Описание и отехнические характеристики трактора т-150к


К 70-м годам прошлого столетия прогрессивным инженерам-конструк-торам стало очевидно, что будущее – за скоростными тракторными агрегатами повышенной мощности и дальнейшая эволюция тракторной техники пойдет именно в эту сторону. Особенные успехи в разработке этого направления сделал коллектив Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе под руководством главного конструктора Б. П. Кашубы.

В 1973 году к серийному производству были приняты тракторы типа Т-150. Принципиально новое семейство тракторов разрабатывалось как унифицированное, и модель Т-150 существовала в двух модификациях – гусеничная и колесная. Однако особенной популярностью пользовалась именно колесная модель – Т-150К. Отличительные ее черты: большая мощность, высокая производительность (в 2 раза больше по сравнению с предшественниками), улучшенная коробка передач, возможность работы на больших скоростях (до 15 км/час).

Всего Харьковский тракторный завод выпустил более 753 тыс. колесных тракторов Т-150К и их модификаций. Машины с успехом шли на экспорт, поднимая престиж страны. В СССР в 70-80-х годах прошлого века эти мощные агрегаты стали первыми помощниками на селе — они намного улучшили условия труда и поспособствовали подъему сельского хозяйства.

Назначение

Трактор — это универсальная техника, которую используют во всех сферах. Существует 3 вида спецтранспорта:

  1. Специальные. К ним относится транспорт, сделанный исключительно для сельского хозяйства. Использовать его для других целей проблематично или невозможно, т.к. он имеет узкоспециализированные запчасти.
  2. Общего назначения. Подходят для всех сельскохозяйственных работ. Обладают меньшим количеством настроек, но может быть использована для возделывания любых культур. Двигатель трактора общего назначения всегда имеет мощный двигатель и небольшой дорожный просвет.
  3. Универсальные. Необходимы для работы с насаждениями. На такую техники устанавливают широкие колеса для лучшего сцепления с землей. Размер колеи при этом можно регулировать по расстоянию между рядами.

Модельный ряд

Существуют 2 версии трактора Т 150. Буква “К” в модели обозначает колеса. Этот вид получил наибольшую популярность. Остальные модели спецтранспорта, выпускаемого Харьковским тракторным заводом имени Серго Орджоникидзе, такой распространенности добиться не смогли. В этой машине установлен привод, позволяющий подключить сельскохозяйственную технику. Низкоскоростная тягловая передача делает Трактор Т-150К подходящим для любых работ в саду и на огороде.

Первоначально производители сделали гусеничный вариант, в названии которого отсутствует буква “К”. Предполагалось, что он станет востребованным. Сейчас его чаще используют для стройки. С его помощью легко формировать искусственные водоемы. Он подходит для пахоты, посева и обработки земли. Высокая скорость и маятниковый раздаточный механизм позволяют использовать трактор Т-150 для заготовки корма в животноводстве.

Существует еще одна модификация трактора от Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе. Она называется Т-150Д. Он отличается от других видов этого спецтранспорта наличием бульдозерных деталей. Доработан может быть как колесный, так и гусеничный транспорт. Чаще используется второй вариант, т.к. его скорость выше. Гусеницы обеспечивают хорошую проходимость даже по суглинистой почве после дождя.

Интересный факт!

На российском авианосце “Адмирал Кузнецов” трактор Т-150К используется в сочетании с истребителем МиГ-15. Спецтранспорт перемещается по палубе с работающим реактивным двигателем, сдувающим грязь. Агрегат получил название ТМ-59.

Т-150К: характеристики мотора и трансмиссии

Для рассматриваемой машины был специально разработан двигатель СМД-62. Он представляет собой агрегат с шестью цилиндрами, расположенными V-образно. Охлаждение включает в себя жидкостную систему, имеется турбина. Мощность мотора составляет 165 лошадиных сил, пуск производится путем активации бензинового аналога посредством электрического стартера.

Техника Т-150К с двигателем ЯМЗ-236 начала выпускаться гораздо позже. Этот мотор обладает шестью цилиндрами, запуском от электрического стартера и мощностью 170 «лошадок».

Что касается коробки переключения передач, то она имеет рабочий, задний, транспортный режимы, которые включаются при помощи передач, работающих без прерывания подачи мощности. Вторичный вал узла оснащен прижимными гидравлическими муфтами, взаимодействующими с ведомыми шестеренками главных передач. Безразрывность переключения обеспечивается регулируемыми диапазонами при остановке агрегата на пару секунд. Ведущим мостом является задний элемент, фронтальный блок – отключаемого типа.

Преимущества и недостатки

Чаще всего трактор Т-150 К сравнивают с его гусеничной модификацией. В отличие от первоначального варианта, колесный транспорт подходит для работы на магистральных дорогах. Особенно это актуально, когда нужно проехать по узкой колее до 2,5 м. Колесный ход легко справляется с твердым покрытием. Это одна из причин, почему Т-150К считается универсальной спецтехникой. К преимуществам модели относится:

  • большое расстояние между задними и передними колесами;
  • долговечность;
  • возможность установить одинаковые колеса увеличенной грузоподъемности на все оси;
  • повышенная надежность конструкции;
  • высокая скорость;
  • возможность присоединять сельхозмашины на полураму увеличенного размера.

Однако, как и в любой технике, в тракторе Т-150К есть недостатки. Удельное давление, по сравнению с гусеничной модификацией, увеличено в 2 раза, а буксирование — в 3. Тяговое усилие тоже пострадало из-за колес: оно уменьшилось на 20%. По той же причине снизилась производительность и увеличился расход топлива. Его в Т-150К уходит на 10% больше, чем в первоначальной модели. Чтобы обеспечить безопасность трактористу, кабина для водителя сделана с дополнительным каркасом, который повлиял на итоговую стоимость трактора.

Внимание!

Хотя модель Т-150 К имеет преимущества, для сельскохозяйственных и дорожных работ она остается лучшим спецтранспортом.

Цена нового и подержанного трактора

Приобрести новый трактор любой версии можно в технических центрах и представительствах посреднических компаний. В зависимости от модели и стандартной комплектации покупка обойдется в 580-620 тысяч гривен (21000 – 23000$).

Ценовой диапазон подержанной тракторной техники этой марки колеблется в диапазоне от 150 до 300 тысяч гривен (5000 – 10000$). Высокая ремонтоспособность изделия и доступный по стоимости ассортимент унифицированных с другими однотипными машинами запасных частей, узлов и агрегатов позволяет с оптимальными затратами полностью восстановить техническое состояние трактора на 90-95%.

Идентичные с 150-й моделью рабочие характеристики имеют однотипные модификации трактора «Слобожанец» ХТА-200 и гусеничный ДТ-75. Из импортного ассортимента схожие характеристики у американского трактора Джон Дир серии 7030 и машины китайского производства марки YTO, с мощностью силового агрегата 150-180 л.с.

Технические характеристики

По умолчанию в технике от Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе двигатель установлен спереди. Привод от него подключен к независимому заднему редуктору вала отбора мощности. Карданная передача укреплена промежуточной опорой. Она находится рядом с раздаточной коробкой и трубчатыми валами муфты сцепления. Рама укреплена шарнирами. Дополнительные балки обеспечивают достаточную прочность, чтобы выдержать вес водителя и всех двигателя. Без таких усилений конструкция была бы небезопасной, т.к. значительная часть нагрузки приходится на передние колеса. О прочности транспорта говорит и его сферы применения: доработанный Т-150К часто используется в качестве тягача для бомбардировщиков или истребителей.

Другие особенности

Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на раме трактора на четырех опорах, снабженных резинометаллическими амортизаторами.

У Т-150К все колеса ведущие. Поворот трактора осуществляется рулевым колесом с помощью гидравлических цилиндров, воздействующих на шарнирно-сочлененную раму. За счет «излома» полурам в горизонтальной плоскости трактор движется по криволинейной траектории.

Четырехскоростная механическая коробка передач вместе со сцеплением и двигателем образует общий блок, прикрепленный к раме трактора на кронштейнах и амортизаторах. Коробка передач работает на нескольких диапазонах (замедленный, рабочий, транспортный и задний ход), которые переключаются при остановке трактора. Передачи переключают вручную, без разрыва потока мощности.

У Т-150К два тормоза: центральный и колесный. Центральный ручной тормоз используют для остановки на стоянке. Колесный применяют для снижения скорости или полной остановки движущегося трактора.

Устройство

Эта модель спецтехники от Харьковского тракторостроительного завода стал популярен из-за надежность и прочность конструкции. С полностью заправленным баком такой транспорт весит 8135 кг. Из этой массы 5200 кг приходится на передний мост, поэтому он дополнительно укреплен металлом. Из-за подвижной рамы и возможности менять размер колеи (1860 или 1680 мм), трактор Т-150 К легко справляется с бездорожьем и может ездить под углом до 40°. С прицепом или большой нагрузкой возможный уклон сокращается до 14°.

Кабина

Вся конструкция создавалась с ориентиром на безопасность и удобства. Все рычаги расположены так, чтобы водителю не приходилось сильно отвлекаться от работы. Кабина полностью закрыта, из-за чего ездить в ней комфортно даже при сильном морозе. На передней панели находятся контрольно-измерительные приборы. Кресло можно отрегулировать по высоте и сменить его положение по продольной оси. Спереди установлены рычаги управления:

  • колес;
  • ближнего и дальнего света;
  • ручного управления ТНВД (с педалью с акселератором);
  • переключения диапазонов и передач;
  • стояночный тормоз;
  • включения переднего привода;
  • управление насосом навесного оборудования.

Существует несколько комплектаций трактора Т150К, поэтому перед покупкой нужно уточнять наличие кондиционера, обогревателя и вентилятора. Слева от водителя находится неподрессоренное кресло для пассажира. Перевозить в кабине более 1 человека, не считая тракториста, нельзя. Эргономика сделана удобно, поэтому пассажир не мешает управлению спецтранспортом. Все рычаги легкодоступны. Спидометр, индикаторы масла и топлива находятся чуть выше руля, поэтому даже зимняя одежда не мешает рассмотреть показатели.

Внимание!

В кабине установлено панорамное остекление, обеспечивающее максимальный обзор при работе в полях и на дороге.

Навесное оборудование

Поскольку машина Т150 К разрабатывалась, как транспорт общего назначения, конструкторы предусмотрели возможность подключить дополнительные детали для узкоспециализированных работ. С помощью навесного оборудования трактор может:

  • буксировать сеялки;
  • расчищать снег;
  • осуществлять сбор зерновых культур с подключением комбайна;
  • культивировать почву;
  • вносить удобрения;
  • вспахивать и культивировать грунт;
  • транспортировать прицепы (на скорости не более 30 км/ч);
  • осуществлять дорожные работы.

Ходовая часть

Гусеничная машина перемещается за счет двух гусеничных цепей, каждая из которых установлена на две подрессоренные балансирные каретки подвески и два поддерживающих ролика. В движителе предусмотрены цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы, призванные уменьшать толчки от наезда на препятствия.

Колесный вариант реализован с четырьмя колесами, по одному на каждой стороне переднего и заднего моста. Резина на трактор устанавливается широкая, что позволяет уменьшить давление от его веса на грунт. Все четыре шины одинаковые, моделей ФД-14А или ФД37 и имеют маркировку соответственно 530R610(21,3R24) и 610R655(23,1R26).

Технические характеристики трактора Т150-05-09

Размеры и масса
Масса трактора, кг8150±2,5%
Длина без навесного устройства (с прицепным устройством), мм5000±50
Ширина, мм1880±30
Высота, мм2680±40
База, мм1800
Колея, мм1435
Дорожный просвет (не менее) мм300
Двигатель
МодельЯМЗ-236
Мощность номинальная, кВт (л.с.)128,7 (175)
Максимальный крутящий момент Н.м (кгс м)716 (73)
Число и расположение цилиндров6, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм130/140
Рабочий объем, л11,15
Номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин2100
Система пускаэлектростартер
Удельный расход Nоплива при номинальной мощности, г/кВт.ч.(г/л.с.ч.)220 (162)
Трансмиссия
Муфта сцепления:сухая, двухдисковая с использованием диска нажимного с кожухом ЯМЗ
Rоробка передач:механическая, переключаемая на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона
Количество диапазонов/передач переднего хода:3/9
Количество диапазонов/передач заднего хода:1/3
Скорости движения, передний ход км/ч
I диапазон4,26-5,88
II диапазон6,72-9,28
III диапазон11,09-15,31
Скорости движения, задний ход км/ч5,74-7,93
Толкающие усилие в режиме бульдозера5000
Емкости заправки
Масло в двигателе, л25
Масло в коробке передач, л38
Масло в ведущих мостах, л34
Масло в гидросистеме навесного устройства, л38
Масло в редукторе ВОМ, л6
Топливо, л330
Охлаждающая жидкость, л30
Тип охлаждающей жидкоститосол или вода

Подробнее с устройством можно ознакомится в инструкции по эксплуатации Т-150-05-09 и Т-150К-09

Техническое обслуживание

Хотя трактор Харьковского завода имени Серго Орджоникидзе считается одним из самых надежных спецтранспортов общего назначения, ему необходима постоянная диагностика и своевременный ремонт. Регулярное техобслуживание увеличивают срок эксплуатации техники. Частичная проверка работоспособности деталей проводится каждую смену. Периодический техосмотр нужно делать три раза. В начале и конце рабочего сезона(лето-зима) обязательно проводится обслуживание.

Перед тем, как завести трактор, водитель должен выполнить минимальный осмотр техники:

  1. Удостовериться в полной комплектности машины. Если какая-то деталь отсутствует, передвижение на Т-150К становится небезопасным.
  2. Проверить наличие неисправностей и устранить, обнаруженные ранее.
  3. Отрегулировать давление в шинах. Для каждого вида работ существуют свои нормы.
  4. Прогреть двигатель.
  5. Проверить работоспособность механизмов управления, пневматической системы, световых и сигнальных огней (последнее актуально только для транспорта, используемого на дорогах общего пользования). При обнаружении любых неполадок их нужно устранить.

Внимание!

Частичный осмотр необходимо проводить после каждой работы. После смены нужно спустить конденсат из пневмосистемы.

Основные виды неисправностей

На протяжение всей смены водитель должен следить за количеством и цветом выхлопных газов. Черный дым может означать серьезную поломку или перегрев одной из деталей. О неисправности сигнализируют лампы, показания на приборах. Провести внеплановый техосмотр необходимо при появлении любых нетипичных для двигателя звуков: хлопков, треска, свиста, слишком громкого шума. О поломке трансмиссии свидетельствуют щелчки в КПП при смене положения рычага.

После каждой смены необходимо очищать машину от пыли и грязи. Проблему возникнут, если в детали попадет мусор. Поэтому тщательный осмотр необходимо производит по окончании работы в полях. Причиной поломки становятся не только камни, но и трава, забившаяся в колеса и другие части трактора. Даже при постоянном уходе могут появиться неисправности. Чаще всего владельцы тракторов Т150К сталкиваются обращаются на техобслуживание, т.к.:

  1. Муфта сцепления пробуксовывает. Проблема возникает, если нет зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов. В таком случае все можно отрегулировать самостоятельно, ослабив кольца и добавив 3,5-4 мм свободного пространства.
  2. Муфта сцепления ведет. Обратная проблема возникает, когда зазор между упором подшипника и кольцом слишком большой. Решить проблему можно, подтянув детали. В некоторых случаях требуется замена ведомых дисков.
  3. Педаль муфты “залипает”. Если она не возвращается в исходное положение, нужно отрегулировать расстояние между плунжером и клапаном следящего устройства. Иногда причина может быть в износе клапана. Для устранения неисправности его придется заменить.
  4. Утечка воздуха из пневматического сервомеханизма. Неполадка появляется из-за негерметичной установки клапана. Притирку торца и его очистку от ржавчины можно сделать без помощи опытного механика.

Внимание!

Если удалить неисправность самостоятельно не получается, лучше обратиться в сервисный центр. Вдвойне это правило актуально для владельцев тракторов на базе двигателя СМ-60, т.к. их больше не производят.

Аналоги

Часто трактор Т-150К заменяют моделью XTA-200. Он почти не отличается от машины с Харьковского завода имени Серго Орджоникидзе, т.к. произведен на его базе. Колесная техника относится к 4 классу силовой тяги. Этот спецтранспорт имеет заднее навесное оборудование. В кабине по умолчанию установлена аудиосистема и кондиционер. Двигатель в XTA-200 установлен белорусского производства. Передачи переключаются по такой же системе, как в Т-150К, т.к. трансмиссия в нем установлена такая же. Мотор запускается через электростартер. При необходимости можно установить передние навесные устройства.

Модификации

Трактора серии 150 на сегодня имеет четыре модификации, причем все они относятся к модели Т-150К.

На ее базе выпущен армейский вариант Т-154, с помощью которого выполняют инженерно-строительные работы и буксируют несамоходные артиллерийские установки.

Отличия от базовой модели состоят в наличии буксировочного крюка вместо маятниковой навески, возможности предпускового прогрева двигателя, более высокой скорости передвижения. Кроме того, задняя полурама сделана удлиненной и несет на себе грузовой кузов.

Модифицированная машина Т-156 оснащена ковшом и способна выполнять погрузочные работы, а ЛТ-157 является трелевочным трактором и используется на лесозаготовках.

Машины харьковского завода явился базой и для разработки Рыбинским заводом одноосного тягача, работающего в составе самоходных скреперов и асфальтовых катков. У него задняя рама заменена рамой соответствующей машины и модифицирован шарнир между полурамами.

Отзывы

Почитав технические характеристики Т-150К многие владельцы сельскохозяйственных угодий задумываются о его покупке. Такое решение оправдывает себя, ведь у спецтранспорта есть все необходимое для работы на полях из-за возможности настройки колесного хода. Габариты машины позволяют вспахивать даже тяжелую почву. Хотя многие считают, что для небольших полей достаточно минитрактора, Т-150К лучше справляется с суглинком.

Из-за возможности подключить навесное оборудование, эта модель трактора подходит для дорожных работ и применима в животноводстве. Высокая силовая тяга позволяет ему справляться даже с большими тюками снега. По той же причине его используют для перевозки некрупных машин, сельскохозяйственной техники и самолетов (не пассажирских). Т-150К нравится владельцам из-за:

  • большого ресурса ходовой части, ЯМЗ и трансмиссии;
  • высокой скорости;
  • многофункциональности;
  • удобной кабины;
  • возможности установить детали, снятые с гусеничного аналога;
  • высокой грузоподъемности.

Трактор Т-150К, технические характеристики которого оказались лучше большинства моделей зарубежных производителей, получил широкое распространение в сельском хозяйстве. Габаритные размеры позволяют вспахивать поля с любым расстоянием между грядками. На дорогах такая возможность оказывается полезной, особенно когда проложена только 1 полоса. Благодаря массе трактора более 8 тонн, его можно использовать в качестве тягача для относительно нетяжелой техники.

Мощность плюс скорость.

Разработкой скоростных тракторов занялся главный конструктор ХТЗ Б.П. Кашуба. В частности, он создал опытную серию скоростных гусеничных тракторов ДТ-54М. Совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом механизации сельского хозяйства были проведены лабораторно-полевые исследования на повышенных скоростях (5-9 км/час). Испытания прошли успешно, доказав, что путь модернизации тракторов в сторону скорости вполне перспективен.

ХТЗ начал выпускать серии скоростных тракторов почти как горячие пирожки! 1960 год – первый в СССР скоростной гусеничный трактор Т-75, 1962 год — Т-74. Эксплуатация этих машин показала, что существует возможность еще больше увеличить рабочие скорости и вполне реально создать еще более быстроходные модели.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: