ГАЗ 3309 является популярным бортовым грузовиком, выпуск которого осуществляет «Группа ГАЗ». С момента начала производства автомобиль несколько раз обновляли. Последняя генерация получила современные силовые установки, соответствующие экологическому классу «Евро-4», что расширило сферу ее применения. Модель не выделяется высокой проходимостью и больше подходит для эксплуатации в городской черте и для транспортировки грузов по дорогам, имеющим твердое покрытие.
На базе ГАЗ 3309 разработаны различные специальные модификации: манипуляторы, топливозаправщики, автоцистерны, автофургоны, мусоровозы, самосвалы и другие. За счет этого популярность модели остается на стабильном уровне, несмотря на наличие серьезных конкурентов.
Общие сведения
Разработка нового поколения грузовиков среднетоннажного типа началась на заводе ГАЗ еще в конце 1960-х годов. Изначально создатели планировали модернизировать действующие варианты автомобилей. Первые прототипы были представлены в 1972 году и получили обозначение ГАЗ 53-11. Они отличались новой кабиной и оперением. После испытаний стало ясно, что заводу необходима принципиально другая модель. В тот момент главный конкурент ГАЗ разрабатывал новое поколение среднетоннажных грузовиков ЗИЛ-169Г. В 1976 году руководство страны постановило начать глобальную дизелизацию, и на Горьковском заводе решили оборудовать новинку дизелем с воздушным охлаждением, лицензию на производство которого планировалось закупить в Германии.
В 1981 году состоялась премьера второго прототипа автомобиля, а в 1986 году – модели ГАЗ 3307, которая и стала базой для создания ГАЗ 3309. Модели были полностью унифицированными, а внешние отличия заключались лишь в расположении трубы воздухозаборника мотора. Производство ГАЗ 3309 стартовало в 1994 году, а уже через 2 года автомобиль полностью вытеснил карбюраторный ГАЗ 3307.
Первые варианты комплектовались 4-цилиндровыми агрегатами мощностью 116 л.с. Позднее появились 6-цилиндровые дизели. У потребителей грузовик сразу стал очень популярен, поскольку имел высокие технические показатели при низкой стоимости.
Однако в истории ГАЗ 3309 были и черные полосы. В 1997 году выпуск дизельных агрегатов на Горьковском автозаводе признали экономически нецелесообразным, вследствие чего автомобиль лишился мотора, и его производство было прекращено. Предприятие вернулось к выпуску карбюраторных ГАЗ 3307. Реанимировали ГАЗ 3309 лишь в 2001 году. Модель стали комплектовать дизельными двигателями ММЗ Д-245.7 минского моторного class=»aligncenter» width=»350″ height=»263″[/img] С 2006 года машину начали оснащать агрегатами, соответствующими классу «Евро-2». В 2008 году автомобиль обзавелся новой силовой установкой, отвечающей требованиям «Евро-3». Также появилась возможность монтажа предпускового подогревателя. В 2013 году семейство ГАЗ 3309 получило в качестве базового мотора турбодизель Д-245.7 Е-4 (ММЗ) большей мощности. Также предлагались версии с дизелем Cummins ISF 3.8L, сертифицированным в 2013 году под «Евро-4». Зимой 2013 года была представлена версия ГАЗ 33098 с передовым дизельным мотором «ЯМЗ 5342.10», соответствующим «Евро-4». Выпуск модели осуществляется и в настоящее время.
Карьерный самосвал: обзор
Карьерный самосвал (внедорожный самосвал) – саморазгружающийся грузовой автомобиль с опрокидывающимся кузовом, обладающий высокой грузоподъемностью и повышенной проходимостью. Эти машины предназначены для транспортировки насыпных и навальных грузов на открытых разработках полезных ископаемых (карьерах), крупных строительных и иных объектах.
История карьерных самосвалов
Уже в 1920-х годах на рудниках использовались самосвалы различной грузоподъемности. В 1930 году в США построена первая специализированная машина для карьеров – Euclid грузоподъемностью 8 т, в 1933 году – Euclid Trac-Truk грузоподъемностью 14 т. К 1960-м годам грузоподъемность карьерных самосвалов достигал 60 т, а в 1970-х были созданы машины современной компоновки грузоподъемностью более ста тонн с гибридными силовыми установками. Первым советским карьерным самосвалом стал МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т, запущенный в производство в 1960 году.
Общее устройство карьерного самосвала
Конструктивно карьерные самосвалы состоят из следующих компонентов:
- Колесное шасси с усиленной рамой;
- Самосвальная платформа (кузов);
- Механизм опрокидывания платформы;
- Силовая установка.
Также на машинах предусмотрена кабина с местом водителя (оператора) и стандартные автомобильные системы.
Классификация карьерных самосвалов
Машины классифицируются в соответствии с конструкцией рамы, количеством осей и типом силовой установки.
Самосвалы могут иметь раму одного из двух типов:
- Жесткая;
- Шарнирно-сочлененная.
На раме первого типа построено большинство карьерных самосвалов грузоподъемностью до 45 – 60 т. Более тяжелые машины за редким исключением построены на шарнирно-сочлененной раме. Карьерные самосвалы небольшой грузоподъемности могут иметь три оси (колесная формула 6х4), но основная масса построена по двухосной схеме с колесной формулой 4х2 или 4х4.
В качестве силовой установки могут использоваться:
- Дизельный двигатель;
- Гибридная установка – дизельный двигатель в связке с электрогенератором и электромоторами (мотор-колесами).
Силовой установкой первого типа оснащаются самосвалы грузоподъемностью до 60 т, а почти все самосвалы большой грузоподъемности имеют гибридную установку. В них имеется функция рекуперации при торможении, что позволяет заряжать аккумуляторы на спусках.
Характеристики карьерных самосвалов
Основными характеристиками являются грузоподъемность, объем кузова, снаряженная масса и скорость движения.
По грузоподъемности машины делятся на три группы:
- Малой грузоподъемности – от 25 до 90 т;
- Средней грузоподъемности – от 90 до 180 т;
- Большой грузоподъемности – от 180 т и более.
Объем кузова – от 11 до 65 куб. м. и более. Полная масса машин примерно в полтора-два раза выше грузоподъемности, скорость движения не превышает 70 км/ч.
Основные производители и модели карьерных самосвалов
В России карьерные самосвалы производятся — модели Тонар-45251 (45 т) и Тонар-7501 (60 т). На российский рынок в основном работает и БЕЛАЗ, предлагающий широкий выбор техники. Из зарубежных наиболее известны карьерные самосвалы Caterpillar, Liebherr, Komatsu, Terex, Hitachi, а также китайские самосвалы XCMG и Sanyi.
Интересные факты о карьерных самосвалах
Крупнейшей в мире серийной карьерной машиной является самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т. Всего выпущено три единицы для российских заказчиков. Гиганта из Беларуси может потеснить гигант из Словении ETF MT-240 грузоподъемностью 760 т. Однако этот самосвал еще проходит доработки и испытания, поэтому его сравнение с серийной машиной некорректно.
Семейство ГАЗ 3309 включает множество модификаций:
- ГАЗ 33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
- ГАЗ 33091 – удлиненная вариация с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
- ГАЗ 33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей вместить до 7 человек. Модель комплектуется турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 и обычно используется для установки специальных надстроек;
- ГАЗ 33094 – удлиненный вариант, используемый в качестве базы для автобуса КАвЗ 397650;
- ГАЗ 33096 – бортовое шасси с мотором Cummins ISF 3.8L;
- ГАЗ 33098 – бортовое шасси с турбодизелем ЯМЗ-5344.
ГАЗ 3309 считается одним из наиболее удачных продуктов Горьковского автозавода. Сфера применения стандартного исполнения – перевозка грузов различных категорий по дорогам с твердым покрытием. Модель имеет практически оптимальное сочетание цены и качества, что и обуславливает стабильной спрос на нее. В эксплуатации автомобиль является одним из наиболее экономичных, а характеристики выносливости и производительности порадуют любого владельца. Также ГАЗ 3309 адаптирован для использования в российских условиях. На базе шасси производятся различные вариации техники (мусоровозы, автофургоны, автоцистерны, самосвалы, манипуляторы и другие), что добавляет семейству популярности.
Обзор автомобиля ГАЗ 3307
Длинна | 6,33 метра |
Ширина | 2,33 метра |
Высота | 2,35 метра |
Колесная база | 3,77 метра |
Длинна платформы | 3,49 метра |
Грузоподъемность | 4,5 тонны |
Самосвал ГАЗ 3307 с поднятой платформой
Данная модель стала первой в своем роде, в четвертом поколении, у производителя и положила начало множеству ее модификаций и усовершенствований. Дизельным двигателем данный грузовик обзавелся в 1994 году. В тоже время получил новую маркировку — 3309.
Дизельный ГАЗ 3307, технические характеристики которого выгодно отличались от карбюраторных машин, а заимствованные узлы из предыдущих моделей и поколений сделали ее удобной и недорогой в эксплуатации и ремонте машиной.
Десятки модификаций, в том числе с дизельным двигателем ГАЗ 3307.
Служили, практически, во всех отраслях хозяйства страны (в том числе и в военной сфере). Более того, автомобиль стал популярным не только в России, но и в странах бывшего СНГ и на ближнем зарубежье.
В некоторых отраслях России, а также в некоторых странах мира, ГАЗ 3307 и по сегодняшний день несет свою службу.
Смотрите также статью Автомобиль ГАЗ-2705 с цельнометаллическим кузовом и его технические характеристики
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 6550 мм;
- ширина – 2380 мм;
- высота – 2350 мм;
- колесная база – 3770 мм;
- дорожный просвет – 265 мм;
- передняя колея – 1630 мм;
- задняя колея – 1690 мм.
Снаряженная масса автомобиля составляет 4150 кг, полная масса – 6540 кг. В загруженном состоянии машина способна разгоняться до 90 км/час.
Средний расход топлива составляет 19,6 л/100 км. Топливный бак вмещает 105 л горючего.
Эксплуатационные показатели
Грузовой автомобиль ГАЗ 3307
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Время разгона, но 80 км/ч | 64 секунды |
Расход топлива ГАЗ 3307 при 60 км/ч | 19,6 литра на 100 км |
Расход топлива при 80 км/ч | 26,4 литра на 100 км |
Емкость топливного бака | 105 литров |
Двигатель
В настоящее время ГАЗ 3309 предлагается с 3 вариантами силовых установок:
- агрегат ММЗ Д-245.7Е4 (производство – Белоруссия). 4-тактный рядный дизель имеет охлаждение наддувочного воздуха, непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Он соответствует экологическому классу «Евро-4». Характеристики мотора: рабочий объем – 4,75 л, номинальная мощность – 92,2 (125,4) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17. Агрегат имеет массу 430 кг. Удельный расход топлива ММЗ Д-245.7Е4 – 154 г/л.с. в час;
- двигатель ЯМЗ 5344 (производитель – Ярославский моторный завод). 4-тактный рядный мотор с непосредственным впрыском имеет охладитель наддувочного воздуха, турбонаддув и жидкостное охлаждение. Агрегат отвечает нормам «Евро-4». Характеристики двигателя: рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 99 (134,5) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17,5. Масса установки – 460 кг, удельный расход топлива – 145 г/л.с. в час. Опционально мотор оснащается предпусковым подогревателем;
- мотор Cummins ISF 3.8L. 4-тактный дизельный агрегат оборудован турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Пуск двигателя без проблем осуществляется даже при минусовых температурах за счет наличия предпускового подогревателя. Характеристики мотора: рабочий объем – 3,76 л, номинальная мощность – 112 (152,3) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 491 Нм, степень сжатия – 17,2. Агрегат соответствует экологическому классу «Евро-4».
Каталог запчастей на ГАЗ-3309 (3309):
В нашем каталоге представлены все запчасти используемые в ГАЗ-3309. Выберите необходимый вам узел. Для удобства поиска запчастей на ГАЗ-3309, можно воспользоваться быстрым фильтром.
Быстрый Фильтр по узлам:
- Кузов
КабинаКабина, подвеска кабины, крышка люка пола
- Панель передка, коврики пола, стекла окон кабины, крышка монтажного люка
- Термошумоизоляционные обивки и прокладки кабины
- Стеклоочиститель и привод, омыватель ветрового стекла
- Панель приборов
- Двери кабины, обивка, уплотнитель, подлокотник, навеска двери
- Сиденье водителя и механизм регулирования сиденья
- Система отопления и вентиляции кабины
- Зеркала заднего вида, держатели, поручни, козырьки противосолнечные
- Подушки крепления оперения, облицовка радиатора, капот, подножки
- Платформа, основание платформы и борта
- Двигатель
Двигатель
Подвеска двигателя
- Картер двигателя, цилиндры, крышка передняя картера
- Картер маховика
- Головка цилиндра, крышка коромысел, коромысла клапанов, клапаны, механизм вращения клапана
- Поршни, шатуны, вал коленчатый
- Вал распределительный, шестерня распределительного вала, блок промежуточных шестерен, толкатели клапанов
- Газопровод, турбокомпрессор
- Картер масляный, указатель уровня масла, маслоприемник, насос масляный с шестерней, маслоотделитель, фильтр масляный
- Насос масляный, маслоотделитель и фильтр масляный
- Радиатор масляный, привод топливного насоса высокого давления и вентилятора, термосиловой элемент
- Подогреватель пусковой, вентилятор с топливным насосом, коммутатор транзисторный с катушкой зажигания
- Бачок топливный и шланги системы предпускового подогрева двигателя
- Устройство электрофакельное
- Корпус привода топливного насоса высокого давления и вентилятора, привод вентилятора, муфта опережения впрыска топлива с шестерней
- Бак топливный, крепление бака
- Глушитель
- Охладитель
- Сцепление
Сцепление
- Коробка передач, цилиндр рабочий привода сцепления
- Передача карданная трансмиссии
- Мост задний, картер моста, картер главной передачи, полуоси
- Рама, бамперы и брызговики двигателя
Рама, брызговики, бампер передний, крюк буксирный
- Подвеска передняя, рессоры
- Ось передняя, кулаки поворотные и тяги рулевые
- Колеса и шины, крепление запасного колеса
- Управление рулевое
Управление рулевое
- Тормоза передние, тормозные барабаны и ступицы передних колес
- Электрооборудование
Электрооборудование
- Щиток приборов
- Инструмент и принадлежности
Инструмент водителя и приспособления, огнетушитель, домкрат утеплитель
Схемы запчастей и узлы представлены на сайте для справочных целей! Мы продаем не все запчасти на ГАЗ-3309, представленные в этом списке, но многие из них.
Устройство
Автомобиль получил рамную конструкцию с дополнительным усилением. Грузовик комплектовался колесами с шинами 8.25 R20, защищенными от толчков при большой нагрузке на раму 4 продольными рессорами, формой напоминающими полуэллипс. В передней части автомобиля располагались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, в задней части – дополнительные продольные рессоры. Все исполнения получили исключительно привод на заднюю ось и зависимую переднюю и заднюю подвески.
Грузовик оборудовали 2-контурной тормозной системой с гидравлическим приводом с вакуумным ресивером для каждого контура. В ее состав также вошли гидравлический привод, барабанные тормозные механизмы и гидровакуумный усилитель. Уже в базовой вариации модель оснащалась антиблокировочной системой ABS, улучшающей эффективность торможения. При отказе одного контура другой служил в качестве запасного.
Линейка трансмиссий ГАЗ 3309 состояла всего из одной модели. За 20 лет существования она заметных изменений не претерпела. Автомобиль получил 5-ступенчатую механическую коробку передач. Причем на рычаге КП схемы переключения скоростей не было, ее изобразили в центре передней панели (небольшая наклейка). Для данной модели использовали однодисковое постоянно замкнутое сцепление сухого трения с диафрагменной пружиной.
ГАЗ 3309 оборудовали раздельным гидроусилителем, обеспечивающим максимальный комфорт вождения. При создании механизма рулевого управления применяли схему «винт – шариковая гайка», состоящую из следующих элементов: рулевой колонки, поперечной и продольной рулевой тяги, винта с шариковой гайкой и карданных валов.
Электрооборудование грузовика состояло из однопроводной системы с минусом на корпусе автомобиля. В него входили аккумуляторная батарея, замок зажигания, устройство для выработки энергии, стеклоочиститель, стартер и фары.
ГАЗ 3309 сохранил классическую кабину, характерную для автомобилей Горьковского автозавода. Изменения в ее конструкции были незначительными. Грузовик получил продолговатый капот, фирменный стальной бампер и круглые фары. Недостатки предшественников были свойственны и данной технике. Главной проблемой считалось плохое лакокрасочное покрытие (особенно в области крыльев). Это приводило к быстрой коррозии элементов и их последующей замене или доработке. Салон ГАЗ 3309 получился совершенно стандартным с множеством пластиковых элементов. Спидометр, бардачок и тахометр сохранились от прошлой модели. Особенностью модели была тканевая обивка дверей. Также улучшились показатели шумо- и виброизоляции, что создало более комфортные условия передвижения. Массивный бампер выдерживал большое усилие и выделялся повышенной прочностью. Кабина получила удобные кресла с мягкой обивкой, высокой спинкой, имитацией боковой поддержки и 3-точечными ремнями безопасности. В ней свободно размещались 2 человека. У водительского кресла также была горизонтальная и вертикальная регулировка. На передней панели появились круглые приборы и большие элементы управления. В целом, салон оказался выполнен в предельно простом стиле.
У автомобиля ГАЗ 3309 было немало слабых мест:
- наибольшие трудности вызывает рама. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в границах города, потому повышенные нагрузки на ней сказываются губительно;
- задний мост также сильно подвержен износу;
- отсутствие амортизаторов создает серьезный дискомфорт при движении;
- устарелая конструкция;
- большие габариты;
- значительный расход топлива.
Характеристики кабины в самосвалах ГАЗ-3309
Изменения не коснулись кабины среднетоннажника ГАЗ -3309 – ее технические особенности не отличаются от предыдущих моделей той же серии. Она имеет цельнометаллический корпус, внешней особенностью которого являются прямые линии и резкие контуры. Внешний и внутренний облик прост и лаконичен.
Основные характеристики:
- Кабина рассчитана на двух человек – водителя и пассажира.
- Сиденья раздельные, с высокими спинками, оборудованы ремнями безопасности.
- Водительское кресло регулируется в вертикальной и горизонтальной плоскости.
- Приборная панель — стандартного для ГАЗа образца, она практически не меняется с самого начала производства среднетоннажных моделей.
Внутри всегда тепло – машина имеет мощную систему обогрева. Имеются крючки для одежды. За счет большого лобового и боковых стекол изнутри открывается хороший обзор. Капот аллигаторного типа удобен для ремонта машины – он дает доступ к моторному отсеку с трех сторон.
Стоимость
Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели ГАЗ 3309 в версии фургон. Здесь стоимость базовой версии в зависимости от размеров кузова составляет от 1,396 до 1,462 миллионов рублей. Бортовой вариант предлагается дешевле – от 1,27 миллиона рублей.
На рынке б/у автомобилей довольно много моделей ГАЗ 3309. Ценники здесь зависят от состояния и года выпуска. Модели 2004-2005 года обойдутся в 180000-280000 рублей, 2009-2010 года – в 490000-600000 рублей, 2014-2015 года – в 1,050-1,2 миллиона рублей.