На заводе «Тверской экскаватор» начали выпускать новые модели техники


50x40pxЭта статья во многом или полностью опирается на источники, аффилированные с предметом статьи
или иной заинтересованной стороной, что может вызвать сомнения в
нейтральности
и
проверяемости
представленной информации. Такие источники также не показывают
значимость
предмета статьи.

Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники

вместо аффилированных.
(20 октября 2015)

ЗАО «Тверской экскаватор»
Тип закрытое акционерное общество
Листинг на бирже Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Основание 1943
Упразднена Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Причина упразднения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Преемник Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Прежние названия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Основатели Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Расположение Россия22x20px Россия: Тверь
Ключевые фигуры Управляющий директор : Чекалин Владимир Александрович
Отрасль машиностроение
Продукция экскаваторы; погрузчики
Собственный капитал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Долг Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Оборот Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Затраты на НИОКР Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Операционная прибыль Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Чистая прибыль Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Активы Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Капитализация Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Число сотрудников 841 человек (2011)
Подразделения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Материнская компания РМ-Терекс
Дочерние компании Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Аудитор ООО «Росэкспертиза»
Сайт [https://www.tvexc.ru/ www.tvexc.ru]

К:Компании, основанные в 1943 году
Закрытое акционерное общество «Тверской экскаватор»

— предприятие , специализируется на выпуске колесных и гусеничных экскаваторов, а также вилочных погрузчиков. Расположен в городе Тверь, Россия.

История

Проблемы с содержанием статьиДанный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Довоенный и военный период

Официальная дата создания завода — октябрь 1943 года[1]. Но началась его история раньше: в 1938 году народный комиссариат по строительству принял решение о возведении в городе Калинине завода по ремонту экскаваторов. В 1939 году начались земляные работы: закладывались фундаменты будущих цехов, прокладывался водопровод. В 1940—1941 годах началось строительство первых цехов: деревообделочного, кузнечно-инструментального, сборочного, ремонтного, механического № 1 и сталелитейного.

С началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано и законсервировано — до января 1943 года. Тогда Государственный Комитет Обороны дал распоряжение Наркомстрою СССР: продолжить прерванные войной работы по возведению машиностроительных предприятий, в том числе и Калининского экскаваторного завода, тогда называвшегося КРМЗ и входившего в систему Наркомстроя.

В январе 1943 года создается дирекция строящегося предприятия. Первым директором КРМЗ был назначен Василий Дмитриевич Решетько.

Первое оборудование передано безвозмездно с баланса Центростроймеханизации и от завода Главстроймеханизации (г. Саратов). В октябре 1943 года завод выдал первую продукцию и уже числился в числе действующих предприятий. Площадь его промышленных помещений — 250 квадратных метров, станков — 5, рабочих — 46. Помещений не хватало, люди работали под открытым небом и в армейских палатках.

Первой продукцией завода были товары народного потребления: грабли и ведра. Завод осуществлял монтажные работы, ремонт станков. Рабочий день в годы войны длился с 8 утра до 7 вечера. С 8 до 10 утра все заводские рабочие работали на выгрузке дров и торфа с барж, а затем выполняли свои основные обязанности.

В 1945 году заводу впервые установили план на год по пильным валам, ключам «Бако», мачтовым подъемникам, запасным частям для строительных механизмов. В этом году были изготовлены и первые опытные узлы к экскаваторам. Введены в эксплуатацию механический, ремонтно-механический и сборочный цеха, начали работать кузнечный, инструментальный, деревообделочный.

Послевоенные годы

В 1946 году Московское отделение «Промстройпроект» разрабатывает проектное задание на реконструкцию КРМЗ под выпуск экскаваторов на гусеничном ходу. Кроме того, завод должен был по прежнему выпускать пильные валы и многоэтажные подъемники. На предприятии работали уже 392 человека.14 декабря 1946 года Минстройдормаш утверждает проектное задание на реконструкцию завода: под выпуск в год 120 экскаваторов на гусеничном ходу типа «Д-107» с емкостью ковша 0,5 кубометра.

В феврале 1947 года получает назначение новый руководитель — Петр Потапович Долбанов, который руководил предприятием до 1970 года. За это время завод не только приобрел профиль, но и славу одного из крупных промышленных предприятий страны.

В 1946—1948 годах на заводе изготавливались узлы и запасные части для экскаваторов по кооперации с Ленинградским, Костромским и Дмитровским экскаваторными заводами. Развивалась кооперация по поставке металлоконструкций и деталей с механообработкой для Костромского, Киевского, Ташкентского, Дмитровского и Ленинградского заводов.

В 1948 году КРМЗ «Экскаватор» переименован в Калининский экскаваторный завод Министерства Строительного и дорожного машиностроения (КЭЗ). Введен в эксплуатацию механосборочный цех площадью 5362 кв. метра. В начале декабря 1949 года изготовлен опытный образец универсального экскаватора на пневмоколесном ходу с канатной подвеской стрелы Э-255, серийный выпуск которых начался в октябре 1950 года. Э-255 имел ковш емкостью 0,25 куб. м., наибольшую скорость передвижения −12,1 км/час, вес — 12 тонн, производительность 60 куб. м. в час. Он был первым в стране экскаватором на пневмоколесном ходу, отличавшимся от своих гусеничных собратьев высокими скоростями передвижения и производительностью. К концу года было выпущено 26 экскаваторов. Через три года завод впервые отгрузил 34 экскаватора на экспорт, в основном в социалистические страны.

В 1951 году изготовлено 153 экскаватора. Освоено серийное производство решетчатых стрел, ковшей грейферов и драглайнов. Завод приступил к реконструкции инструментального цеха с термоотделением. Численность работающих составила на конец года 1181 человек.

В 1953 году изготовлен опытный образец модернизированного экскаватора Э-253 с ковшом 0,35 куб. м. Внедряются новые формы организации производства — предметно-замкнутые поточные линии. Улучшаются условия труда: завод полностью переведен на отопление горячей водой, в цехах открыты санузлы. Построен и сдан в эксплуатацию детский сад на 75 мест, введено в эксплуатацию 1100 кв. метров жилья. В октябре 1954 года выпущен 1000-й экскаватор Э-255. Утверждено проектное задание на реконструкцию завода в расчете на выпуск 2000 штук экскаваторов в год.

В 1957 году завод полностью перешёл на выпуск экскаваторов новой модели Э-302 на базе широкой кооперации и специализации с Ленинградским экскаваторным заводом. За год выпущено 600 экскаваторов. В 1958 году заводом спроектирован, изготовлен, испытан и подготовлен к серийному выпуску экскаватор Э-305 — на автомобильном ходу. Серийно он стал выпускаться с 1959 года. В 1959 году проведены заводские испытания опытного образца экскаватора Э-304 на уширенном гусеничном ходу, он пошёл в серию с 1960 года.[2]

1960-е годы

В феврале 1960 года на основании распоряжения СНХ Калининского экономического административного района соседний машиностроительный завод объединился с экскаваторным заводом с передачей ему производства мотовозов МД-54-4 и запчастей к ним.

1961 год. Прошли заводские и государственные испытания опытных образцов новых экскаваторов на пневмоколесном ходу модели Э-402 и гусеничном ходу Э-403. Коллектив завода за успешную работу был занесен в Книгу Трудовой Славы области.

В 1962 году завод награждён Дипломом 1 степени ВДНХ СССР за создание и серийное производство экскаватора Э-304. В 1963 году сдан в эксплуатацию пионерский лагерь на 160 мест. В 1965 году проведена серьёзная работа по модернизации и запуску в серию экскаваторов Э-302А, Э-304А, Э-305А, по испытанию в условиях Крайнего Севера экскаватора Э-4022С. В марте 1967 года вышел в свет первый номер . В 1968 году Разработаны рабочие чертежи и изготовлена первая промышленная партия экскаваторов в северном исполнении Э-302 БС. В 1969 году изготовлен опытный образец экскаватора-планировщика с телескопической стрелой с гидравлическим приводом на пневмоколесном ходу.[2]

1970-е годы

Новый этап в развитии КЭЗа начался в 70-е годы: он связан с созданием гидравлических экскаваторов и форсированием темпов первой реконструкции завода. В 1970 году директором назначен Павел Борисович Панкратов. В этом же год проведены приёмочные испытанияen опытного образца экскаватора-планировщика ЭО-3322. Его основные параметры: ковш емкостью 0,4 куб. метра, телескопическая стрела, гидравлический привод, пневмоколесный ход.

В кратчайшие сроки в 1971 году строительством блока вспомогательных цехов закончилось проведение первой реконструкции завода. Реконструкция позволила увеличить и объёмы выпуска экскаваторов с 851 до 2300 в год. Начат серийный выпуск гидравлических экскаваторов. Большая работа проведена по созданию и освоению производства новых моделей, совершенствованию конструкций и повышению экономических показателей серийно выпускаемых машин. Конструкторским отделом разработан проект экскаватора ЭО-3521, выпущены установочные серии экскаватора ЭО-3322 с емкостями ковша 0,5 и 0,4 куб. метра. Изготовлен опытный образец модернизированного экскаватора ЭО-302Б. Освоены новые техпроцессы по сталелитейному, чугунолитейному и кузнечно-термическому цехам, а также участку гальванопокрытий.

В 1974 году за создание и освоение серийного производства гидравлических экскаваторов ЭО-3322А завод награждён Дипломом ВДНХ второй степени. В 1978 году экскаватору ЭО-3322Б присвоен Государственный знак качества.[3]

1980-е годы

В 1981 году . Экскаваторы с гидравлическим приводом стали основной серией и визитной карточкой завода на многие годы. В десятки стран мира экспортировалась техника с маркой «КЭЗ» — Калининский экскаваторный завод. В марте 1981 года был выпущен 50000-й экскаватор, а завод за оснащение народного хозяйства страны высокопроизводительной техникой награждён орденом Трудового Красного Знамени.[3]

1990-е годы

В 1991 году завод осваивает собственное производство мостов, отказываясь от дорогостоящих закупок в Польше. В августе 1992 года на конференции трудового коллектива было принято решение о преобразовании арендного предприятия «ТЭЗ» в акционерное общество «ТЭЗ». Это стало ключевым моментом в приватизации имущества завода коллективом работников. Переходный период до полного выкупа предприятия составил примерно год. В 1993 году было изготовлено 4 тысячи экскаваторов — рекордное количество.

Продолжается разрыв внешнеэкономических связей. Поэтому перед коллективом ставится задача освоения собственного производства гидравлики: гидроцилиндров, гидрораспределителей, гидрозамков. В маркетинге ставка сделана на расширение гаммы техники, разработку новых моделей.

Середина девяностых годов для завода была крайне сложной, как и для промышленности всей страны. Успешно преодолеть это период во многом помогли экспортные контракты предприятия.[3]

Современная история

15 августа 2000 года организовано ОАО «Тверской экскаватор». В 2001 году завод вошёл в состав холдинга «РусПромАвто».

Запчасти и ремонт ЕТ-14

При возникновении проблем с Вашим экскаватором марки ЕТ-14 Вы можете обратится в компанию Тверьмашкомплект. Наши специалисты помогут быстро произвести необходимые ремонтные работы. Это становится возможным благодаря прямым поставкам запчастей о завода изготовителя.

Для экскаватора ЕТ-14 возможно применение следующие виды дополнительного оборудования:

гидромолот МГ-300 для разрушения бетонных и железобетонных дорожных покрытий, сооружений из кирпича, неармированного бетона, рыхления мёрзлого грунта и трамбования рыхлого грунта
рыхлитель 314-03-40.17.300 для выемки бордюрного камня, вскрытия асфальтобетонной корки мёрзлого грунта и т.п.
грейфер ГК-221 для рытья траншей, колодцев, котлованов и других аналогичных работ, а также для погрузки и разгрузки различных материалов.

Варианты исполнения экскаватора ЕТ-14:

Модель экскаватора Масса, т Объем ковша, м³ Глубина копания, м Марка двигателя Описание
Экскаватор ОПУ 1250, рук. L=1900мм, гидравлика «ПСМ», подогреватель «Гидроник»
Экскаватор ОПУ 1250, рук. L=1900мм, гидронасос «Bosch-Rexroth», подогреватель «Гидроник»
Экскаватор Perkins 1104C-44 ОПУ 1250, рук. L=1900мм, кгидронасос «Bosch-Rexroth», подогреватель «Гидроник»

Гусеничный одноковшовей экскаватор ЕТ-14 — многоцелевая землеройная машина, предназначен для разработки котлованов, траншей, карьеров в грунтах I-IV категории, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов (при величине кусков не более 200 мм), а так же для других работ в областях промышленного, городского, сельского, транспортного и мелиоративного строительства.

Поворотная платформа унифицирована с ЕК-14. Экскаватор ЕТ-14 обладает коротким гусеничным ходом, что облегчает транспортировку и позволяет перевозить экскаватор поперек трейлера.

Экскаватор ЕТ-14 по сравнению со своими аналогами обладает увеличенным ресурсом и запасом по мощности. Экскаватор ЕТ-14 обладает высокой надежностью и долговечностью за счет усиленной металлоконструкции рабочего оборудования. Особенностью экскаватора ЕТ-14 является уменьшенный радиус поворотной платформы, что дает возможность работать в стесненных условиях. Усиленная ходовая рама обладает повышенной прочностью и надежностью.

Сменное оборудование экскаватора ЕТ-14:

1. Сменные рукояти длиной: 1900 мм, 2200 мм, 2800 мм, 3400 мм 2. Ковши соответственно ёмкостью: 0.65 м 3 , 0.5 м 3 , 0.4 м 3 , 0.32 м 3 3. Гидромолот МГ-300 4. Грейфер ГК-221 5. Рыхлитель 314-03-40.17.300

Деятельность

Проблемы с содержанием статьиДанный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Основные виды деятельности

Проблемы с содержанием статьиДанный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
  • разработка, производство и реализация широкого спектра гидравлических пневмоколесных и гусеничных экскаваторов, как для гражданского использования, так и для МЧС и министерства обороны; производство машинокомплектов гусеничных и колесных экскаваторов для организации сборки машин в республике Беларусь; разработка и производство вилочных погрузчиков
  • разработка, производство и реализация сменных видов рабочего оборудования;
  • производство и реализация запасных частей;
  • гарантийное и сервисное техническое обслуживание выпускаемой продукции;
  • оказание платных услуг населению;
  • инвестиционная деятельность;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

В 2009 году ОАО «ТВЭКС» действовал на двух сегментах рынка:

  • Сегмент гидравлических экскаваторов.
  • Сегмент сменного рабочего оборудования.

Продукция

Проблемы с содержанием статьиДанный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Основным видом продукции, выпускаемым на ОАО «ТВЭКС» являются гидравлические одноковшовые экскаваторы на пневмоколесном и гусеничном ходу. ОАО «ТВЭКС» в 2009 году предлагал на рынке 12 моделей различной техники и 120 их модификации:

  • колесные экскаваторы 2-й и 3-й и 4-й размерной группы ЕК8, ЕК12, ЕК14, ЕК18, ЕК20, ЕТ14,ЕТ16, ЕТ18, ЕТ20 и ЕТ26 с объёмом ковша от 0,32 м³ на ЕК8 до 1,25 м³ на ЕТ26;
  • вилочные погрузчики грузоподъемностью 5 и 7 тонн;
  • модификации погрузочного экскаватора ЕК-18-45, оснащенного увеличенным опорным контуром, поднимающейся кабиной параллелограмного типа и скраповым рабочим оборудованием с пятичелюстным погрузочным грейфером;
  • специальные машины: экскаватор на автомобильном шасси «УРАЛ»;

Для расширения возможностей техники, в качестве сменных рабочих органов экскаваторов вместо стандартного ковша обратной лопаты заводом производятся и могут быть использованы: гидромолот МГ-300, профильные ковши и ковши меньшего объёма, зуб-рыхлитель, грейфера копающие и погрузочные, гидроножницы, бетонолом и т. д.

Комплектация выпускаемой техники

Проблемы с содержанием статьиДанный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

В качестве силового агрегата на технике завода использовались двигатели Минского моторного завода и двигатели с нормой экологичности Tierll фирмы Perkins, возможна установка двигателей DEUTZ. Гидронасосы и г/моторы — фирмы Бош-Рексрот и г. Екатеринбург; гидрораспределитель, пневмогидроаккумулятор, гидроцилиндры, центральный коллектор, механизм поворота, КПП, мосты используются собственного производства. Блоки сервоуправления — собственного изготовления и производства г. Екатеринбург.

В 2009 году 80 % машин в общем объёме производства комплектовались отечественной гидравликой (ПСМ) и двигателями Открытое акционерное общество «Минский моторный завод»; 12 % машин комплектовались импортной гидравликой и двигателями Открытое акционерное общество «Минский моторный завод» и 8 % машин комплектовались гидравликой Бош-Рексрот и двигателями Perkins.

В 2009 г. были выпущены новые модификации экскаваторов, а именно: экскаватор ЕК-14-60-60 (экскаватор с двигателем Perkins, рабочее давление 32МПа, гидравликой Бош-Рексрот собранной по гидросхеме LUDV), EK20 (экскаватор с двигателем ЯМЗ-236Г5, трансмиссия ZF), ET20 (экскаватор с двигателем ЯМЗ-236Г5 и гусеничной тележной от ЕТ18), ЕТ26 (экскаватор с двигателем ЯМЗ-236Г5).

Сборка гусеничных экскаваторов 4 размерной группы ЕТ26 с объёмом ковша до 1,25 м³ с 4-го квартала 2009 года переведена с ООО «ЭЗ „Ковровец“» на ОАО «ТВЭКС». ОАО «ТВЭКС» для сборки в республике Беларусь осуществляет производство машинокомплектов, которые состоят из поворотной платформы, кабины, ОПРУ и рабочего оборудования (рукоять с ковшом, стрела, гидроцилиндры подъема). Предприятия «Святовит» и Диапал осуществляли сборку экскаваторов.

В рамках совместных работ с предприятием ООО ЭЗ «Ковровец», для удовлетворения спроса потребителя и с целью расширения модельного ряда разработаны новые модели гусеничных экскаваторов массой 27, 30 и 40 тонн, где объём ковша, доведен до 2 м³.[4]

Эксплуатация и характеристики колесных экскаваторов Komatsu

Колесные экскаваторы Komatsu являются незаменимой техникой при выполнении работ в черте города, т.к. они передвигаются с достаточно большой скоростью и не наносят ущерба дорожному покрытию. Некоторые модели экскаваторов способны передвигаться со скоростью до 35 км/ч. Повышенной проходимостью и высокой производительностью обладает экскаватор Komatsu PW160-7. Он очень устойчив, а оптимальное распределение весовой нагрузки делает работу на этой машине вполне безопасной. Мощность двигателя этой модели составляет 121 л.с., масса 16,3 тонны, средняя скорость передвижения – 10 км/ч. Максимальна глубина, на которую экскаватор может резать грунт – 5,4 м, а радиус резания – 8,9 м.

Еще одна модель колесного экскаватора, PW180-7, была сконструирована с учетом специфики европейского рынка. Эта гидравлическая машина более мощная, с двигателем 143 л.с. и весит 18,2 тонн. Максимальная глубина резания грунта – 5,6 м, а радиус – 9,1м. Задний ковш имеет вместимость 0,75 м3. Если говорить о модели Komatsu PW220-7, то она предназначена для эксплуатации на европейском рынке и была разработана, с учетом климатических особенностей и ландшафта Европы. Масса машины с однозвенной стрелой составляет 21,6 тонну, а с двухзвенной – 22,3 тонны, вместимость ковша – 1,68 м3.

Цена экскаваторов Комацу начинается от 4 млн. рублей за гусеничные модели. Бу техника стоит на порядок меньше — цены от 2 млн. рублей.

Примечания

  1. [https://www.tvexc.ru/ozavode.htm ОАО «Тверской экскаватор» — о заводе]
  2. 12
    «Юбилейный буклет к 60-летию предприятия», 2003 г.
  3. 123
    «Репутация лидера», Шимин Е. Н., Тверь, 2008 г., 176 стр., рецензенты: Е. В. Малиновский, Г. И. Мартынов.
  4. [https://www.tvexc.ru/otchet2009.rar ОАО «Тверской экскаватор» — Годовой отчет 2009 года]

Отрывок, характеризующий Тверской экскаватор

Самым потрясающим здесь являлось то, что человек-то этот был вроде бы «образованным» профессором университета, который приехал к нам в школу на встречу по приглашению и выбору ребят, и я подумала, что уж он-то воспримет всё правильно, именно так, как оно по-настоящему и должно было бы быть. Но, как оказалось, не всегда учёная степень могла дать настоящий уровень понимания, не говоря уже о его чёрствой и безразличной душе… Хотя, как говорил один великолепный писатель: «даже небольшим умом можно блистать, если тщательно натереть его о книги»… Вот этот профессор, видимо, и натирал…. Но эта история не о нём, а о ком-то достаточно стоящем и светлом, чтобы об этом захотелось рассказать. Как-то ранним осенним утром я гуляла в соседнем лесу и, собрав букет последних осенних цветов, как обычно, зашла на кладбище, чтобы положить их на дедушкину могилу. Наше кладбище было очень красивым (если конечно так можно выразиться, рассказывая о таком грустном месте?). Оно находилось (и до сих пор находится) прямо в лесу, на удивительно светлой, плотно окружённой могучими старыми деревьями поляне и было похоже на тихую зелёную гавань, в которой каждый мог найти покой, если судьба вдруг, по той или иной причине, неожиданно обрывала его хрупкую жизненную нить. Это кладбище называлось «новым», так как оно было только-только открытым, и мой дедушка был всего лишь третьим человеком, которого успели там похоронить. Поэтому и на настоящее-то кладбище оно пока ещё не очень-то было похожим… Я вошла в ворота и поздоровалась с маленькой худенькой старушкой, которая там сидела одна и очень отрешённо о чём-то думала. День был приятным, солнечным и тёплым, хотя на дворе уже весьма уверенно властвовала осень. Лёгкий ветерок шуршал в последних оставшихся листьях, разнося вокруг сочный запах мёда, грибов и разогретой последними солнечными лучами земли… Как и должно было быть, в этом мирном месте Вечного Покоя царила добрая, глубокая, «золотая» тишина… Как обычно, я села у дедушки на скамеечку и начала рассказывать ему все свои последние новости. Я знала, что это глупо и что он, даже при моём самом большом на то желании, никаким образом меня услышать не мог (потому, что его сущность со дня его смерти жила во мне), но мне так сильно и постоянно его не хватало, что я разрешала себе эту крошечную, безобидную иллюзию, чтобы хоть на какое-то короткое мгновение вернуть ту чудесную связь, которую я до сих пор имела только с ним одним. Вот так тихо-мирно «беседуя» с дедушкой, я совершенно не заметила, как та же самая миниатюрная старушка подошла ко мне и села рядышком на небольшой пенёк. Как долго она со мной так просидела – не знаю. Но когда я вернулась в «нормальную реальность», то увидела ласково смотревшие на меня лучистые, совсем не старческие, голубые глаза, которые будто спрашивали, не нужна ли мне какая-то помощь… – Ой, простите меня, бабушка, я и не заметила когда вы подошли! – сильно смутившись, сказала я. Обычно ко мне трудно было подойди незамеченным – всегда срабатывало какое-то внутреннее чувство самозащиты. Но от этой тёплой, милой старушки исходило такое безграничное добро, что видимо, все мои «защитные инстинкты» затормозились… – Вот разговариваю с дедушкой… – смущённо проговорила я. – А ты не стыдись, милая, – покачала головой старушка, – у тебя душа-дарительница, это счастье большое и редкое. Не стыдись. Я смотрела во все глаза на эту щупленькую и очень необычную старушку, совершенно не понимая, о чём она говорит, но почему-то чувствуя абсолютное и полное к ней доверие. Она подсела рядышком, ласково обняла меня своей, по-старчески сухой, но очень тёплой рукой и неожиданно очень светло улыбнулась: – Ты не волнуйся, милая, всё будет хорошо. Только не торопись узнать на всё ответы… для тебя это ещё слишком рано, потому что, для того, чтобы получить ответы, сперва ты должна знать правильные вопросы… А они, пока что, у тебя ещё не созрели… Только через много лет мне удалось понять, что по-настоящему хотела сказать эта странная мудрая старушка. Но тогда я лишь очень внимательно её слушала, стараясь запомнить каждое слово, чтобы позже ещё не один раз «прокрутить» в своей памяти всё непонятое (но, как я чувствовала – очень для меня важное) и постараться уловить хотя бы крупицы того, что могло бы мне помочь в моём вечно продолжавшимся «поиске»… – Слишком тяжёлый груз взяла на себя – подломишься… – спокойно продолжала старушка, и я поняла, что она имеет в виду мои контакты с умершими. – Не все люди этого стоят, милая, некоторые должны платить за свои поступки, иначе беспричинно начнут считать, что они уже достойны прощения, и тогда твоё добро принесёт только лишь зло… Запомни моя девочка, добро всегда должно быть УМНЫМ. Иначе оно уже и не добро совсем, а просто отголосок твоего сердца или желания, которое совсем необязательно совпадает с тем, кем по-настоящему является одаренный тобою человек. Мне стало вдруг не по себе… Казалось, это уже говорила не простая милая старушечка, а какая-то очень мудрая и добрая ведунья, каждое слово которой буквально впечатывалось в моём мозгу… Она как бы осторожно вела меня по «правильной» дорожке, чтобы мне, ещё маленькой и глупой, не пришлось слишком часто «спотыкаться», совершая свои, возможно не всегда очень правильные, «мягкосердечные подвиги»… Вдруг промелькнула паническая мысль – а что если прямо сейчас она возьмёт и просто исчезнет?!.. Ведь мне так хотелось, чтобы она как можно большим со мной поделилась, и как можно больше чему-то научила!.. Но я понимала, что как раз-то это и являлось бы уже с моей стороны именно тем «получением чего-то даром», о котором она только что меня предостерегала… Поэтому я постаралась взять себя в руки, заглушив насколько могла, свои бушующие эмоции, и по-ребячьему ринулась честно «отстаивать» свою правоту… – А если эти люди просто совершили ошибки? – не сдавалась я. – Ведь каждый, рано или поздно, совершает ошибку и имеет полное право в ней раскаяться. Старушка грустно на меня посмотрела и, покачав своей седой головой, тихо сказала: – Ошибка ошибке рознь, милая… Не каждая ошибка искупается всего лишь тоской и болью или ещё хуже – просто словами. И не каждый желающий раскаяться должен получить на это свой шанс, потому-то ничто, приходящее даром, по великой глупости человека, не ценится им. И всё, дарящееся ему безвозмездно, не требует от него усилий. Поэтому, ошибшемуся очень легко раскаяться, но невероятно тяжело по-настоящему измениться. Ты ведь не дашь шанс преступнику только лишь потому, что тебе вдруг стало его жалко? А ведь каждый, оскорбивший, ранивший или предавший своих любимых, уже на какую-то, хотя и ничтожную долю, в душе преступник. Поэтому, «дари» осторожно, девочка… Я сидела очень тихо, глубоко задумавшись над тем, чем только что поделилась со мной эта дивная старая женщина. Только я, пока что, никак не могла со всей её мудростью согласиться… Во мне, как и в каждом невинном ребёнке, ещё очень сильна была несокрушимая вера в добро, и слова необычной старушки тогда казались мне чересчур жёсткими и не совсем справедливыми. Но это было тогда… Как будто уловив ход моих по-детски «возмущённых» мыслей, она ласково погладила меня по волосам и тихо сказала: – Вот это я и имела в виду, когда сказала, что ты ещё не созрела для правильных вопросов. Не волнуйся, милая, это очень скоро придёт, даже, возможно, скорее, чем ты сейчас думаешь… Тут я нечаянно заглянула ей в глаза и меня буквально прошиб озноб… Это были совершенно удивительные, по-настоящему бездонные, всезнающие глаза человека, который должен был прожить на Земле, по крайней мере, тысячу лет!.. Я никогда не видела таких глаз! Она видимо заметила моё замешательство и успокаивающе прошептала: – Жизнь не совсем такая, как ты думаешь, малышка… Но ты поймёшь это позже, когда начнёшь её правильно принимать. Твоя доля странная… тяжёлая и очень светлая, соткана из звёзд… Много чужих судеб в твоих руках. Береги себя, девочка… Я опять не поняла, что всё это значило, но не успела ничего больше спросить, так как, к моему большому огорчению, старушка вдруг исчезла… а вместо неё появилось потрясающее по своей красоте видение – будто открылась странная прозрачная дверь и появился залитый солнечным светом дивный город, словно весь вырезанный из сплошного хрусталя… Весь искрящийся и блистающий цветными радугами, переливающийся сверкающими гранями невероятных дворцов или каких-то удивительных, ни на что непохожих строений, он был дивным воплощением чей-то сумасшедшей мечты… А там, на прозрачной ступеньке резного крыльца сидел маленький человечек, как я потом рассмотрела – очень хрупкая и серьёзная рыжеволосая девочка, которая приветливо махала мне рукой. И мне вдруг очень захотелось к ней подойти. Я подумала, что это видимо опять какая-то «другая» реальность и, вероятнее всего, как это уже бывало раньше, никто и ничего мне опять не объяснит. Но девочка улыбнулась и отрицательно покачала головой. Вблизи она оказалась совсем «крохой», которой от силы можно было дать самое большее пять лет. – Здравствуй! – весело улыбнувшись, сказала она. – Я Стелла. Как тебе нравится мой мир?.. – Здравствуй Стелла! – осторожно ответила я. – Здесь правда очень красиво. А почему ты называешь его своим? – А потому, что я его создала! – ещё веселее прощебетала девчушка. Я остолбенело открыла рот, но никак не могла ничего сказать… Я чувствовала, что она говорит правду, но даже представить себе не могла, каким образом такое можно создать, тем более, говоря об этом так беспечно и легко… – Бабушке тоже нравится. – Довольно сказала девочка. И я поняла, что «бабушкой» она называет ту же самую необычную старушку, с которой я только что так мило беседовала и которая, как и её не менее необычная внучка, ввела меня в настоящий шок… – Ты здесь совершенно одна? – спросила я. – Когда как… – погрустнела девочка. – А почему ты не позовёшь своих друзей? – У меня их нет… – уже совсем грустно прошептала малышка. Я не знала, что сказать, боясь ещё больше огорчить это странное, одинокое и такое милое существо. – Ты хочешь посмотреть что-то ещё? – как бы очнувшись от грустных мыслей, спросила она. Я только кивнула в ответ, решив оставить вести разговор ей, так как не знала, что ещё могло бы её огорчить и совсем не хотела этого пробовать. – Смотри, это было вчера – уже веселее сказала Стелла. И мир перевернулся с ног на голову… Хрустальный город исчез, а вместо него полыхал яркими красками какой-то «южный» пейзаж… У меня от удивления перехватило горло. – И это тоже ты?.. – осторожно спросила я. Она гордо кивнула своей кудрявой рыжей головкой. Было очень забавно за ней наблюдать, так как девочка по-настоящему серьёзно гордилась тем, что ей удалось создать. Да и кто не гордился бы?!. Она была совершенной крошкой, которая, смеясь, между делом, создавала себе новые невероятные миры, а надоевшие тут же заменяла другими, как перчатки… Если честно, было от чего прийти в шок. Я старалась понять, что же здесь такое происходит?.. Стелла явно была мертва, и со мной всё это время общалась её сущность. Но где мы находились и как она создавала эти свои «миры», пока что было для меня совершенной загадкой. – Разве тебе что-то непонятно? – удивилась девочка. – Говоря честно – ещё как! – откровенно воскликнула я. – Но ты же можешь намного больше? – ещё сильнее удивилась малышка. – Больше?.. – ошарашено спросила я. Она кивнула, смешно наклонив в сторону свою рыжую головку. – Кто же тебе всё это показал? – осторожно, боясь чем-то её нечаянно обидеть, спросила я. – Ну, конечно же бабушка. – Как будто что-то само собой разумеющееся сказала она. – Я была в начале очень грустной и одинокой, и бабушке было меня очень жалко. Вот она и показала мне, как это делается. И тут я, наконец, поняла, что это и вправду был её мир, созданный лишь силой её мысли. Эта девочка даже не понимала, каким сокровищем она была! А вот бабушка, я думаю, как раз-то понимала это очень даже хорошо… Как оказалось, Стелла несколько месяцев назад погибла в автокатастрофе, в которой погибла также и вся её семья. Осталась только бабушка, для которой в тот раз просто не оказалось в машине места… И которая чуть не сошла с ума, узнав о своей страшной, непоправимой беде. Но, что было самое странное, Стелла не попала, как обычно попадали все, на те же уровни, в которых находилась её семья. Её тело обладало высокой сущностью, которая после смерти пошла на самые высокие уровни Земли. И таким образом девочка осталась совершенно одна, так как её мама, папа и старший брат видимо были самыми обычными, ординарными людьми, не отличавшимися какими-то особыми талантами. – А почему ты не найдёшь кого-то здесь, где ты теперь живёшь? – опять осторожно спросила я. – Я нашла… Но они все какие-то старые и серьёзные… не такие как ты и я. – Задумчиво прошептала девчушка. Вдруг она неожиданно весело улыбнулась и её милая мордашка тут же засияла ярким светлым солнышком. – А хочешь, я покажу тебе, как это делать? Я лишь кивнула, соглашаясь, очень боясь, что она передумает. Но девчушка явно не собиралась ничего «передумывать», наоборот – она была очень рада, найдя кого-то, кто был почти что её ровесником, и теперь, если я что-то понимала, не собиралась так легко меня отпускать… Эта «перспектива» меня полностью устраивала, и я приготовилась внимательно слушать о её невероятных чудесах… – Здесь всё намного легче, чем на Земле, – щебетала, очень довольная оказанным вниманием, Стелла, – ты должна всего лишь забыть о том «уровне», на котором ты пока ещё живёшь (!) и сосредоточиться на том, что ты хочешь увидеть. Попробуй очень точно представить, и оно придёт. Я попробовала отключиться от всех посторонних мыслей – не получилось. Это всегда давалось мне почему-то нелегко. Потом, наконец, всё куда-то исчезло, и я осталась висеть в полной пустоте… Появилось ощущение Полного Покоя, такого богатого своей полнотой, какого невозможно было испытать на Земле… Потом пустота начала наполняться сверкающим всеми цветами радуги туманом, который всё больше и больше уплотнялся, становясь похожим на блестящий и очень плотный клубок звёзд… Плавно и медленно этот «клубок» стал расплетаться и расти, пока не стал похожим на потрясающую по своей красоте, гигантскую сверкающую спираль, конец которой «распылялся» тысячами звёзд и уходил куда-то в невидимую даль… Я остолбенело смотрела на эту сказочную неземную красоту, стараясь понять, каким образом и откуда она взялась?.. Мне даже в голову не могло прийти, что создала это в своём воображении по-настоящему я… И ещё, я никак не могла отвязаться от очень странного чувства, что именно ЭТО и есть мой настоящий дом…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: