Гусеничный вездеход (снегоболотоход) ГАЗ-3409 Бобр

29.04.2019

ГАЗ-3409 — гусеничный вездеход, применяемый для доставки грузов и пассажиров в районы, где отсутствует дорога. В основе транспорта лежит «Соболь». Первыми потребителями машины стали МЧС и Таможенная службы, после этого проектом заинтересовались в нефтегазовых и геологических отраслях. В последнее время сильный интерес проявляют рыбаки, охотники и любители экстремальных видов спорта.

Эксплуатационные характеристики ГАЗ-3409 «Бобр»

Вездеход известен в народе под названием «Бобр». Технические характеристики:

  • Снаряжённый вес — 3,6 тонны;
  • Грузоподъёмность — 600 килограмм;
  • Вместимость — 6 человек (2 в кабине и 4 в салоне);
  • Мощность силового агрегата — 130 лошадиных сил при 3,8 тысячах оборотах;
  • Максимальный крутящий момент — 260 Нм при 1,8 тысяче оборотах;
  • Объём силовой установки — 2,8 литра;
  • Количество цилиндров — 4;
  • Длина — 4,6 метров;
  • Ширина — 2,4 метра;
  • Высота — 2,8 метра;
  • Колёсная база — 2,5 метра;
  • Клиренс — 43 сантиметра;
  • Средний расход топлива — 30 литров на 100 километров;
  • Вместимость бака — 185 литров;
  • Максимальная скорость по асфальтированной дороге — 63 км/ч;
  • Максимальная скорость на воде — 5 км/ч.

Высокий спрос объясняется универсальностью. Для транспортировки пассажиров оборудован удобный салон с необходимой техникой. Автомобиль способен перевозить грузы различных видов и спецоборудование. Доступен вариант транспортировки прицепа с массой не более 1,3 тонны. Завод-производитель по заказу клиента может переоборудовать пассажирскую версию в авто специального назначения (пожарная машина, буровая установка и т.п.).

Инженеры добились равномерного распределения нагрузки по всей плоскости гусениц. Это обеспечивает минимальное давление на грунт при передвижении, в результате чего не повреждается почва и растительность. Гусеницы относятся к типу асфальтоходных, оснащены съёмными резиновыми башмаками. Это позволяет передвигаться по дорогам общего пользования без специального разрешения. Эксплуатировать можно в суровых условиях: транспорт выдерживает температуру от -50 до +40 градусов по Цельсию.

В кабине водителя присутствует рычаг переключения передач и рулевая колонка, но она лишена руля. Для управления используются рычаги, расположенные по бокам кресла. С правой стороны есть дополнительные органы управления, влияющие на демультипликатор и коробку отбора мощности. Некоторые экземпляры оснащаются АКПП с четырьмя передачами.

В основе конструкции лежит стандартная тракторная компоновка. Кузов сделан по типу лодки. Кузов крепится сверху к раме. Американо-китайский двигатель оснащён четырьмя цилиндрами, развивает до 130 лошадиных сил. Гусеницы состоят из траков без грунтозацепов. Траки поворачиваются относительно друг друга в одном направлении. Вездеход способен преодолевать болота, реки, заснеженную территорию и другие площади, не оснащённые асфальтированным покрытием.

По воде передвигается за счёт вращения гусениц. Благодаря такому качеству ГАЗ-3409 Бобр получил своё название. К дополнительному оборудованию относят дефлекторы, которые улучшают управляемость техники на воде. Наплаву автомобиль управляется точно так же, как и на суше. При необходимости можно остановиться посреди водоёма. Эта особенность пришлась по вкусу рыбакам.

Особенности конструкции и технические характеристики

Вездеход Бобр имеет цельнометаллический 3-дверный кузов, длина которого составляет 4,625 метра, ширина равняется 2,38 метрам, высота – 2,77 м.

Оснащается болотоход 2,8-литровым 130-сильным двигателем, работающим в паре с 5-ступенчатой механической коробкой (при желании покупателя модель может быть оборудована и АКПП). На полном баке машина способна преодолеть 600 км пути. Подвеска является независимой, используются телескопические амортизаторы.

Снегоболотоход Бобр

Гусеничный движитель внедорожника состоит из двух ведущих колес в кормовой части, двух гусениц и двух направляющих колес, количество опорных катков равняется двенадцати.

Вездеход Бобр вид сбоку

Выпускается авто в двух комплектациях:

  • с тентованным кузовом;
  • с цельнометаллическим кузовом и отопителем Webasto (пассажирская версия).

Обзор салона ГАЗ-3409 «Бобр»

Основные элементы управления в салоне — рычаг КПП и рычаги для управления гусеницами. Как говорилось выше, под правой рукой водителя располагаются дополнительные рычаги управления демультипликатором и коробкой отбора мощности. Просторный салон оснащён мягкими сиденьями, отделанными качественным материалом.

Клиент может заказать дополнительное оснащение: люки для подачи свежего воздуха в летний период и кондиционер. Дизельное отопительное оборудование работает независимо от мотора. Звуко- и термоизоляция сделаны на высоком уровне.

Известные модели ГАЗ-3409 и их основные характеристики

В настоящее время существует две модификации вездехода ГАЗ-3409 «Бобр»:

  • ГАЗ-3409 для перевозки пассажиров с тентованным кузовом;
  • ГАЗ-34091 для транспортировки грузов с тентованным кузовом.

На базе этого вездехода было создано большое количество специальных транспортных средств. Это и пожарная машина, и скорая помощь, и даже передвижная буровая установка.

«Бобр» на службе у МЧС

Общие параметры

«Бобр» начал серийно выпускаться с 2006 года на производственных мощностях завода гусеничных тягачей в городе Заволжске, который входит в группу компаний ГАЗ. Машина поставляется для нужд МЧС, служб оказания медицинской помощи в отдаленных районах, а также состоит на вооружении ряда силовых ведомств (ОМОН и пр.). Вездеход используется также любителями активного и экстремального отдыха, которых не останавливает даже высокая цена на машину.

Одной из особенностей вездехода ГАЗ-3409 «Бобр» является возможность передвижения на плаву. Ограничением может быть только скорость течения воды в преграде. Для улучшения поведения машины на плаву на ней могут устанавливаться опциональные дефлекторы. Передвижение по воде осуществляется за счет вращения гусениц, скорость движения при этом не превышает 6 км/час. При движении по хорошей дороге машина способна развить скорость до 65 км/час. Масса подготовленного к движению вездехода «Бобр» составляет 3,6 тонны.

Конструкция машины допускает эксплуатацию в широком диапазоне температур от минус 40 градусов до плюс 40. Двигательная установка позволяет применять транспортер в горах на высотах до 4650 метров.

Технические характеристики в цифрах

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 5,72 м (6,28 м у «Ирбиса»), ширина – 2,55 м, высота – от 2 м до 2,89 м ( в зависимости от модификации).
  • Масса – 4,8 тонны.
  • База (расстояние между центрами крайних катков) – З6ОО мм.
  • Ширина колеи (расстояние между серединами гусениц) – 2,18 м.
  • Дорожный просвет наименьший, с полной нагрузкой – 4ОО мм.
  • Высота до оси ведущего колеса – 64О мм.
  • Высота до буксирного приспособления – 64О мм.
  • Погрузочная высота кузова (без нагрузки) – от 0,92 м до 1,2 м (в зависимости от модификации).
  • Радиус поворота – 2,2 м.
  • Преодолеваемый угол подъёма – З5 градусов.
  • Угол крена бокового – 25 градусов.
  • Грузоподъёмность – 1,2 тонны.
  • Предельно допустимая масса прицепа на буксировке – 2 тонны.
  • Наибольшая скорость – 6О км/ч; при движении на воде – 6 км/ч.
  • Ёмкость топливных баков – З7О литров дизтоплива.
  • Эксплуатационный расход дизтоплива – от 45-ти до 100 литров на 100 км пути (в зависимости от условий эксплуатации).
  • Удельное давление на грунт – О,214 кг/кв.см.

Модификации ГАЗ-3409

34039
Является «идейным» предшественником, имеет не так много общих конструктивных решений с Бобром. Начал выпускаться ещё в советское время. Не является амфибией, имеет гусеничный движитель, чуть большую массу и большую грузоподъёмность. Выпускается до сих пор, есть варианты вездехода скорой помощи, пожарного вездехода, буровой вышки. Рассчитан на десять пассажирских мест.

34039 «Ирбис»

Современная модификация 34039 со схожими характеристиками, но уже имеющая ряд современных особенностей. Ходовая часть заимствована у 34039, но верхняя часть здесь стоит от экраноплана — современного судна, которое во время движения парит над водой. Отличается большей эргономичностью.

3351

Двухзвенный гусеничный вездеход ГАЗ 3351 «Лось». Благодаря оригинальной конструкции, способен с лёгкостью преодолевать «трудные» подъёмы, участки, заваленные большим количеством валунов и деревьев. Состоит из двух секций, передней и задней, каждая из которых имеет свою пару гусениц. Гусеницы дают ему возможность перемещаться по асфальту, как и Бобру.

3344

Усовершенствованный вариант «Лося». Способен перевозить больший груз, большее количество пассажиров. Также является двузвенным гусеничным вездеходом-амфибией.

Снегоболотоход Бобр

ГАЗ 3409 Бобр представляет собой транспортер, относящийся к снегоболотному типу, оснащенный гусеницами, которые используются в качестве основной базы. Агрегат способен эффективно перевозить грузы и людей в условиях болотистой местности, обильного снежного покрова, а также пересеченной местности.

Серийный выпуск агрегата стартовал в 2006 году, когда первые экземпляры этого уникального транспортного средства были поставлены различным государственным структурам РФ, таким как Минздрав, МЧС, ОМОН и прочим. К числу характерных особенностей следует отнести возможность эксплуатации в диапазоне температур от -40 до +40 градусов, что позволяет использовать его на всей территории страны.

Вездеход ГАЗ 3409

Другим преимуществом, которым обладает этот болотоход, принято считать наличие специальных резиновых башмаков, выступающих в качестве защиты грунта или дорожного покрытия от деструктивного воздействия гусеничного механизма. Поскольку функциональные возможности устройства невероятно широки, а цена сравнительно невелика, ГАЗ-3409 повсеместно используется охотниками и рыбаками.

К числу наиболее востребованных модификаций этой модели целесообразно отнести стандартную версию, которая предназначена для транспортировки пассажиров, а также грузовой аналог, обозначаемый 34091. Последний оснащен тентом, который призван защитить груз от осадков. На базе Бобра сконструировано множество спецсредств для различных ведомств.

Описание конструкции ГАЗ-3409

Подобный снегоболотоход сконструирован на традиционной для тракторной техники основе. Кузов транспортного средства изготовлен из популярного автомобиля «Соболь», однако имеет специальное защитное покрытие, значительно увеличивающее срок его службы. Пассажирская версия агрегата способна перевозить до 6 человек.

Важно отметить, что кузов полностью герметичен, а для соединения различных его элементов используется метод сварки. Это позволяет Бобру эффективно передвигаться не только по суше, но и по воде, что значительно расширяет его функциональные возможности. Интерьер кабины нельзя назвать аскетичным, поскольку модель оснащена:

  • комфортными сидениями с большим запасом свободного пространства;
  • автономным обогревательным устройством, что незаменимо в условиях Крайнего Севера;
  • кондиционером.

Важно отметить, что традиционное для гражданских транспортных средств рулевое колесо в салоне отсутствует, поскольку его заменяет колона. Другими важными органами управления являются рычаги с помощью которых осуществляется переключение передач, а также регулировка других параметров работы снегоболотохода.

Устройство оснащено торсионной подвеской независимого типа, телескопическими амортизаторами, гусеницами, с помощью которых оно без труда преодолевает даже сложные препятствия.

Коробка передач в модели может быть либо механической с 5-ю ступенями, либо автоматической, что позволяет каждому подобрать для себя оптимальный вариант.

Фото салона

Мнение владельцев

Владельцы считают ГАЗ-3409 «Бобр» достаточно комфортной машиной, причем даже в грузопассажирском варианте. Вездеход хорошо подходит для выездов нескольких человек на охоту и рыбалку в отдаленные места. Все владельцы отмечают специфику поведения машины, которая очень резко останавливается при сбросе газа или зажатии тормозов рычагами. Поведение машины на ходу очень мягкое из-за резиновых подушек на гусеницах. Однако на мелких и частых кочках вездеход начинает сильно трясти. При этом гусеничный привод почти бесшумен и не издает металлического лязга.

При движении по грязи «Бобр» легко побеждает внедорожные УАЗ. Недостатком можно назвать сползание гусеницы при движении по косогорам. На воде вездеход очень нервно реагирует на волны и течение. Многие владельцы критикуют низкое качество сборки отдельных узлов машины, которые приходится перебирать сразу после покупки. И основным недостатком машины почти все владельцы называют цену.

Особенности ходовой части машины

Ходовая часть снегоболотохода ГАЗ 3409 — гусеничная. Она представлена двумя гусеницами с шестью опорными катками, двумя ведущими и двумя направляющими. Опорные катки имеют торсионную схему установки с телескопическими амортизаторами. Это обеспечивает хороший комфорт в салоне и плавность хода, даёт высокую способность вездехода взбираться на различные, даже крупные препятствия.

Как ни странно, выбрана задняя схема ведущих катков, хотя и органы управления, и двигатель расположены спереди. Крутящий момент передаётся из передней части через карданный вал, сзади в нижнем отсеке под салоном расположена раздаточная коробка и фрикцион, а также два топливных бака.

Гусеницы вездехода достаточно широкие. Они выполнены из металла в виде траков с зацепами для катков, а снаружи защищены широкими резиновыми накладками. Ширина их такова, что обеспечивает при полной загрузке достаточно низкое давление на грунт — 0.165 кг. Это позволяет Бобру преодолевать даже рыхлые снежные сугробы. Впрочем, у гусеничных машин с этим нет никаких проблем благодаря свойствам гусеничного движителя — при необходимости он может ползти по ним даже на пузе. Именно поэтому Бобр будет отличным выбором для тех, кто решил путешествовать по сугробам.

Коробка передач вездехода автомобильная, от «Соболя», имеется пять передних передач и одна задняя. Все трансмиссионные отсеки и двигатель снабжены специальными звукопоглощающими накладками, благодаря чему шум во время движения в салоне Бобра практически неслышен. Поворот влево и вправо осуществляется при помощи полной или частичной блокировки одной из гусениц при помощи фрикционного механизма.

Буровые установки

На базе «Бобра» может быть установлена бурильная установка с различными типами привода – от бензинового или дизельного мотора или с электроприводом. Такая установка способна сверлить скважины глубиной до 100 метров.

Малая длина машины (немногим более 4,5 метра) позволяет проезжать такой установке между деревьями и зарослями кустарника и выполнять работы в местах, недоступных для других механизмов. При этом поваленные деревья не станут проблемой для «Бобра», имеющего внушительный дорожный просвет 430 мм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: