Тракторы Алтай — модели их технические характеристики, видео


Почему в СССР преобладали гусеничные тракторы, а сейчас – нет

В 60-х/70-х годах ХХ века ведущие специалисты Советского Союза в области сельского хозяйства после многолетних и подробных исследований пришли к выводам, что гусеничные трактора значительно эффективней и экономически выгодней в эксплуатации, чем аналогичные по мощности трактора колёсные.

При всех недостатках гусеничной базы (в любом деле есть плюсы и минусы) было отмечено следующее. При замерах плотности почвы по следу гусениц существенного уплотнения плодородного слоя не было отмечено. В то время как по следу колёс (в особенности мощных тракторов, таких, как «Т-150» или «К-700») твёрдость почвы значительно повышалась. Особенно на глубине 12-15 см. Опыты продемонстрировали, что подобные уплотнения почвы по следам тракторов в последующем дают снижение урожайности до 25%. Это довольно значительные цифры, которые становятся ещё более весомыми, если перевести проценты в центнеры зерновых.

Другое преимущество гусеничных тракторов определили в том, что у них во много раз ниже параметры «буксования». Колесо буксует гораздо больше гусеницы, истирая ценный плодородный слой почвы в пыль, которая затем разносится ветром.

Вместе с тем, гусеничная база обеспечивает лучшее сцепление с землёй и более высокую проходимость. Что даёт возможность более раннего выхода на поля, способность трудиться на значительно увлажнённых почвах. А раннее закрытие влаги всегда считалось способствующим получению хорошего урожая, особенно при наших климатических условиях, а также при сжатых агротехнических сроках.

Почему в СССР преобладали гусеничные тракторы, а сейчас – нет

Всё это, а также то, что трактора с гусеничной базой имеют более высокие тяговые характеристики, чем колёсные, при использовании двигателей одинаковой мощности, привело к тому, что крупнейшие тракторные заводы – Волгоградский, Харьковский, Алтайский – были сосредоточены на выпуске гусеничных тракторов. И до 90% выпускаемых в СССР тракторов были гусеничными. Абсолютный лидер – «ДТ-75», которых было сделано более трёх миллионов.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: 87% работающих тракторов в России – колёсные, и только 13% – гусеничные (причём год от года их становится ещё меньше). Причин тому несколько. Упомянутые выше три мощных завода разорены и, в буквальном смысле, лежат в руинах. Колёсные трактора гораздо более универсальны в использовании, чем гусеничные. Они проще в производстве, дешевле по стоимости, экономичнее в обслуживании и эксплуатации. «Колёсники» обладают намного большей скоростью и могут передвигаться по дорогам общего назначения.

Да и сами колёсные трактора уже не те, что в середине ХХ века. С их негативным воздействием на плодородный слой почвы и недостаточной проходимостью на влажных землях конструкторы научились бороться (в том числе и установкой спаренных или расширенных колёс).

Но возможности отечественной конструкторской мысли и её конкретного воплощения далеко не ограничиваются «ДТ-75». Есть целый ряд перспективных моделей, на которые окрепшее и развивающееся сельское хозяйство России, возможно, ещё обратит свой взгляд. Рассмотрим заодно и актуальные на данный момент модели промышленных и трелёвочных гусеничных тракторов российского производства.

Т-150

Гусеничный трактор Т-150 лучшая модель советского тракторостроения. Благодаря своим высоким техническим характеристикам, он получил широкое применение в различных областях. Машина отличается скоростью и проходимостью по пересеченной местности.

Основой машины служит рама из двух лонжеронов и поперечных балок. На передней части рамы закреплен силовой агрегат трактора. Двигатель установлен на резиновые подушки, для снижения вибрации в кабине водителя. Задняя часть рамы жестко соединена с коробкой передач. Над коробкой переключения передач установлена кабина.

Коробка переключения передач имеет четыре режима:

  • Тяговый (медленный);
  • Рабочий;
  • Транспортный;
  • Задний ход.

Для каждого режима предусмотрено по 4 передачи. Переключение передач осуществляется гидромуфтами. Это позволяет переключать передачи во время движения, не снижая оборотов двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии гусеничного трактора отличается от колесного варианта ХТЗ. Существует возможность включать передачи отдельно для каждого трака, благодаря этому можно выполнить разворот трактора на одном месте. КПП оборудована валом отбора мощности (ВОМ), предназначенным для передачи крутящего момента к навесному оборудованию.

Т-150 оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем СМД60. Номинальная мощность силовой установки составляет 150 л.с. Двигатель имеет V образное расположение цилиндров и смешанное (вода-масло) охлаждение. Запуск мотора комбинированный. Электростартером запускается бензиновый пускатель, приводящий в действие основной силовой агрегат. В холодное время года для облегчения запуска предусмотрен предпусковой подогреватель.

Лесохозяйственные гусеничные трактора «Онежец»

ООО «Онежский тракторный завод» в Петрозаводске продолжает выпуск гусеничных лесозаготовительных, лесохозяйственных и лесопожарных тракторов. В производственной программе предприятия – более 10-ти моделей спецмашин для лесного хозяйства.

На базовом шасси «Онежец-300» выпускаются универсальные лесохозяйтвенные машины («Онежец-300БС»,«Онежец-380»); трактора трелевочные чокерные («Онежец-320»); гусеничные сортиментовозы («Онежец-350»); машины лесопожарные («Онежец-310»); мульчеры с кусторезами («Онежец-390»); машины гусеничные для бесчокерной трелевки леса («Онежец-330»); гусеничные трактора с самосвальными кузовами («Онежец-392»); бурильно-крановыми установками («Онежец-395»); гидравлическими манипуляторами («Онежец-335»).

Лесохозяйственные гусеничные трактора «Онежец»

«Онежец-390».

Гусеничные трактора данного семейства относятся к третьему тяговому классу. На них устанавливают в настоящее время четырёхцилиндровые 120-сильные дизельные двигатели «Д-245.2S2» и шестицилиндровые 180-сильные «Д-260.9S2» Минского моторного завода. Стоимость нового трелевочника «Онежец» составляет от 4,15 миллионов рублей.

Трактор Т-4А Алтай – описание популярной модели

Трактор Алтай в этой комплектации входит в число агрегатов с тяговым классом 4,0. Он предназначен для активного применения вместе с навесными, полунавесными, прицепными машинами и орудиями. Нередко эту модель активно применяют для эксплуатации в паре с бульдозерным оборудованием.

Предприятие «Алтайский трактор» оснастил свою модель мощным 6-цилиндровым 4-тактным мотором с увеличенной камерой сгорания топлива и эффективной системой жидкостного охлаждения. Для запуска основного двигателя в конструкции агрегата предусмотрен пусковой бензиновый мотор, получаемый питание от электрического стартера. Для более быстрого и плавного запуска основного мотора агрегат Алтай оснащен декомпрессором.

Трансмиссия модели представлена постоянной замкнутой сухой муфтой, дополнительно укомплектованной гидравлическим усилителем. Коробка переключения передач трактора – механическая со встроенным реверсивным редуктором.

Параметры модели Алтай в этой комплектации включают:

  • мощность – 130 л. с.;
  • количество скоростей – 8 передних/4 задних;
  • клиренс – 37,1 см;
  • минимально допустимый радиус поворота – 1,7 м;
  • масса – 8,87 т.

Этот трактор «Алтаец» оборудован улучшенной ходовой частью, в конструкцию которой входят 2 гусеничных тележки и поперечная рессора. Для удобства в процессе эксплуатации агрегата в его комплектацию входит одноместная кабина с системой вентиляции и обогрева.

Перспективы производства гусеничных тракторов в России

Если с производством промышленных бульдозеров и тракторов для лесного хозяйства дела обстоят не совсем безнадёжно, то перспективы производства сельскохозяйственных гусеничных тракторов в России остаются мрачными. Это производство уже много лет убыточно, демонстрирует крайне отрицательную рентабельность. Спроса на данную технику на рынке нет, и каждая из описанных моделей выпускается в ничтожном количестве (максимум 20-30 единиц техники в год).

Перспективы производства гусеничных тракторов в России

После «шокового перехода к капитализму» сельхозпроизводители долгие годы не могли покупать новые гусеничные трактора: не было средств на покупку новой техники. Сегодня многие из них оправились от кризиса, создали рентабельные и развивающиеся хозяйства. Теперь средства есть, но нет желания покупать гусеничную технику.

Даже процветающий Минский тракторный завод, запустивший в серию несколько моделей гусеничных тракторов (МТЗ-1502, МТЗ-2103), продаёт их в мизерных количествах. Остаётся надеяться, что экономическая конъюнктура и ситуация в отрасли всё же изменятся. Ведь перспективные, производительные, конкурентоспособные модели гусеничных тракторов в России есть.

Кировец К744

Модель выпускается на Петербургском тракторном заводе. Базовая модификация выполнена на колесах с шинами низкого давления. Дополнительно существует возможность заменить колеса специализированными гусеничными модулями. Траки трактора К744 изготовлены из армированной резины, благодаря этому машина может передвигаться по асфальтовому покрытию, не повреждая его.

Кировец К744 имеет 4 модификации, главным отличием которых является мощность силовой установки. Производитель устанавливает на трактор автоматизированную КПП с безрычажным управлением. Переключение осуществляется джойстиком и расположенными на нем кнопками. КПП имеет 16 передач для движения вперед, и 8 – назад.

Кабина трактора отличается высокой степенью комфорта и функциональностью. В кабине К 744 установлен бортовой компьютер. Он сообщает оператору о работе всех систем и механизмов. Органы управления расположены в непосредственной близости от сидения механизатора. Такое расположение дает возможность трактористу без труда управлять многотонной машиной. Т744 хорошо зарекомендовал себя при выполнении любых видов сельскохозяйственных работ в различных климатических условиях.

Из вышеперечисленного следует, что со времен советского союза отечественное тракторостроение развивается. Независимо от того, что гусеничная техника менее востребована, чем колесная, она постоянно модернизируется, и по многим техническим показателям не уступает зарубежным аналогам соответствующего класса.

Трактор гусеничный (А-130)

Предназначен для использования в сельском хозяйстве как основное средство для вспашки сложных и целинных земель, как базовое шасси для оснащения навесными и прицепными агрегатами и механизмами.

Гусеничный трактор А-130 относится к 4 тяговому классу, который предполагает возможность использования техники на болотистых почвах. Высокий тяговый КПД обеспечивает торсионная ходовая системы с четырьмя точками опоры и гидравлический натяжитель гусениц. Индивидуальная подвеска катков препятствует забивание землей ходовой части.

Алтай 130 — это трактор Китайского производства, доработанный под Российские условия эксплуатации. Подвеска трактора балансирно-рычажного типа, выполнена по аналогии с известным трактором ДТ-75. На тракторе применено управление рулевым колесом. Имеет комфортную и эргономичную кабину оператора и мощный и экономичный двигатель Дойц (сделанный по лицензии в Китае). Может применяться с бульдозерным отвалом. Работает в агрегате с навесным оборудованием до 4 класса тяги. Значительно выигрывает по комфортабельности с Т-402, но проигрывает в тяговых характеристиках. В базовой комплектации предлагается кондиционер и автономное устройство отопления.

Оборудование.

Трактор Алтай 130 оборудован дизельным агрегатом WP6G140E22, разработанный по немецкой технологии инженерами организации «Deutz». Мотор имеет 6 цилиндров с четырехтактной подачей топлива. Мощность двигателя составляет 140 л.с., при максимальной нагрузке 2200 оборотов в минуту. При средней нагрузки в 1500 оборотов в минуту, максимальный крутящий момент составляет 640 Н*м. Расход топлива не превышает 245 г/кВт ч.

Воздушный фильтр двухступенчатый (первая ступень — циклон, вторая ступень — фильтр с масляной ванной).

На Алтай 130 установлена механическая КПП с 12 передачами, 8 из которых передние и 4 заднего движения. Трактор имеет двухдисковое сцепление сухого типа.

Тормозная система — барабанно-ленточная, металло-керамическая работающая в масляной ванне с собственной системой охлаждения. Топливный бак машины вмещает 250 литров топлива.

Поворотная система — рулевая, гидравлическая с приводом левой и правой дисково-ленточных муфт, работающих в масляной ванне с собственной системой охлаждения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: