Как выбрать подходящий мотоблок для вспашки земельного участка: советы, видео

Мотоблок привлекает работников малого сельского хозяйства и владельцев приусадебных участков своей универсальностью и многопрофильностью. И, разумеется, не последнее место по популярности в списке посильных ему работ занимает вспашка участка. На первый взгляд, в этом процессе нет никаких премудростей, но, это суждение более чем ошибочно. Безусловно, если задаться целью, не просто качественно сделать работу, но и обеспечить технике долгую и безоблачную эксплуатацию.

Вспашка земли мотоблоком

Что нам понадобится?

Кроме действующего заправленного агрегата, и кстати, для этой цели подойдет практически любая марка, в том числе и знаменитая Нева, следует обзавестись специальным навесным оборудованием в виде грунтозацепов и плуга. Как правило, когда приобретают мотоблок, сразу же берут и полноценный комплект таких дополнительных аксессуаров, что существенно упрощает дальнейшую его работу и делает ее более разнообразной. Либо же, если хозяин на короткой ноге со сварочным аппаратом, эти вещи можно сделать и самому, использовав, к примеру, пластины ненужного металла, старые автомобильные диски, и полуось с подшипниками и металлическими уголками в виде зубьев.

Грунтозацепы для мотоблока

Если вспашка земли мотоблоком ведется по мягкому, уже хорошо подготовленному грунту, без грунтозацепов можно, в принципе, и обойтись, но, если приходится обрабатывать тяжелую почву – они просто необходимы, так как дают необходимое тяговое усилие для идеального сцепления. Чем тяжелее каждый грунтозацеп, тем эффективнее будет производиться пахота, ведь в противном случае техника начнет попросту буксовать. Если же даже установленные диски не дают нужного веса, его можно увеличить с помощью дополнительных грузов, установленных на конструкцию.

Выбор мотоблока для вспашки

Приобретая мотоблок для вспашки земли, нужно помнить о других работах, которые он способен выполнять. Механизм с мотором не только пашет, культивирует и окучивает, но и перевозит грузы, убирает с территории мусор и снег, косит траву. Полив грядок и уборка урожая осенью — операции, тоже подвластные мотоблоку. Некоторые экземпляры имеют вал, к которому присоединяется различная техника, способная пилить и колоть дрова, качать воду, обеспечивать электроэнергией. В этом состоит отличие мотоблоков от культиваторов.

Агрегаты для вспашки участка выпускаются 3 разновидностей: легкие, средние и тяжелые. Изделия среднего и легкого классов предназначены для использования в быту. Их вес находится в пределах 50-100 кг. Они комплектуются двигателями мощностью 4-8 л. с. Большинство агрегатов имеют несколько передних и задних передач. Мотоблоки тяжелого класса работают на землях фермерских хозяйств. Они весят более 100 кг и оснащены двигателем мощностью свыше 8 л. с.

Выбор механического помощника для обработки почвы связан с количеством выполняемых им функций, площадью участка и типом почвы. Чем почва плотнее, тем более тяжелый и мощный агрегат понадобится для вспашки земли. Вес его нужно подбирать от 95 кг. Лучшие изделия комплектуются дизельными двигателями. У них большое тяговое усилие, высокий моторесурс, топлива дизель расходует меньше. Но при понижении температуры окружающего воздуха до +2˚С и ниже двигатель труднее запускается.

Для обрабатываемого участка площадью до 15 соток мотоблок нужен с шириной обработки 70-80 см и двигателем мощностью 3-4 л. с. Для 15-40 соток подойдет агрегат с шириной обработки до 90 см и мощностью от 7 л. с. Если земельный участок площадью более 40 соток и до 1 га, перепахать его можно агрегатом с двигателем свыше 9 л. с. и шириной захвата 1 м.

Можно приобрести большой набор оборудования вместе с основным мотоблоком. Но выбрать лучше всего необходимые устройства: газонокосилка, мотопомпа, снегоотбрасыватель, картофелекопатель. Для уборки снега приобретается изделие с бензиновым двигателем. Для перевозки грузов нужны колеса диаметром от 45 см. Хорошо, если имеются регулируемые по высоте ручки.

Наиболее дорогостоящая часть мотоблока — двигатель. Отечественные агрегаты комплектуются импортными моторами. Экономия на двигателе приводит к частым ремонтам, которые обходятся дороже стоимости мотора. Качественные двигатели выпускают фирмы:

  • GreenField (Гринфилд);
  • Subaru (Субару);
  • Honda (Хонда);
  • Forza (Форза);
  • BRIGGS & STRATTON.

Все выпускаемые двигатели бывают двухтактными и четырехтактными. Последние зарекомендовали себя в качестве надежных и экономичных. При выборе двигателя следует отдавать предпочтение моторам с дисковым сцеплением и обслуживаемым редуктором. Эти изделия являются наиболее функциональными и надежными. Редукторы лучше выбирать шестеренчатые. Червячные системы часто перегреваются при работе и требуют остановки агрегата каждые 20 минут.

Лучшие мотоблоки легкого типа:

  • Салют (Россия) с японским двигателем;
  • мотоблок Нева МБ-3С (Россия) с мотором Subaru.

Эти машины годятся для обработки земли на фермерских и приусадебных участках небольшой площади.

Продукция среднего класса:

  1. Кайман (Франция) с мотором Robin-Subaru мощностью 6 л. с. Имеет передачи: вперед — 2, назад — 1. Глубина пахоты — 32 см, ширина — 90 см.
  2. Нева и Каскад выпускаются отечественными производителями и оснащаются американским двигателем Briggs & Stratton.
  3. Кентавр (Китай) с бензиновым двигателем мощностью 7 л. с. Пашет на глубину 30 см, ширина прохода составляет 100 см.

Тяжелые механизмы:

  • Скаут;
  • Беларус;
  • Зубр.

Эти агрегаты оснащены качественными дизельными двигателями американского или японского производства, оборудованы шестеренчатым редуктором и дисковым сцеплением. 4 передачи вперед и 2 назад позволяют выполнять работу с различным навесным оборудованием, перевозить грузы.

Как правильно пахать мотоблоком: подготовительные работы

Чтобы вспахать землю мотоблоком, нужно, прежде всего, определиться с шириной колеи хода. Общепринятым считается мнение, что она должна составлять 55-60 см. Дальше следует перегнать мотоблок на ровный участок земли, смонтировать сменную ось и грунтовые зацепы на колеса (Внимание: сменная ось должна быть длиннее стандартной!). После этого начинаем работать непосредственно с плугом. Важно заметить, что в его классической конструкции, как правило, присутствует отвал и лемех.

Плуг

Второй отвечает за подрезку верхнего слоя грунта и перемещения его к отвалу, а первый занимается переворачиванием поданной на него массы и ее дроблением, с последующим распределением по борозде. И в итоге добиваются качественного избавления от сорняков, а также достаточного размягчения и насыщения кислородом почвы. Перед работой съемный плуг собирают и навешивают его на специальный кронштейн, предусмотренный в мотоблоке, при этом прочно затягивать соединение не стоит, ведь дальше нам придется заняться его регулировкой. Этот этап считается, бесспорно, самым сложным и важным, поэтому разберем его максимально подробно:

  1. На ровной площадке под агрегат подставляются клинья или ровные доски, с одновременным выравниванием аналогичными методами опорной ножки таким образом, чтобы избежать ее наклона к плугу. При этом размер подставок определяет глубина вспашки (весной высоту принято устанавливать на 10-20 см, а зимой – на 20-25). В результате получается устойчивая, сбалансированная конструкция из мотоблока с плугом;
  2. Выставляется наклон плуга при помощи регулировочных болтов таким образом, чтобы пятка (полевая доска) пошла параллельно земле;

    Выставляется наклон плуга

  3. Регулируется угол наклона отвала. Для этого агрегат нагибают в стороны, сняв правое колесо с подставки. При этом важно немного освободить гайки крепежа сцепки с навеской. Затем аккуратно, не торопясь поворачивают плуг, добиваясь оптимального положения для работы. Научиться этому можно, посмотрев тематическое видео; 4. Мотоблок освобождается от подставок, и рукоять управления выставляется по росту оператора.

После всех этих операций может быть произведена контрольная вспашка огорода мотоблоком с обязательной оценкой глубины борозды и качества отвала.

Вспашка

Агротехнические требования

1. Начало и продолжительность выполнения пахотных работ устанавливает агроном хозяйства.

2. Глубина вспашки должна соответствовать заданной. Отклонение средней глубины обработки от заданной не должно превышать ±1 см, под свальными проходами — не менее половины заданной.

3. Пласт почв должен быть перевернут, раскрошен и уложен без образования пустот. Пласты, образуемые корпусами, должны быть одинакового размера, а борозды — прямолинейны. Допустимое искривление рядов вспашки + 1 м на 500 м длины гона.

4. Все сорные растения, пожнивные остатки и внесенные удобрения должны быть запаханы не менее чем на 95%.

5. Поверхность вспаханного поля должна быть ровной, слитной. Разрывы между смежными проходами плуга, а также открытые и скрытые огрехи и незапаханные клинья не допускаются.

6. Высота гребней допускается не более 5 см.

7. При нормальной влажности почвы площадь глыб крупнее 10 см в поперечнике не должна превышать 15% всей площади поля. Возможность вспашки переувлажненных почв определяет агроном хозяйства.

8. Выворачивание на поверхность пашни подпахотных горизонтов не допускается.

9. После вспашки всех загонов поворотные полосы и края поля должны быть запаханы, а свальные гребни и развальные борозды выровнены.

10. Огрехи не допускаются.

Комплектование агрегатов

1. Пахотные агрегаты комплектуют из числа машин, имеющихся в данном хозяйстве. На вспашке используют самые мощные тракторы.

2. Рекомендуемые скорости движения пахотных агрегатов со стандартными корпусами 4…8 км/ч, со скоростными корпусами 6…10 км/ч.

3. Рациональный состав агрегата и режим его работы определяет агроном хозяйства в следующей последовательности:

4. Максимально используют тягово-сцепные свойства трактора для достижения более высокой производительности пахотных агрегатов. Это возможно при правильном подборе ширины захвата и скорости движения агрегата, поскольку каждый тип трактора имеет определенную скорость и тяговое усилие, при которых он развивает наибольшую мощность на крюке при наименьшем расходе топлива на 1 га выполненной работы.

5. Тракторы МТЗ-50, ЮМЗ-6Л, МТЗ-80, МТЗ-82 агре- гатируют с 3-корпусными плугами ПН-3-35 и ПЛН-3-35С с захватом 105 или 90 см, в зависимости от удельного сопротивления плуга (см. 27). На каменистых почвах тракторы комплектуют с плугом ПКС-3-35.

6. Тракторы ДТ-75, Т-74, ДТ-75М комплектуют с навесным плугом ПЛН-4-35, полунавесным плугом ПЛП-6-35. Для работы на каменистых почвах тракторы агрегатиру- ют с плугом Г1КС-4-35 и ПКУ-4-35.

7. Тракторы Т-150 и Т-150К работают с плугами ПЛН-5-35 и ПЛП-6-35. На этих плугах установлены скоростные корпуса ПЛЖ-31, имеющие меньшее удельное тяговое сопротивление, предназначенные для работы на скоростях 9…15 км/ч. Два последних корпуса у плуга ПЛП-6-35 и один у ПЛН-5-35 съемные, благодаря чему при глубокой вспашке (см. 29) они могут быть использованы в четырехкорпусном навесном варианте.

Для работы на почвах, засоренных камнями, применяют полунавесной плуг ПКХ-5-40 с газово-гидравлической амортизацией.

Использование других плугов ПН-4-35 и П-5-35 не допускается.

8. Тракторы К-700, К-701 агрегатируют с навесным плугом ПН-8-35 и полунавесным ПТК-9-35. На тяжелых почвах и глубокой вспашке последний корпус может быть снят.

Скорость движения агрегатов должна быть не менее 6 км/ч. При меньшей скорости ухудшается качество вспашки.

Подготовка агрегатов и работе

Тракторы МТЗ-50 и МТЗ-80. 1. На вспашке тракторы МТЗ правыми колесами движутся по борозде, в результате они нагружены больше, чем левые. Это вызывает повышенное буксование левых колес. В целях более равномерного распределения нагрузки на ведущих колесах переставляют грузы с правого колеса на левое. Для крепления двойных грузов на ободе колеса изготавливают четыре болта длиной 120 мм. С этой целью применяют несимметричную расстановку колес ( 29).

2. Колею трактора устанавливают в зависимости от размеров шин и ширины захвата плуга ( 30).

3. Раскосы навески соединяют с продольными тягами через отверстия и устанавливают длину левого раскоса на величину 515 мм.

Тракторы Т-74, ДТ-75. 4. При работе трактора с полунавесными и навесными плугами снимают прицепную скобу и механизм навески собирают по двухточечной схеме. Для этого левую продольную тягу снимают с качающейся муфты и соединяют с помощью пальца с правой продольной тягой. Подвижной шарнир вместе с продольными тягами смещают вправо по нижней оси в положение, ограниченное ласками, под стяжные болты ограничительных хомутов. Центральная тяга вместе с шарнирами также смещается вправо до тех пор, пока оси шарнира центральной и продольных тяг не будут находиться в одной вертикальной плоскости.

Раскосы устанавливают па правую сторону рычагов подъема. Длина раскосов должна быть одинаковой и равной 640…670 мм ( 9).

При этом будет обеспечен нормальный транспортный просвет между корпусами и поверхностью почвы.

Тракторы Т-150 и Т-150К. 5. Для получения двухточечной схемы навески необходимо нижние продольные тяги вместе с головками свести вместе и скрепить упорами на оси трактора. Навеска должна быть смещена вправо ( 10). Для этого на верхней и нижней осях предусмотрены фиксированные положения со смещением на 80 и 113 мм. Кроме того, трактор Т-150К имеет еще два смещения на 150 и 180 мм.

6. Величину смещения па вески определяют исходя из ширины захвата плуга и устанавливают в соответствии с таблицей 30.

7. Раскосы должны быть установлены так, чтобы наклон их был одинаков и минимален относительно вертикальной плоскости. Ориентировочно положение раскосов следующее: при смещении навески на 60 мм левый раскос закрепляют с правой, а правый с левой стороны рычагов подъема. Для смещений 113, 150 и 180 мм оба раскоса закрепляют с правой стороны.

8. При работе с пятикорпусным полунавесным плугом ПКГ-5-40 механизм навески трактора устанавливают по трехточечной схеме. К нему подсоединяют автосцепку СА-2 с высотой присоединительного треугольника 700 мм.

В тракторе Т-150К при работе с полунавесным плугом в верхнюю крышку гидроцилиндра навески вместо пробки напорной магистрали ввертывают штуцер и регулируют давление в шинах: в передних оно должно быть 120 и задних — 100 кПа.

Тракторы К-700, К-700А и К-701. 9. Устанавливают длину вертикальных раскосов на размер 865 мм с таким расчетом, чтобы резьбовые концы выступали из стаканов на одинаковую длину не более 50 мм внизу и вверху. При этом пальцы вертикальных раскосов устанавливают в отверстиях наружных и внутренних труб, чтобы обеспечить жесткое соединение.

10. Длина центральной тяги должна быть 1200…1210 мм. Проверяют давление в шинах колес и при необходимости устанавливают на давление 150 кПа.

Подготовка навесных и полунавесных плугов к работе

1. Плуг укомплектовывают корпусами, предплужниками одного типа, дисковым ножом. На корпусах нельзя оставлять полевые доски, толщина которых менее 5 мм, а ширина 30…40 мм, так как плуг с изношенными полевыми досками смещается в сторону, увеличивая ширину захвата.

2. На задний корпус многокорпусных плугов ПЛН-5-35 н ПЛП-6-35 устанавливают удлиненную полевую доску, па остальные корпуса — доски нормальной длины, чтобы обеспечить большую устойчивость плуга во время работы.

3. Качество подготовки плугов проверяют на специальной бетонированной контрольной площадке.

4. Допускается отклонение лемеха по ширине до 10, по длине до 5, а пс* толщине до 1 мм на длине 15 мм, высту- пание лемеха, где отвал не более 10 мм. Головки болтов крепления лемеха должны быть заподлицо.

5. Предплужники устанавливают впереди корпуса так, чтобы носок лемеха корпуса плугов был для 8-корпусных на расстоянии не менее 250 мм, 5…6-корпусных — 300…350, 3…4-корпусных — 250…300 мм. Дисковый нож устанавливают перед задним предплужником так, чтобы его центр находился против или несколько спереди носка лемеха, а нижняя точка режущей кромки ножа — на 20…30 мм ниже носка. Установка предплужника по высоте должна соответствовать половине глубины вспашки ( 11).

6. Диск ножа отводят от полевого обреза последнего корпуса на 2…4 см.

7. Понизители плугов ПЛН-5-35, ПЛП-6-35 и ПКГ-5-40 смещают влево в соответствии с таблицей 30. Пальцы подвески устанавливают на нижние отверстия понизителей.

8. Подготовка полунавесного плуга ПКГ-5-40 к работе предусматривает проверку давления газа и масла в пнев- могидроаккумуляторе, установленном на плуге. Давление газа (азота) должно быть при работе плуга на легких и средних почвах в пределах 6,0…7,5 МПа, а при работе на тяжелых почвах — 7,5…9 МПа. Давление масла на 0,5… 1,0 МПа больше, чем газа.

Положения присоединительных пальцев навесного плуга ПН-4-35

9. Конструкция плугов ПН-4-35 и ПЛН-4-35 предусматривает два положения кронштейнов с пальцами: верхнее и нижнее. Если предполагается пахать легкие почвы, то кронштейны устанавливают в нижнее положение. Для этого откручивают болты крепления кронштейнов к раме, а с противоположных концов пальцев снимают раскосы стойки.

Кронштейны меняют местами (левый становится правым) и переворачивают на 180°. При этом пальцы окажутся ниже первоначального положения на 170 мм ( 12).

При нижних положениях пальцев тяговое сопротивление плуга снижается на 20…30%. Поэтому на легки^ почвах и там, где обеспечивается нормальное заглубление плуга, работают при нижнем положении пальцев.

10. В Нечерноземной зоне, где глубина плодородного слоя не превышает 20…22 см, а во многих районах, особенно в Северо-Западной зоне, даже 16…18-сантиметровый пахотный слой углубляют.

Для этой цели применяют почвоуглубительные лапы, которые устанавливают позади и ниже опорной поверхности плужных корпусов на 5… 10 см.

При работе с почвоуглубительными лапами тяговое сопротивление возрастает на 15…20%. Поэтому для нормальной работы агрегата отсоединяют от плуга корпус или переходят на пониженную передачу.

Подготовка агрегатов к работе

1. Предварительно агрегаты настраивают на заданную глубину обработки на регулировочной площадке. Под гусеницы или колеса трактора подкладывают бруски толщиной на 2…3 см меньше заданной глубины обработки.

2. Для агрегатов с колесными тракторами типа «Беларусь» бруски подкладывают только под левые колеса. Такие же бруски устанавливают и под опорные колеса плуга.

3. Вначале проверяют правильность установки корпусов. Между первым и последним корпусом натягивают шнур. Правильно установленные корпуса должны носками лемехов касаться шнура или отклоняться от него не более чем на 5 мм. Если корпуса отклонены больше указанного предела, их положение регулируют, подкладывая пластинки под крепления корпуса или лемеха.

4. Опущенный на регулировочную площадку плуг должен всей поверхностью лемехов касаться площадки. Такое положение достигается регулировкой длины раскосов и центральной тяги.

5. Заднее колесо полунавесного плуга должно находиться в одной плоскости с задним корпусом. Регулировочный болт механизма заднего колеса устанавливают так, чтобы его головка слегка касалась упора.

6. В плуге ПЛН-3-35 регулируемую ось подвеса устанавливают так, чтобы стопорный болт правого кронштейна был ввернут во второе справа сверление оси. Полевой обрез переднего корпуса должен располагаться в одной плоскости с внутренней кромкой правого колеса трактора. С помощью регулировочных болтов левую часть оси подвеса устанавливают так, чтобы грядили плуга были параллельны продольной оси трактора.

Для регулировки бокового перемещения плуга относительно продольной оси трактора поднимают плуг так, чтобы лемеха находились на расстоянии 1…2 см от поверхности площадки, а затем с помощью стяжных гаек регулируют длину ограничительных цепей до положения, когда перемещение концов продольных тяг не будет превышать 120 мм в каждую сторону от среднего положения.

Подготовка поля

1. Направление вспашки выбирают поперек предыдущей вспашки, таким образом каждый год его меняют.

2. На вытянутых полях малых размеров в течение ряда лет допускается вспашка в направлении более длинного гона.

3. При обработке склоновых участков направление вспашки в целях борьбы с водной эрозией должно быть поперек склонов.

3. (^сновным способом движения пахотных агрегатов является гоновый способ движения. А также челночный, если применяют оборотные плуги, «всвал» и «вразвал» ( 13) при использовании обычных навесных, полунавесных и прицепных плугов.

4. Для уменьшения количества развальных борозд, которые труднее поддаются заделке, применяют чередование способов работы «всвал» и «вразвал», то есть используют так называемый способ вспашки трех загонов.

5. Поле, подготовленное к вспашке, разбивают на загоны. Оптимальная ширина загонов в зависимости от длины гона и ширины захвата представлена в таблице 31.

6. Разбивка поля на загоны зависит от принятого способа вспашки.

Если поле распахивают загонным способом, то вначале отмеряют поворотные полосы со всех четырех сторон поля, чтобы по окончании вспашки обработать поворотные полосы круговым способом без развальных борозд.

7. Для сокращения числа проходов агрегата по вешкам при разбивке поля на загоны устанавливают первую вешку на расстоянии, равном половине принятой ширины загона от границы поля, с учетом ширины поворотной полосы, а последующие на расстоянии, равном двойной ширине загона от первой вешки (см. 13). Например, при оптимальной ширине загона 100 м первую вешку устанавливают на расстоянии 50 м плюс ширина поворотной полосы от края поля, а последующие — через каждые 200 м от первой. Количество вешек на проход агрегата определяется длиной гона. Такая схема разбивки поля уменьшает число провешенных проходов агрегата в два раза.

8. После пропашки загонов на концах поля отбивают контрольные борозды для поворотной полосы. Глубина борозды должна быть 10…12 см. Более глубокая борозда из- за неблагоприятных условий труда вызывает необходимость резко снижать скорость на повороте.

9. Ширина поворотной полосы агрегата с 4…5-корпус- ным навесным плугом должна быть 10…13 м, с полунавесным ПЛП-6-35—16…18 и с навесным ПН-8-35 — 25″..27 м.

10. Для разбивки поля на загоны проводят пропашку свального гребня:

способом отпашки за три прохода способом «всвал». Плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний пахал на заданную глубину. Для второго и третьего проходов плуг регулируют на полную глубину вспашки всеми корпусами. На втором проходе агрегат ведут по следу первого прохода так, чтобы первый корпус частично засыпал открытую борозду, а при третьем — первый корпус оборачивал бы почву в полузасыпанную борозду. В этом случае свальный гребень будет небольшой высоты;

комбинированным способом за четыре прохода. Причем первые два прохода агрегата выполняют способом «враз- вал», а третий и четвертый—«всвал». Для первого прохода плуг регулируют так, чтобы корпус скользил по поверхности почвы, а последний был заглублен на 10…12 см. Для второго прохода задний корпус заглубляют еще на 3… 4 см, а для третьего и четвертого — все корпуса пашут на полную глубину. Первые два прохода образуют неглубокую развальную борозду шириной 60…70 см, а последующие два — полностью ее засыпают. Такой способ дает наиболее выровненную поверхность поля.

Работа агрегатов в загоне

1. На предварительно разбитом на загоны поле начинают со способа «всвал». На одном поле могут работать столько агрегатов, на сколько загонов оно разбито. После того как один загон вспахан до заданной ширины, вспахивают третий загон также «всвал». Оставшийся между ними второй загон распахивают способом «вразвал». При таком чередовании способов количество разъемных борозд наименьшее. Так, при вспашке трех загонов получается одна развальная борозда и два свальных гребня.

2. При работе с навесными и полунавесными плугами рычаг гидрораспределителя устанавливают в положение «Плавающее».

3. Плуг заглубляют, когда передний корпус дойдет до контрольной борозды, а выглубляют, когда последний корпус сравняется с нею. Поворачивают агрегат на пониженной скорости.

4. При работе пахотного агрегата следят за правильной загрузкой двигателя, подбирая соответствующие передачи.

5. На первом и втором проходах проверяют и при необходимости окончательно регулируют плуг на заданную глубину обработки и нормальную ширину захвата.

Если первый корпус пашет мельче заднего, необходимо укоротить центральную тягу, а если глубже — удлинить. Однако чрезмерное удлинение центральной тяги может ухудшить заглубленность плуга. Поперечные перекосы плуга устраняют регулировкой раскосов.

6. При использовании колесных тракторов тягового класса 1,4 на вспашке с 3-корпусным плугом ширину захвата плуга регулируют перемещением оси подвеса влево или вправо в пазах кронштейнов. Правильное положение плуга можно определить по направлению центральной тяги. Если она параллельна продольной оси трактора, то плуг отрегулирован правильно, ограничительные цепи при этом свободно опущены. Если в работе плуг стремится сдвинуться влево (натянута левая ограничительная цепь), то следует ось подвеса в левом кронштейне переместить назад, а при разворачивании плуга в сторону вспаханного поля — вперед.

7. При работе с плугом ПКГ-5-40 периодически проверяют качество работы. Если корпуса плуга идут с перекосом или плохо заглубляются, подзаряжают гидросистему до необходимого давления. Для этого на ровной площадке плуг опускают на корпуса, выпускают масло из гидросистемы, затем его протаскивают вперед до полного выключения корпусов. После этого заряжают гидросистему плуга до нормального давления, при котором все корпуса возвращаются в рабочее положение.

8. В зависимости от состояния почвы тракторы ведут так, чтобы обеспечивалась слитность вспашки без огрехов и недовалов передним корпусом. Плуг должен идти устойчиво и без перекосов на заданной глубине. При правильной регулировке средняя ширина захвата плуга не должна превышать конструктивную более чем на 10%.

9. Возможные недостатки в работе пахотного агрегата и способы их устранения представлены в таблице 32.

10. При работе пахотного агрегата добиваются снижения тягового сопротивления плуга, которое в плугах ПЛН-4-35, ПЛП-6-35 достигается установкой присоединительных пальцев в нижнее положение.

11. Для снижения буксования и тягового сопротивления плуга при работе с колесными тракторами тягового класса 1,4 используют догружатели ведущих колес (ДВК)-

12. При использовании трактора ЮМЗ-6Л на вспашке передний шарнир центральной тяги устанавливают в нижнее положение, что соответствует максимальной догрузке ведущих колес. Если наблюдается неустойчивое движение плуга по глубине, угол наклона центральной тяги уменьшают, т. е. переставляют шарнир на одно отверстие выше.

13. При эксплуатации трактора МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82 на вспашке включают в работу гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ). Величину давления в силовом гидроцилиндре устанавливают в зависимости от плотности почвы в пределах 0,15…0,20 МПа, что соответствует 3…5 оборотам маховичка ГСВ против часовой стрелки. Если происходит выглубление плуга на отдельных участках поля, давление уменьшают вращением маховичка по часовой стрелке.

14. Правильность выбранного давления подпора в силовом гидроцилиндре проверяют по движению опорного колеса плуга. Если оно все время копирует рельеф, не отрывается от поверхности почвы и не оставляет заметной колеи, то давление подпора выбрано правильно.

15. При использовании догружателей проверку глубины вспашки проводят с включенным в работу догружателем.

16. Гидравлический догружатель в период заглубления плуга должен быть выключен из работы до полного заглубления корпусов. Несоблюдение этого условия ведет к удлинению пути заглубления, а в некоторых случаях и к потере способности плуга заглубляться.

17. При использовании силового регулирования (тракторы МТЗ-80, МТЗ-82) опорное колесо плуга ПЛН-3-35 снимают или поднимают в крайнее верхнее положение. Затем приподнимают плуг над землей и переключают регулятор на положение «Силовое регулирование». Для этого через люк, находящийся под сиденьем, поворачивают фиксатор переключателя вперед до совпадения его хвостовика с пазом на рычаге, а затем вводят в паз поворотом фиксатора влево по ходу трактора. Рычаги гидрораспределителя должны находиться в нейтральном положении, а рукоятка ГСВ — в положении «Цилиндр заперт» или «ГСВ выключен».

18. Глубину обработки регулируют с помощью рукоятки регулятора. Чем дальше вперед повернута рукоятка, тем глубже вспашка. Найденное положение фиксируют маховичком-ограничителем. Если при работе наблюдаются ТФЛЧ- ки, при коррекциях положения плуга необходимо уменьшить скорость коррекции поворотом регулирующего крана назад.

19. Поднимают плуг поворотом рукоятки в крайнее положение на себя до полного подъема, а затем отпускают. Это обеспечит ее установку на фиксатор. Заглубляют плуг

установкой рукоятки регулятора до упора в маховичок-ограничитель.

20. Поворотные полосы обрабатывают после того, как будет вспахано все поле.

21. Вспашка поворотных полос должна проводиться вкруговую. При разбивке поля на загонь\ со всех четырех сторон оставляют поворотные полосы. Если на границе поля имеются препятствия, которые мешают агрегату делать на углах замкнутые петли (на последних проходах), то в этих условиях агрегат поворачивают так, как показано на рисунке 14. Такой поворот по времени одинаков с петлевым, но ширина поворотной полосы уменьшается на 25…30%.

22. После вспашки поля заделывают развальные борозды агрегатом с навесным плугом. Для этого необходимо перекосить плуг, укоротить центральную тягу и удлинить правый раскос так, чтобы задний корпус скользил по поверхности поля, а передний пахал на заданную глубину. У полунавесного плуга отсоединяют центральную тягу механизма навески трактора и до отказа выворачивают упорный болт механизма заднего колеса плуга.

Развальную борозду заделывают одним дополнительным проходом агрегата. При этом трактор правыми колесами ведут так, чтобы первые корпуса оборачивали уже вспаханную почву и засыпали борозду.

23. Для повышения эффективности использования пахотные агрегаты работают групповым методом.

24. Количество агрегатов, работающих на одном поле, должно быть таким, чтобы их суммарная сменная производительность была не выше площади поля.

Способы движения агрегата при обработке поворотных полос круговым способом

25. Работу пахотных агрегатов организовывают так, чтобы на одном поле каждый из них работал в своей загонке.

Правила вспашки земли мотоблоком

Технологически этот процесс не представляется сложным, но, требует некого соблюдения общепринятых правил, что обеспечивает максимальную эффективность процесса и качество результата.

  • Для начала агрегат устанавливают на край поля, передача устанавливается максимальной, и, таким образом, мотоблок перемещают вперед от себя по направлению к противоположной кромке участка, придерживая его за рукояти.
  • В конце производится разворот на 1800 и выполняется аналогичный проход. При этом важно помнить, что каждый последующий гребень должен располагаться максимум в 10 см от предыдущего. Этого легко достичь, направляя правый грунтозацеп посередине отвала ближайшей борозды.
  • Вначале рекомендуется идти на малой скорости, контролируя на первом участке ровность линии, перпендикулярность положения плуга к земле и глубину результата. Если какой-то из этих параметров не соответствует ожиданиям – работу прерывают и производят соответствующую дорегулировку техники. В идеале она не должна двигаться рывками, не допускается также и зарывание носика лемеха глубоко в почву. Затем скорость можно и увеличить.

Твердый грунт и целину рекомендуется проходить не менее двух раз: сначала при меньшей глубине прохода, а затем – при большей.

Подготовка мотоблока

Мотоблок требует подготовки к работе: установки грунтовых зацепов, навешивания и регулировки плуга.

Установка грунтовых зацепов

Грунтовые зацепы — это колеса диаметром не менее 50 см и шириной от 18 см. Сделаны они из металла. Сначала нужно приготовить их вместе с дополнительными осями. Мотоблок устанавливают на ровное место. Отворачиваются резиновые колеса и на их место ставятся грунтовые зацепы.

Навешивание и регулировка плуга

Плуг прикрепляется к агрегату с помощью сцепок различной конструкции. Сначала сцепка с помощью шкворня крепится к мотоблоку. Крепление должно быть не прочное, с люфтом по горизонтали в 5-6˚. Если выполнить соединение прочно, при вспашке земли мотоблок будет отклоняться в разные стороны по причине неравномерного воздействия почвы на плуг. Это усложняет управление агрегатом.

Следующее действие — крепление плуга к сцепке. Лучше это делать с помощником. Гайки не рекомендуется закручивать полностью, чтобы регулировка плуга для мотоблока прошла правильно. Это важная операция. При неправильных действиях пахота мотоблоком будет некачественной. Для правильной регулировки распашника агрегат устанавливают на подставки высотой 20-25 см. Их можно сделать из кирпичей или обрезков досок.

Грунтовые зацепы устанавливаются на подставки и фиксируются. Мотоблок при этом не должен перевешивать. Устанавливают станину плуга в положение, в котором пятка располагается параллельно земле. Настроить это можно регулировочными болтами. Теперь подставки можно убрать и установить рукоятки управления на уровне пояса оператора.

На последнем этапе регулируется угол между поверхностью земли и концом плуга. Регулировочный винт выкручивают до тех пор, пока лезвие плуга не ляжет на землю. Затем его заднюю часть нужно поднять на 2,5 см над уровнем земли. Если этого не сделать, пахать мотоблоком будет невозможно. Глубина вспашки бывает равна высоте подставок при регулировке.

Запуск мотоблока

Эксплуатация дизельных и бензиновых двигателей начинается с запуска. Многие хозяева только что приобретенного мотоблока не имеют никакого понятия об этом процессе. Они не читают инструкцию к покупке, хотя она прикладывается к каждому изделию. Сначала нужно проверить уровень масла и топлива. Это делают перед каждым запуском мотора.

При недостаточном уровне масла можно вывести из строя весь двигатель.

Двухтактные моторы заправляются бензином с разбавленным маслом. Пропорции масла и бензина, техника их смешивания описана в инструкции. В топливный бак бензинового двигателя заливается бензин марки А-92 или А-95. Дизельный двигатель работает на солярке, которая бывает летней и зимней. Инструкция дает сведения о температуре, при которой следует применять зимнюю или летнюю солярку.

Непосредственно перед запуском проверяются системы управления сцеплением, реверсом, газом, рулем. Все соединения в этих системах должны двигаться с небольшим усилием. Чтобы запустить бензиновый двигатель, оборудованный ручным стартером, нужно открыть кран на бензобаке. Рычаг подсоса выставляется в положение «Запуск». При выключенном зажигании выполняются 3-5 движений стартером. Затем включается зажигание, и запускается мотор. Рычаг подсоса устанавливается в положение «Работа».

Если двигатель оборудован электрическим стартером, запуск производится проще. Включается зажигание, и заводится мотор. Бензин поступает в карбюратор под действием электронасоса.

Сложнее заводится дизельный двигатель. В его системе питания находится воздух, который необходимо выгнать электрическим стартером. Когда воздух выйдет из трубок и его место займет солярка, тогда произойдет запуск мотора. При запуске ручным стартером нужно открыть краны подачи топлива, установить газ и нажать на декомпрессор. После нескольких качков стартером декомпрессор возвращается в первоначальное положение, и двигатель заводится. Работать при нагрузке можно только после прогрева дизеля.

Как пахать мотоблоком под зиму и чем это полезно?

Как уже упоминалось, обработка грунта мотоблоком, как правило, производится в два этапа: осенью, по окончанию всех уборочных работ на участке, и весной – непосредственно перед высадкой культур. Не стоит пренебрегать подготовкой земли к зиме, так как, во-первых, это позволит избавиться от сорняков, которые, в противном случае, непременно доставят немало хлопот в посевную. А во-вторых, это позволяет разрыхлить почву перед выпадением массовых осадков, обеспечив влаге надлежащий дренаж и не позволяя задерживаться сырости, плесени и вредным для растений бактериям.

Осенью пахота мотоблоком по времени проведения может сильно отличаться от региона к региону, и регулируется это, прежде всего, погодными условиями. Ее важно закончить до заморозков, но, сразу после уборки урожая с ней торопиться не стоит – надо подождать, чтобы сорняки успели созреть, и прорасти, тогда их уничтожение пройдет максимально эффективно. В нашей полосе, как правило, рекомендуют это делать в ноябре.

Зимнее поле

Типичные ошибки при выборе мотоблока

Многие неопытные фермеры при покупке мотоблока для обработки почвы на своем участке необдуманно ориентируются лишь на стоимость и внешний вид. Такой подход может привести к поломке сельскохозяйственного агрегата или неудобству при его использовании. Рассмотрим основные ошибки при покупке мотоблока, и советы, которые помогут сделать правильный выбор.

  1. Когда будущий владелец мототехники для обработки земли не ориентируется в размерах своего участка и типах почвы на нем. К примеру, для дачного участка в 6 соток будет достаточно мотоблока легкого класса. Даже если на нем имеется целинная земля, можно один раз нанять для вспашки трактор, чем купить тяжелый агрегат, и испытывать неудобства при его использовании в дальнейшем на участке с небольшой площадью.
  2. Когда фермер точно не знает, какое навесное оборудование будет использовать. Необходимо заранее продумать, какие инструменты будут нужны в первую очередь, и не стремиться выбирать мотоблок с максимальным количеством навески, которая потом может не пригодиться. Почитайте специализированные форумы или посмотрите видео-обзоры опытных пользователей, чтобы составить перечень навесного оборудования, учитывая при этом рекомендации производителя.
  3. Следует заранее подобрать модель мотоблока проверенного производителя, качество сборки которого не будет вызывать сомнений. Тут на помощь придут обзоры и отзывы о технике, не стоит полагаться только на консультанта в магазине. Если же в первую очередь при покупке ориентироваться на стоимость, то при использовании дешевого агрегата проявятся следующие минусы:
  • плохое качество металла и пластика;
  • сильно завышенные технические характеристики;
  • малый ресурс двигателя;
  • сложность сборки мотоблока;
  • неудобство и дискомфорт при эксплуатации: повышенный уровень шума и вибрации, большой вес, не эргономичная рукоятка без опции поворота и регулировки.
  • Если купить новый мотоблок в неофициальном магазине, поведясь на большую разницу в цене, велик риск не получить на садовую технику гарантию, сервисное обслуживание, необходимые запчасти и расходники. Приобретайте мотоблок только у официальных дилеров.
  • А также нужно определиться, кто из членов семьи будет пользоваться данной техникой для обработки почвы. Например, для лиц пожилого возраста подойдет легкий мотоблок или культиватор с максимальным количеством регулировок, что обеспечит комфорт и уменьшит нагрузку на спину, руки и ноги. Если на дачном участке предстоит работать хрупкой девушке или ребенку подросткового возраста, лучше отдать предпочтение сверхлегкому культиватору.
  • Несколько заключительных советов и рекомендаций

    Как видно из вышесказанного, освоить пахоту при помощи мотоблоков, довольно несложно. Но, даже у опытных земледельцев с этим бывают сложности, если они предварительно не учитывают ряд важных общих нюансов. Прежде всего, ошибки могут возникнуть на этапе выбора подходящей техники под ту или иную конкретную задачу. Так, небольшие участки (до шести соток) земли лучше обрабатывать легкими культиваторами, в крайнем случае, с тяжелым мотоблоком использовать только специальные фрезы. Если же вес агрегата достигает центнера, а его мощность составляет 10-12 л.с., он с легкостью справиться и с двадцатью сотками, но, уже с плугом, либо же с отдельно подсоединенным культиватором. Тяжелые же модели предназначены для работы на одном-двух гектарах, и здесь уже используется полноценный навесной плуг. Кроме того, рекомендуется края и участки сложной геометрии в любом варианте обрабатывать фрезами.

    Безусловно, использование мини-техники в сельхозработах несколько увеличивает стоимость продукции в результате, но, при сравнении трудо- и времязатрат становится понятно, что это увеличение с лихвой себя оправдывает.

    Много идей для малого бизнеса

    Скоро дачный сезон, приближается горячая пора для заработка — для тех, кто умеет делать что-то своими руками. Вспашка земельных участков мотоблоком — отличная идея для тех, кто хочет подзаработать.

    Идея бизнеса, точнее, дополнительного заработка, достаточно простая — нужно купить мотоблок, и предложить услуги по вспашке огородов. Спрос на эту услугу весной огромный, в клиентах недостатка точно не будет.

    Мотоблок — более универсальное и мощное устройство, чем культиватор (мотокультиватор). Культиватор просто взрыхляет землю при помощи вращающейся фрезы, при этом самой вспашки земли, то есть переворачивания пластов почвы, не происходит. Перемещение культиватора вперед осуществляется за счет вращения фрез, ведущих колес мотокультиватор не имеет. На мотоблок же можно устанавливать плуг, фрезу, окучник, картофелесажалку и сеялку и другие приспособления. При соединении с прицепом его можно использовать как мини-трактор.

    Основные клиенты — не только бабушки, пенсионеры или женщины. Под лопату даже несколько грядок вскопать не всегда получается — у кого-то спину вдруг прихватило, кому-то просто некогда или неохота…

    Преимущества вспашки почвы мотоблоком перед вспашкой трактором

    На больших участках земли преимущество имеет трактор. А вот на маленьких участках, куда подъехать сложно, гораздо эффективнее окажется мотоблок.

    Трактор никогда не вспашет землю от забора до забора — в совокупности останется как минимум пара метров невспаханной земли. И если участок небольшой, и к тому же огорожен забором, то менее габаритный мотоблок вспашет землю лучше и качественнее, чем трактор.

    В том же коттеджном поселке на приусадебном участке трактор при пахоте может «разворотить» весь участок. К тому же трактору не всегда удобно подъехать к месту пахоты между деревьями и кустами.

    Единственный момент — мощность мотоблока не позволит вспахать «целину», его использование более эффективно по разработанному участку.

    Какой мотоблок выбрать?

    Сейчас на рынке представлен достаточно широкий выбор различных агрегатов — можно купить недорогие мотоблоки отечественного производства от любой из , «Нева», «Крот», «Надежда», «Салют». Более надежными считаются импортные мотоблоки, но они и более дорогие. Можно, конечно, выбрать китайский мотоблок значительно дешевле, или вообще купить мотоблок б/у.

    На рынке имеются в продаже бензиновые, дизельные, электрические мотоблоки. Наибольшее распространение получили бензиновые мотоблоки, поэтому именно его мы и советуем выбрать.

    Если планируете заниматься вспашкой всерьез — сразу выбирайте надежный и мощный мотоблок.

    При выборе мотоблока постарайтесь получить информацию у продавца, какие приспособления можно использовать в комплекте с мотоблоком: плуг, фрезы, резиновые колеса, грунтозацепы, окучник и т.д., а также их стоимость. Не нужно ограничивать функциональность мотоблока только вспашкой земли. Также при выборе агрегата обратите внимание, в состоянии ли вы будете самостоятельно осуществить ремонт мотоблока в случае поломки его основных узлов.

    Окупаемость вложений

    Прикинем окупаемость. Не очень дорогой мотоблок можно купить за двадцать-тридцать тысяч рублей. Стоимость вспашки одной сотки земли — примерно 200-400 рублей, где-то больше, где-то меньше. В среднем клиенты просят вспахать от двух до четырех соток. Там, где больше, как правило, для пахоты привлекают трактор. Однако есть примеры, когда и для вспашки участка площадью несколько десятков соток клиенты предпочитают вспашку мотоблоком, так что тут все индивидуально.

    С одного небольшого участка можно в среднем заработать минимум 600-1600 рублей. Даже если обработать три-пять участков в день — можно получить заработок порядка 3-8 тысяч рублей. Неделя работы — и вы получаете бесплатный мотоблок для себя, по большому счету, дальше уже пойдет чистая прибыль. Пик пахотного сезона — три-четыре недели максимум, так что придется вертеться как белка в колесе, но доход того стоит.

    Конечно, нужно учесть расходы на топливо (обычно это бензин) при работе мотоблока, и расходы на доставку мотоблока до места вспашки и обратно.

    Доставка мотоблока до места вспашки осуществляется на обычном легковом автомобиле с прицепом. Для хранения мотоблока можно арендовать гараж — в сезон это окупится с лихвой. Есть в продаже и компактные мотоблоки достаточной мощности, которые спокойно вмещаются в багажник легкового автомобиля.

    При правильном подходе можно обойтись минимальными транспортными расходами. Как это сделать — читайте ниже.

    Дополнительные услуги

    Этот бизнес, действительно, является сезонным. Однако ошибкой будет думать, что заработать при помощи мотоблока можно только весной. Многие перепахивают участки и осенью, чтобы земля была мягче и рыхлее — это повышает урожайность. Так что, вспахав участок весной, оставьте свои контакты (к примеру, визитку) клиентам. Скорее всего, осенью вам опять позвонят.

    Можно и нужно предлагать услугу по окучиванию картошки. Услуга по развозу торфа и навоза по участку на мотоблоке с тележкой тоже иногда пользуется спросом — так гораздо легче и быстрее, чем возить вручную на тачке.

    При помощи мотоблока и некоторых приспособлений можно убирать зимой снег, стричь газоны, косить траву, вывезти мусор, выкопать осенью картошку…

    Замерять вспаханную площадь можно обыкновенной рулеткой, или же использовать специальные устройства. К примеру, автомобильные навигаторы, работающие от аккумулятора, часто имеют такую функцию, как замер площади. Но это уже технические детали, которые вы решите без проблем.

    Реклама бизнеса по вспашке земли мотоблоком

    Для привлечения первых клиентов без рекламы не обойтись. Потом, когда появится постоянная база клиентов, начнет работать «сарафанное радио», будет гораздо проще.

    Для рекламы лучше всего сработает расклейка объявлений — в дачных кооперативах, садоводческих товариществах, в деревнях, в коттеджных поселках. Нужно заявить о себе в группах в социальных сетях, дать рекламу в интернете, в газетах своего города.

    Гораздо эффективнее работать, если в одном дачном кооперативе вы будете обрабатывать не один участков, а несколько. Для этого нужно заранее договориться с клиентами. Так вы серьезно сэкономите на собственном времени и на транспортных расходах.

    Конкуренты в этой сфере деятельности, конечно, есть. Они, как правило, не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, работают без квитанций, чеков и т.д. Будете ли вы работать «по-серому», или по закону — решайте сами. Если у вас возникнет необходимость — мы сможем вас проконсультировать, как законно заниматься этим видом деятельности.

    Конечно, вспашка мотоблоком земельных участков — это достаточно тяжелый физический труд, а не просто стрижка денежных купонов. Но тем, кто привык работать руками и не боится трудностей — это неплохая рабочая идея для получения дополнительного заработка в сезон.

    Больше информации по этой идее для открытия и ведения бизнеса можно получить здесь.

    Возможно, Вас заинтересуют следующие бизнес-идеи: «Изготовление теплиц из поликарбоната как бизнес» «Строительство заборов» «Прокат строительного инструмента» «Копка (выкапывание) и углубление колодцев» «Бизнес на продаже картофеля» «Аренда спецтехники как бизнес с минимальными вложениями»

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: