Гусеничный бульдозер ДЗ-42 и его модификация ДЗ-42Г: технические характеристики, фото и видео


История создания

Первые машины этой модели выпустил с конвейера Волгоградский тракторный завод. Событие произошло в далеком 1963 году. Трактор заменил популярный, хотя давно устаревший морально агрегат ДТ-75. Новая техника получила шанс заменить старое оборудование на строительных площадках, формируя горизонт и выполняя всевозможные землеройные действия. Сейчас бывший ВгТЗ превратился в тракторную компанию концерна, названного «Тракторные заводы».

Многофункциональностью бульдозер обязан наличием универсального отвала, у которого водитель получил возможность изменять угол рабочего наклона. За более чем полувековой период завод выпустил много модификаций базовой модели, хотя спрос именно на нее остается до сих пор.

Бульдозер ДЗ-110 — характеристики и обзор

Бульдозер дз 110 технические характеристики

За много лет развития спецтехники было выпущено огромное количество различных бульдозеров, одни из которых показали хорошие результаты, другие наоборот не пользуются спросом. К счастью, большинство советских бульдозеров получили всеобщее признание благодаря интересным характеристикам и многофункциональности.

Особенности

ДЗ-42 — машина, которая принадлежит третьей категории тягового класса. При ее создании это был достойный показатель. Трактор отличался от предшественника (ДТ-75) тем, что в нем появился реверсивный редуктор. Эта новация позволила использовать все технологические преимущества техники.

Хотя в сравнении с предшественником ДЗ-42 несколько потерял скоростные достоинства, но он приобрел иное качество — стал возделывать сложные грунты. Технику активно используют работники ЖКХ (она роет котлованы для прокладки инженерных коммуникаций любого назначения), сельского хозяйства, строители.

Габариты ДЗ-42

Самыми востребованными модификациями агрегата стали модели 42Г и 42Т. Если первая разработана конкретно для организации мелиорации, то вторая позволила возделывать труднопроходимые породы и работать непосредственно на заболоченных территориях.

Комплектующие все бульдозеры любой модификации отвалы имеют два конструктивных варианта: поворотные либо неповоротные. Оба варианта приспособлены для своих конкретных целей, поэтому заказчик вправе требовать установку именно такого навесного приспособления, которое ему необходимо.

Технические характеристики

Мощный силовой агрегат бульдозера дизельный, оснащен турбонаддувом и жидкостной охлаждающей системой. Благодаря этим усовершенствованиям машина способна работать дольше в сложных условиях.

Элемент ДЗ-42, позволивший машине именоваться бульдозером — отвал. Приспособление закреплено к поперечной балке с помощью цапф, а также толкающих его коробчатых брусьев. Стабилизирует положение отвала при работе жесткий раскос винтового исполнения и гидравлический упор.

Устройство ДЗ-42

Горизонтальное состояние отвал сохраняет благодаря присутствию компенсационного механизма. Он не позволяет навесному оборудованию перекашиваться, поскольку распределяет появляющуюся при работе нагрузку равномерно.

Нижняя кромка навески имеет режущие ножи. Они сменные, снабжены парой лезвий. По центру закреплен специальный козырек, который противодействует грунту, стремящемуся пересыпаться. На кронштейнах, приваренных к поперечной балке, смонтированы два гидроцилиндра, обеспечивающие перемещение навесного оборудования. Для управления ими используется гидравлическое давление. Его создает шестеренчатый насос с гидрораспределителем на три секции.

Паспортные значения модели:

ПараметрыПоказатели
Общий вес7,4 т
Габариты5*2,5*2,6 м
Клиренс38 см
Число передач для передвижения вперед7
Топливный бак (стандартный)245 л
Шасси (исполнение)Гусеничное
КППмеханическая
Паспортное значение скорости передвижения11 км/ч
Габариты отвала2,56*0,8 м
Высота подъема навесного приспособления0,83 м
Глубина допустимого погружения в грунт0,41 м
Расход топлива средний8,4 л/час

Бульдозер ДЗ-171 | ДЗ-171.1, технические характеристики

Бульдозер ДЗ-171 был создан на Челябинском заводе дорожных машин на основе тракторной техники. Машина получила 10-й тяговый класс и мощные гусеницы для движения по тяжелым грунтам. Благодаря своим особенностям ДЗ-171 стал одним из популярнейших бульдозеров в промышленности, строительстве и коммунальном хозяйстве.

Бульдозер ДЗ-171: технические характеристики

ДЗ-171, будучи классическим примером бульдозера, нашел широкое применение во многих сферах. Техника может работать при перепаде температуры окружающей среды от +45 до -40 градусов. К особенностям машины относится гусеничный ход, возможность агрегатирования с широким спектром оборудования, мощный мотор и высокая производительность. ДЗ-171 неприхотлив в выборе топлива и имеет огромный ресурс до первого капитального ремонта двигателя.

Двигатель и трансмиссия

В базовом исполнении на ДЗ-171 устанавливался двигатель Д-160.01. Сейчас эта же модель двигателя используется на более современном бульдозере ДЗ-171.1. Двигатель дизельный четырехцилиндровый. Мощность составляет 125 л.с. Охлаждение осуществляется жидкостной системой с автоматической регулировкой температуры. Расход топлива равняется 14,5 л в час.

Отличительной особенностью Д-160.01, напрямую связанной с его долговечностью, стал литой чугунный блок цилиндров. Для исключения вибрации от 1250 оборотов в минуту использовался уравновешивающий механизм. Мотор мог работать на керосине, дизельном топливе и газовом конденсате.

В дополнение к двигателю устанавливалась механическая высокопрочная коробка передач. В качестве базы для бульдозера использовался знаменитый трактор Т-170.

Рабочие характеристики

Имея 10-й тяговый класс, ДЗ-171 мог похвастать минимальным тяговым усилием в 142 кН. В качестве рабочего оборудования для машины могли использоваться различные рыхлители и скрепер. Причем многие приспособления могли использоваться одновременно.

Трехзубый рыхлитель обеспечивать ширину захвата 1300 мм. Заглубление рыхлителя составляло полметра. Высота отвала бульдозера равнялась 1140-1300 мм, ширина отвала — 4100-3200 мм, подъем отвала — 0,93 м. Ходовым элементом машины являются гусеницы. ДЗ-171 отличается высокой проходимостью даже на слабонесущих грунтах.

Кабина

ДЗ-171 получил достаточно современную для своего поколения каркасную кабину. Она отличалась широкой площадью остекления и, как следствие, хорошей обзорностью. Сиденье водителя регулировалось. Приятный дизайн и наличие виброизоляции выгодно выделяли ДЗ-171 из ряда подобных ему машин.

Каркас кабины отличается жесткостью, которая защищает водителя от повреждений при переворачивании ДЗ-171 или падении на кабину тяжелых предметов. Бульдозер был доступен в исполнении для тропического и умеренного климатов. В первом случае в кабине устанавливался кондиционер, во втором — отопитель. Перечисленные элементы обеспечения комфорта и эргономичность приборной панели сделали ДЗ-171 одним из самых удобных представителей советской специальной техники.

Бульдозер ДЗ-171: применение

Поставленный на базу трактора Т-170, гусеничный бульдозер ДЗ-171 пригодился во многих областях хозяйствования. В строительстве техника применялась для рытья и засыпания траншей под фундаменты, котлованов, различных видов земельных работ (планирования, разработки и перемещения грунта). Также техника могла использоваться для создания террас на площадках с заметными колебаниями высоты грунта.

В коммунальном хозяйстве ДЗ-171 пригодился при проведении снегоуборочных работ. Машина могла применяться для рытья кюветов и создания насыпей. Классическая надежная конструкция бульдозера сделала его пригодным для самых тяжелых областей применения, таких как угольная и рудная промышленность, строительство дорог, мостов, гидротехническое строительство, добывающая промышленность, мелиорация и ирригация.

Высокая производительность ДЗ-171 стала его визитной карточкой. В сочетании с широкими возможностями агрегатирования эта особенность сделала бульдозер наиболее востребованным для проведения землеройных работ. Большой ресурс узлов и агрегатов позволил не одному владельцу машины сэкономить на ремонте и замене деталей.

Сегодня ДЗ-171 продолжает свою работу, несмотря на снятие модели с производства. Более современный бульдозер ДЗ-171.1 является усовершенствованной версией. Он имеет ширину отвала 3,3 м и массу 19 тонн. Гусеничный бульдозер может использоваться для всех видов строительных работ, широко применяется в промышленности, коммунальном и лесном хозяйстве. Новый ДЗ-171.1 отличается ярким современным дизайном, который все же позволяет угадать в нем классические черты его предшественника.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Вам будет интересно

spectehnika-info.ru

Двигатель

На машине устанавливают один из пяти вариантов двигателей. Все они дизельные, четырехтактные, обеспеченные жидкостным охлаждением, непосредственным топливным впрыском. Кардинальное отличие — мощность двигателя. Два мотора обеспечивают значение 80 л. с., один — 90 л. с., остальные (устанавливаемые чаще) имеют показатель в 95 л. с.

Запускают в работу двигатель посредством вращения стартера. Усилие вращения передается через фрикционную муфту к механической коробке ПП. Устройство системы смазки двигателя принудительное, масляное.

Отличительные особенности бульдозера ДЗ-42Г

Модель ДЗ-42Г предназначена для выполнения мелиоративных и строительных работ на грунтах средней степени тяжести. Ее основное рабочее оборудование — бульдозерный отвал. Для его установки используется базовая модель гусеничного трактора ДТ-75М, оснащенная двигателем А-41. Его мощность — 90 л.с (66 кВт).

Для подъема и опускания отвала используется один поршневой (двустороннего действия) гидроцилиндр. Его шток крепится к специальному кронштейну отвала, расположенному в центральной части. Бульдозерный отвал устанавливается на трактор посредством двух толкающих брусьев, на которых он фиксируется с помощью цапф. Брусья соединяются с поперечной балкой транспортного средства, которая закреплена специальными кронштейнами лонжеронов трактора между катками ходовой части. Отвал может быть заглублен на 41 см. Максимальная высота подъема — 80 см. Скорость подъема — 0,25 м/сек. Угол резания — 55°.

Трансмиссия с гидравликой

Машина оснащена КПП механического типа с семью ступенями. Она размещена около заднего моста агрегата. Чтобы приводить транспортное средство в движение, вращающее усилие мотора передается через сухую двухдисковую, постоянно замкнутую муфту сцепления.

Тормозной механизм бульдозера — ленточного типа. Чтобы снизить нагрузки, создаваемые в моменты поворотов машины, на заднем мосту предусмотрены пара планетарных редукторов.

Гидравлика установки встроенная. Она имеет силовой гидроцилиндр, давление в котором обеспечивает гидронасос, предохранительный клапан, распределитель. Вся эта система управляет движением навесного оборудования. Подача масла к гидронасосу осуществляется через фильтр из масляного бака.

Устройство и особенности эксплуатации

Модель ДЗ 42 построена на основе трактора ДТ 75. По большинству элементов данные машины унифицированы. Для бульдозера применяется цельнометаллическая рама, жестко закрепленная с кронштейнами лонжеронов, что позволяет выдерживать серьезные нагрузки.

Все модификации ДЗ 42 оснащаются гусеничной ходовой частью, включающей подвеску пружинного типа. Ширина гусеничного полотна зависит от версии машины и может меняться от 390 до 470 мм. Бульдозер создает минимальное давление на грунт и не повреждает плодородный слой грунта.

ДЗ 42 комплектуется механической трансмиссией, в состав которой входит 7-ступенчатая коробка передач, установленная у заднего моста. Сухая 2-дисковая постоянно замкнутая муфта применяется для начала движения.

Основным элементом тормозной системы являются ленточные тормоза. Для сокращения нагрузок, создаваемых на поворотах, задний мост оснащается 2 планетарными редукторами.

Гидравлическая система бульдозера содержит насос, силовой гидроцилиндр, распределитель с гидрозамком и предохранительный клапан, контролирующий навесной механизм. Масло в гидравлическую систему поступает через фильтр и масляную емкость.

Водительская кабина бульдозера сделана из цельного металла и имеет повышенную прочность. Салон надежно загерметизирован, что предотвращает попадание частиц пыли. Также внутри установлены обогреватель и вентиляционная система, которые позволяют эксплуатировать технику независимо от погодных условий. Дополнительное усиление кабины в виде каркаса безопасности защищает оператора даже в случае переворота машины. Кабина при необходимости смещается относительно основания бульдозера, обеспечивая отличный обзор в процессе выполнения земляных работ.

Для оператора предусмотрено 2-местное подрессоренное сидение, положение которого можно менять с учетом антропометрических данных. Эргономичное расположение органов и продуманная компоновка салона сокращают степень усталости при постоянной работе.

В качестве основного рабочего органа на ДЗ 42 используется неповоротный отвал, установленный с применением цапф на балке и коробчатых толкающих брусьев. Устойчивое положение органа достигается за счет гидрораскоса и винтового раскоса. Компенсационный механизм удерживает отвал в горизонтальном положении, не допуская перекоса. В нижней части установлены сменные режущие ножи с 2 лезвиями. В центральной области имеется специальный козырек, препятствующий высыпанию грунта через верх отвала. В движение оборудование приводится посредством 2 гидроцилиндров, закрепленных на кронштейнах.

Для бульдозера используются следующие типы отвалов:

  • базовый неповоротный отвал БНДТ-10;
  • неповоротный отвал БНДТ-20 увеличенного размера;
  • поворотный отвал БПДТ-10 с большими функциональными возможностями;
  • универсальный поворотный отвал БУДТ со встроенным гидроприводом.

Кабина

Повышенную прочность водительской кабине обеспечивает ее цельнометаллическая конструкция. Дополнительно корпус усилен каркасом безопасности, который гарантированно защищает человека даже при опрокидывании бульдозера.

Кабина бульдозера ДЗ-42

Салон герметичен, поэтому оператор надежно защищен от частиц пыли, которых вокруг при работе поднимается масса. Внутри кабины смонтирована система вентиляции с мощным обогревателем. Они обеспечивают комфортную обстановку при любых погодных условиях.

Когда возникает эксплуатационная необходимость, кабина способна смещаться касательно основания машины, благодаря чему обеспечивая для водителя удобный обзор площадки, на которой производятся земляные работы.

Оператор располагается на удобном двухместном сиденье. Оно подпружинено, его положение легко подстраивать под конкретные антропометрические параметры человека. Эргономичное расположение панели приборов, продуманная компоновка рычагов управления — все это устраняет усталость водителя при напряженной работе.

Навесное оборудование

Для ДЗ-42 предусмотрена установка по желанию заказчика следующего навесного приспособления:

  1. БНДТ-10 – это неповоротный отвал с габаритом 2,52 м, массой 0,83 т. Он позволяет изменять в пределах 25° свое положение относительно шасси бульдозера. Применяют приспособление для очистки снега на дорогах, планировании стройплощадок.
  2. БНДТ-20 – практически идентичный предыдущему варианту отвал, но имеет несколько большую ширину и массу.
  3. БПДТ – отвал позволяет разворачивать его относительно оси движения бульдозера на 25°. Ширина приспособления — 2,8 м, масса 1 т.
  4. БУДТ – самое универсальное приспособление, поскольку позволяет изменять не только угол поворота относительно оси движения, но и в поперечном сечении. Остальные параметры аналогичны предыдущей модели.

Все отвалы обеспечивают равную высоту подъема в 0,65 м при максимально разрешенном по паспорту заглублении 0,41 м и угле эффективного резания около 55°. При движении допускается уклон машины на величину 20°. Каждое навесное приспособление управляется парой гидроцилиндров, а для БУДТ требуется установка трех устройств.

Устройство

Бульдозер ДЗ-110 – это модифицированный трактор, дополненный двумя толкающими брусьями, отвалом с ножами, винтовым раскосом, гидроцилиндром перекоса отвала, двумя гидроцилиндрами опускания и подъема отвала и трубопроводами гидросистемы. К толкающим брусьям приварены кронштейны, имеющие систему компенсации перемещений. Отвал ДЗ-110 неповоротный с углом резания 55 градусов. Максимальная высота его подъема составляет 102 мм.

Ходовая часть техники имеет тележечный тип с балансирной балкой и 3-точечной жесткой подвеской. На плотных поверхностях ДЗ-110 в отличие от моделей с рессорной подвеской чувствует себя значительно лучше. Профильная рама гусениц бульдозера имеет прямоугольную форму и оснащается 6 опорными катками с гидравлической системой натяжения. Последняя отвечает за управление отвалом.

Гидроцилиндры способны опускать и поднимать отвал ДЗ-110 со скоростью 0,2 м/с. Для исключения избыточного давления на отвал, данный элемент монтировали на сферическую опору.

В «базе» бульдозер получил 2,245-тонный трехзубный рыхлитель с заглублением в 65 см. Опционально предусматривается его замена на прицепное устройство или однозубный вариант массой 1,555 тонны.

ДЗ-110 получил 4-вальную механическую 12-ступенчатую трансмиссию со сцеплением замкнутого типа, дополненным гидравлическим сервоприводом. Диапазон скоростей модели – 3,7-12,2 км/час.

В модели устанавливали каркасную кабину на виброплатформе с удобным подрессоренным сидением водителя. В нем регулировались угол наклона и высота. В отдельных модификациях предусматривалась установка кондиционера.

Достоинства

Качественное обслуживание техники при длительной ее эксплуатации обеспечивает надежность функционирования бульдозера любой модификации. Это производительный агрегат, который, невзирая на небольшую скорость, способен удачно приспособиться к постоянно меняющейся обстановке на стройплощадке. Машина все время подвержена критическим нагрузкам, но успешно их выносит благодаря прочной конструкции.

Значительный прочностной запас позволяет эксплуатировать ДЗ-42 даже после завершения установленного срока, если проводить своевременное техобслуживание. Поскольку большинство узлов механизма унифицированы, их можно быстро заменять. Бульдозер хорошо роет котлованы, выполняет прокладку отводных каналов, обеспечивает возведение насыпей.

Благодаря использованию этой техники строительные либо складские площадки быстро удается спланировать, обустроить насыпи, переместить в нужное место изъятый грунт. После оснащения бульдозера навесным рыхлителем механизм способен выполнять разрыхление твердых пород.

Достоинства ДЗ-42

Основной недостаток — маленькая скорость, моральное старение этой конструкции. Хотя универсальность при достаточной надежности обеспечивает и сейчас популярность ДЗ-42.

Модификации

После создания базовой модели завод выпустил ее несколько модификаций. Они пользуются несомненным спросом и сейчас, отличаясь от прототипа исполнением и вариантом навесного приспособления:

  • Модификация ДЗ-42П оборудована полноповоротным механизмом подвески. Это устройство, используя универсальные шарниры, монтируют на брусьях. У толкающего бруса его задняя часть соединена с поперечиной упряжными шарнирами, которые устраняют риск потери работоспособности из-за возникновения перекоса. Одновременно конструкция позволяет оператору регулировать наклон подвески относительно почвы. Модификация выпускается двумя видами подвесок: прямым либо универсальным ковшом.
  • Модификация ДЗ-42Т обладает увеличенной поверхностью опоры, у них шире гусеницы, больший клиренс. Торфяная модификация свободно преодолевает завалы деревьев, глубокие колеи, иные препятствия. Гусеница имеет 42 звена, оснащенные специальными зацепами, которые улучшают проходимость, противостоят провалам при зыбкой почве.
  • Модификация ДЗ-42Г оснащена гидроцилиндром, работающим по двум направлениям. Машины используют для мелиоративных мероприятий, выполнения горных разработок, там, где грунт отличается средней тяжестью. Данная вариация оснащена дизелем мощность которого 90 л. с. Общие габариты бульдозера несколько увеличены.

Основные отличия ДЗ-42Г представлены ниже:

ПараметрыЗначения
Габариты:5,2*2,8*2,7 м
Клиренс39,5 см
Вес7,59 т
Объем бака для дизтоплива245 л
Число передач для передвижения вперед7
Тип КППмеханическая
Шасси (исполнение)гусеничное
Мощность дизеля90 л.с
Паспортная скорость перемещения1,3 км/ч
Паспортный расход топлива11 л/час
Размеры навесного приспособления2,8*0,8 м

Модификации и особенности

Бульдозер ДЗ 42 выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся типом используемого отвала и исполнением:

  1. базовая версия ДЗ 42 с неповоротным отвальным механизмом;
  2. ДЗ 42П с полноповоротным отвальным механизмом. Устройство крепится при помощи универсальных шарниров на брусьях. Задняя часть толкающего бруса стыкуется со специальной балкой с использованием упряжных шарниров. Шарниры сохраняют работоспособность машины при возникновении перекоса, позволяя менять угол наклона оборудования относительно поверхности грунта. Модификация доступна в 2 вариантах: с прямым поворотным отвалом и с универсальным поворотным отвалом с функцией гидроперекоса;
  3. ДЗ 42Т с увеличенной площадью опоры, широкими гусеницами и большим дорожным просветом. Торфяная модификация уверенно преодолевает лесные завалы, глубокие колеи и другие препятствия. В состав каждой гусеницы ДЗ 42Т входят 42 звена со специальными почвозацепами, улучшающими проходимость и не позволяющими провалиться в зыбкую почву;
  4. ДЗ 42Г и ДЗ 42Г-1 с гидроцилиндром 2-стороннего действия. Модификации используются для выполнения работ в горной местности, мелиоративных операций в сельском хозяйстве в областях с грунтом средней тяжести.

Достоинства модели ДЗ 42:

  • высокая производительность;
  • максимальная надежность;
  • длительное функционирование без дозаправки;
  • универсальность;
  • ремонтопригодность.

Главным недостатком модели является маленькая скорость передвижения и моральное устаревание конструкции. Универсальность, доступность и достаточная надежность позволяют ДЗ 42 оставаться востребованным в настоящее время.

Резюме

Гусеничный бульдозер модели ДЗ-42 отменно выполняет свои функции в любом отечественном регионе. Агрегат совершенно неприхотлив в отношении обслуживания, нетребователен к параметрам топлива.

При наличии хороших технико-эксплуатационных параметров цена ДЗ-42 существенно ниже, нежели у моделей аналогичного класса. Не зря народная мудрость твердит, что все новое является забытым старым. Вот и машина, давно отпраздновавшая полувековой юбилей с начала выпуска первого экземпляра, продолжает усердно трудиться на просторах нашего государства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: