Skoda Liaz: история, технические характеристики, модели Шкода Лиаз


Škoda 706 RTO
Завод-изготовительKarosa
Выпускался, гг1956—1972
Полная масса, т14,4 (MTZ) 14,78 (LUX)
Снаряжённая масса, т8,57 (MTZ) 8,95 (LUX)
Макс. скорость, км/ч~66 (MTZ) ~85 (LUX)
Класс автобусавысокопольный
Вместимость
Мест для сидения22+2 (MTZ) ~32+2 (MEX) 46+1 (LUX)
Номинальная вместимость (5 чел/м²)77+2 (MTZ) ~81+2 (MEX) 46+1 (LUX)
Габариты
Длина, мм10 810 (MTZ) 10 620 (LUX)
Ширина, мм2 500
Высота по крыше, мм2 900 (MTZ, MEX) 2 980 (LUX)
База, мм5 450
Просвет, мм885
Салон
Количество дверей для пассажиров2 (MTZ, MEX) 1 (LUX)
Двигатель
Модель двигателяŠkoda 706 RT
Объём, см³11781
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км20—26
Трансмиссия
Модель коробки передачPraga
Тип коробки передачмеханическая
Количество передач5
Подвеска
Тип задней подвескиŠkoda
Тип передней подвескиŠkoda
Škoda 706 RTO на Викискладе

Škoda 706 RTO
(русск. [шко́да эр тэ о се́дм сет ше́ст]) — модель автобуса, выпускаемая компанией Karosa с 1958 по 1972. Первый прототип был построен ещё в 1952 году. Позже на конвейере 706 RTO сменили автобусы серии Karosa Š. Эта модель также производилась по лицензии в Польше под маркой Jelcz и получила индекс Jelcz 272 и 041. Производство продолжалось до 1977 года.

Рождение предприятия

Этому предшествовал ряд мероприятий по реконструкции мелких предприятий в населенных пунктах Рыновице, Мнихово Градиште, Свияны-Лоуков и собственно Либерце. Все они вошли в объединение «Либерецкие автозаводы», которое, в свою очередь, было частью AZNP – основного предприятия Skoda, расположенного в городе Млада Болеслав. Уже через год LIAZ (Либерецкие автозаводы) получило самостоятельность, однако выпускаемые грузовики имели двойную марку – Skoda LIAZ – вплоть до 1984 года.

Шкода Лиаз

Модели 706 D и 706 R: особенности и технические характеристики

Базой для первого грузовика, который стало выпускать предприятие, стал Skoda 706 D. Имея грузоподъемность 7 тонн и мощность 110 л. с., грузовики во время войны выпускались для нужд Вермахта. Перед возобновлением производства в 1946 году была проведена модернизация. Автомобиль оснастили новой кабиной и увеличили мощность на 25 л. с. Обновленная версия получила индекс 706 R и была представлена в 1949 году в Москве на Чехословацкой автомобильной выставке. На ее базе впоследствии выпускались фургоны, автобусы, самосвалы и машины специального назначения. Использование общей базы значительно упрощало заказ запчастей независимо от целевого использования автомобиля.

Разработка и производство грузовиков Liaz были налажены еще до войны.

На грузовик устанавливался дизельный 6-цилиндровый двигатель, особенности конструкции которого позволяли извлекать поршни и шатуны из блока без демонтажа всего мотора. В каждом цилиндре располагались свечи накаливания. Топливный насос был снабжен центробежным распределителем, подающим топливо к форсункам. Водяная система охлаждения была оборудована термостатом.

Максимальная заявленная скорость автомобиля составляла около 53 км/ч, на деле же она редко превышала 40 км/ч при среднем расходе топлива примерно 30 л на 100 км. Дизельный двигатель работал в паре с 5-ступенчатой механической КПП.

Автомобиль был оборудован моторным тормозом, чего не было в большинстве дизельных грузовиков того времени.

Кабина 706 R просторна, в ней свободно размещались водитель и три пасажира, и изготовлена она была из дерева, обшитого стальными листами.

Шкода 706 R

Конструкция

Škoda 706 RTO из-за своих форм получил прозвище «яйцо» или «огурец». Автором дизайна является Отокар Диблик. Он также является автором люксовой версии 706 RTO, которая была специально создана для Экспо 58 в Брюсселе. Люксовая версия была рассчитана на 24 сидячих пассажиров, в салоне был установлен телевизор, а в задней части имелась кухня и туалет.

Двигатель

На автобусе был установлен шестицилиндровый дизельный двигатель с непосредственным впрыском. Благодаря увеличению объёма двигателя до 11,3 литра, двигатель стал выдавать 117,6 кВт мощности при 1900 об/мин. Сам двигатель расположили над передней осью. Также было установлено сухое двухдисковое сцепление, пятиступенчатая механическая коробка передач и дифференциал на заднюю ось. Все это способствовало увеличению максимальной скорости автобуса до 85 км/ч.

Кузов

Ветровое стекло, выполненное в виде двухсекционного панорамного экрана, было аналогично заднему. В автобусе были использованы две независимые друг от друга системы отопления: одна передавала тепло от двигателя в салон, другая работала на дизельном топливе. Для вентиляции в крыше автобуса были предусмотрены два больших люка. Багаж пассажиров вмещали полки над сиденьями. Для перевозки крупного багажа были предназначены специальные багажники на крыше.

Новая модель – 706 RT и ее модификации

В 1957 на смену 706 R пришла новая модель – бескапотная RT. Именно она вскоре стала поистине массовым явлением на автодорогах Советского Союза. На основе этой модели с двигателем 160 л. с. и прямым впрыском топлива производились самосвалы RTS1 (с разгрузкой на одну сторону), RTS3 (с разгрузкой на три стороны), автобусное шасси RTO, седельный тягач Шкода RTTN и другие модификации.

В 60-х годах начались массовые поставки семейства Skoda 706 RT в СССР. Основным типом полуприцепов, с которым работали чешские тягачи в Советском Союзе, стали рефрижераторы, закупки которых начались в 1964 году. Автомобили различного назначения на базе RT заслужили популярность благодаря своей надежности и выносливости в работе. КПП, двигатель и основные узлы работали идеально, да и в случае необходимости было несложно найти запчасти для ремонта.

Комфорт водительского места был несравним с тем, что предлагали нашим шоферам отечественные производители.

Галерея

  • Škoda 706 RTO MEX. Кузов и шасси.
  • Škoda 706 RTO KAR
  • Škoda 706 RTO KAR, Салон. Вид назад.
  • Škoda 706 RTO MTZ. Вид спереди.
  • Škoda 706 RTO LUX. Вид сзади.
  • Škoda 706 RTO LUX. Салон. Вид назад.
  • Škoda 706 RTO KAR с польским прицепом Jelcz P-01
  • Прицеп Karosa NO 80 выполненный на базе кузова Škoda 706 RTO.

Серия 706 MT

В 1966 году было налажено производство серии Skoda 706 MT с двигателем мощностью 180 л. с., а с 1969 года – серий MT4 и MT5 с 210-сильным мотором и 5-ступенчатой КПП. Семейство MT, кроме того, получило обновленную кабину, а в 1973 году начался выпуск двухместных кабин для машин, работающих на коротких расстояниях.

Концом производства серии стали разработка и выпуск новой модели Лиаз 100, производство которой началось в 1974 году с седельных тягачей, а впоследствии и бортовых грузовиков. Тем не менее самосвалы Skoda 706 серии производились вплоть до 1987 года.

Факты

  • Литеры и их сочетание, после основного индекса модели 706 означают назначение автомобилей. Например: R
    — реконструированный автомобиль, то есть переработанный.
    RT
    — реконструированный трамбус (по-чешский трамбус это грузовик с кабиной над двигателем).
    MT
    — Модернизированный трамбус.
    RTTN
    — реконструированный трамбус седельный тягач.
    MTS
    — модернизированный трамбус самосвал.
  • СССР был одним из основных покупателей грузовых автомобилей Skoda-LIAZ на протяжении более 30 лет. Некоторые из автомобилей сохранились до нашего времени и успешно эксплуатируются на просторах бывшего СССР.
  • Автомобили этой серии отличались высоким качеством, надежностью, выносливостью и комфортом. Советские водители очень их ценили. Работать на «Шкоде» в шоферской среде считалось престижным.

Семейство LIAZ

Представленное на выставке в Брно в 1973 году семейство LIAZ 100 состояло на тот момент всего из двух автомобилей – бортового грузовика и седельного тягача с индексами 100.45 и 100.05 соответственно. Начало массового производства новых моделей пришлось на 1974 год, а обновление семейства было представлено в 1984 году. В него входили серии Skoda Liaz 110 с откидывающейся вперед кабиной, а также трехосные машины 122, представленные 26-тонным бортовым грузовиком 122.03 и тягачом 122.48 для 42-тонных автопоездов.

Новое поколение чехословацких грузовиков Шкода Лиаз 110 отличалось необычно стильным и продуманным дизайном. Этому предшествовало создание нескольких прототипов, что позволило в конечном итоге создать действительно оптимальную модель с идеально проработанными мелочами и унифицированными запчастями. Спроектированные на Лиаз новые двигатели MS638 и MS637, оснащенные 6 цилиндрами с турбонаддувом, при 2000 об/мин выдавали мощность 270 и 304 л. с. Крепление обоих двигателей было спроектировано с таким расчетом, чтобы каждый из них можно было устанавливать на любую модификацию. Наклон цилиндров на 45 градусов позволил освободить больше места для среднего сиденья и понизить пол в кабине. Также за сиденьями в кабине имелись багажная полка и спальное место, чем предыдущая модель не могла похвалиться.

Интересно, что примерно в то же время Renault предоставили заводам AVIA лицензию на выпуск малотоннажных грузовиков, и LIAZ сразу же предпринял попытку установить на свои тягачи французскую кабину. Однако эта идея оказалась неудачной, и чехи вернулись к собственной конструкции.

Вскоре были разработаны модификации Шкода с укороченной кабиной, трех- и четырехосные модели, полноприводное шасси с пассажирским кузовом (модель Africabus). Не упускались и возможности сотрудничества. Например, для грузовиков Tatra была разработана кабина со специальной облицовкой радиатора и высокой посадкой.

В кино

Поскольку грузовые автомобили Skoda были массовым явлением в странах СЭВ, то очень многие из них стали киногероями фильмов. Не стали исключением и фильмы снятые в СССР. Грузовики Skoda можно видеть в следующих советских фильмах:

  • Человек-амфибия (1961)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • В Москве проездом… (1970)
  • Рейс первый, рейс последний (1974)
  • Приключения Электроника (1979)
  • Гонка с преследованием (1979)
  • Путешествие будет приятным (1982)
  • Апрельские сны (1982)

Снижение спроса и банкротство компании

Как ни странно, появившееся вполне успешное семейство LIAZ 100 не получило немедленного признания у советских импортеров, а ведь СССР был на тот момент основным стратегическим партнером Чехословакии. Лишь в начале 80-х начались первые поставки, при этом, как правило, закупались седельные тягачи.

В 1989 году LIAZ обрел самостоятельность, а в 1992 стал акционерным обществом. Тем не менее уже через три года Skoda за баснословную сумму приобрела пакет оставшихся акций и организовала предприятие Skoda Лиаз. К тому времени Лиаз производил четыре семейства грузовиков. К среднему классу относились семейства S и FZ, оборудовавшиеся австрийскими 180-сильными двигателями STEYR. В семейство FZ входили самосвалы до 16 тонн. Самым многочисленным (27 базовых моделей) было семейство 300. В него входили бортовые грузовики, самосвалы, различные тягачи и шасси под строительное и коммунальное оборудование. Дизели, которыми оснащались эти автомобили, имели мощность от 230 до 380 л. с. В семейство M 300 входили исключительно два седельных тягача для международных перевозок.

Уже через год после реорганизации Skoda LIAZ показал на ганноверской выставке 1996 года новый седельный тягач 400 XENA, оснащенный 530-сильным американским дизелем. Кроме того, модель отличалась новаторским дизайном и конструкцией, однакл за шесть лет их было выпущено всего лишь около сотни.

К концу 90-х годов спрос на продукцию LIAZ неуклонно падал в связи с невозможностью конкурировать с более продвинутыми и высокотехнологичными моделями американских и европейских грузовиков. Распад СССР и последовавшая за этим потеря рынка привели к банкротству компании.

Отзывы о тягачах Шкода ЛИАЗ

В странах бывшего Советского Союза осталось немало грузовиков Шкода ЛИАЗ. В основном это магистральные тягачи серий 100 и 110, произведенные с конца 70-х до начала 90-х годов. Длительный опыт эксплуатации позволил выявить как достоинства, так и недостатки чешских грузовиков.

Ещё по теме: Новый взгляд: седельный тягач МАЗ-6440 в «американском» стиле

Двигатель

Дизельные моторы, установленные на тягачах LIAZ 100-110 отличаются надежностью и долговечностью, а также низкими требованиями к качеству топлива. К сожалению, их топливная система не оборудована подогревом, поэтому в зимнее время рекомендуется использовать соответствующие сорта дизтоплива, либо самостоятельно установить систему подогрева. Достаточно часто выходят из строя стартеры, но поскольку конструкцией автомобиля предусмотрена установка сразу двух стартеров, неисправность одного из них позволит самостоятельно добраться до места ремонта.

Ходовая часть и трансмиссия

Оба узла отличаются высоким сроком службы даже при эксплуатации по отечественным дорогам. Основной недостаток трансмиссии — отсутствие централизованной системы смазки, что при надлежащем уходе не отражается на долговечности всего узла. Иногда высота седла в 1300 мм оказывается чрезмерно большой для современных полуприцепов. В этом случае седло снимают с подрамника и перемещают на раму, предварительно усилив место установки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: