Мосты.Рама. Передняя ось. Ступицы трактора .

Обзор трактора ЮМЗ 6 и его модификаций

Трактор ЮМЗ-6 – универсальная колесная машина с тяговым усилием 1,4 тонны. Сейчас данный агрегат уже не производят – последний экземпляр сошел с конвейера еще в 2001 году (а первый – в 1966 году). Трактор был призван помогать в сельскохозяйственных работах, в чем весьма преуспел, заслужив звание легенды советского агропрома. Многие экземпляры успешно работают и по сей день.

Модификации

ЮМЗ-6АКМ 40
на расчистке снега

В семействе тракторов ЮМЗ-6 существовали, помимо прототипов, четыре модификации:

  • ЮМЗ-6 (1970-1978)
  • ЮМЗ-6А (1978-1986)
  • ЮМЗ-6К (1986-1993)
  • ЮМЗ-6АК (1993-2001)

Кроме того, литерами Л и М обозначались модификации, отличающиеся способом запуска дизеля: Л — пусковым двигателем, М — электростартером.

ЮМЗ-6Л (М)

Тракторы первой серии, во многом повторяющие конструкцию МТЗ-5. На этих тракторах устанавливались капоты со скругленной решёткой радиатора.

ЮМЗ-6АЛ (АМ)

Тракторы получили регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, видоизмененную панель приборов в кабине, новый прямоугольный капот, а также изменения в механизмах тормоза.

ЮМЗ-6КЛ (КМ)

Промышленная модификация трактора ЮМЗ-6А, отличающаяся отсутствием задней сельскохозяйственной навесной системы и имеющие места крепления для рабочего оборудования экскаватора и бульдозера. После снятия ЮМЗ-6А с производства модель ЮМЗ-6К, ставшая базовой, получила и сельскохозяйственную модификацию. Получил новую кабину с улучшенной обзорностью.

ЮМЗ-6АКЛ (АКМ)

Выпускался с 1978 года. Получил новую гидравлическую систему с силовым и позиционным регулятором.

Трактор ЮМЗ-6

Агрегат был разработан на Южном машиностроительном заводе (Украина, Днепропетровск) на базе трактора МТЗ-5. Завод этот в прошлом работал на оборонную промышленность, и его продукция (в том числе и трактора) славилась высокой надежностью. Правила военной приемки были строгими. Модель ЮМЗ-6 оказалась удачной, и через 2 года предприятие выпустило уже сто тысяч экземпляров.

Компоновка трактора является классической, с полурамой, на которой находятся передний мост и дизельный четырехтактный двигатель. Кабина располагается в задней части агрегата.

За всё время, что производился данный трактор отечественного производства, было создано несколько модификаций (в том числе экскаватор и бульдозер).

Назначение

Трактор приспособлен для работы в большом температурном диапазоне. Он отлично запускается на сорокаградусном морозе (предельная температура) и выдерживает жару до плюс сорока. Кроме сельхозработ широкого профиля, он используется на производстве, в строительстве, при выполнении коммунальных работ, а также как транспортное средство. Прикрепление разнообразного навесного и прицепного оборудования увеличивает возможности трактора.

Фото трактора ЮМЗ-6

Устройство, характеристики, назначение трактора юмз 6

Устройство часто применяют в качестве привода для переносного и стационарного оборудования. Оснащенное прицепом, оно может перевозить различные грузы. А если снабдить его бульдозерным отвалом или экскаваторным ковшом, можно использовать машину при строительстве и ремонте дорог.

Плюсы и минусы модели

Преимущества:

  • Высокая надежность и хорошее качество всех комплектующих.
  • Тихий и плавный ход экономичного мотора, наличие у него декомпрессора, быстрый запуск даже в мороз.
  • Двигатель легко снять для ремонта и профилактики.
  • Крепкие задние ступицы и полуоси, отличная блокировка.
  • Простота конструкции и доступность запчастей.

Недостатки (по мнению владельцев):

  • Жесткая ходовая часть.
  • Не очень высокое число оборотов вала двигателя.
  • Мотор не приспособлен к длительной работе с отсутствием нагрузки (коксуется).

Конструкция

Тракторы ЮМЗ-6 имеют классическую полурамную компоновку. В несущий остов входят корпус трансмиссии, корпус муфты сцепления, полурама. На полураме установлен двигатель, передний мост.

  • Двигатель четырехтактный дизель, без турбонаддува Д-65 мощностью 60 л.с, рабочим объемом 4,94 л.
  • Д242-71 мощностью 62 л.с. рабочим объемом 4,75 л.
  • Номинальная частота вращения 1800 об/мин.
  • Муфта сцепления сухого типа, двухпоточная.
  • Коробка передач с подвижными шестернями пятиступенчатая. На части тракторов установлен редуктор-удвоитель числа передач.
  • Задний мост с механической блокировкой дифференциала.
  • Масса машины 3400, 3700, 3900 кг.
  • Технические характеристики

    Конструкция ЮМЗ-6

    ЮМЗ-6 имеет классическую конструкцию, основой которой является полурама, состоящая из двух мощных швеллеров и так называемого бруса. К полураме болтами прикреплен корпус трансмиссии, а двигатель ЮМЗ-6, коробка и мост представляют собой некое единое целое, стянутое болтами. Двигатель также прикреплен к полураме.

    В инструкции трактора в строке «Назначение» значится: «Трактор сельскохозяйственный, универсально-пропашной и транспортный».

    Кабина

    Кабина ЮМЗ достаточно удобна для трактора второй половины прошлого века. Она достаточно просторная и светлая, имеет хорошую герметичность, остекление по кругу, открывающееся заднее окно и верхний люк. Кабина ЮМЗ-6 крепится к раме с помощью резиновых амортизаторов. Оснащение кабины тоже достаточно приличное — плафон освещения, отопитель, вентилятор, аптечка, инструментальная сумка и даже термос для напитков. Руль ЮМЗ регулируется по высоте и углу наклона, оснащен гидроусилителем.

    Стоит отметить и тот факт, что в 1974 году техническую документацию трактора ЮМЗ выкупили шведы и с 1976 года стали производить модель трактора Volvo BM-700, которая являлась по сути глубокой модернизацией ЮМЗ-6.

    Кабина ЮМЗ-6

    Передний мост ЮМЗ достаточно прост, но надежен; имеет одну точку крепления в переднем брусе. А вот колейность можно менять с шагом 10 см, при этом увеличивая или уменьшая ширину моста. Можно также раздвинуть и задние колеса.

    Как и на любом многофункциональном тракторе на ЮМЗ-6 установлен ВОМ — вал отбора мощности. С помощью него можно совершать целый ряд работ в сфере сельского хозяйства и строительства.

    Двигатель

    Двигатель ЮМЗ-6 — дизельный Д-65 — поршневой четырехтактный четырехцилиндровый. Это двигатель с рядным вертикальным расположением цилиндров, оснащенный непосредственным впрыском топлива. Двигатель ЮМЗ-6 имеет объем 5 литров и мощность 60 л.с, обороты от 1400 — 1600 в минуту.

    Двигатель ДТ-65

    Двигатель славился своей надежностью, хотя этим могли похвастаться многие советские трактора.

    Коробка передач

    Хотя коробка ЮМЗ-6 — пятиступенчатая, реальная максимальная скорость трактора — 25 км/ч. Конструкция коробки передач позволяет двигателю работать при стоячем положении машины и включенной муфте сцепления, имеет пониженный редуктор.

    Из-за того, что коробка передач ЮМЗ имеет корпус, отлитый вместе с корпусом заднего моста, это затрудняло ремонт, так как в то время подъемников и прочего оборудования еще не было.

    Трактор оснащен раздельными барабанными тормозами, что позволяет упростить управление и маневрирование — можно подтормаживать разные колеса. ЮМЗ-6 не боится бездорожья благодаря системе блокировки заднего дифференциала.

    В 1974 году Трактору ЮМЗ-6 был присвоен «Знак качества»

    Навесное оборудование для ЮМЗ 6

    Этот трактор универсальный и готов к работе с различными видами оборудования, как навесным и полунавесным, так и с прицепным.

    Навесное оборудование для ЮМЗ можно разделить на три типа:

    • Сельскохозяйственное: бороны, плуги, сеялки, культиваторы.
    • Оборудование для строительных работ: компрессоры, сварочные аппараты и прочее.
    • Оборудование для перевозки грузов: прицепы и полуприцепы, емкости и т.д.

    Для соединения с навесным оборудованием трактор ЮМЗ 6 оснащен следующими устройствами:

    • Фиксатор для транспортирующих средств
    • Вал отбора мощности
    • Прибор СА-1 тягово-сцепной со специальным пультом управления в кабине трактора.

    Трактор имеет все устройства для подключения разнообразных систем оборудования — гидравлические, пневматические и электрические. Хорошая оснащенность повышает в разы производительность труда и снижает трудозатраты.

    Основные отличия тракторов ЮМЗ-6 и МТЗ-50 (МТЗ-80)

    Тракторы МТЗ-50 (МТЗ-80) и ЮМЗ-6 принадлежат к одному семейству «Беларусь» и являются развитием одной базовой модели — МТЗ-5. Их конструкция имеет много одинаковых решений и взаимозаменяемых деталей, но исполнение ряда узлов и агрегатов существенно отличается:

    УзелМТЗ-50 (МТЗ-80)ЮМЗ-6
    Передний мостПортальный с пружинной подвеской колёсПортальный с жёсткой подвеской колёс
    Муфта сцепленияОднопоточнаяДвухпоточная
    Управление КПП и редукторомДвумя рычагамиОдним рычагом
    Привод ВОМПереключаемый: двухскоростной независимый или синхронныйДвухскоростной полунезависимый
    Гидронавесная системаРаздельно-агрегатная с автоматическим регулированием глубины пахоты и сцепного весаРаздельно-агрегатная без автоматизации
    Регулирование колеи задних колёсПлавноеПлавное
    Рулевая колонкаНерегулируемая (для МТЗ-80 регулируемая по высоте и углу установки)Регулируемая по высоте и углу установки

    Мосты.Рама. Передняя ось. Ступицы трактора .

    Запчасти для трактора ЮМЗ, категория: Мосты. Рама. Передняя ось. Ступицы. Валик ЮМЗ плавающий. Венец ЮМЗ шестерни. Стакан ЮМЗ подшипников. Лонжерон ЮМЗ. Рычаг ЮМЗ поворотный. Цапфа ЮМЗ. Ступица МТЗ, ЮМЗ.

    Задний мост ЮМЗ представляет собой объединенные в одну сборочную единицу механизмы трансмиссии, посредством которых крутящий момент передается к ведущим колесам трактора.

    Задний мост ЮМЗ состоит из таких основных меха­низмов:

    Главная передача, дифференциал, конечные передачи.

    Главная передача заднего моста ЮМЗ служит для увеличения пере­даваемого крутящего момента и изменения его на­правления.

    Общее устройство заднего моста ЮМЗ представлено на рис. 1.

    Рис. 1. Задний мост ЮМЗ

    1 — ведущая шестерня; 2 полу­осевая шестерня; 3 — сателлит; 4 — втулка са­теллита; 5 — ось сателлита; 6 — специальный болт; 7 — ведомая шестерня; 8 — педаль меха­низма блокировки дифференциала; 9- рычаг включения ВОМ; 10 — пружина; 11 — сапун; 12 — переводной рычаг блокировки дифферен­циала; 13 — соединительная муфта; 14 — ва­лик; 15 — шестерня тормозного механизма; 16 — тормоз; 17 — крышка: 18 и 25 — шарико­подшипники; 19 — полуось; 20 — рукав; 21 -ведомая шестерня; 22 — болт; 23 — ВОМ; 24 -муфта включения ВОМ; 26 — роликоподшип­ник; 27 — прокладка; 28 — стакан подшипни­ка: 29 — вал главной передачи; 30 — ступица

    Дифференциал ЮМЗ от­крытого типа

    Рис. 2. Главная передача и дифференциал заднего моста ЮМЗ

    а — устройство; б — ме­ханизм блокировки с приводом; 1 и 2 — ведущая и ведомые шестерни; 3 — специальный болт; 4 и 9 стаканы подшип­ников; 5 и 13 — подшипники; 6 — вал; 7 — болт; 8 — ступица; 10 — блок шестерен; 11 — уплотнения; 12 — ре­гулировочные прокладки; 14 — сателлиты; 15 — ось; 16 — педаль; 17 — кронштейн педали; 18 — ось педали; 19 — пру­жина; 20 — тяга; 21 — корпус рычагов; 22 — сапун; 23 — при­водной рычаг; 24 — вилка; 25 — ось; 26 и 29 — шестерни; 27 — вал; 28 — соединительная муфта

    Корпус (ступица) 8 (рис. 2) посажен на вал 6, пропущенный сквозь блоки 10 шестерен.

    Вал вращается в шариковых подшипни­ках 5, установленных в стаканах 4 и 9, которые зап­рессованы в расточках корпуса заднего моста ЮМЗ.

    Про­кладки 12 под фланцами стаканов служат для регу­лировки зацепления конических шестерен главной передачи ЮМЗ.

    В окнах корпуса на осях 15 установлены два сателлита 14, с которыми зацеплены полуосевые шестерни, выполненные в общих блоках 10 с веду­щими шестернями конечных передач.

    С последними находятся в зацеплении ведомые шестерни, для чего в стаканах 4 и 9 имеются окна. Блоки 10 шестерен вращаются в роликовых цилиндрических подшип­никах 13.

    Ведомые шестерни конечных передач ЮМЗ установле­ны на внутренних шлицевых концах полуосей, ко­торые пропущены в литых рукавах, привинченных к корпусу заднего моста. Полуоси вращаются в шариковых подшипниках, запрессованных в рас­точках рукавов.

    С ведомыми шестернями конечных передач ЮМЗ нахо­дятся в зацеплении шестерни 26 и 29, выполненные как одно целое с валиками тормозов.

    В торцевые гнезда шестерен вставлен плавающий валик 27, на котором свободно надета муфта 28 механизма бло­кировки дифференциала ЮМЗ.

    Муфта своими внутренни­ми зубьями постоянно зацеплена с шестерней 29. Когда нажимают на педаль 16, движение от нее че­рез тягу 20 и приводной рычаг 23 передается вилке 24, которая перемещает муфту по валику. Остава­ясь зацепленной с шестерней 29, муфта 28 в то же время соединяется с шестерней 26, блокируя диффе­ренциал.

    Конечные передачи ЮМЗ передают крутящий момент от главной передачи и дифференциала к полуосям ве­дущих колес.

    Конечная передача заднего моста ЮМЗ размещена в корпусе моста.

    Каждая конечная передача ЮМЗ представляет собой одноступен­чатый редуктор с парой цилиндрических прямозу­бых шестерен, имеющих передаточное число 5,308, и состоит из ведущих шестерен и ведомых.

    Ведомые шестерни непосредственно связаны с ко­ническими полуосевыми шестернями дифференци­ала ЮМЗ, а ведомые жестко закреплены на полуосях.

    У тракторов ЮМЗ нормальный боко­вой зазор в зацеплении конических шестерен глав­ной передачи составляет 0,2 мм. По мере износа ше­стерен этот зазор увеличивается и появляется повы­шенный шум в заднем мосте ЮМЗ.

    Модификации[ | ]

    ЮМЗ-6АКМ 40
    на расчистке снега ЮМЗ-6 с кабиной устанавливавшейся с 1970 по 1986 годы.

    В семействе тракторов ЮМЗ-6 существовали, помимо прототипов, четыре модификации:

    • ЮМЗ-6 (1970-1978)
    • ЮМЗ-6А (1978-1986)
    • ЮМЗ-6К (1986-1993)
    • ЮМЗ-6АК (1993-2001)

    Кроме того, литерами Л и М обозначались модификации, отличающиеся способом запуска дизеля: Л — пусковым двигателем, М — электростартером.

    ЮМЗ-6Л (М)[ | ]

    Тракторы первой серии, во многом повторяющие конструкцию МТЗ-5. На этих тракторах устанавливались капоты со скругленной решёткой радиатора.

    ЮМЗ-6АЛ (АМ)[ | ]

    Тракторы получили регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, видоизмененную панель приборов в кабине, новый прямоугольный капот, а также изменения в механизмах тормоза.

    ЮМЗ-6КЛ (КМ)[ | ]

    Промышленная модификация трактора ЮМЗ-6А, отличающаяся отсутствием задней сельскохозяйственной навесной системы и имеющие места крепления для рабочего оборудования экскаватора и бульдозера. После снятия ЮМЗ-6А с производства модель ЮМЗ-6К, ставшая базовой, получила и сельскохозяйственную модификацию. Получил новую кабину с улучшенной обзорностью.

    ЮМЗ-6АКЛ (АКМ)[ | ]

    Выпускался с 1978 года. Получил новую гидравлическую систему с силовым и позиционным регулятором.

    Конструкция[ | ]

    Тракторы ЮМЗ-6 имеют классическую полурамную компоновку. В несущий остов входят корпус трансмиссии, корпус муфты сцепления, полурама. На полураме установлен двигатель, передний мост.

    • Двигатель четырехтактный дизель, без турбонаддува Д-65 мощностью 60 л.с, рабочим объемом 4,94 л.
    • Д242-71 мощностью 62 л.с. рабочим объемом 4,75 л.
  • Номинальная частота вращения 1800 об/мин.
  • Муфта сцепления сухого типа, двухпоточная.
  • Коробка передач с подвижными шестернями пятиступенчатая. На части тракторов установлен редуктор-удвоитель числа передач.
  • Задний мост с механической блокировкой дифференциала.
  • Масса машины 3400, 3700, 3900 кг.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: