Руководство ЯМЗ — Техническая информация по двигателям ЯМЗ

Мало какой из дизельных моторов может похвастать таким солидным «послужным списком», как ЯМЗ-238. Этот двигатель стал «сердцем» многих тысяч знакомых всем и каждому грузовых автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье». А также большого количества всевозможной узкоспециализированной техники, катеров, дизельных электростанций. ЯМЗ-238 чрезвычайно надёжен и неприхотлив в эксплуатации, что и обеспечило ему «карьеру долгожителя»: запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает сходить с конвейера Ярославского моторного завода и сегодня. Несмотря на то, что в ассортименте завода появилось немало более современных его «преемников».

Всего в настоящее время в ассортименте завода, изложенном в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, значатся 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.

Крупнейший российский производитель дизельных моторов

В 1916 году в городе Ярославле силами инженера В. А. Лебедева создано предприятие по выпуску легковых автомобилей. Дальнейшее развитие завода связано с производством грузовых автомобилей, выпуск которых был освоен в 1925 году. Это были по тем временам большегрузные модели грузоподъемностью до 7 т.

В дальнейшем предприятие стало изготавливать самосвалы, автобусы и троллейбусы. В начале пятидесятых годов завод освоил серийное производство дизельных двигателей. Важным этапом развития следует считать 1958 год. В этом году предприятие было перепрофилировано на выпуск дизельных силовых агрегатов и получило название «Ярославский моторный завод».

Созданный завод сразу приступил к разработке новой линейки дизельных двигателей для самой различной техники. В 1961 году началось серийное производство дизельных моделей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240. Двигатели отличались мощностью за счет использования различного количества цилиндров (от 6 до 10), что позволяло устанавливать моторы на самую разнообразную технику, но при этом обладали большой унификацией, которая упрощала обслуживание и возможный ремонт.

Модификации [ править | править код ]

ЯМЗ-236 [ править | править код ]

  • Число цилиндров: 6;
  • Число клапанов: 12;
  • Рабочий объём: 11 150 см 3 .
  • 150 л.с. (110 кВт) при 1700 об/мин — ЯМЗ-236Г
  • 165 л.с. (121 кВт) при 1800 об/мин, 736 Н•м (75 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НБ
  • 175 л.с. (129 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-236ДК
  • 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-236
    (базовый)
  • 185 л.с. (136 кВт) при 1900 об/мин, 833 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НК
  • 210 л.с. (154 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НД
  • 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НЕ
  • 230 л.с. (169 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6563
  • 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236Н
  • 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236НЕ2
  • 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236БК
  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6562
  • 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236Б
  • 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1078 Н•м (110 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236БЕ2
  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1275 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7601
  • 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236M2

Продукция ЯМЗ

В настоящее время предприятие ЯМЗ («Автодизель») входит в состав автомобильного концерна «Группа ГАЗ» и специализируется на производстве следующей продукции:

  • средних и тяжелых дизелей;
  • коробок передач и сцеплений для агрегатирования с выпускаемыми дизелями;
  • дизельных электроагрегатов;
  • запасных частей.

Выпускаемые дизельные силовые агрегаты обладают разнообразными техническими параметрами:

  • мощность – 120,0-800,0 л. с.;
  • объем – 4,45-26,0 л;
  • варианты исполнения: L-образное (рядное), V-образное.

Такое многообразие двигателей, современная конструкция, эксплуатационные параметры обеспечили ярославским мотором широкое применение для комплектования различной коммерческой техники.

Автомобили, на которые устанавливались ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 [ править | править код ]

  • МАЗ-500 (1965—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-503 (1965—1977). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-504 (1965—1982). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-509 (1966—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-516 (1973—1980). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-5335 (1977—1990). ЯМЗ-236 (180, 300 л.с.).
  • МАЗ-5549 (1977—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-5551 (с 1985). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-5432 (с 1981). ЯМЗ-238 (240, 250, 280, 300, 330, 360, 425 л.с.), ЯМЗ-236 (180 л.с.).
  • МАЗ-5516 (с 1995). ЯМЗ-238 (400 л.с.).
  • МАЗ-6422 (с 1978). ЯМЗ-238 (320, 330, 360, 425 л.с.).
  • Урал-4320 (с 1993). ЯМЗ-236 (230 л.с.), ЯМЗ-238 (300 л.с.).
  • КрАЗ-255 (1967—1994). ЯМЗ-238 (240 л.с.).
  • КрАЗ-6443 (с 1992). ЯМЗ-238 (330 л.с.).
  • КрАЗ-6322 (с 1994). ЯМЗ-238 (330 л.с.).
  • Урал-5323 (с 1989). ЯМЗ-238 (300 л.с.).
  • КамАЗ-5320 (1976—2000).
  • ЛиАЗ-5256.30 (2001—2004). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).
  • МАЗ-104.Х25 (2004—2005). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).

Применение двигателей ЯМЗ-238

В ассортименте продукции предприятия в настоящее время находится 38 модификаций V-образных восьмицилиндровых моторов различного назначения, при этом 22 из них составляют модели на основе ЯМЗ-238. Такое использование обеспечили качественная конструкция и технические характеристики двигателя ЯМЗ-238, позволяющие осуществлять модернизацию мотора. На данный момент силовые агрегаты устанавливаются на следующие виды техники:

Таблица 1

№ п/пОбозначение модификацииТехника для установкиПроизводитель
1Комбайны«Гомсельмаш»
2Комбайны, трактора, трубоукладчики«Промтракторы», «Гомсельмаш», «ЧСДМ»
3ДЕ2 (EURO-2)Грузовые автомобили, комбайны«МАЗ», «Гомсельмаш»
4ДЕГрузовые автомобили, шасси«МАЗ», «УРАЛ»
5НД6«Петербургский тракторный завод»
6НД7Трактора, трубоукладчики«»Петербургский тракторный завод», «Промтрактор»
7НД8Трактора«Петербургский тракторный завод»
8Самосвалы, трактора, экскаваторы, грузовые автомобили, путевые машины«БелАЗ», «МоАЗ», «МАЗ», «Промтрактор», «УРАЛ», «КРАНЭКС», «ВЭКС», «Калугапутьмаш»
9БВТранспортеры-тягачи«Рубцовский машиностроительный завод»
10БККомбайны«Гомсельмаш»
11БЛГусеничный тягач«Муромтепловоз»
12БНШахтный самосвал«МоАЗ»
13ДГрузовые автомобили, трелевочные машины, трубоукладчики«МАЗ», «Курганмашзавод», «Промтрактор»
14ДК-2Комбайны«Гомсельмаш»
15НД3Трактора, атогрейдеры«»Петербургский тракторный завод», «ЧСДМ»
16НД4Трактора, погрузчики, трубоукладчики«»Петербургский тракторный завод», «Промтактор»
17НД5Трактора«»Петербургский тракторный завод»
18АМ2Тягачи, комбайны«МоАЗ», «Гомсельмаш»
19ГМ2Катера, экскаваторы, трелевочные машины«Костромской судостроительный завод», «Лестехпром»
20КМ2Грузовые автомобили, бульдозеры«МоАЗ», «Промтрактор»
21АККомбайны«Гомсельмаш», «Ростсельмаш»
22ВМТягачи«Муромтепловоз»

Наибольшее распространение в самой разнообразной технике многих производителей получила модификация ЯМЗ-238 Б.

Устройство

Длительное использование и широкое применение мотору обеспечило простое устройство ЯМЗ-238, состоящее из следующих основных узлов и элементов:

  • блока цилиндров;
  • поддона блока цилиндров;
  • коленчатого вала;
  • маховика;
  • головки цилиндров с гильзами;
  • поршней и шатунов;
  • распределительного вала;
  • толкателей и клапанов;
  • газопровода;
  • масляного насоса, фильтра для очистки масла;
  • ТНВД с приводом;
  • форсунок;
  • регулятора частоты вращения;
  • топливных трубопроводов и фильтров грубой и тонкой очистки;
  • топливоподкачивающего насоса;
  • воздушного фильтра;
  • водяного насоса, трубопроводов системы охлаждения;
  • генератора;
  • стартера.

Литература [ править | править код ]

Алексеев, В. П., Иващенко, Н. А., Ивин, В. И.

Автомобильные комбинированные четырёхтактные двигатели // Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. / Орлин А. С., Круглов М. Г. — 3-е изд. — Москва : «Машиностроение», 1980. — с. 219—223.

Число цилиндров: 8 Диаметр цилиндра, мм: 130 Ход поршня, мм: 140 Рабочий объем цилиндров, л: 14.86 Номинальная мощность, кВт (л.с.): 243 (330) Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин: 2100 Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м): 1225 (125) Частота вращения коленчатого вала при максимальном круг я тем моменте, мин -1 , не более: 1200-1400

Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин -1 минимальная: 550-650 максимальная: 550-650

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск Топливоподающая аппаратура: Разделенная Топливный насос высокого давления: Восьмиплунжерный Топливоподкачивающий насос: Поршневого типа с насосом ручного прокачивания Регулятор частоты вращения: Центробежный всережимный с корректором по наддуву Форсунки: Закрытого типа с многодырчатым распылителем Турбокомпрессор: Турбина радиальная центростремительная; компрессор центробежный Система смазывания: Смешенная, под давлением и разбрызгиванием Масляные фильтры: Два: полнопоточный со сменным бумажным элементом и центробежный фильтр очистки масла Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством Пусковое устройство: Стартер 25.3708-01 постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,1 кВт (11 л.с.), напряжение 24 В. Приспособление для облегчения пуска: Электрофакельное устройство Генератор: Трехфазный, синхронный, переменного тока с электромагнитным возбуждением Г273В1 или 1322.3771. Для установки на автомобили КрАЗ — генератор 1702.3771 Сцепление: ЯМЗ-238Н — Двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин. ЯМЗ-183 — Однодисковое, диафрагменного типа.

Коробка передач: Механическая, трехходовая, восьмиступенчатая, двухдиапазонная. Устанавливается: 1. Для автомобилей МАЗ — коробка передач ЯМЗ-238А, или — коробка передач ЯМЗ-238М4; или — коробка передач ЯМЗ-238ВМ4 — производства ТМЗ, отличается от КП ЯМЗ-238М4 конструкцией механизма переключения демультипликатора Между цилиндром и картером демультипликатора есть опора штока Изменена координата включателя сигнальной лампы демультипликатора; 2. Для автомобилей КрАЗ — коробка передач ЯМЗ-238Б; или — коробка передач ЯМЗ-238К4 — отличается от КП ЯМЗ-238М4 наличием рычага переключения передач, устанавливаемого взамен заглушки верхней крышки; или — коробка передач ЯМЗ-238ВК4 — производства ТМЗ; 3. Для автомобилей УралАЗ — коробка передач ЯМЗ-238У — отличается от КП ЯМЗ-238М4 только отсутствием на крышке выходного вала фланца для крепления узла привода спидометра, или — коробка передач ЯМЗ-238ВУ — производства ТМЗ.

Масса незаправленного двигателя в комплектности поставки (со сцеплением и коробкой передач), кг: 1130 (1580)

Число цилиндров: 8 Диаметр цилиндра, мм: 130 Ход поршня, мм: 140 Рабочий объем цилиндров, л: 14,86 Номинальная мощность, кВт (л.с.): 220 (300) Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин: 2000 Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м): 1180 (120) Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин -1 , не более: 1200-1400

Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин: — минимальная: 550–650 — максимальная: 550–650

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск Топливоподающая аппаратура: Разделенная Топливный насос высокого давления: Восьмиплунжерный Топливоподкачивающий насос: Поршневого типа с насосом ручного прокачивания Регулятор частоты вращения: Центробежный всережимный с корректором по наддуву Форсунки: Закрытого типа с многодырчатым распылителем Турбокомпрессор: Турбина радиальная центростремительная; компрессор центробежный Система смазывания: Смешенная, под давлением и разбрызгиванием Масляные фильтры: Два: полнопоточный со сменным бумажным элементом и центробежный фильтр очистки масла Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством Пусковое устройство: Стартер 25.3708-01 постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,1 кВт (11 л.с.), напряжение 24 В. Приспособление для облегчения пуска: Электрофакельное устройство Генератор: Трехфазный, синхронный, переменного тока с электромагнитным возбуждением Г273В1 или 1322.3771. Для установки на автомобили КрАЗ — генератор 1702.3771 Сцепление: ЯМЗ-238Н — Двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин. ЯМЗ-183 — Однодисковое, диафрагменного типа.

Коробка передач: Механическая, трехходовая, восьмиступенчатая, двухдиапазонная. Устанавливается: 1. Для автомобилей МАЗ — коробка передач ЯМЗ-238А, или — коробка передач ЯМЗ-238М4; или — коробка передач ЯМЗ-238ВМ4 — производства ТМЗ, отличается от КП ЯМЗ-238М4 конструкцией механизма переключения демультипликатора Между цилиндром и картером демультипликатора есть опора штока Изменена координата включателя сигнальной лампы демультипликатора; 2. Для автомобилей КрАЗ — коробка передач ЯМЗ-238Б; или — коробка передач ЯМЗ-238К4 — отличается от КП ЯМЗ-238М4 наличием рычага переключения передач, устанавливаемого взамен заглушки верхней крышки; или — коробка передач ЯМЗ-238ВК4 — производства ТМЗ; 3. Для автомобилей УралАЗ — коробка передач ЯМЗ-238У — отличается от КП ЯМЗ-238М4 только отсутствием на крышке выходного вала фланца для крепления узла привода спидометра, или — коробка передач ЯМЗ-238ВУ — производства ТМЗ.

Технические параметры

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 Б заложенные в конструкции:

  • мощность – 300,0 л. с.;
  • тип – четырехтактный, дизельный;
  • количество цилиндров – 8 шт.;
  • расположение – V-образное,
  • угол – 90 градусов,
  • рабочий объем – 14,9 л;
  • ход поршня (диаметр цилиндра) – 14 (13 см);
  • количество клапанов – 2 шт. (по одному впускному и выпускному на цилиндр);
  • величина сжатия – 16,5;
  • число оборотов – 2000 об/мин;
  • вариант смесеобразования – непосредственный впрыск;
  • расход топлива – 165 г/(л. с.-ч);
  • размеры;
  • длина – 1,13 м,
  • ширина – 1,04 м,
  • высота – 1,07 м,
  • масса – 1,13 т;
  • ресурс до капремонта – 450000 ч.

Устройство [ править | править код ]

Система питания — механический ТНВД, по одной насосной секции на цилиндр, с непосредственным впрыском. Расположен в развале блока цилиндров. Впускные трубопроводы расположены в развале блока цилиндров. Клапанный механизм OHV, клапаны расположены (по 2 на цилиндр) в головке и приводятся через коромысла и штанги от нижнего распределительного вала, находящегося над коленчатым валом и приводимого в движение через две шестерни, расположенные на переднем конце двигателя и закрытые крышкой. Штанги имеют роликовые толкатели. У коленчатого вала шатунные шейки расположены под углом 90° (ЯМЗ-238), 120° (ЯМЗ-236), что обеспечивает равномерные вспышки каждые 90° у ЯМЗ-238, но неравномерные (через 90° и 150°) у ЯМЗ-236. Шатуны смещённые. Охлаждение двигателя жидкостное. Гильзы цилиндров отлиты из высокопрочного чугуна. Все впускные и выпускные клапаны снабжены двумя пружинами. Специальным замком тарелка пружины соединяется с клапаном, обеспечивая его вращение при работе двигателя

Распределительный вал стальной, штампованный, движение от кулачков, индивидуальных для каждого клапана, передаётся штангами с роликовыми толкателями. Коленчатый вал изготавливается горячей штамповкой из стали. 1-й и 4-й кривошипы расположены под углом 180° в плоскости, перпендикулярной к плоскости 2-го и 3-го кривошипов, смещённых относительно друг друга тоже на 180°.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) 6-и/8-и плунжерный, размещён между рядами цилиндров. Привод — центробежной муфтой с авторегулированием опережения впрыска топлива. Все плунжеры расположены в ряд.

Поршни отливаются из высококремнистого алюминиевого сплава, каждый имеет 3 компрессионных кольца и 1 маслосъёмное.

Тип: дизельный; Ход поршня: 140 мм; Клапанный механизм: OHV (нижневальный, верхнеклапанный); Расположение цилиндров: V-образное, под углом 90 градусов; Охлаждение: жидкостное; Материал блока цилиндров: чугун; Система питания: механический рядный ТНВД; Число тактов: 4.

Техническое обслуживание

Проведение технического обслуживания (ТО) является профилактической работой для любого силового агрегата и поэтому своевременное, полноценное выполнение ТО обеспечивает продолжительный срок эксплуатации и надежную работу мотора.

Для модели ЯМЗ-238 регламентом производителя установлены следующие виды работ:

  1. Ежедневные (ЕО) – выполняются после окончания рабочей смены.
  2. ТО-1 – после каждых 500 ч. работы мотора.
  3. ТО-2 – через 1000 ч.
  4. Сезонные (СО) – переход для эксплуатации в зимнем или летнем сезоне.
  5. Первоначальное (ПО) – после обкатки нового двигателя, через 50 ч. работы.

Выполнять все обслуживания необходимо одновременно с сервисом транспортного средства или технического агрегата, на котором установлен двигатель.

При выполнении ЕО основное внимание обращается на отсутствие внешних дефектов мотора, выполняется очистка от грязи и проверяется уровень рабочих жидкостей. При необходимости выполняется заливка до требуемого объема.

При ТО-1 проверяются топливные фильтры очистки, меняется масло в системе смазки совместно с фильтром, подтягиваются приводные ремни, выставляются тепловые зазоры (регулировка клапанов ЯМЗ-238), осуществляются крепежные работы.

На ТО-2 выполняется все операции ТО-1, кроме того, выполняется регулировка ТНВД и топливных форсунок, меняется масло в МКПП.

Во время СО происходит смена смазочных материалов на соответствующие предстоящему периоду эксплуатации, проверяется герметичность топливопроводов и системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238.

Выполнение ПО сводится к осмотру двигателя, проверке на отсутствие утечек рабочих жидкостей и протяжки головки блока в соответствии с утвержденной последовательностью.

Техническое обслуживание после обкатки ЯМЗ-238Л

Правильное и регулярное техническое обслуживание является необходимым условием безотказной работы топливной аппаратуры.

Обслуживание топливной аппаратуры производить с максимальной тщательностью и чистотой. После отсоединения топливопроводов штуцеры топливного и подкачивающего насоса, форсунок, фильтров и отверстия трубопроводов защитить от попадания грязи пробками, колпачками, заглушками или чистой изоляционной лентой.

Все детали перед сборкой тщательно очистить и промыть в чистом бензине или дизельном топливе. При отсоединении топливопровода высокого давления от форсунки придерживать штуцер форсунки гаечным ключом во избежание его отвертывания и течи топлива. После отсоединения проверить надежность затяжки штуцера, не снимая форсунки с двигателя.

С целью предотвращения — разноса — двигателя в зимний период эксплуатации категорически запрещается обливать топливный насос высокого давления перед пуском горячей водой. В течение всего периода эксплуатации запрещается мойка топливного насоса водой под напором. При остановке двигателя в зимний период эксплуатации скобу кулисы регулятора оставлять в положении выключенной подачи.

Обслуживание форсунок

При техническом обслуживании каждую форсунку отрегулировать на давление начала впрыскивания 20,6±0,8 МПа (210±8 кгс/см2).

Регулировать рекомендуется на специальном приборе типа КИ-3333 или аналогичном по конструкции. Давление начала впрыскивания регулировать винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке (рис. 62). При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается. После длительной работы на двигателе допускается снижение дам линия начала впрыскивания до 18,1 МПа (185 кгс/см2).

Рис. 62. Регулировка давления начала впрыскивания

Качество распыливания считается удовлетворительным, если при подводе топлива в форсунку со скоростью 70 — 80 качков в минуту оно впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи и по каждому отверстию распылителя. Начало и конец впрыскивания должны быть четкими. Впрыскивание топлива новой форсункой сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в употреблении форсунок при проверке их на ручном стенде не служит признаком некачественной работы форсунки. В случае закоксовки одного или нескольких отверстий разобрать форсунку, ее детали прочистить и промыть в бензине. При подтекании по конусу или заедании иглы распылитель заменить. Корпус распылителя и игла составляют прецизионную пару, в которой замена одной какой-либо детали не допускается.

Разборку форсунки производить в таком порядке:

отвернуть колпак форсунки;

вывернуть до упора регулировочный винт, ослабив предварительно контргайку;

отвернуть гайку пружины на полтора-два оборота

отвернуть гайку распылителя;

снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадания.

Рис. 63. Чистка распыливающих отверстий:

1 — распылитель, 2 — стальная проволока; 3 — зажимной патрон

Во избежание поломок фиксирующих штифтов нельзя снимать гайку распылителя, не отвернув предварительно регулировочный винт и гайку пружины.

Очистку распылителя снаружи производить с помощью деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом, внутренние полости промыть в бензине, распыливающие отверстия прочистить стальной проволок диаметром 0,3 мм (рис. 63). Для чистки распылителя нельзя применять острые и твердые предметы или наждачную бумагу.

Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в чистом бензине и смазать профильтрованным дизельным топливом. После этого игла, выдвинутая на одну треть своей длины из корпуса распылителя, при наклоне распылителя под углом 45° плавно, без задержки должна полностью опуститься под действием собственного веса.

При затягивании гайки развернуть распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и придерживая его в этом положении, навернуть гайку рукой, после чего окончательно затянуть. Момент затяжки гайки распылителя 60-80 Н•м (6-8 кгс•м), штуцера форсунки — 80-100Н•м(8-10кгс•м).

После сборки форсунки отрегулировать давление подъема иглы и проверить качество распыливания и четкости работы распылителя.

Обслуживание топливного насоса высокого давления

Проверку и регулировку топливных насосов поручать квалифицированным работникам в мастерской, имеющей специальные стенды.

Топливные насосы высокого давления рекомендуется регулировать на стендах N0-101 и N0-108, N0128, N0,-12 производства предприятия «Mirkoz» Венгрия, А 1027 австрийской и других, аналогичных по конструкции.

Стенд для регулировки топливных насосов высокого давления должен быть оборудован:

а) механизмом, обеспечивающим бесступенчатое изменение числа оборотов приводного вала в диапазоне от 0 до 1500 об/ мин;

б) устройством для установки и закрепления испытуемого насоса в сборе с регулятором частоты вращения, муфты опережения и топливоподкачивающего насоса;

в) топливным баком, фильтрами грубой и тонкой очистки топлива;

г) топливной системы, обеспечивающей давление топлива у головки насоса до 2,3 МПа (23 кгс/см2)

д) устройством для измерения и отбора порций топлива, подаваемого каждой секцией топливного насоса высокого давления;

е) устройством для подогрева топлива и поддержании ею температуры в диапазоне 32±2 гр.С;

ж) суммирующим счетчика количества ходов плунжера, сблокированным с устройством для измерения и отбора порций топлива;

з) тахометром;

и) лимбом для регулировки чередования подач между секциями насоса;

к) маховиком на валу привода насоса с моментом инерции не менее 0,17 кг•м2(1,7 кгс•м•сек кв.);

л) масло станции создаваемым давлением масла до 0,5 МПа (5 кгс/см2) и подводом сжатого воздуха давлением до 100 кПа (1 кгс/см2) для проверки корректора по наддуву двигателей ЯМЗ-238Б и ЯМЗ-238Д;

м) необходимым количеством манометров, вакуумметров и трубопроводов.

Допускается раздельная регулировка и проверка параметров топливного насоса высокого давления с использованием специально изготовленных стендов, оборудованных необходимыми для этой цели указанными выше устройствами.

Технические требования к оборудованию стенда приведены а приложении 3.

Проверку регулировку топливного насоса высокого давления двигателя ЯМЗ-238Л производить на дизельном топливе.

Перед установкой насоса на стенд проверить осевой люфт кулачкового вала. Если люфт превышает 0,2 мм — отрегулировать его регулировочными прокладками в пределах 0,01-0,07 мм. (поз. 3 на рис. 22).

При проверке топливного насоса высокого давления, если он подвергался переборке, или заменялись плунжерные пары, толкатели, кулачковый вал, перед регулировкой величины и равномерности цикловых подач секциями насоса выполнить регулировку начала нагнетания топлива секциями насоса, предварительно проверив давление начала открытия нагнетательных клапанов. Проверку давления начала открытия нагнетательных клапанов 850-1150 кПа (8,5-11,5 кгс/см2) производить по моменту начала движения топлива из штуцеров секций насоса при плавном повышении давления на входе в топливный насос 8 положении рейки, соответствующем выключенной подаче и заглушённом отверстии перепускного клапана. Регулировка давления начала открытия нагнетательного клапана производится заменой упора пружины нагнетательного клапана на упор другой группы. Установка упора со оляпкой увеличенной высоты приводит к увеличению давления начала открытия нагнетательного клапана, а со шляпкой уменьшенной высоты — к уменьшению величины давления начала открытия нагнетательного клапана.

Насос регулировать с рабочим комплектом проверенных форсунок, закрепленных за секциями. При проверке топливного насоса высокого давления сначала проверить начало нагнетания топлива секциями насоса, затем — величину и равномерность подачи топлива.

Начало нагнетания топлива проверять и регулировать без муфты опережения и при положении рейки, соответствующем номинальной подаче, при этом рейка 2 (рис. 37) должна выступать на 13±1 от торца насоса, для чего предварительно снять втулку 3 ограничителя. Начало нагнетания топлива первой секцией насоса определять величиной подъема толкателя от крайнего нижнего положения до момента перекрытия торцом плунжера впускного окна втулки.

Последовательность проверки и регулировки.

1. Установить на штуцер первой секции насоса специальную трубку (половина серийной трубки высокого давления) и заглушить заглушками штуцеры остальных секций и сливное отверстие во ввертыше насоса.

2. Снять боковую крышку насоса и установить пластину 3 (рис. 64) своим пазом на цилиндрический выступ нижней тарелки 2 пружины толкателя под опорный виток пружины 5.

3. Установить стойку с индикатором 4, имеющим цену деления 0,01 мм, до упора ножки индикатора в пластину 3.

4. Медленно проворачивать кулачковый вал по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода, пока толкатель не опустится в крайнее нижнее положение. Установить показания индикатора на нуль.

Рис. 64. Прибор для проверки величины подъема толкателя:

1 — корпус топливного насоса высокого давления; 2 — нижняя тарелка пружины толкателя; 3 — пластина; 4 — индикатор; 5 — пружина толкателя.

5. Подвести в головку насоса через подводящее отверстие топливо под давлением, превышающим на 0,05-0,10 МПа (0,5-1,0 кгс/см2) давление открытия нагнетательного клапана, при этом из специальной трубки будет вытекать струя топлива.

6. Продолжать поворачивать кулачковый вал насоса до момента прекращения истечения непрерывной струи (для насосов с большой наработкой до перехода струи топлива в капли) из специальной трубки.

На правильно отрегулированном насосе двигателей ЯМЗ-238Б и ЯМЗ-238Д толкатель и пластина должны подняться на 5,10±0,08 мм, а на насосах двигателей ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238Л и ЯМЗ-238ФМ — на 4,2±0,08 мм. При положении рейки, соответствующем пусковой подаче, конструкция плунжерной лары насосов двигателей ЯМЗ-238Б и ЯМЗ-238Д обеспечивает запаздывание геометрического начала нагнетания на 0,90:Тс0,06 мм относительно геометрического начала нагнетания топлива при номинальной подаче.

При отклонении величины подъема толкателя от указанного выше значения регулировку производить болтом толкателя (рис. 65). При вывертываний болта величина подъема толкателя уменьшается, при ввертывании — увеличивается.

Проверку и регулировку начала подачи топлива остальными секциями производить по моменту прекращения непрерывной струи топлива из специальной трубки, установленной на штуцер проверяемой секции. Штуцеры остальных секций должны быть заглушены.

Рис. 65. Вывертывание болта толкателя

Если угол, при котором первая секция начинает подачу топлива, условно принять за 0*, то остальные секции должны начать подачу топлива в следующем порядке (в градусах поворота кулачкового вала):

Секция
№ 1
0? Секция
№ 4
180?
Секция №3 45? Секция №5 225?
Секция №6 90? Секция №7 270?
Секция №2 135? Секция №8 315?

Неточность интервала между началом нагнетания топлива любой секцией насоса относительно первой должна составлять 00±20?.

Начало нагнетания топлива регулировать болтом толкателя (рис. 65). При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании — позже.

После регулировки законтрить регулировочный болт гайками.

Если регулировочный стенд не оснащен подкачивающим насосом, допускается определение момента начала подачи топлива первой секции и регулировка чередования подачи по секциям насоса не по моменту истечения топлива из специальной трубки, как это описано выше, а по моменту начала движения топлива в моментоскопе.

Величину и равномерность подачи топлива секциями насоса высокого давления регулировать совместно с рабочим комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной 415±3 мм с объемом внутренней полости каждого топливопровода 1,3±0,1 см3.

После включения стенда с насосом убедиться в отсутствии подсоса воздуха в соединениях магистрали низкого давления и подтеканий в соединениях.

Последовательность проверки и регулировки величины и равномерности подачи:

1. Проверить давление топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. Давление должно быть 380-460 кПа (3,8-4,6 кгс/см2) для двигателя ЯМЗ-238Л и 50-100 кПа (0,5-1,0 кгс/см2) для остальных двигателей, при 1050 об/мин кулачкового вала (ЯМЗ-238Б при 1000 об/мин). Если давление больше или меньше требуемого, вывернуть кнопку перепускного клапана и подбором числа регулировочных шайб отрегулировать давление открытия. На топливном насосе двигателя ЯМЗ-238Л вывернуть перепускной клапан И поворотом его седла отрегулировать давление открытия.

Рис. 66. Вывертывание корпуса буферной пружины

После регулировки седло клапана зачеканить.

2. Проверить герметичность нагнетательных клапанов методом опрессовки их дизельным топливом под давлением 100-120 кПа (1,0-1,2 кгс/см2) при положении рейки, соответствующем выключенной подаче. Время проверки на герметичность-2 минуты. Если появится течь, заменить комплект нагнетательного клапана.

3. Проверить и, если необходимо, отрегулировать в пределах 315-350 об/мин обороты полного автоматического выключения подачи топлива регулятором при упоре рычага управления в болт минимальной частоты вращения и при вывернутом корпусе буферной пружины (рис. 66). Корпус буферной пружины предназначен для подрегулировки минимальной частоты вращения (устойчивой работы) на двигателе. При вывертывании болта минимальной частоты вращения (рис. 67) обороты уменьшаются. Так же изменяются минимальные обороты при подрегулировке на двигателе корпусом буферной пружины.

Рис. 67. Регулировки минимальной частоты вращения

Рис. 68. Регулировка максимальной частоты вращения

Рис. 69. Регулятор частоты вращения:

1 — крышка смотрового люка; 2 — скобе регулятора; 3 — регулировочный винт.

4. Проверить частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую началу выброса рейки (началу движения рейки в стороны выключения подачи) при упоре рычага управления в болт ограничения максимальных оборотов. Регулятор должен начато выбрасывать рейку при 1065-1085 об/ мин кулачкового вала (ЯМЗ-238Б — при 1025-1045 об/мин). Если необходимо, подрегулировать болтом ограничения максимальной частоты вращения (рис. 68).

5. Проверить частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую концу выброса рейки (полному выключению подачи). Конец выброса рейки при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения должен быть на 50-100 об/мин больше частоты вращения, соответствующей началу выброса рейки. В случае отклонения отданного значения снять крышку 1 (рис. 69) смотрового люка регулятора. Снимая крышку, внимательно следить, чтобы положение регулировочного винта 3 оставалось неизменным. Обороты конца выброса рейки регулировать следующим образом:

а) изменив положение винта 1 (рис. 70) двуплечего рычага установить болтом ограничения максимальной частоты вращения начала выброса рейки при 1065-1085 об/мин кулачкового вала насоса (ЯМЗ-238Б — 1025-1045 об/мин);

Рис. 70. Регулятор частоты вращения при снятой крышке смотрового люка:

1 — винт двуплечего рычага; 2 — винт регулировки номинальной подачи; 3 — винт кулисы; 4 — болт ограничения минимальной частоты вращения; 5 — болт ограничения максимальной частоты вращения; 6 — рычаг управления регулятором.

б) проверить частоту вращения конца выброса рейки и, если необходимо, подрегулировать ее. При ввертывании винта двуплечего рычага и установке начала выброса рейки при 1065-1085 об/мин кулачкового вала (ЯМЗ-238Б — 1025-1045 об/мин) частота вращения конца выброса рейки уменьшается, при вывертывании — увеличивается.

6. Проверить производительность секций насоса при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения и 1030±10 об/мин кулачкового вала. Подача топлива каждой секцией насоса при проверке с рабочими форсунками, отрегулированными на давление начала впрыскивания 20.6±0.8 МПа (210+8 кгс/см2), должна быть в пределах;

Рис. 71. Вывертывание стяжного винта зубчатого сектора

128-132 мм3/цикл для двигателей ЯМЗ-238Н и ЯМЗ-238Л;

134-136 мм3/цикл для двигателя ЯМЗ-238ФМ;

133-137 мм3/цикл для двигателя ЯМЗ-238Д.

Производительность секций насоса двигателя ЯМЗ 238Б определяется при 980±10 об/мин и должна быть 123-127 мм3/цикл.

Подачу топлива каждой секцией насоса регулировать смешением поворотной втулки относительно зубчатого венца, для чего отвернуть стяжной винт соответствующего зубчатого сектора (рис. 71), При повороте втулки влево подача уменьшается, вправо — увеличивается (рис. 72). После регулировки проверить надежность затяжки стяжных винтов.

7. Для двигателей с регуляторами, оснащенными уз лом обратного корректора, проверить величину подачи топлива при 500 об/мин кулачкового вала насоса и при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения. Подача должна быть 99-106 м м куб за цикл.

Если подача топлива меньше указанной, снять крышку 21 (рис. 23) и специальным торцовым ключом вывернуть пробку

29 обратного корректора, вынуть пружину 28 корректора, упор 30 и регулировочные шайбы, находящиеся между упором 30 и втулкой 31, увеличить их количество, используя специальные регулировочные шайбы толщиной 0,05 мм, 0,2 и 0,4 мм. Шайба толщиной 0,05 мм изменяет подачу топлива примерно на 1,5-2,0 мм3/цикл, толщиной 0.2 мм на 4-6 мм3/цикл и 0,4 — на 8-12 мм3/цикл. Если подача топлива больше указанной, толщину пакета шайб следует уменьшить.

Собрать обратный корректор, для чего вставить упор с надетыми на него регулировочными шайбами со стороны втулки корректора и пружину с пробкой. Пробку завернуть специальным торцовым ключом и проверить подачу топлива при 500 об/мин кулачкового вала.

Рис. 72. Регулировка подачи топлива

Проверить наличие запаса хода рейки. Под запасом хода рейки понимается величина свободного хода рейки при 450 об/мин и при упоре рычага управления а болт ограничения минимальной частоты вращения. Запас хода рейки должен быть не менее 1,0 мм и регулироваться регулировочным винтом 3 (рис. 69). При ввертывании винта запас хода рейки уменьшается, при вывертывании — увеличивается. Если изменению положения кулисы при вывертывании регулировочного винта препятствует винт 3 (рис. 70) кулисы, его вывернуть таким образом, чтобы упор кулисы сохранялся через регулировочный винт 3 (рис. 69). Обратить внимание: выступание винта кулисы за внешний торец крышка регулятора недопустимо.

После окончания регулировки регулировочный винт законтрить гайкой, а винт кулисы зачеканить.

Еще раз проверить наличие полного выключения подачи. Если подача не выключается, уменьшить величину пусковой подачи до 220 мм3/цикл смещением поворотных втулок всех секций, затем восстановить номинальную подачу топлива, указанную в п. 6, винтом регулировки номинальной подачи (рис. 73). Поворотными втулками секций подрегулировать равномерность номинальной подачи по секциям.

Проверить частоту вращения, при которой начинает срабатывать обратный корректор, то есть такую частоту вращения, от которой при понижении оборотов начинается систематическое снижение подачи топлива.

Рис. 73. Регулировка производительности секций насоса винтом регулировки номинальной подачи

Она должна быть равной 700±20 об/мин. Если начало срабатывания обратного корректора происходит при меньшей частоте вращения, следует специальным торцовым ключом вывернуть пробку корректора и добавить необходимое количество регулировочных шайб между пружиной и пробкой, используя те же регулировочные шайбы, что и при регулировке подачи при 500 об/мин. Шайба толщиной 0,05 мм изменяет частоту вращения начала срабатывания примерно на 25 об/мин, 0,2 мм — на 100 об/мин; 0,4 мм — на 200 об/мин. Завернуть пробку корректора и вновь проверить частоту вращения начала срабатывания обратного корректора. Если начало срабатывания происходит при большей частоте вращения, чем указано выше, нужно соответственно уменьшить толщину пакета регулировочных шайб.

Проверка регулировки корректора по наддуву двигателей ЯМЗ-238Б и ЯМЗ-238Д производится при частоте вращения кулачкового вала 650 об/мин и давлении масла на входе в корректор в пределах 250-300 кПа (2,5-3,0 кгс/см2).

Средняя цикловая подача топлива при давлении воздуха 0-20 кПа (0-0,2 кгс/см2) должна быть 115 — 121 мм3/цикл. Требуемую величину давления воздуха устанавливать каждый раз после предварительного подъема до 60-80 кПа (0,6-0,8 кгс/см2). Подача топлива при давлении воздуха 0-20 кПа (0~0,2 кгс/см2) регулируется болтом на рычаге 19 (рис. 24). При его ввертывании подача увеличивается, при вывертывании — уменьшается.

Подача топлива при давлении воздуха 36±1 кПа (0,35±0,01 кгс/см2) регулируется натягом пружины 10 корректора. При ввертывании корпуса 9 пружины корректора подача топлива уменьшается, при вывертываний — увеличивается. После регулировки законтрить корпус 9 гайкой и навернуть колпачок корректора.

8. Проверить величину пусковой подачи топлива, которая должна быть не менее 220 мм3 за цикл при 80±10 об/мин кулачкового вала насоса. Подрегулировку производить регулировочным винтом 3 (рис. 70) кулисы только в сторону увеличения подачи топлива (винт вывертывать). Проверить и в случае необходимости отрегулировать производительность секций насоса винтом регулировки номинальной подачи (рис 73).

9. Проверить выключение подачи топлива скобой регулятора. При повороте скобы в нижнее положение на 45° подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться. Если подача не выключается, то проверить легкость хода и устранить возможное заедание рейки.

10. Запломбировать топливный насос высокого давления и регулятор.

11. Установить муфту опережения впрыскивания и затянуть гайку ее крепления моментом 130-150 Н•м (13-15 кг•см). Гайку крепления муфты опережения впрыскивания подтягивать во всех случаях, когда насос высокого давления снят с двигателя.

Установка топливного насоса высокого давления на двигатель

1. Установить ведомую полумуфту на муфту 3 (рис. 51) опережения и закрепить болтами.

2. Повернуть муфту опережения впрыскивания так, чтобы бобышки ведомой полумуфты установились в горизонтальное положение, а метка на торце муфты 3 находилась в зоне указателя 2.

3. Установить фланец 7 полумуфты в сборе с ведущей полумуфтой 5 и двумя пакетами пластин 4 и 6 на вал привода, при этом выступ «а» на фланце полумуфты должен находиться с левой стороны, если смотреть на привод со стороны вентилятора.

4. Установить на двигатель топливный насос высокого давления с муфтой опережения в сборе и закрепить его болтами. Перед затяжкой стяжного болта привода и после установки угла опережения впрыскивания отрегулировать плоскостность пакетов пластин путем перемещения фланца 7 полумуфты по валу привода.

5. Соединить секции насоса с форсунками топливопроводами высокого давления в порядке, показанном на (рис. 74).

6. Отрегулировать угол опережения впрыскивания.

7. Проверить наличие масла в корпусах топливного насоса высокого давления и регулятора, при необходимости долить масло до уровня отверстия под трубку отвода масла.

8. Подсоединить трубки подвода и отвода масла и топливопроводы.

Рис. 74. Порядок соединения топливопроводов высокого давления

После пуска двигателя подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода коленчатого вала следующим образом.

1. Ослабив контргайку, вывернуть корпус буферной пружины на 2-3 мм (рис. 66).

2. Болтом ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления должен упираться в этот болт) подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода (рис. 67) до появления небольших колебаний частоты вращения коленчатого вала двигателя. При ввертывании болта обороты двигателя увеличиваются, при вывертывании — уменьшаются.

3. Ввертывать корпус буферной пружины до исчезновения неустойчивости частоты вращения. Категорически запрещается ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца с торцом контргайки. После регулировки законтрить болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины гайками.

Минимальную частоту вращения холостого хода можно подрегулировать также на новом двигателе в начальный период его эксплуатации.

Нарушать заводскую регулировку максимальных оборотов в процессе эксплуатации категорически запрещается.

Замена элемента фильтра тонкой очистки топлива

1. Слить отстой из фильтра.

2. Вывернуть болт 5 (рис. 75) крепления колпака.

3. Снять колпак 10 и удалить старый фильтрующий элемент 8.

4. Промыть бензином или чистым дизельным топливом внутренние поверхности колпака.

5. Поставить в колпак 10 пружину 9, фильтрующий элемент 8 (меньшим отверстием вниз), на верхний фланец элемента установить резиновую прокладку 1.

6. Поставить шайбу 6 болта крепления и прокладку 7 колпака, установить колпак с элементом на место и тщательно затянуть болт 5.

7. Пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра; подтекание топлива устранить подтяжкой болта 5.

Рис. 75. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 — прокладка; 2 — крышка; 3 — прокладка жиклера; 4 — жиклер; 5 — болт; 6 — шайба болта крепления; 7 — прокладка колпака; в филирующий элемент; 9 — пружина; 10 — колпак; 11 — прокладка сливной пробки; 12 — сливная пробка.

Замена элемента фильтра грубой очистки топлива

1. Слить отстой из фильтра.

2. Отвернуть четыре болта 1 (рис. 76) крепления колпака 8 фильтра к крышке 5, снять колпак фильтра и удалить старый фильтрующий элемент 7.

3. Тщательно промыть внутренние поверхности колпака чистым бензином или дизельным топливом.

4. Поставить новый элемент 7 и прокладку 6 в канавку крышки; установить колпак, и, убедившись в правильном (без смещения) положении прокладки, тщательно затянуть болты 1 крепления колпака к крышке. При затрудненном доступе к фильтру для исключения случаев смещения прокладки допускается перед установкой прокладку со стороны крышки смазать в нескольких точках консистентной смазкой.

5. Отвернуть пробку 3, залить в фильтр чистое топливо и тщательно завернуть пробку.

6. Пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра; подтянув болты, устранить подсос воздуха.

Рис. 76. Фильтр грубой очистки топлива:

1 — болт крепления. 2 — шайба; 3 — пробка; 4 прокладка пробки; 5 — крышка, 6 — прокладка. 7 — фильтрующий элемент; 8 – колпак; 9 — сливная пробка.

Слив отстоя из топливных фильтров

Для слива отстоя из топливных фильтров грубой и тонкой очистки отвернуть на 3-4 оборота сливные пробки 12 (рис. 75) и 9 (рис. 76) и слить по 0,1 л топлива в подставленную посуду. После слива отстоя пробки завернуть и пустить двигатель на 3-4 минуты для удаления воздушных пробок.

Сливать отстой особенно важно в зимнее время для удаления конденсирующей воды.

Характерные неисправности мотора

Несмотря на длительный период выпуска, отлаженную технологию производства и удачную конструкцию, двигатель ЯМЗ-238, как и любой сложный механический агрегат, может выходить из строя. Для мотора характерны следующие виды основных неисправностей:

  • нарушения в работе ТНВД и форсунок при применении некачественного топлива;
  • падение мощности и оборотов при износе газораспределительного механизма, загрязнения или несвоевременной замены масляного фильтра;
  • необходимость дополнительной регулировки клапанов ЯМЗ-238 при длительной эксплуатации под высокими нагрузками;
  • трещины и сколы подшипников коленчатого вала;
  • нарушение герметичности трубопроводов под воздействием вибрации;
  • износ и дефекты поршневых колец.
  • За счет простого устройства, длительного периода выпуска, унификации с другими моторами ремонт ЯМЗ-238 нельзя считать достаточно сложным, а большое количество запчастей и их цена позволяет выполнить ремонтные работы за доступную стоимость.

    Отзывы о силовом агрегате

    Благодаря разнообразному применению и длительному периоду использования можно выделить следующие основные моменты в отзывах об эксплуатации двигателя:

    • Неплохая надежность.
    • Невысокий расход топлива двигателя ЯМЗ-238.
    • Возможность применения на различных видах техники.
    • Низкая вибрация работающего двигателя.
    • Качественные технические характеристики двигателя ЯМЗ-238.
    • Высокая ремонтопригодность.
    • Применение недорогих отечественных расходных материалов: моторного масла, технологических жидкостей, пластичных смазок.
    • Доступная цена ЯМЗ-238 (от 350 тысяч рублей).
    • Обеспеченность запасными частями.

    Имеющиеся достоинства и качественные технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 обеспечивают текущую востребованность силового агрегата у производителей различных видов транспортной техники и оборудования.

    ВВЕДЕНИЕ

    Двигатель внутреннего сгорания — 0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C»тепловой двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно в рабочей камере (внутри

    ) двигателя. Как любая другая тепловая машина, ДВС преобразует 0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D1%81%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F»теплоту сгорания топлива в 0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0″механическую работу.

    Особенности моторов ЯМЗ

    Линейка установок данной модификации является одной из наиболее востребованной. В базовой вариации предусмотрено 8 цилиндров, мощность достигает 240 «лошадей», а рабочий объем – более четырнадцати литров. Существует более десяти модификаций моторов.

    Прежде чем делать ремонт двигателя ЯМЗ 238. важно ознакомится с особенностями устройства:

    • Оснащение системой непосредственного и максимально быстрого впрыска;
    • Расположение впускных трубопроводов внутри развала в специальном блоке;
    • Наличие у каждого цилиндра двух клапанов;
    • V-образное размещение элементов;
    • Четырехтактное исполнение;
    • Обеспечение привода поршневой через нижний распредвал.

    Работа поршневой группы обеспечивается валом кулачкового типа. Данные детали, как и сам коленвал, изготовлены методом штамповки стали. Для производства поршня применяется сплав алюминия с высокой концентрацией кремния. Нижний распредвал связан с шестеренками, расположенным в передней половине силовой установки.

    Ремонт двигателя ЯМЗ 238

    Несмотря на высокую надежность моторов, периодически появляется необходимость в ремонтных работах. Неисправности могут быть связаны с износом деталей, нарушением правил эксплуатации или физическим повреждением комплектующих.

    Механическому износу в существенной степени подвергаются цилиндры и поршни, которые обеспечивают поступление горючего в контур системы и превращение энергии горения в усилие установки.

    Восстановление компонентов поршневой группы заключается в:

    1. Замене колец;
    2. Установке новых головок;
    3. Обеспечении подвижности привода;
    4. Замене поршней или гильз в цилиндрах.

    При появлении признаков, указывающих на неисправность цилиндров и поршней, необходимо первым делом провести диагностику. После выявления поломок, износившихся деталей и других проблем принимается решение о замене комплектующих или выполнении капитального ремонта двигателя ЯМЗ 238.

    Восстановление работоспособности мотора требует не только специальных навыков, но и наличия соответствующего оборудования и инструментов. Именно поэтому лучше доверить такую работу профессионалам. Кроме того, при замене деталей важно использовать только качественные комплектующие, лучше всего оригинальные.

    Где купить запчасти для ремонта двигателя ЯМЗ 238?

    На нашем сайте вы найдете все самое необходимое для современных моторов. Если вам нужны прокладки ГБЦ, поршни, ремкомплекты и другие элементы, звоните по телефону. Также вы можете сделать заказ на сайте. положив в корзину запчасти.

    Напоминаем, что доставка комплектующих осуществляется во все регионы России.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: