ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ КРАНА БАШЕННОГО КБ-309ХЛ Полушин Л.Б.,Стукалов Е.В.,Давыдов Р.И.


Башенный кран очень популярный вид строительной техники, который используется для возведения многоэтажных зданий. С помощью данных кранов осуществляется доставка строительных материалов на определенную высоту, а также разгрузка грузовых автомобилей. Особенностью техники является возможность их использования на любом уровне здания, при этом захватывая весь периметр рабочей зоны. Однако, несмотря на свою производительность, краны башенного типа считаются более сложными в эксплуатации, нежели передвижные на базе грузового автомобиля.

Особенности конструкции

Отечественный башенный кран КБ-309 также как и КБ-403 по своей конструкции предназначен для осуществления разнообразных строительно-монтажных работ, которые могут потребоваться во время строительства жилых гражданских или административных зданий. Общий каркас крана изготовлен из высокопрочных стальных труб разного сечения, с установленными дополнительными лентами усиления из металлического уголка. Кран состоит из 5 или 7 последовательно соединенных секций, которые крепятся с помощью болтовых соединений, а также монтируются на несущую платформу. Двигатели и электрические щиты установлены в нижней части, а все основные органы перемещения на стреле крана. Можно выделить несколько ключевых особенностей строения КБ-309:

  • простота конструкции;
  • крепкий трубный каркас;
  • высокая скорость монтажа;
  • устойчивость к ветру;
  • хорошие несущие способности стрелы.

Кабина оператора-крановщика монтируется на самой последней секции под стрелой. Стенки кабины изготовлены из листового металла, прикрепленного к рамной конструкции. Изнутри пространство имеет слой утеплителя. Внутри находится два отопителя салона, подсветка и все необходимые контрольные индикаторы, а также органы управления.

Устройство

В конструкции модели предусмотрены две ведущие ходовые тележки и две ведомые. Эти устройства характеризуются приводом на одно из колес с редуктором и электродвигателем, который расположен сбоку от рамы.

Кроме этого, имеются четыре флюгера. Это важные и необходимые элементы строения, характеризующиеся подвижным состоянием.

Флюгер выглядит как коробчатая балка с варьирующимся по высоте сечением. Он служит для соединения ходовых тележек с кольцевой рамой.

Лист, находящийся сверху, повернут к оси движения. Он собран из элементов – рабочей и транспортной проушин. Эти детали необходимы для надежной фиксации узла к кольцевой раме.

В месте опоры трапециевидные флюгеры изменяют высоту. Обычно в конструкции крана используются несколько подобных устройств, располагающихся симметрично относительно друг друга.

Кольца для опоры надежно фиксируются с помощью сварки.

  • для подъема объектов;
  • вывода кабины оператора;
  • варьирования расстояния от оси крана до оси груза по горизонтали;
  • кручения поворотной базы;
  • передвижения объекта.

Ходовая часть

Ходовая рама представлена листовой системой. Она неподвижна и оснащена четырьмя проушинами, размещающимися по диагоналям. Сюда надежно закрепляются флюгеры, имеющие съемную специфику.

С одной из сторон посредством втулок монтируются шкворни ходовых тележек. Поскольку они не зафиксированы, то возможно их перемещение в вертикальной плоскости.

Если необходимо застопорить этот элемент конструкции, то в предусмотренное отверстие вставляется специальный «палец».

Специфика использования флюгеров заключается в их расположении под углом 45 градусов по диагонали друг от друга и их креплении на жесткие трубчатые конструкции. В транспортном режиме эти детали строения сводятся и фиксируются либо разбираются и доставляются отдельно.

Кольцевая рама снабжена рубильником. Здесь закреплена опорно-поворотная система КБ-405 для соединения ходовой части с подвижной. На ней имеются кольца сверху и снизу, закаленные шарики в два ряда и венец зубчатого типа.

Последний характеризуется зацеплением с внутренней стороны. Здесь находится бегунковая шестерня устройства разворота.

Поворотная база выглядит как конструкция четырехугольного сечения. К ней методом сварки фиксируются балки: две сбоку и одна сзади. В конструкции имеются шпренгельные фермы. Они укреплены на боковых брусах.

Фермы сделаны из полых труб, которые фиксируются перпендикулярными связями. Их основное предназначение – укрепление портала башни. В процессе ее работы фермы принимают на себя основную нагрузку.

Электрическое оборудование размещается во фронтальной области платформы. Для этого здесь предусмотрены специальные шкафы. Портал крепится тут же на паре кронштейнов.

Позади поворотной базы во время сборки крана монтируются балластные плиты из железобетона. Их количество может достигать десяти штук.

Надежное крепление плитам обеспечивает система тяг, гаек и накладок. Также на платформе помещаются механизмы вращения и две лебедки. Одна из них обслуживает стрелу, другая – непосредственно грузы.

Башня

Четырехгранная башня крана имеет решетчатое строение. Она изготовлена в форме фермы. Ее устройство:

  • срединные и верхние секции;
  • элементы строения, призванные удержать конструкцию от смещения внутрь;
  • портал;
  • оголовки.

Башня изготавливается из трубных элементов, объединенных специфическими диагональными и перпендикулярными раскосами. Собирается этот узел методом наращивания снизу. Инвентарные секции монтируются к верху последовательно.

Составные части башни выглядят как решетчатые элементы, сделанные способом сварки из труб цельнотянутого вида.

Секции оформлены ступенями и ограждениями для безопасности использования. Они все имеют схожие габариты вне зависимости от расположения в составе КБ-405. При этом верхняя секция выделяется формой, так как имеет проемы для перемещения кабины оператора, укрепленной на механизмах передвижения и навешанной на четырех талрепах.

Механизм выдвижения представляет собой передвигающуюся по роликам раму с ручным приводом. Вытягивание кабины производится с использованием каната и барабана, вмонтированного в проеме посредством кронштейнов.

В конструкции башни предусмотрены оголовок и элемент строения, призванный удержать ее от смещения внутрь (распорка).

Наряду с кабиной оператора они имеют функциональное значение для всего устройства.

Решетчатая конструкция из металла по типу фермы называется оголовком. Он собран из трубчатых частей с применением сварки. Наверху этой конструкции предусмотрены блоки и чашечный анемометр.

Чтобы обеспечить к ним доступ с целью профилактики и ремонта, производитель предусмотрел демонтируемые лестницы и площадки по задней части оголовка.

Снизу сделаны проушины для навешивания оборудования. Позади оголовка имеется распорка с оттяжкой и подвеской. Они надежно закреплены для безопасности использования устройства.

Кабина оператора

Кабина оператора башенного крана принадлежит к типу выносных. Внутри имеется место для крановщика с регулируемым креслом.

Для эксплуатации машины предусмотрены командоконтроллеры. Производитель также установил некоторые приборы, обеспечивающие руководство безопасностью использования крана.

Для повышения комфорта работы кабина оснащена системой подогрева, кондиционером, сигнализацией и осветительными приборами.

Строение портала и люльки

Порталом башни называют конструкцию из металла, состоящую из двух ярусов и имеющую пространственную специфику.

Основными деталями для изготовления являются балки коробчатого типа и полые трубы. Все это соединяется с помощью сварки. Диагональные балки сделаны с применением особенного метода разворачивания.

Элемент конструкции создан для прохождения инвентарных частей при монтаже крана. Портал имеет верхний и нижний пояса, на которых предусмотрены отводные замки, крюки и монтажные цепи.

Специальные направляющие обеспечивают вертикальное положение. Отводные замки в количестве четырех штук позволяют надежно посадить на них эту большую конструкцию.

На раме портала в нижней части предусмотрены демонтируемые диагональные балки.

Крепление этой части устройства при монтаже крана происходит с помощью двух кронштейнов поворотной платформы. Следом за этим с использованием пары подкосов телескопической конструкции он приводится в стоячее положение.

В проем портала монтируется люлька. Она снабжена специальными роликами. Основное назначение этой конструкции заключается в сборке секций строения.

Люлька выглядит как сварная рама с особыми фигурными фланцами. Они применяются для фиксации секций. Такие крепления расположены в углах рамы.

На корпусе люльки с двух сторон расположены блоки. Из них формируется система полиспаста выдвижения башни. Для этого также используются блоки на балках портала.

Направляющие в конструкции узла предназначены для перемещения по ним люльки.

Рабочая стрела

Одна из основных частей конструкции – стрела – выглядит как решетчатая ферма с треугольным сечением. Она состоит из секций длиной от 5 до 8 м. Все они имеют телескопическую специфику строения. стрела крана КБ 405, ее особенности

Для сборки крана используются четыре секции:

  • главная,
  • промежуточная (2 шт.),
  • корневая.

Крепление происходит за счет фланцев, установленных в специальные отверстия.

Производительность спецтехники

Башенный КБ-309ХЛ используется на стройках любого типа, при этом температурные рамки эксплуатации техники варьируются от – 60 до +40 градусов. Низкий температурный порог позволяет применять данный кран в любых суровых условиях. В зимнее время каретки, вращательные диски и тросы смазываются специальными растворами.

Общая грузоподъемность крана составляет порядка 6-8 тонн в зависимости от вылета стрелы.

Скорость подъема может регулироваться оператором, а максимальная равняется 10-ти метрам в минуту. Благодаря мощным электромоторам башенный кран с массой 70 000 кг способен вращаться вокруг своей оси со скоростью 0,75 об/мин. Скорость передвижения самого крана по рельсовым путям составляет – 30 метров в минуту.

Техническое описание

У крана КБ-309 технические характеристики позволяют осуществлять одновременный подъем и передвижение в сторону с грузом. Работа всех ключевых узлов полностью синхронизирована, поэтому во время поднятия грузов не наблюдается существенных рывков или подергиваний. Дополнительно техника обладает тормозом, который автоматически стопорит подъемный трос на определенном уровне. Качественная конструкция делает башенный кран КБ-405 также делает очень популярным.

Общие технические показатели крана:

  1. кран-база – КБ-309;
  2. силовой агрегат – электрический двигатель мощностью 59 кВт;
  3. грузоподъемность – 6-8 тонн;
  4. грузовой момент – 125 т*м;
  5. вылет стрелы – 25 метров;
  6. максимальная высота – 37 метров;
  7. скорость поднятия груза – 10 м/мин;
  8. скорость опускания – 3 м/мин;
  9. скорость вращения – 0,75 об/мин;
  10. общая масса башенного крана – 70 600 кг.

Дополнительно на башенный кран устанавливается внешнее освещение и звуковой сигнал с сиреной для оповещения рабочего персонала во время сильного ветра. При необходимости монтируются вспомогательные страховочные устройства и стопорные системы, позволяющие проводить работы с большими грузами при сильном ветре. В заводской комплектации на КБ-309 имеется несколько вариантов подвесных систем, в частности с двойным крюком, с захватами или одинарным стандартным строительным крючком.

Варианты приобретения

Недорого купить кран КБ-309 можно без навесного оборудования, в частности на вторичном рынке без наличия электрических щитов, каретки или сигнальных устройств. Цена на технику может изменяться не только от ее конкретной комплектации, но и от количества установленных секций. Чем больше высота крана, тем выше его стоимость. Так как КБ-309 на данный момент не выпускается, то приобрести технику возможно только на вторичном рынке от частных лиц. Приобретать кран следует со всеми необходимыми документами, а также журналами технического обслуживания. Продающийся КБ-309 без журналов и актов имеет сравнительно невысокую стоимость. Оригинальная окраска башенного крана данной модели считается – ярко-желтый цвет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: