Обзор тракторов ЛТЗ. Описание и технические характеристики. Особенности использования


Трактор, обогнавший время!

Этот уникальный трактор создавался для выполнения полного перечня сельскохозяйственных работ, а также многих других сферах деятельности. Его конструкция позволяет успешно выполнять работы в промышленности, лесном хозяйстве, дорожных работах и строительстве.
В сельском хозяйстве, трактор способен производить полный цикл работ, по выращиванию пропашных и зерновых культур. Может работать с высокопроизводительным широкозахватным оборудованием, а также комбинировать различные агрегаты, одновременно работая с передней и задней навеской. Отлично подходит для культивации, пахоты, работ по транспортировке и операций с погрузчиком.

Переднее и заднее навесное устройство, ВОМ (передний, задний, задний — верхний и боковой), ходоуменьшитель, сдвоенные узкие колеса и сцепное устройство, делают трактор поистине универсальным.

История трактора ЛТЗ-155

История создания Липецкого тракторного завода начиналась в довоенные годы, со строительства машиностроительного предприятия «Станкострой», возведение которого пришлось на 1932–1936 года. Недалеко от производства возник целый жилой район, с развитой инфраструктурой. В начале 40-х годов «Станкострой» был уже крупным градообразующим предприятием.

В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, страна испытывала острую нехватку гусеничной тяги как на фронте, так и в сельском хозяйстве. Тогда и было принято решение основать Липецкий тракторный завод на производственных площадях предприятия «Станкострой».

Параллельно со строительно-восстановительными, работами коллектив ЛТЗ вел работу над первым гусеничным трактором «Кировец-35», который был готов к работе 1 июня 1944 года. Это была первая машина марки ЛТЗ, после которой, с конвейера сошли еще более полутора миллионов ее собратьев, разных моделей и модификаций.

За время своего существования заводом было освоено производство пропашных гусеничных тракторов КД и КДП-35, Т-38М. Освоено производство универсальных, колесных ЛТЗ-55, знаменитый Т-40, ЛТЗ-60.

Венцом творения Липецкого тракторного завода стал ЛТЗ-155, главным конструктором которого стал Александр Дурманов. Был разработан и готов к производству в 1988 году, но в серию пошел лишь в 1995. Этот трактор 2-го тягового класса, интегральной схемы во многом обогнал свое время, доказал свою уникальную универсальность и отличные эксплуатационные характеристики.

Но к сожалению, как и многие выдающиеся разработки в нашей стране остался недооцененным. Хоть машина и была выполнена в железе и пошла в серию, масштабы производства были небольшими, и заглохли в разруху 90-х. Окончательная точка в печальной истории этого уникального трактора была поставлена в 2004 году, когда завод был объявлен банкротом и весь модельный ряд ЛТЗ был снят с производства.

Технические характеристики трактора ЛТЗ-155

Габариты и масса трактора:

  • Габариты длина/ширина/высота – 4670/2355/3070 мм;
  • База – 2700 мм;
  • Колея на основных колесах – 1400; 1515; 1800; 2060 мм;
  • Колея на узких сдвоенных колесах – 1400+(2х675); 1800+(2х450);
  • Агротехнический просвет, на шинах 16,9R30/9,5-42 – 590/650 мм;
  • Радиус разворота – 4,5 м;
  • Масса – 5,6 т.

Двигатель трактора ЛТЗ-155

На ЛТЗ-155 устанавливают силовую установку Ярославского моторного завода Д442–47. Это четырехцилиндровый, рядный дизель с водяным охлаждением и газотурбинным наддувом.

Отличительной чертой этого дизеля является наличие двух уровней мощности, переключение между которыми может осуществляться во время работы. Такая особенность позволяет включать более экономичный режим, выполняя работу, где не требуется высокая мощность.

Головка цилиндра, отлитая из чугуна, полноопорный коленвал с закаленными шейками, значительно увеличивают моторесурс и продляют жизнь дизеля.

Рабочие параметры дизеля Д442–47:

  • Мощность на I/II уровнях кВт/л.с. – 110 (150)/88(120);
  • Номинальные обороты – 1850 об/мин;
  • Диаметр цилиндра/ход поршня – 130/140 мм;
  • Объем цилиндров – 7,43 л;
  • Расход горючего на I/II уровнях мощности – 220/215 г/кВт*ч;
  • Топливный бак – 230 л.

Коробка передач трактора ЛТЗ-155

На трактор агрегатируется механическая коробка передач. Шестерни КПП в постоянном зацеплении. Работает коробка в шести диапазонах, четыре из которых для работы вперед, два назад. В каждом диапазоне четыре передачи, переключать передачи внутри диапазона можно под нагрузкой.

Всего агрегат обеспечивает 16 скоростей переднего и 8 заднего хода. Скорость при этом составляет от 2,09 до 35,01 при движении вперед, и от 2,58 до 11,95 назад. Возможно использование ходоуменьшителя, его применение значительно расширяет функциональность машины.

Ходовая и трансмиссия трактора ЛТЗ-155

Муфта сцепления на тракторе одно дисковая, сухая, постоянно замкнутая. Все элементы выполнены из высококачественных материалов, что значительно продляет срок их службы.

ЛТЗ-155 является полноприводной машиной, с широкими колесами одинакового диаметра. Может комплектоваться сдвоенными, узкими колесами для междурядной обработки, в этом случае рядок пропускается между спаркой.

Задний мост с балансирным качанием относительно корпуса на 11 градусов. Это позволяет раздельно копировать рельеф задним и передним орудиями. Вес трактора распределен следующим образом: на переднюю ось 60%, на заднюю 40%. Такая развесовка во время работы с нагрузкой на тягу, нагружает равномерно все четыре колеса.

Достоинства и недостатки модели

Если учесть, что эти трактора уже давно и с большим успехом работают на полях стран СНГ, то у фермеров уже сформировалось определенное мнение о технике.

Среди преимуществ выделяют универсальность, высокую проходимость, неприхотливость, а также удобство и комфорт эксплуатации.

А теперь по порядку. Хотите узнать побольше про ЛТЗ-55 (трактор)? Отзывы о нем многочисленны и отличаются позитивностью. Что касается универсальности, то большинство модификаций на базе этой модели полностью совместимы практически с любым сельскохозяйственным оборудованием. С помощью дополнительных навесных механизмов аграрии могут проводить посев, культивацию, удобрять почву, а также собирать урожай с последующей транспортировкой его на склады.

Трактор имеет компактные размеры. Если сравнивать его с другими машинами, то при своих размерах техника оснащена мощным двигателем. Это не только лучшим образом отразилось на проходимости, но и улучшило управляемость даже на сложных участках.

Что касается неприхотливости, то с воздушным охлаждением трактор не зависит от климата, чего нельзя сказать о технике с водяными охлаждающими системами. Так, трактор ЛТЗ-55 может работать даже в северных областях.

Говоря об удобстве, нужно понимать, что машину просто и легко использовать. Если необходим ремонт, это можно с легкостью сделать своими руками, даже находясь в поле. С запчастями к базовым узлам проблем не возникнет. Все запасные части можно купить в соответствующих магазинах. В этой модели нет электронных систем, а ко всем узлам можно легко добраться.

Достоинства серьезные, но существуют и некоторые недостатки.

Так, отмечают, несмотря на все заверения производителей, довольно слабую звукоизоляцию. В этом машина значительно проигрывает большинству европейских моделей. Вентиляция лишь естественная – это фермеры тоже считают существенным минусом.

Также среди недостатков выделяют небольшую массу этого труженика полей. Что иногда может сыграть с трактористом очень злую шутку. Если машина двигается с груженым прицепом, то при старте она может немного буксовать, но с места ее сдвинуть будет очень трудно.

И мощный двигатель здесь не поможет – не хватает снаряженной массы.

Как заявляют фермеры, данная модель транспортного средства также страдает от протечек дизельного топлива и смазочных материалов.

Кабина трактора ЛТЗ-155

Трактор оснащен каркасной одноместной кабиной, которая крепится к корпусу на четыре выброизолятора. Кабина располагается по центру базы, а позади нее на специально оборудованной площадке, может располагаться рабочее оборудование.

Изнутри обшита шумоизоляционными материалами, герметизирована. Оснащена системами принудительной вентиляции и отопления, что позволяет эксплуатировать трактор круглогодично. Как опция возможна установка кондиционера.

Основное водительское кресло регулируется в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также настраивается по массе. Помимо водительского, есть еще откидное пассажирское сидение.

Пульт управления оснащен автоматической системой контроля работы систем и агрегатов трактора. Элементы управления расположены максимально удобно для оператора, и имеют возможность переоборудования для работы в режиме реверса.

Силовой агрегат

Трактор был оснащен дизельным двигателем объемом в 4,1 л.

Он носил имя Д-144, имел мощность в 50 л. с. и изготавливался на Владимирском моторно-тракторном заводе. Агрегат имел 4 цилиндра, расположенных вертикально в ряды.

Двигатель выделялся среди другим моделей надежностью и стабильностью работы, безопасностью и ремонтопригодностью, а также достаточно высоким качеством. Передовые на тот момент технологии позволили добиться от дизеля высокой экономичности. Что касается экологических характеристик, то они довольно сильные. В выхлопе ничтожно мало вредных веществ.

Управление трактором ЛТЗ-155

Главная отличительная черта нашего героя, это уникальная схема управления трактором. Здесь конструктора ЛТЗ во главе с Александром Дурмановым превзошли сами себя, создав трактор на котором управляемыми являлись все четыре колеса. Это позволило машине выполнять маневры, ранее недоступные технике подобного класса.

Для ЛТЗ-155 было предусмотрено четыре варианта поворота:

  • Поворот только колесами переднего моста;
  • Поворот колесами только заднего моста;
  • Задние и передние колеса повернуты в одну сторону (этот маневр прозвали «краб»);
  • Передние колеса и задние повернуты в противоположные стороны (в этом случае задние колеса копировали колею передних).

Управление колесами переднего моста гидрообъемное, задними гидромеханическое следящего действия, сигнал на следящее устройство подается с переднего моста.

Пост управления трактором выполнен быстро реверсивным. Это позволило трактору успешно выполнять задачи как на переднем ходу, так и на реверсе.

Лишь после выхода в серию ЛТЗ-155, в Европе начали разрабатывать трактора с аналогичной схемой управления. А в 2004 году когда производство ЛТЗ-155 было уже остановлено, Уралвагонзавод запустил в серию трактор с идентичным управлением РТ-М-160.

Шасси

Трактор ЛТЗ-55 имеет задний привод. Жесткая подвеска на задней колесной паре, а также пружинный блок спереди позволили оптимизировать проходимость и улучшить грузоподъемность. С такой ходовой частью машина может выдерживать нагрузки до 1500 кг.

Основная передача идет на передний мост. Крутящий момент отдается мосту посредством шестеренок конической формы.

Опытные водители советуют регулярно проводить проверку люфта между шестернями. Это гарантия надежности. Если есть небольшой люфт, его нужно обязательно устранить. Если шестерни износились, рекомендуется парная замена.

Основа дифференциала на переднем мосту – это обгонная муфта, работающая по храповому принципу.

Гидравлика и система навески трактора ЛТЗ-155

Трактор оснащен гидросистемой раздельно-агрегатного типа, которая обеспечивает на задней навеске позиционное, силовое, высотное и смешанное регулирование расположение сельскохозяйственного оборудования. Также навеска оборудована гидроусилителем сцепной массы оборудования.

Для обеспечения работы выносных гидроцилиндров и других гидрообъемных агрегатов, в наличии 4 пары независимых гидравлических выходов. Управление гидравликой передней и задней навески, а также гидравликой навесного и прицепного оборудования, управляется оператором из кабины.

Навесное устройство трактора как заднее, так и переднее, трехточечное. Обе навески полностью аналогичны по местам и способу крепления оборудования, отличаются лишь грузоподъемностью. Для передней навески 2500 кг, для задней 5000 кг.

Оба навесных устройства снабжены механическим ограничителем, для фиксации навесных агрегатов в транспортном положении, автосцепкой и дистанционным управлением.

Эксплуатация трактора ЛТЗ-155

Трактора ЛТЗ-155 эффективно работают с подавляющим большинством сельскохозяйственного оборудования созданного как для машин класса МТЗ-82, так и более мощных, таких как Т-150К. Без проблем справляется с 4-х корпусным плугом, тянет сцепку пары культиваторов КПС-4, три сеялки С3–3,6 при посадке зерновых, лущильник ЛДГ-10 и другое оборудование.

Наилучшие показатели, в сравнении с аналогами, трактор показал при возделывании различных пропашных культур, с использованием широкозахватных машин.

Разберем преимущества и недостатки этих машин.

Неоспоримыми плюсами являются:

  • Одновременное размещение оборудования на передней и задней навесках, а также на специальной площадке позади кабины. Четыре привода ВОМ для одновременной активации рабочих органов размещенного оборудования;
  • Пост управления сделан быстро реверсируемым;
  • Переключение передач внутри диапазона без разрыва мощности;
  • Лучшая маневренность в своем классе.

Казалось бы, какие минусы могут быть у такой уникальной машины, но не обошлось и без ложки дегтя. А причиной тому в большей степени стал человеческий фактор.

Основные годы выпуска трактора пришлись на 90-е. Это были годы всеобщего упадка и неразберихи, и это не могло не сказаться на качестве сборки. Тем более что завод к тому времени медленно умирал.

Как итог: большинство техники в хозяйства поступали с массой недоработок, заводским браком, и быстро выходили из строя.

Также большим недостатком можно считать дефицит запчастей. Машина давно снята с производства, а завод больше десяти лет не работает.

Хотелось бы отметить, что когда Уралвагонзавод дал трактору вторую жизнь, в лице РТ-М-160, была проведена серьезная работа над ошибками и многие конструктивные недочеты были исправлены.

Переходная модель

Модель представляет собой нечто среднее между Т-40М и ЛТЗ-60.

Машина появилась, когда назрела необходимость в модернизации T-40М. Именно его конструкция стала базовой для новой техники. Модель вобрала в себя все лучшее, что было на то время в таком специализированном оборудовании. Трактор ЛТЗ-55 применялся преимущественно для различных сезонных сельскохозяйственных операций. Он может работать с различным навесным оборудованием.

В качестве дополнительного оборудования применяли различные прицепные устройства, автономное и неавтономное. Дополнительное оснащение очень помогало выполнять различные работы в животноводчестве и растениеводстве.

Покупка трактора ЛТЗ-155 б/у: особенности выбора

Учитывая тот факт, что трактор не получил широкого распространения предложений на рынке не так уж и много. А то, что есть, в большинстве с большой наработкой. Как же выбрать подержанный ЛТЗ-155 и не прогадать?

Особое внимание при осмотре уделите коробке передач, при работе не должно быть никаких посторонних шумов. Довольно часто сопливит гидравлика, а это уже повод для торга.

Двигателя в целом на этих тракторах нарекания не вызывают, ЯМЗ все-таки. Но погонять в работе стоит, дать нагрузку и обратить внимание на выхлоп. При большой нагрузке дымить будет любой дизель, но если нагрузка некритичная, а двигатель все равно дымит или периодически плюется черным, значит, скорее всего топливная аппаратура требует настройки или ремонта, это затраты, а значит еще один повод для торга.

Приобрести ЛТЗ-155 начала 2000-х годов можно за сумму от 120 до 500 тыс. рублей. Все что ниже этой цены – запчасти.

Отзывы

Отзывы владельцев трактора РТМ 160 неоднозначны. Некоторые люди хвалят с/х машины, а у части владельцев нет приятного ощущения от владения такой машиной. Михаил из города Батайска оставил такой отзыв: «Купил новый РТМ 160у. Работаю на нем уже 4,5 года. За эксплуатируемые сезоны поменял крестовину два раза, заменил радиатор системы кондиционирования, пару раз менял манжеты в системе гидравлики. Перед началом нового сезона я смазываю шаровые, чтобы они не ржавели. По возможности переклеиваю уплотнительные материалы.»

Производимый концерном Уралвагонзавод трактор РТМ 160 отлично проявил себя при сборе свеклы, всевозможных овощей, высокостебельных видов культур.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]