Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора МТЗ-80, МТЗ-82


Насосы тракторной гидравлической системы

Основной функцией раздельно-агрегатной системы трактора является обеспечение его агрегирования с различными видами оборудования, использующего подаваемую под давлением рабочую жидкость для приведения в действие рабочих органов.

Насос шестеренный НШ32

В гидросистемах тракторов производства торговой марки BELARUS устанавливают шестеренчатые гидравлические насосы (нш), выполняющие подачу рабочей жидкости в гидравлическую систему под необходимым для работы ее узлов давлением.

Конструкция и принцип действия

Основные элементы конструкции шестеренчатого насоса:

  • Две одинаковые, входящие в зацепление между собой шестерни, помещенные в герметичный корпус с минимальным радиальным зазором между венцами шестеренчатых колес и его поверхностью. Боковые поверхности шестерен, одна из которых является ведущей и соединяется с приводным валом, также плотно прилегают к стенкам корпуса.
  • Передняя и задняя крышка;
  • Обеспечивающие герметичность устройства и фиксирующие детали насоса уплотнительные и крепежные элементы;
  • Отверстия для всасывания и выпуска нагнетаемой жидкости.

Насосы шестеренчатого типа различаются направлением вращения шестерен (правое и левое) и формой корпуса.

Замена масляного насоса гидросистемы на МТЗ-82

Более мощные шестеренчатые насосные устройства круглой формы используются при агрегировании тракторов с оборудованием, требующим большой гидравлической мощности – экскаваторными комплексами, бульдозерными отвалами и подъемными устройствами.

Разнонаправленно вращающиеся шестерни подхватывают поступающую в насос рабочую жидкость и переносят ее на его выход, создавая разрежение на входе устройства и повышенное давление на его выходе.

Коэффициент полезного действия насоса зависит от утечек перекачиваемой жидкости через зазоры между шестернями и поверхностью корпуса и обычно равен 0,8-0,95.

Часто встречающие неисправности НШ, их причины и способы устранения

НеисправностьПричинаСпособ устранения
Поступление в гидросистему недостаточного объема нагнетаемой рабочей жидкости или ее полное отсутствие.Неисправность привода, утечка рабочей жидкости или износ устройства, вызванный превышением срока эксплуатации.Проверить исправность привода и его соединения с насосом. Устранить разгерметизацию устройства.
Появление пены в баке для хранения рабочей жидкости или воздуха в гидросистемных трубопроводах.Нарушение герметичности трубопроводов. Низкая температура рабочей жидкости. Износ уплотнительных элементов.Устранить разгерметизацию, заменив уплотнительные элементы и отремонтировав трубопровод. Повысить температуру рабочей жидкости.
Вибрация и нехарактерные шумы во время работы агрегата.Ослабление креплений элементов насоса или износ приводной муфты.Затянуть крепежные элементы или заменить муфту привода.
Не достижение при работе максимального давления рабочей жидкости.Загрязнение деталей клапана или его перекос.Разобрать клапан и прочистить его золотник. Провести регулировку клапана.
Периодическое сверхнормативное нагревание агрегата.Засорение фильтра, работа на повышенной мощности или недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения.Прочистить фильтр, снизить рабочую мощность, долить жидкость в бак.

содержание .. 31 32 33 ..

Таблица смазки трактора МТЗ-82

Таблица 10

Картер дизеляМасло моторное: Основное
М-8ДМ ГОСТ 8581-78М-10ДМ ГОСТ 8581-7812,012,01500
Дублирующее
М-8Г2К ГОСТ 8581-78М-10Г2К ГОСТ 8581-78,250
М-10Г2 модернизированное ТУ 38.401-58-169-96500
27Топливный насосМасло моторное, то же, что в картер дизеля0,25*-//-1При установке нового или отремонтированного насоса
37Поддон воздухоочистителяПредварительно отстоявшееся и профильтрованное отработанное моторное масло1,51.51500
22Корпус силовой передачиОсновное1При проведении сезонного ТО
Масло трансмиссионное ТАп-15В; ТСп-10; ТСп-15К ГОСТ23652-794040
Дублирующее
Масло трансмиссионное ТАД-17и ГОСТ23652-79
11Корпус колесного редуктора (Беларус 82Р)ТожеТо же3,73,72ТожеТоже
24Корпус колесного редуктора ПВМ-//--//-1,8 (2,0)**1,8(2,0)**2-//--//-
24Корпус ПВМТожеТо же1,6 (3,7)**1,6 (3,7)**1-//--//-
24Корпус верхней конической пары ПВМ (82.1)-//--//-0,250,252-//-
24Промежуточная опора привода ПВМ-//--//-0,150,151-//-
Приводной шкив-II--II-0,500,501-//-
26Корпус гидроагрегатов и ГОРУОсновное
Масло моторное М-10Г2модернизированное ТУ 38.401-58-169-96
М-8Г2К ГОСТ 8581-78М-10Г2К ГОСТ 8581-78
Дублирующее
Масло индустриальное «Hessol Нуdraulikoil»; «Bechem Staroel №32», HLP 32, И-3А ГОСТ 20799-8821,5 (УК) 17,5 (м/г каб.)21,5 (УК) 17,5 (м/г каб.)1-//-
23Корпус ГУРТо жеТо же6,06,01-//-
31Подшипник отводки муфты сцепленияСмазка основная: «Литол-24» ГОСТ 21150-75 Смазка дублирующая: «Bechem» LCP-GM многоцелевая, пластичная4-6 нагнетаний шприцем (0,02)4-6 нагнетаний шприцем (0,02)1125
Подшипники ступиц передних колесТо же0,4То же2При проведении сезонного ТО
32Кулак поворотный передней оси-//-10-12 нагнетаний шприцем-//-2500
34Шестерня регулируемого раскоса-//-11000
35Втулки поворотного вала заднего навесного устройстваТо жеДо появления смазки из зазоров-//-21000
35аШарниры рулевой тягиТо же0,015-//-4500
Шарниры гидроцилиндра ГОРУ (если установлен)То жеТо же-//-250
36Подшипники оси шкворня ПВМ с планетарно-цилиндрическими редукторамиТо же0,030,034125

* При температуре от -15°С до -20°С разбавляйте до 30% объема заправки веретенным АУ ГОСТ 1642-75 или индустриальным И-12А ГОСТ 20799-75 маслами. При температуре до -55°С разбавляйте до 15% объема заправки зимним дизельным топливом.

** В скобках даны заправочные емкости для ПВМ с планетарно-цилиндрическими редукторами.

Примечание: При отсутствии в зимнее время моторного масла требуемой марки допускается применение летних сортов масла с добавлением 15% (по массе) дизельного топлива зимних сортов.

содержание .. 31 32 33 ..

Подкачивающий тракторный насос

Подкачивающий насос обеспечивает равномерную подачу горючего из бака для его хранения к главному топливному насосу и создает необходимое для преодоления сопротивления клапанов давление в топливопроводах.

Конструкция

Основными его конструктивными элементами являются:

  • Корпус;
  • Состоящий из стержня и пружины толкатель;
  • Перемещающиеся в цилиндрах поршни для механической и ручной подкачки топлива с пружинами;
  • Регулирующие впуск и выход из него впускной и нагнетательный капроновые грибковые клапаны;
  • Полость высасывания и нагнетания;
  • Рукоятка для использования в ручном режиме.

Принцип действия

Установленное на корпусе главного топливного насоса подкачивающее насосное устройство приводится в действие кулачковым валом головного агрегата.

Подкачивающий насос МТЗ-80

Рабочий цикл представляет следующую последовательность технических операций:

  • Закрепленный на валу головного насоса эксцентрик набегает на толкатель поршня подкачивающего насоса, который приводит в движение поршень;
  • Перемещение поршня сопровождается сжатием толкательной и поршневой пружин, а также повышением давление горючей жидкости, под действием которого открывается нагнетательный клапан и закрывается впускной;
  • При достижении поршнем своего крайнего положения нагнетательный клапан закрывается, а находящееся под действием подпираемого пружиной поршня горючее равномерно поступает в фильтр тонкой очистки;
  • При расходовании топлива во впускной области насоса создается разрежение, открывающее впускной клапан для подачи порции горючего в подкачивающее устройство.

Использование такого конструктивного принципа позволяет автоматически регулировать объем подаваемого горючего.

Ручная подкачка используется перед запуском силовой установки трактора для наполнения топливной системы и удаления из нее воздуха.

Неисправности и их устранение

Основной проблемой в работе механических подкачивающих насосов является попадание в них воздуха, которое приводит к затруднению перемещения или заклиниванию поршня и нарушению ритма подачи горючего.

При обнаружении этих проблем необходимо удалить из устройства воздух, используя рукоятку ручной прокачки.

Прокачку горючего производят, перемещая рукоятку вниз и вверх при открытом вентиле фильтра тонкой очистки, и продолжают до тех пор, пока вытекающее из трубки слива топливо не будет содержать воздушных пузырьков.

После прокачки вентиль фильтра очистки закручивают и запускают двигатель.

Устройство и принцип гидросистемы

Преимущества трактора перед другой техникой хорошо известны: универсальность, способность работать с разным навесным оборудованием и прицепами. Именно гидравлическая система позволяет агрегатировать, т. е. объединять трактор с навесным и полунавесным рабочим оборудованием, различными прицепами и полуприцепами, оборудованными гидравлическими механизмами. За счет давления масла – рабочей жидкости системы – обеспечиваются манипуляции всем навесным оборудованием: бульдозерными отвалами, ковшами, плугами и боронами, органами для посадки и уборки урожая. Основу гидросистемы составляют гидронасос и распределитель.

Насос создает в системе необходимое давление, за счет которого делается возможным управление дополнительным оборудованием и прицепами. Во избежание перегрузки работает только на малых оборотах двигателя. Располагается насос на корпусе гидроагрегатов, зафиксирован шпильками, центровку обеспечивает специальный стакан. Привод соединен с промежуточной шестерней вала отбора мощности (ВОМ).

Принцип работы:

  1. Вследствие вращения шестерен насос создает в зоне всасывания разрежение.
  2. Разреженный воздух выбрасывается в нагнетательное отверстие, расположенное между зубьями шестерни и корпусом насоса.
  3. Необходимое давление создается за счет разницы диаметров нагнетательного и всасывающего отверстий.

Распределитель выполняет следующие функции:

  1. Направляет масло от гидронасоса к потребителю (оборудованию или прицепу).
  2. Обеспечивает перевод системы в режим холостого хода за счет перенаправления масла в бак.
  3. Ограничивает давление, тем самым защищая гидравлическую систему от перегрузок.

Предохранительный клапан срабатывает, когда давление в гидросистеме МТЗ 82 увеличивается до 135 кгс/см².

Режимы работа гидрораспределителя:

  1. Нейтральный (разгрузка системы за счет перепускного клапана).
  2. Подъем — предохранительный клапан открывается, отжимается пружина золотника и масло из бака поступает в нижнюю часть цилиндров. В результате навесное оборудование переходит в верхнее положение.
  3. Принудительное опускание — клапан закрывается, из-за чего масло не поступает в цилиндр, и оборудование опускается.
  4. Плавающее — рабочий орган опускается под действием собственного веса.

Гидробак МТЗ 82 представляет собой чугунный корпус с одной верхней и двумя боковыми крышками. К нижней части присоединены насос с приводом. Объем бака — 6 л, заправляется универсальными сезонными маслами. Уровень масла проверяется масломером по трем отметкам: О — минимальный допустимый уровень, П — верхний, С – верхний уровень для работе с самосвальными прицепами и стогометателями.

Общее устройство гидравлики организовано по раздельно-агрегатному типу. Это значит, что навесная гидросистема и система гидроусилителя руля (ГУР) управляются отдельно. Это обеспечивает одинаковую легкость управления независимо от вида и режима работы навески или прицепа.

Водяные помпы

Водяные тракторные насосы (помпы) используются для отвода тепла, создающегося во время работы двигателя трактора.

Водяная помпа МТЗ-80

При этом насос забирает охлажденную жидкость и подает ее в охлаждающую силовую установку трактора рубашку, вытесняя находящуюся там нагретую жидкость.

Конструкция и принцип действия

Основными элементами конструкции водяных помп, использующихся в системах охлаждения тракторных двигателей, являются:

  • Чугунный корпус;
  • Закрепленная на валу с помощью болта крыльчатка, расположенная в специально выделенной для нее профилированной полости;
  • Оснащенные резиновыми манжетами подшипники крепления валика крыльчатки, пространство между которыми заполнено маслом;
  • Разделяющий водяную и масляную полости насосного агрегата торцевой уплотнитель крыльчатки, состоящий из прилегающей к торцу зафиксированной в корпусе агрегата упорной втулки изготовленной из текстолита шайбы, резиновой манжеты и поджимающей пружины.

Расположенная в передней части блока цилиндров водяная помпа приводится в действие вместе с вентилятором клиновидным ремнем, перекинутым через шкив коленчатого вала.

Вращающиеся лопасти крыльчатки захватывают и подают жидкость в выполненный в форме улитки канал, где происходит увеличение ее давления и направление в систему охлаждения двигателя.

Сопровождающееся увеличением давления в спиральном канале вращение крыльчатки создает разрежение во входной части насоса, под действием которого в устройство втягивается следующая порция жидкости.

Неисправности и их устранение

НеисправностьПричинаРемонт
Течь жидкости из дренажного отверстия или потеки масла на шкиве.Выход из строя уплотнительного узла помпы.Замена элементов уплотнительного блока.
Высокий уровень шума и характерный стук во время работы устройства.Износ или разрушение подшипников. Износ места контакта валика с ремнем.Замена подшипников или валика.

Раздельно-агрегатная гидравлическая система тркатора МТЗ-82/80

Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Поэтому, как и при нейтральном положении, перепускной клапан 3 открывается под действием давления масла, и оно сливается в бак.

Основные агрегаты гидропривода: насос, распределитель, силовой цилиндр, ГСВ гидроувеличитель сцепного веса , гидроаккумулятор, распределитель силового позиционного регулятора, масляный бак. Отрегулируйте длину тяги рычага, управляющего основным цилиндром, так как нарушена регулировка тягового усилия. Орудие не удерживается в транспортном положении Изношено резиновое уплотнительное кольцо поршня цилиндра — Заменить кольцо.

ГСВ комплектуется гидроаккумулятором, назначение которого в накоплении и поддержании давления масла, компенсация гидроударов в системе. Давление под пояском клапана снизится; под действием повышенного давления масла, находящегося в нагнетательном канале, этот клапан опустится и смазка будет отводиться в сливную полость.

На регуляторе и гидроаккумуляторе имеются металлические трубопроводы, прикрепленные с помощью кронштейнов и резиновых прокладок к крышке коробки переключения передач. При сборке руководствуйтесь рис. Если экскаватор оборудован своей гидросистемой, то она подключается непосредственно к валу отбора мощности. Какой насос лучше нш 32 или нш 50. советы при выборе трактора.

Рекомендуем: схема электрооборудования трактора МТЗ

Водяные помпы, использующие в качестве привода тракторный ВОМ

Использование установленных на тракторной технике устройств отбора мощности в качестве привода насосов для перекачки жидкостей нашло широкое применение в аграрном производстве, добыче и обогащении полезных ископаемых, мелиорации, муниципальном хозяйстве и в других отраслях производственной деятельности.

Агрегирование насосного оборудования, использующегося для перекачивания жидкостей, с тракторной техникой производится как с использованием передаточных механизмов различных типов, так и через подсоединение рабочих органов насосных устройств непосредственно к валу отбора мощности машины.

Работающие от ВОМ водяные помпы должны иметь технико-эксплуатационные характеристики соответствующие техническим характеристикам устройства отбора мощности базовой машины, а также оснащаться механизмами крепления, обеспечивающим надежное соединение насосных агрегатов с ВОМ.

Рабочий цикл водяных насосов, использующих в качестве привода тракторный ВОМ, похож на цикл работы водяного насоса системы охлаждения тракторного двигателя, а признаки неисправностей и способы их устранения зависят от конструктивного исполнения насосных устройств.

Преимущества насосов от ВОМ

  • Выгодная цена! Не нужно покупать дорогую мотопомпу, если в хозяйстве есть трактор. Сравним агрегаты с производительностью 100-150 м3 и давлением 6-11 атмосфер будетнасос Rovatti от ВОМ — 170-200 т.р., а мотопомпа — 800-1000 т.р. При наличии в хозяйстве трактора — выгода налицо. Если вы хотите стационарную насосную станцию – вам подойдут модели насосов Роватти, подключаемые напрямую к дизельному двигателю – используйте б/у двигатель от трактора, это будет стоить дешевле, чем дизельная мотопомпа.
  • Высокая производительность и долговечность. Мы продаем насосы от ВОМ, итальянского производителя Rovatti — это очень надежные и долговечные насосы. История их производства насчитывает 65 лет. Корпус изготовлен из крепкого чугуна высшей марки, крыльчатка из крепкой толстой стали. Конструкция насоса тщательно проработана для сочетания высокой производительности и долговечности. По опыту использования насосов Роватти нашими клиентами, служат они очень долго, 5-7 лет в них можно вообще не заглядывать. Случаи поломок связаны только с неправильно эксплуатацией, например перекачиванием очень грязной воды с примесью песка и камней без фильтра.
  • Насосы Роватти от ВОМ и дизельного двигателя поставляются в Россию уже 10 лет и отлично себя зарекомендовали. Мы уже 10 лет поставляем эти насосы хозяйствам Краснодарского края, Волгоградской области, Московской области, Саратова, Астрахани, Крыма, Алтайского края, в Казахстан и Киргизию. Получаем отличные отзывы, многие покупатели приходят по рекомендации других фермеров и агропредприятий.
  • Мобильность в сочетании с высокой мощностью. Насосы от ВОМ гораздо более мобильные чем дизельные насосные станции, при этом обеспечивают высокие характеристики давления и скорости подачи воды.

Гидроусилитель рулевого управления тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82)

Гидроусилитель рулевого управления предназначен для снижения усилия, прикладываемого трактористом к рулевому колесу, и улучшения маневренности трактора. Он является промежуточным механизмом, с помощью которого осуществляется как механическая, так и гидравлическая связь между рулевым колесом и направляющими колесами трактора. В данном механизме угол поворота управляемых колес пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Механизм рулевого управления (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора. Снаружи гидроусилитель закрыт облицовкой радиатора.

Рис. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — червяк; 2 — сектор; 3 — верхняя втулка; 4 — корпус; 5 — поворотный вал; в — спускной патрубок; 7 — сливная пробка; 8 — манжета; 9 — гайка сошки; 10 — сошка; 11 — нижняя втулка; 12 — всасывающий трубопровод; 13 — рейка; 14 — упор рейки; 15 — золотник датчика блокировки дифференциала; 16 — регулировочные прокладки; 17 — поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 18 — трубопровод клапана; 19 — корпус клапана; 20 — сливной фильтр; 21 — подводящий трубопровод; 22 — регулировочный болт; 23 — гайка; 21 — верхняя крышка; 25 — пробка; 26 — колпачок предохранительного клапана.

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов:

  • бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя
  • шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22
  • силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию
  • шарикового предохранительного клапана
  • датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала

Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем. Размер ячеек сетки сливного фильтра значительно меньше, чем заливного.

Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапаннозолотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления.

Рис. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82): а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — корпус гидроусилителя; 2 — задняя крышка цилиндра; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — передняя крышка цилиндра; 6 — трубопровод клапана блокировки; 7 — упорный подшипник; 8, 9 к 10 — трубопроводы; 11 — редукционный клапан; 12 — крышка корпуса; 13 — сферическая гайка; 14 — шайба; 15 и 16 — пружина золотника; 17 — корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 — клапанная коробка; 20 — направляющая предохранительного клапана; 21 — золотник распределителя; 22 — червяк; 23 — регулировочная втулка; 24 — сошка; 25 — поворотный вал; 26 — сектор; 27 — золотник датчика блокировки; 28 — трубопровод датчика; 29 — регулировочные прокладки; 30 — упор рейки; 31 — рейка; 32 — палец; 33 — трубопровод от насоса к распределителю; 34 — шайбы (кольца) подшипников.

Золотник 21 имеет внутреннее сквозное отверстие диаметра большего, чем диаметр хвостовика червяка 22, на величину возможной регулировки зацепления червяка и сектора. На хвостовике червяка с обоих торцов золотника расположены упорные шариковые подшипники 7, зажатые между парой шайб. Крепление золотника на хвостовике червяка осуществляется сферической гайкой 13. Этой гайкой регулируют зазор между кольцами подшипников и торцами корпуса распределителя. В эти же кольца (шайбы) упираются ползуны 18, которые удерживают золотник в нейтральном положении.

Золотник 21 помещается в цилиндрической расточке корпуса распередилителя 17, к которому крепят болтами крышку 12 и клапанную коробку 19, уплотненные резиновыми кольцами. В корпусе 17 имеются еще три расположенных параллельно каналу (расточке) золотника отверстия, в каждом из которых помещены по два ползуна 18, разжатых пружиной 16. Золотник распределителя 21 возвращается и удерживается в нейтральном положении с помощью этих ползунов с пружинами. Кроме того, ползуны создают определенное сопротивление передвижению червяка 22, который упирается в торцы ползунов 18 через специальные шайбы, расположенные с обеих сторон золотника. Это сопротивление необходимо для избежания резкого поворота рулевого колеса (для «ощущения руля»). Корпус распределителя 17 по торцам уплотнен круглыми резиновыми кольцами. Клапанная коробка 19 в стыке с корпусом распределителя в местах, где проходят маслопроводные отверстия, уплотнена также круглыми резиновыми кольцами. Регулируемый предохранительный клапан гидроусилителя размещен в клапанной коробке 19. Он состоит из шарика диаметром 5,5 мм, направляющей 20 и седла клапана, пружины, регулировочного винта с резьбой Ml4X1,5, контргайки, защитного колпака и двух алюминиевых прокладок. Седло клапана запрессовано в клапанную коробку.

Цилиндр гидросистемы руля двухстороннего действия и состоит из отрезка стальной цилиндрической трубы, имеющей длину 96 мм, внутренний диаметр 90 и толщину стенки 6 мм, двух крышек 5 и 2, поршня 3 и штока 4. Корпус силового цилиндра и крышки стягиваются между собой и крепятся к корпусу гидроусилителя четырьмя болтами. Поршень 3 посажен на уступ внутреннего конца штока 4 и закреплен гайкой, в которой запрессовано пластмассовое кольцо, служащее для предотвращения отвертывания. Крышки 5 и. 2, поршень 3 и шток 4 уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а кольцо поршня круглого сечения защищено двумя дополнительными шайбами от выдавливания его в зазор. Ход поршня составляет 50 мм.

Рабочая жидкость подводится в штоковую и безштоковую полости цилиндра и отводится от них через штуцеры, расположенные в передней 5 и задней 2 крышках цилиндра. На конце штока поршня 4 шарнирно закреплена рейка 31 при помощи пальца 32. Зубья рейки находятся в зацеплении с сектором 26 поворотного вала 25, а с противоположной стороны зацепления рейка находится на упоре 30, в котором помещается золотник 27 датчика блокировки дифференциала. Упор уплотнен с помощью резинового кольца и привернут к корпусу гидроусилителя. Между фланцем упора 30 и корпусом имеются регулировочные прокладки 29, которыми регулируют правильность зацепления рейки и сектора.

Регулировка зацепления сектора с червяком 22 осуществляется поворотом эксцентричной (регулировочной) втулки 23, которая после регулировки фиксируется двумя болтами.

Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления отличается от обычных насосов НШ-10 тем, что в крышке насоса сделано отверстие для отвода утечек из напорной полости насоса в корпус гидроусилителя (бак гидросистемы).

Корпус 4 представляет собой отлитую из чугуна полую стойку сложной конфигурации высотой 685 мм. Нижняя часть корпуса заканчивается фланцем, в котором имеется четыре отверстия диаметром 17 мм для крепления стойки к раме трактора и два отверстия диаметром 22 мм под установочные штифты. В верхней чашеобразной части стойки размещаются агрегаты рулевого механизма и гидромеханизма усилителя.

На боковых поверхностях в верхней части корпуса выполнены соответствующие привалочные плоскости с отверстиями для крепления распределителя и силового цилиндра. В нижней части корпуса 4 имеется два отверстия, одно из которых используется для присоединения всасывающего трубопровода 12, идущего от насоса, а второе — для присоединения спускного патрубка 6. В качестве рабочей жидкости используют дизельное масло:

  • летом — М10В или М10Г;
  • зимой — М8В или М8Г.

При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.

При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колес, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя.

При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу.

При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя.

Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением.

При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.

Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.

Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперед в крышку 12, а назад — в корпус.

При повороте руля до упора или при повороте колес трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).

Гидромеханизм усилителя рулевого управления трактора представляет собой следящую систему, так как при смещении золотника в любую сторону от нейтрального положения поршень силового цилиндра смещается в ту же сторону и одновременно стремится возвратить его в нейтральное положение после окончания поворота.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: