Технические параметры, расход и сфера применения МАЗ 5551


Описание и сфера применения

В отличие от дальнобойных собратьев, например, ЗИЛ-4520, более компактный и маневренный МАЗ-5551 легко перемещается в городских условиях. Чаще всего его можно встретить трудящимся на городской строительной площадке. Главное предназначение этого грузовика — перевозка сыпучих материалов, причем на коротком плече, что определяется его приводом 4х2.

Смотрите на видео:

Другие
области применения МАЗ-5551:

  • сельское хозяйство
  • промышленность
  • городское хозяйство и дорожное строительство

Характеристики кузова

В стандартной модификации МАЗ-5551 снабжен цельным кузовом с разгрузкой назад. Откидывание заднего борта и опрокидывание кузова имеют дистанционное управление и происходят автоматически.

Кабина водителя

В кабине два кресла, как это видно на фото, между местами пассажира и водителя оборудовано пространство для хранения вещей и документов. Водительское сиденье оснащено рессорами и двигается в направлении вперед-назад, а вот регулировка рулевой колонки возможна в двух направлениях.

На этом да еще и боковых зеркалах с электроподогревом комфорт в стандартной кабине заканчивается, нет даже амортизации в местах ее крепления.

Для доступа к силовым узлам кабина откидывается вперед с помощью гидравлического привода. Подъем кабины возможен только при открытой решетке радиатора, причем устройство приведения механизма в действие расположено за самой решеткой. Фиксация в опущенном виде производится путем обычного стального троса.

Дно грузовика обогревается путем подведения отработанных газов. Такая конструкция значительно облегчает использование самосвала в холодный сезон. Для экстремальных условий и температур до -60°С разработана модель МАЗ-5551 01 ХЛ.

Трансмиссия базовой версии —5-ступенчатая механическая коробка ЯМЗ-236П, на более поздних моделях с грузоподъемностью до 10 тонн устанавливалась ЯМЗ-2361. Сейчас на новых автомобилях встречаются коробки западного производства.

Сзади стоит стабилизатор поперечной устойчивости, что значительно уменьшает крен грузовика в поворотах. Передние и задние тормоза – барабанные с пневматическим управлением.

Часто при прохождении техосмотра возникает вопрос, где находится номер шасси. Номер на раме МАЗ-5551 находится в традиционном для советских грузовиков месте — справа сзади, на лицевой части рамы (обычно в районе заднего моста или с небольшим смещением).

Технические характеристики мотора и комплектующих элементов

Самосвал МАЗ-5551 оснащен мощным двигателем отечественного производства. Шестицилиндровый мотор ЯМЗ-236М2 гарантирует бесперебойную работу машины в течение длительного времени. Крутящий момент (max – 882 Н/м) позволяет грузовику справляться с самым рельефным ландшафтом. Общая мощность двигателя составляет 230 л. с. Последние модификации МАЗ снабжены системой дополнительных усилений, которые стабилизируют скачки в работе.

Габаритный чертеж ЯМЗ 236М2

Тормозная система

Тормозная система МАЗ-5551 – это барабанный пневматический механизм, параллельно управляющий блоками передних и задних колес. Задний мост прикрепляется к раме с помощью подвески. Дополнительные подвески играют роль амортизаторов, которые поглощают давление внешней среды в двухстороннем режиме.

Тормозная система автомобилей МАЗ

Коробка передач

Механическая коробка передач ЯМЗ-236П также представляет собой отечественный механизм, который включает 5 ступеней управления. Первые версии этого элемента в самосвале МАЗ-5551 отличались возможностью низкой нагрузки, но последние технические преобразования вывели данное устройство на новый уровень.

Коробка передач ЯМЗ-236П

Гидравлическая система

Гидравлическая система агрегата имеет технические характеристики, обеспечивающие плавное перемещение салона и грузового отсека. Она представляет собой механизм из гидронасоса с цилиндрами. Цилиндры снабжены предохранительными клапанами, не допускающими перегруза кузова. Открывание и наклон отсека с грузом осуществляется дистанционно водителем из кабины.

Гидроцилиндр МАЗ-5551

Система безопасности

Дополнительные системы безопасности грузовика МАЗ-5551 включают конструкцию стабилизаторов, которые повышают устойчивость колес и всей машины в целом. Карданная передача реализует крутящий момент с помощью игольчатых подшипников. Электрическая проводка защищена внутренним регулятором напряжения, который представлен в виде аккумуляторных батарей. Гидроусилитель руля также делает вождение более безопасным и стабильным.

Распределитель гидроусилителя руля автомобилей МАЗ

Двигатель модели МАЗ 5551 и расход топлива

Двигатель дизельный

Двигатель МАЗ-5551 – дизельный V6 (как и у МАЗ-53366). Вплоть до последних лет все самосвалы МАЗ-5551 оснащались 180-сильным ЯМЗ-236М2 Ярославского моторного завода. В новых модификациях он заменен на ЯМЗ-6563.10 с экологическим классом Евро-3, а на некоторых моделях – на двигатели Cummins с классом Евро-4 и турбонаддувом.

Несмотря на появление комплектаций с импортным двигателем, на водительских форумах до сих пор советуют агрегаты от ЯМЗ за их надежность и простоту в обслуживании.

МАЗ-5551 отличает низкий расход топлива на 100 км для своего класса. Расход составляет около 23 литров при скорости 60 км/ч и загрузке примерно 85% от максимальной. Для сравнения, у модели МАЗ-5337 расход топлива 30-35л/100км.

МАЗ-5551 отзывы владельцев

  • Антон, Петропавловск. Охарактеризую вкратце грузовик тремя словами – удобный, экономичный и маневренный. Я работал на этой машине всего пять лет. Устроился на государственное предприятие, к которому я настолько привык, что начинал относится как к собственному, в том числе и к грузовику МАЗ-5551. Данная модель – добротная рабочая лошадка, неприхотливая в длительном использовании. В морозную погоду или в жару этот грузовик никогда не заставлял переживать за надежность, поломки и т. д. Машина оснащена 180-сильным мотором. Тормоза довольно мощные, тормозят эффективно. Ремонтопригодность автомобиля на высоком уровне, но в случае утечки топлива или других серьезных проблем придется потратиться на круглую сумму. Воздушные соединения целесообразно уплотнять не только герметиком, но и резиновыми кольцами. Трубки надо усиливать резиновыми шлангами, чтобы ничего не лопалось. Автомобиль потребляет 20-25 литров в городском цикле.
  • Николай, Оренбург. МАЗ-5551 – теплый и экономичный автомобиль с высокой маневренностью. Машина не вызывает проблем с надежностью. Способна исправно работать в большие морозы. Я по долгу службы часто работал на территории Сибири, там морозы очень суровые. Приходилось заниматься транспортировкой груза из одного конца города в другой, а также перевозить между городами. Безусловно, случались поломки, но у меня всегда был комплект нужных инструментов. Но если запасного колеса не осталось, я просто вызывал на помощь и сидел грелся в кабине – отопитель в МАЗе довольно мощный и никогда не сбоил. Топливного бака хватает на несколько часов езды. Машина оборудована воздушными тормозами, поэтому надо постоянно подкачивать воздух. Также отмечу высокую проходимость. На пересеченной местности мой МАЗ-5551 просто зверь, способный проехать по лесным дорожкам. У меня модель 2000 года выпуска, с механической 5-скоростной КПП. Средний расход топлива 20 литров на 100 км.
  • Алексей, Ярославль. Из достоинств этого грузовика отмечу продуманную эргономику и эффективные тормоза, мощный отопитель и тяговитый двигатель. Но сцепление – очень тугое, кабина не подрессорена, а проходимость грузовика в зимнее время года оставляет желать лучшего. По крайней мере, со штатными колесами. Я работаю на МАЗ-5551 около полугода, автомобиль нисколько не впечатлил. Недостатков гораздо больше, чем плюсов. Мучают постоянные поломки. Может, все дело в том, что до меня этим грузовиком пользовались небрежно, регулярно его перегружали и ни жалели машину. У автомобиля ужасный подъемник. У меня, кстати, 10-тонный самосвал, у которого цилиндр подъемника установлен в середине кузова – кто вообще до такого додумался? К примеру, я беру шесть тонн отсева и доставляю его в два разных места – по 3 тонны на каждое место. Приезжаю в первую точку и выгружаю первую половину (3 тонн), в этот момент отпускаю кузов, который падает на раму просто. В результате рама сильно перегружается из-за того, что подъемник расположен по центру. Если развозить в четыре разные места, то можно повредить раму, после чего грузовик окажется неработоспособным. В общем, прошло полгода, за это время я три раза менял клапан подъемника. Еще один раз пришлось установить новый насос подъемника. Неподрессоренная кабина – серьезный недостаток, из-за этого ее сильно трясет, возникают жуткие шумы и вибрации, сбоит сцепление. Один раз была заменена бортовая электроника. Очень слабый компрессор, ему не хватает мощности. Машина с мотором 185 лошадиных сил, который потребляет 20-25 литров на 100 км. На скользкой дороге возможны пробуксовки, например в снегу или на заледенелой дороге, причем даже в груженном состоянии. В этом случае не помогает блокировка. А вот в летнее время года пробуксовок нет, машина прет по грязи словно танк.
  • Денис, Брянск. Проехал на МАЗе-5551 70 тысяч километров. Этого времени оказалось достаточно, чтобы убедиться в простой и неприхотливой конструкции грузовика. У меня модификация самосвал, понравился оригинальный строгий дизайн кабины. Для этого класса грузовик весьма экономичный даже в груженном состоянии. Я работаю на этом самосвале с 2008 года. Отмечу достоинства кабины – удобная, вместительная, с полноценными тремя местами. Под капотом двигатель ЯМЗ-236 с турбиной, мощность 180 лошадиных сил. Трансмиссия механическая пятиступенчатая, а тормоза оборудованы пневматической системой. В топливном баке 200 литров горючего, что обеспечивает большой запас хода, так что нет необходимости часто посещать заправки. Работаю на МАЗе до сих пор, автомобиль не доставляет серьезных неполадок. Потребляет 20-25 литров в зависимости от стиля вождения и качества дорог. В общем, белорусские конструкторы создали очень надежный автомобиль.
  • Дмитрий, Иркутск. Отличный двигатель и мощные тормоза, энергоемкая подвеска и классная обзорность – и это еще не все достоинства грузовика МАЗ-5551. Ремонтировать его не трудно, тут дело привычки, и надо разбираться в устройстве. Автомобиль в целом хороший, ни разу меня не подводил в дальней дороге. Безусловно, есть мелкие поломки, от них никуда не денешься. Ведь автомобиль по сути отечественный и любит ремонт. Большинство комплектующих – второсортного качества, так сказать, и их надолго не хватает. Поэтому приходиться периодически заменять некоторые детали. Зато все комплектующие есть в наличии – хоть новые, хоть поддержанные.
  • Ринат, Удмуртия. Маневренный и очень мощный грузовик, я им доволен, как слон. Работаю на нем уже десять лет, причем без всяких перебоев. Наверняка МАЗ-5551 мне прослужит еще не один год. Первый раз устроился на работу в грузовую компанию, это было еще в Калининграде. Тогда мне предоставили МАЗ-5551, это был мой первый опыт общения с этим грузовиком. Сейчас езжу на обновленной машине, но тогда это были просто непередаваемые ощущения. Замечательный двигатель – с приятным рычащим звуком шести цилиндров. Очень выносливая конструкция, и без какой-либо электроники. Машина с грузоподъемность 8 тонн, хотя я грузил и по 11 тонн. Несмотря на это, машина уверенно тащила и не «спотыкалась». Безусловно, не обходилось и без недостатков. Автомобиль оснащен единственным задним мостом, поэтому в случае провала под грунт понадобится трос. А в качестве буксира понадобится какой-нибудь полноприводный спецтранспорт, ведь тяжелый МАЗ-5551 так просто не вытащить. Это я говорю к тому, что автомобиль в груженном состоянии не способен проявить себя на бездорожье. В крайнем случае, надо устанавливать более широкопрофильную и зубастую резину. В городском цикле машина потребляет 22 литра на 100 км. Сейчас езжу на грузовике 2010 модельного года. В обновленном МАЗе с проходимостью немного получше.
  • Александр, Ставропольский край. Безусловно, это не КАМАЗ, но вполне добротный и универсальный грузовик для любых нужд. Эдакая доступная альтернатива КАМАЗу. Машина вполне надежна, в кабине очень просторно. Понравилась маневренность за счет мощного двигателя. Проходимость значительно хуже, чем у КАМАЗа. Несмотря на это, МАЗ-5551 вселяет ощущение надежности. Для своего класса отличный автомобиль. Благодаря надежности эта модель является хорошим помощником в тяжелой и кропотливой работе. Иными словами, когда-то это был мой кормилец, так сказать. Или основной источник дохода. За счет компактных габаритов МАЗ-5551 наделен хорошей маневренностью, а проходимости достаточно для проезда по дачным проселкам. Что касается грузоподъемности, в этой дисциплине МАЗ-5551 находится между Камазом и Зилом. Машина пригодна для доставки строительных грузов. В конце рабочего дня спина практически не устает, так как сиденье имеет правильную форму, которая повторяет профиль спины. Расход топлива в городе 24 литра, а по бездорожье машина съедала 26 л.
  • Игорь, Новосибирск. У этого грузовика отменная выносливость, но весьма посредственная проходимость. Как и все МАЗы, машина обладает надежностью, несмотря на дешевые комплектующие. За счет крепкого кузова и ходовой автомобиль зарекомендовал себя во многих тяжелых отраслях, включая лесную и химическую промышленность, а также строительную сферу. Я работал на МАЗе во многих сферах, и везде испытывал 5551 на прочность. К самым серьезным недостаткам можно отнести проблемы на бездорожье. Даже на мокрой траве машина начинает буксовать, я уже не говорю про обледенелую или заснеженную дорогу. Но для своих целей автомобиль идеально подходит. МаЗ-5551 потребляет 24 литра на 100 км в среднем.
  • Борис, Минск. Работаю на МАЗ-5551 и испытываю гордостью за белорусский автопром. Наши инженеры создали машину, которая по большинству параметров не уступает российским аналогам, и при этом стоит значительно дешевле. К тому же, у нашего грузовика более высокое качество изготовления. И все же, даже нашим умельцам есть над чем поработать. Ведь на наших проблемах тоже есть проблемы с качеством. Например, мне попался экземпляр, собранный из болтов тяп-ляп. Двигатель Ярославского производства, не блещет долговечностью. Я работаю на этом грузовике почти 10 лет, занимаюсь перевозкой металлоконструкций, мусора, щебня и других сыпучих материалов. Часто сбоит рулевой механизм, нередко течет топливный насос, неоднократно лопаются трубки (они соединяются с ресивером). В общем, можно на многое сетовать, и недостатков у МАЗа немало. Но в любом случае, МАЗ более надежный, чем Камаз. Наш грузовик более ремонтопригодный. Под капотом 180-сильный двигатель с механической коробкой, потребляет не больше 25 литров на 100 км.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм

  • длина — 5990 (при откинутой кабине — 7850)
  • ширина — 2500 мм (в моделях с выгрузкой на 3 стороны — 3450 при полностью опрокинутом кузове)
  • высота — 2925 мм при откинутом назад кузове – 4850
  • при выгрузке вбок – 3850
  • клиренс — 270 (минимальный, в районе переднего моста)
  • Параметры двигателя устройства

    • Объем — 11150 см³ (ЯМЗ-236)
    • Мощность — 180 л.с.
    • Крутящий момент — 667 Нм
    • Максимальная скорость — 83 км/ч (у ряда моделей может быть до 90 км/ч)

    Вес МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг

    • снаряженная — 7580, в т.ч. на передней оси — 4130
    • на задней оси — 3450
    • полная — 16 230, т.ч.
    • на передней оси — 5980
  • на задней оси — 10 250
  • Грузоподъемность и вместимость кузова МАЗ-5551

    • грузоподъемность — 8500 кг
    • объем кузова — 5,4 м³, при этом

    Размеры и габариты кузова

    Размеры МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.

    Для сравнения предлагаем ознакомиться с размером кузова КамАЗа бортового.

    В зависимости от модификации грузоподъемность может составлять до 10,2 тонны (сопоставимо с грузоподъемностью Камаз-43118), объем кузова МАЗ-5551 – до 12,5м³ (15,5 при поднятых бортах).

    Привод грузовой платформы

    Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.

    Телескопический гидроцилиндр с переменным рабочим объемом состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев – такая конструкция позволяет развивать достаточные рабочие усилия при небольшой массе и размерах в сложенном состоянии. Основным ее недостатком является значительная сложность, а также риск засорения плотно прилегающих звеньев.

    Для повышения безопасности выгрузки в управляющем клапане гидроцилиндра предусмотрено предохранительное устройство. Оно не допускает полного подъема платформы при перегрузке более 1,5 т.

    Цапфы заднего борта контролируются пневмоцилиндром, срабатывающим при приведении рукоятки устройства в положение «Подъем».

    Грузовая платформа

    Регулировка сцепления

    На МАЗ-5551 установлено традиционное для мощных грузовиков двухдисковое фрикционное сцепление. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания.

    Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

    • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
    • треск в момент переключения передачи
    • сцепление отключается не до конца

    Можно выделить три основных этапа:

    1. Установка зазора 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском производится следующим образом:

    • снять крышки люков, чтобы открыть доступ к сцеплению и маховику,
    • при включенном сцеплении переместить рычаг КПП в нейтраль,
    • отвернуть контргайки и ввернуть все регулировочные винты в средний ведущий диск до упора, маховик для этого нужно поворачивать,
    • ослабить винты на 1 оборот и завернуть контргайки с небольшим усилием.

    За счет этой регулировки обеспечиваются требуемые расстояния между дисками и поверхностью трения маховика.

    2. Обеспечение зазора 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки требуется ослабить контргайку и установить зазор нужной величины, подтянув регулировочную гайку.

    3. Настройка свободного хода педали. Нормативная величина — 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).

    Сцепление

    Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

    Автомобили ГАЗ

    Автомобили ЗИЛ

    Автомобили КАМАЗ

    Автомобили МАЗ

    Автомобили КРАЗ

    Автомобили УРАЛ

    • УРАЛ-4320, 5557
    • Двигатель ЯМЗ-236
    • __________________
    • КАРТА САЙТА

    Ремонт и сервис заднего моста автомобилей Маз-5551, 5335

    Ремонт деталей заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

    Ремонт заднего моста автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в замене изношенных или поврежденных деталей. Конструкция заднего моста позволяет выполнить большинство ремонтных работ без снятия его с автомобиля.

    Рис. 47. Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

    1 — крышка подшипника; 2 — стопор гайки подшипника; 3 — левая гайка подшипника-4 — шестерня полуоси; 5 — сателлит дифференциала; 6 — крестовина дифференциала; 7 — цилиндрический подшипник ведущей шестерни; 8 — конический подшипник ведущей шестерни; 9 — картер подшипника ведущей шестерни; 10 — распорное кольцо; 11 — регулировочная шайба; 12 — маслоотражатель; 13 — крышка сальника; 14 — фланец; 15 — гайка фланца; 16 — шайба; 17 — сальник; 18 — регулировочные прокладки; 19 — прокладка; 20 — ведущая шестерня; 21 — картер редуктора; 22 — ведомая шестерня; 23 — сухарь; 24 — контргайка; 25 — ограничитель ведомой шестерни; 26 — правая чашка дифференциала; 27 — демонтажный болт картера редуктора; 28 — упорное кольцо втулки; 29 — правая гайка подшипника; 30 — конический подшипник; 31 — левая чашка дифференциала; 32 — стальная шайба; 33 — бронзовая шайба.

    Для замены сальника ведущей шестерни редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

    — отсоединить карданный вал от фланца 14 (см. рис. 47) редуктора моста;

    — расшплинтовать и отвернуть гайку 15, спять фланец 14 и шайбу 16;

    — отвернуть гайки шпилек, крепящие крышку 13 сальника, и, пользуясь демонтажными болтами, снять крышку с сальником;

    — заменить сальник, заполнив его внутренние полости консистентной смазкой 1-13, и собрать узел в порядке, обратном разборке (сальник запрессовывают заподлицо с наружным торцом крышки).

    Рис. 46. Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

    1 — колесная передача; 2 — ступица заднего колеса; 3 — тормоза задних колес; 4 — стопорный штифт кожуха полуоси; 5 — направляющее кольцо полуоси; 6 — кожух полуоси; 7 — полуось; 8 — центральный редуктор; 9 — спаренный сальник полуоси; 10 — регулировочный рычаг; 11 — разжимный кулак тормозов.

    При необходимости замены сальника 9 (см. рис. 46) полуоси заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует:

    — слить масло из картера моста, вывернув сливную и заливную пробки;

    — отсоединить карданный вал;

    — снять малые крышки 7 (см. рис. 48) колесных передач;

    — отвернуть один болт 15 крепления большой крышки и, завертывая его в резьбовые отверстия в торцах полуосей 22, осторожно вынуть ее вместе с солнечными шестернями 11 колесных передач;

    — отвернуть гайки шпилек крепления центрального редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних).

    Рис. 48. Колесная передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

    1 — коронная (ведомая) шестерня; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — стопорный болт оси сателлита; 4 — подшипник сателлита; 5 — ось сателлита; 5 — сателлит; 7 — малая крышка; 8 — упорный сухарь полуоси; 9 — стопорное кольцо; 10 — шпилька; 11 — солнечная (ведущая) шестерня; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — наружная чашка водила; 14 — большая крышка; 15 — болт большой крышки и коронной шестерни; 16 — прокладка; 17 — болт чашек водила; 18 — гайка; 19 — ступица колес; 20 — наружный подшипник ступицы; 21 — внутренняя чашка водила; 22 — полуось; 23 — упор ведущей шестерни; 24 — кожух полуоси; 25 — гайка подшипника ступицы; 26 — стопорное кольцо; 27 — контргайка подшипников ступицы.

    После этого с помощью тележки с подъемником вынуть редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, завертывая два демонтажных болта во фланце крепления редуктора к картеру моста, и, сняв оставшиеся две верхние гайки, заменить сальник полуоси с помощью съемника, заполнив внутренние полости сальника консистентной смазкой.

    Собирают задний мост в обратной последовательности, причем устанавливать полуоси следует осторожно, проворачивая их во избежание выворачивания рабочей кромки сальника.

    Обычно ремонт моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 связан со снятием и разборкой центрального редуктора или колесной передачи.

    Прежде чем снять центральный редуктор, необходимо слить масло из картера моста, отсоединить карданный вал и снять стояночный тормоз.

    Затем снять малые крышки колесных передач, отвернуть болт большой крышки колесной передачи и, завернув его поочередно в резьбовое гнездо на торцах полуосей, вывести полуоси из дифференциала.

    Отвернуть гайки шпилек крепления центрального редуктора к картеру моста и снять редуктор с помощью подкатной тележки.

    Центральный редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 удобнее всего разбирать на поворотном стенде.

    При отсутствии стенда можно использовать низкий столик-верстак высотой 500—600 мм.

    Последовательность разборки редуктора моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующая:

    — снять ведущую шестерню 20 (см. рис. 47) с подшипниками в сборе;

    — вывернуть гайки 29 и 3 крышек подшипников дифференциала;

    — снять крышки 1 подшипников дифференциала;

    — отвернуть гайки шпилек крепления чашек дифференциала и раскрыть дифференциал (снять сателлиты, полуосевые шестерни, упорные шайбы).

    Разборные детали редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 промыть и тщательно осмотреть.

    Проверить состояние подшипников, на рабочих поверхностях которых не должно быть выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушения, а также разрушения или повреждения роликов и сепараторов.

    При осмотре шестерен убедиться в отсутствии отколов и обломов зубьев, трещин, выкрашивания цементационного слоя на поверхности зубьев.

    При повышенном шуме шестерен редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 во время работы величина бокового зазора 0,8 мм может служить основанием для замены конической пары шестерен.

    Ведущую и ведомую конические шестерни при необходимости заменять комплектно, так как на заводе их подбирают попарно по контакту и боковому зазору и клеймят одинаковым номером.

    Инструкция по эксплуатации

    Приборная панель и органы управления

    Грузовик запускается поворотом ключа в замке, расположенном снизу на рулевой колонке.

    Под левой рукой находится переключатель поворотов и фар ближнего/дальнего света. Указатели поворота переключаются в горизонтальной плоскости. Возможно постоянное или кратковременное включение. Управление светом фар производится в вертикальной плоскости. При нажатии на ручку с торца включается звуковой сигнал.

    Справа от рулевой колонки располагается переключатель стеклоочистителя и омывателя.

    Спидометр, тахометр и комбинированный прибор, показывающий уровень топлива, температуру охлаждающий жидкости, давление масла и напряжение находятся на приборном щитке перед водителем.

    Там же расположены контрольные лампы и выключатели световых приборов, а также кнопка отключения межколесного дифференциала и контрольные лампы АБС (при оборудовании грузовика этой системой стабилизации).

    Рядом на приборном щитке находятся сигнальные лампы:

    • температуры охлаждающей жидкости (загорается при температуре 105±5°С),
    • аварийного давления масла,
    • уровня топлива (загорается при заполненности топливного бака на 16-20% и ниже),
    • давления воздуха в тормозной системе,
    • загрязнения масляного фильтра и другие.

    Приборная панель

    Управление автомобилем

    Для прогрева двигателя или накачки шин необходимо нажать на педаль подачи топлива, зафиксировать защелкой и отпустить. Прогревать двигатель следует на минимальных оборотах с постепенным повышением до средних. Начинать движение можно только, когда охлаждающая жидкость нагрета не менее 40°С.

    При движении использовать постоянную подачу топлива нельзя!

    Стояночный тормоз включается приведением рычага в заднее положение. При возвращении в переднее положение – выключается. В промежуточных позициях подключается дополнительный тормоз.

    Коробка передач ЯМЗ-236П – пятиступенчатая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Переключение передач происходит по следующей схеме:

    Для подъема платформы нужно повернуть кран управления в положение «подъем». Другие положения: стоп, спуск и транспортное.

    При трогании на скользком участке, прохождении трудных участков дороги следует включать блокировку дифференциала. Делать это нужно на стоящем автомобиле или на скорости до 10 км/ч.

    Вхождение в поворот с заблокированным дифференциалом опасно. Это снижает управляемость и ведет к повышенному износу силового привода! При заблокированном дифференциале соответствующий значок на приборной панели горит оранжевым.

    Управление автомобилем

    Безопасность

    Работа с самосвалом связана с опасностью травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок следует соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.

    • Запрещается находиться перед кабиной при подъеме и опускании, а также движение без фиксации кабины тросом и при открытом механизме откидывания.
    • Во время движения не следует проводить регулировку сиденья водителя.
    • Запрещено движение с поднятой платформой и опускание груженой платформы.

    Подробные указания по безопасной работе и содержит инструкция по эксплуатации МАЗ-5551. Там же, помимо детального описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к техническому обслуживанию и основные рекомендации по устранению неисправностей.

    Благодаря популярности этого автомобиля в продаже имеется также множество руководств по ремонту, а покупка запасных частей не вызовет никакой сложности.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: