Двигатель Д 243: технические характеристики


Характеристики двигателя д 240

МТЗ 80 д 240

Масса двигателя д 240 и его технические характеристики позволяют использовать модель на тракторах среднего тягового класса. Мотор надежен, благодаря чему используется при различных погодных условиях. Двигатель д 240 имеет следующие технические характеристики:

  • Тип силового агрегата – дизельный, четырехтактный;
  • Количество рабочих цилиндров – 4;
  • Расположение рабочих цилиндров – рядное вертикально;
  • Количество клапанов газораспределительного механизма на один цилиндр – один впускной и один выпускной;
  • Порядок работы цилиндров – 1,3,4,2;
  • Диаметр цилиндра – 11 сантиметров;
  • Ход поршня от верхней до нижней мертвой точки – 12.5 см;
  • Объем двигателя д 240 – 4.75 литра;
  • Сжатие – 16;
  • Частота вращения коленчатого вала – 2200 оборотов в минуту;
  • Максимальная мощность его установки – 80 лошадиных сил;
  • Топливный насос высокого давления – рядный четырехпоршневой;
  • Привод топливного насоса – механический;
  • Расход дизельного топлива – 185 грамм/л.с за один час работы;
  • Вес двигателя д 240 запуском от электрического стартера – 390 кг;
  • Вес двигателя д 240 в сборе с бензиновым пускателем – 430 кг;
  • Запуск силового агрегата – от электрического стартера или бензинового пускателя;
  • Система охлаждения – жидкостная;
  • Система смазки – комбинированная.

Система смазки двигателя Д 240

Смазка кривошипно-шатунного механизма осуществляется маслом под давлением. Шестерёнчатый насос нагнетает давление масла в каналы расположенные в блоке цилиндров.

По каналам масло поступает к подшипникам скольжения и деталям газораспределительного механизма.

Смазочный материал под давлением разбрызгивается под клапанной крышкой. Клапанный механизм смазывается маслом под давлением. Во избежание быстрого износа толкателей клапанов, коромысла оборудованы каналами для подачи смазочного материала. После разбрызгивания масло стекает в картер силового агрегата.

Запуск двигателя

Силовая установка запускается:

  1. Электрическим стартером;
  2. Бензиновым пускателем.

Основные элементы дизеля Д-243

Конструкция двигателя имеет классическую компоновку. Основой ему служит отлитый из чугуна блок цилиндров. Головка блока цилиндров, так же из чугунного литья, с элементами механизма газораспределения. Снизу блок цилиндров закрывает масляный поддон – картер.

Блок цилиндров двигателя Д-243

Блок цилиндров – основа корпуса дизеля. Отливается из чугуна и имеет четыре расточки для установки гильз образующих цилиндры. Для установки гильз в расточках блока имеются два посадочных пояса.

Гильза фиксируется буртом в верхнем посадочном поясе. А нижняя же ее часть уплотняется парой колец из резины, установленных в проточках блока. Между гильзой и целиндровым блоком образуется пространство, с циркулирующей охлаждающей жидкостью.

Значение диаметра внутри гильзы подразделяется на три размера: малый, большой и средний. Маркируются они соответственно буквами (М), (С) и (Б), наносится маркировка в нижней части гильзы.

Приливы в торцовых стенках и поперечных и внутренних перегородках блока образуют опоры коленвала. На приливы устанавливаются крышки, образующие постели для монтажа коренных подшипников. Каждая крышка индивидуальна т.к. проточена под определенную постель, поэтому заменять ех крышками с других постелей запрещенно.

Так же в блоке имеются каналы по которым к коренным подшипникам и подшипникам распредвала поступает смазка. С наружи блока есть обработанные плоскости, служащие креплением для различного оборудования: ТНВД, фильтров, водяной помпы и так далее.

Головка цилиндров двигателя Д-243

Головка цилиндра является цельнолитой чугунной деталью, служащей основой для механизма газораспределения и топливной системы. В головке цилиндров имеются каналы для поступления в цилиндры свежего воздуха и отведения отработанных газов. Перекрываются каналы выпускными и впускными клапанами.

Под клапана, монтируются седла. Для достижения полной герметичности каждый клапан притирается к седлу индивидуально. Изготавливаются седла из высокопрочной и тугоплавкого сплава. Для отведения тепла головке имеются полости с циркулирующей в них охлаждающей жидкостью.

Сверху располагаются коромысла, всасывающий коллектор и колпак скрывающие клапанный механизм. Со стороны ТНВД в головке закреплены форсунки. С другой стороны выхлопной коллектор.

Уплотнением между блоком и головкой выступает асбестовая, армированная сталью прокладка. В прокладке, отверстия для гильз а так же канала для смазки окантованы обечайками из стали.

Обслуживание двигателя Д 240

Д 240 имеет высокие технические характеристики, и отличается надежностью при условии своевременного обслуживания. Для обслуживания необходимо:

  • Регулярно осматривать устройство на предмет подтёков масла и охлаждающей жидкости;
  • По прошествии 240 часов работы осуществляется замена масла. Перед запуском двигателя необходимо контролировать уровень масла в картере. При необходимости следует долить смазочный материал;

СПРАВКА: Для облегчения процедуры замены масла необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры. Это понизить степень вязкости смазочного материала и позволит быстро слить его из картера.

  • Следить за уровнем охлаждающей жидкости. Снижение уровня жидкости в системе охлаждения приведет к перегреву силовой установки.

Устройство фильтров очистки масла

В масле по мере работы двигателя постепенно накапливаются ча- стицы несгоревшего топлива, продукты окисления масла (нагар, смо- листые вещества), а также частицы пыли и продуктов износа деталей двигателя. Если масло загрязнено, то работа двигателя сопровожда- ется повышенным износом его деталей.

Наиболее эффективным средством борьбы с ухудшением качества масел в двигателях служит фильтрация масел. При помощи фильтров можно удалить из масла не только сравнительно крупные частицы ме-

таллов и различных механических примесей, но и значительную часть мельчайших частичек пыли и осадков, находящихся в масле во взве- шенном состоянии.

Быстрое удаление из масла всех нежелательных примесей позволя- ет не только снизить абразивный износ, но и значительно задержать процесс старения самого масла.

Поэтому двигатель снабжается фильтром. У большинства совре- менных двигателей в качестве фильтра применяют полнопоточную ре- активную центрифугу (центробежный очиститель), а у дизеля Д-240 — полнопоточную центрифугу с бессопловым гидравлическим приводом.

В реактивных центрифугах масло очищается под действием цент- робежных сил, возникающих при вращении ротора центрифуги.

Основная часть центрифуги — ротор, установленный в корпусе 1 (рис. 158). Ротор состоит из остова 7 и крышки 6, отлитых из алюми- ниевого сплава. Обе детали соединены гайкой 9,а их герметичность в нижней части обеспечивается резиновым кольцом 14.Ротор в сборе надет на ось 8, которая на резьбе ввернута в корпус 1. Внутри оси 8 сделан ступенчатый канал для подвода масла внутрь ротора и установ- ки маслоотводящей трубки 13.

В бобышках остова ротора 7 ввернуты две форсунки 2с калибро- ванными отверстиями. Сверху ротор закрыт колпаком 5,прижатым гайкой 11к корпусу 1.

Под давлением 0,6—0,7 МПа масло поступает по каналу внутри оси 8 в ротор центрифуги. Заполнив ротор, часть масла проходит через форсунки 2и вытекает из их отверстий с большой скоростью. Возника- ющие при этом реактивные силы струй масла направлены по каса- тельной к окружности ротора в сторону, противоположную направле- нию выхода масла. Они создают реактивный момент, который вращает

Нефимтробанноемаш
Масло, прошедшее через центрифугуМаемо, прошедшее : через перепускной кляпан
Масло, проходящее очисгпну
Рис. 158. Реактив- ная центрифуга дизеля СМД-60:
клапан.
Уоловнр/е обозначения—
1 — корпус центри- фуги; 2 —форсунка: 3 — сетка маслоотра- жателя; 4— насадка;5— колпак; 6 — крышка ротора; 7 — остов ротора; 8— ось ротора; 9 — гайка ро- тора; 10— шайба упорная; II — гайка специальная; 12 — гайка; 13—маслоот- водящая трубка; 14— резиновое кольцо;15— перепускной

ротор с частотой около 6000 об/мин. Под действием центробежных сил взвешенные в масле твердые частицы с плотностью, превышающей плотность масла, осаждаются на внутренних стенках вращающегося ротора. Насадка 4препятствует смыву отложений со стенок крышки ротора струей входящего масла. Очищенное масло, вытекающее из форсунок, идет в поддон картера.

Другая, основная часть очищенного масла по трубке 13направля- ется в главную масляную магистраль.

Диаметр нижней шейки оси 8 несколько больше, чем диаметр верх- ней, поэтому площадь днища корпуса меньше площади крышки. Вслед- ствие разности этих площадей масло будет давить на крышку сильнее, чем на днище, то есть создается избыточная сила, уравновешивающая вес ротора и содержащегося в нем масла. Под действием избыточной силы ротор как бы всплывает, не оказывая давления на опору. Благо- даря этому уменьшаются потери на трение. Осевое перемещение рото- ра ограничивает упорная шайба 10, закрепленная на оси 8 гайкой 12.

В корпусе центрифуги размещен перепускной клапан 15,который при пуске холодного дизеля направляет поток масла в главную маги- страль, мимо центрифуги.

На дизелях ЯМЗ-240 установлен полноточный масляный фильтр с двумя параллельно работающими сменными фильтрующими элемен- тами, перепускным и сливным клапанами. Внутри металлического кар- каса фильтрующего элемента находится масса из древесной муки на пульвербакелитовой связке. Перепускной клапан имеет контактный датчик для контроля степени загрязнения фильтрующих элементов. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 0,25—0,30 МПа, клапан открывается, и часть неочищенного масла поступает в главную масляную магистраль, а в кабине водителя загорается сигнальная лампа.

Центрифуга с бессопловым гидравлическим приводом дизеля Д-240 устроена и работает иначе. В корпус 1 (рис. 159) центрифуги ввер- нута ось 3. На ней вращается ротор, состоящий из остова 8, внут- реннего стакана 7, нижней крышки 19и верхней крышки 9,кото- рая крепится на остове 8гайкой 10и уплотняется резиновым коль- цом 4.Шайбой Ии гайкой 12,установленными на верхнем резьбовом конце оси 3, ограничивается осевое перемещение ротора, которое не должно превышать 1,5 мм. Ротор сверху закрыт колпаком 13,который закреплен гайкой 15с шайбой 14.Внутри оси 3установлена маслоот- водящая трубка 18.

От масляного насоса масло по каналу 2, а затем по кольцевому ка- налу и отверстиям 6в оси 3проходит в насадок 5,который закреплен на оси винтом. Через щели в насадке масло выбрасывается в танген- циальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстия в остове 8 ротора попадает во внутренний стакан 7. Отража- тельный буртик остова 8 ротора направляет масло вверх. Под действи- ем центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и изно- са деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальные отверстия 16 в верхней части остова 8 выбрасывается во внутреннюю проточку остова в зоне входных радиальных отверстий 17оси 3.При этом возникает реактив- ная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия 17и трубку 18поступает в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан 20поддерживает перед ротором дав- ление 0,65—0,70 МПа. Если на входе в ротор давление масла выше, оно сливается через клапан в поддон картера.

Сливной клапан отрегулирован на давление 0,25—0,30 МПа и поддерживает необходимое давление в главной масляной маги- страли.

По маслопроводу 6 масло из фильтра поступает в нижний бачок 7 и, пройдя по трубкам радиатора, отводится по маслопроводу 1 в глав- ную магистраль. Двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снару- жи воздухом, масло охлаждается (при полностью открытой шторке) на 10—12° С. Масляные радиаторы такой конструкции применяются так- же на дизелях Д-50, Д-240, А-41, А-01М, Д-160.

Масляный радиатор двигателя ГАЗ-5Э показан на рисунке 160, б. Он состоит из двух бачков 2и планок 4.В бачки впаяно шесть латун- ных трубок, а к трубкам припаяны охлаждающие пластины 3. Масло поступает в радиатор по шлангу 5из главной магистрали через пре- дохранительный клапан 3(см. рис. 152, а)и охлажденное отводится по шлангу 1 (рис. 160,6). Конструкция масляных радиаторов двигате- лей ЗИЛ-130 и ГАЗ-52 такая же, как и радиатора двигателя ГАЗ-53.

Поддоны картеров могут быть чугунные, из алюминиевого сплава или стальные, штампованные. Поддоны картера двигателей ГАЭ-53 и СМД-14 — стальные, штампованные. Они крепятся к блок-картеру болтами. Для уплотнения между блок-картером и поддоном ставится картонная прокладка. В сливное отверстие днища поддона ввернута пробка.

Уровень масла в поддоне картера двигателя проверяют масломер- ной линейкой, на которой нанесены риски. Масломерную линейку вставляют в трубку поддона.

Для контроля давления масла в системе смазки применяют указа- тели давления мембранного типа (см. главу 9, § 3) или электрический импульсный (см. главу 22 § 1).

Вернуться в категорию: Арсенал

Возможные неисправности и методы их устранения

Д 240 надежен и неприхотлив к условиям использования. Основная часть поломок это мелкие неисправности, устраняемые в полевых условиях. Возможные поломки:

  1. Износ движущихся деталей топливного насоса высокого давления. Быстрый износ комплектующих ТНВД возникает из-за плохого качества дизельного топлива. Для устранения неисправности необходимо заменить изношенные детали. После замены следует отрегулировать устройство на специализированном оборудовании;
  2. Потеря мощности. Возникает из-за нарушения в работе ТНВД, износа поршневой, или засора воздушного фильтра. При сильной загрязнённости фильтрующего элемента необходимо продуть его сжатым воздухом или заменить на новый;
  3. Шум в области газораспределительного механизма. Возникает в результате износа седел клапанов или увеличения теплового зазора. Для устранения шума необходимо заменить седла клапанов или отрегулировать тепловой зазор.

Из вышеперечисленного следует, что д 240 это дизельный силовой агрегат, технические характеристики которого позволяют использовать его для выполнения различных задач. Мотор неприхотлив к качеству дизельного топлива и условиям эксплуатации. Благодаря надежной конструкции и экономичности агрегат используется на тракторах и автомобилях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: