В белорусском государстве очень любят к передовым предприятиям присоединять «немного отстающие» с целью повысить их эффективность. Так было и в 2014 году, когда к МЗКТ
присоединили
Лидский опытный
. С того момента прошло 5 лет. Удалась ли затея? Спойлер: определенно, да. Мы побывали в Лиде и увидели производство своими глазами.
О самих автобусах семейства Неман-4202
и об истории этого проекта мы очень подробно
рассказывали
. Третье поколение
Неман-4202
стало, без преувеличения, самым успешным продуктом лидских автобусостроителей. А непосредственно производственная площадка, где их делают, «под крылом»
МЗКТ
преобразилась настолько, что уместно говорить о втором рождении завода.
01.
Ну и пора окончательно привыкать к тому факту, что автобусы малого класса и спецшасси класса «сверхбольшого» могут быть продукцией одного class=»aligncenter» width=»1050″ height=»346″[/img]
С момента премьеры в 2020 году Неман-4202
уже успел обновиться.
02.
Дизайн кормы стал немного другим. Определенно новый вариант смотрится гармоничнее. Коричневый это старый, белый — новый.
03.
На задней стеклопластиковой маске в неокрашенном виде эти изменения видны еще лучше.
Сами же автобусы, по крайней мере на белорусских дорогах, из разряда транспортной экзотики перешли в раздел привычной повседневности. Их уже довольно много. На межгороде точно.
04.
Туристические
Неман-4202
успели также побыть официальным транспортом II Европейских игр, проходивших в июне 2020 года в Минске.
05.
Появилось новое исполнение в линейке — школьный
Неман-420238
для перевозки 29 детей с одним сопровождающим.
06.
Отдельные экземпляры
Неман-4202
попали на службу в белорусские внутренние войска. Так у этих автобусов появилась первая воинская специализация.
07.
Где
МЗКТ
, там и версия в камуфляже. Не иначе как в скором времени следует ждать модификацию с самонаводящимся пулеметным модулем, небольшим зенитным комплексом или антенной станцией борьбы с беспилотниками
Про пулемет и ЗРК это, конечно, шутка. Камуфляжную версию создали по спецзаказу одного из российских клиентов в качестве релакс-буса с кофеваркой, холодильником, минибаром и прочими атрибутами отдыха.
Как видим, семейство развивается успешно. А как развивается сама производственная площадка? Лучше всего это видно в ретроспективном сравнении.
Первый раз я был на
ОЗ «Неман»
в 2008 году, когда готовил статью о нем для журнала «КомТранс».
08.
Так тогда выглядело здание заводоуправления.
Позволю себе небольшое самоцитирование из той статьи в «КомТрансе» за 2008 год:
«Попадая на центральную проходную, проехав через, как показалось, до сих пор живущую в СССР Лиду, испытываешь ощущение, что перенесся назад во времени. Лет эдак на двадцать… Те же «старорежимные» двери, те же «турникеты» как в метро, те же пластиковые пропуска, которые нужно в эти турникеты вставлять… Даже строгий дедушка-охранник на вахте, похоже, тот же, что и двадцать лет назад.»
Сейчас все уже не так, ребята.
09.
Здание откапиталили. Придали ему свежий внешний вид.
10.
На входе уже совсем другая вывеска, а рядом с цветочками — кнопка вызова охраны. Охранники уже не дедушки, а бравые добры молодцы в новенькой униформе, у которых не забалуешь. С режимом и контролем все теперь так же строго, как и на головном заводе в Минске.
11.
Обстановка в цехах также преобразилась. Опять не лишней будет сравнительная
Ремарка
.
Ремарка М-Парка
Тогда, больше 10 лет назад, весь цех был занят большими автобусами
Неман-5201
— белорусскими клонами ЛиАЗ-5256.
12.
Автобусы малого класса
Неман-4202
на шасси IVECO Daily были еще «пробой пера» и, конечно, никто не предполагал, что именно они станут важнейшей продукцией, вытеснившей из модельного ряда все остальное.
13.
А ведь
ОЗ «Неман»
делал и основательно локализованные китайские Changchun CCJ6660D под обозначением
Неман-3232
. Но главным продуктом тогда был экс-ЛиАЗ-5256 —
Неман-5201
в различных версиях (на заднем плане).
14.
Кооперация с
МЗКТ
, кстати, образовалась уже тогда. Задние мосты для большого автобуса
Неман-5201
изготавливал Минский завод колесных тягачей.
Большой автобус Неман-5201
был последним потомком и кровным родственником ЛиАЗ-5256 в СНГ. Его хорошо покупали белорусские госпредприятия, автобусу даже сделали очередной рестайлинг.
15.
Но в 2020 году был собран последний экземпляр последней инкарнации ЛиАЗ-5256. В угоду увеличения объемов выпуска
Неман-4202
было принято решение снять экс-ЛиАЗ с производства.
Таким образом, полностью переключился на автобусы малого класса на шасси IVECO Daily
.
Сейчас в линейке пять модификаций Неман-4202
: городская, пригородная, междугородная, туристическая и школьная. Все они строятся на шасси
IVECO Daily 70C17
, оснащенном 170-сильным двигателем
IVECO F1C
экологического уровня Euro-5 в паре с 6-ступенчатой «механикой»
ZF 6S 400
. Задняя подвеска — пневматическая.
16.
Приходят шасси на завод вот в таком виде с забавными тентованными эрзац-кабинами на деревянном каркасе. Водительская дверь — откидная, на такой же молнии, как у одежды.
17.
Но сам факт того, что подобные «кабины» компанией-поставщиком шасси вообще предусмотрены, заслуживает уважения. Приборная панель и кресла защищены от непогоды при транспортировке и хранении на улице.
18.
Когда шасси загоняют в цех, брезентовые кабины, естественно, демонтируют, а само шасси в процессе подготовки к монтажу кузова подвергают еще ряду доработок.
Пока шасси ждут, посмотрим как делают кузов.
19.
Все начинается с прямоугольных труб. Именно из них делают каркас кузова.
20.
Так выглядит боковая часть каркаса.
21.
Так — крыша. Сваривают их вручную на специальных стапелях.
22.
Когда части каркаса собирают воедино и начинают обшивать металлическими листами, черты будущего автобуса начинают постепенно прорисовываться.
Тем временем параллельно идет другой технологический процесс.
23.
Это совершенно новый производственный корпус «Немана», построенный с нуля и начавший работать в прошлом году. Здесь изготавливают стеклопластиковые детали. Теперь у себя. Прежде ряд компонентов приходилось заказывать у сторонних поставщиков.
24.
Стеклопластиковые элементы начинаются с вот таких рулонов стеклоткани.
25.
Затем стекловолокно пропитывают специальными смолами, выкладывают на мастер-формы и ждут пока смола высохнет.
26.
Затем идет еще ряд технологических процессов и на выходе получаем готовую стеклопластиковую деталь. Это бамперы для
Неман-4202
.
После установки кузова на шасси начинаются работы по стыковке передней и задней масок. В главном сборочном цеху также осуществляются работы по вклейке окон, окраске кузовов и монтажу салонов. Конвейера здесь нет, так что в процессе сборки автобусы перекатывают от поста к посту вручную.
27.
Любопытно, что стеклопластиковые детали окрашивают не одновременно с металлической обшивкой. Технологии окраски разных материалов отличаются.
28.
Капот у
Неман-4202
также стеклопластиковый, свой, оригинальный. Однако, скорее всего, в следующем поколении будут от него отказываться в пользу родного Ивековского. Этот — тяжелый и по цене дороже металлической детали массового производства.
29.
Окончательно собранные автобусы здесь же проверяют, после чего своим ходом отправляют на склад готовой продукции в Минск, на
МЗКТ
. Заодно получается и 200-километровый испытательный пробег.
Есть еще один интересный момент, связанный с тем, что к «Неманам» приложил руку МЗКТ
. С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в труЪ-old school-деревянный ящик, такой же, как у многоосных шасси.
30.
Эдакий привет покупателям автобусов от производителя ракетовозов. Ящичек, безусловно, в хозяйстве пригодится.
31.
На старте проекта маркетологи
МЗКТ
робко предполагали продавать хотя бы 100 автобусов в год. Поскромничали, недооценили себя и спрос. Сейчас делает, в среднем, 15 автобусов в месяц. Это предел мощности и этого мало для покрытия запросов заказчиков.
Такой объем легко проглотил бы один только внутренний белорусский рынок, но о российском рынке не забывают. Правда, пока имеет место самое настоящее квотирование. Но квот не хватает, все российские дилеры плачут «Дайте еще автобусов». Автобусы Неман-4202
стали самым настоящим дефицитом. Это, конечно, не есть хорошо. Потому думают о расширении производства, в том числе, вероятно, и об освоении параллельной сборки в Минске.
Будет меняться и конструкция. Вероятно, уже в следующем году появится автобус с новой внешностью. У IVECO
в нынешнем году произошел рестайлинг семейства
Daily
, что есть повод и для обновления «Неманов». Скорее всего, на новой версии применят штатный серийный капот
Daily
. В этом случае ремонтопригодность при фронтальных повреждениях улучшится, так как серийная массовая запчасть дешевле.
Еще один занятный факт. Автобусы «Неман»
сейчас самое массовое (по количеству изготавливаемых экземпляров) изделие
МЗКТ
. Если выпуск удастся нарастить, то поговаривают и об идее продаж этой модели на экспорт в Европу. Почему бы и нет? Качество
МЗКТ
— на уровне, а дизайн так и вовсе самый внешне удачный по сравнению с изделиями европейских кузовщиков на этом же шасси. Интересно, доведут ли эту идею до реального воплощения? Мы следим за развитием событий.
История
Завод был основан 11 мая 1984 года и полностью введён в эксплуатацию в декабре 1990 года. Он создавался как предприятие Министерства радиопромышленности СССР по выпуску подвижных систем управления. Завод должен был обеспечивать сборку и гарантийное обслуживание разнообразной военной ракетной техники на колёсном ходу. В 1992 году в рамках программы конверсии предприятие перешло на выпуск продукции гражданского профиля начав сборку автобусов типа ЛиАЗ-5256. Производство ЛиАЗов продолжалось до 2003 года. 24 декабря 2010 г. ПРУП «Опытный реорганизован в ОАО «Лидские автобусы «Неман». 01 апреля 2014 г. стал филиалом ОАО «МЗКТ»
Ссылки
- Официальный сайт
- Официальный сайт представительства в Российской Федерации
Производители автобусов Европы | |
Существующие |
|
Закрывшиеся |
|