Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах.

Наливные грузы представляют собой разновидность грузов, для перевозки которых используют специальные виды транспорта (цистерны, танк-контейнеры, автомобили, бункеры). Перевозчики обязаны знать правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах и условия их транспортировки и хранения.

Танк контейнеры используются для перевозки наливных грузов

Классификация

Жидкие грузы классифицируют по следующей системе:

  • наливная продукция пищевой промышленности;
  • сырая нефть;
  • нефтепродукция;
  • химические грузы: все виды лаков и красителей, кислоты, щелочи и сжиженные газы.

Товары, перевозимые наливным способам, подразделяются на группы:

  • опасная продукция, перевозка которой проводится специальным транспортом;
  • неопасная продукция.

Наливные грузы могут быть как опасными, так и безопасными

Нефтеналивной груз

Нефть представляет собой важнейшую индустриальную продукцию. Коэффициент теплоты сгорания в 1,5 раза выше коэффициента сгорания самых качественных сортов угля. Привлекает и ее себестоимость, она в 10 раз ниже, чем для угля.

Среди жидких грузов нефть и продукты нефтепереработки занимают почти 90%. В этот перечень входит не менее сотни наименований. Доставка производится различными видами транспорта, но наиболее эффективен трубопроводный транспорт.

Разработана целая система требований по загрузке и доставке жидких грузов. Если осуществляется перевозка мазута, то:

  • необходимо наличие подогрева подвижного состава;
  • использование специализированных цистерн (бункерных полувагонов);
  • котел цистерн должен быть обустроен двойными стенками.

При использовании морской доставки грузов из одного порта в другой, следует учитывать специфику работы порта для обеспечения безопасности.

Перевозка нефтепродуктов требует особых мер безопасности

Свойства нефтепродуктов

Нефтяные грузы характеризуются рядом специфических свойств. Среди них наиболее значимы: воспламеняемость, электризация, взрывоопасность и ядовитость.

Перевозка наливных грузов может сопровождаться естественной убылью. Этому способствует система факторов:

  • свойства продукции (химические, физические);
  • природные условия (выдувание ветром, испарение);
  • особенности конструкции устройств, применяемых для перевозки.

Поэтому происходит уменьшение первоначального объема товара, теряется качество продукции и загрязняется окружающая среда.

Если проводится открытый налив нефтяной продукции, то возможные потери, связанные с испарением составляют до 0,1% всего объема.

При оказании логистических услуг по транспортировке наливных грузов железной дорогой потери могут составлять до 260 кг.

При перевозке нефтепродуктов железной дорогой потери из-за испарения могут составлять до 0.1% объема

Перевозка

Транспортируются нефтепродукты в вагонах-цистернах, удовлетворяющих определенной системе требований:

  • Они должны иметь нижний слив для разгрузки продукции.
  • Цистерны могут выгружаться с использованием насосных установок, когда слив осуществляют при помощи верхнего люка.
  • Химическая продукция перевозится в специально оборудованных цистернах.
  • Пищевая продукция транспортируется также в особых цистернах.

Битум перевозят в бункерах, снабженных двойными стенками. Загрузка и выгрузка осуществляется на путях, портах и складах, не приспособленных для широкого пользования. Отправка груза сопровождается паспортом качества.

Особенности перевозки наливных грузов по железной дороге

Наливные грузы вносят значительный вклад в общий объем перевозимых по железной дороге товаров. На их долю приходится более 20% российского ж/д грузопотока. После трубопроводного способа транспортировки, перевозка по рельсам признана наиболее безопасной и эффективной для широкого ассортимента жидких веществ.

К наливным относятся грузы с различной вязкостью и плотностью. Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом имеет свои особенности. Грузоперевозчики должны обладать знаниями и умениями, позволяющими исключить утечку опасных веществ и возникновение аварийных ситуаций. В Правилах перевозок, специально разработанных для жидких грузов, четко прописаны условия транспортировки вагонов-цистерн и бункерных вагонов. Рост международных перевозок и создание множества транзитных коридоров для транспорта привели к необходимости адаптации российских правил к аналогичным европейским документам.

Основную массу, достигающую 90% от общего объема наливных грузов, составляют нефть-сырец и всевозможные светлые (керосин, бензин) и темные (мазут, минеральное масло, моторное топливо) нефтепродукты. Оставшиеся 10% приходятся на долю пищевых продуктов (растительные масла, спирт, жир, патока) и продукцию химической промышленности (лаки, щелочи, краски, сжиженные газы). Все наливные грузы подразделяются на опасные и неопасные.

В большинстве случаев перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом организуется в вагонах-цистернах. По причине серьезного износа более половины парка цистерн, они нередко становятся причиной возникновения аварийных ситуаций. Более экономичные и удобные небольшие контейнеры-цистерны становятся эффективной альтернативой объемным вагонам-цистернам. Сегодня в контейнерах-цистернах, обладающих высокой степенью герметичности, разрешено перевозить 2808 наименований опасных грузов из 3500 существующих.

Особенно удобны такие контейнеры для представителей малого бизнеса, занимающихся перевозкой небольших партий жидких грузов. Такая тара позволяет ускорить погрузку и разгрузку и облегчает складские операции. К основным преимуществам этого вида контейнеров относятся:

  • возможность доставки любым видом транспорта: ж/д, автомобильным, водным;
  • возможность перевозки небольших по объему партий;
  • отсутствие необходимости в перегрузке на границе при переходе на другую по ширине ж/д колею.

Контейнеры-цистерны разделяются на виды, предназначенные для перевозки текучих материалов, грузов средней (масла) и высокой (парафин) вязкости. На комплект, сформированный из нескольких контейнеров, может выписываться одна накладная. В последнее время контейнерная перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом становится все более востребованной.

Специализированные цистерны и крытые бункерные вагоны, принадлежащие отправителю, получателю или перевозчику, должны быть технически исправны. Они должны проходить регулярные испытания и полностью соответствовать требованиям нескольких нормативных документов: ГОСТам, правилам эксплуатации, техусловиям.

Перед отправкой цистерны четко маркируются и снабжаются табличками и знаками опасности.

Особые требования предъявляются к процедуре слива и налива. Ряд наливных грузов застывает в процессе перевозки или становится вязким. Битум и олеум затвердевают уже при +60оС. Поэтому иногда перед сливом требуется разогрев цистерны. В зимний период предусматриваются повышенные сроки выгрузки, зависящие от степени застывания и доходящие до 10 часов. Получатели быстро застывающих веществ должны располагать достаточными по мощности средствами для их разогрева. Сливной клапан, которым оборудованы цистерны, перед открыванием тоже необходимо подогреть для предотвращения его поломки.

Правильная классификация наливных грузов признана важнейшим условием обеспечения безопасности при их перевозке. Сейчас разработан специальный алгоритм, позволяющий безошибочно установить классификационный код. Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом должна осуществляться при строгом выполнении определенных условий, на список которых влияют следующие характеристики:

  • воспламеняемость,
  • степень плотности и вязкости,
  • температура застывания,
  • испаряемость,
  • взрывоопасность,
  • электризация,
  • коррозирующее воздействие на металлы,
  • токсичность и экологическая опасность.

Из-за того, что многие нефтепродукты заливаются в цистерны при температуре 75-85оС, а в пути груз остывает и уменьшается в объеме, некоторая часть емкости оказывается свободной. Поэтому для оптимизации загрузки иногда целесообразно охлаждать наливаемый продукт. Снижение температуры на 1оС позволяет освободить объем для 40 кг дополнительного продукта. Расчеты доказывают экономическую целесообразность расходов на предварительное охлаждение перевозимых продуктов.

Взрывоопасные грузы, такие как сжиженный газ и бензин, должны перевозиться в специальных цистернах. Специализированные емкости используются для доставки пищевых продуктов, к примеру молока или растительного масла. Для доставки битума предназначены специальные полувагоны, а для асфальтов, воска и твердых нефтебитумов – крытые полувагоны и вагоны. Конструкция герметичных цистерн, в которых производится перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом, предполагает наличие нижнего сливного прибора или насосных установок для слива через верхний люк.

Особое внимание в наши дни уделяется экологической безопасности транспортировки. Последствия взрыва, разлива нефтепродуктов или утечки сжиженного газа могут нанести катастрофический урон. Быстрая и надежная перевозка жидких грузов ж/д транспортом, осуществляемая логистической , помогает доставить товар по оптимальному маршруту с соблюдением всех условий безопасности. Опытные специалисты помогут заказчику выбрать наилучший способ перевозки для каждого вида наливных грузов, гарантирующий их сохранность и соблюдение сроков транспортировки.

https://bor-ger.ru/articles/perevozka-nalivnyh-gruzov

Кислоты

Кислоты относятся к опасным химическим грузам (соляная, серная). Кислоты опасны тем, что они способны:

  • вызывать химические ожоги;
  • стать причиной взрывов;
  • создать ряд аварийных ситуаций.

Перевозка таких грузов требует соблюдения особых условий транспортировки. Цистерны окрашивают в определенный цвет и снабжаются специальными знаками.

Цистерны с кислотой окрашиваются в яркий предупреждающий цвет

В чем транспортируют жидкие грузы?

  • Главная
  • Полезная информация
  • Статьи
  • Как перевозят жидкие грузы

Жидкие грузы, если они не упакованы в тару, принято перевозить цистернами, преимущественно автомобильными. Они надежны, удобны и пригодны для транспортировки различных жидкостей на любое расстояние. К наливным грузам относят любые жидкости – пищевые продукты, всевозможные химические вещества и составы, нефть и нефтепродукты. Последние по объему перевозок занимают лидирующее место.
Бензин, дизельное топливо, масла – эти продукты нужны повсеместно в больших количествах. Кроме того, что большинство этих жидкостей относятся к опасным, многие из них плохо переносят сильное охлаждение или перегрев. Также попадание внутрь примесей или обычной воды может привести к порче груза.

Химические вещества, спирты, кислоты и другие реагенты – это достаточно агрессивная среда. Их перевозят в специальных надежных герметичных цистернах, которые должны полностью исключать утечку или попадание внутрь посторонних материалов.

Отдельная категория – сжиженные газы (метан, аммиак, пропан, бутан и т.д.). Это также опасные вещества, требующие не только герметичности, но и специального оборудования. Поскольку газы, как известно, сжижаются под воздействием давления и низких температур.

Жидкие пищевые продукты также могут перевозиться в цистернах. Растительные масла, молоко, соки и другие напитки или продукты. Здесь самое важное – соблюдение санитарно-гигиенических норм. Перед каждым рейсом цистерны должны тщательно очищаться и обеззараживаться. Безусловно, для большинства пищевых продуктов важен температурный режим.

Спирты

Характеристика наливных грузов, содержащих спирт:

  • огнеопасность;
  • большая токсичность;
  • взрывоопасность;
  • способность накапливать статистический ток;
  • наличие наркотических свойств;
  • способность к расширению.

Логистические услуги по перевозке винного спирта осуществляются в цистернах, вместимость которых составляет 50 куб.м. При увеличении температуры спирт расширяется, а при понижении сжимается. Поэтому необходимо наличие специальной отметки на внутренней части колпака. Наносится линия высоты налива. Превышать ее разрешается не больше 15 см.

Перевозка спирта осуществляется в специально предназначенных для этого цистернах

Перевозка жидкой пищевой продукции

Растительные масла представляют один из видов наливной продукции и характеризуются:

  • способностью поглощать запахи;
  • окисляются и теряют свои качества;
  • обладают высокой температурой загорания, составляющей около 240⁰С;
  • для большинства масел характерно застывание при незначительном понижении температурных показателей (-10 и до — 16⁰С).

Исходя из таких характеристик, перевозка масел осуществляется в специальных цистернах, имеющих нижний слив.

Жиры представляют собой груз с высокой степенью вязкости. Поэтому перед сливом требуется провести ее разогрев.

Наливные товар перевозятся с соблюдением нужной температуры. Некоторые виды продукции могут превратиться из жидкого состояния в твердое (шоколад, парафин). Разработана система требований к способам перевозки жидкой пищевой продукции.

Для перевозки пищевой продукции используется цистерна с нижним сливом

Перевозка пищевых наливных грузов

Перевозка наливных грузов

К перевозке пищевых наливных грузов относится перевозка жидких грузов таких, как патока, перевозка растительных масел, перевозка молока, перевозка вина и виноматериалов, а также других жидкостей, применяемых для приготовления продуктов. Наливные перевозки пищевых продуктов имеют такие особенности, как неукоснительное соблюдение санитарных норм и температурного режима в пути следования. Емкости, в которых выполняется перевозка жидких грузов должны не только соответствовать данному типу груза, но и быть предельно чистыми. В нашей компании все эти моменты учтены, и мы всегда подаем под погрузку только предварительно очищенные автоцистерны.

Перевозка опасных наливных грузов

Перевозка опасных наливных грузов

К перевозке опасных наливных грузов можно отнести, в первую очередь, перевозку азотной, серной кислоты, плавиковой кислоты, соляной кислоты и других кислот, перевозка спирта, нефтехимии, перевозка ГСМ, перевозка нефти, перевозка опасных отходов. Перевозка опасных наливных грузов выполняется с соблюдением правил доставки опасных веществ и с применением соответствующего транспорта.

Танк-контейнеры

Доставка жидких грузов морским транспортом не менее эффективна. Продукция поступает в порт, а потом с помощью автомобилей и железнодорожных цистерн доставляется в конечные пункты для дальнейшего хранения. Наиболее часто при транспортировке используют танкеры. Выгодно тем, что при большей грузоподъемности судна отмечается низкая стоимость перевозок из порта в порт.

Автоперевозки осуществляются при помощи специальных танк-контейнеров. В него вставляют емкость и заполняют ее. Танк-контейнер это цистерна, огражденная конструкцией из металла. У него габариты контейнера и определенные крепежные элементы.

Цистерны могут быть разделены на отдельные отсеки, что дает возможность транспортировать одновременно различные виды жидкостей. Перевозить наливные грузы танк-контейнерами гораздо удобнее, так как нет необходимости перекачивать жидкость, а просто выполняется перегрузка танк-контейнера или флекси-танка. Доставка грузов в контейнерах значительно проще.

Перед использованием специальных цистерн, бункерных вагонов и танк-контейнеров должна быть организована система проверок их технической исправности. Необходимо проводить регулярные испытания на соответствие требованиям ГОСТам, техусловиям и правилам эксплуатации. При морском способе доставки порт должен быть оборудован специальной техникой для разгрузки жидких грузов.

При транспортировке наливных грузов требуется соблюдать особые условия системы безопасности. Этому способствует правильная квалификация продукции. Ведь малейшее несоблюдение мер защиты может привести к чрезвычайно опасной ситуации: взрыву, пожару или отравлению.

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах.

В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.

Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.

Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.

Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:

вагонов — грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им;

контейнеров — грузоотправителями.

Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются, плата за их пользование не взимается. Факт подачи непригодных вагонов, контейнеров удостоверяется актом общей формы, составляемым в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Перевозчик при подаче на железнодорожный путь необщего пользования груженных вагонов в порядке сдвоенных операций определяет техническую пригодность таких вагонов под погрузку конкретного груза.

55.Классификация опасных грузов. Особенности оформления документов при перевозке опасных грузов.

К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производств и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определённых факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:

класс 1— взрывчатые вещества и изделия (ВМ); цвет фона знака опасности – оранжевый.

подкласс 1.1- взрывчатые вещества и изделия с опасностью взрыва массой;

подкласс 1.2- взрывчатые вещества и изделия, не взрывающиеся массой , но характеризующиеся;

подкласс 1.3- взрывчатые вещества и изделия, пожароопасные, не взрывающиеся массой;

подкласс 1.4- взрывчатые вещества и изделия не представляющие особой опасности;

подкласс 1.5- взрывчатые вещества и изделия очень не чувствительные;

подкласс 1.6- взрывчатые вещества и изделия, чрезвычайно низкой чувствительности.

класс 2 – газы; цвет фона знака опасности – красный.

подкласс 2.1- воспламеняющиеся газы ( горючие );

подкласс 2.2- не воспламеняющиеся, не ядовитые вещества;

подкласс 2.3- ядовитые газы.

класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4.1 — легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ); самореактивные вещества и десенсибилизированные взрывчатые вещества;

символ (пламя)- чёрный; фон- белый с семью вертикальными красными полосами; цифра 4 в нижнем углу;

класс 4.2 – самовозгарающиеся вещества ( СВ ); символ(пламя)- чёрный; фон- верхняя половина белая, нижняя красная;

цифра 4 в нижнем углу;

класс 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

символ (пламя)- чёрный или белый; фон- синий; цифра 4 в нижнем углу.

класс 5.1 — окисляющие вещества (ОК)

символ(пламя над окружностью)- чёрный; фон- жёлтый; цифры 5.1 в нижнем углу.

класс 5.2 — органические пероксиды (ОП);

символ(пламя)- чёрный или белый; фон- верхняя половина- красная, нижняя- жёлтая; цифры 5.2 в нижнем углу.

класс 6.1 – ядовитые (токсичные) вещества (ЯВ);

символ(череп и скрещенные кости)- чёрный; фон- белый; цифра 6 в нижнем углу.

класс 6.2 – в нижней половине знака могут иметься надписи «ИНФЕКЦИОННОЕ ВЕЩЕСТВО»и «В СЛУЧАЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ УТЕЧКИ НЕМЕДЛЕННО УВЕДОМИТЬ ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» (ИВ);

символ(три полумесяца наложенные на окружность) и надписи- чёрные; фон- белый; цифры 6 в нижнем углу.

класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);в зависимости мощности эквивалентной дозы излучения на поверхности радиационные упаковки делятся на три транспортные категории и четыре группы опасных грузов.

для грузов транспортной категории – 1; фон – верхняя часть- белая, нижняя –белая; цифра 7 в нижнем углу;

для грузов транспортной категории –2 и 3; фон – верхняя часть- желтая, нижняя –белая; цифра 7 в нижнем углу;

класс 8 — едкие (коррозионные вещества) (ЕК);

символ(жидкости, выливающиеся из двух пробирок и поражающие руку или металл)- чёрный; фон- верхняя половина белая, нижняя чёрная с белой каймой; цифра 8 в нижнем углу.

класс 9 — прочие опасные вещества и изделия; символ(семь вертикальных чёрных полос в верхней половине)- чёрный;

фон- белый; подчеркнутая цифра 9 в нижнем углу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: