Тяговый класс тракторов: особенности и ключевые отличия

В отличие от мировой практики, где размер трактора принято характеризовать мощностью двигателя, в России для этого используется его номинальное тяговое усилие, зависящее от типа ходовой системы и эксплуатационной массы. Номинальное тяговое усилие в настоящее время стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021-86. Как показала практика, именно этот параметр считается наиболее стабильным и определяет возможности агрегатирования трактора с машинами-орудиями, имеющими разную ширину захвата и, следовательно, тяговые сопротивления, а такой показатель, как мощность, используемый за рубежом, является менее стабильным и во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинно-тракторного агрегата (МТА) и почвенных условий. В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых усилий тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе. Иначе говоря, типаж отечественных тракторов это по существу типоразмерный ряд выпускаемых (или разрабатываемых) тракторов, сгруппированных по принятым в России тяговым классам (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6).

Тяговые классы и соответствующее им номинальное тяговое усилие приведены в таблице.

Таблица. Тяговые классы тракторов (классификация тракторов по тяговому усилию)

Тяговый класс Номинальное тяговое усилие, кН
0,2 1,8. ..5,4
0,6 5,4.8,1
0,9 8,1…12,6
1,4 12,6…18
2 18.. .27
3 27…36
4 36…45
5 45…54
6 54…72

Типаж, или система тракторов, — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

Модель — машина с определенными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.

Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью. Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

Необходимо отметить, что сегодняшний типаж характеризуется отсутствием в его наиболее массовых тяговых классах 1,4.. .3 целого ряда необходимых сельскому хозяйству тракторов, тогда как в недалеком прошлом еще в СССР типаж тракторов был больше приближен к оптимальному благодаря наличию в нем следующих важных моделей тракторов:

  • колесные тракторы 4К4а классической компоновки из Белоруссии тяговых классов 1,4.2 (ПО «МТЗ», Минск);
  • колесные тракторы схем 4К4а, 4К4б и 4К4б’, а также гусеничные с Украины тяговых классов 1,4 (ПО «ЮМЗ», Днепропетровск) и 3 (ПО «ХТЗ», Харьков).

Поэтому, учитывая, что ПО «МТЗ», ПО «ЮМЗ» и ПО «ХТЗ» оказались теперь за пределами России, мы вынуждены по всему ряду тяговых классов сегодня самостоятельно создавать свое тракторостроение, прежде всего на базе существующих в стране тракторных , ОАО «ЛТЗ», ОАО «ВгТЗ», ОАО «Алттрак», ЗАО «ПетТЗ» и др., закрывая имеющиеся в отечественном типаже тракторов «белые пятна».

Кроме того, в существующем типаже тракторов не предусмотрены такие необходимые сельскому хозяйству типоразмеры высокой мощности, как, например, колесные тракторы 4К4а классической компоновки в тяговых классах 5.6 мощностью свыше 280 л.с., колесные тракторы 4К4б’ с шарнирно-сочлененной рамой в тяговых классах 6.7 мощностью свыше 400 л.с., гусеничные тракторы в тяговых классах 5.7 мощностью свыше 200.300 л.с., а номенклатура колесных тракторов 4К4а средней мощности в диапазоне 180.280 л.с., выпускаемых ЗАО «АгроТехМаш» малыми партиями, является пока весьма ограниченной и не может удовлетворить потребности рынка в тракторах такого типа.

Ряд тракторных заводов (ВМТЗ, ПетТЗ, «АгроТехМаш») в последние годы стали все шире выпускать тракторы отдельными сериями из нескольких типоразмеров одного типа, мало различающихся между собой по эксплуатационной массе, т. е. принадлежащие одному тяговому классу, но существенно — по мощности двигателя (как это распространено в мировой практике), поэтому в России все активнее стали применять более удобную для потребителей двухпараметрическую классификацию типажа тракторов: по номинальному тяговому усилию (основной параметр) и по мощности двигателя (дополнительный параметр).

Постепенное улучшение положения в отечественном тракторостроении, в основном связанное с образованием мощных корпоративных структур, охватывающих производства новых типоразмеров на большинстве тракторных заводов, привело к тому, что заводы сейчас стали строить свою техническую политику более приближенной к оптимальному или так называемому перспективному типажу тракторов.

Реальная потребность на перспективу в большой номенклатуре колесных и гусеничных тракторов различных типоразмеров и мощностей, существенно превышающей номенклатуру существующего типажа тракторов, выпускаемых отечественными заводами, объясняется огромными масштабами России и ее регионов, многообразием почвенно-климатических зон, значительным разбросом размеров площадей возделываемых культур, разной специализацией сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих тракторы, и др.

Так как тракторы белорусского и украинского производства широко распространены в России, то при дальнейшем анализе мы их также включили в анализируемый типоразмерный ряд.

Рассмотрим основные модели и некоторые модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.

Тракторы тягового класса 0,2

Мини-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно аг- регатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.

Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.

Классификация тракторов

Классификация тракторов Трактор — колесная или гусеничная самоходная машина, предназна­ченная для выполнения различных работ с применением прицепных, на­весных, полунавесных и стационарных машин-орудий, с которыми она об­разует машинно-тракторный агрегат (МТА). Тракторы классифицируют по ряду признаков.

По области применения — сельскохозяйственные; промышлен­ные; лесопромышленные; лесохозяйственные.

По назначению и специализации — следующие типы. Сельскохозяйственные тракторы. Общего назначения — энергоем­кие работы в сельскохозяйственном производстве (пахота, культивация, посев и др.), исключая обработку пропашных культур и их уборку. Универсальные — работы общего назначения, а также работы по воз­делыванию и уборке пропашных культур. Универсально-пропашные — посев, уход и уборка пропашных куль­тур, ограниченное использование на первичной обработке почвы. Специализированные по видам культур и производственных условий — хлопководческие, виноградниковые, свекловодческие, рисоводческие, чаеводческие, табаководческие, хмелеводческие, семеноводческие, садо­водческие, овощеводческие, тепличные, животноводческие, горные, мало­габаритные и мотоблоки. Самоходные шасси — особый тип универсально-пропашного трактора с передней рамой для навески машин и орудий. Промышленные тракторы. Общего назначения — землеройные ра­боты в агрегате с бульдозером и рыхлителем. Болотоходные — землеройные и мелиоративные работы на фунтах с низкой несущей способностью. Специализированные по видам работ и производственных условий: погрузчики — погрузочные, землеройные и землеройно-транспортные работы; трубоукладчики — механизация работ по монтажу и укладке магистральных трубопроводов; подземные — работы в стесненных условиях горных разработок (в шахтах, на строительстве тоннелей); земноводные и подводные- землеройные работы на глу­бине 6…7 м в портах, в акваториях рек, добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе морей и океанов на глубине до нескольких де­сятков метров; малогабаритные — малообъемные землеройно-очиститель-ные работы в стесненных условиях. Лесопромышленные тракторы. Трелевочные — заготовка, сбор и транспортирование леса в полупогруженном состоянии. Болотоходные — лесозаготовка на грунтах с низкой несущей способ­ностью. Плавающие — работы на лесосплаве в акватории рек и прибрежной зоне. Лесохозяйственные тракторы. Общего назначения — лесовосстано-вительные работы, трелевка древесины при рубках ухода. Болотоходные — работа на грунтах с низкой несущей способностью.

По типу ходовой системы — колесные и гусеничные. Колесные подразделяются по «колесной формуле», отражающей об­щее число колес, число ведущих колес и их размеры. Так, «классический» четырехколесный трактор с передними управляемыми колесами меньшего диаметра и задними ведущими большего диаметра имеет колесную фор­мулу 4К2. Здесь первая цифра «4» показывает общее число колес, а вторая цифра «2» — число ведущих колес. Если при тех же данных и передние ко­леса ведущие, но меньшего диаметра, то трактор имеет колесную формулу 4К4а, где вторая цифра «4» показывает, что трактор имеет четыре ведущих колеса (все колеса ведущие), а буква «а» — указывает на меньший диаметр передних ведущих колес. Тракторы со всеми четырьмя ведущими колеса­ми одного диаметра имеют колесную формулу 4К46, где буква «б» указы­вает на равенство диаметров передних и задних колес. Встречаются трак­торы с большим числом ведущих колес, особенно среди лесотехнических и лесохозяйственных (6К6, 8К8). Трактор с одним или двумя сближенными передними управляемыми колесами имеет колесную формулу ЗК2. Кроме того, тракторы бывают полугусеничные и колесно-гусеничные. В первом случае трактор имеет два движителя (колесный пе­редний управляемый и гусеничный задний ведущий), а во втором — они оба ведущие, но используется только один из движителей в зависимости от ус­ловий работы. По типу компоновки тракторы подразделяют на тракторы тради­ционной (классической) и нетрадиционной компоновки. По номинальному тяговому усилию сельскохозяйственные и ле­сохозяйственные тракторы делят на десять тяговых классов, а промыш­ленные и лесопромышленные тракторы — на восемь (табл. 1.1 и 1.2).

Тяговые классы сельскохозяйственных и лесохоэяйст венных тракторов

Тяговый Номинальное тя- Тяговый Номинальное тяго-
класс говое усилие, кН класс вое усилие, кН
0,2 От 1,8 до 5,4 3 Св. 27 до 36
0,6 Св. 5,4 до 8,1 4 Св 36 до 45
0,9 Св. 8,1 до 12,6 5 Св 45 до 54
1,4 Св. 12,6 до 18 6 Св 54 до 72
2 Св. 18 до 27 8 Св. 72 до 108

Под номинальным тяговым усилием сельскохозяйственных и лесо-хозяйственных тракторов принимается усилие, которое они развивают на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельных значениях буксования: 18% — для тракторов 4К2 и ЗК2; 16% — для 4К4; и 5% — для гусеничных тракторов. Тяговые классы промышленных тракторов

Тяговый класс Конструкционная масса, т Тяговый класс Конструкционная масса, т
2 6 10 15 От 4 до 6 Св 6 до 10 Св. 10 до 15 Св. 15 до 25 25 35 50 75 Св. 25 до 35 Св. 35 до 50 Св. 50 до 70 Св. 70 до 90

Номинальным тяговым усилием промышленного трактора считается наибольшее тяговое усилие, которое он может реализовать на плотном су­хом грунте. Так как эта величина взаимосвязана с конструкционной массой трактора, то тяговый класс промышленных тракторов иногда определяют по его массе

Перейти на главную — запчасти для тракторов

Тракторы тягового класса 0,6

Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (Беларус-320, Т-30А, ХТЗ-2511, ВТЗ-30СШ, СШ-25, Т-16МГ и др.) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т-16МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.

Марка Беларус 1523 – описание и цена

Для этой модели характерны показатели мощности 114 л.с. Служит для выполнения различных сельскохозяйственных работ. Применять технику разрешено при различных почвенно-климатических зонах, где имеется низкая несущая способность грунта.

Конструкция предполагает наличие множества различных приспособлений и узлов. Агрегатировать техника способна с различными сельскохозяйственными машинами и орудиями.

Трактор обладает обычной простотой, высокой надежностью и производительностью. Благодаря качественным эксплуатационным материалам, запасным деталям процесс работы может происходить в режимах оперативного и длительного времени на реверсе. Цена трактора – 1 215 000 рублей.

Тракторы тягового класса 0,9

Тракторы тягового класса 0,9 (Бела- рус-422, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, Т-28Х4М и др.) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Классификация тракторов по назначению и специфике работ

По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.

Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:

  • общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
  • универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
  • универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
  • специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.

Промышленные агрегаты делятся на:

  • общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
  • болотоходные;
  • специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
  • лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.

Тракторы тягового класса 1,4

Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ и др.) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрений, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларус». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларус-922» имеет двигатель мощностью 89 л.с и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.

Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветом и горные тракторы для работы на склонах.

Сравнение Южнокорейских тракторов TYM, Branson, LS Mtron, Kioti

04.08.2018 12:30:41

В данном обзоре мы представим Вам сравнительную таблицу по самым популярным в России Корейским тракторам. С 2012 года лидером по производству и продажам среди ЮжноКорейских тракторов стала компания LG — которая выпускает трактора под брендм Ls Mtron.

У компании LG (LS Mtron) на данный момент самый большой среди корейских тракторов модельный ряд, способный закрыть все потребности клиента. Модельнй ряд включает в себя трактора от 18 до 102 л.с. и представляет более 50 различных моделей тракторов.

Кроме всего прочего компания LG (Ls Mtron) выпускает самый маленький в мире минитрактор с гидросттической коробкой передач и задним ВОМ — LS Mini. Эта модель отлично подходит для работы на небольших территориях в садах, парках и приусадебных участках.

Сравнение Южнокорейских тракторов Sub Compact (суб компакт класа) класса:

Модель трактораТип коробкиКлиренс, ммГрузоподъемность 3-х точечной сцепки кгВес, кгДвигатель 3-х цилиндровыйОбъем см.кубМощность л.с.Джойстик с гидравлическим управлениемСтоимость, руб. с НДС
Kioti CS2610автомат 2-х ступенчатый160318700Shibaura (Япония)113126опция1 220 000 ₽
Shibaura SX26автомат 2-х ступенчатый160318700Shibaura (Япония)113126опция1 399 000 ₽
Branson 1905автомат 2-х ступенчатый210308650Yanmar (Япония)99319опция890 000 ₽
Tym T184автомат 2-х ступенчатый210308650Yanmar (Япония)99319опция890 000 ₽
LS Mtron MT1.25автомат 2-х ступенчатый230440650Yanmar (Япония)126725стандарт870 000 ₽

Из таблицы мы видим что, самое большое преимущество в малом классе тракторов имеет модель Южнокорейского производителя LG (Ls Mtron) MT1.25. Помимо этого в стандартную комплектацию данного трактора также входит: самое комфортное сиденье с подлокотниками и имеющее реверс на 180 градусов для работы с экскаватором, встроенный джойстик для управления гидравликой трактора (отдельно его стоимость составляет примерно 90 000 руб. у других производителей); позиционное контролирование регулировки высоты подъема задней сцепки, средний вал отбора мощности на 2000 об/мин.

Перейдем к следующему классу тракторов — Compact class (компактный класс). Рассмотрим варианты тракторов с гидростатической коробкой-автомат, т.к. данный вид тракторов в основном популярен среди частного использования и человеку гораздо удобней и комфортней работать на гидростаической коробке.

Модель трактораТип коробкиКлиренс, ммГрузоподъемность 3-х точечной сцепки, кгВес, кгДвигатель 3-х цилиндровыйОбъем см.кубМощность л.с.Гилровыходы задниеСтоимость, руб. с НДС
Kioti CK2810автомат 2-х ступенчатый3305461025Daedong (Корея)139328стандарт1 220 000 ₽
Branson 2500автомат 2-х ступенчатый315650780Branson (Корея)117524стандарт1 050 000 ₽
Tym T233автомат 2-х ступенчатый250664920Mitsubishi (Япония)112523стандарт1 200 000 ₽
LS Mtron J27автомат 2-х ступенчатый330670875Mitsubishi (Япония)131827стандарт1 040 000 ₽

Как мы видим и в этом компакт классе компания LS Mtron (LG) предлагает лучшее сочетание характеристик и надежности при самой доступной цене на рынке.

Тракторы тягового класса 2

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноград- никовый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.

На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.

Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.

У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет. Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

Лучший помощник колхозника

Одним из незаменимых инструментов в освоении новых земельных участков для рабочего стал трактор. Эта мощная машина помогала вспахивать землю, перевозила урожай, помогала расстраиваться в новых, необжитых землях. О популярных моделях тракторов и пойдет речь ниже.

Фордзон-Путиловец. Капиталистическая калька

Этот трактор, один из первых, если не первый, сделанных на территории СССР, являлся настоящим символом коллективизации. Его массово изображали на плакатах, агитках, с ним выпускали почтовые марки.

Интересно, знали ли широкие массы, что Фордзон является практически “дословной” копией американского трактора фирмы Форд? Но как бы то ни было, на просторах молодой страны он стал действительно ценным помощником сельского хозяйства. Первая модель была выпущена в 1924-ом, последняя сошла с конвейера в 1932-ом.

Универсал. Чужой, но все же наш

Один из сменщиков Фордзона стал трактор Универсал. Хотя и он тоже был срисован с зарубежного экземпляра, все же советские инженеры настолько обновили и перелопатили конструкцию, что трактор стал напоминать скорее фильм “по мотивам”, чем практически идентичную копию.

В пользу уникальности Универсала говорит то, что он стал первым трактором, который СССР экспортировал за границу.Выпускался с 1934-го по 1955-ый.

ДТ-14. Харьковская мощь

Выпуск этой машины начался в 1955-ом году, на Харьковском тракторном заводе, и предназначался для овощеводной отрасли сельскохозяйственной промышленности, а также активно участвовал в перевозке разнообразных грузов — от строительных материалов до отходов производства.

Удачность модели подтвердили неоднократные модификации, которые делали машину действительно универсальным средством для решения широкого спектра задач. Выпускался всего 4-ре года из-за того, что тракторная промышленность в те года переживала большой всплеск, и автопарк регулярно обновлялся, чтобы соответствовать потребностям колхоза.

Т-4. Мощь и недостатки

Нуждалась также сельская промышленность не только в тракторах, которые бы перевозили урожай, но и в тех, которые за короткий срок могли бы вспахивать большие участки чернозема. На момент 50-ых годов, именно такие машины были в остром дефиците.

Поэтому на Алтайский тракторный завод поступил заказ на производство трактора новых, не использованных ранее, мощностей и тягловой силы. Именно такой машиной и стал Т-4. Его существенной отличительной чертой было наличие гусениц, а не колес, в качестве инструмента передвижения. Дело в том, что по исследованиям советских агрономов, колесные трактора при работе непосредственно в поле, могли наносить серьезный ущерб почве и сильно уменьшать ее плодородие. Но вот использование гусениц практически нивелировало эту проблему.

В итоге трактор широко использовался в освоении целины Сибири и Казахстана. Но несмотря на это, техническая конструкция вызывала ряд нареканий. Что, в итоге, все же не сильно сказалось на количественном показателе эксплуатации — Т-4 стал одним из самых узнаваемых тракторов из СССР.

Беларусь. Лицо советского экспорта

Одним из самых узнаваемых тракторов на всем постсоветском пространстве являются машины, выпускавшиеся на Минском тракторном заводе. Серия, которая берет свое начало в уже далеком 1950-ом году, продолжает свое существование и до сих пор.

Она знакома не только по культовым моделям, типа МТЗ-50 или МТЗ-80, но также продолжает пополняться новыми машинами, которые находят свое применение в странах СНГ и в Европе. В том числе, тракторы Беларусь имеют в своей копилке награды различных выставок сельскохозяйственной техники.

Еще в советское время, машина получила свое признание не только в СССР, но и в ближайшем зарубежье — трактор активно экспортировали в страны социалистического лагеря и в ГДР.

ЮМЗ-6. Прототип для Volvo

Созданный Южным машиностроительным заводом, выпускался и после развала СССР, вплоть до 2001-го года. И сейчас его можно встретить на улицах городов и поселков в качестве снегоуборщика или экскаватора.

Пик своей славы пережил в конце 70-ых, начале 80-ых годов, когда на его базе шведский автоконцерн выпускал свой трактор Volvo BM-700.

ДТ-75. Простой и надежный

Одним из самых популярных тракторов в сельском хозяйстве являлся ДТ-75. Обладая гусеничным ходом, он широко применялся на пахотных полях, был мощным и в то же время удобным в пользовании. Многие отдавали предпочтение именно ему перед не таким удачным Т-4. Что и говорить, как результат, ДТ-75 широко засветился в качестве одного из “актеров” фильма “Русское поле” и был даже удостоен памятника.

В силу удачности модели, выпускается и сейчас, пережив ряд модификаций и модернизаций.

Т-800. Гигант

Название этого трактора навевает легкую ностальгию о постапокалиптических фильмах 90-ых. Выпущенный в 1983-ем году, он используется на работах горнорудной промышленности, выполняет большой объем земляных работ при строительстве дорог.

Мнение эксперта

Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

На момент выпуска и на данное время, является самым большим трактором в Европе. Всего было выпущено 10 штук

.

Сталинец-100. Скромный работяга

Сталинец, первая модель которого вышла с конвейера в 1956-ом, а последняя — в 1994-ом, являет собой промышленный трактор, использовавшийся при расчищении завалов, снегоуборочных работах, на его основе строили мощные бульдозеры. За годы выпуска было создано более 120 000 копий.

Т-100. Помощник строителей

Являющийся идейным продолжением Сталинца, Т-100 отличался не только высокой работоспособностью, но и беспрецедентным уровнем комфорта в кабине водителя.

Используясь в той же сфере, что и предшественник, он также получил широкую популярность при использовании в строительных работах по всему СССР.

Тракторы тягового класса 3

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-12 предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.

Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического изменил скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия.

Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. и 120 л.с). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора. Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.

Тяговый класс тракторов: особенности и ключевые отличия

19 ноября, 2015

На территории России и стран СНГ действует система классификации тракторов, в основе которой лежат тяговые характеристики. Поэтому в оборот введен так называемый тяговый класс тракторов, о котором подробно рассказано в этой статье.

Что такое тяговый класс?

Тяговый класс определяет одну из ключевых характеристик трактора — максимальное тяговое усилие, которое может развить машина. Однако здесь есть одна особенность — это усилие в значительной степени зависит от типа грунта и условий, в которых эксплуатируется трактор. Понятно, что в заболоченной местности или по сырому лугу трактор сможет тянуть меньший груз, чем по сухому полю или песку. Поэтому тяговые характеристики для разных типов тракторов измеряются в строго установленных условиях.

Классификация тракторов по классам в случае сельскохозяйственных машин выполняется по усилию, развиваемому на грунте с определенными условиями:

Колесные 4х2 Колесные 4х4 Гусеничные
Тип грунта Стерня колосовых культур
Влажность Нормальная (20 – 30%)
Твердость Нормальная
Буксование До 16% До 14% До 3%

Класс тяги тракторов указывается цифрой, которая означает тяговое усилие в тонн-силах (тс). Также можно встретить указание класса в кН (килоньютонах). Здесь действует простое соотношение: 1 тс примерно равна 10 кН. Поэтому, например, трактора класса 14 кН — это то же самое, что трактора тягового класса 1,4.

Классификация тракторов по тяговому классу

В настоящее время принято выделять семнадцать классов тяги, которые охватывают всю технику — от небольших мотоблоков, до рекордно мощных промышленных тракторов. Однако актуальные модели сельскохозяйственных тракторов занимают восемь классов, еще три класса отводится на мотоблоки и мини-тракторы, и в последние годы стали появляться мощные с/х-машины 7 тягового класса, хотя раньше в этот класс входили исключительно промышленные тракторы. Основные данные и модели с/х-тракторов собраны в таблице:

Тяговые классы тракторов — таблица:

Тяговый класс Номинальное тяговое усилие (тс) Средняя мощность тракторов (л.с.) Средняя масса тракторов (т) Базовые модели тракторов
Колесные Гусеничные
0,1 Мотоблоки
0,2 0,18 – 0,54 10 — 14 До 0,53 Тяжелые мотоблоки; мини-тракторы, легкие самоходные шасси
0,4 Сегодня отсутствуют модели
0,6 0,54 – 0,81 22 — 25 1,5 Т-25, Т-30, «Беларус» 300-й серии
0,9 0,81 – 1,26 40 — 50 2,6 Т-40
1,4 1,26 – 1,8 55 — 75 2,9 МТЗ-80/82, ЮМЗ-6, «Беларус» 900-й серии
2 1,8 – 2,7 75 – 90 До 5 «Беларус» 1220-й серии Т-54, Т-70 (специализированные)
3 2,7 – 3,6 До 90 6,3 Т-150К, «Беларус» 1500-й серии ДТ-75, Т-150
4 3,6 – 4,5 130 — 165 До 7,9 Беларус 2022 Т-4А, ХТЗ-201
5 4,5 – 5,4 300 — 400 До 11,6 К-700, Беларус 3023 Т-501
6 5,4 – 6,3 John Deere 9430 Т-130М
7 6,3 – 7,2 Terrion АТМ 7360

Все сельскохозяйственные тракторы по своему назначению делятся на шесть больших групп: • Мини-тракторы (классы 0,2, 0,4) — техника для работы на малых по размеру участках с применением навесного или прицепного оборудования, подходят для транспортных работ^; • Универсальные тракторы (классы 0,6, 0,9, 1,4 и 2) — техника для выполнения общехозяйственных работ, для обработки, возделывания и уборки с/х-культур (пропашных)^; • Универсально-пропашные (классы 0,6, 0,9, 1,4, 2) — техника, используемая для первичной обработки почвы (пахоты, боронования, культивации), посевных и уборочных работ, возделывания пропашных культур, а также для решения транспортных задач^; • Тракторы общего назначения (классы 3, 4, 5, 6, 7) — техника для выполнения энергоемких операций, в том числе для пахоты, культивации, лущения стерни, снегозадержания, проведения мелиоративных работ, выполнения транспортных операций и т. д. Данные тракторы применяются только на полях больших площадей^; • Специализированные тракторы — машины различных классов для обработки отдельных культур (овощеводческие, свекловодческие, хлопководческие и другие)^; • Самоходные шасси — небольшая группа тракторов малых классов (самый известный — Т-16) с расположенной в передней части рамой для платформы.

Рассмотрим каждый класс, трактор и их особенности более подробно (за исключением класса мотоблоков).

Тракторы класса 0,2 тс

К этому классу относятся тяжелые мотоблоки и минитракторы. Техника разработана для выполнения простых операций на небольших участках, также тракторы могут использоваться для привода агрегатов и механизмов. На современном рынке много моделей 2 кН — ранние МТЗ-082 и Беларус-112, современные Беларус-08К, Беларус-132Н, Уралец Т-0,2 (ЧТЗ), КМЗ-012 (Курганский машиностроительный завод), серия тракторов «Уралец» (ООО «Трактор», Челябинская область), «Уссуриец» (Уссурийский авторемонтный завод) и другие модели. Большое распространение получили многочисленные модели из КНР (Dong Feng DF 244, Chery FD15, Jinma 100-х и 200-х серий, Xingtai XT-220, Foton TE-244 и другие) и Японии (особенно фирм Kubota, Mitsubishi, Iseki).

Тракторы класса 0,4 тс

Сегодня отечественная промышленность не выпускает трактора данной группы. Единственным массовым представителем этого класса был трактор ХТЗ-7, выпускавшийся в период с 1950 по 1956 годы. Однако этот класс представлен китайским производителем Jinma (120, 264E).

Тракторы класса 0,6 тс

Трактора класса 0,6 универсальны и дешевы, чем обусловлено их широкое распространение. К данном классу (трактора 0,6) относятся отечественные машины Т-25А «Владимирец» и Т-30 (оба Владимирского тракторного завода, все еще находятся в производстве), самоходное шасси Т-16, более современные ВТЗ-2032, машины «Беларус» моделей 310, 320 и 321, а также тракторы из Китая Dong Feng, Xingtai, Jinma, Chery и т. д.

Трактора класса 0,9 тс

Машины данной группы универсальны и распространены, за счет увеличенной тяги трактора класс 0,9 могут выполнять как сельхозработы, так и использоваться для решения транспортных задач

Наиболее яркий и известный представитель этого тягового класса — тракторы Т-40/40А, которые не выпускаются уже 20 лет, но все еще остаются в строю. Из более современных тракторов следует отметить ЛТЗ-55 (выпускался в 90-е годы), ВТЗ-45, актуальный ТТЗ-80.10 Ташкентского тракторного завода.

Трактора тягового класса 1,4 тс

Класс трактора 1,4 является наиболее востребованным в аграрном секторе, сфере ЖКХ, в строительстве и во многих других отраслях.

К данному классу относятся ранние МТЗ-50/52, знаменитые МТЗ-80/82, пришедшие им на замену МТЗ-100/102 и актуальные модификации Беларус-80/82 (и тракторы на их базе). В один ряд встают трактора ЮМЗ-6 всех модификаций, ЛТЗ-60АВ, ЛТЗ-95Б и другие. Из наиболее новых можно отметить Беларус-921 и вообще всю 900-ю серию. Из зарубежных тракторов наибольшую популярность получили американские John Deere JD5020, JD6020 и другие, американские же AGCO MF3600, MF3400, большое число моделей немецкой Deutz-Fahr и китайских Dong Feng (модель DF-404), Xingtai и т. д.

Трактор класса 2 тс

Еще два десятилетия назад трактора 2 тягового класса были исключительно гусеничные, но в последние годы появляется все больше колесных моделей. Наиболее известные ранние гусеничные машины Т-54В и Т-70 (специальные) и колесные ЛТЗ-155. Из актуальных следует отметить Беларус 1221/1222, американские John Deere 6020, 6130D, New Holland T6050 Delta, английские CASE IH Maxxum 125, немецкие Deutz Agrofarm 430 и другие.

Трактора тягового класса 3

Типичные трактора 3 класса тяги — это колесный Т-150К и гусеничный Т-150, гусеничные ДТ-75 во всем их разнообразии, ДТ-175 и наиболее современный и актуальный Агромаш 90 (является модификацией ДТ-75). Из новых колесных машин можно отметить Беларус 1523, Terrion АТМ 3180 производства «Агротехмаш», некоторые модели John Deere 6-й серии.

Трактора 4 класса

В свое время использовался единственный гусеничный трактор 4 тягового класса Т-4А и ряд специализированных машин. Сегодня этот класс включает в себя «Беларус» модели 2103 (на гусеничном ходу), новые колесные машины Беларус 2022 и Terrion моделей АТМ 3180 и 4200, ХТЗ-17221 и ХТЗ-181, а также New Holland 7-ой серии и John Deere 7-й серии.

Тракторы 5 класса

Наиболее востребованные трактора 5 тягового класса — «Кировцы» в лице моделей К-700 (мощность 230 — 335 л. с.) и его многочисленных модификаций. Из новых колесных машин можно выделить целую линейку «Беларус» 2522/2822/3022/3023 и отечественный Terrion АТМ 5280. Из машин на гусеничном ходу — ранние Т-250 и современные Т-501. Среди зарубежных производителей выделяются мощные машины Buhler 2000-й линейки, JD 8050, а также серии Magnum/STX от компании Case New Holland.

Тяговый класс 6 тс

До недавнего времени это был самый мощный класс с/х-тракторов в нашей стране, сюда входили гусеничные Т-100М и Т-130, и модификации К-744 (мощность до 428 л. с.). Эти машины с успехом решали сложные агротехнические задачи, и не менее сложные задачи в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли и других сфер.

Из зарубежных машин модно отметить John Deere 9430/9420 RII и Case IH (STX380, 430, 480, 530).

Тяговый класс 7 тс

Это наиболее мощные и высокоэнергонасыщенные трактора для аграрного сектора, они применяются для основной обработки почв и решения широкого круга других задач. Из машин данного класса можно выделить колесные Terrion АТМ 7360 (мощностью до 400 л. с.) и УДМ-5К-02 (усиленный аналог К-744). Также есть и зарубежные машины Buhler Versatile, John Deere и New Holland, однако российские аграрии их использую ограниченно (закупки на всю составляют не более десятка тракторов в год).

Тракторы тягового класса 5

Тракторы тягового класса 5 применяют для выполнения почвообрабатывающих, транспортных и других сельскохозяйственных работ.

Базовая модель — колесный трактор К-701, унифицированная — К-701М. Оснащен 12-цилиндровым дизелем мощностью 305 л.с. Скорость движения вперед 3,66…30 км/ч, назад 6,4…23 км/ч, ширина колеи 2100 мм, дорожный просвет 500 мм, масса 13 590 кг.

К этому же классу относится гусеничный трактор Т-5 «Дончак», оснащенный двигателем СМД-37 мощностью 250 л.с.

Характеристика Беларус 1021

Этот универсальный колесный трактор развивает мощность в 107 л.с. Выполняет огромный спектр сельскохозяйственных работ. Для этой техники свойственны высокие показатели надежности и экономичности.

Как выглядят окучники для картофеля узнайте тут.

При этом наблюдаются низкие затраты на эксплуатацию и высокая производительность. Благодаря тому, что трактор Беларус 1021 пользуется широким спросом среди аграриев, его можно применять при выполнении следующих работ:

  • рыхление земли;
  • поверхностная обработка грунта;
  • внесение минеральных удобрений;
  • химизация растений;
  • заготовка кормов;
  • транспортные и погрузоразгрузочные мероприятия.

Стоимость сегментной косилки можно узнать здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: