутск, Сочи, Норильск), Украины, Казахстана, Румынии, Сербии, Венгрии, Польши.

Базовые элементы комплектации серии

  • Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона
  • Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2.0-2.2 кВт(Webasto или Eberspacher)
  • Атиблокировочная система тормозов ABS
  • Противобуксовочная система ASR
  • Раиооборудование без магнитолы: микрофон, усилитель и 4 громкоговоителя
  • Термошумоизоляционное покрытие потолка
  • Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
  • Откидной трап для заезда инвалидной коляски
  • Оборудование и крепление для одной инвалидной коляски
  • Система принудителного наклона кузова «Книлинг»
  • Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО «МАЗ»
  • Износостойкое покрытие «Грабиол»
  • Оцинкованный лист на бортах и крыше
  • Кнопки требования остановок
  • Ввинчиваемые буксирные вилки
  • Перегородка, отделяющая от салона рабочее место водителя и разделяющая дверной проем на две части, без выхоа в салон

Характеристики

НазначениеГородской
Габаритные размеры, мм11985—2500—2838
База, мм6140
Колея колёс (передних-задних), мм2046-1825
Наружный радиус поворота, мм11300
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм335
Высота пола на площадке средней двери, мм360
Ширина прохода между сиденьями, мм790
Допустимая нагрузка на переднюю-заднюю ось, кг6500 — 11500
Полная масса, кг18000
Количество мест для сидения21, 25, 28
Номинальная вместимость, чел.110, 100, 90
Максимальная скорость, км/ч72, 75-113, 78
ДвигательММЗ Д-260.5, OM906LA, DEUTZ BF6M 1013EC
Мощность двигателя, кВТ (л.с.)169 (230), 170 (231), 174 (237)
Объём двигателя, л7.12, 6.37, 7.146
Коробка передачмеханическая или гидромеханическая
Подвеска передней,
задней оси
независимая (зависимая) пневматическая с телескопическими амортизаторами
Задний мостжёсткая балка с двойной разнесённой передачей
Колёсадисковые, 8.25×22.5
Шины11 70R22.5
Дополнительное оборудованиеПо желанию заказчика устанавливаются тонированные стеклопакеты, пластиковые сидения, электронное информационное табло «Интеграл», крышные вентиляторы, система управления наклоном кузова, информационный экран в салоне

Подробное описание, устройство: панель приборов, электрооборудование и не только

Низкопольные/полунизкопольные автобусы МАЗ-103 используются для выполнения различных задач по перевозке пассажиров в рамках пригородных и городских маршрутов.

Кузов автобуса несущий и цельнометаллический, имеет вагонный тип строения. Как крыша, так и боковины автобуса полностью представляют собой цельнометаллические листы, а передняя часть выполнена из стеклопластика. Совместно со вклеенными стеклами это создает оптимальную жесткость кузова с высокой степенью безопасности для пассажиров.

Тип дизайна также можно назвать вагонным. Передняя часть автобуса представлена небольшим бампером, в углы которого интегрированы небольшие «кругляши» противотуманных фар, а над ними с уменьшением размера расположились еще несколько раздельных «кругляшей» ближнего, дальнего света и повторители поворота. Ветровое стекло в центре разделено на две части с большой щеткой очистителя для каждой стороны. В самой верхней части МАЗ-103 находится большое электронное табло рейсоуказателя со сменными маршрутными табличками.

В профиль автобус имеет расширенные колесные арки, большие боковые зеркала заднего вида с вертикальным ориентированием, в верхней части так же находится еще одно табло рейсоуказателя, а подоконная линия ближе к задней части поднимается.

МАЗ-103 пригородного/городского назначения. Фото РусбизнесАвто

Задняя часть преимущественно закрыта цельным листом металла, есть фальш-решетка радиатора и схожая с передними фонарями задняя оптика.

За счет расположения двигателя в задней части уровень пола автобуса понизился в переднем и среднем секторах. Это сделало МАЗ-103 более удобным для пассажиров, так как значительно облегчило их посадку. Автобус МАЗ оснащается системой автоматического пожаротушения.

Кабина автобуса весьма просторна и комфорта. Для посадки и высадки используются три цельностеклянных двери, ширина каждой из которых составляет 1.2 метра. Сиденья в МАЗ-103 пластиковые с обивкой из ткани. Имеется отопитель и система вентиляции. Также опционально можно установить кондиционер. Водительское кресло имеет мягкое наполнение и выраженную для автобусных кресел поддержку. Все органы управления на расстоянии вытянутой руки. Приборная панель не имеет выраженного козырька, а все датчики и показатели расположены на ровной поверхности.

Автобусы имеют 24-вольтную систему электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединения. Минусом («массой») является каркас автобуса, соединенный с плюсом аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.

Модельный ряд

Имеется ряд комплектаций МАЗ модели 103, которые различаются числом мест для сидения и общей пассажировместимостью, а также различными вариантами оснащения трансмиссии. Существуют модификации автобусов МАЗ-103. Они могут обладать одним из нескольких вариантов коробок передач с отличными техническими характеристиками: от 6-ступенчатой МКПП ZF до Voith Diwa D 851.2.

Модификации: 103Т, 103465, 103467 и прочие

Автобус МАЗ-103. Фото Википедия

  • МАЗ-10300 – городской автобус с двигателем ММЗ Д-260.5 (Евро-1) и коробкой передач МАЗ-306 (базовая модификация). Выпускался с 1996 года.
  • МАЗ-103001 – с двигателем Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач КамАЗ-141.
  • МАЗ-103002 – с двигателем Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач Прага-5PS.
  • МАЗ-103003 – с двигателем Д-260.5 и коробкой передач ZF S6-85. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103004 – с двигателем Д-260.5 и коробкой передач ГМП-4.
  • МАЗ-103005 – с двигателем Д-260.5 и коробкой передач Войс D851.3Е. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103007 – с двигателем ЯМЗ-236НЕ и коробкой передач МАЗ-306.
  • МАЗ-103040 – с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 мощностью 226 л.с. и коробкой передач Рено G406. Число мест для сидения 25.
  • МАЗ-103041 – с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 и коробкой передач Прага 5PS. Число мест для сидения 21-28.
  • МАЗ-103042 – с двигателем Рено MIDR06.02.26Y41 и коробкой передач Войс D851.2. Число мест для сидения 21-28.
  • МАЗ-103060 – с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-2) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103061 – с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-2) и коробкой передач ZF S6-85.
  • МАЗ-103062 – с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF S6-85. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103065 – с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Войс D851.3E. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103067 – с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF 6HP-502C. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103068 – с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Аллисон T280. Изготавливался на заказ.
  • МАЗ-103070 Арктика – в северном исполнении. Отличается двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-2) мощностью 230 л.с., коробкой передач ZF S6-85, отопителем увеличенной мощности, предпусковым подогревателем двигателя, двойными стёклами.
  • МАЗ-103075 – северный с двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-2) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103076 – северный с двигателем Дойц BF.6M1013EC (Евро-3) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103403 – модернизированный с двигателем ММЗ Д-260.5 (Евро-2) и коробкой передач ZF S6-85. Изготавливается на заказ.
  • МАЗ-103462 – модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF S6-85.
  • МАЗ-103465 – модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103467 – модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач ZF 6HP-502C. Изготавливается на заказ.
  • МАЗ-103468 – модернизированный с двигателем Мерседес OM906LA (Евро-3) и коробкой передач Аллисон T280. Изготавливается на заказ.
  • МАЗ-103476 – модернизированный с двигателем Дойц BF6M1013EC и коробкой передач Войс D851.3E.
  • МАЗ-103С – пригородный автобус. Отличается 2 дверями для пассажиров. Число мест для сидения увеличено до 41. Выпускался с 1997 года.
  • МАЗ-103Т – троллейбус. Выпускается с 2000 года.

Аварии и происшествия

Москва, Мосгортранс

  • Начало июня 2007 года — автобус № 08540 (МАЗ-103.041) сгорел дотла на к/ст «Пищекомбинат». Автобус был списан и порезан спустя несколько дней.
  • 23 июня 2008 года — 02539 (МАЗ-103.060) разбит в ДТП с «собратом» — груженным грузовиком МАЗ, водитель которого уснул за рулем и на полном ходу врезался в автобус, который раскололся фактически на две части. От сильнейшего удара автобус отбросило на несколько метров, при этом водитель автобуса вылетел из кабины и с тяжелейшими травмами был госпитализирован. Автобус был списан в июне 2009 года.
  • 13 августа 2008 года — 02456 (МАЗ-103.060) сгорел дотла. Автобус списан спустя некоторое время после пожара.
  • 27 июля 2010 года — сгорел 10188 (МАЗ-103.040). Автобус списан.
  • 4 октября 2010 года — 18393 (МАЗ-103.465) разбит в ДТП. Грузовик-тягач Iveco на полном ходу протаранил заднюю часть автобуса, вследствие удара двигатель выскочил и отлетел на несколько десятков метров назад. Автобус из ремонта так и не вышел, списан в октябре 2020 года под номером 01398.
  • Начало января 2010 года — 19297 (МАЗ-103.С65) сгорел дотла. Автобус списан в сентябре 2012 года.
  • 29 ноября 2013 года — автобус № 19298 (МАЗ-103.С65) сгорел. Списан в марте 2014 года [1].

Тольятти

  • 31 октября 2007 года МАЗ-103 был взорван в Тольятти. Причина взрыва — неосторожное обращение с взрывчаткой.

Иркутск, Иркутскавтотранс

  • 21 февраля 2013 года сгорел во время следования по 55-му маршруту. Причиной пожара стало возгорание электропроводки[1].

Казань, ИТЦ

  • 11 июня 2013 года на остановке «Молодёжный центр» загорелся автобус 37-го маршрута, это произошло около 17:30. В автобусе загорелся моторный отсек, автобус сгорел практически дотла.

Новосибирск, ПАТП-4

  • 8 декабря 2012 года в 6:50, около переезда в селе Барышево, на парковом рейсе загорелся автобус 170-го маршрута. В автобусе загорелся моторный отсек, из-за раскалённых проводов автобус сгорел дотла.

Ростов-на-Дону, Ростовпассажиравтотранс

  • 20 сентября 2014 года на проспекте Шолохова, недалеко от аэропорта Ростова-на-Дону, произошло возгорание моторного отсека автобуса МАЗ-103.065 № 1201. В результате возгорания автобус был сильно повреждён, пострадавших нет. Позже списан.

Пенза, Дилижанс

  • 3 августа 2020 года на улице 8 Марта в автобусе МАЗ-103.465, следовавшего по маршруту 82с, произошло возгорание моторного отсека. Позже отремонтирован[2].
  • 24 августа 2020 года на улице Антонова произошло возгорание при аналогичных обстоятельствах.

Современный и безопасный автобус. МАЗ — альтернатива заморским производителям

Наверняка все помнят то время, когда по дорогам городов и пригородов курсировали старенькие ЛиАЗы, ЛАЗы и «Икарусы», осуществляя пассажирские перевозки в самых разных направлениях. Однако они не только морально устарели, но и совершенно не соответствуют современным требованиям безопасности и комфорта, а это означает, что автопарк необходимо обновить. Автобусы МАЗ — альтернативный выход из ситуации.

Благодаря современным разработкам, конструкторы создали целый ряд автобусов МАЗ, которые на сегодняшний день пользуются большим спросом из-за своего современного дизайна, уровня комфорта и соответствия всем требованиям безопасности пассажиров. После распада Страны Советов некогда именитый производитель автопрома переживал очень тяжелые времена. Наряду с этим возникла потребность полного обновления автопарка, оказывавшего услуги пассажирских перевозок. И вот в 1996 году с конвейера сошел первый автобус МАЗ, который стал заменой давно морально и технически устаревшему «Икарусу».

Первая модель, хоть и отвечала всем требованиям, была далеко не идеальна и со временем постоянно усовершенствовалась. Наряду с ней разрабатывались новые варианты, которые, благодаря своему качеству, завоевали доверие и получили широкое распространение как на родине, так и на постсоветских просторах.

Галерея

  • МАЗ-103, вид сзади (Минск)
  • Рестайлинговый МАЗ-103 (Казань)
  • МАЗ-103 от «Самотлор-НН» (Нижний Новгород)
  • МАЗ-103 (Москва)
  • МАЗ-103 от «Самотлор-НН» (Алёшки)
  • МАЗ-103 (Киев)
  • МАЗ-103 (Яссы, Румыния)
  • МАЗ-103 (Констанца, Румыния)
  • МАЗ-103 (Брашов, Румыния)
  • МАЗ-103 (Питешти, Румыния)
  • МАЗ-103 (Сибиу, Румыния)
  • МАЗ-103 (Белград, Сербия)
  • МАЗ-103 (Ниш, Сербия)
  • МАЗ-103 в Минске
  • МАЗ-103.075 в Нижневартовске
  • МАЗ-103.469 в Тюмени

Руководство — МАЗ 103

Все для ремонта МАЗ 103

скачать бесплатно

Руководство по ремонту МАЗ 103

Руководство ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию МАЗ 103

Ремонт в фотографиях МАЗ 103

Скачать

bonar

Скачать

turbobit

Скачать

bitoman

Электросхема МАЗ 103

Схема электрооборудования МАЗ 103

Подробная электросхема МАЗ 103

Скачать

bonar

Скачать

turbobit

Скачать

bitoman

Каталог деталей МАЗ 103

Каталог деталей и сборочных единиц МАЗ 103

Каталог деталей МАЗ 103

Скачать

bonar

Скачать

turbobit

Скачать

полная версия

bitoman

Недостатки / достоинства / преимущества МАЗ 103 / плюсы / минусы / особенности / неисправности генератор, стартер, свечи, зажигание, электропроводка, КПП, дифференциал, трансмиссия, ступицы, рама , капот, МАЗ 103 двери, кузов, приборная панель, контрольные приборы, шины, диски, колеса, сиденье, тормоза, МАЗ 103 колодки, диски, шланги, прокладки, пыльники, манжеты, литература, мануалы, книги, схемы, пособие, стойки, пружины амортизаторы, руль, наконечник, рейка, лонжерон, балка, подрамник , кабина МАЗ 103

Техническая документация МАЗ 103

avtoo.ucoz.ru

Комплектация

Базовая модель на автозаводе оснащается двумя рядами сидений. Слева располагаются сдвоенные кресла, а справа — одиночные. Цельносварная рама устойчива к вертикальным и скручивающим нагрузкам. Машины последних годов выпуска оснащаются могилевскими однокамерными стеклопакетами с отражающим ультрафиолет напылением. Благодаря этому в летнее время в салоне поддерживается комфортная температура.

Автобус МАЗ-105 оснащается такими опциями:

  • автоматические амортизаторы, выравнивающие кузов при разнице нагрузки и движении по наклонной дороге;
  • тонированные стекла, отсекающие солнечное излучение;
  • пластиковые сиденья, устойчивые к ударам и острым предметам;
  • потолочные вентиляторы, удаляющие загрязненный воздух из салона при простаивании в пробках;
  • светодиодное табло, транслирующее информацию о маршруте движения и рекламные объявления;
  • пластиковые ручки, расположенные на различной высоте, удобные для пассажиров высокого и маленького роста;
  • система автоматического пожаротушения, срабатывающая без участия человека;
  • обогреватель салона с тепловым барьером на дверях.

Производитель выпускает школьные автобусы с двумя рядами сидений и усиленным каркасом. Для нужд коммунальных служб производятся мобильные санузлы, которые выезжают в места массового скопления людей на городских улицах и площадях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: