Коробка переключения передач на ГАЗ 33104 Валдай

29.04.2019

ГАЗ-3310 — грузовик российского производства, относящийся к классу N2 категории MCV. Сборкой занимались на ГАЗ в течение 11 лет (2004-2015). Для управления этим транспортом нужны права с категорией «С».

Первая информация об автомобиле появилась в 1999 году. В последующие три года о нём мало, кто знал, пока в 2002 году не состоялся дебют на Московском Автосалоне. Серийное производство из-за различных трудностей удалось наладить только к 2004 году. На протяжении всей истории производства транспорт регулярно дорабатывали, улучшая его качество и стабильность.

Какие работы проходили над двигателем ГАЗ-3310 Валдай?

Изначально инженеры планировали поместить под капот ГАЗ-562. Данный силовой агрегат представлял собой российскую версию зарубежного Steyr M1, собранную по лицензии конструкторами ГАЗ. От этой идеи отказались из-за сложности конструкции, неремонтопригодности и высокой себестоимости. Такая техника уступала бы по цене основным конкурентам.

Вторая попытка ознаменована итальянской силовой установкой IVECO, питающейся дизельным топливом. Двигатель при объёме 3,9 литра развивал до 136 лошадиных сил. По неизвестным причинам от использования этого варианта отказались.

Конечный выбор пал на минскую разработку — ММЗ-245. В последние годы выпуска этим силовым агрегатом комплектовали все экземпляры ГАЗ 3310 (Валдай), отправляемые в другие страны.

Машины, используемые в России, оснащали мотором Cummins ISF 3.8. Для потребителей существовало несколько вариантов, которые отличались друг от друга мощностью и максимальным крутящим моментом.

Компания Cummins, основанная в Америке, была известна производством дизельных силовых агрегатов. Она работала более чем в 20 странах, включая Россию. Моторы ISF, которыми оснащали ГАЗ-3310, собирались на специализированном предприятии в Китае, которое обеспечивало двигателями до 400 тысяч авто в год.

Американская силовая установка была оснащена турбокомпрессором. Главной особенностью являлся чугунный безгильзовый блок. Все цилиндры (на каждый приходится по четыре клапана)были помещены под одну общую головку. Рядом с маховиком располагалась однорядная цепь, которая выступала в роли привода газораспределительного механизма. Вместе с композитами для поддона и клапанной крышкой это конструкционное решение обеспечивало минимальный уровень шума от работы силового агрегата.

Инженеры долго определяли оптимальные конфигурации для двигателя. Было принято решение установить среднюю мощность. Этого хватало для передвижения по российским дорогам и не перегружало трансмиссию, в результате чего она служила долгие годы без серьёзных поломок. На 100 километров в городских условиях владельцы тратили 14-17 литров топлива.

За счёт использования качественных материалов производителю удалось добиться большого запаса рабочего ресурса — 500 тысяч километров без серьёзных поломок. Пользователю необходимо было следить за мотором, регулярно проводить технический осмотр, чтобы он прослужил максимально долго.

Комбинация приборов снабжена звуковым сигналом для дополнительного информирования водителя о критичных и аварийных режимах работы основных систем автомобиля.

  1. Сигнализатор критической неисправности двигателя.

При отсутствии неисправностей загорается при включении приборов и непрерывно горит 2-5 секунд, затем гаснет.

  1. Сигнализатор засоренности воздушного фильтра.
  2. Спидометр.
  3. Сигнализатор включения стояночного тормоза.

Загорается мигающим светом при включении приборов и стартера, если автомобиль заторможен стояночным тормозом (дублируется кратковременным звуковым сигналом при движении автомобиля).

  1. Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи.
  2. Сигнализатор включения левых указателей поворота.
  3. Сигнализатор «STOP». Загорается одновременно с одним из сигнализаторов 1, 4, 12 и 20. При загорании указанных сигнализаторов дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается до устранения неисправности.
  4. Сигнализатор «Внимание» системы управления двигателем.

При исправной системе управления сигнализатор загорается после включения приборов и непрерывно горит в течение 3-10 секунд, затем гаснет. Это указывает на готовность системы к пуску двигателя. Разнохарактерное горение сигнализатора в движении указывает на выход из строя некоторых элементов системы управления двигателем.

  1. Сигнализатор включения правых указателей поворота.
  2. Сигнализатор неисправности антиблокировочной системы тормозов (АБС) – устанавливается на части автомобилей.
  3. Тахометр. Указывает частоту вращения коленчатого вала в мин-1.
  4. Сигнализатор аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости (дублируется кратковременным звуковым сигналом при работающем двигателе).

При загорании сигнализатора необходимо немедленно остановить двигатель, определить и устранить причину падения уровня охлаждающей жидкости.

Работа двигателя с недостаточным уровнем охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя.

  1. Указатель температуры охлаждающей жидкости.

Допускается работа двигателя при переходе стрелки в начало красной зоны шкалы до загорания сигнализатора аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости.

  1. Кнопка «Режим».
  2. Сигнализатор включения подогревателя воздуха. Информирует водителя о возможности включения стартера после выключения сигнализатора.
  3. Сигнализатор включения заднего противотуманного света.
  4. Сигнализатор включения дальнего света фар.
  5. Сигнализатор включения габаритного света (дублируется кратковременным звуковым сигналом при выключении приборов).
  6. Сигнализатор ближнего света фар.
  7. Сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости (дублируется кратковременным звуковым сигналом при работающем двигателе).

Загорается при снижении уровня жидкости в резервуаре главного цилиндра ниже допустимого. Автомобиль должен быть немедленно проверен на предприятии технического обслуживания.

  1. Сигнализатор износа тормозных накладок.
  2. Индикатор общего и суточного пробегов.

Верхний ряд – показания общего пробега.

Нижний ряд – показания суточного пробега.

  1. Кнопка «Сброс». Установка на нуль показаний индикатора суточного пробега.
  2. Указатель уровня топлива.
  3. Сигнализатор минимального резерва топлива в баке (дублируется кратковременным звуковым сигналом при первом включении при работающем двигателе).

Загорается при положении поплавка уровня топлива в районе 8 литров.

Не допускается длительное движение автомобиля после загорания сигнализатора, т.к. это приведет к выходу из строя погружного топливного модуля.

На рисунке 2 представлена схема комбинации приборов ГАЗ Валдай ISF3.8

На рисунке 3 представлена схема комбинации приборов ГАЗ Валдай ISF3.8 (продолжение 1)

На рисунке 4 представлена схема комбинации приборов ГАЗ Валдай ISF3.8 (продолжение 2)

Несколько слов о двигателе Cummins ISF 3.8

Силовая установка Cummins ISF 3.8 , которую использовали в ГАЗ-3310, обладала следующими техническими характеристиками:

  • Объём — 3,76 литра;
  • Система охлаждения — жидкостная;
  • Мощность — 143-170 лошадиных сил;
  • Наибольший крутящий момент — 450-600 Нм при 1200-1300 оборотах.

В конструкции присутствовал радиальный топливный насос высокого давления фирмы Common Rail, которая принадлежит BOSCH. Насос был дополнен электромагнитным регулятором и подкачивающим насосом механического типа. В системе использовались два фильтра: предварительной и тонкой очистки. В устройстве также были предусмотрены топливоподкачивающий насос ручного действия и электрический подогреватель дизеля. Очищающие элементы сменные, установить новый мог любой водитель за несколько минут.

Трансмиссия ГАЗ-3310 Валдай

Продукты Горьковского автомобильного завода всегда славились надёжными механизмами трансмиссии, поэтому инженеры не стали придумывать что-то новое. Они составили систему из комплектующих, которые ранее уже использовали в других машинах. Единственным нововведением стало диафрагменное сцепление, состоящее из одного диска.

Все разновидности ГАЗ-3310 получили механическую коробку передач с пятью скоростями. Её дополнили валом отбора мощности. Для производства картера использовали сплав алюминия. Прочность повысили развитыми рёбрами жёсткости. Чтобы увеличить запас рабочего ресурса, конструкторы сделали разъём вертикальным.

Задний мост переняли с легендарного ГАЗ-53. Его оборудовали современными деталями, сохранив высокое качество и надёжность. У гипоидного редуктора, состоящего из одной ступени, снизили передаточное число до 2,417. На этот шаг специалисты предприятия пошли из-за маленького диаметра колёс и пониженных оборотов дизельного двигателя. Многие потребители просили инженеров внедрить в устройство дифференциал повышенного трения с ГАЗ-66 для повышения проходимости по просёлочной местности и бездорожью. Однако многочисленные просьбы не были услышаны, поэтому ГАЗ Валдай навсегда остался транспортом для городской среды.

КПП на Валдай: цена

Стоимость фирменных изделий всегда выше цены низкопробных аналогов китайского производства, активно предлагаемых на рынке автозапчастей. Однако дополнительные расходы при покупке быстро компенсируются в процессе эксплуатации приобретенной КПП. Грузовик, оснащенный оригинальной заводской коробкой передач, будет бесперебойно осуществлять перевозки и приносить стабильный доход владельцу, в то время как машина с кустарно произведенным узлом склонна к непредвиденным поломкам в самое неподходящее время и постоянным простоям на станциях сервисного обслуживания. В конечном итоге цена ГАЗовской КПП для «Валдая» окажется значительно ниже затрат на приобретение и дальнейший ремонт низкокачественного аналога.

Что нового в ходовке ГАЗ-3310 Валдай?

Рама автомобиля состояла из лонжеронов. В каждой части высота профиля менялась, а толщина металла была везде неизменна — 6 миллиметров. Для снижения себестоимости производства модификаций инженеры внедрили в конструкцию рамы возможность устанавливать вставки на заклёпках в лонжероны. Это удобно и экономично, так как для каждой разновидности требовалась разная колёсная база и прочность. Вставки позволяли быстро регулировать данные параметры, не нарушая работу редуктора.

Подвеску подвергли серьёзным изменениям. Коренные листы рессор получили витые ушки. В областях соединения с рамой установили сайлентблоки. Рессоры, устанавливаемые в передней части, состояли из 75-миллиметровых листов. Сзади рессоры получили три прямых листа из одиннадцати. Их также лишили подрессорников, которые много лет использовали на различных продуктах Горьковского автомобильного завода. В совокупности все конструкционные решения подвески обеспечили плавный ход, высокую устойчивость на любом покрытии и стабильную работу редуктора.

Все тормозные механизмы были дискового типа. Разработчики машины отказались от отечественного пневматического привода, заказав его в другой стране у авторитетного производителя. Благодаря этому водители получили возможность транспортировать за собой прицепы, которые имели аналогичное устройство тормозной системы. Торможение грузовика улучшилось за счёт отказа от гидравлического механизма в пользу современного варианта.

Так как руководство компании изначально планировало поставлять ГАЗ-3310 в другие страны, инженерам пришлось «подгонять» его под европейские стандарты. Один из таких — ISO, который фиксирует способ крепления колёс. Ступицы оснастили посадочными местами. Колёса фиксировались шестью гайками с шайбами.

ГАЗ-3310 технические характеристики:

  • Полный вес — 7,4 тонн;
  • Снаряжённая масса — 3,4-3,5 тонны (зависит от модификации);
  • Грузоподъёмность — 3,4-3,8 тонны;
  • Колёсная база — 3,3-4 метра;
  • Вместимость — 3 или 6 мест;
  • Максимальная скорость — 95-105 км/ч.

Кабину делали в соответствии с привычным «газелевским» стилем. Однако изменения были видны с первого взгляда. Конструкторы увеличили крылья посредством пластиковых элементов, изменили дизайн решётки радиатора, переделали бампер (сделали его из трёх частей, центральная — металлическая). На приборную панель добавили новые индикаторы. Единственным минусом считалась педаль газа с электронным приводом. Она не сильно отличалась от классического варианта, но требовала дополнительных затрат при обслуживании автомобиля.

ГАЗ-33106-617 «Валдай»: Русский работяга

Нынешней весной в ходе благотворительного автопробега «АИС – детям» нам удалось протестировать четырехтонный грузовик ГАЗ-33106-617 «Валдай», оснащенный турбодизелем Сummins. Какое же впечатление произвел этот автомобиль?

Нынешней весной в ходе благотворительного автопробега «АИС – детям» нам удалось протестировать четырехтонный грузовик ГАЗ-33106-617 «Валдай», оснащенный турбодизелем Сummins. Какое же впечатление произвел этот автомобиль?

На этот раз автопробег проходил по северо-восточному региону страны. За четыре дня нам предстояло посетить восемь детских домов в трех областях. В колонну из семи автомобилей вошли легковые модели марок Geely и MG, внедорожники SsangYoung Korando и УАЗ Patriot, а также тройка горьковских «коммерсантов»: микроавтобус «Соболь», грузопассажирская «ГАЗель» и «Валдай» с бортовой платформой. Маршрут в полторы тысячи километ­ров по дорогам с далеко не идеальным покрытием плюс неустойчивая погода стали настоящей проверкой для автомобилей.

Приборная панель довольно информативна – здесь все под рукой.

Щиток приборов взят от «ГАЗели», только под ним появились два «окошечка» манометров пневмотормозов – по одному на каждый контур.

В кабине – комфортабельные сиденья, хотя места для двух пассажиров могло быть и побольше.

По городам и весям

Что и говорить, «Валдай» стал самым крупным участником колонны. Несмотря на унификацию по кабине с «ГАЗелью», автомобиль существенно шире и выше последней, да и колеса имеет большего размера. Это и неудивительно, ведь грузоподъемность машины почти четыре тонны. Наш путь пролегал через такие крупные города, как Чернигов, Сумы и Полтава. Узкие улочки, частые светофоры и тянучки – непростое испытание для движения в колонне. Тем более на грузовике. Бортовой «Валдай» с честью все это выдержал. Хотя по габаритам и весу этот автомобиль превосходит «ГАЗель», управлять им легко. Маневрирование облегчает довольно легкий руль, делающий от упора до упора четыре оборота. Наружные зеркала, хоть и не двухсекционные, позволяют уверенно контролировать дорожную обстановку.

Езда по городу всегда сопряжена с частым переключением передач. Помнится, что на ранее тестируемом «Валдае» с дизельным двигателем ММЗ эта процедура отличалась затруднениями при переходе с высшей передачи на низшую – приходилось секунду-две держать рычаг в нейтральном положении. Теперь же автомобиль нас приятно удивил четкой работой коробки. Впрочем, в городе рычагом КП приходится работать реже, чем ожидаешь. Так, трогаться на загруженной машине полной массой 7,4 тонны можно и со второй передачи. Дальше быстро включаешь третью, а с ростом скорости сразу переходишь на пятую и едешь на ней до следующего светофора. Оказывается, 3,8-литровый турбодизель Сummins, выдающий 152 «лошадки», очень эластичен в работе и хорошо вытягивает уже с 1000 об/мин – то есть на пятой передаче с 40 км/ч.

Уверенно замедляться помогают мощные тормоза с пневмоприводом и системой ABS. Вот только четко дозировать тормозное усилие мешает довольно тугая педаль, но к этому со временем привыкаешь. Очень удобен в работе компактный рычаг стояночного пневмотормоза, расположенный прямо под правой рукой.

Турбодизель Cummins позволил существенно сократить расход топлива. Кроме того, благодаря эластичному в работе двигателю переключать передачи в КП нужно реже, что немаловажно для езды по городу.

Вот он, экономичный и эластичный в работе 152-сильный турбодизель Сummins ISF 3,8.

Энергоемкая задняя подвеска колес с мощным стабилизатором не боится дорог с плохим покрытием.

В кузов «Валдая» поместилось почти четыре тонны гуманитарного груза.

Находящийся у нас на ресурсных испытаниях «Соболь» – традиционный участник автопробегов «АИС – детям» – не подвел в дальней дороге.

Дальний бой

Львиная доля маршрута пришлась на загородные дороги, по которым мы двигались в скоростном режиме. Наш «Валдай» и здесь показал себя молодцом. На трассе автомобиль не отставал от колонны и без особых проблем выходил на сотню километров в час и даже больше. А при обгонах часто даже не приходилось переходить на пониженную передачу – приемистый турбодизель вытягивал и так. На скорости руль оказался информативным, с хорошей обратной связью.

Груженая машина отлично держит траекторию на неровностях – энергоемкая подвеска вмиг прогладывает толчки от выбоин и асфальтовых наплывов. В первый день под вечер на колонну обрушился сильный дождь, переходящий в мокрый снег. Сильно похолодало, и на дорогах образовалась наледь. Однако машина шла по мокрому покрытию уверенно, словно по рельсам. Особенно мы оценили это на поворотах и затяжных спусках.

Дабы все время не держать ногу на педали газа, можно воспользоваться системой круиз-контроля, устанавливаемой на «Валдай» в качестве опции. Для ее включения имеется соответствующая кнопка на передней панели. А вот что нам не очень понравилось в дальней дороге – повышенный внутренний шум от двигателя, отчетливо слышимый уже после 2000 об/мин.

Одно из основных преимуществ автомобиля «Валдай» с турбодизелем Сummins – лучшая топливная экономичность. Так, в смешанном режиме трасса–город машина «кушает» уже не 18 литров солярки на 100 км, как с дизелем ММЗ, а всего 14-15 литров. Кроме того, двигатель Cummins отличается большей живучестью – его моторесурс, по сравнению с минским агрегатом, увеличен ни много ни мало до полумиллиона километров.

Итак, в ходе автопробега ГАЗ-33106-617 «Валдай» хорошо зарекомендовал себя. Ходовые испытания показали, что автомобиль не боится трудных дорог, он маневренный и, что немаловажно, довольно экономичный. Одним словом, настоящий трудяга.

ГАЗ-33106-617 «Валдай»

Общие данные

Тип грузовик с бортовой платформой
Д/Ш/В, мм 6050/2350/2980
Колесная база, мм 3310
Мест в кабине 3
Полная масса, кг 7400
Грузоподъемность, кг 3925
Погрузочная высота, мм 985
Дорожный просвет, мм 177
Радиус разворота, м 6,4
Объем бака, л 105

Двигатель

Марка/тип Сummins ISF 3,8/турбодиз.
Рабочий объем, см куб. 3760
Расп. и к-во цил./кл. на цил. R4/2
Мощность, л. с./об/мин 152/2600
Макс. кр. момент, Нм/об/мин 491/1200–1900

Трансмиссия

Тип привода задний
КП, тип 5-ст. мех.

Ходовая часть

Подвеска передн./задн. завис. пружин./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн. диск./бараб., с ABS
Шины 215/75 R17,5

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч 125
Средний расход топлива, л/100 км 15,0
Стоимость ТО, грн. 800
Периодичность ТО, км 15000
Гарантия 2 года или 80 000 км
Цена тестируемого автомобиля, грн. 253 000

Юрий Гоголев Фото Андрея Яцуляка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дополнительные системы ГАЗ-3310 Валдай

Машину оснастили несколькими вспомогательными механизмами, которые упрощали работу, повышали комфорт и безопасность. К ним относились: гидроусилитель руля, АБС, круиз-контроль и подвеска двигателя ANVIS.

Транспорт адаптировали под суровую российскую зиму, снабдив его предпусковым подогревателем и редуктором от ГАЗ-53. Подогрев осуществлялся за счёт спирали, расположенной во внутреннем коллекторе, которая нагревала воздух. Также владелец имел возможность подключить дополнительные обогревающие приборы в сеть на 220 вольт. На подогрев силового агрегата уходило не более 2-3 минут. Кроме этого, такая система обеспечивала подогрев масла в поддоне картера.

Основные неисправности при работе КПП ГАЗ

Коробка переключения передач — сложный механизм, который подвержен постоянным нагрузкам. Среди наиболее типичных неисправностей КПП ГАЗ-3309 можно выделить:

  • скорости не переключаются, при этом возникает металлический «хруст»;
  • переход между передачами КПП ГАЗ-3308 затруднен;
  • активная передача «слетает» при перегрузке машины;
  • одна скорость «залипает», перейти на нейтраль невозможно;
  • со стороны КПП ГАЗ «Валдай» слышны шумы во время движения;
  • слышен шум на холостом ходу, но при нажатии на сцепление он исчезает.

Причин возникновения поломки КПП ГАЗ-3309 достаточно много. Среди наиболее частых следует выделить:

  • сколы шестеренок или износ одиночных зубьев;
  • в блоке передач поломались зубья;
  • износились подшипники и валы и мешают менять передачу;
  • вышли из строя сальники;
  • масло пришло в негодность или закончилось.

Основным и единственным правильным решением в данной ситуации становится замена всех вышедших из строя деталей коробки передач ГАЗ. Приобрести их вовсе не трудно из-за того, что ГАЗ-3308, ГАЗ-3309 и ГАЗ «Валдай» чрезвычайно востребованы как в нашей стране, так и в СНГ.

Модификации ГАЗ-3310 Валдай

На базе стандартного автомобиля ГАЗ-3310 конструкторы разработали несколько разновидностей, многими из которых пользуются и сегодня:

  • 33101 — длинная версия машины, под капотом которой находился ГАЗ-562. Модель не вошла в серийное производство;
  • 33104 — турбодизельная техника, которую оснащали минской силовой установкой Д-245;
  • 331041 — аналогичная предыдущей модель с длинной базой;
  • 331043 — разновидность получила сдвоенную кабину, рассчитанную на шестерых пассажиров;
  • 33106 — версия с американским силовым агрегатом Cummins ISF 3.8;
  • 331061 — предыдущая модификация, но с длинной базой;
  • 331063 — автомобиль получил сдвоенную кабину с двумя спальными местами;
  • 33104В — тягач седельного типа, который использовали для буксировки бортового полуприцепа;
  • 43483 — опытный образец, который получил подвеску повышенной прочности и улучшенный редуктор. Массовый выпуск не осуществлялся;
  • САЗ-2505 — самосвал с задней разгрузкой, сделанный на базе шасси 33104. Перевозил до 3 000 килограммов груза, объём кузова составлял 3,78 кубических метра;
  • САЗ-2505 — улучшенная версия самосвала. Грузоподъёмность повысили до 3 180 килограммов, объём кузова до 5 кубических метров. Разгрузка осуществлялась со всех бортов;
  • САЗ-3414 — тягач седельного типа, который выпускался по спецзаказам государственных структур.

Шасси использовали для установки различных надстроек, которые применяли в коммунальных службах, сельском хозяйстве и т.п.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-3310 Валдай — качественный продукт, который служил верой и правдой своим владельцам 11 лет. За это время автомобиль собрал огромное количество положительных отзывов, которые подтверждают его высокое качество. Сегодня экземпляры последних лет выпуска можно купить на вторичном рынке за 0,9-1 млн рублей.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: