Двигатели ММЗ Д 260.4 и Д.262-2S2: как предотвратить опасные отказы

Срок службы и эффективность работы современных силовых агрегатов во многом определяются своевременным прохождением технического обслуживания. Водитель в обязательном порядке должен выполнять все требования, изложенные в инструкции по эксплуатации мотора.

С целью предотвращения опасных отказов в работе дизельных двигателей Д-260.4 мощностью 210 л.с. и Д-262-2S2 мощностью 250 л.с. производства Минского моторного завода требуется проводить ряд необходимых мер.

Общая информация и сферы применения «Д-260»

Шесть цилиндров двигателя «ММЗ Д-260» размещены вертикально, по рядной компоновке. Направление вращения коленчатого вала – правое (по часовой стрелке). Мотор четырёхтактный, оснащённый непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением, системой турбонаддува и промежуточным охлаждением надувочного воздуха. Сертифицирован по «ГОСТ-17.2.2.02», «ГОСТ-17.2.2.05», «ОСТ-23.3.23» и «ГОСТ-2000».

В зависимости от своего назначения, дизели данной марки могут комплектоваться следующими дополнительными сборочными единицами: пневмокомпрессором, шестерённым насосом усилителя рулевого управления с приводом, дисками муфты сцепления в сборе. При установке на трактора МТЗ «Д-260» доукомплектовывают водяным радиатором, приборами электрооборудования и контрольными приборами.

Общая информация и сферы применения «Д-260»-01

«Д-260» «под капотом» трактора «Беларус МТЗ-1221».

Кроме энергонасыщенных колёсных тракторов Минского тракторного ), двигателями «ММЗ Д-260» комплектуются также зерно- и кормоуборочные комбайны различных белорусских и российских , погрузчики, дорожно-строительная техника, насосные и дизель-генераторные установки.

Об истории предприятия и двигателя «ММЗ Д-260»

История Минского моторного завода тесно связана с историей другого славного белорусского предприятия – Минского тракторного завода. Построенный сразу же после Великой Отечественной войны МТЗ бурно развивался и наращивал своё производство. В 1960 году было принято решение о строительстве в Минске завода по производству дизельных двигателей. Прежде всего – для новой модели трактора «МТЗ-50», в количестве 120 тысяч моторов «Д-50» в год.

Об истории предприятия и двигателя «ММЗ Д-260»

Минский моторный завод был построен за два с небольшим года, на северо-восточной окраине г. Минска между тракторным и подшипниковым заводами Серийный выпуск моторов марки «Д-50» стартовал на предприятии в июле 1963 года. Начиная уже со следующего года, все трактора «МТЗ Беларусь» стали комплектоваться двигателями минского производства.

Первый в истории предприятия не четырёх-, а шестицилиндровый дизель – «ММЗ Д-260» – был спроектирован и построен в первой половине 90-х годов ХХ века. А его массовое серийное производство было запущено в 1995 году. Кроме МТЗ, потребителями данной продукции стали такие мощные предприятия, как Минский автомобильный завод, крупнейшие , «Гомсельмаш»; дорожно-строительной техники, компрессорных станций и т.д. В 2006 году конвейера завода сошёл юбилейный 50-тысячный двигатель «ММЗ Д-260», который достался минскому производителю дорожно-строительной техники – .

Об истории предприятия и двигателя «ММЗ Д-260»-01

Александр Лукашенко – частый гость на белорусских предприятиях, в том числе и на ММЗ.

Всего же список предприятий-партнёров ММЗ, которые являются потребителями его продукции, насчитывает 44 завода и фирмы. Большинство из них, разумеется, находятся в России и Белоруссии; представлены также Украина, Узбекистан, Казахстан и Польша.

Технические характеристики «Д-260» в цифрах и список его модификаций

  • Рабочий объём – 7,12 литров;
  • Диаметр цилиндра – 110 мм, Ход поршня – 125 мм;
  • Порядок работы цилиндров — 1-5-3-6-2-4;
  • Номинальная мощность – 114 кВт (155 л.с.);
  • Номинальная частота вращения – 2100 об/мин;
  • Частота вращения на холостом ходу — от 850 (min) до 2260 (max);
  • Максимальный крутящий момент – 622 Н.м (63,4 кгс.м);
  • Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1400 об/мин;
  • Степень сжатия – 16;
  • Удельный расход топлива – 220 г/кВт.ч (162 г/л.с.ч);
  • Масса двигателя – 710 килограммов;
  • Габаритные размеры — 1300х705х1118 мм.

В настоящее время прайс-лист на официальном сайте Минского моторного завода представляет вниманию потенциальных потребителей четырнадцать модификаций дизельного двигателя «Д-260». А именно: «Д260.1-305», «Д260.1S2-333», «Д260.1С-394», «Д260.1-305», «Д260.1-306», «Д260.1-308», «Д260.1-339», «Д260.1-358», «Д260.1-372», «Д260.1-380», «Д260.1-406», «Д260.1-407», «Д260.1-417», «Д260.1-443».

Моторы «ММЗ Д-260» комплектуются стартерами «3002.3708» (24В), генераторами «Г9945.3701-1» (28В), турбокомпрессорами «ТКР-7-00.01 (БЗА, г. Борисов, Белоруссия), топливными насосами высокого давления «PP6M10P1f-3491» («Моторпал», Йиглава,Чехия), или «ЯЗДА 363.1111005-40» (Ярославль), водяными насосами «260-1307116-А», масляными насосами «260-1011020».

Описание мотора

Устройство двигателя Д 260 предусматривает наличие шести камер, выстроенных в ряд и выполняющих четыре такта за цикл. Материал остова установки – чугун, в который запрессованы «мокрые» гильзы. Для большего эффекта охлаждения, применяются масляные распылители, направляющие жидкость в днище вытеснителей. Коленчатый вал из стали, помещён в остов мотора, коренные и шатунные шейки изделия 85,25 и 73мм соответственно. Ход вытеснителя при таких условиях на уровне 125мм, вытеснитель сечением 110мм, выполнен из алюминия, шатуны – стальные.

Головка:

Головка

Силовую установку, объёмом 7,12 литра. Головка остова выполнена из чугуна, внутрь изделия вставлены сёдла, обслуживающие 12 клапанов. Распределительный вал мотора расположен внутри остова, передача усилия клапанам происходит посредством толкателя, штанги и коромысла. На одну камеру приходится два клапана – впускной и выпускной, сечением 48 и 42мм соответственно. При проведении планового осмотра, контролируют степень износа, после превышения допустимого уровня, изделия регулируют.

Для питания мотора используют «363» помпу Ярославского завода дизельной аппаратуры. Так же устанавливается турбинный компрессор ТКР 7. Для соответствия постоянно меняющимся экологическим стандартам, приходится дорабатывать и двигатель. Первая доводка проводилась в 1998 году, тогда устройство стало соответствовать требованиям «Евро-1». Череда следующих улучшений пришлась на 2001 и 2005 год, когда мотор довели до «Евро»-2 и 3 соответственно. В последнем случае ради достижения результата применили впрыск Common rail совместно с топливной помпой и электронным управлением «Bosch».

Блок:

Конструкция и базовые детали «ММЗ Д-260»

Блок цилиндров двигателя «Д-260»

Блок цилиндров двигателя «Д-260» – это основная корпусная деталь, выполненная в виде моноблока, представляющая собою жёсткую отливку из чугуна. На расточках блока размещены шесть съёмных гильз, произведённых из чугуна специальной марки.

Каждая из гильз монтируется в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, а в нижнем – уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещёнными в канавках блока цилиндров. Между стенками блока цилиндров «ММЗ Д-260» и гильзами происходит циркуляция охлаждающей жидкости. На поперечных перегородках блока цилиндров предусмотрены специальные приливы, которые предназначаются для образования опор коленчатого вала. На данные приливы устанавливаются крышки. Приливы вместе с крышками образуют места для установки коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников растачиваются на одной установке, в сборе с крышками. Менять данные крышки местами нельзя.

Блок цилиндров двигателя «Д-260»

Многофункциональный погрузчик «Амкодор 332С4» с мотором «Д-260».

Блок цилиндров «ММЗ Д-260» снабжён продольным масляным каналом, от которого по поперечным каналам масло транспортируется к коренным подшипникам коленвала, а после – к шейкам распредвала, и к форсункам, охлаждая поршни. Форсунки для охлаждения поршней устанавливаются в верхней части блока цилиндров, во второй, четвёртой и шестой опорах коленчатого вала. На водораспределительном канале блока цилиндров есть площадка для монтажа жидкостно-масляного теплообменника. Подвод и отвод масла от теплообменника производится по каналам в блоке.

Для повышения жёсткости нижняя плоскость блока цилиндров смещается вниз на 80 миллиметров, относительно оси коленвала. К переднему торцу блока прикрепляется стальной щит распределения и крышка распределения, а к заднему – лист стали, через который которого силовой агрегат соединяется с остовом трактора или комбайна. 2 кронштейна, которые находятся по боковым поверхностям блока цилиндров, являются также передней опорой двигателя. Снизу блок цилиндров прикрыт масляным картером.

Головки в блоке цилиндров мотора «Д-260»

Головки блока цилиндров «ММЗ Д-260» отливаются из чугуна и являются взаимозаменяемыми (одна головка идёт на три цилиндра). Внутренние полости данных головок цилиндров снабжены впускными и выпускными каналами, которые закрываются клапанами.

Чтобы обеспечить отвод тепла, головки цилиндров снабжены внутренними полостями, в которых происходит циркуляция охлаждающей жидкости. На головках цилиндров имеются вставные сёдла клапанов. Они состоят из особого жаропрочного и износостойкого сплава.

Головки в блоке цилиндров мотора «Д-260»

«Д-260» на очередной модификации трактора «Т-150».

Форсунки устанавливаются по три штуки на каждую головку цилиндров. Также здесь смонтированы оси коромысел и сами коромысла, стойки, крышки головок с колпаками крышек, закрывающих клапанный механизм. Чтобы уплотнить разъём между головками и блоком цилиндров, предусмотрена прокладка из безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью. Дополнительная окантовка цилиндровых отверстий прокладки фторопластовыми кольцами производится в процессе сборки двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя

В состав кривошипно-шатунного механизма двигателя входят: коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, маховик, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны. Коленчатый вал «Д-260» стальной, он имеет 7 коренных и 6 шатунных шеек. Для компенсации нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, шестой, седьмой и двенадцатой щеках коленчатого вала устанавливаются съёмные противовесы. В шатунных шейках сделаны полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек прикрыты резьбовыми заглушками.

Четыре биметаллические (сталеалюминиевые) полукольца, установленные в расточках блока цилиндров и крышки четвертого коренного подшипника, воспринимают осевое усилие коленвала «Д-260». С передней и задней сторон коленчатый вал двигателя уплотнён манжетами.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя

На переднем крае вала установлены: с натягом – шестерня привода механизма газораспределения (шестерня коленчатого вала) и шестерня привода масляного насоса; шкив привода водяного насоса, генератора, компрессора кондиционера воздуха (если речь идёт об энергонасыщенном тракторе «МТЗ-1221»). С целью уменьшения уровня крутильных колебаний коленвала на ступице шкива смонтирован силиконовый демпфер.

Поршни двигателя «ММЗ Д-260» сделаны из алюминиевого сплава. В днище поршня предусмотрена камера сгорания. В верхней части на поршнях имеются 3 канавки – в первые 2 из них устанавливают компрессионные кольца, а в 3-ю – кольцо маслосъёмное с расширителем. Полые поршневые пальцы выполнены из хромо-никелевой стали. Перемещение пальцев по оси в бобышках поршней ограничивают особые стопорные кольца.

Шатун мотора «Д-260» сделан из стали, двутаврового сечения. Втулка запрессована в его верхнюю головку. Через специальные отверстия во втулке и верхней головке шатуна производится смазка поршневых пальцев. Расточку нижней головки шатуна под вкладыши производят в сборе с крышкой. Шатун и крышка снабжены одинаковыми номерами, набитыми на их поверхностях. Крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми.

Также имеюся определённые весовые группы шатунов, по массе их нижней и верхней головок. И на двигателе нужно обеспечить наличие шатунов идентичной весовой группы. Из биметаллической полосы сделаны тонкостенные вкладыши шатунных и коренных подшипников коленчатого вала. По своему внутреннему диаметру вкладыши выполнены двух размеров, идентичные шейкам коленвала.

Маховик сделан из чугуна и прикреплён болтами к фланцу коленчатого вала. На маховики «Д-260» напрессованы стальные зубчатые венцы.

Газораспределительный механизм двигателя «Д-260»

Механизм газораспределения дизеля «ММЗ Д-260» состоит из шестерёнок, распредвала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок, сухариков, пружин, стоек и осей коромысел.

Распредвал здесь 4-х опорный, он получает вращение от коленчатого вала посредством шестерней распределения. Толкатели — стальные, имеющие сферические донышки, с наплавкой из специального чугуна. Кулачки распределительного вала изготовлены с определённым уклоном, за счёт чего толкатели в процессе работы делают вращательные движения.

Газораспределительный механизм двигателя «Д-260»

Комбайн «Полесье» с двигателем «Д-260.4»

Штанги толкателей изготовлены из стальных прутков. Сферическая часть, которая входит внутрь толкателя, и чашка штанги являются закалёнными. Коромысла клапанов –стальные, они качаются на оси, которая установлена в стойках. Оси коромысел полые, имеющие 6 радиальных отверстий для смазывания коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничено специальными распорными пружинами.

Клапаны впускные и выпускные на «Д-260» выполнены из стали жаропрочной марки. Они делают перемещения в направляющих втулках, которые запрессованы в головки цилиндров. Каждый клапан может закрываться при воздействии 2-х пружин (внутренняя и наружная), закреплённых на его стержне посредством тарелки и сухариков.

На направляющие втулки клапанов установлены уплотнительные манжеты, исключающие попадание масла в цилиндры дизельного двигателя сквозь зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. В картере, который образован щитком распределения на блоке цилиндров, и крышкой распределения, находятся шестерни распределения.

Система питания «Д-260»

Система питания (топливная ) дизельного мотора «Д-260» включает в себя насос топливный, форсунки, трубопроводы низкого и высокого давления, воздухоочиститель, коллекторы впускной и выпускной, турбокомпрессор, фильтры топливные грубой и тонкой очистки, бак топливный.

На дизелях «ММЗ Д-260» применяются рядные топливные насосе высокого давления (ТНВД) производства ОАО «ЯЗДА» г. Ярославль, либо чешские «Моторпал». ТНВД мотора «Д-260» имеет 6 секций и выполняет функцию подачи строго дозированных порций дизтоплива в рабочие полости цилиндров, за определённое время и под высоким давлением. Активируется ТНВД от коленчатого вала, через распределительные шестерни дизельного двигателя «Д-260» и полумуфту привода, смонтированную на валу кулачковом.

В единый агрегат с ТНВД объединены топливоподкачивающий насос и регулятор вращения с корректором по наддуву. Насос топливоподкачивающий размещён на корпусе насоса высокого давления. Он выполняет подачу горючего из бака к ТНВД и в действие приводится эксцентриком кулачкового вала.

Система питания «Д-260»

Топливный насос «ЯЗДА 363.1111005-40» для «Д-260».

В целях удаления воздуха из системы питания на ТНВД смонтирован насос ручной прокачки поршневого типа. Для обеспечения надёжного и стабильного пуска двигателя в регуляторе предусматривается пусковое устройство, для обеспечения усиленной подачи дизтоплива во время запуска двигателя.

В головке топливного насоса устанавливают перепускной клапан, служащий для создания нужного давления — 0,12…0,19 МПа, в каналах низкого давления топливного насоса. Избыточный объём горючего который подаётся насосом топливоподкачки, через перепускной клапан направляется на слив в бак. При неработающем моторе перепускной клапан нужен для обеспечения герметичности полости низкого давления насоса, что непременно нужно для надёжного запуска двигателя. Детали топливного насоса проходят смазку маслом от системы смазки дизеля.

Форсунки, которые применяются в «Д-260» для впрыскивания дизтоплива в цилиндры — с пятидырчатым распылителем закрытого типа. Эти форсунки обеспечивают необходимо равномерный распыл топлива под значительным давлением. С целями повышения надёжности распылителя и для стабильности его параметров под форсунку устанавливается прокладка-экран из стальной обоймы и фторопласта.

Фильтр грубой очистки топлива двигателя «Д-260» осуществляет предварительную очистки горючего от любых механических примесей и воды. Его составные части — это корпус, рассеиватель, отражатель с сеткой, стаканс успокоителем. Фильтр тонкой очистки топлива необходим для окончательной очищения дизтоплива. Он снабжён сменным бумажным элементом. Солярка протекая через шторы данного бумажного фильтр-элемента, окончательно очищается даже от мелких и мельчайших механических примесей.

В нижней части корпуса фильтра есть отверстие с пробкой, для сливания отстоя. Также для удаления воздуха из системы питания двигателя на крышке фильтра имеется специальная пробка. Всасываемый в рабочие полости цилиндров воздух очищается специальным фильтрующим элементом из бумажных фильтров-патронов, которые выполнены из особого пористого картона. В воздухоочистителе — 3 ступени очистки. Первая — это моноциклон, а 2-я и 3-я — это основной и контрольный бумажные фильтры-патроны.

Воздух, под воздействием разрежения, которое создаётся турбокомпрессором двигателя «ММЗ Д-260», проходит через воздухоочиститель, очищаясь от пыли и поступая затем в нагнетательную часть турбокомпрессора. Оттуда он под давлением подаётся в цилиндры двигателя.

Турбокомпрессор дизельного двигателя «ММЗ Д-260»

На дизеле «Д-260» используется турбокомпрессор, задействующий энергию отработанных газов для дополнительного наддува воздуха в цилиндры дизеля. Отработанные газы из цилиндров дизеля под давлением вкачиваются через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины и вращают колесо турбины с валом. Турбокомпрессор «Д-260» выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор.

Турбокомпрессор дизельного двигателя «ММЗ Д-260»

ММЗ часто принимает участие с сельскохозяйстванных выставках и ярмарках на территории СНГ.

Система охлаждения мотора «Д-260»

В системе охлаждения двигателя «ММЗ Д-260» применены принципы закрытого типа и принудительной циркуляции, от центробежного насоса, охлаждающей жидкости. Вращение водяного насоса осуществляется с помощью клинового ремня, от шкива коленчатого вала. Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по дистанционному термометру и световому сигнализатору.

Для более быстрого прогрева двигателя после запуска и автоматической регулировки температурного режима на разнообразных нагрузках применяются 2 термостата «ТС-107», которые установлена линии нагнетания. Водяные насосы на двигателях «ММЗ Д-260» устанавливаются в сборе с вентилятором, прикреплённым к шкиву.

содержание .. 11 12 ..

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ

Текущий ремонт дизеля Д-260.1S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.9 S2

Общие указания

Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных его частей.

Текущий ремонт выполняется при возникновении отказов и повреждений (неисправностей) дизеля, которые не могут быть устранены регулировками при техническом обслуживании.

Признаками необходимости текущего ремонта дизеля являются: повышенный расход топлива, увеличенный угар масла, пониженное давление масла, ухудшение пусковых качеств.

Неисправные составные части при текущем ремонте могут быть заменены новыми при условии, что другие части изделия располагают еще значительным запасом ресурса.

Текущий ремонт необходимо проводить, используя необезличенный метод, при котором сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному дизелю.

При этом методе остаточный ресурс деталей и сборочных единиц сохраняется при ремонте более полно в связи с тем, что не требуется увеличения длительности приработки и не происходит при этом повышенного износа годных без восстановления деталей и сопряжений.

Работы по текущему ремонту должны выполнять работники, прошедшие подготовку по программе обучения слесарей по ремонту двигателей и имеющие квалификацию слесарь 3, 4 разряда, знающие устройство и принцип действия дизеля Д-260S2 и его модификаций.

Для предварительной диагностики технического состояния в процессе эксплуатации на дизеле установлены: датчик указателя давления масла в системе смазки и датчик сигнализатора аварийного давления, расположенные в крышке теплообменника; датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостатов.

Степень засоренности воздухоочистителя контролируется с помощью датчика сигнализатора засоренности воздушного фильтра, предназначенного для включения сигнальной лампы при засоренности воздушного фильтра выше допустимой.

Контрольные приборы, отображающие информацию датчиков, располагаются на щитке приборов трактора, комбайна, машины.

Перечень возможных отказов и повреждений составных частей дизеля и условия их устранения текущим ремонтом приведены в таблице 14.

Таблица 14

Составная часть дизеля

Отказы и повреждения, устраняемые текущим ремонтом в условиях:
мастерских хозяйства специализированных ремонтных участков, предприятий
Турбокомпрессор все отказы и повреждения
Насос топливный все отказы и повреждения
Головка цилиндров нарушение герметичности клапанов износ внутренних поверхностей направляющих втулок клапанов; предельный износ седел клапанов; коробление плоскости прилегания головки к блоку; трещины; повреждения резьбовых отверстий
Гильза поршень снижение или потеря уплотняющей способности газового стыка
Насос водяной все отказы и повреждения
Центробежный масляный фильтр все отказы и повреждения
Насос масляный снижение производительности
Насос шестеренный снижение производительности
Муфта сцепления все отказы и повреждения
Компрессор снижение производительности
Стартер эрозийный износ контактной пары реле стартера; износ щеток, коллектора межвитковое замыкание в катушках; повреждение изоляции катушек; износ подшипников; отказ привода
  1. Меры безопасности

    К текущему ремонту допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение о присвоении квалификации, прошедшие инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности, а также обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, и обеспеченные спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

    Демонтаж неисправных узлов производите только на неработающем дизеле.

    При осмотре дизеля пользуйтесь переносной лампой напряжением не более 12 В.

    Слив топлива и слив масла производите только в емкости. Пролитые на пол ГСМ засыпать опилками или песком и убрать с рабочего места.

    При использовании подъемно-транспортных средств необходимо надежным способом закреплять перемещаемый груз. На подъемно-транспортных средствах должны быть нанесены данные об их грузоподъемности.

    Запрещается использовать подъемник при массе груза, превышающей грузоподъемность машины и провозить любые грузы над людьми.

    Недопустимо устанавливать крупные детали и агрегаты друг на друга, создавая аварийную композицию.

    Мойку деталей и узлов выполнять на специально оборудованном рабочем месте.

    Не допускается работа с незаземленным моечным оборудованием и имеющем не зануленный электродвигатель насоса.

    Разбирать и собирать мелкие узлы следует на верстаке, крупные – на специальных стендах.

    Приспособления, используемые в работе, должны быть в исправном состоянии. Съемники не должны иметь трещин, погнутых стержней, сорванной или смятой резьбы. Пользоваться изношенными или неисправными съемниками запрещается.

    Рабочий инструмент должен быть исправным и соответствующего размера. Неисправными ключами с изношенным или деформированным зевом пользоваться нельзя.

    Для проверки совпадения отверстий следует применять оправку, ломик или болт, но не пальцы рук.

    При выполнении работ на сверлильном или обдирочно-шлифовальном станке, или с использованием пневмоинструмента необходимо соблюдать установленные меры безопасности.

    При использовании электроинструмента необходимо принимать меры электробезопасности: применять инструмент с исправной электроизоляцией, использовать заземление корпуса, пользоваться индивидуальными средствами защиты.

    Рабочее помещение должно быть обеспечено средствами пожаротушения.

  1. Текущий ремонт составных частей дизеля Д-260.1S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.9 S2

Описание последствий отказов, их возможных причин, а также указания по устранению последствий отказов приведены в таблице 15.

Таблица 15

Описание последствий отказов и повреждений Возможные причины Указания

по установлению последствий отказов и повреждений сборочной единицы

Указания

по устранению последствий отказов и повреждений

Дизель
1 Из выпускной трубы идет синий дым 1.1 Масло в камере сгорания по причине износа поршневых колец 1.1; 2.1 Контролируйте расход масла на угар путем учета долива масла при ЕТО; обратите внимание на интенсивность изменения цвета масла за период наработки, установленный для замены масла.

Методом исключения проведите идентификацию неисправностей дизеля и турбокомпрессора по таблице (Приложение Е)

1.1 Замените поршневые кольца (п.4.2.1)
2 Затруднен за- 2.1 Недостаточ- Снимите го-
пуск дизеля. Сни- ная герметич- ловки цилинд-
жена динамика на- ность в камере ров с двигателя
бора оборотов при сгорания при по- и выполните
увеличении подачи садке тарелок притирку кла-
топлива. Из выпу- клапанов в седла панов, (п.4.2.2)
скной трубы идет, клапанов
белый дым
Водяной насос
3.Течь охлаждающей жидкости через дренажное отверстие 3.1 Износ контактирующих поверхностей торцового уплотнения 3.1 Контролируйте уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения при ЕТО Снимите водяной насос с дизеля, разберите насос (п.4.2.3)

Продолжение таблицы 15

Описание последствий отказов и повреждений Возможные причины Указания по установлению

последствий отказов и повреждений сборочной единицы

Указания по устранению последствий отказов и повреждений
3.2 Износ подшипникового

узла

3.1.1 Осмотрите водяной насос на работающем дизеле после запуска в

период прогрева

3.2 Приложением усилия к шкиву насоса на неработающем дизеле проконтролируйте радиальный люфт в подшипни-

ковом узле

Замените сальник водяного насоса

Замените подшипники, корпус водяного насоса (при необходимости)

4.Отсутствует циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Проворачивание крыльчатки на валу насоса. При контроле температурного режима системы охлаждения дизеля по указателю температуры наблюдается резкий рост температуры охлаждающей жидкости. Снимите водяной насос с дизеля, разберите водяной насос (п.4.2.3).

Замените крыльчатку и (или) вал насоса.

  1. Основные указания по замене поршневых колец

    Снимите с дизеля головку цилиндров и масляный картер. Опустите поршень в нижнюю мертвую точку, поворачивая вручную маховик дизеля. Очистите верхний пояс гильзы от нагара, исключив при этом попадание в цилиндр частиц нагара.

    Не допускается использовать при очистке стальной скребок с целью исключения повреждений «зеркала» гильзы.

    Отверните гайки крепления крышки шатуна, снимите крышку шатуна и извлеките из цилиндра поршень в сборе с шатуном. Поршень с шатуном извлекайте вверх – в сторону установки головки.

    На каждый поршень дизеля, в соответствии с рисунком 30, устанавливаются верхнее компрессионное кольцо трапецеидальное, одно компрессионное конусное кольцо и одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем. Компрессионные кольца на торцевой поверхности у замка имеют маркировку «верх» или “ТОР”, которая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня. Стык расширителя маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца.

    Замки поршневых колец располагайте на равном удалении друг от друга по окружности.

    Вставьте поршень с шатуном в цилиндр, установите крышку шатуна.

    Для исключения поломок поршневых колец при установке поршня с шатуном в цилиндр, используйте оправку для обжима колец.

    Значение момента затяжки гаек крепления крышки шатуна указано в таблице

    (Приложение Г)

    .

    1 – верхнее компрессионное кольцо; 2 – компрессионное конусное кольцо; 3 – маслосъемное кольцо.

    Рисунок 30 Схема установки поршневых колец

  2. Основные указания по притирке клапанов

Отверните гайки крепления стоек оси коромысел и демонтируйте ось коромысел с пружинами и коромыслами.

Отверните болты крепления головки цилиндров, снимите головку.

Рассухарьте клапан, снимите тарелку пружин клапана, пружины клапана, шайбы пружин клапана; с втулки направляющей клапана снимите уплотнительную манжету. Притирать клапаны на специальных станках типа ОПР-1841А или на стендах

ОР-6687М. На фаски клапанов или на фаски гнезд головки цилиндров нанести пасту, приготовленную по одному из следующих составов:

  • карбид бора М 40 10%; микрокорунд М 20 90%;
  • электрокорунд зернистый М14 87%; парафин 13%;

Состав разводят в дизельном масле до сметанообразного состояния. Для повышения качества рекомендуется добавлять олеиновую или стеариновую жирную кислоту.

Притирку продолжайте до тех пор, пока на фаске клапана и на фаске седла клапана не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм, разрывы полоски или наличие рисок не допускаются. Допускается разность ширины пояска не более 0,5 мм.

После притирки клапаны и головку промыть.

При сборке головки стержень клапана смазать моторным маслом.

Притирку клапанов возможно производить вручную, с помощью слесарного приспособления, но трудоемкость операции притирки при этом значительно увеличивается.

  1. Разборка водяного насоса

    Отверните болты 3 (Рисунок 31) крепления проставки 2 с вентилятором 1к шкиву 9 (Рисунок 32) водяного насоса.

    1 – вентилятор с автоматической вязкостной муфтой привода; 2 – проставка; 3 – болт; 4 – шайба.

    Рисунок 31– Привод вентилятора

    Примечание: при необходимости замены вязкостной муфты привода вентилятора следует, удерживая проставку 2 отвернуть муфту с вентилятором ключом S =32 (резьба левая), а затем отвернуть четыре болта 3 (Рисунок 8а) крепления муфты к вентилятору.

    Снимите насос с двигателя.

    Закрепите на торцовой поверхности шкива 9 (Рисунок 32) фиксатор, аналогичный по конструкции фиксатору, изображенному на рисунке 33, с координатами отверстий под крепление, соответствующими координатам отверстий на шкиве насоса. Удерживая шкив за рычаг фиксатора, отверните гайку 11(Рисунок 32). С помо-

    щью съемника снимите шкив 9. Извлеките шпонку из шпоночного паза на валу насоса и стопорное кольцо 12, фиксирующее блок подшипников в корпусе водяного насоса. Отверните три болта 3 крепления крышки водяного насоса. Снимите крышку водяного насоса, используя демонтажную бонку 13 (резьба М8), расположенную в цен-

    тре торца крышки. Извлеките заглушку 6 установленную в торце крыльчатки .

    Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса водяного насоса. Направление выпрессовки — в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с вала.

    Выпрессуйте сальник из корпуса насоса. Детали продефектуйте.

  2. Сборка водяного насоса

Установите на вал насоса кольцо упорное 14, напрессуйте подшипники. Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой Литол 24-МЛи 4/12-3 в количестве 45г. Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса. Установите кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел.

Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120…140Н·м.

Через оправку (Рисунок 34) напрессуйте уплотнение водяного насоса 2 внутренним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно, запрессуйте наружным корпусом уплотнения в корпус водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в привалочную поверхность корпуса насоса, при этом конструктивное исполнение оправки должно обеспечить напрессовку внутреннего корпуса уплотнения таким образом, чтобы торцовая поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 11,2±0,2 мм от привалочной поверхности корпуса насоса.

Напрессуйте на вал крыльчатку до совпадения торца валика насоса с торцовой поверхностью расточки в крыльчатке, обеспечив размер от торца корпуса насоса до торцовой поверхности крыльчатки 15,5±0,1мм . Установите заглушку в торец крыльчатки. Установите крышку водяного насоса. Закрепите крышку 3-мя болтами, установив на болт шайбу пружинную и шайбу плоскую. Значение момента затяжки болтов – 4,5…10 Н·м.

Установите водяной насос на дизель. Закрепите проставку с вентилятором на шкиву водяного насоса.

1-подшипник; 2уплотнение водяного насоса SP/1341; 3-болт; 4-крышка; 5-крыльчатка; 6-заглушка; 7-корпус; 8-валик насоса; 9-шкив; 10-шайба; 11-гайка; 12-кольцо стопорное; 13 – бонка демонтажная; 14 – кольцо упорное.

Рисунок 32Водяной насос.

260S2 – 0000100 РЭ

Рисунок 33 Фиксатор шкива водяного насоса

Рисунок 34Оправка для запрессовки уплотнения водяного насоса (Основные конструктивные размеры)

5 ХРАНЕНИЕ дизеля Д-260.1S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.9 S2

Для обеспечения работоспособности дизелей, экономии материальных и денежных средств на их ремонт и подготовку к работе необходимо строго соблюдать правила хранения дизелей в нерабочее время.

Хранение дизелей независимо от времени года должно производиться в полном соответствии с ГОСТ 7751-85. При длительном хранении (свыше одного месяца) трактор, комбайн, машину с установленным на нем дизелем необходимо поставить в закрытое помещение или под навес. Допускается хранить тракторы, комбайны, машины на открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации и герметизации.

Подготовка дизеля к хранению должна быть закончена не позднее 10 дней с момента окончания работ.

При подготовке дизеля к длительному хранению выполните следующие работы:

  • очистите дизель от пыли и грязи;
  • слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
  • слейте масло из картера дизеля и масляного фильтра;
  • очистите ротор центробежного масляного фильтра;
  • законсервируйте дизель сроком на один год в соответствии с п. 3.1.5

При хранении трактора, комбайна (машины) под навесом или на открытой площадке снимите с дизеля и сдайте на склад генератор и стартер. Место установки стартера закройте крышкой.

Дизели, снятые с тракторов, комбайнов, машин, или поступившие как запчасти, должны храниться законсервированными в закрытом помещении на специальных подставках. Запрещается хранить в одном помещении с дизелями и запасными частями аккумуляторы, кислоты, соли, щелочи и другие вещества, способные вызвать коррозию металлов.

При непродолжительном (от 10 дней до одного месяца) хранении трактора, комбайна, машины на открытой площадке или под навесом выполните следующие операции:

  • очистите дизель от пыли и грязи;
  • оберните выпускную трубу и моноциклон парафинированной бумагой или полиэтиленовой пленкой.

    Перед пуском трактора, комбайна, машины в работу замените масляный фильтр и выполните все подготовительные работы в соответствии с указаниями раздела 2.2.

6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ дизеля Д-260.1S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.9 S2

При транспортировании дизелей наружные отверстия должны быть закрыты заглушками.

При транспортировании дизелей необходимо обеспечить их защиту от воздействия влаги и механических повреждений по условиям хранения 2 ( С ) ГОСТ 15150-69. Размещение и крепление дизелей при транспортировании в закрытых железнодорожных вагонах должно соответствовать требованиям “Технических условий погрузки и крепления грузов”, МПС, 1969 г., а также “Правилам перевозки грузов”, изда-

тельство “Транспорт”, Москва, 1977 г.

Погрузка, размещение, крепление, укрытие и разгрузка при транспортировании автомобильным транспортом должны соответствовать “Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом”, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 30.07.1971 г.

7 УТИЛИЗАЦИЯ дизеля Д-260.1S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.9 S2

При утилизации дизеля после окончания срока службы (эксплуатации) необходимо:

  • слить масло из системы смазки и отправить его в установленном порядке на повторную переработку;
  • слить из системы охлаждения охлаждающую жидкость и поместить ее в предназначенные для хранения емкости;
  • произвести полную разборку дизеля на детали, рассортировав их на стальные, чугунные, алюминиевые, из цветных и драгоценных металлов, и отправить в установленном порядке на повторную переработку.

При проведении технического обслуживания и текущего ремонта дизеля подлежащие замене (при необходимости) детали и сборочные единицы отправить на повторную переработку, разобрав при этом сборочные единицы на детали и рассортировав их по материалам.

260S2 – 0000100 РЭ

содержание .. 11 12 ..

Отзывы о двигателе «ММЗ Д-260»

Отзывов о конкретном практическом применении двигателей «Д-260» имеется немного, и они весьма неоднозначные. Так как в качестве силового агрегата для энергонасыщенных тракторов и дорожно-строительной техники данный мотор показывает себя хорошо, а вот для использования на большегрузных «дальнобойных» грузовиках не очень предназначен.

Отзывы о двигателе «ММЗ Д-260»

Президенту Белоруссии дарят модель двигателя во время его посещения ММЗ.

В этой сфере он уступает традиционному «ЯМЗ-236» и не получил серьёзного распространения (если не считать «одиночных» (без прицепа) «МАЗ»ов для внутреннего белорусского рынка). Несмотря на то, что стоит «ММЗ Д-260» дешевле, чем «ЯМЗ-236».

Цена двигателя «ММЗ Д-260»

Цена нового двигателя «Д-260» начинается с отметки 430 000 рублей. Сначала (по мере дорожания) в списке идут модификации, предназначенные для электроагрегатов и дорожных машин; затем, подороже – для тракторов «МТЗ-1221» и «МТЗ-1523»; далее – для автогрейдеров, насосных агрегатов, комбайнов «Полесье КЗС-7» и «Нива Эффект». Эти модификации стоят в официальном прайсе 480 000 рублей. Имеются также предложения продажи двигателей «Д-260» после капитального ремонта. Цены на такие моторы начинаются с отметки 150 тысяч рублей.

Неполадки мотора Д-260

За двадцать с лишним лет эксплуатации двигатель Д-260 показал себя как надёжный агрегат, но изделию присущи и недостатки.

  • Работа мотора сопровождается перегревом.

В первую очередь проверяют, не засорён ли радиатор. Смотрят, не повреждён ли ремень привода вентилятора, устройство регулировки температуры. Проверяют водяной насос, устройство зажигания, а так же целостность гильзы и остова.

Демонтаж головки:

Демонтаж головки

  • Работа мотора сопровождается дымом.

Если выхлоп с чёрным оттенком, проверяют распылители, топливную помпу, очиститель воздуха. Синеватый дым говорит о попадании масла в камеру, либо топлива в масло. Дым белого цвета свидетельствует о наличии воды в топливном баке, неверном угле впрыска, либо нарушении в регулировках клапанов.

  • Мотор перестаёт работать.

Уделяют внимание топливным фильтрам, проверяют, нет ли воздуха и воды в топливном контуре.

  • Мотор не запускается.

Проверьте работоспособность топливной помпы, состояние фильтров, распылителей, наличие воздуха в топливном контуре.

  • Работа мотора сопровождается стуком.

Проверьте настройки топливной помпы, распылители. Возможно, проблема кроется в регулировке клапанов двигателя, либо в вытеснителях и вкладышах.

  • Мотор не запускается.

Проверьте настройки топливной помпы, распылителей, наличие воды в топливном контуре.

  • Мотор троит.

Проверьте топливную помпу, подводящие патрубки, наличие воды и воздуха в топливном контуре, возможны поломки насоса.

  • Мотор не тянет.

Как правило, поломка кроется в настройках насоса. Так же влияет сбои распылителей, выход из строя фильтрующего элемента, турбины.

  • Работа мотора сопровождается вибрацией.

К частым причинам относятся поломки топливной помпы, распылителей, трубок. Кроме того, быстро изнашиваются подушки. Из серьёзных причин: поломка коленчатого вала, противовесов. В этом случае потребуется разборка двигателя Д 260.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: