Зил 131 пожарка. ЗИЛ пожарный: преимущества, технические характеристики, разновидности автоцистерны. Технические характеристики пожарной машины

Геннадий Бабарика и Александр Говоруха Фото завода-производителя, Р. Данилова, М. Шелепенкова, Д. Кирюшина, А. Говорухи, И. Жукова, М. Чернявского и из архива авторов

30 апреля – День пожарной охраны

В модельном ряду пожарных машин, созданных на Московском карбюраторном заводе и Заводе имени И. А. Лихачёва, без инсайдерской информации разобраться непросто. Даже с учётом непродолжительной истории выпуска пожарной техники на этих предприятиях. К тому же в цехах ЗИЛа с 2008 года размещалось ЗАО «ПО «Спецтехника пожаротушения». Мы попытаемся представить более-менее полную картину выпуска пожарных машин в разные годы.

Первые модели противопожарной техники были собраны на МКЗ в мае 1993 года, а массовый выпуск и разработка новых машин начались на ЗИЛе в июне 1998 года. К основной продукции завода добавилась специальная техника, выпуск которой ранее не предполагался, – в основном это пожарные автоцистерны. Экономическая ситуация в стране изменилась, и новые условия заставили предприятия заняться новым видом деятельности.

Индексная путаница

Кроме ведомственного обозначения, например АЦ-3,2-40, пожарные машины, созданные на МКЗ да и на ЗИЛе, в первые месяцы не имели собственного индекса. Получается, что идентифицировать пожарную машину могли только заводские специалисты по элементам конструкции, комплектации и модификации базового шасси. Привычный для остальных производителей пожарных машин номер модели, значивший всё, на ЗИЛе вынужденно стали присваивать формально, но это не внесло ясности, так как машины МКЗ и ЗИЛа совпадали.

В истории завода им. Лихачёва есть примеры, когда под одинаковым обозначением строились разные машины. Это объяснялось тем, что ЗИЛ – завод массового производства автомобилей. За моделью, принятой к производству, закрепляли номер, разрабатывали полный комплект конструкторской и технологической документации, оснастки и т. д. Когда модель отклоняли (не шла в производство), то номер использовали для другой машины, упрощая себе жизнь, так как каждый новый номер надо согласовывать с НАМИ.

Бытовала информация, что заводу выделяли ограниченное количество номеров, но полагаем, что эта проблема для известного предприятия надуманная, так как на дефицит номеров здесь не жаловались. Весомей оказалось то, что в рыночных условиях за закрепление и госрегистрацию каждого нового номера модели необходимо платить деньги, и немалые.

Первое время ЗИЛ даже работал по сертификату Московского карбюраторного завода, благо, преемственность между предприятиями полная. Заметим, что для внутреннего производственного использования кроме основного положенного цифрового шестизначного номера модели шасси имелся десятизначный номер потребительской комплектации изделия, в котором учтено всё, включая состав ПТВ. Привычную для ЗИЛа систему обозначения продукции не нарушили и с выпуском новых, не характерных для завода изделий. Если требования заказчика менялись, то тут же создавалась новая потребительская номерная комплектация. Номер модели формально необходим для оформления ТУ, МВК и формуляра. В процессе выпуска машину модернизировали, вносили изменения, тем не менее номер модели оставался прежним! С опытными образцами и вовсе не церемонились, нет серийного производства, значит, не нужны документы и номер модели.

Перечень типов освоенной предприятиями пожарной техники невелик, их всего шесть: АЦ – автомобиль общего применения, АА – аэродромный автомобиль, АЦУ – автомобиль упрощённого типа, АД – автомобиль дымоудаления, АГДЗ – автомобиль газодымозащиты, МЛПК – малый лесопатрульный комплекс.

ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева

ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева

Крепкий хозяйственник

Если в поисковой строке любого интернет-браузера ввести ЗИЛ-131, то после трех-четырех фотографий обычного бортового грузовика обязательно обнаружится машина с «кузовом универсальным нормальных габаритов» (КУНГ). Первоначально на ЗИЛы монтировались подобные кузова от предшественника с индексом 157, но с середины 60-х в серию (разработчик – 38-й опытный завод) пошли обитаемые К-131 и КМ-131. Если говорить современным языком, то это были производственные модули, которые можно было монтировать как на грузовики, так и на прицепы. Основная задача кунгов заключалась в обеспечении более или менее сносных условий жизни и работы нескольких членов экипажа в тяжелых климатических условиях. Диапазон рабочих «забортных» температур составлял 1000 С (от +50 до -50), а максимальная высота над уровнем моря, куда мог забраться ЗИЛ-131 с таким кузовом, – более 4,5 км. Естественно, модуль был защищен от радиоактивной пыли фильтровентиляционными установками серии ФВУА, для отопления над кабиной располагались отопители типа ОВ, а панели герметичного кузова представляли собой сэндвичи из алюминия, фанеры и армированного пенопласта.

Интересно, что, кроме 38-го завода, разработкой модификаций кунгов занимались в кузовном отделе Всесоюзного (сейчас он Всероссийский) проектно-конструкторского и технологического института мебели, который относился к Министерству лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР. Во многом это был дом на колесах, которых в Советском Союзе для гражданских не делали, способный на какое-то время защитить жителей от последствий ядерной или химической войны. О том, сколько модификаций пережили фургоны типа К-131 и КМ-131 за 40 лет выпуска, какое оборудование в них монтировалось и где они выпускались, писать решительно невозможно, так как формат статьи по объему перейдет в книжную главу. Упомяну лишь, что кунги стали основами для техники радистов, зенитчиков, и, конечно, армейских инженеров с ремонтниками. Системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ включали в себя ЗИЛ-131 с мастерскими технического обслуживания МТО-70 и МТО-80, которые со временем обзавелись множеством узких специальностей. К примеру, МТО-4ОС предназначался для ремонта тяжелой 4-осной техники, а артиллеристам с танкистами полагались, соответственно, МТО-АР и МТО-БТ.

Один из вариантов модернизации ЗИЛ-131 с интегральным оперением и плоским остеклением

Среди экзотики можно выделить машину МЭС, служащую для ремонта электрики, инфракрасной и навигационной техники бронетанковых войск. В комплексах ПАРМ также были и традиционные бортовые ЗИЛ-131 с двухосными прицепами ПТ-1 и ПТ-2, получившими общее имя АТ-1. В общем, ЗИЛ-131 стал базой для бесчисленного множество ремонтных машин, занятых в восстановлении всей без исключения гаммы вооружений советской армии.

Класс грузоподъемности ЗИЛ-131 позволил разместить достаточно объемные топливные цистерны, самой крупной из которых стала машина АТЗ-4,4-131, в которую входило 4400 литров солярки, керосина или бензина. В общей сложности такая цистерна на колесах позволяла обслуживать одновременно четыре потребителя. Родственные функции машины РХБЗ, только в цистернах у таких ЗИЛ-131 были жидкости для дегазации, дезактивации и дезинфекции. Примечательно, что многие кузова изготавливались на предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения. Для войск химзащиты выпускали обмывочно-нейтрализационную 8Т311М, дезинфекционно-душевую ДДА-3, авторазливочную АРС-14 и дегазационно-воздушный комплекс АГВ-3У на базе сразу четырех ЗИЛ-131.

Опытная техника

В материале «Капотный ЗИЛ-131: история и поиски идеала» уже упоминались экспериментальные образцы техники на базе ЗИЛ-131, но для полноты картины не хватает нескольких штрихов.
Пожалуй, одним из немногих родов войск, где 131-й получил ограниченное применение, стали инженерные войска. Во многом это обусловливалось относительно небольшой грузовой платформой и умеренной грузоподъемностью. Все-таки для военных инженеров требовалась техника посерьезнее, поэтому многие ЗИЛ-131 не вышли из разряда опытных. Таким был эвакуатор легкой техники 38М2, способный тянуть за собой в полупогруженном состоянии неисправный «уазик». А вот об одном интересном эксперименте стоит рассказать подробнее. В 1969 году стартовала секретная программа «Разработка навесного автомобильного оборудования для отрытия котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля», которую курировали одновременно министерства обороны и автомобильной промышленности. В этом же году на заводе ЗИЛ изготовили три опытные машины, получившие шифр «Периметр».

Опытный ЗИЛ-131П за работой

На таких ЗИЛ-131 к раме сзади крепился нож бульдозерного типа, который на трех машинах различался толщиной: 10, 12 и 14 мм. Для подъема-опускания отвала была предусмотрена гидравлическая система. Естественно, вся эта конструкция весила немало и сразу на полтонны снижала грузоподъемность машины. Особенностью конструкции был прорезиненный фартук, который крепился к ножу. Механика работы «Периметра» была следующая: нож опускался на грунт, и машина медленно двигалась вперед, соскребая верхний слой почвы, который, в свою очередь, оказывался на фартуке, волочащимся за ЗИЛом. Когда необходимый слой был снят, водитель поднимал нож, а с ним и фартук, тем самым стряхивая собранный грунт. Испытания на базе инженерного ЦНИИ №15 показали, что машина, конечно, оригинальная, но её трансмиссия не была приспособлена к таким тяжелым нагрузкам и часто выходила из строя. При этом ЗИЛ-131П «Периметр» должен был работать не только для самоокапывания, но и над созданием укрытий для бронированной техники и артиллерии. Анализ доступной литературы по этому проекту говорит о высоком уровне секретности разработки (а может быть, забвения): авторы приводят разные даты испытаний, а фотографии машины до сих пор непросто найти.

Также без перспективы серийного производства осталось машина ЗИЛ-131Г, разработанная в 1968 году для боевой работы в условиях зараженной местности. Сложности в этом проекте начались, естественно, с герметизации кабины грузовика – защитить фактически гражданскую модель от пыли и газов оказалось непросто. Все отверстия закрыли чехлами-гармониками, а открывающиеся части дополнительно оборудовали резиновыми уплотнителями. Сварные швы промазали герметиками. От опускаемых стекол пришлось отказаться – на их место встали съемные оконные щитки, а для поддержания избыточного давления предполагалось установить фильтровентиляционную машину ФВУ-75.

Металлический полунаплавной мост «Пролет», установка которого планировалась на несколько сантиметров ниже уровня воды, должен был в конце 60-х годов перейти на базу машин ЗИЛ-131. Его приняли на вооружение, и в составе парка было 42 грузовика, но сложность и дороговизна изготовления поставила крест на армейских перспективах техники. С темой переправы связан ЗИЛ-131 модели КМС (комплекс мостостроительных средств), которая перевозила за кабиной одну из пяти частей сваебойного понтона тяжелого парка ТПП. В боевых условиях расчет парома (а это 47 человек) приводил технику в рабочее состояние за 15-20 минут и возводил сваи на водном объекте со скоростью 3-5 штуки в час.

ЗИЛ-133

Теперь немного о гражданских экспериментах Завода имени Лихачева. Самым парадоксальным автомобилем серии ЗИЛ-131 стал… ЗИЛ-133. Во-первых, непонятно, почему у самосвала индекс оказался вдруг 133, а, во-вторых, сама концепция самосвала, задирающего свой кузов на несколько метров вверх, уже вызывает вопросы. Несмотря на то, что использовалась база полноприводного грузовика, передний мост был лишен карданного вала, а сама машина получила мудреное наименование «самосвал с предварительным подъёмом платформы». Неизвестно, о чем размышляли в начале 60-х годов инженеры ЗИЛа, когда заявляли для такой машины грузоподъемность сразу в 7 тонн! Представьте себе, насколько поднимется центр тяжести машины, опрокидывающей полный кузов в железнодорожный вагон – тут для заваливания всего грузовика хватит пары неловких движений. Это, в общем, и стало причиной списания разработки в разряд неудачных.

Много ЗИЛ-131 осталось захороненными в окрестностях Чернобыля

В 1971 году в Конаковском лесном хозяйстве на испытания вышел опытный лесовоз ЗИЛ-131Л с прицепом-роспуском ГКБ-Э9335, отличающийся от серийных машин коробкой отбора мощности для привода лебедки. Грузовик предполагалось нагружать пятью-семью тоннами леса, что оказалось неподъёмным для экспериментального прицепа. Он постоянно выходил из строя и требовал усиления конструкции. Да и сам ЗИЛ-131, честно говоря, был слабоват для такой работы. Поэтому тему под индексом Л оставили, а выход нашли в увеличении выпуска минских лесовозов на основе МАЗ-509.

С оружием за кабиной

Чтобы понять, насколько ЗИЛ-131 древний, просто представьте, что на его базу устанавливали вариант легендарной «Катюши» БМ-12НММ. Случилось это в 1966 году, и до начала 90-х годов реактивная установка применялась в армии в качестве средства пристрелки учебных полков. Это была последняя модификация легендарного оружия Победы. Позже на ЗИЛ-131 появились привычные нам «Грады» с 36-ю направляющими, которые, однако не получили особого распространения в армии. Все-таки платформа тяжелого «Урала» была крепче и лучше выдерживала залповые перегрузки.
Еще одной стезей ЗИЛ-131 в Советской Армии стала транспортировка ракет для многочисленных комплексов ПВО – С-125М «Нева-М», С-75М3 «Волхов», 2К12 «Куб-М1» и их модификаций.

Машины для праздника

Вьетнамский гантрак для войны

С Афганистана пошло веяние установки на шасси 23-мм автоматической пушки ЗУ-23-2, которые получило новое дыхание в Чечне, на Украине и во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке. Но настоящее чудо показали в 2020 году украинские инженеры, одев старенький ЗИЛ-131 в стальной панцирь. Так родился MRAP «Варта 6х6» со всеми атрибутами современного бронированного транспортного средства – V-образным днищем и взрывозащищенными сиденьями для 12 пассажиров и 2 членов экипажа. О дальнейшей судьбе разработки ничего не известно, скорее всего она так и осталась в единственном экземпляре.

Та самая «Катюша» на ЗИЛ-131

Украинская «Варта» — еще одно прочтение ЗИЛ-131

Еще немного экзотики. Пожарный ЗИЛ-131 АГВТ100. Реактивный двигатель ВК-IА создавал мощную газовую струю, которая смешивалась с водой и достаточно эффективно тушила горящие месторождения углеводородов
Даже в цикле статей невозможно детально рассказать обо всех нюансах истории легендарного капотного ЗИЛ-131. За рамками осталась пожарная техника, передвижные кухни, доставщики хлеба и еще много чего. 131-я машина постепенно уходит в историю, а вместе с ним и память о некогда великом автомобильном заводе имени Лихачева, который на излете карьеры машины предпринимал робкие попытки создания преемника.

Изделие N176 ЗИЛ-4972 «Техничка» – «Караван»

Суть концепции новой серии грузовиков повышенной проходимости, первый прототип которых назывался ЗИЛ-132К, заключалась в том, чтобы совместить трансмиссию и ходовую часть специального автомобиля серии «Синяя птица» ЗИЛ-4906/49061 с кабиной и рамой обычного серийного грузовика ЗИЛ. В октябре-ноябре 1992 года было завершено изготовление первого образца шасси ЗИЛ-132К, разработанного под руководством ведущего конструктора М.И. Сугробова. В отличие от «Синей птицы», новый внедорожник больше не был плавающим, но например, по сравнению с ЗИЛ-131, у него ощутимо улучшились проходимость и маневренность. Интересно, что индекс ЗИЛ-132 ранее носило несколько различных опытных трехосных автомобилей 60-70-х годов с равно расположенными по базе мостами.

Кабина (от автомобиля ЗИЛ-4331) — трехместная. Впоследствии для грузовой машины сделали двухрядную, двухдверную, семиместную кабину. Оперение кабины (крылья, капот и облицовка радиатора) представляло собой общий блок, откидывающийся вперед. Система отопления кабины — воздушно-жидкостная, с отбором тепла от системы охлаждения двигателя. Вентиляция осуществлялась через заборник воздуха вентилятором системы отопления, через люк крыши, поворотные форточки и опускные стекла дверей. Кабина оснащалась трехщеточным стеклоочистителем с электроприводом.

В конце 1992 года новое шасси прошло испытания, доказав свою жизнеспособность, а в 1993-м году завод предложил семейство выполненных на данной агрегатной базе автомобилей. В него входили четыре модификации: ЗИЛ-4972 с кузовом-фургоном КУНГ для бригад спасателей, ЗИЛ-4973 с «бункеровозным» подъемником от «Синей птицы», имевшим боковую разгрузку, ЗИЛ-4974 — фургон-КУНГ для ремонтных бригад энергетиков и ЗИЛ-4975, бортовой грузовик с краном-манипулятором, установленным позади платформы.

Партии машин были изготовлены по заказу Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям (позднее — Министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС), Министерством гражданской авиации, РАО ЕЭС. В ходе многочисленных испытаний в тяжелых условиях движения ЗИЛ-4972 показал заметное превосходство над одними из лучших по опорной проходимости многоцелевыми автомобилями, в том числе и над гусеничной техникой. Точно так же, как и на «Синей птице», на ЗИЛ 4972 при движении по мягким почвам колеса задней оси идут практически по траектории передних, что обеспечивает проходимость, недосягаемую вездеходам с одной управляемой осью.

В соответствии с планами заинтересованных сторон, которым, к сожалению, не суждено было сбыться, серийный выпуск ЗИЛ-4972 предполагался на уровне почти 2 тыс. автомобилей в год. Для реализации этого проекта был задействован Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА), согласившийся осваивать производство новых машин. 30 марта 1992 г. на техническом совещании, проходившем на ПО ЗИЛ, было принято решение об учреждении АО «Вездеход ГВА», задачами которого являлись: согласование комплектации поисковых машин с заказчиком, контроль своевременного поступления конструкторской документации на ПЗРА и реализация готовых изделий заказчику.

Всего с 1995 по 1999 г. на ПЗРА изготовили около 40 автомобилей ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497205, которые в течение ряда лет эффективно использовались в подразделениях МЧС, РАО «ЕЭС России», Министерства путей сообщения, в нефтегазовом комплексе при аварийно-спасательных, восстановительных работах и для доставки ремонтных, спасательных групп и спецоборудования в условиях бездорожья.

К сожалению, с начала 2000-х гг. и МЧС, и РАО ЕЭС потеряли интерес к колесным вездеходам ЗИЛ-4972. Ни новых заказов, ни обещанных средств на освоение полноценного серийного производства ПЗРА и АМО ЗИЛ более не получали.

Представленный в данном проекте КБ Смирнова редчайший грузовой всепроходимый автомобиль был найден в Ярославле. Машина с первых дней своей жизни числилась на службе в МЧС в качестве специального автомобиля, который был предназначен для оперативной доставки спасателей и специального оборудования в районы чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в том числе в труднодоступные места, для обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ и после окончания срока службы была приобретена предыдущим владельцем в личное пользование в хорошем состоянии и небольшим пробегом.

Согласно замыслу заказчика, данный вездеход шел в дополнение к основному, так называемому «штабному», как автомобиль технического сопровождения с однорядной, двухдверной кабиной и кунгом, оснащенным для перевозки оборудования необходимого для осуществления техпомощи в экспедиции, а также большого количества инструмента и вспомогательных устройств, согласно требованиям технического задания заказчика.

Кабина автомобиля была забронирована.Был изготовлен и установлен специализированный экспедиционный кунг повышенной прочности. В нем было размещено все экспедиционное оборудование, кунг был разделен на отсек для транспортировки и загрузки снего-болотохода типа ARGO, отсека для перевозки экскаватора типа «Смирновец» и множество дополнительных отсеков для хранения экспедиционного инструмента в составе 307 единиц, которое предназначалось для выполнения поставленных задач. Ведь вдалеке от населенных пунктов, где могут проводиться экспедиции, практически нет ремонтных мастерских специализирующихся на грузовом вездеходном транспорте.

Дополнительные машины, инструмент и оборудование используемые в данном автомобиле, позволяют сделать возможности автомобилей проекта «Караван» амфибийными, вседорожными, автономными и ограниченными только выбором направления движения.

Как мы уже неоднократно упоминали, для ЗИЛ — 4972 нет равных в условиях бездорожья даже среди гусеничных вездеходов, поэтому трудно представить для него другого напарника в караване, нежели второй ЗИЛ-4972 для этого тандема королей бездорожья.

По автомобилю в данный момент продолжаются подготовительные работы. На данный момент в КБ Смирнова находятся на хранении автомобили проекта «Синяя Птица» как прошедшие глубокую модернизацию, так и законсервированные для последующих проектов, для воплощения самых смелых замыслов заказчика.

Технические характеристики:

  • Длина, мм – 9400;
  • Ширина, мм – 2550;
  • Высота, мм – 3550;
  • Масса, кг – 9700;
  • Максимальная скорость, км/ч – 75;
  • Грузоподъемность, кг – 4000;
  • Двигатель – дизельный;
  • Объем двигателя, см3 – 8740 ;
  • Мощность, л.с. – 185;
  • Кол-во цилиндров – 8;
  • Клиренс, мм – 585;
  • Годы выпуска – 1992-2002;
  • Тираж, экз. – 38 (42);
  • Год выпуска – 1995.

Опытные образцы АМО ЗИЛ на шасси ЗИЛ-4331

Производство пожарных машин на ЗИЛе началось в 1998 году с изготовления опытных образцов, частично разработанных ещё на МКЗ. За 1998–1999 годы изготовили три опытных образца первой пожарной машины АЦ-3,2-40: первый с бензиновым двигателем 508.10 и белой облицовкой, второй с бензиновым двигателем 509.10 и третий с дизельным двигателем в конце 1999 года, вторая и третья машины с красной облицовкой радиатора.

О месте изготовления первого опытного образца у самих зиловцев нет единого мнения. По одной информации, опытный образец АЦ-3,2-40 с двигателем 508.10 собрали на МКЗ, а складные двери отсеков автомобиль получил на ЗИЛе. По другой информации, машину полностью собрали на ЗИЛе. Вот и разберись, кто тут прав.

Самый первый опытный образец 1998 г. с двигателем 508.10 после подконтрольной службы в ПЧ 97 Москвы вернулся на ЗИЛ. В процессе эксплуатации облицовку радиатора на машине заменили

Для развёртывания работ по серийному выпуску и проектированию новых моделей пожарных машин группу конструкторов-разработчиков пожарной техники во главе с главным конструктором МКЗ Е. Д. Гусевым переселили в помещение ОГК СТ на ЗИЛе. КБ МКЗ насчитывало всего 7 человек: Е. Д. Гусев, Ю. Н. Лютров, А. В. Григорьев, И. А. Лукьянов, В. А. Фалеев, О. Ю. Пылёва, Л. И. Щёлокова. На усиление испытательной и производственной служб ОГК СТ направили мастера Е. И. Майкова, токаря В. В. Иванова, наладчика станков с ЧПУ П. А. Колесникова и фрезеровщика И. М. Паршина. Они занялись освоением серийного производства АЦ-3,2-40 на шасси семейства ЗИЛ-4331, а в это время остальная часть ОГК СТ занялась проектированием автоцистерны на шасси ЗИЛ-530104, их предыдущих наработок МКЗ.

Как уже говорилось, присвоение номера модели началось на ЗИЛе. К ведомственному обозначению АЦ-3,2-40(433104) добавили сокращённое слово «мод.» с трёхзначным числом 001 и две буквы через дефис, обозначающие производителя ММ (АМО ЗИЛ и МКЗ). Первые серийные пожарные машины поступали в пожарные части Москвы и региона, а с увеличением выпуска – по стране.

С 1998 г. под обозначением мод. 003-ММ шла бензиновая машина с двигателем ЗИЛ-508.10 (150 л.с.), серийно собиравшаяся на конвейере. Позже, в 1999 г., извещением в строке ТУ поменяли базовое шасси ЗИЛ-433114 на ЗИЛ-433104М. Образец 2000–2001 гг. АЦ-3,2-40 (433104) мод.003-ММ – на ВВЦ

Внешне отличить АЦ-3,2-40 мод. 003-ММ от АЦ-3,2-40 мод. 004-ММ практически невозможно. Различие состоит в двигателях и составе ПТВ. Немалое количество машин выпустили по условиям тендеров с особыми требованиями заказчика по составу ПТВ, системе отопления, насосу НЦПК и двум рукавным катушкам и др. Тендерные машины собирали с насосом нормального давления ПН-40УВ или варгашинским НПЦ-40/100.

Углубляясь в тонкости заводского обозначения шасси и изделий на их базе, удалось выяснить, что на шасси ЗИЛ-433115 с двигателем ЗИЛ-508.10 (150 л.с.) строилась пожарная машина АЦ-3,2-40(433114) мод. 003-ММ, но впоследствии сменившая базовое шасси на ЗИЛ-433104М и обозначение на АЦ-3,2-40(433104) мод. 003-ММ. А вот модель 004-ММ следовало бы обозначать АЦ-3,2-40 (433124) мод. 004-ММ, так как у автомобиля с двигателем ЗИЛ-509.10 (175 л.с.) шасси обозначалось ЗИЛ-433125, а изделие на его базе соответственно ЗИЛ-433124. Но с 2004 г. шасси с двигателем ЗИЛ-509.10 и коробкой передач со смоленской КОМ, установленной вместо верхней крышки, стали обозначать ЗИЛ-433115. Поэтому более поздняя модель 005-ММ уже обозначалась АЦ-3,2-40/4 (433114) мод. 005-ММ.

АЦ-3,2-40/4(433114) мод. 005-ММ, модернизированная в 2004 г.

Технические характеристики

Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:

Технические характеристики

  • Мощность мотора — 110 л. с.
  • Максимальная скорость езды — 90 км/ч.
  • Длина напорных рукавов — 348 м.
  • Площадь тушения пеной средней кратности — 83 м².
  • Производительность насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Число ручных стволов — 6 шт.
  • Запас напорных рукавов — 18 шт.
  • Топливный бак — 150 л.
  • Расход топлива на 100 км — 41,5 л.

Габариты:

  • длина — 7680 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота — 2780 мм.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-131:

Пожарная автоцистерна

  • Объем цистерны — 2400 л.
  • Емкость пенобака — 150 л.
  • Мощность двигателя — 150 л. с.
  • Наибольшая скорость — 80 км/ч.
  • Емкость топливного бака — 170 л.
  • Объем тушения — 125 м³.
  • Подача насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Расход воды в лафетном стволе — 19 л/с.
  • Расход горючего на 100 км — 40 л.

Среди параметров транспортабельности АЦ-40(131)-137 выделяется высота, которая без учета боевого расчета, воды и пенообразователя в транспортном положении достигает 2950 мм.

Сколько весит

Вес пожарного ЗИЛа с полной нагрузкой составляет 9,6 т. Учитывая надстройки противопожарного оборудования, общая масса доходит до 11 т.

Опытные образцы для Москвы

При проектировании пожарных автоцистерн, конечно, не обошлось без опытных образцов и вариантов исполнения. Некоторые образцы сохранились не только на фото, но и в металле. Как правило, опытные машины проходили подконтрольную эксплуатацию в ПЧ Москвы и региона. Неоднократно машины возвращались на завод для ремонта, некоторые оставались навсегда, а многие до сих пор в боевых расчётах.

Опытный образец АЦ-60/6 с пожарным насосом Magirus NH-40

Автомобиль газодымозащиты

Наряду с пожарной автоцистерной на ЗИЛе изготовили специальный автомобиль газодымозащиты – АГДЗ. Габариты кузова не изменились, а внутреннего пространства хватило для размещения оборудования – переносных электродымососов, катушек с силовым электрокабелем, пологов для герметизации, дыхательных аппаратов, переносных прожекторов и пр. Для привода вентиляторов вместо пожарного насоса установлен электрогенератор с щитом управления. На крыше в специальном ящике разместили опорные стойки и прочее оснащение. На задней стенке кузова – осветительная мачта с пневмоприводом.

АГДЗ (4331) создан на базе кузова серийной автоцистерны

Попытка произвести модернизацию АЦ-3,2-40 привела к экспериментам с насосом и смене конструкции кузова (он стал ниже, оборудован шторными алюминиевыми дверьми отсеков фирмы ВИЛС, стационарными подножками вдоль борта). На машине несколько раз меняли типы насосов и остановились на НЦПК-40/100-4/400В1Т. Но до серийного производства машина не дошла.

АЦ-3,2-40 (433362) мод. 012-MM – упрощённая пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-433362 из последних разработок ЗИЛа

Модель 130

Самая распространенная модель этой пожарной техники — ЗИЛ 130. Было выпущено более 10 вариантов автомобиля, самым популярным из которых стал ЗИЛ 130 АЦ 40 – 63Б.

Посмотрим на отличительные черты этого модельного ряда:

  • Цистерна для воды была рассчитана на 2,36 т, а бак для пенообразователя — на 170 л.
  • Кабина — цельнометаллическая конструкция с четырьмя дверьми и двумя рядами посадочных мест. Предусмотрены отсеки для хранения оборудования.
  • Центробежный насос с одноступенчатым типом работы.
  • 8-цилиндровый четырехтактный силовой агрегат с жидкой системой охлаждения.
  • Шасси — лонжеронная рама, усиленная специальными вставками.
  • Рессоры и телескопические амортизаторы в подвеске.

Вынужденная конверсия

Борясь за выживание, на заводе выполняли заказы даже непредсказуемые. Однажды пришла бумага: «С целью ликвидации задолженности за потреблённый природный газ просим изготовить пожарные машины в следующей комплектации…» – и дальше следовал список. Так ГУП «Мосгаз» получило автомобили, предназначенные для аварийных работ, но собранные на основе кузова пожарной машины.

Аварийные машины службы газа выпускали на шасси ЗИЛ-433104-110 и ЗИЛ-4331114-10

На шасси ЗИЛ-5301

Ранний опытный зиловский образец с оригинальной облицовкой радиатора, накладными расширительными арками проёмов над колёсами передней оси, блок-фарами в бампере, низкой надстройкой, с распашными «буфетными» дверьми отсеков в выставках не участвовал. Использовали в качестве машины сопровождения при поездках в Бронницы на испытания. Оригинальная облицовка радиатора появилась в 2004 г. с началом серийного производства пожарных машин экологического класса Euro 2. Дополнительный радиатор системы наддува не помещался в старой облицовке. Предложение конструкторов в УКЭР не поддержали, а решили проблему удалением на внутренней стороне облицовки усилителей.

На шасси ЗИЛ-4334

АЦ-2,5-40 мод. 006-ММ – опытный (и единственный) образец пожарной автоцистерны на дизельном ЗИЛ-433424 с круглыми фарами и белой эмблемой. АЦ-2,5-40 мод. 006-ММ и АЦ-2,5-40 мод. 005-ММ различаются дверьми кузова – у дизельной мод. 006-ММ шторные, у бензиновой мод. 005-ММ складные панельные.

Нереализованная мощь

АЦ-5,0-40(640904) в заводскую номенклатуру машина не попала, так как к моменту окончания сборки опытного экземпляра модельная стратегия завода изменилась. Идеи В. Носова по расширению типового ряда моделей, в частности создания трёхосных полноприводных автомобилей полной массой 20 т и более, а также пожарной автоцистерны на шасси 6х6 с оригинальной раздаточной коробкой, не нашли воплощения. С приходом К. В. Лаптева, запретившего семейство 133, машина и вовсе оказалась на распутье, о производстве не могло быть и речи, а оборудование отправили в металлолом.

AЦ-5,0-40 на шасси ЗИЛ-640904 так и осталась опытным образцом

Пневмовентиль Ду-80

Ду-80 предназначен для дистанционного (ручного) заполнения водой цистерны и подачи огнетушащего вещества к лафетному стволу.

Устройство

: 1- маховик; 2- шпиндель; 3 — крышка;,4- пружина; 5, 9- гайка; 6- цилиндр; 7, 10- кольцо; 8- поршень; 11- проставка; 12- пробка; 13- шток; 14- золотник; 15- корпус коллектора насоса.

Чтобы избежать гидравлического удара

на насосе управление пневмовентилем осуществляется через
гидрозамедлитель.
Устройство:

1- трубопровод; 2- золотник; 3- пружина; 4- седло; 5- обратный клапан в сборе; 6- щуп; 7- контргайка; 8- перегородка; 9- корпус; 10- пробка; 11- бачок масляный.

Распределительный клапан

предназначен для подачи воды в цистерну или на лафетный ствол.

Устройство:

1- патрубок; 2,4- седло; 3- заслонка; 5- корпус; 6- манжета; 7- гайка; 8- цилиндр; 9- кольцо уплотнительное; 10- диск; 11- крышка; 12- пробка; 13- масленка.

Колонка управления с золотниками

установлена в кабине боевого расчета для управления клапанами Ду-32, Ду-80 и распределительным, с целью подачи воды или ВМП через лафетный ствол, как в стационарном режиме так и при движении.

Разобщительный кран

предназначен для отключения пневмосистемы управления клапанами (находится за сиденьем командира отделения).

Ограничительный клапан

предназначен для поддержания необходимого давления в пневмосистеме тормозов (при не герметичности системы управления клапанами).

Схема водопенных коммуникаций.

Особенности эксплуатации пневмосистемы:

    давление в пневмосистеме тормозов не менее 5,5 атмосфер

    предварительная подготовка Ду-32 иДу-80 (выбор свободного хода)

    возможность ручного управления за исключением распределительного клапана

    особое внимание при техническом обслуживании уделять герметичности коммуникаций.

Пожарные автоцистерны выходят на основе самых различных серийных автомобилей. На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецоборудование и необходимые инструменты. Однако самое широкое распространение в России получили шасси героя нашего рассказа — грузовика ЗИЛ.

На шасси ЗИЛ-43274Т

«Уж если с тяжёлыми полноприводными пожарными машинами не получилось, так возможно лёгкие и недорогие найдут спрос», – решили на ЗИЛе, к тому же лесные пожары в регионах зачастили и стали регулярным явлением в последние 4–5 лет. Проблема быстрой локализации лесных возгораний, не говоря об оснащении вновь реанимируемых ДПД, где мобильность и своевременное прибытие решают всё. Попытка зиловцев выйти на рынок пожарной техники в этом сегменте привела к разработке пожарной автоцистерны АЦ-1,6-40/2 мод. 009-ММ и МЛПК (42274Н) мод. 010-ММ малого лесопатрульного комплекса на шасси ЗИЛ-43274Т (4х4) со сдвоенной 4-дверной кабиной вместимостью 7 человек с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е3 мощностью 136 л.с., колёсной базой 4140 мм, ГУР, СРДВШ и лебёдкой с тяговым усилием 5 тс. Пожарная автоцистерна АЦ-1,6-40/2 мод. 009-ММ и мод. 010-ММ укомплектованы агрегатами трансмиссии собственной разработки ЗИЛ, новыми мостами с увеличенной грузоподъёмностью, дифференциалом заднего моста с блокировкой и гидроусилителем ЗИЛ-RBL с повышенной точностью управления и сниженным усилием на руле. Постоянный привод на все четыре колеса реализован через новую раздаточную коробку с симметричным межосевым блокируемым дифференциалом. Новая агрегатная база ЗИЛ-43274Т обеспечивает лучшие маневренность, проходимость и устойчивость, а грузоподъёмность может быть увеличена с 3,5 до 5 т.

МЛПК (42274Н) мод. 010-ММ

И что же из этого вышло? Торжественно переданные в марте 2012 г. высокому руководству лесного ведомства страны два образца остались стоять на территории ЗИЛа до июня, несмотря на бушующие лесные пожары по всей России. И опять фиаско, равно как и возобновлённое в 2011 г. производство шасси семейства ЗИЛ-4334 не поспособствовало получению заказов на выпуск пожарных машин, а было использовано сторонними производителями пожарной техники!

Авторы выражают благодарность Роману Данилову за помощь при подготовке материала.

Пожар на территории бывшего завода ЗИЛ по адресу проспект Андропова, дом 18 корпус 2. локализован. Об этом ТАСС сообщили в ГУ МЧС по Москве.

ГУ МЧС по Москве

:
«Пожар локализован, сотрудники МЧС продолжают работать на месте ЧП»
.

Пожар вспыхнул на одном из складов с шинами. Огонь распространился на площади в 2 тысячи квадратных метров. Пожару была присвоена третья категория сложности. В здании обрушилась кровля, обломки которой повредили припаркованные неподалеку автомобили. Однако, по предварительным данным, никто не пострадал.

В тушении принимают участие 170 человек и три вертолета МЧС, которые сбрасывают воду на горящее здание. В районе ЧП на проспекте Андропова образовались многокилометровые пробки.

/
среда, 8 июля 2020 года
/ темы:
ПожарыПроисшествия

  • ВКонтакте
  • Facebook

МЧС: пожар на заводе ЗИЛ ликвидирован

Сотрудники МЧС потушили пожар, вспыхнувший на складе на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве. ….. В ведомстве отметили, что в результате пожара никто не пострадал, и сейчас спасатели начали разбирать завалы на месте сгоревшего здания. ГУ МЧС по Москве: «Пожар полностью ликвидирован. Пострадавших нет. Сотрудники МЧС разбирают образовавшиеся завалы. Причина пожара будет установлена в ходе обследования сгоревшего здания»

. ….. Площадь возгорания составила 2 тысячи квадратных метров. Из здания были эвакуированы 50 человек и четверо спасены. В ликвидации пожара участвовали 170 человек и три вертолета, которые сбросили на горящее здание в общей сложности около 100 тонн воды.

Пожар на заводе ЗИЛ в Москве потушен

….. Об этом сообщили ТАСС в столичном управлении МЧС России.

«Пожар полностью ликвидирован. …..

ЧП на бывшем заводе ЗИЛ

Возгорание возникло 8 июля в цехе по адресу проспект Андропова, 18.

По предварительным данным, его площадь составила 2 тыс. кв м.

Ему была присвоена третья категория сложности по пятибалльной шкале. …..

В горевшем цехе произошли обрушения.

К тушению были привлечены три вертолета, задействовано более 30 пожарных расчетов.

Ситуация после пожара

По данным Мосэкомониторинга, пожар на территории ЗИЛа в Москве не повлиял на качество воздуха. Как сообщили в столичном департаменте природопользования и охраны окружающей среды, по данным ближайших станций контроля загрязнения атмосферы, расположенных с подветренной стороны от места пожара (на улице Гурьянова, на Кожуховском проезде), концентрации загрязняющих веществ находятся в пределах обычно наблюдаемых уровней.

На месте ЧП находится передвижная экологическая лаборатория “Мосэкомониторинга” для проведения измерений в режиме реального времени и отбора проб воздуха по расширенному перечню загрязняющих веществ. По результатам измерений концентрации основных загрязняющих веществ (оксид углерода, взвешенные частицы с размером менее 10 мкм и 2,5 мкм) не превышают установленных гигиенических нормативов.

Пожар на территории бывшего завода ЗИЛ локализован

Пожар в трехэтажном здании, расположенном на территории бывшего завода ЗИЛ по адресу: проспект Андропова, д.18/2 локализован, сообщила пресс-служба ГУ МЧС по Москве.

«На месте работают 86 человек личного состава и 29 единиц техники, три вертолета, а также два катера. Информация о пострадавших не поступала»

, — говорится в сообщении.

Ранее сообщалось, что трехэтажное производственное здание горит на территории бывшего завода ЗИЛ. Общая площадь пожара составляет 1,5 тыс. кв. м. В здании произошло обрушение несущих конструкций площадью 80 кв. м. …..

Пожар на территории бывшего завода ЗИЛ локализован

….. По данным столичного управления МЧС, это произошло в 15:42 мск — через 2,5 часа после сообщения о ЧП.

Сейчас на месте крупного пожара, который произошел по адресу: проспектАндропова, дом 18, корпус 2, работают 86 человек и 29 единиц техники. В ликвидации возгорания также участвуют 3 вертолета и 2 катера. Пожарные пытаются потушить огонь, который охватил три этажа склада с шинами.

Площадь возгорания достигла 2 тыс. кв. м. По данным источника РИА Новостей в экстренных службах, произошло обрушени?е кровли, а также фасада горящего склада.

Пожару присвоен третий ранг сложности.

Пожар на бывшем заводе ЗИЛ

8 июля на юге Москвы произошел пожар в здании цеха на территории бывшего завода ЗИЛ. Огонь охватил три этажа здания, его площадь составила 2 тыс. кв. м. Пожару присвоили третью категорию сложности по пятибалльной шкале.

В тушении участвовали три вертолета МЧС и более 30 пожарных расчетов. Возгорание удалось локализовать.

Движение автотранспорта в районе проспекта Андропова, где горит цех, сильно затруднено. Автовладельцев просят заранее выбирать пути объезда, чтобы не создавать помех в работе пожарных и спасателей.

Пожар на территории промзоны ЗИЛ локализован

Пожар в промзоне ЗИЛ локализован, сообщили в пресс-службе столичного управления МЧС. Информации о пострадавших на данный момент нет. Пламя удалось локализовать в 15.42. В настоящее время пожар не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, заявили представители ведомства. В связи с ЧП затруднено движение транспорта по проспекту Андропова и призвали автомобилистов выбирать пути объезда. Напомним, сегодня в 13.03 в Центр управления в кризисных ситуациях московского управления МЧС поступило сообщение о возгорании в а 2000 дминистративном здании, расположенном по адресу проспект Андропова, дом 18, корпус 2. Возгорание произошло в производственном помещении площадью 2 тысячи квадратных метров. Первые подразделения пожарных прибыли на место уже через семь минут. ….. В 15.30 он был отменен. …..

Пожар на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве ликвидирован

…..

Пожар возник сегодня в цехе по адресу: проспект Андропова, …..

На территории ЗИЛ произошел пожар

На юге Москвы, в районе завода ЗИЛ, произошел пожар. Об этом сообщили МОСЛЕНТЕ в пресс-службе столичного управления МЧС.

По данным ведомства, произошло возгорание в производственном здании по адресу: проспект Андропова, дом 18, корпус 2.

Сигнал о возгорании поступил в 13:03, пожарные подразделения прибыли на место в 13:10.

По уточненным данным, площадь возгорания составила 800 квадратных метров.

…..

Пожар на заводе ЗИЛ потушен

…..

Как сообщает “Интерфакс”, площадь возгорания составила 2 тыс. кв. м.

Крупный пожар возник на территории бывшего автозавода днем. Возгорание произошло в одном из цехов, через несколько часов огонь перекинулся на другие помещения. По словам очевидцев, из здания периодически доносились громкие хлопки, предположительно из-за взрывающихся газовых баллонов.

К тушению были привлечены три вертолета Ка-42. Всего же в спасательных работах принимали участие почти 170 человек, были задействованы 43 единицы спецтехники.

Из горящего здания вывели около 50 человек. …..

Ранее стало известно, что ущерб от пожара, нанесенный зданию на южной территории АМО “ЗИЛ”, должен возместить арендатор помещения.

В Москве на бывшем заводе ЗИЛ начался сильный пожар

г. Москва, проспект Андропова, дом 18, корпус 2.

На территории завода имени Лихачева в Москве загорелось трехэтажное здание склада с шинами. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на экстренные службы столицы.

«Интенсивное распространение огня на площади 800 квадратных метров, информация о пострадавших уточняется. …..

На место ЧП прибыли несколько пожарных расчетов, которые приступили к ликвидации возгорания.

Завод находится по адресу: проспект Андропова, дом 18, корпус 2.

Пожар на территории бывшего завода ЗИЛ локализован

Крупный ….. , пострадавших нет, сообщает пресс-служба столичного МЧС.

….. Огонь быстро охватил три этажа здания и распространился на площадь более 2 тысяч квадратных метров.

….. В настоящее время возгорание локализовано. …..

Пожар находится под контролем, угрозы жизни и здоровью населения нет. Из-за пожара ограничено движение по проспекту Андропова. Водителей просят не создавать помех работающей пожарно-спасательной технике.

На заводе ЗИЛ горят склады

…..

По данным столичного управления МЧР России, огнем охвачено трехэтажное складское здание на проспекте Андропова, 18, к. 2.

Сообщается, что на месте ЧП работают 59 человек личного состава и 21 единица техники, в том числе пожарный катер “Полковник Чернышев”. Площадь пожара составляет 800 кв. м.

Пожарные присвоили возгоранию на заводе вторую категорию сложности. Люди были эвакуированы из помещений.

На заводе ЗИЛ в Москве вспыхнул пожар

На тушение крупного пожара, вспыхнувшего на складе с шинами на территории бывшего завода имени Лихачева в Москве, вылетели три вертолета. …..

Пожар на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве локализован

Пожарные локализовали возгорание на территории бывшего завода ЗИЛ.

Как сообщили “Росбалту” в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Москве, в 13:03 поступило сообщение о возгорании в административном здании по проспекту Андропова, дом №18, корпус №2. В 13:10 первые пожарно-спасательные подразделения прибыли по указанному адресу. Площадь пожара составила 2 тыс. кв.м.

В 15:30 присвоенный пожару третий ранг сложности был отменен. В 15:42 пожар был локализован.

…..

На юге Москвы горит здание цеха на территории бывшего завода ЗИЛ

На юге Москвы горит здание цеха на территории бывшего завода ЗИЛ, пожару присвоена вторая категория сложности. …..

В Москве локализовали крупный пожар на заводе ЗИЛ

….. Пожарно-спасательные службы работают над полной ликвидацией огня.

Днем 8 июля на проспекте Андропова в столица загорелся трехэтажный склад. Пожар быстро распространился по зданию и его площадь составила около 2 тысяч “квадратов”.

К тушению огня были привлечены 86 сотрудников МЧС, 29 единиц спецтехники и три вертолета. …..

В на стоящий момент пожар удалось локализовать. Специалисты продолжают вести борьбу с огнем. ….. Из-за происшествия транспортное движение на проспекте Андропова затруднено.

Видео: YouTube / SputnikTV

Пожар на бывшем заводе ЗИЛ охватил уже 800 квадратов

Площадь пожара в производственном здании на проспекте Андропова достигла 800 квадратных метров, сообщает столичное МЧС.

Ранее источник в экстренных службах столицы сообщал, что трехэтажное здание склада с шинами загорелось в среду днем на территории бывшего завода имени Лихачева по адресу: проспект Андропова, дом 18, корпус 2.

«Происходит возгорание в производственном здании, площадью 800 квадратных метров. …..

Склад с шинами горит на бывшем заводе ЗИЛ в Москве

Трехэтажное складское помещение загорелось в среду днем на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве, сообщили «Газете.Ru» в ГУ МЧС по Москве.

….. Сведений о пострадавших нет.

Большой столб дыма виден из разных районов Москвы, сообщают очевидцы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: