Краны-трубоукладчики: назначение, устройство, принцип работы.

Поскольку трубоукладчики обычно работают в отдаленных районах с тяжелыми условиями, для них очень важны надежность и безотказность, т. е. высокий коэффициент использования, так как отказ машины во время напряженных строительных работ грозит огромными потерями времени и финансов. Не случайно поэтому строители во всем мире в основном предпочитают надежные и имеющие хорошую сервисную поддержку от широкой дилерской сети трубоукладчики таких марок, как Caterpillar, Komatsu, Liebherr. На российском рынке кроме отечественных заводов популярны те же западные производители.

В последние годы китайские компании Shantui, LiuGong, XCMG, PengPu и др. вышли с подобным оборудованием на рынки Африки, Азии и Восточной Европы.

Более 50% выпускаемых в последние годы отечественных трубоукладчиков относятся к классу грузоподъемности 26–27 т. Поэтому в общем объ­еме импортируемых в страну трубоукладчиков основную долю (до 70–80%) составляют машины более тяжелых классов грузоподъемности 90–92 т.

Вторичный рынок

Для трубоукладчиков характерны длительные сроки службы. На вторичном рынке нередки примеры продаж 30–40-летних машин и даже старше, причем за хорошие цены. Как правило, это Caterpillar и в меньшей степени Komatsu. Например, в 2013 г. были проданы трубоукладчики Cat D7 1947 г. выпуска за $8000, а 1946 г. в. – за $5500. Такие цены свидетельствуют о том, что несмотря на солидный возраст эти машины еще способны работать на прокладке трубопроводов и принести владельцам хорошую прибыль.

Следует отметить, что несмотря на солидный возраст наработка в моточасах у многих трубоукладчиков не такая уж высокая по сравнению с другими землеройными машинами. К тому же в ходе работы они лишь неспешно перемещаются вдоль траншеи трубопровода, и поэтому их ходовая часть сравнительно мало изнашивается.

Машины, предназначенные для укладки труб диаметром до 36 дюймов (914 мм), получили широкую популярность, т. к. в эту категорию попадает множество трубопроводов, в том числе и нефтяных, а также подводящих и отводящих от нефтеперерабатывающих заводов и других подобных предприятий. Широко востребованы такие трубопроводы в странах, где производительность месторождений не самая высокая.

Вообще же в мире прослеживается тенденция увеличения диаметров трубопроводов. По­этому и на вторичном рынке «фокус популярности» смещается к моделям с более высокой грузоподъемностью.

Покупателю, выбирающему подержанную машину, рекомендуется прежде всего обратить внимание на состояние лебедки, а также фрикционных муфт, которые, впрочем, как и башмаки гусеничных траков ходовой части, обычно имеют длительные сроки службы.

Новые модели последних лет

Несмотря на то, что у строителей трубопроводов очень популярны машины б/у за их надежность и безотказность, новые модели также охотно покупаются. Это объясняется тем, что в отличие от старых моделей новые машины отвечают наиболее важным и современным требованиям по безопасности, условиям работы оператора и экологичности двигателя. К тому же они имеют лучшую топливную экономичность и некоторые из них оснащаются самой современной аппаратурой, например системами «электронного управления машинным парком», т. е. дистанционного контроля и передачи данных с машины на компьютер в офисе компании.

У иностранных появления новых моделей четко совпадают с периодами подъема на рынке: в 2007–2008 гг. и в 2011–2012 гг.

Отечественные заводы уже давно не радовали потребителя принципиальными новинками, в основном в активе наших «трубоукладчикостроителей» разной степени глубины модернизации уже выпускаемых моделей.

Трубоукладчики Volvo. Работа с поворотом

Непривычное понимание слова

Что такое трубоукладчик в привычном понимании этого слова? Обычный гусеничный трактор, по одну сторону которого установлена перемещаемая в вертикальном направлении короткая стрела, а по другую – противовес. В общем, простейшая с инженерной точки зрения конструкция!

Трубоукладчики Volvo другие. В отличие от всех прочих представленных на рынке моделей за их базу разработчики взяли не трактор, а экскаватор. То есть сняли с него гидрофицированную ломающуюся стрелу с ковшом на конце и поставили на ее место укороченную крановую стрелу особой конфигурации. В результате Volvo Construction Equipment оказалась единственной в России компанией, чьи трубоукладчики оборудованы поворачивающейся надстройкой. Такой же, какой оборудованы выпускаемые той же компанией экскаваторы. Что это дает помимо не столь важной в данном случае унификации между двумя типами машин?

Конечно, экскаваторное шасси дороже и сложнее тракторного – от этого никуда не деться. Но оно наделяет трубоукладчик несколькими достоинствами. Довольно большой вылет стрелы позволяет ему работать на значительном удалении от бровки траншеи, а поворотная надстройка – подъехать к ней под любым углом и выполнять операции по перемещению трубы с автомобильного полуприцепа к месту закладки без какого-либо маневрирования. То есть за счет подобной ловкости производительность моделей с поворотной надстройкой выше, чем моделей традиционной конструкции. Но это еще не все плюсы трубоукладчиков Volvo.

Самый грузоподъемный

В нашей стране компания Volvo Construction Equipment предлагает заказчика три модели трубоукладчиков. Это PL3005D, PL4608 и PL4611. Эксплуатационная масса первого составляет 36 т, второго – 57,5 т, третьего – 68 т. При этом PL3005D может поднять груз максимальной массой 51 т, PL4608 – 80 т, а PL4611 – 113 т. Если ознакомиться с техническими характеристиками всех прочих моделей, предлагаемых в нашей стране как отечественными, так и зарубежными производителями, то выяснится, что по грузоподъемности мало кто из них способен тягаться с Volvo PL4611.

Первый из названной тройки трубоукладчиков оснащен дизелем Volvo D7 мощностью 230 л.с. Эта модель оборудована стрелой длинной 7,3 м. Два других предлагаемых компанией трубоукладчика получили дизель Volvo D12D, развивающий 333 л.с. Модель PL4608 оборудована 9,2-метровой стрелой и может работать, как и PL3005D, при 60-процентном уклоне. Аналогичная длинна стрелы и у модели PL4611, а допустимый уклон для нее составляет 70%. Кабина трубоукладчиков по команде оператора может приподниматься, что обеспечивает улучшение видимости строительной площадки, опускаемой в траншею трубы, лебедки и стрелы. С помощью информации, получаемой с нескольких датчиков, бортовой компьютер рассчитывает фактический вес поднимаемого груза и максимально допустимую нагрузку, что позволяет обезопасить машину от перегруза и опрокидывания. Чтобы снизить массу при перевозке, PL4608 и PL4611 оборудованы съемными задними противовесами и противовесами гусениц. Причем монтаж и демонтаж этих противовесов любая из названных моделей осуществляет самостоятельно (у PL4611 противовесы демонтируются вместе с самими гусеницами). В отличие от более тяжеловесных моделей PL3005D при перевозке не требует разборки. И еще один плюс, характерный для трубоукладчиков Volvo: когда надобность в работах по прокладке трубопровода отпадает, они могут быть оборудованы экскаваторной стрелой с ковшом и выполнять землеройные работы в качестве обычных экскаваторов.

Tweet

* * *

Впрочем, сама идея использования экскаваторной базы для трубоукладчика далеко не нова: в истории отрасли известны многие компании, изготавливавшие машинокомплекты оборудования трубоукладчика для переоборудования экскаваторов. В настоящее время, например, голландская компания Delta изготавливает трубоукладчик на базе экскаватора Cat 345CL.

DRESSTA Co., Ltd не числится среди лидеров российского рынка трубоукладчиков. В 2011–2012 гг. DRESSTA выпустила модернизированную мод. SB-30M Extra (взамен мод. SB-30). Это наименьший трубоукладчик в линейке компании. В кабине шестигранной формы есть кондиционер, сиденье на пневмоподвеске. Управление ходом и выбор скоростей осуществляются джойстиком, рабочее оборудование управляется рычагами. Улучшен обзор. Трансмиссия гидромеханическая с переключением под нагрузкой. Привод лебедок гидростатический с планетарной передачей.

Как и в нашей стране, на мировом рынке действуют компании, разрабатывающие и изготавливающие оборудование трубоукладчиков и устанавливающие его на базовые бульдозеры от других производителей. Например американская Midwestern Manufacturing Co. в 2012 г. выпустила новый трубоукладчик со своим оборудованием M583C на базе бульдозера John Deere 1050J. Опытные образцы трубоукладчика успешно прошли эксплуатационные испытания на укладке трубопровода диаметром 36 дюймов. Управление осуществляется одним джойстиком.

Переоборудование в трубоукладчики

Многие компании предлагают переоборудование с помощью машинокомплекта обычного гусеничного бульдозера в трубоукладчик с боковой стрелой. Компании, выполняющие подобное переоборудование, сертифицируются и гарантируют качество своей работы. Как утверждается, грузоподъемность переоборудованных машин соответствует грузоподъемности оригинальных трубоукладчиков аналогичного класса.

Тем не менее цена «оригинальных» б/у трубоукладчиков на вторичном рынке несколько выше, чем переоборудованных в трубоукладчики тракторов, поскольку «оригинальные» машины изначально рассчитаны на высокие боковые нагрузки, тогда как конструкция рамы гусеничных тракторов строится из расчета в основном на продольные нагрузки.

Нередки случаи, когда строительные компании в своих мастерских переоборудуют старые бульдозеры в трубоукладчики, используя соответствующие машинокомплекты. Компании – производители бульдозеров не одобряют и не рекомендуют подобного самостоятельного переоборудования. Конструкция переделанных машин не работает так же, как у оригинальных, компания не может поручиться за производительность и грузоподъемность, а самое главное, за безопасность переделанных машин.

Хотя в эксплуатации находится множество трубо­укладчиков, переоборудованных из гусеничных бульдозеров, специализированные машины по многим причинам предпочтительнее.

 Редко в переоборудованных трубоукладчиках управление ходовой частью и лебедкой выполнено эргономично, в оригинальных машинах управление, как правило, удобнее.

 У бульдозеров башмак гусеницы может быть несколько у’же, чем рекомендуется для хорошего сцепления и низкого давления на грунт у трубо­укладчиков.

 В стандартную комплектацию оригинальных трубоукладчиков входит система защиты от опрокидывания, подобная система может отсутствовать у кустарно переоборудованной машины.

 В конструкции оригинального трубоукладчика учитывается необходимое для укладки труб соотношение мощности и массы, которое может быть нарушено у переоборудованных трубоукладчиков.

 У гусеничной тележки оригинального трубоукладчика удлинена рама, что позволяет выдерживать большие нагрузки, в то время как рама у переоборудованных бульдозеров обычно стандартной длины.

 В оригинальных трубо­укладчиках все комплектующие оригинальные, а у переоборудованной техники компоненты не всегда оригинальные и качественные.

D355C — не просто трубоукладчик. Это строительный универсал. И вот почему.

Чтобы трубоукладчик был способен работать с нагрузкой почти в 100 тонн, инженеры Komatsu применили комплекс технических решений.

Как разные производители обычно повышают устойчивость машины к боковым нагрузкам?

  • Увеличивают вес бульдозерного шасси.
  • Увеличивают размер базы.
  • Используют противовес (неподвижный или откидной).

Увеличение массы шасси и неподвижные противовесы — это недорогие решения, но они сильно сужают сферу применения трубоукладчика. А также этот подход уменьшает проходимость техники, ее способность работать на сложных грунтах. Такой же результат получается, если делать гусеницы асимметричными — когда ходовая часть со стороны подъемного механизма шире, чем со стороны противовеса.

Поэтому создатели взяли в качестве базы для трубоукладчика мощный и неприхотливый бульдозер D355A, увеличили длину ходовой бульдозера и установили откидной противовес на вылет из шести съемных плит по 1530 кг каждая. И рассчитали массу машины, вес ее оборудования и расположение противовеса и стрелы на раме так, что в базовой конфигурации трубоукладчик не потерял ходовые качества бульдозера. Больше того, конструкторы сохранили возможность устанавливать дополнительное оборудование.

Так Komatsu D355C-3 стал универсальной машиной, а не только лишь монтажным инструментом. Вот что еще он делает:

  • перемещает и планирует грунт (с бульдозерным отвалом);
  • рыхлит мерзлый или скальный грунт (с рыхлителем);
  • бурит скважины или шурфы (с буровой установкой);
  • забивает сваи фундамента (с копровой установкой).

Естественно, что задачи строительной компании не ограничиваются прокладкой трубопроводов. Когда предприятие занято другими задачами, D355C-3 не простаивают на базе, а наравне с прочей техникой приносят прибыль владельцам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]