Устройство и технические характеристики трактора МТЗ Беларус-1221

Навесная гидросистема предназначена для управления и работы трактора МТЗ-1221 Беларус с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями, присоединенными к заднему навесному устройству (навеске).

Гидросистема состоит из органов управления, масляного бака с фильтром, масляного насоса, проточного распределителя двух- или трехсекционного, гидроподъемника и привода гидроподъемника.

Органы управления гидравлической системой (7), (8) (рис. 36) находятся в кабине трактора, кроме рукоятки включения насоса (конструкция оставлена без изменений) и дополнительной рукоятки позиционного регулирования (8а) (рис. 36) расположенной сзади трактора на гидроподъемнике.

Управление внешними потребителями — три рукоятки проточного распределителя находятся справа от рулевого колеса (конструкция оставлена без изменений). Позиции рукояток (снизу вверх): «подъем», «нейтраль», «опускание» и «плавающая».

Рис. 36. Гидроподъемник (моноблок) гидросистемы МТЗ-1221 Беларус

1 — корпус заднего моста; 2 — плунжерные силовые цилиндры; 3 — регулятор-распределитель; 4 — кронштейны; 5 — тросы управления позиционным (10) и силовым (11) рычагами; 6 —регулируемый ограничитель хода ЗНУ; 7 — рукоятка силового регулирования; 8 — рукоятка позиционного регулирования; 8а — дополнительная рукоятка позиционного регулирования; 9 — правый боковой пульт управления; 10 — позиционный рычаг; 11 — силовой рычаг; 12 — корпус.

Рукоятка силового регулирования (7) (рис. 36) расположена на правом пульте управления (9) первой от сиденья оператора.

Диапазон ее положений обозначен цифрами от «1» до «9», что соответствует полному диапазону глубины пахоты от минимальной до максимальной соответственно. Рукоятка позиционного регулирования (8) (рис.36) расположена рядом с рукояткой (7) силового регулирования.

Диапазон ее положений обозначен теми же цифрами, что соответствует положениям навески от транспортного верхнего положения до крайнего нижнего положения, соответственно.

Дополнительная рукоятка позиционного регулирования (8а) (рис. 36) расположена сзади трактора на гидроподъемнике, перемещение ее на себя, если стоять сзади по ходу трактора, вызывает подъем задней навески, от себя — опускание.

Ограничитель хода задней навески МТЗ-1221 Беларус (6) находится в пазу правого бокового пульта, в котором перемещается рукоятка позиционного регулирования (8).

Расположение масляного бака, фильтра масляного насоса и распределителя, управляющего внешними потребителями, оставлено без изменений.

Распределитель — секционный, проточного типа, имеет приоритет в управлении перед гидроподъемником.

Описание модели

Универсально-пропашной трактор с приводом на все колеса Беларус 1221 имеет технические характеристики, достаточные для выполнения полного цикла сельскохозяйственных работ. Машина применяется на лесозаготовках, на стройплощадках и в коммунальном хозяйстве.

Завод постоянно ведет доработку машины и вводит в линейку новые модификации.

Например, для эксплуатации в условиях высоких температур воздуха создана версия трактора 1221 Тропик, которая отличается радиатором с увеличенной поверхностью охлаждения и более производительным вентилятором. Трактор оснащается вторым топливным баком емкостью 110 л.

Замена масляного фильтра гидросистемы МТЗ-1221.2 Беларус

Последующие замены масляного фильтра гидросистемы производите через каждые 1000 часов работы.

  • Снимите болты, крышку и извлеките фильтрующий элемент в сборе с помощью ограничителя.
  • Снимите гайки, ограничитель и фильтрующий элемент.
  • Промойте корпус в моющем растворе.
  • Установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр, выполнив операции в обратной последовательности.
  • Установите фильтр в сборе в бак гидросистемы, закройте его крышкой и закрепите болтами.

Источник

Устройство трактора МТЗ-1221

Трактор построен по классической схеме с передним расположением двигателя. Применение дизеля с турбокомпрессором позволило сократить расход топлива (до 166 г/л. с. в час) и увеличить время автономной работы трактора. Трансмиссия с приводом заднего и переднего моста обеспечивает повышенную проходимость на слабом грунте или рыхлом снегу.

Как устроен МТЗ

Над задними колесами размещается одноместная кабина оператора. Под полом расположен бак, заливная горловина выведена сзади. В базовом варианте объем топливного бака составляет 160 л.

Силовой агрегат

Силовой агрегат представляет собой дизельный двигатель с установленным картером сцепления. Сцепление с увеличенным ресурсом работы, оснащено двумя дисками для передачи выросшего крутящего момента двигателя.

На силовом агрегате установлено навесное оборудование:

  • гидравлический насос;
  • воздушный компрессор;
  • генератор.

Коробка передач

Коробка передач представляет собой массивный чугунный картер с высокой жесткостью. Для переключения скоростей и передачи крутящего момента используются шестерни постоянного зацепления и зубчатые муфты. Применение синхронизаторов позволяет снизить ударные нагрузки и облегчить работу оператора. Переключение передач выполняется вручную при помощи 2 рычагов и педали сцепления, расположенных в кабине.

Схема КПП

Электрооборудование

На МТЗ применяется оборудование с рабочим напряжением 12 и 24 В. Источниками тока служат 2 свинцово-кислотные батареи и генератор с повышенной до 1,15 кВт мощностью. Потребителями тока с напряжением 12 В являются лампы наружного и внутреннего освещения, комбинация приборов и дополнительные устройства, которые могут подключаться к розетке.

Для запуска двигателей Д.260 используется электрический стартер СМД с рабочим напряжением 24 В. Стартер оснащен планетарным редуктором, который позволяет увеличить крутящий момент и снизить рабочий ток. Для обеспечения работы используется устройство, соединяющее штатные батареи в последовательную цепь. На модификации 1221.3 применяются свечи накаливания, которые облегчают запуск дизеля при низких температурах. Свечи рассчитаны на напряжение 24 В и подключены к цепи стартера.

ТД ТехСтройИнвест

Заправка через отверстие в одном из рукавов производится до тех пор, пока смазка во втором рукаве не достигнет нижней кромки заливного отверстия.

Привод переднего моста трактора МТЗ 1 — шестерня; 2 — поршень; 3 — барабан; 4 — кулачковая полумуфта; 5 — пружина; 6 — вал; 7 — шлицевая втулка; 8 — торсион; 9 — вилка карданного вала; 10 — скоба; 11 — щиток; 12— электрогидрораспределитель; 13—толкатель; 14 — выключатель; 15 — пробка. Шум при максимальном угле поворота колес Неправильный режим работы ПВМ.

Особая конструкция деталей редуктора предотвращает преждевременное отключение привода ПВМ.

При правильно отрегулированных подшипниках редуктор переднего ведущего моста МТЗ должен поворачиваться относительно осей шкворней моментом В этом режиме гидрораспределитель принудительно включается, поэтому масло постоянно подается на гидромуфту независимо от направления движения трактора. Ведомая шестерня 19 посажена на шлицы и центрирующий поясок корпуса дифференциала 18 и от осевых перемещений фиксируется гайкой Заправка через отверстие в одном из рукавов производится до тех пор, пока смазка во втором рукаве не достигнет нижней кромки заливного отверстия.

При этом автоматическое управление осуществляется в зависимости от буксования трактора, которое фиксируется датчиком 9 автоматического управления. При правильно отрегулированных подшипниках редуктор должен поворачиваться относительно осей шкворней моментом Нм.

Между крышкой и корпусом редуктора устанавливается уплотнительная прокладка. Самоблокирующийся дифференциал автоматически соединяет обе полуоси и исключает раздельное буксование колес, увеличивая силу тяги передних колес. Ведущая шестерня колесного редуктора зацепляется с блоком шестерен ведомой шестерней цилиндрической передачи 34, второй венец которого является солнечной шестерней или ведущей частью планетарного ряда. Для поддержания нормального давления в полостях колёсного редуктора в корпусе редуктора установлен сапун МТЗ-820 передній мост

См. также: Передний мост МТЗ-82 в разрезе

Технические характеристики

Машина минского тракторного завода модели 1221 относится к тяговому классу 2 т и оснащается двигателем с повышенной мощностью. Характеристики МТЗ-1221 позволяют применять его для полного перечня сельскохозяйственных работ — начиная от вспашки почвы и заканчивая сбором и транспортировкой урожая.

Мощный двигатель

Трактор оснащается рабочими тормозами на заднем мосту с механическим приводом с усилителем. Стандартная схема состоит из 2-3 дисков, к которым прижимаются колодки. Механизмы расположены в отдельном картере и имеют сухую схему работы. По отдельному заказу применяются тормозные механизмы с масляной ванной, состоящие из набранных в пакет 8 дисков.

Для удержания трактора на стоянке применяется отдельный тормоз, ограничивающий вращение задних колес. В стандартном варианте он состоит из одного диска, к поверхности которого прижимаются колодки. Привод колодок ручной, от рычага в кабине оператора. При установке главных тормозов «мокрого» типа применяется стояночный тормоз из 4 дисков, расположенных в картере с маслом.

Ходовая часть

Ходовая часть трактора модели 1221 состоит из картера коробки передач, к которому спереди прикреплен дизельный двигатель. Подобная схема обеспечивает высокие параметры жесткости и упрощает ремонт техники. Под двигателем имеется короткая рама из стальных лонжеронов, на которых нанесен серийный номер машины. Рама служит опорой для радиатора и передней части картера двигателя. На раме крепится передний мост, набор противовесов и расположены точки крепления переднего навесного оборудования.

Детали трактора

Установленный на передней части рамы противовес обеспечивает равновесие машины при работе с задним навесным оборудованием. Противовес состоит из съемных стальных плит, которые позволяют изменять вес в пределах от 510 до 1025 кг.

Мосты трактора не имеют подвесок и оснащаются шинами и дисками разного диаметра. Спереди стоят диски с диаметром R24, сзади — R38 или R42. Колея переднего и заднего мостов регулируется в зависимости от вида работ. Настройка передней колеи выполняется ступенчато перестановкой обода и диска в пределах 1540-2090 мм. Задние колеса регулируются плавно и имеют диапазон настройки от 1530 до 2150 мм.

Двигатель

Трактор Беларус 1221 комплектуется 6-цилиндровым рядным двигателем МТЗ жидкостного охлаждения с воспламенением от сжатия. На машинах применяются дизели Д260 модификаций 2С, 2S2 или 2S3, которые отличаются мощностью и токсичностью выхлопа. Силовые агрегаты построены на основе одного блока с рабочим объемом 7,12 л. Для обеспечения высоких параметров мощности и стабильной полки крутящего момента дизельные двигатели оснащены турбокомпрессором.

Мотор версии 2С оснащен головкой блока цилиндров, обеспечивающей степень сжатия 16 ед. В зависимости от типа топливного насоса двигатель развивает мощность 130-133 л. с. Второй вариант мотора имеет головку с видоизмененной камерой сгорания, что позволило увеличить степень сжатия до 17 ед., а мощность — до 136 л. с. Двигатель модели 2S3 соответствует стандарту токсичности выхлопа Stage III и развивает 136 сил.

Схема трансмиссии

Все модификации МТЗ-1221 оснащены трансмиссией с постоянным приводом на передний и задний мосты, которая обеспечивает высокую проходимость. По желанию заказчика устанавливается 2 вида коробок передач. Механическая коробка передач первого типа имеет 4 диапазона, что позволяет получить 16 скоростей переднего хода и 8 — заднего.

Максимальная скорость зависит от размера шин:

  • 36 км/ч — на шинах 18,4R38;
  • 33,8 км/ч — на шинах 16,9R38.

Второй тип трансмиссии обеспечивает 24 скорости для движения вперед и 12 — назад. Коробка является скоростной и позволяет развивать скорости до 38-40 км/ч (в зависимости от размерности покрышек). Используемая на МТЗ-1221 схема переключения передач позволяет сократить число манипуляций рычагами и упрощает работу оператора.

Задний мост располагается в едином картере с коробкой передач и состоит из главной пары, бортовой и конечной передач. В конструкции конечных редукторов использованы планетарные механизмы, которые позволили сократить размеры узла. В заднем мосту использован механизм блокировки дифференциала с гидравлическим приводом.

Гидропривод 1221

Модель 1221 оснащена передним ведущим мостом портального типа с возможностью отключения. Выбор режимов работы осуществляется гидравлическим исполнительным механизмом, оснащенным электрическим управлением. Мост жестко крепится в 2 точках к лонжеронам передней рамы. В конструкции моста используется дифференциальный механизм с функцией самостоятельной блокировки, которая включается при проскальзывании левого или правого колеса. На концах чулок моста размещены конечные передачи планетарного типа.

Крутящий момент подается от отдельного одноступенчатого редуктора, расположенного в картере коробки передач. Валы редуктора и моста связаны карданным валом, состоящим из 2 секций.

Гидравлика

Гидравлическая система трактора работает от шестеренного насоса с приводом от дизеля. Насос обеспечивает подачу жидкости в объеме не менее 56 л/мин. Производительность насоса зависит от числа оборотов коленчатого вала, максимум подачи достигается при 2100 об/мин. На отводной магистрали насоса расположен золотниковый распределитель, который подает жидкость к исполнительным узлам.

На задней части трактора установлена навесная система, оборудованная 2 рабочими цилиндрами. Гидравлическая навесная система выполняет раздельное управление агрегатами в 4 режимах — высотном, с приложением усилия, с точным позиционированием и в смешанном варианте.

Гидравлика МТЗ

Для облегчения управления машиной используется гидрообъемная система рулевого управления. Для обеспечения рабочего давления применяется отдельный насос с постоянной подачей на оборот и насос-дозатор, который подает жидкость к исполнительному механизму. Непосредственно за поворот колес отвечают 2 рабочих цилиндра с двухсторонним принципом работы.

Кабина

Кабина тракторов может иметь открытую (с брезентовым верхом) и закрытую схему. Силовой каркас обеспечивает защиту оператора при опрокидывании машины.

Закрытый вариант оснащается 2 дверями и системой отопления. Рулевая колонка имеет две регулировки — по длине и углу наклона. Угол наклона изменяется ступенчато, с шагом 5°. Вылет колонки изменяется плавно — в пределах 100 мм. Сиденье оператора подрессорено и регулируется.

Гидроподъемник

Гидроподъемник (рис. 36) установлен на шпильках на задней стенке корпуса заднего моста (1) и включает в себя устройство управления и регулятор-распределитель (3), встроенный в единый корпус (моноблок), несущий два плунжерных гидроцилиндра (2) одностороннего действия.

Рис. 37. Устройство гидроподъемника

1 — корпус; 2 — рычажная передача силового датчика; 3 — позиционный датчик; 4 — вал подъемных рычагов задней навески; 5 — регулятор-распределитель; 6 — позиционный рычаг; 7 — силовой рычаг; 8 — крышка; 9 — рычажная передача позиционного датчика; 10 — подъемные рычаги навески; 11 — ось серьги; 12 — серьга силового датчика; 13 — палец; 14 — шток силового датчика; 15 — крышка; 16 — регулировочные прокладки пружины силового датчика; 17 — пружина силового датчика; 18 — шайба; 19 — гайка

Устройство управления смонтировано в корпусе (1) (рис. 37) и включает в себя позиционный датчик в виде кронштейна, прикрепленного к валу (4) подъемных рычагов задней навески (10); и силовой датчик, включающий в себя серьгу (12), установленную на оси (11) в корпусе (1) и соединенную пальцем (13) со штоком (14).

На штоке (14) установлена пружина (17), поджатая гайкой (19). Позиционный датчик (3) через систему рычагов (9) связан с позиционным рычагом (6). Палец (13) штока (14) через систему рычагов (2) связан с силовым рычагом (7).

Устройство управления работает следующим образом: при использовании позиционного способа регулирования силовой рычаг (7) (рис. 37) устанавливается в крайнее переднее положение по ходу трактора.

В дальнейшем управление навеской осуществляется позиционным рычагом (6) (рис. 37) рычагом (7) через тросы (5) (рис. 36). При перемещении рычага (6) назад навеска поднимается, при перемещении его вперед — опускается.

Этот процесс регулирования осуществляется с помощью регулятора-распределителя (5), встроенного в моноблок (1) и управляемого позиционным датчиком (3).

При использовании силового способа регулирования позиционный рычаг (6) устанавливают в крайнее переднее положение по ходу трактора, что соответствует нижнему положению нижних тяг навески МТЗ-1221.2 Беларус.

Силовой рычаг (7) устанавливают на требуемую глубину пахоты и далее процесс регулирования осуществляется встроенным регулятором-распределителем (5), управляемым силовым датчиком.

Путем использования позиционной рукоятки (8) (рис. 36) для ограничения глубины пахоты при работе на силовом способе регулирования достигается смешанное регулирование.

Регулятор-распределитель (5), встроенный в моноблок (1), является регулирующим элементом гидроподъемника и представляет собой золотниково-клапанное устройство, с помощью которого можно получить позиции «подъем», «опускание», «нейтраль» и автоматическое регулирование ЗНУ.

Привод гидроподъемника (рис. 36) состоит из кронштейна (4) с установленными на нем силовым (7) и позиционным (8) рычагами, которые посредством тросов двухстороннего действия (5) соединены с позиционным (10) и силовым (11) рычагами соответственно. Рукоятки управления фиксируются подпружиненными фрикционными шайбами.

Отзывы

Иван, Белгородская область:

Используется машина российской сборки (Саранск). Двигатель трактора греется в жаркую погоду, поскольку штатный радиатор от МТЗ-80 не обеспечивает теплообмен. Частые поломки элементов вала отбора мощности из-за конструктивных недостатков.

Мотор 1221

Евгений, Киров

Трактор использовался для вывоза леса. По проходимости отличий от вездеходов Урал не обнаружено. При установке переднего ковша машина применялась для подвоза песка, используемого при строительстве дорог. Машина легко справляется с работой, но расход топлива велик. Заднее навесное оборудование медленно работает в зимнее время из-за густого масла в магистралях и цилиндрах. Из-за постоянной нагрузки наблюдались поломки креплений чулка переднего моста к лонжеронам, а также поломки шестерен редуктора.

Работа с гидросистемой МТЗ-1221 Беларус

Гидросистема управления трехточечой задней навеской МТЗ-1221-2 Беларус оборудована регулятором-распределителем, встроенным в моноблок, который обеспечивает работу системы в следующих режимах: силовое регулирование; позиционное регулирование; смешанное регулирование.

Эффективное применение этих режимов зависит от агрегатируемых машин и агротехнических условий.

Позиционное регулирование

Осуществляет точный и чувствительный контроль положения над землей присоединительного оборудования, такого как опрыскиватель, планировщик и другие.

Позиционное регулирование может использоваться с землеобрабатывающими машинами, полунавесными плугами с выносными цилиндрами и т.д.

Однако этот тип регулирования не рекомендуется использовать на неровных полях.

Позиционное регулирование на поле с неровной поверхностью может быть причиной постоянных толчков, возникающих из-за быстрых вертикальных перемещений присоединительного орудия.

Силовое регулирование

Это наиболее подходящий режим для работы с навесными или полунавесными орудиями, рабочие органы которых заглублены в почву.

Система чувствительна к изменениям тягового усилия (вызванного изменениями сопротивления почвы или глубины обработки почвы) через центральную тягу механизма навески.

Гидросистема реагирует на эти изменения посредством подъема или опускания орудия, чтобы поддержать заданное тяговое усилие на постоянном уровне.

Система реагирует на усилие сжатия и растяжения в центральной тяге, то есть является системой двойного действия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: