Прикладываемые усилия, необходимые для рабочих процессов грузовика, пропорциональны габаритам машины. ПГУ КамАЗ, снижает нагрузку, необходимую для функционирования важнейшего элемента в управлении автомобилем, сцеплении.
Непосвященный пользователь вряд ли оценит узел, ведь без усилителя схема переключения передач и рабочее состояние автомобиля не пострадают. Однако, непосредственный участник управления, знает истинную цену механизма. С отсутствием ПГУ возрастает утомляемость водителя, и снижается манёвренность техники. Как следствие, страдает безопасность на дорогах и увеличивается количество аварийных ситуаций, а это уже человеческие жизни.
КамАЗ-5490:
Устройство и особенности ПГУ КамАЗ
Большинство машин КамАЗ, как старого, так и последнего выпуска используют в конструкции трансмиссии усилитель, основанный на принципах пневматики и гидравлики. Узел устанавливается на машинах КамАЗ: 4310, 55111, 65115 и др. Применение обусловлено усилием, развиваемым пружинами для функционирования сцепления с таким большим весом. Среднестатистический человек не в состоянии в течение рабочего дня эксплуатировать автомобиль КамАЗ без усилителя, не потеряв бдительность и внимание. Работа ПГУ КамАЗ облегчает выполнение поставленной задачи, изделие встраивается в механизм сцепления, за счёт чего утомляемость и работоспособность водителя остаётся на требуемом уровне.
Особенность некоторых автомобилей КамАЗ, одновременное использование ПГУ с делителем коробки передач. Как правило, усилитель – составная часть коробки, располагающаяся между коробкой и делителем. Переключение скоростей сопровождается отключением делителя, за это отвечает пневматика машины. Процесс возможен благодаря клапану, который приводится в действие штоком ПГУ. Это означает, что срабатывание и отключение делителя происходит синхронно, посредством наложения и снятия напора с ножного рычага сцепления.
ПГУ КамАЗ:
Предназначение и устройство
Грузовой автомобиль — достаточно массивная и крупногабаритная техника. Для ее управления требуется недюжинная физическая сила и выносливость. Устройство ПГУ КамАЗа-5320 позволяет облегчить регулировку транспортного средства. Это небольшое, но полезное устройство. Оно дает возможность не только упростить труд водителя, но и повышает производительность работ.
Рассматриваемый узел состоит из следующих элементов:
- Поршневого толкателя и регулировочной гайки.
- Пневматического и гидравлического поршня.
- Пружинного механизма, редуктора с крышкой и клапаном.
- Седла диафрагмы, контрольного винта.
- и поршневого следящего приспособления.
Принцип работы ПГУ
Сегодня в трансмиссию машины встраивают преобразователи усилия нескольких типов, тем не менее, принцип работы ПГУ КамАЗ одинаков. Конструктивно, механизм связан двумя узлами, помещенными в остов:
- Механизм слежения;
- Цилиндрическая камера, исполняющая функции за счёт пневматики.
Устройство слежения управляет ПГУ, контролируя усилие, с которым водитель давит на ножной рычаг сцепления. Когда давление достигает нужного значения, порция воздушной массы подаётся в цилиндр. В состав устройства слежения входит мембрана, иногда выполняющая роль уплотнителя деталей остова. Также в механизме предусмотрен поршень, связанный с ножным рычагом сцепления посредством гидравлики. Кроме того, в наличии клапана впуска и выпуска, оба относятся к пневматике и взаимодействуют с поршнем. Поскольку в работе механизма участвуют как гидравлические, так и пневматические элементы, к ПГУ подают и воздух и жидкость.
Устройство ПГУ (пневмогидроусилитель сцепления)
Пневмогидроусилитель привода сцепления служит для уменьшения усилия, прикладываемого к педали сцепления водителем.
Он состоит из:
- гидравлического цилиндра с поршнем, штоком и пружиной;
- пневматического цилиндра с поршнем, штоком (общий с поршнем гидроцилиндра) и возвратной пружиной;
- следящего механизма, состоящего из следящего поршня с манжетой, диафрагмы (зажата между двумя частями корпуса), в центре которой крепится седло выпускного клапана, возвратной пружины диафрагмы;
- выпускного и впускного клапанов (крепятся на одном штоке) с возвратной пружиной;
- седла впускного клапана;
- отверстия, закрытого уплотнителем от попадания грязи, соединяющего надпоршневую полость пневмоцилиндра с окружающей средой.
При включенном сцеплении общий шток прижат к поршням гидроцилиндра и пневмоцилиндра. Поршень следящего механизма занимает положение, соответствующее открытому выпускному клапану, соединяющему надпоршневое пространство пневмоцилиндра с окружающей средой и закрытому впускному клапану.
При выключении сцепления рабочая жидкость из главного цилиндра поступает в гидроцилиндр пневмогидроусилителя, и одновременно по каналу к поршню следящего механизма. Давление жидкости перемещает поршень в сторону седла выпускного клапана. Диафрагма, прогибаясь, перемещает седло к выпускному клапану, который садится в седло, изолируя надпоршневое пространство пневмоцилиндра от окружающей среды.
Далее усилие от выпускного клапана через шток передается на впускной клапан, который открывается, и сжатый воздух по каналу поступает в надпоршневое пространство пневмоцилиндра. Поршень пневмоцилиндра, перемешаясь, воздействует на шток поршня гидроцилиндра. Поршень передает усилие на толкатель, который воздействует на рычаг вилки выключения сцепления. Часть сжатого воздуха поступает в полость диафрагмы.
Таким образом, следящий поршень находится под действием двух противоположно направленных сил: действие рабочей жидкости с одной стороны и сжатого воздуха с другой. Поршни следящего механизма и пневмоцилиндра подобраны так, чтобы обеспечить необходимое снижение усилия на педаль сцепления.
При отпускании педали сцепления давление рабочей жидкости падает, и все детали под действием возвратных пружин возвращаются в исходное положение, надпоршневое пространство пневмоцилиндра через открытый выпускной клапан сообщается с окружающей средой.
При выходе из строя пневмосистемы перемещение поршня гидроцилиндра осуществляется только под давлением рабочей жидкости.
Усилители, применяемые на КамАЗ
Конструктивно, машины КамАЗ предусматривают применение изделий как собственного, так и зарубежного выпуска. Принцип действия механизмов идентичен, отличаются устройства характеристиками и конструкцией.
- Так, усилитель 5320, выпускаемый на Камском заводе, конструктивно использует отвесную схему размещения следящего механизма, цилиндр пневматики так же установлен вертикально. Такие устройства используют на модификациях: 5320, 4310, 43118 и др.
- Усилитель «WABCO» выпускается в Соединённых Штатах Америки. Изделие отличается компактными размерами и контрольными метками износа накладок, что облегчает использование ПГУ. Подобные устройства используют на новых моделях автомобилей КамАЗ: 5460, 6450, 6460, 65117 и др. Усилитель совместим с коробками «154» серии, которые используют с силовыми агрегатами, отвечающими стандартам Евро-2 и Евро-3.
- ПГУ «WABCO» для модификаций КамАЗ: 6460, 6520 и другой техники с коробками ZF.
- ПГУ «WABCO» для модификаций КамАЗ: 4308, на который установлена коробка ZF на пять скоростей.
- ПГУ, выполненные по типу «WABCO», выпуск налажен в Украине и Турции.
Преимущества и недостатки парогазовых установок (ПГУ)
Парогазовые установки (ПГУ) — относительно новый тип электростанций, работающих на газе, жидком или твердом топливе. Парогазовые установки (ПГУ) предназначены для получения максимального количества электроэнергии.
Общий электрический КПД парогазовой установки составляет ~ 58-64%. Для сравнения, у работающих отдельно паросиловых установок КПД обычно находится в пределах 33-45%, в стандартных газотурбинных установках КПД составляет ~ 28-42%.
Преимущества ПГУ
- Низкая стоимость единицы установленной мощности
- Парогазовые установки потребляют существенно меньше воды на единицу вырабатываемой электроэнергии по сравнению с паросиловыми установками
- Короткие сроки возведения (9-12 мес.)
- Нет необходимости в постоянном подвозе топлива ж/д или морским транспортом
- Компактные размеры позволяют возводить непосредственно у потребителя (завода или внутри города), что сокращает затраты на ЛЭП и транспортировку эл. энергии
- Более экологически чистые в сравнении с паротурбинными установками
Недостатки парогазовых установок
- Низкая единичная мощность оборудования (160—972 МВт на 1 блок), в то время как современные ТЭС имеют мощность блока до 1200 МВт, а АЭС 1200—1600 МВт.
- Необходимость осуществлять фильтрацию воздуха, используемого для сжигания топлива.
- Ограничения на типы используемого топлива. Как правило в качестве основного топлива используется природный газ, а резервного — мазут. Применения угля в качестве топлива абсолютно исключено. Отсюда вытекает необходимость строительства недешевых коммуникаций транспортировки топлива — трубопроводов.
Неисправности ПГУ КамАЗ
Осмотр и проверка работоспособности ГПУ проводятся совместно с механизмом сцепления. Регламент проведения манипуляций расписан в документации к каждому автомобилю. Усилитель проверяют на утечки масла, воздуха, контролируют усилия затяжек креплений. Регулируют ход ножного рычага посредством положения сферической гайки, проверяют уровень жидкости в гидравлическом бачке. В случае серьёзных поломок, меняют или делают ремонт ПГУ КамАЗ.
Замена сопровождается манипуляциями:
- Открыть перепускной клапан для выхода воздушных масс;
- Снять пружинный механизм, прижимающий рычаг вала вилки деактивации сцепления;
- Удалить смазку из гидравлического контура;
- Отсоединить патрубки пневматики и гидравлики;
- Снять ПГУ.
Демонтированный ПГУ КамАЗ:
После демонтажа проверяют техническое состояние деталей и узлов ПГУ. Внимание уделяют уплотнениям и зеркалу цилиндра – поверхность без следов механического воздействия. Кроме того, проводится замер внутреннего поперечника на соответствие установленным допускам и посадкам.
Отремонтированный или вновь приобретённый усилитель монтируют на место, выполняя действия в обратном порядке. После монтажа проверяют герметичность гидравлики и пневматики. Для этого заполняют контур жидкостью в необходимом объёме.
Как правило, усилитель работает без проблем от пяти до десяти лет. В случае поломок, целесообразней заменить изделие новым. ПГУ ремонтируют при лёгких или несерьёзных дефектах. Причины отказа ПГУ КамАЗ, возможные неисправности и их устранение выполняются на оборудовании, работниками сервиса.
Часто наблюдаемые поломки:
- Под воздействием масла разбухли резиновые уплотнители, как следствие, заклинило поршень ПГУ;
- Клапан выпуска не пропускает, либо пропускает в недостаточном объёме воздушные массы;
- Наличие в контуре гидравлики пузырьков воздуха, как следствие, провалы в работе ножного рычага.
Некоторые особенности исследования ПГУ двух давлений
О.В. Боруш, П.А. Щинников
Некоторые особенности исследования ПГУ двух давлений
В мировой энергетике все более широко распространяются парогазовые установки на основе различных газовых турбин.
Рис.1. Схема двухвальной ПГУ двух давлений с дожиганием топлива мощностью 345 МВт |
Достаточно широко внедряются ПГУ на базе ГТУ V64.3А (Siemens) в Германии (Ганновер-Линден, Альтбах-Дассау, Дюссельдорф), Доминиканской республике (Сан Педро), Исландии [1]. При этом для двухвальной ПГУ двух давлений в Альтбах-Дассау (Германия), рис.1, использована схема с дожиганием твердого топлива для контура высокого давления. Технические параметры ПГУ следующие: установленная мощность ~ 345 МВт; мощность ГТУ ~ 65 МВт; КПДнетто ~ 45%; параметры пара высокого давления: давление – 240 бар, температура – 540 °С, расход – 247 кг/с; параметры пара среднего давления: давление – 70 бар, температура – 542 °С, расход – 272 кг/с.
На базе ГТУ V94.3А (Siemens) в Великобритании (King’s Lynn) разработана ПГУ мощностью 350 МВт с КПД ~ 55,3%. Мощность ГТУ на уровне 265 МВт. Паровой цикл – трех давлений [2, 3].
На базе той же турбины в Португалии (Tapada do Outeiro) разработана ПГУ мощностью ~ 330 МВт с КПД ~ 54 %. Паровой цикл – трех давлений, рис.2 [4].
Рис.2. Принципиальная тепловая схема ПГУ трех давлений в Португалии (Tapada do Outeiro) |
В Байере (Германия) в 2005 году предполагается пуск ПГУ двух давлений установленной мощностью 561 МВт (мощность нетто ~ 494 МВт) с КПДнетто ~ 53%. Параметры пара высокого давления: давление – 110 бар, температура – 547 °С, расход – 120 кг/с; параметры пара среднего давления: давление – 31,8 бар, температура – 547 °С, расход – 140 кг/с [5].
Рис.3. Газовая турбина W501G фирмы Westinghouse мощностью 250 МВт |
Специалистами корпорации Siemens-Westinghouse разработан проект одновальной конденсационной установки на базе газовой турбины W501G (Westinghouse) установленной мощностью ~ 390 МВт (мощность ГТУ~250 МВт, рис.3) с КПДнетто ~ 58,4 % (ISO). Паровой цикл – трех давлений, рис.4. Удельная стоимость ПГУ ~ 400 $/кВт [6]. На рис.5 показана схема размещения основного оборудования для данной ПГУ.
Рис.4. Продольный разрез паровой турбины трех давлений |
Рис.5. Схема размещения оборудования для одновальной ПГУ: |
На базе газовой турбины W501F (Westinghouse) в США (Тампа, Флорида) разработана ПГУ мощностью 520 МВт с КПД ~ 56%. Паровой цикл – трех давлений с использованием котлов системы Бенсона, рис.6 [7, 8].
Фирмой Alstom разработана и пущена в 2003 году в эксплуатацию одновальная теплофикационная ПГУ в Бразилии (Termobahia). Принципиальная тепловая схема показана на рис.7. Технические характеристики ПГУ следующие: установленная электрическая мощность – 190 МВт; мощность ГТУ (GT24, ABB) – ~160 МВт; мощность паровой турбины с противодавлением (НД1-С, АВВ) – ~30 МВт; отпуск пара технологическому потребителю – 350 т/ч; котел-утилизатор вертикального типа (фирма CMI, Бельгия) с одним уровнем давления; параметры пара за котлом-утилизатором: 12,44 МПа, 568 °С. Общий объем инвестиций – ~230 млн. $ [9].
Рис.6. Макет ПГУ с использованием котлов системы Бенсона, двух ГТУ – W501F (Westinghouse) мощностью 160 МВт каждая и одной ПТУ мощностью 200 МВт |
Рис. 7. Принципиальная тепловая схема ПГУ с производственным отбором пара: |
Крупнейшие кампании-поставщики энергетического оборудования ведут дальнейшее совершенствование газотурбинной техники и технологий, разрабатываются новые паровые турбины, которые должны работать в составе ПГУ. Так, например фирмой Дженерал Электрик (США) разрабатываются паровые турбины мощностью от 50 до 300 МВт на параметры пара 16,5 МПа и 565 °С. Новые ПГУ на базе ГТУ MS9001FB могут иметь КПД на уровне 56…58% [10], а в перспективе 2010 года должны обеспечить КПД на уровне 65…68%.
Вместе с тем, вопросы, связанные с определением рационального профиля ПГУ продолжают оставаться актуальными [11, 12, 13]. Рациональный профиль может определяться на оcнове оптимизации термодинамических параметров. Теоретический цикл бинарной ПГУ двух давлений (расходов) с теплофикационным отбором пара показан на рис.8.
Рис. 8.
Теоретический цикл ПГУ двух давлений в Т-S диаграмме: *, 1, 0, К, 0¢, К* — характерные точки цикла;
Т
вз,
Т
ух,
Т
пв,
Т
– температуры воздуха, уходящих газов, питательной воды, пара на теплофикационном отборе соответственно; D
Т
0, D
Т
н – венхний и нижний температурные напоры на котле-утилизаторе.
При оптимизации параметров бинарной ПГУ ТЭЦ выдерживаются положения первого и второго начала термодинамики.
Количество теплоты, переданное рабочим телом газотурбинной установки (ГТУ), равно количеству теплоты, полученному рабочим телом паротурбинной установки
, (1)
где , – теплота, воспринятая рабочим телом ПТУ и сбросных газов ГТУ соответственно.
Теплота сбросных газов ГТУ, передаваемая пару, кВт
, (2)
где – изобарная теплоемкость газов, кДж/кг×К; – расход газов, кг/с; , – температуры газов на входе и выходе из котла-утилизатора, К; – коэффициент, учитывающий потери теплоносителя.
Ремонт ПГУ КамАЗ своими руками
В случае самостоятельного выполнения работ, манипуляции проводят согласно инструкции. Прежде, выполняют разборку демонтированного устройства в таком порядке:
- Фиксируют заднюю часть остова, используя зажим;
- Выкручивают фиксаторы;
- Демонтируется закрывающий элемент, подводящий воздушные массы;
- Изымается вентиль;
- Демонтируется остов совместно с поршнем контура пневматики;
- Убираются пружинные элементы диафрагмы и поршня контура пневматики;
- Демонтируется перепонка;
- Перебирают: уплотнение, демпфер упора, поршни слежения и деактивации сцепления;
- Демонтируется закрывающий элемент с прокладкой выпуска и перепускным вентилем;
- Задняя часть остова изымается из держателя;
- Убирается кольцо – фиксатор;
- Разбирается стержень клапана;
- Убирается кольцо уплотнения корпуса поршня слежения;
- Разбирается поршень слежения;
- Достаётся уплотнительное кольцо и поршень пневматики;
- Снимается манжета с поршня пневматики.
Регулировка ПГУ КамАЗ
После того, как механизм подвергся переборке, починке, сборке и установлен обратно на место, делают финишную процедуру – регулируют усилитель. Процедура считается выполненной, если толкатель пневматического контура преодолевает расстояние не менее двадцати пяти миллиметров. Меньшее значение ведёт к неустойчивой работе и отключению сцепления. Для тестирования полного хода, ножной рычаг выжимают до упора. В случае, если показатель не на должном уровне, проверяют наличие жидкости в ёмкости главного цилиндра привода сцепления и свободное перемещение. При обнаружении пузырьков воздуха в контуре, массы удаляют.