Еще раз о компоновках сельскохозяйственных тракторов


Современная сельскохозяйственная техника — классификация и типы техники

Предпосевная обработка почвы – машинно-тракторные агрегаты (плуг, лущильник, каток, борона). Посевные работы – машинно-тракторные агрегаты (посадочные машины и сеялки). Уход за посевами осуществляется с помощью таких технических средств, как окучник, прореживатель посевов, пропольщик, машины для подрезки и опрыскиватели. Полив и орошение : дальнеструйная дождевая машина, двухконсольная дождевая машина, стационарные и машины на автомобильном шасси. Внесение удобрений: внутрипочвенное внесение и поверхностное, разбрасыватели твёрдых веществ и распределители жидких органических удобрений. Уборочная техника – комбайны и машинно-тракторная техника (рядковая жатка ,косилка и т.п.). послеуборочная обработка сырья производится с помощью зерноочистителей , зернометательных машин и погрузчиков. Существует также техника для возделывания определённых культур таких как чай, лён, хлопок, свекла, виноград, хмель и т.п. часто для обслуживания больших полей используют вспомогательную технику для осуществления водоснабжения — каналокопатели, каналоочистители, дреноукладчики и машины для промыва дренажных систем.
В наши дни физический труд облегчается так же использованием современной сельскохозяйственной техники с космическими навигационными системами. Которые дают возможность осуществления качественного вспахивания, подразделяясь на две группы: системы автопилотов и системы параллельного вождения. В последнем случае на трактор устанавливается GPS навигатор (Global Positioning System) , позволяющий следить за отклонениями от траектории движения на вспахиваемом объекте. Система автопилотирования позволяет рабочему затрачивать меньше усилий и уделять больше внимания самому технологическому процессу и его качеству. Осуществляется это путём установки на трактор электрогидравлической системы автоматического управления, при которой тракторист участвует в процессе управления только на поворотах. Такие приборы позволяют сократить затраты рабочего времени, используемого топлива, минеральных удобрений и средств защиты растений.

Модификации и разновидности

Разделены трактора на две категории по типу движущейся части. Каждая получила свои достоинства и недостатки.

  1. Колесный ход. Имеют право перемещаться с высокой скоростью по автодорожным магистралям. Сцепление со сложным покрытием не самое лучшее, тяговая сила соответствующая. Двигаясь по рыхлой земле, агрегат может загрузнуть и забуксовать. Это устраняется применением полного привода или применением покрышек с низким давлением.
  2. Гусеничный ход. Это самые мощные модели. Единственными экземплярами, которые могут передвигаться по асфальту, являются трактора с резинотросовой гусеничной парой. В работе гусеницы создают обширный контакт с почвой и не травмируют ее. Целесообразно применять гусеничный агрегат на слабонесущем грунте.

Функциональное разделение тракторной техники происходит по выполняемой работе.

  1. Сельскохозяйственная работа. Выполняют пропашку, посев, уборку полей. Допускается выполнения сенокосных задач. Перевозятся сельскохозяйственные грузы на прицепных механизмах.
  2. Работа в промышленности. Промышленный агрегат применяется как база для землеройного, строительного приспособления. После подвески спецсредств, на нем выполняются задачи других промышленных машин: бульдозера, скрепера, трубоукладчика.
  3. Трелевка. Весь ряд трелевочных механизмов работает в лесозаготовительных предприятиях. После вырубки ряда деревьев, они укладываются на базу трелевщика и перевозятся с точки вырубки до точки складирования, перегрузки или обработки.
  4. Работа в армии. Армейская модель показывает высокую скорость буксировки артиллерийского оружия, прицепов с вооружением на длительных марш-бросках. У нее отличная проходимость по любому покрытию, может эксплуатироваться в любой климатической зоне.

Эксплуатация современной сельскохозяйственной техники

Использование cовременной сельскохозяйственной техники относится к точному земледелию. Так как распределение света влаги и других факторов, влияющих на урожай не равномерно в пределах одного поля, за растениями на разных участках следует производить разный уход. Задача точного земледелия заключается именно в этом: при использовании навигационных приборов и снимков участка со спутников становится возможным более точное планирование посевов, финансовое планирование, оптимизирование внесения удобрений или опрыскивания.

Современная сельскохозяйственная техника

В сельском хозяйстве нередко применяется малая авиация для распыления и разбрызгивания средств защиты от вредителей. В таком способе обработке имеется ряд преимуществ перед наземными привычными способами: повышение производительности, в котором заключается сокращение сроков обработки больших территорий. Использование малых авиационных средств даёт возможность поздних подкормок для выращиваемых культур не повреждая растения в отличии от наземных приспособлений. Борьба с вредителями более эффективна. Таким образом, используя подобные технические средства можно значительно улучшить качество производимых культур. Существует так же ряд минусов, таких как зависимость от метеоусловий, возможность попадания препаратов на соседние посевы и дороговизна.

Устройства для внесения удобрений в почву на базе МТЗ

Агрегируемые с тракторами МТЗ машины для внесения в почву удобрений представлены большим количеством агрегатов различных производителей, среди которых одноосные полуприцепные устройства 1РМГ-4, РОУ-5, РЖТ-4, двухосные прицепы 2ПТС-4/6, 2ПТС-4-785А/887Б/887Г, машины для внесения удобрений МТТ-4У, РУ-1000/7000/3000 и другие.

Распределительный комплекс РУ-7000

Предназначенный для транспортировки минеральных удобрений и известковых соединений и их внесения в почву агрегат РУ-7000 оснащен подающим транспортером, приводимым в действие колесами шасси разбрасывателя. Такое решение обеспечивает синхронизацию объема подачи удобрений со скоростью передвижения комплекса.

Имеющая ручную настройку вида вносимых удобрений и их дозировки машина способна обрабатывать за один проход полосу почвы шириной от 15 до 24 метров, двигаясь со скоростью 12 км в час.

В зависимости от вида вносимых удобрений транспортирующий до восьми тонн удобрений пятитонный двуосный прицеп с габаритами 6,3х2,8х2,7 метра производит обработку почвы на площади от 16 до 24 гектар в час.

Рассеивательный агрегат РУ-3000

Модель РУ-3000 – высокопроизводительный комплекс, применяемый для разбрасывания по поверхности почвы твердых и кристаллических удобрений и подкормки в начале роста зерновых и травяных культур.

Агрегируемый с тракторами тягового класса 0,9-1,4 механизм за один проход разбрасывает удобрения на участке шириной до 28 метров.

Машина, собственный вес которой составляет 1,25 тонн, рассчитана на транспортировку трех тонн удобрений и их разбрасывание на поверхность почвы в дозах от 40 до 110 кг на гектар.

Оснащенный сцепным механизмом ТСУ-1Ж агрегат имеет габариты 3,1х2,6х2,54 метра способен вести обработку с производительностью 25 гектар в час.

Современная сельскохозяйственная техника — незаменимый помощники в аграрной отрасли

Ручной труд при обработке больших территорий засева уже устарел давно, более того многие технические средства пережили ряд обновлений, появились новые виды техники. Тяжёлый труд рабочих становится проще с течением времени. Машины заменяют порой целую бригаду рабочих, а новейшие технологии позволяют производить анализ территориальных , климатических и экономических особенностей без помощи большого количества экспертов. В наши дни данные полученные со спутников дают полный обзор по всем сферам, что облегчает выбор технических средств и другие необходимые расчёты. Способы ведения хозяйства стремительно меняются, позволяя улучшить качество продукции. В современном мире технические средства, машинные производства просто необходимы во всех отраслях потребления из-за постоянно растущих аппетитов населения, и здесь приходит на помощь современная сельскохозяйственная техника.
Сельское хозяйство обеспечивает людей во многих сферах жизни, и развитие его является неотъемлемой частью прогресса. Жизнедеятельность человечества его численность и благополучное развитие во многом зависят от процесса модернизации сельского хозяйства, потому введение новейших устройств и механизмов является естественным процессом.

Сельскохозяйственные тракторы

Основу методики составляет использование эталонных тракторов, условно обозначенных ТЭ-150 и ТЭ-150К, обеспечивающих полнокомплектное выполнение работ в зональных типичных севооборотах. В таблице 7 приведены расчетные потребности названных классов гусеничных тракторов для России в целом. С целью сравнения здесь же даны потребности в тяжелых колесных машинах классов 5,0 и 6,0 тс. Общее количество гусеничных и колесных тракторов названных классов (рассматриваются группы тракторов названных классов в суммах) дает возможность определить соотношение гусеничных и колесных машин в пропорции 43% и 57% соответственно. ф Расчет выполнили канд. техи. наук, доцент А.Ф. Рева и канд. экон. наук, доцент Н.А. Глсчикова, АЧГАА.

Нормативная потребность России в сельскохозяйственных машинах.

Характеристика применяемостиТяговый класс, тсМасса эксплуатационная, кгМощность двигателя. кВт (л.с.)Количество факторов физических, шт.Эталон ный факторНорматив эталонных тракторов по зоне на 1000 га, ед.Коэффициент перс вао да в эталонные факторыФактн- чески имеется условных эталон ных тракторов, шт.Приходится уел. эт. факторов на 1000 га
Гусеничные общего казна- чения5,091 SO- ll 020171-200 (232-275)111ТЭ-1500,391,721910,003
6,011020- 14690180-250 (245-340)4628ТЭ-1500,061,8284390,112
8,014690- 22040250-300 (340-480)111ТЭ-1500,022,572850,004
320-397 (436-540)1014ТЭ-1500,022,6927270,036
Итого: 5,0…6.0 + 8,04860 5874
Посевная площадь, тыс. га75187,8
Колесные тракторы общего назначения5,011540- 13580151-200 (204-275)305ТЭ- 150К0,191,685120,007
201-243 (276-330)4773ТЭ- 150К032,30109830,146
6,013580- 18460201-243 (276-330) 320-397 (436-540)1337ТЭ- 150К0,032,004326790,036
8,018460- 27690320-397 (436-540)254ТЭ-1500.032,115370,007
Итого: 5.0…6,0 + 8.06415 6669

Такое соотношение тяжелой сельскохозяйственной тракторной техники в сложившихся организационно-технологических условиях можно признать оптимальным. Наконец, исходя из необходимости восполнения выбывающих тракторов по амортизационному износу — 10 лез, годовое производство гусеничных тракторов классов 5, 6 и 8 в сумме может составить 590 шт., что вполне приемлемо для существующей в России промышленности.

Состояние с производством. Постановка на производство опоздала: начались реформы. Завод не смог найти 1500 млн рублей на организацию серийного производства трансмиссии (КПП и ведущего моста). Автор пытался помочь в организации серийного производства уникального российского фактора. Ставропольский завод автоприцепов для тягача КамАЗ, имея свободные площади, дал согласие но организации серийного производства при условии поставок узлов трансмиссии. Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов — в то время высокотехнологичное предприятие — после детального изучения документации на названные узлы, также выразил согласие на серийное изготовление ведущих мостов и КПП. А затем и он пал. Вообще хорошие заводы падали как под натиском оккупационных войск (где был «штаб» этих «войск», — до сих пор неизвестно).

Тем временем Алтайский тракторный завод продолжал поиски партнеров по организации серийного производства важнейших узлов. Наконец, одна из фирм Германии в 2011 году после длительного изучения и доработки под свои материалы и технологии дала согласие поставлять по 250 комплектов в год по стоимости в 25 тыс. €. При этом она гарантировала, что трансмиссия теперь рассчитана на 320 л.с. (вместо эксплуатационных 250 л.с.). Но к этому времени Алттрак перекупили и передали другому хозяину за долги первого; завод, на котором работало более 20 тысяч человек, имеющий все переделы для факторного производства, ушел на металлолом.

Автор вновь включился в поиски предприятия для изготовления необходимого южной России тяжелого гусеничного трактора. Переговоры велись последовательно с полутора десятками заводов, в том числе Уралвагонзаводом, ЧТЗ, Уралтрансмашем, южными неплохими предприятиями. Все они недофужены и могли бы по своим технологическим возможностям освоить новую, и несомненно, ликвидную продукцию. Многие предприятия, особенно те, где работают молодые директора, первоначально давали согласие на выпуск новой сельскохозяйственной машины. Но при соприкосновении идеи с окружением получался отрицательный ответ: зачем это им?

Только в последние месяцы 2011 года удалось найти предприятие, которое имело все необходимые переделы, свободное от долгов, руководимое прогрессивной дирекцией. Это ОАО «Донецкий экскаваторный ) в новом своем состоянии (г. Донецк Ростовской области). Его собственники согласны понести затраты на организацию серийного производства гусеничного трактора Т-250 с последующим высоким уровнем локализации. Но денег на создание образцов для испытаний у них пока нет. Ведутся соответствующие поиски. Очень тяжело писать, но, видимо, круг (или эллипс, а может, линейная функция) замкнулся.

Назначение гусеничных н колесных сельскохозяйственных тракторов

Следует заметить, что при введении нового гусеничного трактора в хозяйственный оборот можно было бы его оснастить технологическими высокопроизводительными средствами механизации отечественного производства. Наименования современных базисных сельхозмашин и их производители, а также технологические операции приведены в таблице 8.

Таблица 8.Основные операции и технические средства

Наименование операций
Наименование базисного агрегата; основные параметры
Изготовители
1234567
Закрытие влаги: культиватор общего назначения (для сплошной обработки); 12-14 мОсновная отвальная обработка почвы: плуг оборотный отвальный; 12-14 корпусовОсновная обработка почвы безотвальная послойная. 22-26 см; 12-14 корпусовГлубоко- рыхлитель послойный до 45-60 см; 6 мАгрегат комбинированный для подготовки почвы под посев по не- паровым предшественникам; 8-10 мПосевной агрегат прямого посева: 8-10 мПосевной комплекс с блоком ТУКОВ и ЖКУ (12-14 м) + прицеп для блока удобрений
г. Зерно град Ростовской области; РТП; по заказуг. Светло-град Ставропольского края; РТП; по заказуг. Георгиевск; РТП; по заказу. г. Зерно- град Сев.-Кав. НИИМЭСХ; по заказуг. Светло- град; РТП; по заказу. г. Зерноград Сев.-Кав. НИИМЭСХ; по заказуг. Геор- гиевск; РТП; ио заказу.г. Зерноград: РТП: по заказу. г. Усть- Лабинск Краснодарскою края; ГК «Шарикоподшипник»: по заказуг. Зерноград; АЧГАА * по заказу

В общем, орудия и сельскохозяйственные машины разработаны впрок; иногда молчаливо полагается, что, по крайней мере, некоторые из них созданы для использования в агрегатах с тяжелыми колесными иностранными тракторами мощностью 400-450 л.с. тягой до 7-8 тс или последними отечественными К-744РЗ. Но «генетические» свойства колесных тракторов не позволяю! в полной мере использовать, например, точные технологии, точное земледелие, которые весьма востребованы современным сельхозпроизводством. Так, при посеве с помощью колесного трактора класса 5 и выше (высокопроизводительный сев) образующаяся колея, по глубине превышающая горизонт заделки семян, создает неблагоприятные условия сева и заметные потери урожая: некоторые сошники вместо заделки семян в почву повисают в воздухе и укладывают семена на поверхности дна колеи, оставленной колесом. Особенно это заметно на севе пропашных (в частности, кукурузы), когда колея заполняется семенами на радость окрестных птиц. Внесение ЖКУ при посеве в хорошо разделанную почву (особенно, дифференцированное внесение), непосредственно перед посевом обработанную «фрезерными аппаратами» в виде колес, приводит к тому, что хозяева не знают, во что же они сеют, что за смесь удобрений, семян и почвы получается, ибо почва, принимающая семена и удобрения, не та по своей структуре, которую требуют технологи.

Если хозяйства не имеют в своем распоряжении гусеничные тракторы, то проблема ранневесеннего закрытия влаги, в том числе и на паровых полях, практически не решается; в условиях же засушливого и рискованного земледелия операция по закрытию весенней влаги крайне важна.

Наконец, общая обработка полей тяжелыми колесными тракторами сильно уплотняет почву, — настолько сильно, что в некоторых случаях, по исследованиям В ИМ, плотность почв повышается до предельного уровня обеспечения прорастания семян. Более того, с применением тяжелых колесных тракторов возникла новая проблема уплотнения почв на глубине до 50-70 см, что существенно затруднило связи почвенной влаги и атмосферной, и это усилило влияние засухи, о чем упоминалось выше.

В результате названных технологических минусов Россия, сельское хозяйство которой некогда было обеспечено агрономами-земледелами высочайшей квалификации, о чем свидетельствует вся история российской механизации [3]. работала сплошь на сельскохозяйственных гусеничных машинах, а тяжелые колесные факторы общего назначения (Т-150К, К-700/701), как уже отмечалось, появились лишь одновременно с третьим-четвертым поколениями гусеничных машин.

Но тот час же отметим значение колесных машин, которые расширяют свое принципиальное место в современной системе мобильной энергетики сельского хозяйства.

Дело в том, что колесные сельскохозяйственные машины, особенно высоких классов тяги (от

тс и выше), постепенно приобретая дополнительные функции, «осваивают» более широкое рабочее поле, перерастая в мобильные энерго -средства — МЭС. Это сельскохозяйственные машины, которые способны объединять в технологическом агрегате на их базе несколько операций, выполняемых в едином, общем агро-сроке вплоть до производства сложной многооперационной функции за единый проход, т.е. производят одновременно сложную группу операций. Эта группа операций состоит из элементов, не всегда традиционно близких; например, уборка силосной кукурузы и подготовка почвы под посев озимой пшеницы. Мы уже писали об этом перерастании колесного трактора в МЭС [2J. Трактор преобразуется в своей схеме, дооборудуется передним дополнительным навесным устройством, таким же, или близким к заднему по грузоподъемности при высокой обзорности, дополнительным передним ВОМ. Технологические преимущества гусеничного трактора сохраняются и здесь, поскольку движители на обоих энергосредствах сохраняются неизменными. Однако же за счет комплексирования операций снижается себестоимость продукции, и некоторое падение продуктивности по вышеуказанным причинам на тех операциях и при возделывании соответствующих культур оказывается допустимым (перекрывается общей экономией ресурсов). Таким образом, МЭС допускает широкие возможности по сравнению с МТА на базе традиционного трактора.

Специальные вопросы организации сельскохозяйственной энергетики.

Первое. Буквально в последнее время быстро нарастает внимание к разработке новых тракторов и оснащение ими сельхозтоваропроизводителей. Как известно, сегодня системы машин нет, несмотря на неоднократные обращения в МСХ РФ различных специалистов, как нет и подразделения сельхозмашиностроения, которое имело бы функции организации разработок, испытания, производства и комплектования новой сельхозтехникой различные типы и формы производителей продовольствия. В работе [3] приведены различные типы тракторов, колесных и гусеничных, которые могут выпускаться ныне существующими предприятиями сельхозмашиностроения (некоторые сельскохозяйственные машины уже выпускаются). Обращает на себя внимание факт крайней обеспокоенности наличием и качеством работающих в хозяйствах тракторов — основной машины крестьян. Тракторы — это последний бастион; если их не будет, то не будет вообще сельского хозяйства. Но это уже никому не интересно. По их мнению, все решит рынок! Ну что сказать? (Тем более, много сказано).

Второе. Известные работники АПК и специалисты уже несколько лет негодуют по поводу того, что отечественная базисная сельскохозяйственная техника: тракторы и комбайны — приобретается через лизинг в крайне малых количествах [5, 6] (табл. 9). Этот показатель в зарубежных странах применительно к финансовой аренде достигает 70% и более от общего количества покупаемых образцов. По-видимому, не все благополучно в лизинговых операциях, несмотря на то, что руководители системы «Росагролизинг» неоднократно выражали готовность рассмотреть все предложения по совершенствованию этой формы комплектации сложной техникой. Но серьезных предложений пока не поступило, и они в этом правы.

Таблица 9. Ежегодная передача в лизинг базисных средств механизации

Наименование базисных машинКоличество машин
Годы
200520062007200820092010
Комбайны13533301551691496380
Тракторы14891655436018022397826

Прежде всего, сложная сельскохозяйственная техника — крайне дорогая, и существующий бизнес сельхозтоваропроизводителя не позволяет ему накопить такие средства, чтобы ее приобретать.

Так, при стоимости тяжелого трактора в 6000 тыс. руб. (округленно) и приобретении его в лизинг на пять лет без первоначальной оплаты, на первый же взнос затраты составят 1200 тыс. руб. (за первый год) и при кредите в 14% — 2040 тыс. руб., при 5% годовых — 1500 тыс. руб.; в общем, конечно, числа колоссальные. Но при этом ежемесячный взнос на погашение процентов в первом случае составит 170 тыс. руб., во втором — 120 тыс. руб., и разница между этими числами не такая значительная.

Приведенный пример показывает, что никакие манипуляции с субсидиями по процентным ставкам не спасут положения. Необходимо все выделяемые средства на техническое перевооружение (хотя бы довооружение) сельхозтоваропроизводителей направить на субсидии стоимости машин так, чтобы трактор в 6000 тыс. руб. имел базовую стоимость в 3500-4000 тыс. руб., при покупке в кредит он должен тот час же стать собственностью товаропроизводителя с последующей выплатой кредита.

Приведем второй вариант расходов преуспевающего хозяйства площадью 20 тыс. га, имеющего до 30 тяжелых тракторов (типа К-701) и столько же зерноуборочных комбайнов (класса «Дон-1500Б») и получающего ежегодно в среднем 70000 тыс. руб. прибыли. Если принимать срок амортизации тракторов в 15 лет (практика и расчеты показывают, что это вполне возможно), а зерноуборочного комбайна — в 10 лет как более сложной технологической сельскохозяйственной машины при среднегодовой нагрузке в 450-500 га уборочной площади (все числа реальные), то только для восстановления количественного состава этой сельхозтехники (приобретение 2 тракторов и 3 комбайнов в год впрямую) ежегодные затраты составят до 30000 тыс. руб. (только на энерготехнику), т.е. почти половину годовой прибыли, не говоря уже о прицепных и навесных сельхозмашинах. Это практически не возможно; тогда столь эффективное хозяйство с 850 хорошо оплачиваемыми работниками будет медленно умирать. А что же другие? Но в южных районах субъекты РФ выделяют средства на субсидирование процентной ставки по кредитам до 350000-400000 тыс. руб. ежегодно. Если иметь в виду только 10 субъектов РФ с хорошо развитым АПК и возможности использования ресурсов федерального бюджета в размере, например, таком же, как и ресурсы этих субъектов, то общая сумма затрат на сельскохозяйственную технику может составить до восьми миллиардов рублей в год. И если ввести прямую дотацию на один тяжелый трактор Т-250 или К-701 (К-744Р2) в размере 1500 тыс. руб., а на один комбайн 1000 тыс. руб., то общая сумма прямых дотаций при приобретении 2 тыс. высокоэффективных тракторов и 5 тыс. современных комбайнов как раз и составит 8 млрд руб. Это не так уж плохо. И это без всяких финансовых туманностей. Можно к этому добавить обязательную сдачу отработавшей машины в капитальный ремонт по остаточной стоимости. Ведь надо что-то хорошее заимствовать от отечественного же автопрома.

Все это, конечно, самые приблизительные расчеты. Но они показывают, что при доброжелательном отношении к отечественному селу, хотя бы как к важнейшей пищепроизводящей отрасли и зонах проживания почти 40 млн. человек, можно что-то сделать для реальной помощи АПК в обеспечении сельскохозяйственной техникой хотя бы в минимальном объеме.

Ремонт сельскохозяйственных машин

Далее, при покупке новой дорогой техники сельхозтоваропроизводитель должен обеспечиваться качественным техническим сервисом. Поэтому’ региональные предприятия системы «Росагролизинг» должны иметь базовые станции технического обслуживания тяжелых тракторов и комбайнов, сеть зональных станций и подвижные бригады по выполнению сервисных работ непосредственно у сельхозтоваропроизводителя в полевых условиях. При этом совершенно не важно, чьи это будут станции (кроме базисных как научно-методических центров современного сервиса, связанных со специализированными НИУ, машиностроителями и т.п. организациями, обеспечивающими трансфер новых знаний и организационных форм): предприятий «Агролизинга», специальных дилеров или торгующих организаций, или самостоятельных по системе консорциума.

И последнее. В настоящее время в различных регионах России образованы высокотехнологичные предприятия, которые выполняют не дорого восстановительный ремонт тяжелых факторов К-700/701, Т-150К и др. (например, Группа , г. Усть-Лабинск Краснодарского края). Но они не имеют права продавать отремонтированную технику на рынке, да и бывшие хозяева отремонтированной сельскохозяйственной техники работают на ней полулегально. Представляется весьма целесообразным и организационноэкономически необходимым ввести всесторонние испытания на МИС отремонтированной техники, на базе их результатов сертифицировать упомянутые предприятия и дать официальное разрешение на торговлю отремонтированной техникой. При этом можно было бы подкрепить нарождающуюся систему помощи селу введением этих предприятий в систему «Агролизинга», например, на картельной основе.

Заключение.

В настоящей статье мы пытались рассмотреть проблему гусеничного трактора в России несколько шире, чем собственно Т-250, т.е. ситуация с последним изучалась на стратегическом фоне развития мобильной энергетики сельскохозяйственного назначения. При этом было показано, что ведущей в мировом АПК (и не только) стране, об отставании от которой повсеместное «говорение» есть признак хорошего тона, потребовалось более двадцати лет для создания основ органического земледелия русского типа с широким использованием гусеничных тракторов. К «чести» наших ЛПР, мы вообще не создаем отечественную биоорганическую и информационно-телекоммуникационную технологию производства сельхозпродукции, правда, по непонятным причинам; некоторые сельхозпредприятия, опережая отечественных ЛПР, уже работают на иностранных системах.

Итак:

Широкое использование гусеничных тракторов в России имеет ключевое значение для отечественного сельского хозяйства. На базе массового производства гусеничных тракторов первого поколения была осуществлена индустриализация единолично-крестьянского сельского хозяйства и созданы инструменты его технологизации в виде МТС. Это было величайшее техническое достижение отечественных ученых, значительных групп инженерно- технических работников и механизаторов, которых начали готовить наши же учебные заведения. Восстановление разрушенного войной сельхозпроизводства европейской части страны, освоение целинных и залежных земель (более 30 млн га) также выполнялось на гусеничных тракторах, в основномвторого поколения — ДТ-54 (как победа в войне, в основном, на танках Т-34), и это тоже громадное техническое достижение (если не рассматривать целевую функцию этого достижения). Получение высоких урожаев зерновых при относительно невысоких себестоимостях в передовых сельхозпредприятиях достигалось использованием высокоэнергонасыщенных тяжелых тракторов времени начала шестидесятых годов прошлого века – сельскохозяйственных гусеничных тракторов С-80. Высокие тяговые свойства, энергетическая экономичность, резкое снижение давления на почву и экологически сбалансированное воздействие на нее, использование больших количеств навоза на многопольных севооборотах и эффективность всей системы производства заставили США обратить внимание на органическую систему земледелия и в течение тридцати лет работы расширить и укрупнить свои севообороты и поставить на серийное производство несколько конструкций тяжелых сельскохозяйственных гусеничных тракторов на резино-тросовых гусеницах; некоторые фирмы разработали даже семейства машин.

Доказано теорией и подтверждено полевой практикой, что гусеничные тракторы имеют принципиальные технологические преимущества перед колесными. Тяжелые колесные тракторы, кроме выполнения ряда общеземледельческих работ (хотя и с худшими параметрами, чем гусеничные тракторы), раскрыли новые возможности энергомашины, обеспечивая создание многофункциональных МТА вплоть до одно-проходовых за счет специальных конструктивно-технологических решений, свойственных пока только колесным МЭС.

Создание особо тяжелого сельскохозяйственного гусеничного трактора класса 6-8 тс, организация его серийного производства и трансфер его в отечественное земледелие должны были обеспечить дальнейший рост производительности труда и впервые получить часовую производительность до 4-5га/ч на земледельческих операциях высокого качества. Трактор Т-250 на испытаниях в Северо- Кавказской МИС показал безупречную работоспособность при выработке в 6000 мото-ч (это наработка до первого капитального ремонта трактора «Кировец») и был рекомендован в серийное производство. Однако от независящих от создателей причин на освоение трактора не нашлось средств.

Вторым поколением можно считать гусеничный трактор класса тяги тс ДТ-54, разработанный в 1949 году и поставленный на производство на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск), а затем и в Волгограде, и в Харькове. Машина мощностью 54 л.с. при частоте вращения вала ДВС в 1350 1/мин. была максимально проста и абсолютно безупречна (автор пользовался этой машиной при испытаниях разработанной экспериментальной уборочной сельхозтехники в шестидесятых годах). В этот же период был создан тяжелый трактор С-80 массой в 11000 кг мощностью ДВС КДМ-46 в 76 л.с. при частоте вращения вала в 1050 1/мин. класса тяги не менее 6,0 тс; это обеспечивало работу сцепки и двух прицепных пятикорпусных плугов. Надо отметить, что, перевооружившись тракторами С-80, зерносовхоз «Гигант» Сальского района Ростовской области уже в начале 60-х годов производил самую рентабельную пшеницу — это в засушливом поясе России.

В тот период начались работы по созданию третьего поколения гусеничных машин, сохраняющих класс тяги в 3,0 тс, но имевших возможность работать на повышенных технологических скоростях до 9 км/ч за счет доработки ходовой части и увеличения мощности ДВС до 75 л.с.

Сельскохозяйственные машины третьего поколения были поставлены на производство под марками ДТ-75 (г. Волгоград) с алтайским ДВС и Т-74 с новым ДВС СМД-14 при частоте вращения вала 1700 l/мин., производимым предприятием «Серп и Молот» (г. Харьков), реконструированным под моторный завод.

Сельскохозяйственные машины не были плохими, но они по эргономическим и эксплуатационным качествам оказались несколько ниже ДТ-54. Тракторы ДТ-75 работают и выпускаются до сих пор (хотя и в значительно меньших количествах), но они очень похожи на вибростенды, забирающие здоровье механизаторов к 48-50 годам. Это главная причина сдержанного, мягко говоря, отношения к гусеничным машинам в целом (явно несправедливого: ведь это нетрудно изменить).

Одновременно — во второй половине шестидесятых годов прошлого столетия — развернуты работы по созданию сельскохозяйственных гусеничных машин четвертого поколения, которые должны были обеспечить технологические операции на скоростях 9-12/15 км/ч. Работы вели, главным образом, В ИМ, НАГИ и ВНИПТИМЭСХ (ныне Сев.-Кав. НИИМЭСХ); основными координаторами выступали академик ВАСХНИЛ (ныне РАСХН) Василий Николаевич Болтинский (МИИСП, ГСХА), канд. техн. наук Александр Яковлевич Поляк (ВИМ) и канд. техн. наук Наталья Федоровна Дронова (ВНИПТИМЭСХ. г. Зерноград) с подключением тракторных заводов: ХТЗ (Харьков) и ВгТЗ (Волгоград) с их конструкторскими бюро. В результате были поставлены на производство гусеничный трактор Т-150 мощностью 150 л.с. класса тяги 3,0 тс с новым шестицилиндровым двигателем СМД производства «Серп и Молот» (или уже специализированного моторного завода) (трактор выпускается до сих пор в Украине) и новый колесный трактор общего назначения Т-150К мощностью 165 л.с. с двигателем также СМД. Машина разработана на базе харьковской конструкции Т-125 и выпускается в настоящее время в различных модификациях. Так наряду с четвертым поколением гусеничного трактора появилась совершенно новая для России колесная машина класса 3,0 тс общего назначения — Т-150К. В это же время был поставлен на производство еще более мощный колесный трактор общего назначения класса тяги 5,0 и мощностью 220 л.с. — К-700 с двигателем ЯМЗ-238, а в последствии К-700А-К-701 с двенадцатицилиндровым двигателем ЯМЗ-240 мощностью 300 л.с. (последний) на заводе им. С.М. Кирова. Они выпускались в течение 40 лет. Таким образом, Россия получила два тяжелых энергонасыщенных колесных трактора общего назначения. Особенно ликовали на Украине: ведь завод по выпуску Т-150К был на их территории, точнее, в распоряжении ЦК КЛУ, и этой машиной можно было оснащать колхозы и совхозы в соответствии с украинскими же директивными документами.

Конечно, на первый поверхностный взгляд (а еще какой взгляд мог быть у большинства чиновников средней руки, которые считали ученых безголовыми; впрочем, как и сейчас) новые колесные сельскохозяйственные машины имели преимущества: пневматические шины допускали повсеместную езду, в том числе и по асфальтированному шоссе, с поступательной скоростью до 40 км/ч; более комфортные условия работы оператора (если так можно говорить о тракторе вообще). Началось оснащение колесными тракторами Т-150К сельхозпроизводства. Но на второй-третий сезоны их использования выяснилось, что имеет место заметный перерасход горючего и образование большого количества пылевидных фракций в обработанном слое почвы, которые вообще по технологии обработки почвы не приемлемы (и не рекомендуется их образование), и постоянная готовность этих фракций к поддержанию пыльных бурь (у всех последние были еще ясны в памяти).

Тяжелые колесные тракторы К-700/701 (масса 11000-12000 кг) к тому же сильно уплотняли почву по следу колес и образовывали подошву на глубине 50-70 см (или помогали плужным отвалам в этой «работе»), что требовало нового процесса: разрушения этой подошвы один раз в 2-3 года — иначе прерывалось взаимодействие атмосферной и почвенной влаги, что усиливало засухи (это одна из важных причин участившихся засух).

Активные поиски нового предприятия для серийного производства Т-250 в Зауралье и Европейской части страны результатов не дали.

Значительное увеличение поставок сложной дорогой сельхозтехники товаропроизводителям требует совершенствования системы финансовой аренды и четкого взаимодействия организаций «Росагролизинг», МСХ РФ. РАСХН и Минпромторг.

Разработка и трансфер механизма создания отечественной техники, заключающиеся в конструировании, изготовлении, испытании, доводке опытных образцов, изучении потребности рынка, отнесении всех затрат за счет бюджета (желательно МСХ РФ), затем выставлении на конкурс и продаже выигравшему заводу (фирме), существенно ускорят оснащение сельхозтоваропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: