Обзор модельного ряда минитракторов ХТЗ. Инструкция по эксплуатации. Основные неисправности и способы их устранения


Минитрактор ХТЗ Т-012 – компактная техника с большими возможностями

Массовое производство минитракторов крупными зарубежными и отечественными производителями позволило устранить дефицит малолитражной тракторной техники, ориентированной на применение в частных хозяйствах и малом фермерском бизнесе.
Доступные по стоимости, достаточно мощные и компактные, экономичные в повседневном применении машины характеризуются широким функционалом. Поэтому используются для механизации широкого спектра сельскохозяйственных и коммунальных работ разных уровней сложности.

Фото: трактор ХТЗ Т-012

Небольшие размеры и отличная маневренность определяют возможность эксплуатации минитракторов в закрытых объемах парниковых комплексов и животноводческих ферм.

Особенности устройства

Созданный в конструкторском бюро харьковского тракторного завода минитрактор марки ХТЗ Т-012 тяговой категории 0,2, занимает промежуточную нишу между мотоблоками и машинами умеренного мощностного диапазона.

Тяговых характеристик штатного двигателя ПЗМД достаточно для обслуживания земельного надела площадью до двух гектар, буксировки тракторного прицепа грузоподъемностью до 1000 кг.

Модернизированная версия Т-012D отличается от базового прототипа наличием дизельного силового агрегата «Перкинс», мощностью 12,5 л.с. Обе машины отличаются от аналогов универсальностью применения, несложным обслуживанием, превосходной ремонтопригодностью и унификацией значительной части ремонтного ассортимента.

Владельцы минитракторов ХТЗ отмечают:

  • более совершенные по отношению к мотоблокам преимущества своей техники;
  • стабильность тягово-сцепных параметров на всем протяжении назначенного ресурса;
  • неприхотливость к горючим и смазочным материалам;
  • возможность устранения неисправностей своими силами.

Примечания

  1. М. Коломиец.
    Бронетракторы. Часть 2 // Мастер-Хобби. — 1997. — № 2.
  2. Сайт «Солдат».
    «Постановления ГКО в 1941 году». Проверено 29 октября 2009.
  3. 123М. Коломиец.
    Бронетракторы. Часть 3 // Мастер-Хобби. — 1997. — № 2.
  4. Вохмянин В. К., Подопригора А. И.
    Харьков, 1941-й. Часть 1. У края грозы. — Харьков: Райдер, 2008. — С. 33-34.
  5. Вохмянин В. К., Подопригора А. И.
    «Харьков, 1941-й. Часть 1. У края грозы». — Харьков: Райдер, 2008. — С. 31.
  6. Вохмянин В. К., Подопригора А. И.
    «Харьков, 1941-й. Часть 2. Город в огне». — Харьков: Райдер, 2009. — С. 65.
  7. Энциклопедия авиации и бронетанковой техники «Aviarmor».
    «НИ\ИЗ Импровизированные танки на шасси СТЗ-5» (недоступная ссылка —
    история
    ). Проверено 29 октября 2009. Архивировано 28 января 2010 года.
  8. Танки на Моонзунде

Технические характеристики

Многие приведенные параметры стали стандартом для разработки новых, более совершенных машин класса «мини».

  • Трактор Т-012-й модели весом 717 кг, характеризуется оптимальными для своей мощностной группы размерами 1,91 х 0,96 и 1,35 метра.
  • Ходовая часть с ведущими задними колесами большого диаметра имеет продольную базу 1,05 метра, агротехнический просвет 30 см и радиус поворота всего в полтора метра.
  • Колея колес переднего и заднего моста регулируется в диапазоне 70-90 см.
МодельТ-012Т-012Д
ДвигательСК-12 «ПЗМД»103-06 «Перкинс»
Типкарбюра- торный воздушного охлаждениядизельный жидкостного охлаждения
Мощность, кВт (л.с.)8,1 (11)9,2 (12,5)
Система запускаэлектро- стартер, рычажнаяэлектростартер
Коробка передачмеханическаямеханическая
Количество передач, назад/вперед4/24/2
Скорости движения, км/ч2,79-15,182,79-15,18
База, мм10501050
Колея регулируемая, мм700-900700-900
Габариты, мм длина х ширина х высота1910 х 960 х 13461910 х 960 х 1346
Масса эксплуатационная, кг717742
Колесная схема4 х 24 х 2
Максимальный радиус поворота, м1,51,5
Максимальный радиус поворота, м1,51,5

Силовой агрегат

Базовая модель минитрактора получила карбюраторный двухцилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением и электростартерным запуском марки СК-12 с мощностью 11 л.с.

Межремонтный ресурс простого по конструкции и надежного в эксплуатации агрегата составляет 6000 моточасов. Стабильность оборотов при изменении нагрузки обеспечивается работой многорежимного топливного регулятора. В зависимости от нагрузки, двигатель расходует от полутора до трех литров топлива за один час работы.

Схожие машины

Работы по бронированию тракторов проводились и в осаждённой Одессе. На протяжении августа — сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетракторы собирались без какой либо документации — использовалось всё, что было под рукой.

Внешние изображения

Вместо броневой устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулемётные трактора вооружались одним-двумя пулемётами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 45-мм танковую пушку 20К или 76-мм горную пушку.[7]

После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».

В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс . О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.[3]

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков, 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.[8]

Трансмиссия

Рабочие возможности этой модели расширены за счет использования многоступенчатой коробки передач, подключенной к двигателю через однодисковый механизм сцепления с механическим управлением.

Четыре передачи переднего хода позволяют водителю выбрать рабочий или транспортный скоростной режим в диапазоне 2,8-15 км/ч. Максимальная скорость заднего хода находится в пределах 4 км/ч.

Рабочее место водителя и рулевая колонка без гидроусилителя имеет ряд регулировок, а также, удобное размещение элементов управления. Несмотря на скромные по отношению к современным требованиям мощностные характеристики, достаточно давно снятые с производства минитракторы модели Т-012 эксплуатируются во многих частных хозяйствах до настоящего времени.

Фото: обновленный ХТЗ Т-012

Преимущества и недостатки

Машина успешно совмещает в себе доступный ценовой диапазон, универсальность применения, экономичность эксплуатации и продолжительный, даже по стандартам того времени назначенный ресурс.

  • С учетом бюджетной стоимости — трактор ХТЗ Т-012 оборудован двумя механизмами отбора мощности, предназначенными для активации навесных и прицепных устройств разного назначения.
  • Конструкция машины отличается свободным доступом к системам и агрегатам, сокращающим время технического обслуживания и ремонта.
  • Возможности трактора расширены применением бортовой гидросистемы, работающей от производительного шестеренчатого гидронасоса.

Многие владельцы считают недостатком умеренную емкость штатного 50-амперного аккумулятора, тем более что установка более мощной батареи требует основательных переделок.

Эксплуатационные возможности машины были ограничены отсутствием в продаже рабочего навесного и прицепного оборудования. На сегодняшний день эти проблемы отсутствуют.

ХТЗ Т-012 был снят с производства в 90-х годах прошлого века, поэтому купить минитрактор с нулевым пробегом практически невозможно. Тем не менее, на рынке подержанной тракторной техники можно найти машину с большим запасом межремонтного ресурса или капитально отремонтированную.

В зависимости от степени износа и заводской комплектации стоимость бэушного трактора находится в пределах от полутора до трех с половиной тысяч у.е.

Видео: Т-012 в работе

Устройство трактора ХТЗ 17221

Ознакомьтесь также с этими статьями

  • Комбайн Енисей 950
  • Мотоблок Салют 100-6,5
  • Кормоуборочный комбайн John Deere 7350
  • Сеялка John Deere 455

Особенность линии в повышенной грузоподъемности. Трактор ХТЗ 17221 для этого оборудуется двухцилиндровым устройством для агрегирования с навесным и прицепным оборудованием общим весом до 20 тонн. За основу устройства взята рама Т-150К. Это не цельный узел, а две полурамы, объединенные вместе шарнирным соединением, которое в итоге дает возможность менять угол наклона в обеих плоскостях – вертикальной и горизонтальной. В базовой комплектации устройство имеет дизельный двигатель ЯМЗ-236 с частотой вращения 2100 об/мин и мощностью в 175 л.с., что позволяет отнести устройство к 3-му тяговому классу. Сцепление здесь однодисковое фрикционного типа. Оно дополняется механической коробкой передач на 6 скоростей, 2 из которых – задние. Кабина закрытая, каркасного типа и рассчитана на водителя и пассажира. Она имеет систему вентиляции и отопления для комфорта оператора. Однако неудобство создается другим фактором – шумом.

Отзывы владельцев

Купленный с рук минитрактор харьковского производства, эксплуатируется на протяжении 11 лет. Помимо обработки одно гектарного участка в поле, использую роторный плуг для вспашки огородов. Эксплуатационные затраты минимальные, расход бензина на уровне ижевского мотоцикла. Огорчает отсутствие запасных частей, выручает частичная или полная взаимозаменяемость с минитракторами других производителей. Виктор Викторович

В свое время машина отработала несколько назначенных ресурсов, поэтому вложенные в ее покупку деньги отработала многократно. В ремонте использую запасные части от другой техники. В частности, вместо штатного двигателя, установлен силовой агрегат от грузового мотороллера. Валентин

Минитрактор ХТЗ: особенности ХТЗ Т-012 и ХТЗ 1410

Особенности мини трактора ХТЗ Т-012

Минитрактор ХТЗ Т-012 относится к тяговому классу 0,2. Он легко справится с различными задачами на участке площадью до 2 га. Грузоподъемность такого агрегата достигает 1000 кг. Чаще всего такую компактную модель мини трактора приобретают для ухода за парниками, садами, теплицами или небольшими участками. На данном агрегате установлен движок из казахстанского завода ПЗМД. Немного позже была выпущена модификация этого транспортного средства Т-012D. Отличался такой мини трактор дизельным мотором марки «Перкинс».

Т-012 легко сочетается с разнообразным навесным оборудованием. Популярность к данному оборудованию пришла благодаря его безопасности, удобному и легкому управлению и отменной маневренности. К тому же хорошим преимуществом является простота в техобслуживании такого агрегата.

Технические характеристики Т-012

  • движок: 2-цилиндровый
  • мощность: 11 л.с.
  • габариты: 1346х1910х960 мм
  • вес: 717 кг
  • охлаждение: воздушное
  • КПП: 4 – вперед, 2 – назад
  • дорожный просвет: 300 мм
  • радиус поворота: 1,5 м
  • топливный бак: 21 л
  • расход топлива: 257 г/кВт
  • сцепление: однодисковое.

Преимущества минитрактора Т-012:

  1. Агрегат оборудован 2-мя механизмами отбора мощности.
  2. Благодаря конструкции минитрактора добраться к всем системам и агрегатам весьма просто.
  3. Применение бортовой гидросистемы позволяет расширить возможности трактора.

Среди недостатков отмечают умеренную емкость штатного 50-амперного аккумулятора. На сегодняшний день данная модель снята с производства.

«Владимирец»

Трактора, которые производятся в городе Владимир, широко применяются на полях нашей страны и ближайшего зарубежья. При большом выборе техники, мини-трактор с конвейера предприятия сошёл только один: «Владимирец» Т-25.

Данная модификация обладает следующими характеристиками:

Конструкционная масса2 020 кг
Габариты: Д/Ш/В3 110/1 500/2 500 мм
Тяговая категория0.6
Мощность силовой установки25 л. с.
Транспортная скорость (макс)30.2 км/час
Расход топлива223 г/кВт/час

Кроме этого, можно отметить панорамное остекление кабины, раздельные тормоза ленточного типа, компоновка дифференциала, основной передачи и КПП в один блок.

Техника выпускается с 60-х годов прошлого века, и до сих пор не снята с производства. Всего в серии насчитывается 4 модификации, предназначенные для выполнения определённых работ.

Особенности ХТЗ-1410

ХТЗ-1410 – мини трактор, который отличается малогабаритностью, универсальностью и высокой маневренностью. Данная модель относится к 2 тяговому классу. Наилучшим образом он себя зарекомендует на небольших приусадебных участках, теплицах, парниках. Минитрактор легко агрегирует с большим количеством навесного оборудования. Также стоит отметить удобное управление, хорошую обзорность и простоту в техобслуживании и ремонте. Устройство гидравлики данного агрегата выполнено в 3-хточечной схеме. Гидрораспределитель управления может работать в 3-х режимах: «опускание», «нейтраль», «подъем».

Технические характеристики ХТЗ-1410

  • двигатель: 4-хтактный, 2-цилиндровый
  • мощность: 13,8 л.с.
  • габариты: 1910х1346х960 мм
  • вес: 800 кг
  • дорожный просвет: 300 мм
  • радиус поворота: 1,5 м
  • расход топлива: 296 г/кВт
  • грузоподъемность: 180 кг
  • охлаждение: масляное
  • КПП: 4 – вперед, 2 – назад.

Данная модель минитрактора также как и предыдущий агрегат не выпускается на сегодняшний день. Но ХТЗ-1410 имеет несколько достойных аналогов: Синтай-140 и Уралец-160.

Ознакомившись с таким кратким обзором наиболее популярных моделей минитракторов ХТЗ, становится понятно, что работать с такой техникой удобно и комфортно. К тому же простота в техническом обслуживании является весомым преимуществом, чтобы посмотреть в сторону такого помощника.

Модельный ряд минитракторов ХТЗ

Модель ХТЗ-Т012 является базовой для многих следующих модификаций. Мощность двигателя составляет 11 л.с., что позволяет выполнять работу различной сложности, вплоть до транспортировки грузов.

Заложенный конструкторами эксплуатационный ресурс составляет 6000 ч. Конструкция построена таким, что обеспечивает свободный доступ к двигателю и другим узлам.

А это в свою очередь, значительно облегчает ремонт.

Достоинствами Т-012 можно считать:

  • Наличие автоматического регулирования оборотов коленвала, что делает работу более стабильной.
  • КПП многоступенчатая, имеет 4 скорости вперед и 2 назад. Это дает возможность маневрировать на любых поверхностях.
  • Широкие функциональные возможности благодаря наличию вала отбора мощности и креплений для разнообразного навесного оборудования.
  • Низкий расход топлива, который составляет всего 1,5-2 л/ч.
  • Наличие электростартера облегчает запуск в зимнее время года.
  • Максимальная скорость движения составляет 15 км/ч.
  • Радиус разворота 1,5 м., что высоко ценится на малых участках.

К недостаткам, владельцы агрегатов причисляют малую мощность аккумулятора.

А для того, чтобы поставить более мощную батарею, потребуется в значительной мере изменять конструкцию.

Минитрактор ХТЗ 1410 представляет собой небольшой агрегат с мощностью двигателя 13,8 л.с. Его более улучшенной модификацией, с увеличенной до 16 л.с. мощностью, является ХТЗ 1611. Основными сферами использования этих моделей являются животноводство, парниковые хозяйства или теплицы. Относятся ко второму тяговому классу.

Минитрактор хтз т 012

Небольшие габариты и высокий дорожный просвет в 30 см, позволяют работать на минитракторе в узких междурядьях. Топливный бак рассчитан на 21 литр топлива, а расход составляет всего 2 л/ч. При ощутимой производительности и надежности, агрегат способен поднимать грузы до 180 кг. В качестве топлива используется дизель.

Модели ХТЗ 2410 и 3512 являются современными конструкциями и удовлетворяют всем необходимым требованием: экономичность, функциональность и высокая ремонтопригодность. Оснащаются китайскими моторами, которые имеют мощность 25 л.с. ХТЗ-3512 это самая последняя разработка, появившаяся в 2014 году.

Минитрактор хтз т 012

Различают 2 модификации: оснащенную мотором итальянского производства Lombardini LDW1603 и белорусского происхождения MMZ 3LD с мощностью 35 л.с. Модель отличается повышенной эргономичностью и удобством эксплуатации, в первую очередь, для водителя, так как оборудован кабиной с полноценной системой отопления и вентилирования.

Навесное оборудование

Во всех моделях ХТЗ предусмотрено использование навесного оборудования, за счет вала отбора мощности. Минитрактор Т-012 рассчитан на обработку земли до 2 гектар.

А благодаря оснащению гидросистемой с шестеренчатым насосом функциональность техники увеличивается.

Широкий ассортимент представленного на современном рынке навесного оборудования позволяет эксплуатировать тракторы в различных областях. Самыми распространенными являются:

  • Сеялки;
  • Лопата-отвал;
  • Прицеп;
  • Картофелекопалка/сажалка;
  • Культиватор;
  • Борона;
  • Плуг на 2 корпуса.

Сеялка овощная СТВТ-2 (2-х рядная)

Минитрактор хтз т 012

Лопата-отвал

Картофелесажалка КСН-2

Картофелекопатель ДТЗ-2В (вибрационный)

Особенности эксплуатации

Главной особенностью всех моделей является их низкие требования к техническому обслуживанию. Но все таки пренебрегать ним не надо. Регулярное проведение обслуживания позволит продлить эксплуатационный срок трактора. Для того, чтобы правильно выполнять все действия и не допускать поломок, предварительно надо ознакомиться с инструкцие.

Скачать Руководство по эксплуатации минитрактора ХТЗ

Первое, что требуется провести с новым минитрактором – это обкатка. Они позволяет всем деталям приработаться и как следует смазаться. Для обкатки, как правило, необходимо 30 часов.

Эксплуатировать трактор нужно без нагрузок и без использования навесного оборудования. После завершения обкаточного периода, все масло сливается и заменяется новым.

В инструкции по эксплуатации указаны сроки замены фильтров и масел в процессе эксплуатации. Как правило, это происходит каждый 100 часов работы.

Минитрактор хтз т 012

Литол-24

Масло SAE 80W-90

Масло SAE 90W

В качестве смазочной жидкости используется Литол-24, для двигателя масло класса API, а для трансмиссии SAE 80WGL2, SAE 85WGL2, SAE 90WGL2. Владельцы тракторов в своих отзывах отмечают, что даже после завершения гарантийного срока можно отремонтировать трактор с минимальными затратами.

Во избежание возникновения неисправностей, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Выключать и включать ВОМ можно только при отключенной муфте сцепления.
  • Нельзя работать с незаряженным аккумулятором. Уровень его заряда должен составлять более 75%.
  • Если при запуске двигателя осуществлено 3 попытки, то больше не желательно его запускать. Необходимо разобраться в причине возникновения возможной неисправности.
  • Нельзя бросать мотор работать в холостом режиме более 15 минут.
  • Для осуществления консервации минитрактора необходимо очистить корпус и все крупные узлы от налипаний грязи и масляных подтеков. Хорошо просушить его, слить смазочные жидкости и горючее. После этого, смазать детали промасленной тряпицей, чтобы исключить возникновение коррозии. Поставить в сухое, проветриваемое помещение или накрыть плотных чехлом.

    Основные неисправности минитрактора, возникающие при эксплуатации

  • Отсутствует передача крутящего момента муфтой сцепленияДля этого необходимо:
      Выполнить настройку хода педали;
  • Произвести замену/очистку дисков;
  • Осуществить проверку и устранить деформацию дисков.
  • Не поднимается навесное оборудование
      Проверить количество масла в системе;
  • Выполнить включение насоса;
  • Проверить работу предохранительного клапана.
  • Плохое срабатывание тормоза
      Отрегулировать положение свободного хода педали тормоза;
  • Произвести замену тормозных колодок.
  • Повышается температура коробки передач
      Выполнить регулировку зазора шестерни;
  • Добавить масло в трансмиссию или заменить на более качественное.
  • Стар не включается
      Проверить провода и контакты;
  • Зарядить аккумулятор;
  • Если происходит короткое замыкание, то необходимо очистить коллектор и заменить щетки;
  • Отрегулировать ход магнитного переключателя.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: