На базе грузовых автомобилей ГАЗ 53, ГАЗ 66 с кунгом и ГАЗ 3307 создавалось много спецтехники, в частности, производились ямобуры. Первые подобные машины появились в Москве еще в первые послевоенные годы, они предназначались для озеленения городских территорий. Шасси для сборки первых ямобуров было взято от машины ГАЗ 67, позднее наибольшую популярность приобрела модель БМ 302, созданная на базе легендарного вездехода ГАЗ 66.
Пример ямобура на базе ГАЗ 66
Принцип бурения земли с помощью бурильной установки прост. Автомобиль заезжает на заранее размеченное место, на установке крепится шнек необходимого диаметра для бурения. Определяется необходимая глубина, и устройство запускается в работу.
Производительность машины БМ 302 достаточно высока – за рабочий день ямобур способен пробурить до 50 ям диаметром от 25 до 80 см. Диаметр отверстия зависит от типа применяемого шнека. С помощью бурильно-крановой машины можно делать отверстия практически в любом грунте. Буры эффективно применяются:
- на асфальтированном покрытии;
- на придорожных насыпях;
- в песчанике;
- по мерзлому грунту;
- на известняке.
Модель БМ 302
Копать ямы лопатой – занятие утомительное и долгое. Тем более, что вручную прокопать получается не любой грунт.
Процесс бурения ямы зимой ямобуром газ 66
Здесь на помощь человеку приходит специальная техника. Ямобур с бурением ям и скважин справляется легко и быстро. Глубина отверстий может быть разная, и машина способна сделать яму глубиной до 3 метров.
Ямобур на базе вездехода ГАЗ 66 применяется в различных сферах – он пробуривает ямы строительного и бытового назначения. С помощью машины просто устанавливать опорные столбы, различные ограждения. Высокая проходимость БМ 302 обеспечивает мобильность техники – работы можно проводить в труднодоступных районах. Автомобиль специального назначения имеет следующие характеристики:
- грузоподъемность оборудования – 1,25 тонны;
- снаряженная масса техники – 5,8 тонны;
- длина машины – 6,6 м;
- ширина – 2,35 м;
- высота – 3,45 м;
- глубина бурения – до 3 метров;
- минимальный диаметр отверстия – 0,25 м;
Различные диметры буров для бурения - максимальный диаметр скважины – 0,8 м;
- возможный угол бурения – от 62 до 90 градусов;
- направление вращения бура – правое;
- привод устройства – механический.
Описание
Своей высокой проходимостью автомобиль обязан самоблокирующимся дифференциалам переднего и заднего мостов и шинам с регулируемым давлением Передний ведущий мост, виден гидравлический цилиндр усилителя рулевого управления. Концы рессор закреплены между резиновыми «подушками» Задний ведущий мост, крестовины карданного вала защищены металлическими чехлами. Виден вакуумный усилитель гидравлического привода тормозов.
ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием кулачковых дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система — гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.
Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 1990-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.
Для осмотра двигателя кабина откидывается на шарнирах вперёд, между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя, что вызывает некоторые неудобства при переключении передач.
Для отдыха водителя ГАЗ-66 комплектовался съёмной подвесной брезентовой койкой, по существу гамаком, который подвешивался на четырёх крючках в кабине.
Передняя и задняя подвеска — на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах автомобиль нельзя было перегружать.
Ямобуры БКМ 317 и БКМ 318
Бурильно-крановые автомобили БКМ 317 и БКМ 318 созданы на шасси ГАЗ 3308. Транспорт является востребованным – высокая проходимость машины позволяет использовать ее в условиях бездорожья и в регионах с суровым климатом.
Ямобур БКМ 317 на базе ГАЗ 3308
Подобная техника применяется в разных сферах производства и в строительстве. В частности, машина будет полезна:
- При возведении заборов;
- Для установки ограждений и ворот любого типа;
- Для установки столбов, высадки деревьев и кустарников;
- Укладки фундамента.
Применение ямобур нашел и в сфере обслуживания линий электропередач. При этом работы выполняются качественно, в минимально короткие сроки. Осуществлять такие работы позволяет входящее в комплект техники крановое оборудование.
Технические характеристики БКМ 317:
- Глубина бурильного отверстия, max – 3 метра;
- Диаметр отверстия – от 0,25 до 0,8 м;
- Грузоподъемность бурильной установки – 1,25 тонны;
- Тип привода бурильного оборудования – механический;
- Шасси, взятое за основу – ГАЗ 33081 «Садко»;
- Максимальная высота подъема – 6,3 м;
- Тип применяемой кабины – однорядный;
- Полная масса автомобиля – 6,3 тонны.
Машина БКМ 318 имеет более совершенную конструкцию. У нее установлен гидравлический привод вращения бурильного инструмента, увеличена грузоподъемность до 2 тонн. К тому же на шасси устанавливается двухрядная кабина, и на объект проводимых работ выехать на автомобиле может сразу несколько человек.
Ямобур ГАЗ 3308 обладает отличной проходимостью, поэтому на нем можно добраться в самые труднодоступные районы.
Машина практически незаменима в условиях выполнения сложных строительных работ вахтовым методом.
Буровая установка «Вектор ВР-3.354» на шасси ГАЗ-3308, ГАЗЕЛЬ
Очередной разработкой специалистов стала уникальная буровая установка «Вектор ВР-3.354». Получив заказ на создание буровой, способной полноценно работать в зимних условиях (то есть не только бурить, но и передвигаться по снежному покрову), удалось серийную модель «ВР-3.354» поставить на легкие, но при этом прочные стальные сани. Теперь данная комплектация доступна для заказа.
Кем востребована подобная техника? Прежде всего, это геологоразведочные и изыскательские компании, занимающиеся поиском и разработкой полезных ископа емых. Для них время имеет ценность, и ждать весны или лета для начала работы нет возможности. К тому же, в нашей стране существует множество мест, куда зимой по снегу добраться гораздо проще, чем в теплое время года, в распутицу и бездорожье. Кроме того, данная модель заинтересует организации строительного направления и буровиков скважин самого разного предназначения. «Вектор ВР-3.354» на санях отличает большая мачта с ходом подачи 3540 мм, способная работать с бурильными трубами длиной 3000 мм. Установка позволяет бурить как вертикальные, так и наклонные скважины разными способами: колонковое бурение (с промывкой и сухое), шнековое бурение, бурение с помощью пневмоударников, бурение шарошкой. Работа возможна в породах разной категории сложности, от 1-й до 12-й, причем в широком температурном диапазоне, что актуально для северных районов России. Очередной разработкой специалистов стала уникальная буровая установка «Вектор ВР-3.354». Получив заказ на создание буровой, способной полноценно работать в зимних условиях (то есть не только бурить, но и передвигаться по снежному покрову), удалось серийную модель «ВР-3.354» поставить на легкие, но при этом прочные стальные сани. Теперь данная комплектация доступна для заказа. Кем востребована подобная техника? Прежде всего, это геологоразведочные и изыскательские компании, занимающиеся поиском и разработкой полезных ископаемых. Для них время имеет ценность, и ждать весны или лета для начала работы нет возможности. К тому же, в нашей стране существует множество мест, куда зимой по снегу добраться гораздо проще, чем в теплое время года, в распутицу и бездорожье. Кроме того, данная модель заинтересует организации строительного направления и буровиков скважин самого разного предназначения. «Вектор ВР-3.354» на санях отличает большая мачта с ходом подачи 3540 мм, способная работать с бурильными трубами длиной 3000 мм. Установка позволяет бурить как вертикальные, так и наклонные скважины разными способами: колонковое бурение (с промывкой и сухое), шнековое бурение, бурение с помощью пневмоударников, бурение шарошкой. Работа возможна в породах разной категории сложности, от 1-й до 12-й, причем в широком температурном диапазоне, что актуально для северных районов России. Буровая установка Вектор ВР-3.354 на шасси Газель Средний сегмент буровой техники традиционно пользуется большим спросом из-за своей универсальности. Эти установки отличает, с одной стороны, достаточная компактность (в качестве базы не используются тяжелые грузовики «Урал», КамАЗ и пр.), а с другой – они отвечают требованиям большинства заказчиков по своим возможностям. К этому классу относится буровая установка «Вектор ВР-3.354» на шасси «Газель». Специалисты смогли разработать установку, которая сочетает в себе два качества: 1. Большая мачта позволяет использовать в бурении стандартные трубы ТБСУ длиной 3000 мм. 2. Мачту подобной длины удалось смонтировать на шасси малогабаритного автомобиля «Газель». Это дает сразу несколько преимуществ. Во-первых, автомобиль «Газель» относится к классу легковых автомобилей (категория прав «B»), что позволяет ему передвигаться по дорогам, где движение грузовых машин запрещено. Это серьезный плюс, особенно при бурении скважин на воду. Часто заказ на бурение подобных скважин приходит из поселков или дачных кооперативов, где действует ограничение или полный запрет на движение тяжелой грузовой техники. А компактная «Газель» проедет и сделает свое дело. Во-вторых, при всем этом установка «Вектор ВР-3.354» смонтирована на полноприводный дизельный автомобиль. То есть буровикам доступно передвижение не только по шоссе и асфальтовым дорогам, но и проселкам, грунтовкам и др. Кроме того, нет никаких проблем в обслуживании популярной машины и поиске запчастей. Традиционно, с помощью установки «Вектор ВР-3.354» на шасси «Газель» можно проводить буровые работы самого разного предназначения: • Скважины на воду • Инженерные изыскания и разведка полезных ископаемых • Скважины под строительные и взрывные работы • Промывка и разгерметизация существующих скважин Бурение осуществляется колонковым (с промывкой или продувкой воздухом), шнековым методами, сплошным забоем. «Вектор ВР-3.354» на шасси «Газель» — оптимальный вариант по соотношению цены и возможностей. Полноценная буровая установка с подвижным вращателем, большой мачтой, итальянским гидравлическим оборудованием доступна на шасси малогабаритного автомобиля, который доберется в такие места, где тяжелой технике путь закрыт.
Покупка и продажа ямобуров
Бурильное оборудование сложное в изготовлении, и поэтому техника на базе автомобилей ГАЗ стоит недешево. Например, модель БМ 302 на шасси ГАЗ 66 в хорошем состоянии продается в среднем от 500 тыс. до 1 млн. 200 тыс. рублей. Модели БКМ 317 и БКМ 318 более современные, и цена на спецтехнику еще выше – в среднем 1-1,5 млн. руб. Попадается бурильно-крановые машины в объявлениях и по более низким ценам. Причины низкой цены:
- Срочная продажа;
- Техника в не самом хорошем состоянии;
- Отсутствие необходимых документов.
Встречается техника конверсионная, с хранения (госрезерв или МЧС). Такие машины без пробега, или пробег у них минимальный. Автомобили продаются с новым бурильно-режущим инструментом, пробег шасси составляет не более 1500 км.
Продажа практически нового ямобура на базе газ 33081
Для ямобуров на базе автомобилей ГАЗ можно приобрести отдельно детали бурильной установки. К примеру, шнек может стоить 10 тыс. руб., а полностью бурильная установка для машины БКМ 317 оценивается в 350 тыс. руб. Любую спецтехнику можно взять в аренду, цены договорные и могут быть разными.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66
Тип | Двухосный грузовой автомобиль |
Грузоподъёмность | 2000 кг |
Разрешенная максимальная масса | 5940 кг |
Длина | 5806 мм (с лебёдкой) |
Ширина | 2322 мм |
Высота по тенту без нагрузки | 2520 мм |
Высота по кабине с полной массой | 2490 мм |
Колёсная база | 3300 мм |
Дорожный просвет | 315 мм |
Колея передних колёс | 1800 мм |
Колея задних колёс | 1750 мм |
Радиус поворота | 9,5 м |
Глубина преодолеваемого брода (по дну) | 0,8 м[3] |
Двигатель | ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением |
Рабочий объём | 4254 см3 |
Мощность | 120 л. с. |
КПП | механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах |
Раздаточная коробка | С понижающей передачей и отключаемым передним мостом |
Привод | задний или полный |
Колёса | специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18 |
Давление в шинах | 0,5-3 кг/см2 |
Максимальная скорость с полной массой | 90 км/ч |
Ёмкость топливных баков | 210 л |
Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч | 20 |
Марка топлива | бензин А-72, A-76, АИ-80 |
Ёмкость АКБ | 75 А·ч |
Максимальный ток автомобильного генератора | 85 А |
В игровой и сувенирной индустрии
- Модели в масштабе 1:43 выпускались в 1993-94 годах Екатеринбургской . Имели очень высокую детализацию.
- Похожая модель выпускалась на Саратовском (бывший «Агат»).
- Китайской выпускаются модели: ГАЗ-66 и
- ГАЗ-34 в разных расцветках: «с тентом»,
- «с ракетной установкой» и
- «автокран».
- радиоуправляемое авто,
Представлен в игре SpinTires как «Модель-B-66». Обладает заниженной, по сравнению с реальной, проходимостью и крайне ограниченным функционалом (кунг, тележка и запасное колесо)