Как сделать с мотоблока пневмоболотоход своими руками


Изготовление или покупка?

Многие люди приобретают уже готовые болотоходы из-за того, что изготовить их самостоятельно достаточно проблематично. Во-первых, для этого необходимо иметь малогабаритную машину. Во-вторых, требуется огромное количество знаний и навыков. К тому же различные цели рыбака, охотника или путешественника будут требовать различных характеристик от заготовок. Именно такое обилие требований двигает людей к тому, что лучше все же изготавливать самостоятельно, даже зная о том, насколько это сложно. Из наиболее важных критериев для сборки самодельного болотохода можно выделить следующие пункты:

  • хорошее знание автодела;
  • важно уметь работать со сварочным аппаратом, а также осуществлять различные слесарные работы;
  • важно также понимать, что сборка — это не только сложно, но и довольно долго, к тому же собрать хорошее изделие с первого раза удается далеко не каждому;
  • весь процесс сборки самодельного болотохода потребует значительных материальных вложений;
  • также нужно знать особенности машин, работающих на гусеницах и на шинах низкого давления, чтобы в будущем не пожалеть о сделанном выборе.

Делаем пневмоход своими руками из мотоблока

Выбор двигателя для пневмохода

Очень часто отсутствие достаточного объема финансирования приводит к ограничениям при выборе двигателя, следовательно, приходится использовать то, что имеется в наличии. Это, как правило, бывают двух – или четырехтактные мотоциклетные двигатели, а также используют старые автомобильные силовые установки, но значительно реже. Если же все-таки есть в наличии лишние деньги и при выборе двигателя можно не задумываться об их количестве, то можно использовать такие рекомендации:

Четырехтактные моторы имеют ряд преимуществ перед двухтактными аналогами, поэтому многие конструкторы используют именно их. Для примера можно взять оппозитные двигатели от тяжелых мотоциклов. В таких устройствах можно также использовать мотор от автомобиля, который больше всего подходит для установки его на гусеничный вездеход самоделкин. Такой двигатель имеет достаточный крутящий момент, а также надежен при использовании и у него есть (что немаловажно) хорошее соотношение цена к требуемым характеристикам. Какой тип движка использовать – дизельный или карбюраторный – это будет Ваше решение.

И у той, и у другой схемы есть свои достоинства и недостатки. Для примера, дизель более экономичный, чем бензиновый двигатель, хотя в условиях сильных морозов, может быть тяжело стабильно запускать его и заставить также стабильно работать, не применяя дополнительное оборудование (предпусковой обогреватель). (Что можно сказать и о бензиновых моторах, но в гораздо меньшей степени).

Конструкция колес пневмохода

Конструкторы вездеходной техники во многих случаях используют самодельные колеса низкого давления.

Что же такого необычного в шинах для пневмохлда? Они обладают сравнительно небольшим весом, высокой эластичностью и давлением на грунт в небольших пределах. Такие характеристики наряду с большим радиусом качения обеспечивают вездеходу хорошую проходимость вместе с экономичностью.

Заводские колеса НД

Объем камер определяет для конструкции хорошую плавучесть, что является дополнительным плюсом для проходимости. А если использовать пенопласт для заполнения пространства внутри диска, то вездеход будет более устойчив на воде и также будет заметное снижение налипания снега или грязи.

Читать дальше: Какая резина на лада ларгус

  1. Первый — 2 диска из листового металла с перемычками между ними крепятся на втулку, после чего нужно одеть камеру, которую фиксируют отрезками транспортерной ленты. Иногда камеры можно использовать протектор из другой камеры.
  2. Второй — закрепить один диск на втулке, и еще после этогок нему прикрепить перемычки, а к ним приварить или приклепать боковые кольца.
  3. Третий — схема схожа с предыдущим принципом построения, только для центрального диска используется спица из листового металла или трубы.
  4. По четвертому принципу на втулке монтируют два диска наподобие дисков колеса от мотороллера (разъемное колесо).

Тут, пожалуй, можно и закончить. Из множества вариантов можно выбрать один который больше по душе. Необходимо лишь определить назначение готовой машины и вперед, за дело!

Болотоходы – это машины, которые характеризуются высокой степенью проходимости. Эти машины способны передвигаться там, где дорог нет вообще и где человек не сможет пройти без специального транспорта. Болотоходы прекрасно справляются с этой серьезной задачей, поэтому ими интересуются охотники, рыболовы и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться нетронутой природой.

На рынке можно встретить некоторые модели заводского изготовления. К сожалению, подобные изделия не дешевые. К тому же, они не удовлетворяют большинство покупателей своими характеристиками. В связи с этим, некоторые любители их изготавливают самостоятельно. Их не останавливает даже тот факт, что занятие это не из простых. Без определенных знаний и навыков, особенно первый раз, вряд ли получится действующий экземпляр.

Начало работ по сборке

Вне зависимости от того, какой тип болотохода был выбран, весь процесс конструирования будет делиться на несколько этапов.

  1. Первый и очень важный этап — это чертеж для самодельного болотохода. Настоятельно рекомендуется доверить этот предварительный этап тем, у кого уже есть такой опыт. Любая неточность на данном этапе приведет к краху всей конструкции в будущем.
  2. Далее идет этап, на котором нужно выбрать раму-основу для машины. Здесь важно отметить, что выбирать раму нужно, основываясь на тех целях, для которых устройство будет использоваться в дальнейшем. Это может быть рама мотоцикла, легкового автомобиля или самодельная рама. Можно добавить, что первые два способа являются самыми часто используемыми при сборке самодельного болотохода.

Процесс изготовления

Этап сборки начинается с того, что берутся за изготовление подвески и заднего моста. Эти две части будут соединяться между собой при помощи рулевой втулки, а также особой стойки. На данном этапе настоятельно рекомендуется использовать самодельные конструкции. Конечно, их изготовление будет достаточно длительным, а также потребует определенных финансовых затрат. Но в конечном итоге будет получена конструкция, максимально комфортная и удобная именно для поставленных целей.

Далее следует процесс установки колес. Те, что крепятся к заднему мосту, используют ступицы, изготовленные из металла. Чаще всего на данном этапе используют шины низкого давления для самодельного болотохода. На таких колесах, которые можно взять с больших грузовиков или же их прицепов, значительно повысятся управляемость устройством и общий уровень безопасности человека. Вместо таких шин можно использовать гусеницы, как это делают некоторые мастера. Но процесс их крепления намного сложнее и длительнее, а потому при первой самостоятельной сборке использовать их настоятельно не рекомендуется.

Как сделать колеса

В качестве шин на таких самоделках чаще всего используются камеры от грузовика, реже − от сельхозприцепов. Не годятся велосипедные. Опытные специалисты считают, что для четырехколесного снегохода на базе мотоцикла подойдут камеры от самолетов и вертолетов.

Такой выбор объясним, т.к. на их изготовление идет только качественная резина, еще одной особенностью таких камер является то, что толщина их стенок во всех точках всегда одинакова. При выборе требуется следовать принципу: чем «квадратнее» камера в сечении, тем лучше она подойдет для создания караката.

За неимением авиационных шин, т.к. достать их достаточно сложно, конструкторам приходится идти по более простому пути, спаривая шины от грузовиков.

У таких колес есть один существенный недостаток − они быстро выходят из строя.

При выборе количества колес следует учитывать, что трехколесный вариант менее устойчив, чем тот, в котором использованы все четыре колеса.

Двигатель и заключительная часть

Следующим этапом будет выступать монтаж двигателя. На данном этапе очень важно не забыть один нюанс — установку системы охлаждения для этой детали. Также здесь нужно не забыть про установку разнообразных дополнительных систем, отвечающих, к примеру, за сцепление, отвод выхлопных газов и прочее. Параллельно с этими работами нужно позаботиться о монтаже корпуса и проводки.

Заключительным этапом считается пробный запуск и последующий тест самодельного болотохода. Здесь очень важно заметить даже малейшие отклонения или неисправности в работе устройства. Если таковые будут найдены, то устранить их нужно именно на этом этапе.

Подробное описание двигателей

Этап выбора двигателя очень важен, а потому он требует более детального описания. Тут важно понимать, что в качестве мотора для самодельного болотохода подходит почти любая конструкция, однако здесь очень важна мощность устройства. Наиболее распространенные варианты, которые используют при самостоятельной сборке:

  • Можно использовать мотоциклетные двигатели. Однако данный вариант не заслужил большой популярности, так как в дополнение к нему придется устанавливать более продуманную систему охлаждения.
  • Наиболее предпочтительным вариантом двигателя стал четырехтактный ЗАЗ. Его использую чаще других, так как он подтвердил свою надежность при эксплуатации даже при довольно низких температурах.
  • Возможно использование и других двигателей от легковых автомобилей отечественного производства, если они соответствуют всем требованиям.
  • Некоторые мастера используют мотоблоки, однако этот вариант не слишком распространен. Чаще всего используют те элементы, которые снимаются с тракторов. Однако их приходится дополнительно комплектовать другими запчастями с других двигателей.

Самодельный болотоход-трицикл на ИЖ Планета 3

Конструкция этого самодельного болотохода настолько проста, что ее сможет повторить практически любой автолюбитель в собственном гараже. Основой болотохода является мотоцикл ИЖ Планета 3. Мотоциклы Иж Планета частенько становятся донорами в вездеходных самоделках, это объясняется в первую очередь выносливостью и неприхотливостью их двигателей.

Мост взят от москвича и модернизирован. Вырезаны болгаркой крепления подшипников из куклы, затем приварена бугельную дуга к чулку моста (если ее не приварить, то чулок перекоробит когда будете его разрезать пополам), затем разрезан сам чулок, для того, чтобы закрепить звездочку. Натяжитель цепи позаимствован также от комбайна.

Камеры КФ-97 использованы от сельско-хозяйственного прицепа трактора Т-150. Покрышкой для такого камерного колеса является такая же камера, только разрезанная по меньшему диаметру. Сначала одевается «покрышка», потом перетягивается ремнями. Поперечные ремни-шлейки получились длинной 1,02м., а продольная полоса длинной 3.5м. Ширина продольной полосы 30 сантиметров. Поперечные ремни с продольной полосой соединены при помощи болтов.

За основу были взяты диски от нивы, разрезанные пополам при помощи небольшой болгарки и удлиненные на 30 сантиметров стальными пластинами, приваренными между половинками дисков (всего 6 пластин). Диск обтянут камерой от автомобиля ВАЗ, разрезанной по большему диаметру. Так как диски использованы от Нивы, а мост от москвича, то задние диски в местах крепления пришлось подрезать.

Рама, тормоза и передача

Рама от мотоцикла удлинена и усилена. Чтобы маятниковая вилка не «ходила», она была приварена. Цепь и звезды позаимствованы у комбайна. Их отношение 2 к 1. Маленькая звезда на 25 зубов, она крепится к барабану при помощи восьми каленых болтов на 10. Большая звезда на 50 зубов. Тормозная система болотохода ничем не отличается от любой другой, поэтому тормоза оставлены без изменений. А вот барабан был модернизирован под крепления для звездочки.

Длина перьев вилки этого болотохода 800мм, в то время как ее ширина примерно равна 700мм. Ось переднего колеса использована от донора- мотоцикл ИЖ. С одной стороны к оси приварена удлиняющая труба длиной 500мм. Эта труба вставляется в модернизированный ижевский барабан прикрученный к колесу.С другой стороны ось вкручивается в то же крепление, что и на пере вилки. Крепление было отрезано от амортизатора и приварено к перу (на фотографии его не видно так как оно вставлено в трубу и приварено).

К рулю болотохода вилка крепится достаточно просто. В крепление амортизаторов вставлены 2 трубы.

Двигатель для вездехода

Двигатель от мотоцикла ИЖ-Планета 3 с воздушным принудительным охлаждением от мотоколяски СЗД (в народе «Инвалидка»). Коленвал стоит родной — планетовский, а не «СЗДшный», так как посадочное место под генератор у «СЗДшного» не подходит (оно больше), а на болотоходе стоит катушка зажигания Иж 6v.

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Шины или гусеницы?

Довольно важный вопрос — это выбор движущей части. Будут это гусеницы или же шины низкого давления? Самодельные болотоходы на шинах более популярны по причине того, что они значительно быстрее в плане сборки, а также требуют меньших материальных затрат. Ускоряется процесс из-за того, что из конструкции удаляются все наиболее сложные узлы.

Если говорить о гусеничном варианте, то он, конечно же, гораздо сложнее в изготовлении. Однако здесь же выделяется и наиболее главный плюс — это огромная проходимость. По этой характеристике такие болотоходы практически не знают себе равных. Однако тут стоит отметить, что для работы такого устройства используется автомобильный силовой агрегат, а значит, расходы топлива также будут значительно выше, а это увеличение финансовых затрат не только на стадии сборки, но и на протяжении всего периода эксплуатации. Наибольший недостаток заключается как раз в применении гусеничного механизма. Дело в том, что заводские агрегаты использовать практически никогда не удается, а значит, нужно собирать все вручную, а этот процесс длительный, сложный и дорогой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: