Все о двигателях для мотоблоков: виды, особенности и принцип работы


Технический прогресс шагнул далеко не только в сфере промышленности, но и в сельском хозяйстве. Немалое количество техники используется для самых разнообразных целей: и для обработки почвы, и для посева различных культур, и просто для ухода за растительностью на земельном участке. Среди изобилия сельскохозяйственной техники можно выделить такой незаменимый в быту аппарат, как мотоблок.

Описываемая разновидность устройства представлена конструкцией, которая имеет в наличии одно или два колеса, располагающимися на одной оси. Такой аппарат применяется для обработки почвы и управляется оператором при помощи ручек со всеми требуемыми приборами управления, однако, порой его также используют и как средство передвижения.

Конструкция мотоблока

Важной движущей частью описываемого устройства выступает двигатель, который способен функционировать как на бензине, так и на дизельном топливе. Такое составляющее оборудования может быть либо двухтактным, либо четырехтактным. Характерной чертой этих моторов считается то, что в них вмонтированы специально предназначенные для этого регуляторы частоты вращения, способные упростить процесс работы. Мощность двигателя может варьироваться от пяти до десяти литров. Стоит также отметить, что с наибольшей трудностью во время ремонта специалисты сталкиваются именно в этой части мотоблока.

Следующим элементом устройства считается трансмиссия, имеющая некоторое число вариаций:

  • Зубчатая.
  • Зубчато-червячная.
  • Ременно-зубчато-цепная.
  • Гидрообъемная.

Немаловажной составляющей описываемого устройства считается агрегатированная система, благодаря которой к мотоблоку становится возможным присоединить дополнительные сельскохозяйственные приспособления.

Управление данным механизмом может находиться или на его ручках, или на рулевых штангах. А также в этом месте располагается муфта сцепления и газ. В некоторых сложных конструкциях порой можно встретить тормоз.

Дисфункции трансмиссии

Существуют механизмы, которые приводятся в движение посредством трансмиссии. От нее передается движение ременной передачей на колеса или фрезы мотоблока. Согласно практическим исследованиям, его можно отнести к элементам, наиболее подверженным механическому износу. Только исправный ремень способен обеспечить:

  • передачу крутящего момента от коленвала мотора к редукторному валу;
  • корректировку нагрузки на двигатель во время переключения передач;
  • возможность техники к передвижению и остановки без прекращения работы мотора.

Если поведение мотоблока соответствует одному из перечисленных случаев, то рекомендуется досконально осмотреть состояние ремня и проверить уровень натяжения. Заняться ремонтом натяжителя самостоятельно не так сложно. Достаточно сварить деталь, которая будет иметь аналогичный размер, а также конфигурации из металлического уголка.

К основным показателям, способствующим возникновению проблем с трансмиссией, относится нарушение параметров снижения скорости до рабочего показателя. Ее регулировку обеспечивает редуктор. Изготовить данный элемент довольно просто, ведь с точки зрения конструкции его сравнивают с коробкой передач.

Специфика работы

Работа описываемого устройства происходит за счёт усилий двигателя, благодаря чему мотоблок приходит в движение и передаёт энергию остальным элементам, установленным на нём. Главной структурной составляющей мотоблока принято считать почвофрезу, предназначенную для устранения сорняков, вспашки и оснащения земли удобрениями. Зачастую ремонт мотоблока происходит именно в данной его части из-за того, что на почвофрезу оказывается наибольшая нагрузка в процессе работы.

Более сложные вариации мотоблока порой имеют в своей конструкции навесное оборудование, что значительно расширяет функциональность аппарата.

Помимо почвофрезы, мотоблок может иметь следующие комплектующие: культиватор, плуг, косилка, окучник и прочее.

Мотоблок что это такое

Мотоблок легкий

Человеку, который впервые прочитает или услышит слово мотоблок, будет непонятно, что это слово означает.

О первой половине слова еще можно догадаться, что «мото» это что-то связанное с мотором, а что такое «блок»?

Вот культиватор, который мы рассматривали в предыдущей статье, – тут все понятно.

Культиватор – от слова культивировать, и значит, означает устройство, с помощью которого культивируют, то есть рыхлят почву.

Как оказалось, слово блок имеет много значений, но для нашего случая наиболее подходящим является следующее толкование «блок – объединение чего-либо близкого по виду, функции …».

Таким образом, мотоблок – это механизм, в котором мотор (двигатель) может объединяться с разными сменными устройствами для выполнения какой-то определенной работы.

Это интересно. Ранее это устройство имело название пешеходного трактора или одноосного трактора. Но такие названия, хотя и были более понятны, все-таки не прижились в России, и с восьмидесятых годов прошлого века в употребление прочно вошло слово мотоблок.

По сравнению с культиватором, мотоблок является многофункциональным агрегатом. Он может по желанию хозяина работать круглый год, нужно только иметь соответствующий комплект навесного оборудования.

Весной – вспашка почвы, ее культивирование, боронование, нарезка борозд, посадка картофеля.

Летом — окучивание картошки, кошение травы, подметание.

Осенью – выкапывание картошки, осенняя вспашка почвы.

Зимой – уборка снега.

Кроме названного, мотоблок может являться небольшим транспортным средством и перевозить грузы; вырабатывать электрический ток при подключении к нему генератора; перекачивать воду при подключении к нему насоса; и даже строгать и пилить при навешивании рубанка или пилы.

Разнообразие моделей мотоблоков

Выделяют три основные разновидности данных сельскохозяйственных устройств исходя из веса оборудования. Однако, стоит отметить, что любой собственноручный ремонт мотоблока должен осуществляться в зависимости от их технических характеристик той или иной модели.

Разновидности оборудования:

  • Лёгкая вариация. Весит от десяти до пятидесяти килограммов. Из-за мобильности этого устройства, его мыши или клавиатуры рабочая скорость намного выше, чем у иных механизмов, но из-за того, что он наделен малой мощностью, им возможно обработать только незначительные участки почвы.
  • Средняя разновидность. Такая вариация сельскохозяйственного оборудования имеет вес от шестидесяти до ста килограммов. Данные механизмы предназначены к применению для самых разнообразных целей.
  • Наиболее профессиональной разновидностью мотоблоков выступают тяжёлые профессиональные механизмы. Из-за того, что вес сельскохозяйственного оборудования превышает сто килограммов, он имеет малую скорость, но благодаря его высокой мощности становится возможным обработать значительный процент земельного участка.

Навесное и прицепное оборудование для мотоблоков

Мотоблок тяжелый

Часть навесного и прицепного оборудования входит в комплект мотоблока, другое оборудование покупатель может приобрести отдельно по мере необходимости.

Дополнительное оборудование может быть универсальным, то есть к вашему мотоблоку может подходить оборудование различных фирм.

Но чаще все-таки каждая фирма выпускает свой ассортимент навесного и прицепного оборудования, которое и рекомендует устанавливать на свои мотоблоки.

Рассмотрим основные виды навесного и прицепного оборудования с их краткой характеристикой.

Эта информация может пригодиться вам при выборе мотоблока и дополнительных видов оборудования.

Вероятно, следует пояснить термины «навесное» и «прицепное» оборудование.

Навесным оборудованием называется такое оборудование, для работы которого необходимо вращательное движение (например, культиваторные фрезы).

Прицепным оборудованием называется такое оборудование, которое не требует подключения к валу отбора мощности (например, отвальный плуг).

Назначение культиваторных фрез – культивирование и рыхление почвы.

Назначение отвального плуга. Основное его назначение – вспашка почвы весной или осенью.

Он отваливает почву только в одну сторону при рабочем ходе мотоблока, чтобы вспахать следующую борозду нужно вернуться в начало участка (холостой ход).

Также этим плугом можно весной закапывать картофель при посадке (картофель предварительно вручную укладывается в заранее подготовленную борозду), а также осенью выкапывать картофель из земли.

Назначение оборотного плуга заключается в исключении холостого хода при вспашке участка.

На самом деле оборотный плуг состоит как бы из двух плугов правого и левого, размещенных на вертикальной оси.

При движении в прямом направлении опущен правый плуг, при развороте мотоблока на 180 градусов, правый плуг поднимается, а левый опускается, и пласт почвы отваливается в ту же сторону, что и при прямом направлении.

Назначение роторного плуга. Этот плуг выполняет примерно ту же функцию, что и плуг отвальный.

Разница заключается в том, что отвальный плуг при движении просто отваливает землю в одну сторону, а роторный плуг, подсоединенный к валу отбора мощности, выполняет вращательное движение, тем самым дополнительно измельчая почву.

Плуг-окучник относится к прицепному оборудованию. Он имеет два лемеха, расположенных под острым углом.

При движении за мотоблоком такой плуг нарезает борозду, отваливая землю сразу в обе стороны.

Такая борозда применяется, например, при посадке картофеля. Свое наименование «окучник» этот плуг получил за свое главное предназначение – окучивание картофеля.

Назначение бороны заключается в дополнительном рыхлении почвы после культивирования или вспашки и для выравнивания поверхности обрабатываемого участка.

Бороны бывает различной конструкции — с рабочими элементами виде зубьев, дисков или сетки.

Боронование применяют также с целью сохранения влаги в почве, разрушения почвенной корки после дождя, при уничтожении сорняков.

Картофелекопалка является навесным оборудованием, подсоединяется к валу отбора мощности. Она помогает добыть картошку из земли, выбрасывая ее на поверхность.

Хозяевам останется только собрать ее в мешки и отправить на хранение в подвал или погреб.

Виды неисправностей

Бывают случаи, когда в процессе работы мотоблока случаются неисправности, которые можно с лёгкостью устранить самостоятельно, не обращаясь при этом в сервисный центр.

Для данных целей рекомендуется тщательно изучить технические характеристики устройства, а уже после приступать к проведению ремонтных работ.

Необходимо обозначить, что под поломкой подразумевают неполадки, приводящие к нарушениям в нормальной работе (к примеру, когда двигатель работает с перебоями), а не только сбои, в результате которых блок не работает совсем. Из чего следует, что при обнаружении нарушений в работе рекомендуется приступить к их ликвидации.

Устройство двигателя: мотоблок Каскад

Устройство двигателя: мотоблок Каскад

Базовые компоненты двигателя ДМ-1Д

Базовые компоненты двигателя ДМ-1Д

На этом чертеже под номером

  • 1 изображен блок цилиндра;
  • 2 – механизм распределения газа;
  • 3 – кривошипно-шатунная конструкция;
  • 4 – система потребления топлива;
  • 5 – система зажигания;
  • 6 – устройство запуска;
  • 7 – система охлаждения.

Аналогичное отображение (вид слева)

Запчасти на мотоблок Каскад

На этой схеме в поперечном разрезе изображены:

  1. Пробка;
  2. Крышка блока цилиндра;
  3. Пробка-щуп;
  4. Штифт;
  5. Фильтр-отстойник;
  6. Соединительный шланг;
  7. Топливный кран;
  8. Гайка;
  9. Болт;
  10. Хомут крепления бака и т. п.

Благодаря детальному отображению конструкционных деталей каждый собственник машины может заменить испортившиеся запчасти и разобраться в особенностях столь важном «органе» устройства.

Причины неисправностей двигателя

Все проблемы с двигателем образно можно разбить на две категории:

  1. К первому случаю можно отнести полную остановку двигателя и его отказ при запуске.
  2. Во втором случае наблюдаются перебои в работе двигателя (механизм не набирает номинальной мощности, произвольно останавливается и прочее).

Для первого случая характерны следующие факторы:

  • Сложности с механизмом зажигания.
  • Отсутствует топливо либо прекращена его подача.
  • Сбои в работе топливного клапана.
  • Нарушения с заслонкой карбюратора.
  • Недостаточная подача топлива в карбюратор.

Диагностировать данные неисправности достаточно просто. Для начала необходимо выкрутить свечу и осмотреть её: на ней должно отсутствовать топливо. Если же оно присутствует, то это свидетельствует о проблемах с его подачей. Если же следы топлива отсутствуют, тогда причиной могут послужить старые свечи, которые необходимо будет заменить.

Провести проверку подачи топлива также достаточно просто: необходимо отсоединить шланг от карбюратора и посмотреть на струю. Если она окажется слабой или же, вообще, будет отсутствовать, тогда можно судить о явных проблемах с топливной системой. Вполне вероятно, что произошло засорение топливного фильтра.

Поломки двигателя мотоблока и методы их диагностики

Двигатель – основной элемент в конструкции мотоблока. Поэтому большинство неисправностей связано именно с ним. Основными признаками, намекающими на неисправность двигателя и ремонт мотоблока, является спад показателей эффективности его работы.

Если не получается запустить двигатель, необходимо проверить:

  • прогрет ли он в достаточной степени;
  • степень загрязненности воздушного фильтра;
  • качество топлива;
  • работоспособность системы сжигания;
  • наличие засоров в глушителе от продуктов сгорания;
  • засоренность карбюратора;
  • состояние поршневых механизмов.

Проведение диагностики

Такой процесс считается важным этапом ремонта. Благодаря ему можно определить причину неисправности, которую требуется устранить при осуществлении ремонта оборудования.

При проведении диагностики следует очень внимательно изучить свечи. Если на них наблюдается большое количество топлива, тогда можно говорить о переизбытке бензина в цилиндрах. Чтобы ликвидировать данную неполадку, рекомендуется устранить все топливо из цилиндра и хорошо его просушить, а после необходимо отрегулировать форсунки оборудования, дабы нормализовать подачу топлива. Стоит отметить, что прежде чем проводить данные манипуляции, рекомендуется прекратить подачу топлива.

Следующей причиной плохой работы двигателя может оказаться присутствие нагара на свечах зажигания. Чтобы устранить данную проблему, рекомендуется зачистить свечи при помощи мелкой наждачной бумаги и проверить расстояние между электродами. В норме оно должно составлять от 0,7 до 1 мм.

Прежде чем приступать к замене свечей (если было обнаружено отсутствие искры), рекомендуется провести проверку старых свечей на функциональность: стоит присоединить их при помощи вспомогательного провода к аккумулятору. Благодаря этому возможно выявить проблемы с проводкой.

Двигатель не запускается: что делать?

В том случае если двигатель вовсе не удается запустить, ремонт мотоблока своими руками усложняется, придется его на некоторое время отложить и проверить:

  • в каком положении находится мотор (при наклоне центральной оси его желательно установить на прежнее место, чтобы избежать серьезных неприятностей);
  • в достаточном ли количестве топливо поступает к карбюратору;
  • насколько засорена крышка бака;
  • систему подачи топлива;
  • загрязнены ли свечи и кран топливного бака.

Ремонтные работы

Ремонт двигателя мотоблока рекомендуется проводить и в том случае, когда двигатель не может выйти на номинальную мощность.

Причины, способные вызвать данную неисправность:

  • Проблемы с воздушным фильтром: воздух не поступает в двигатель требуемым объёмом, на основании чего топливо переобогащается. Из-за чего достаточно важно произвести своевременную очистку фильтра, в большей степени это касается работы на сухих участках, когда пыль стоит в воздухе. Необходимо отметить, что фильтры считаются сменными запчастями, которые следует заменять по окончании срока эксплуатации.
  • Следующим фактором, влияющим на низкие обороты двигателя, может оказаться некачественное топливо. Устранить данную проблему можно, если заменить топливо другой маркой или производителем бензина.
  • Бывают случаи, когда двигатель начинает работать с перебоями по причине засорения глушителя, где накапливаются продукты сгорания. Для устранения такой проблемы необходимо демонтировать глушитель, разобрать его и тщательно промыть при помощи бензина, керосина или иного специального моющего средства. Следующим шагом следует его хорошо просушить. В случае же, когда глушитель невозможно разобрать, тогда после его промывки следует просушить его феном. Ещё стоит помнить, что нагар — это смесь сильных канцерогенов, из-за чего глушитель рекомендуется промывать исключительно водой, удаление же нагара при помощи сухих тряпок вредно для здоровья. Стоит отметить, что при снятии глушителя отверстие двигателя рекомендуется закрыть суконкой, а при установке — извлечь её.
  • Следующей причиной нормального функционирования двигателя может оказаться карбюратор. Вполне возможно, что он был неправильно отрегулирован. В таком случае рекомендуется его снять и отремонтировать, опираясь на инструкцию.
  • Снижение оборотов также может послужить износом цилиндров: на них образуются царапины, трещины и прочее. Для такого случая производится их демонтаж и замена. Как вариант, их можно отнести для ремонта в специализированную автомастерскую.

Дизель

Ремонт дизельного двигателя проводить достаточно сложно из-за того, что малая разновидность техники функционирует на данных маломощных устройствах.

Ремонтные работы в таком случае лучше доверить профессионалам.

Трансмиссия

Собственноручный ремонт мотоблока можно провести и при проблемах с трансмиссией:

  • Пробуксовка. Необходимо обратить внимание на натяжение троса, идущего от рычага управления к КПП. В таком случае все зависит от типа передачи. При ременной передаче проверяется сам ремень на степень износа, загрязнения, деформации и натяжения. Для устранения проблемы поможет замена, очистка или настройка натяжки ремня. При дисковой передаче причиной может оказаться масло, пачкающее ведущие или ведомые диски. Такое загрязнение можно устранить при помощи бензина, а затем диск стоит просушить.
  • Проблемы со сцеплением. В таком случае необходимо также проверить трос, идущий от средств управления у КПП. Проблема может возникнуть из-за деформации дисков, их заедания, или когда «родные» диски заменяются на другие. Ликвидировать данную поломку возможно при замене дисков, масла.
  • Посторонние звуки в редукторе, которые проявляются по причине нехватки смазки. Неполадку можно ликвидировать, залив масло, которое стоит подбирать, опираясь на рекомендации производителя. Ещё, как вариант, посторонние звуки могут проявиться и по причине ослабленного крепления или износа движущихся элементов.
  • Трудности во время переключения скоростей. Такая неполадка может возникнуть, когда изнашиваются элементы переключения. Для ликвидации такой неполадки необходимо замена или правка шестерён.

Неполадки с КПП

Следует отметить, что КПП является наиболее сложным узлом, и его починку осуществить достаточно непросто.

Ремонт КПП рекомендуется доверить специалистам в автомастерской.

Причинами неполадок могут оказаться следующие:

  • Перегрев узлов трансмиссии. Это происходит вследствие износа подшипников, имеющимся низким уровнем трансмиссионного масла в КПП, малой концентрацией масла, его низким качеством. Для устранения сложившейся проблемы стоит заменить подшипники, проконтролировать уровень смазки и качество масла.
  • Утечка масла. Возникает вследствие изношенности узлов, подшипников, отсутствия сальников и т. д. Чтобы устранить данную проблему также рекомендуется заменить подшипники, сальники и прочее.

Следует не забывать, что при обнаружении неисправности мотоблока стоит для начала выявить причину проблемы. Благодаря этому возможен не только правильный ремонт сломавшейся детали, но и снижение риска неисправностей в будущем. Ремонтные работы такого сельскохозяйственного оборудования должны проводиться профессионально. В большинстве своём неполадки возникают вследствие неправильного обслуживания механизма, которое в идеале должно осуществляться согласно инструкции по использованию.

Несколько советов по выбору мотоблока

Если вы твердо решили приобрести мотоблок, перво-наперво нужно определиться какими свойствами или техническими характеристиками должен обладать ваш избранник.

Основные технические характеристики мотоблоков такие:

• Мощность (измеряется в лошадиных силах, сокращенно – л.с.); • Объем топливного бака (измеряется в литрах (л)); • Рабочая ширина (измеряется в в сантиметрах (см)) ; • Рабочая глубина (измеряется также в сантиметрах); • Количество скоростей (при движении вперед и при движении назад); • Вес (кг).

Зная эти основные характеристики, вам будет проще при выборе агрегата, называемого мотоблоком.

При выборе конкретной модели мотоблока необходимо учитывать следующие критерии:

  • Общая площадь ваших участков, которые вам нужно будет обрабатывать. В инструкциях по пользованию часто указывается площадь, для которой рекомендуется конкретная модель.
  • Состав почвы – чем тяжелее почвы, тем большая мощность мотоблока потребуется.
  • От рабочей ширины зависит производительность мотоблока, чем больше ширина, тем быстрее можно обработать участок определенной площади.
  • Вес мотоблока — приобретая мощный (и соответственно, тяжелый мотоблок) покупатель должен иметь в виду , что управляться с мотоблоком, вес которого, например 200 кг, не так-то просто, нужно иметь определенную физическую силу.
  • Комплектность поставки. Обязательно уточните у продавца, – какие навесные и прицепные орудия входят в комплект данной модели. Если для выполнения всех планируемых вами работ предлагаемого комплекта орудий недостаточно, вы должны будете докупить их отдельно или попробовать подобрать другую модель мотоблока.
  • Гарантия изготовителя или продавца. При выборе конкретной модели мотоблока обращайте внимание на гарантийный срок – этот срок должен быть не менее двух лет. В течение одного года возможные скрытые дефекты просто могут не проявиться полностью, особенно при сезонном использовании мотоблока.

Теперь, ознакомившись с необходимой информацией, вы с уверенностью можете отправиться в магазин садовой техники.

Удачи вам!

Видео по теме: уборка картофеля мотоблоком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: