В Лиде на автобусном заводе «Неман» начали выпускать машины для погранвойск


How It's Made? Репортаж с завода
В белорусском государстве очень любят к передовым предприятиям присоединять «немного отстающие» с целью повысить их эффективность. Так было и в 2014 году, когда к МЗКТ
присоединили
Лидский опытный
. С того момента прошло 5 лет. Удалась ли затея? Спойлер: определенно, да. Мы побывали в Лиде и увидели производство своими глазами.

О самих автобусах семейства Неман-4202

и об истории этого проекта мы очень подробно
рассказывали
. Третье поколение
Неман-4202
стало, без преувеличения, самым успешным продуктом лидских автобусостроителей. А непосредственно производственная площадка, где их делают, «под крылом»
МЗКТ
преобразилась настолько, что уместно говорить о втором рождении завода.

01.

Ну и пора окончательно привыкать к тому факту, что автобусы малого класса и спецшасси класса «сверхбольшого» могут быть продукцией одного class=»aligncenter» width=»1050″ height=»346″[/img]

С момента премьеры в 2020 году Неман-4202

уже успел обновиться.

02.

Дизайн кормы стал немного другим. Определенно новый вариант смотрится гармоничнее. Коричневый это старый, белый — новый.

03.

На задней стеклопластиковой маске в неокрашенном виде эти изменения видны еще лучше.

Сами же автобусы, по крайней мере на белорусских дорогах, из разряда транспортной экзотики перешли в раздел привычной повседневности. Их уже довольно много. На межгороде точно.

04.

Туристические
Неман-4202
успели также побыть официальным транспортом II Европейских игр, проходивших в июне 2020 года в Минске.

05.

Появилось новое исполнение в линейке — школьный
Неман-420238
для перевозки 29 детей с одним сопровождающим.

06.

Отдельные экземпляры
Неман-4202
попали на службу в белорусские внутренние войска. Так у этих автобусов появилась первая воинская специализация.

07.

Где
МЗКТ
, там и версия в камуфляже. Не иначе как в скором времени следует ждать модификацию с самонаводящимся пулеметным модулем, небольшим зенитным комплексом или антенной станцией борьбы с беспилотниками :)

Про пулемет и ЗРК это, конечно, шутка. Камуфляжную версию создали по спецзаказу одного из российских клиентов в качестве релакс-буса с кофеваркой, холодильником, минибаром и прочими атрибутами отдыха.

Как видим, семейство развивается успешно. А как развивается сама производственная площадка? Лучше всего это видно в ретроспективном сравнении.

Первый раз я был на
ОЗ «Неман»
в 2008 году, когда готовил статью о нем для журнала «КомТранс».

08.

Так тогда выглядело здание заводоуправления.

Позволю себе небольшое самоцитирование из той статьи в «КомТрансе» за 2008 год:

«Попадая на центральную проходную, проехав через, как показалось, до сих пор живущую в СССР Лиду, испытываешь ощущение, что перенесся назад во времени. Лет эдак на двадцать… Те же «старорежимные» двери, те же «турникеты» как в метро, те же пластиковые пропуска, которые нужно в эти турникеты вставлять… Даже строгий дедушка-охранник на вахте, похоже, тот же, что и двадцать лет назад.»

Сейчас все уже не так, ребята.

09.

Здание откапиталили. Придали ему свежий внешний вид.

10.

На входе уже совсем другая вывеска, а рядом с цветочками — кнопка вызова охраны. Охранники уже не дедушки, а бравые добры молодцы в новенькой униформе, у которых не забалуешь. С режимом и контролем все теперь так же строго, как и на головном заводе в Минске.

11.

Обстановка в цехах также преобразилась. Опять не лишней будет сравнительная
Ремарка
.

Ремарка М-Парка

Тогда, больше 10 лет назад, весь цех был занят большими автобусами
Неман-5201
— белорусскими клонами ЛиАЗ-5256.

12.

Автобусы малого класса
Неман-4202
на шасси IVECO Daily были еще «пробой пера» и, конечно, никто не предполагал, что именно они станут важнейшей продукцией, вытеснившей из модельного ряда все остальное.

13.

А ведь
ОЗ «Неман»
делал и основательно локализованные китайские Changchun CCJ6660D под обозначением
Неман-3232
. Но главным продуктом тогда был экс-ЛиАЗ-5256 —
Неман-5201
в различных версиях (на заднем плане).

14.

Кооперация с
МЗКТ
, кстати, образовалась уже тогда. Задние мосты для большого автобуса
Неман-5201
изготавливал Минский завод колесных тягачей.

Большой автобус Неман-5201

был последним потомком и кровным родственником ЛиАЗ-5256 в СНГ. Его хорошо покупали белорусские госпредприятия, автобусу даже сделали очередной рестайлинг.

15.

Но в 2020 году был собран последний экземпляр последней инкарнации ЛиАЗ-5256. В угоду увеличения объемов выпуска
Неман-4202
было принято решение снять экс-ЛиАЗ с производства.

Таким образом, полностью переключился на автобусы малого класса на шасси IVECO Daily

.

Сейчас в линейке пять модификаций Неман-4202

: городская, пригородная, междугородная, туристическая и школьная. Все они строятся на шасси
IVECO Daily 70C17
, оснащенном 170-сильным двигателем
IVECO F1C
экологического уровня Euro-5 в паре с 6-ступенчатой «механикой»
ZF 6S 400
. Задняя подвеска — пневматическая.

16.

Приходят шасси на завод вот в таком виде с забавными тентованными эрзац-кабинами на деревянном каркасе. Водительская дверь — откидная, на такой же молнии, как у одежды.

17.

Но сам факт того, что подобные «кабины» компанией-поставщиком шасси вообще предусмотрены, заслуживает уважения. Приборная панель и кресла защищены от непогоды при транспортировке и хранении на улице.

18.

Когда шасси загоняют в цех, брезентовые кабины, естественно, демонтируют, а само шасси в процессе подготовки к монтажу кузова подвергают еще ряду доработок.

Пока шасси ждут, посмотрим как делают кузов.

19.

Все начинается с прямоугольных труб. Именно из них делают каркас кузова.

20.

Так выглядит боковая часть каркаса.

21.

Так — крыша. Сваривают их вручную на специальных стапелях.

22.

Когда части каркаса собирают воедино и начинают обшивать металлическими листами, черты будущего автобуса начинают постепенно прорисовываться.

Тем временем параллельно идет другой технологический процесс.

23.

Это совершенно новый производственный корпус «Немана», построенный с нуля и начавший работать в прошлом году. Здесь изготавливают стеклопластиковые детали. Теперь у себя. Прежде ряд компонентов приходилось заказывать у сторонних поставщиков.

24.

Стеклопластиковые элементы начинаются с вот таких рулонов стеклоткани.

25.

Затем стекловолокно пропитывают специальными смолами, выкладывают на мастер-формы и ждут пока смола высохнет.

26.

Затем идет еще ряд технологических процессов и на выходе получаем готовую стеклопластиковую деталь. Это бамперы для
Неман-4202
.

После установки кузова на шасси начинаются работы по стыковке передней и задней масок. В главном сборочном цеху также осуществляются работы по вклейке окон, окраске кузовов и монтажу салонов. Конвейера здесь нет, так что в процессе сборки автобусы перекатывают от поста к посту вручную.

27.

Любопытно, что стеклопластиковые детали окрашивают не одновременно с металлической обшивкой. Технологии окраски разных материалов отличаются.

28.

Капот у
Неман-4202
также стеклопластиковый, свой, оригинальный. Однако, скорее всего, в следующем поколении будут от него отказываться в пользу родного Ивековского. Этот — тяжелый и по цене дороже металлической детали массового производства.

29.

Окончательно собранные автобусы здесь же проверяют, после чего своим ходом отправляют на склад готовой продукции в Минск, на
МЗКТ
. Заодно получается и 200-километровый испытательный пробег.

Есть еще один интересный момент, связанный с тем, что к «Неманам» приложил руку МЗКТ

. С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в труЪ-old school-деревянный ящик, такой же, как у многоосных шасси.

30.

Эдакий привет покупателям автобусов от производителя ракетовозов. Ящичек, безусловно, в хозяйстве пригодится.

31.

На старте проекта маркетологи
МЗКТ
робко предполагали продавать хотя бы 100 автобусов в год. Поскромничали, недооценили себя и спрос. Сейчас делает, в среднем, 15 автобусов в месяц. Это предел мощности и этого мало для покрытия запросов заказчиков.

Такой объем легко проглотил бы один только внутренний белорусский рынок, но о российском рынке не забывают. Правда, пока имеет место самое настоящее квотирование. Но квот не хватает, все российские дилеры плачут «Дайте еще автобусов». Автобусы Неман-4202

стали самым настоящим дефицитом. Это, конечно, не есть хорошо. Потому думают о расширении производства, в том числе, вероятно, и об освоении параллельной сборки в Минске.

Будет меняться и конструкция. Вероятно, уже в следующем году появится автобус с новой внешностью. У IVECO

в нынешнем году произошел рестайлинг семейства
Daily
, что есть повод и для обновления «Неманов». Скорее всего, на новой версии применят штатный серийный капот
Daily
. В этом случае ремонтопригодность при фронтальных повреждениях улучшится, так как серийная массовая запчасть дешевле.

Еще один занятный факт. Автобусы «Неман»

сейчас самое массовое (по количеству изготавливаемых экземпляров) изделие
МЗКТ
. Если выпуск удастся нарастить, то поговаривают и об идее продаж этой модели на экспорт в Европу. Почему бы и нет? Качество
МЗКТ
— на уровне, а дизайн так и вовсе самый внешне удачный по сравнению с изделиями европейских кузовщиков на этом же шасси. Интересно, доведут ли эту идею до реального воплощения? Мы следим за развитием событий.

История

Завод был основан 11 мая 1984 года и полностью введён в эксплуатацию в декабре 1990 года. Он создавался как предприятие Министерства радиопромышленности СССР по выпуску подвижных систем управления. Завод должен был обеспечивать сборку и гарантийное обслуживание разнообразной военной ракетной техники на колёсном ходу. В 1992 году в рамках программы конверсии предприятие перешло на выпуск продукции гражданского профиля начав сборку автобусов типа ЛиАЗ-5256. Производство ЛиАЗов продолжалось до 2003 года. 24 декабря 2010 г. ПРУП «Опытный реорганизован в ОАО «Лидские автобусы «Неман». 01 апреля 2014 г. стал филиалом ОАО «МЗКТ»

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Официальный сайт представительства в Российской Федерации
Производители автобусов Европы
Существующие
  • Alexander Dennis Plaxton
  • AMZ-Kutno
  • Astra Bus
  • Autosan
  • Ayats
  • Barbi
  • Белкоммунмаш
  • Beulas
  • BMC
  • Корпорация Богдан
    • ЛуАЗ
  • Caetano
  • Carrosserie Hess
  • Корпорация Эталон
    • БАЗ
    • ЧАЗ
  • Contrac Cobus
  • EvoBus
    • Mercedes-Benz
    • Setra
  • Гянджинский автомобильный завод
  • ГАЗ
    • ЛиАЗ, ПАЗ, КАвЗ
  • Икарбус
  • Ikarus
  • Irisbus/Iveco Bus
    • Heuliez Bus
  • Irizar
  • КАМАЗ
  • НефАЗ
  • MAN Truck & Bus
    • Neoplan
  • МАЗ
  • Неман
  • Noge
  • Optare
  • Solaris
  • Solbus
  • SOR Libchavy
  • Scania
  • Temsa
  • УкрАвто
    • ЗАЗ
  • Unvi
  • Van Hool
  • VDL Groep
    • VDL Berkhof
    • VDL Bova
    • Jonckheere
    • VDL Bus Chassis
  • Волжанин
  • Volvo Bussar
  • Wrightbus
Закрывшиеся
  • Alfa Romeo
  • AEC
  • AJS
  • Albion
  • Autobus Classique
  • АвтоКубань
  • БакАЗ
  • Barreiros
  • Bedford Vehicles
  • Berliet
  • Biamax
  • Bouhagier Patras
  • Bristol
  • British City Bus
  • British United Traction
  • Carlyle
  • Чавдар
  • Commer
  • Crossley
  • DAB
  • Daimler
  • Den Oudsten
  • Drögmöller
  • Fiat Veicoli Industriali
  • Guy
  • Jelcz
  • ЛАЗ
  • Lancia
  • Leyland
  • Maudslay
  • MCW
  • Midland Red
  • Необус
  • Renault Trucks
  • Saurer
  • Saviem
  • Tata Hispano
  • Thornycroft
  • Tilling-Stevens
  • Vest Buss
  • Vulcan
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: