Электропроводка ЗИЛ 5301: цветная схема с описанием


История автомобиля

Автомобильный завод имени Лихачева не имел опыта разработки автомобилей класса с грузоподъемностью в 3000 килограмм, потому предприятие решило воспользоваться уже проверенными разработками от Daimler-Benz AG.

В итоге, в 1993 году был представлен опытный экземпляр «Бычка», основой для которого стали агрегаты и узлы Mercedes-Benz T2, ставшего предшественником Mercedes Vario. Отечественные инженеры, изучив конструкцию немецкого продукта, переделали ее с учетом российских реалий, возможностей рынка, производства и состояния дорог.

Данные факторы сказались на модели так, что копией Mercedes-Benz T2, ЗИЛ-5301 назвать было нельзя. Необычное название машина получила по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова. Собственно, если присмотреться, и правда можно рассмотреть бычка в передке автомобиля.

Спустя 2 года началось масштабное производство модели. Появление автомобиля было для предприятия жизненно необходимым, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых оно специализировалось, с переходом к рыночной экономике резко сократился.

Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления Д-245

Привалочная плита ТНВД должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются.

Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений.

При установке топливного насоса надо совместить метки зубчатого колеса привода топливного насоса и шлицевого фланца.

Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика топливного насоса.

Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18…25 Нм.

При установке топливного насоса нужно обязательно проверить угол опережения впрыскивания топлива.

Это делается в следующей последовательности:

  1. установить рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива.
  1. Отсоединить трубку высокого давления от штуцера первой секции и вместо нее подсоединить моментоскоп (рис. 1).
  2. Провернуть коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха.
  3. удалить часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее.
  4. Повернуть коленчатый вал против часовой стрелки на 30.. .40°.
  5. Медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке следить за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратить вращение коленчатого вала.
  1. При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике (рис. 2) произвести регулировку, для чего проделать следующее:
  1. снять крышку люка;
  2. вывернуть болты 1, 2 и 3 (рис. 3) и отпустить на ½…1 оборот болт 3 (болт не выворачивать);
  3. совместить стержень фиксатора 2 (см. рис. 2) с отверстием в маховике, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал дизеля; при помощи ключа повернуть за гайку валик топливного насоса и шлицевой фланец до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке 1 (см. рис. 1) моментоскопа;
  4. установить болты 1,2 и 3 (см. рис. 3) в совпадающие отверстия, стараясь расположить их максимально равномерно по окружности;

5.затянуть вначале болт 3, затем болты 1 и 2;

  1. установить на место трубку высокого давления и вывести стержень фиксатора из отверстия в маховике;
  2. установить на место крышку люка.

Совмещение шлицев втулки топливного насоса и шлицевого фланца при установке на дизель обеспечивается проворотом коленчатого вала дизеля или кулачкового вала насоса.

На дизель должны устанавливаться форсунки одной группы.

Уплотнительные прокладки со стороны прилегания к форсункам надо смазать солидолом УС-1 ГОСТ 33-51.

Болты крепления форсунок нужно затянуть моментом 20…25 Нм.

Трубки высокого давления должны быть закреплены на расстоянии 10…15 мм от накидных гаек хомутиками с прокладками.

Трубки низкого давления топлива перед установкой на дизель следует продуть сжатым воздухом.

Технические характеристики

Надежности отечественному агрегату не хватало, и в жестком городском ритме он иногда подводил. В итоге заводу пришлось освоить производство модификаций с иностранными дизелями. В 1999 году начался выпуск версий с агрегатом «ММЗ Д-245.12С». Модернизированная модификация «ММЗ Д-245.10», дополненная турбокомпрессором Schwitzer, чешским ТНВД Motorpal и интеркулером, соответствовала классу «Евро-1».

В 2001 году на ЗИЛ-5301 начали устанавливать улучшенный турбодизель модели «ММЗ Д-245.9» с регулятором давления воздуха, турбонаддувом и интеркулером. Он развивал мощность в 136 л. с. и соответствовал требованиям «Евро-2». С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели «Бычок» комплектуются двигателем Д245.9, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.

Данный двигатель, помимо всего прочего, оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува.

Технические характеристики

Двигатель Д-245.12С
Количество цилиндров4
Объем4,75 л
Мощность в лошадиных силах108,8
Мощность в кВт80
Крутящий момент1300-1700 Н*м
Частота вращения2 400 об/мин.
Степень сжатия15,1
Тип рабочего топливаБензин
Расход топлива при скорости выше 60 км/ч12 литров
Расход топлива при скорости ниже 60 км/ч25 литров
Двигатель Д245.9
Количество цилиндров4
Диаметр цилиндра110 мм
Ход поршня125 мм
Объем4,75 л
Степень сжатия15,1
Мощность в лошадиных силах136
Мощность в кВт100
Скорость вращения2 400 об./мин.
Крутящий момент460 Н*м
Тип рабочего топливаДизель
Средний расход топлива12 литров на 100 километров
Максимальная скорость (в документах)95 км/ч
Трансмиссия и ходовая часть
Тип трансмиссииМеханика
Тип главной передачиГипоидный
СцеплениеМасляное
СинхронизаторыНа всех кроме 1 и 3 ступеней
Габариты
Высота2 365 мм
Ширина2 319 мм
Ширина передней колеи1 832 мм
Ширина задней колеи1 690 мм
Длинна6 175 мм
Колесная база3 650 мм
Клиренс180 мм
Клиренс7800 мм
РамаШирина845 мм
Полки лонжерона (в ширину)70 мм
Толщина метала лонжерона5 мм
Грузовая платформаДлинна3 750 мм
Ширина2 250 мм
Высота450 мм
Колеса6,5Jх16Н2
Шины225/75R16С

Наиболее популярные модификации

МодификацияЗИЛ-5301АОЗИЛ-5301ТОЗИЛ-5301ВА
Высота2 885 мм2 369 мм3 130 мм
Ширина1 820 мм1 820 мм1 820 мм
Ширина колеи1 690 мм1 690 мм1 690 мм
Длинна6 195 мм9 795 мм6 765 мм
Длинна кузова3 800 мм3 850 мм3 800 мм
Расстояние между мостами3 650 мм4 250 мм4 250 мм
Расстояние от переднего моста до крайней точки переднего бампера840 мм840 мм840 мм
Клиренс170 мм170 мм170 мм
Весовые характеристики
Масса снаряженного автомобиля3 695 кг
Максимальная грузоподъемность3 450 кг
Полная масса при максимальной загрузке6 950 кг
Вес колеса42 кг
Рама и тент грузовой части740 кг
КПП85 кг
Мотор со всем сопутствующим оборудованием620 кг
Распределение нагрузки по мостамПередний2 300 кг
Задний2 190 кг
Распределение нагрузки по мостам с учетом полной загрузкиПередний2 350 кг
Задний4 900 кг

Двигатель

Грузовик «Бычок» все годы своего производства оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (объём 4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). Были отдельные эксперименты по оснащению ЗИЛ-5301 импортными моторами: Катерпиллар (135-сильный САТ-3054); Рено (136-сильный Renault MIDR 040226F4); болгарским 120-сильным «Вамо». Но они так и остались на уровне опытов и экспериментов.

Нельзя сказать, что используемый для «Бычка» двигатель Д-245 середины девяностых и начала 2010-х годов – это один и тот же мотор. За указанное время данный дизель, оснащённый турбонаддувом, прошёл целый ряд модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс был поднят с нуля до Евро-3 (предполагалось ввести и стандарт Евро-4).Вплоть до 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели Д-245.12С и Д-245.9 (оба Евро-0). В 1999-ом году начался также выпуск версий с силовым агрегатом Д-245.12С. Модернизированная модификация ММЗ Д-245.10 дополнена турбокомпрессором «Schwitzer», чешским топливным насосом высокого давления «Motorpal» и интеркулером, и соответствует международному стандарту Евро-1.

В январе 2005 года всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года – Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации грузовика с модернизированными двигателями получили соответствующую «приставку» к своему заводскому индексу.

Глубокая модернизация двигателя Д-240, устанавливаемого на трактора МТЗ, в целом показала себя на «Бычках» достойно: она имеет умеренный «аппетит» и отличные тягово-динамические показатели. Владельцы ЗИЛ-5301 отмечают, что грузили на свои «Бычки» и по 4, и по 4,5 тонны, и автомобиль всегда справлялся с подобным перегрузом.

Прочие параметры двигателя Д-245 для ЗИЛ-5301:

  • Сухая масса двигателя – 430 кг;
  • Расположение цилиндров – L-образное;
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Частота вращения – 2400 об/мин;
  • Крутящий момент – 35 кгс·м (350 Н·м), при 1300–1700 об/мин;
  • Степень сжатия – 15,1.
  • Расход дизтоплива: при постоянной скорости 60 км/ч – 16 литров на 100 км.
  • Объём топливного бака: 125 литров.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

ЗИЛ-5301 «Бычок» укомплектован механической трёхходовой пятиступенчатой трансмиссией с синхронизаторами инерционного типа на всех пяти передачах. Передаточные числа коробки передач – первой – 6,45; второй – 3,56; третьей – 1,98; четвёртой – 1,275; пятой — 1,00; заднего хода – 6,15.

Карданная передача открытая, со скользящим шлицевым соединением и промежуточной опорой. Карданные шарниры – на игольчатых подшипниках. Ведущий мост одноступенчатый. Главная передача – гипоидная (передаточное число 3,273). Дифференциал шестерёнчатый, конический. Полуоси – разгруженного типа.

Система сцепления на «Бычках» – фрикционная, сухая, однодисковая, с периферийным расположением нажимных пружин. Привод – гидравлический с пневмо-усилителем. Рулевой механизм оборудован системой гидравлического усиления. Положение рулевого колеса регулируется по углу наклона и высоте. Тип рулевого управления – винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки.

В автомобилях ЗИЛ-5301 используется тормозная система с гидравлическим двухконтурным приводом и пневмоусилителем. Передние тормозные механизмы дисковые, а задние – барабанные. Тормозные механизмы заднего моста оборудованы автоматическим регулятором тормозных сил. Стояночный тормоз – с приводом на колодки задних колес.

Подвеска, система электрооборудования

Тип передней подвески – на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, плюс два амортизатора. Тип задней подвески – на двух основных и двух дополнительных полу-эллиптических рессорах.

Система электрооборудования на «Бычках» однопроводная, с номинальным напряжением 12 V. Стартер обладает напряжением 24 V. Установлен генератор переменного тока марки 1652.3701. Аккумуляторных батарей две, напряжением по 12 V, их тип – 6СТ-110ТР. Свечи – тип 11.721.083. Лампы ближнего и дальнего освещения – марки ТН 114. Стартер – 74.3708000. Реле-регулятор – 206/207.3702.

Схема ЗИЛ 5301 — схемы авто

Электрооборудование и принципиальная схема грузового автомобиля ЗИЛ 5301. Предназначена для проведения ремонтных работ и обслуживания авто. На схемах показано расположение проводов и приборов, а также фара, плафон, фонарь боковой указателей поворота ЗИЛ 5301, фонарь габаритный и фара противотуманная и другие узлы. Предоставляется бесплатно для всех посетителей сайта.

Схема расположения проводов и приборов в грузовом автомобиле ЗИЛ 5301

11.5208000 Электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла 111-3714010 Плафон кабины в сборе 111.3714 114-3722148 Предохранитель термобиметаллический 10А ПР310 или 292.3722 114-3722230 Предохранитель 30А, ПР3 или 291. 3722 114-3730166 Сопротивление ЗИЛ 5301 118К-3709410 Переключатель электродвигателя отопителя 118К-3710134 Выключатель стояночного тормоза ВК412 118К-3730024 Электродвигатель отопителя МЭ272-Б в сборе 120-3715020-Б Розетка штепсельная переносной лампы 47-К в сборе 120-3722150 Предохранитель 20А ЗИЛ 5301 13.3839600 Датчик сигнализатора засоренности воздушного фильтра 130-3710110 Выключатель типа 11.3704 кнопочный 130-3715060-А Лампа подкапотная ПД308А в сборе 130-3716010 Фонарь задний правый ФП130-Б или 357.3716 в сборе 130-3716010-01 Фонарь задний правый ФП130-Б или 356.3716 в сборе 130-3716011-01 Фонарь задний левый ФП130 или 357.3716 130-3721225 Реле универсальное 111.3747 130-3721300 Сигнал шумовой РС508 130-3722105 Предохранитель 6А 130-3722210 Предохранитель 7,5А 130-3828010 Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ100-А 130-3828030 Датчик сигнализатора температуры воды типа ТЛ111 131-3710136-11 Выключатель фонарей заднего хода ВК-403 или 52.3710 131-3714320-Б Фонарь кабины ПК142 131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе 133ВЯ-3803135 Прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза типа РС492 в сборе 133ГЯ-3715020 Розетка штепсельная переносной лампы ПС400 133ГЯ-3721020 Сигнал звуковой электрический СЗ-3В или 20.3721-01 133ГЯ-3722105 Предохранитель плавкий ПР119Б-01 10А 133Д4-3722105 Предохранитель плавкий 2А, ПРП8Б-01 133Д4-3840010 Датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДУ101-7 или ДКУМ1М 133Д4-3840010-10 Датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДУ101-7 или ДКУМ1М 133Д4-3840014 Блок сигнализатора уровня охлаждающей жидкости СУ1-12 или СКУ1, МС-37.4003 133Д4-3840014-01 Блок сигнализатора уровня охлаждающей жидкости СУ1-12 или СКУ1, МС-37.4003 20.3708000 Стартер 20.3708 или СТ142К 2302.3803010-21 Блок сигнализаторов в сборе 2541.3813000 Тахометр электронный 2541.3813 в сборе 36.3801000 Комбинация приборов 3802.3710000-01 Выключатель противотуманных фар 3802.3717-02.03 3802.3710000-04 Выключатель нагревателя зеркала заднего вида 3802.3710-02.23 3802.3710000-10 Выключатель противотуманного заднего фонаря 3802.3710-02.04 412-3803070-10 Выключатель контрольных ламп 431410-3720010 Выключатель сигналов торможения ММ125Д или 2802.3829 в сборе 431410-3720010-01 Выключатель сигналов торможения ММ125Д или 2802.3829 431410-3722075-10 Предохранитель термобиметаллический кнопочный 15 А, 293.3722 или ПР315 ЗИЛ 5301 431410-3722148 Предохранитель 10 А, ПР310 или 292.3722 431410-3722150 Предохранитель термобиметаллический кнопочный 15 А, 293.3722 или ПР315 431410-3723032 Панель соединительная 3-клеммная 15.3723 431410-3723043 Панель соединительная 4-х клеммовая в сборе 431410-3723076 Панель соединительная 2-клеммная 14.3723 431410-3829030-10 Датчик сигнализатора аварийного падения давления масла ММ111-Д или АДМ1 или 2602.3829 431410-3830300 Датчик аварийного падения давления типа ММ124Д в сборе 431410-3830300-10 Датчик падения давления в контуре передних и задних тормозов ММ124Д или 2702.3829 431411-3722230 Предохранитель 30А, ПР3 или 291. 3722 431413-3743010 Фара противотуманная ФГ152АБ-0 431920-3702010 Регулятор напряжения 42.3702 или 206.3702 или 207.3702 431920-3702010-01 Регулятор напряжения 42.3702 или 205.3702 432900-3701010 Генератор 2022.3771 4331-3708500-10 Выключатель приборов и стартера 20.3704 4331-3709058 Комбинированный переключатель света 66.3709 4331-3709060-01 Переключатель стеклоочистителя 40.3709 4331-3709412 Переключатель габаритных огней и фар головного света П147-04.04 4331-3710510 Выключатель аварийной световой сигнализации 4331-3710570 Выключатель освещения щитка приборов ВК416Б-01 4331-3716340 Фонарь заднего хода в сборе ФП135-В 4331-3716350 Фонарь задний противотуманный 2402.37 16 в сборе 4331-3721300 Зуммер РС508 или 733.3747-01 4331-3726026-01 Реле-прерыватель указателей поворота РС950-П 4331-3737010 Выключатель аккумуляторных батарей дистанционный 49.3710 4331-3738044-10 Фонарь габаритный задний в сборе 35.3731 4331-3738045-10 Фонарь габаритный передний в сборе 36.3731 4331-3742010 Блок трансформаторновыпрямительный 1212.3759 4331-3827010 Датчик указателя уровня топлива 5302.3827 4331-3829010 Датчик указателя давления масла ММ355 4331-5205010 Стеклоочиститель 35.5205 ЗИЛ 5301 4331-8201055 Нагреватель зеркала 20.3741 4334-3740104 Термореле электрофакельного подогревателя 12.3741 433420-3821040 Датчик температуры электролита 1318.3842 433480-3703010 Батарея аккумуляторная 6СТ-110А3 433510-3750010-10 Контактор пусковой 59.3747 48.3802000 Спидометр в сборе 5301-3505160 Устройство по контролю уровня тормозной жидкости в сборе 5301-3716057 Фонарь задний левый в сборе ФП130 или 357.3716 5301-3724010-40 Жгут проводов средний 5301-3724044-20 Жгут проводов задний правый 5301-3724045-10 Жгут проводов задний левый 5301-3724080 Жгут проводов фонаря заднего правого 5301-3724081 Жгут проводов фонаря заднего левого 5301-3724161-10 Жгут проводов передних габаритных фонарей 5301-3724548-20 Жгут проводов фар и передних указателей поворота 5301-3724594-20 Жгут проводов стартера 5301-3726286 Указатель поворота боковой в сборе 19-3726 5301-3761270 Блок управления стеклоочистителем и омывателем БСУ1- МС или 92. 3761 6002-3711010 Фара головного света левая 6002.3711 или 681.3711 6012-3711010 Фара головного света правая 6012.3731 или 68.3711 68.3711010 Фара головного света правая 6012.3731 или 68.3711 в сборе 681.3711010 Фара головного света левая 6002.3711 или 681.3711 в сборе С2-23-2-33 Резистор ЗИЛ 5301 УП115.3726010 Указатель поворота передний УП115-3726 ЭФП-8101500-01 Электрофакельный подогреватель ЭФП-8101

Световое оборудование — плафон, фонарь боковой указателей поворота, фонарь габаритный и фара противотуманная ЗИЛ 5301

111-3714010 Плафон кабины в сборе 111.3714 12.65Г.019 Шайба пружинная 130-3715010-А1 Лампа переносная ПЛТ67-А в сборе 131-3726041 Прокладка сигнального фонаря 201418-П29 Болт 201676-П29 Болт 250464-П29 Гайка 250508-П29 Гайка 250517-П29 Гайка 252004-П29 Шайба 252006-П29 Шайба 252007-П29 Шайба 252037-П29 Шайба 252134-П2 Шайба пружинная 252136-П29 Шайба пружинная 252233-П29 Шайба зубчатая 3466212123 Лампа 3466212134 Лампа ЗИЛ 5301 3466212136 Лампа 367526-29 Гайкодержатель с гайкой в сборе 431411-3743010 Фара противотуманная в сборе ФП52АБ-0 4331-3738044-10 Фонарь габаритный задний в сборе 35.3731 4331-3738045-10 Фонарь габаритный передний в сборе 36.3731 4595521052 Гайка 4596121017 Винт 5301-3711158 Кронштейн крепления фары верхний правый 5301-3711159 Кронштейн крепления фары верхний левый 5301-3711162 Кронштейн крепления фары нижний левый 5301-3711163 Кронштейн крепления фары нижний левый 5301-3726284 Чехол 5301-3726286 Указатель поворота боковой в сборе 19-3726 5301-3726287 Прокладка 5301-3726291 Прокладка 5301-3738055-10 Кронштейн габаритного фонаря заднего 5301-3743116-10 Кронштейн противотуманной фары правый 5301-3743117-10 Кронштейн противотуманной фары левый 6002.3711010 Фара в сборе 6012.3711010 Фара в сборе 68.3711010 Фара головного света правая 6012.3731 или 68.3711 в сборе 681.3711010 Фара головного света левая 6002.3711 или 681.3711 в сборе 8.65Г.019 Шайба пружинная А12-4 Лампа ЗИЛ 5301 А12-5 Лампа накаливания АКГ12-55+60 Лампа М12х1.25.019 Гайка М4х6Л63.039 Винт М8.019 Гайка М8х65.58.019 Болт УП115-3726010 Указатель поворота передний в сборе ФГ152-3743011 Прокладка корпуса ФГ152-3743012 Винт ФГ152-3743100 Корпус в сборе ФГ152-3743101 Втулка кронштейна ФГ152-3743120 Корпус ФГ152-3743130 Провод массы в сборе ФГ152-3743140 Кронштейн в сборе ФГ152-3743150 Колодка в сборе ФГ152-3743200 Элемент оптический ФГ152-3743203 Винт ФГ152-3743204 Прокладка ФГ152-3743220 Рефлектор в сборе ФГ152-3743230 Кожух в сборе ФГ152-3743231 Кожух ФГ152-3743232 Штекер ФГ152-3743233 Болт ФГ152-3743234 Шайба ФГ152-3743235 Контакт ФГ152-3743239 Пружина ФГ152-3743260 Экран ФГ152-3743280 Провод ФГ152-3743321 Ободок фары

Задние фонари ЗИЛ 5301 — электросхема

130-3716010 Фонарь задний правый ФП130-Б или 357.3716 в сборе 130-3716010-01 Фонарь задний правый ФП130-Б или 356.3716 в сборе 130-3716011-10 Фонарь задний левый в сборе 130-3724047 Втулка 131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе 131-3723103 Кронштейн штепсельной розетки 131-3723111 Втулка защитная штепсельной розетки переносной лампы 133ГЯ-3715020 Розетка штепсельная переносной лампы ПС400 201418-П29 Болт 201420-П29 Болт 250053-П29 Болт 250508-П29 Гайка 25200-П29 Шайба 252004-П29 Шайба 252134-П2 Шайба пружинная 252234-П29 Шайба зубчатая 3002-3731000 Световозвращатель в сборе 308399-П29 Скоба 3466212134 Лампа 3466212136 Лампа ЗИЛ 5301 431410-3723043 Панель соединительная 4-х клеммовая в сборе 4331-3716340 Фонарь заднего хода в сборе ФП135-В 4331-3716350 Фонарь задний противотуманный 2402.37 16 в сборе 5301-3716057 Фонарь задний левый в сборе ФП130 или 357.3716 5301-3717036 Кронштейн крепления фонаря освещения номерного знака с гайками в сборе ФП130-3716100 Корпус левый в сборе ФП130-3716100-Б Корпус правый в сборе ФП130-3716200 Рассеиватель левый в сборе ФП130-3716200-Б Рассеиватель правый в сборе ФП130-3716201 Рассеиватель левый ФП130-3716201-Б Рассеиватель правый в сборе ФП130-3716203 Прокладка ФП130-3716205 Винт крепления рассеивателя ФП135-3716100 Корпус в сборе ФП135-3716201 Рассеиватель ЗИЛ 5301.

Схема расположения проводов и приборов ЗИЛ-5301 (с 2006г.) относится с моделям 5310АО, 5301АР, 5301БЕ, 5301БО, 5301В2, 5301В4, 5301ГО, 5301ДО, 5301Е2, 5301ЕЕ, 5301ИО, 5301КЕ, 5301К2, 5301К4, 5301МЕ, 5301М2, 5301ПО, 5301РО, 5301Р1, 5301ТО, 5301ЮО, 5301ЯО, 5301СС.

11.5208000 Электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла 111-3714010 Плафон кабины в сборе 111.3714 118К-3709410 Переключатель электродвигателя отопителя 118К-3710134 Выключатель стояночного тормоза ВК412 118К-3730024 Электродвигатель отопителя МЭ272-Б в сборе 12.3803-72 Сигнализатор включения ЭФП 120-3715020-Б Розетка штепсельная переносной лампы 47-К в сборе 13.3839 Датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра 130-3710110 Выключатель типа 11.3704 кнопочный 130-3715060-А Лампа подкапотная ПД308А в сборе 130-3722105 Предохранитель 6А 130-3722210 Предохранитель 7,5А 130-3828010 Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ100-А 131-3710136-11 Выключатель фонарей заднего хода ВК-403 или 52.3710 131-3710136-12 Выключатель фонарей заднего хода 5217.3710 или В3Х-1 131-3710136-13 Выключатель фонарей заднего хода 5217.3710 или В3Х-1 131-3714320-Б Фонарь кабины ПК142 131-3715020-02 Розетка штепсельной переносной лампы ПС400 131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе 133ВЯ-3803135 Прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза типа РС492 в сборе 133ГЯ-3715020-01 Розетка штепсельная переносной лампы ПС400 133ГЯ-3721020 Сигнал звуковой электрический СЗ-3В или 20.3721-01 133ГЯ-3722105 Предохранитель плавкий ПР119Б-01 10А 133Д4-3722105 Предохранитель плавкий 2А, ПРП8Б-01 133Д4-3840010-01 Датчик уровня охлаждающей жидкости 133Д4-3840014-01 Блок сигнализатора уровня охлаждающей жидкости СУ1-12 или СКУ1, МС-37.4003 1622.3740 Свеча накаливания 19.3759 Преобразователь напряжения 20.3708000 Стартер 20.3708 или СТ142К 2541.3813 Тахометр электронный в сборе 3250-3710210 Выключатель освещения салона 3832.3710-02.09 3250-3710210-10 Выключатель открывания створок двери 3250-3710210-11 Выключатель открывания створок двери 3250-3710210-20 Выключатель закрывания створок двери 3250-3710210-21 Выключатель закрывания створок двери 3250-3724044 Жгут проводов задний 3250-3724045 Жгут проводов задний левый 3250-3802020 Тахограф 1318.2700.0002103 32501-3701010 Генератор 3882-3701 32501-3724044 Жгут проводов задний правый 32501-3724045 Жгут проводов задний левый 36.3801 Комбинация приборов в сборе 412-3803070-10 Выключатель контрольных ламп 43.3731 Фонари маркерные 43.3731-01 Фонари маркерные 431410-3720010 Выключатель сигналов торможения ММ125Д или 2802.3829 в сборе 431410-3720010-01 Выключатель сигналов торможения ММ125Д или 2802.3829 431410-3722075-10 Предохранитель термобиметаллический кнопочный 15 А, 293.3722 или ПР315 431410-3722148 Предохранитель 10 А, ПР310 или 292.3722 431410-3722150 Предохранитель термобиметаллический кнопочный 15 А, 293.3722 или ПР315 431410-3723032 Панель соединительная 3-клеммная 15.3723 431410-3723043 Панель соединительная 4-х клеммовая в сборе 431410-3723076 Панель соединительная 2-клеммная 14.3723 431410-3821030 Датчик температуры электролита 1332.3842 431410-3829030-01 Датчик падения давления масла ММ111Д 431410-3830300-01 Датчик аварийного давления воздуха в сборе 431411-3722230 Предохранитель 30А, ПР3 или 291. 3722 431411-3743010 Фара противотуманная в сборе ФП52АБ-0 431920-3702010 Регулятор напряжения 42.3702 или 206.3702 или 207.3702 431920-3702010-02 Регулятор напряжения 42.3702 или 206.3702 или 207.3702 431920-3702010-03 Регулятор напряжения 42.3702 или 206.3702 или 207.3702 432720-3721020 Сигнал звуковой электрический СЗ-3В или 20.3721-01 432900-3701010 Генератор 2022.3771 4331-3708500-10 Выключатель приборов и стартера 20.3704 4331-3709058-10 Переключатель стеклоочистителя 9912.3709 4331-3709060-10 Комбинированный переключатель света 1112.3769 4331-3709412 Переключатель габаритных огней и фар головного света П147-04.04 4331-3710210-21 Выключатель противотуманных фар 3832.3710-02.03 4331-3710210-41 Выключатель нагревателя зеркала заднего вида 3832.3710-02.23 4331-3710210-71 Выключатель противотуманного заднего фонаря 3832.3710-02.04 4331-3710510 Выключатель аварийной световой сигнализации 4331-3710510-01 Выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710, или 245.3710 или 249.3710 или 245.3710-06 4331-3710510-02 Выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710 или 245.3710 или 249.3710 или 245.3710-09 4331-3710510-03 Выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710, или 245.3710 или 249.3710 или 245.3710-06 4331-3710570 Выключатель освещения щитка приборов ВК416Б-01 4331-3721300 Зуммер РС508 или 733.3747-01 4331-3726026-01 Реле-прерыватель указателей поворота РС950-П 4331-3737010-01 Выключатель аккумуляторных батарей дистанционный 1312.3737 4331-3738044-10 Фонарь габаритный задний в сборе 35.3731 4331-3738045-10 Фонарь габаритный передний в сборе 36.3731 4331-3742010 Блок трансформаторновыпрямительный 1212.3759 4331-3742010-01 Блок трансформаторно-выпрямительный 3797.002 4331-3747010 Реле универсальное 111.3747 или 90.3747 4331-3747010-01 Реле универсальное 111.3747 или 90.3747 4331-3747010-20 Реле автоматического включения стартера 111.3747-10 или 90.3747-22 4331-3747010-21 Реле универсальное 111.3747-10 или 90.3747-22 4331-3827010 Датчик указателя уровня топлива 5302.3827 4331-3828030 Датчик сигнализатора перегрева охлаждающий жидкости ТМ111 4331-3829010 Датчик указателя давления масла ММ355 4331-5205010 Стеклоочиститель 35.5205 4331-8201055 Нагреватель зеркала 20.3741 4334-3740104 Термореле электрофакельного подогревателя 12.3741 433480-3703010 Батарея аккумуляторная 6СТ-110А3 433510-3750010-10 Контактор пусковой 59.3747 49.3731-06 Фонари маркерные 5301-3505160 Устройство по контролю уровня тормозной жидкости в сборе 5301-3711010-01 Фара головного света правая 6002.3711 или 68.3711 5301-3711010-02 Фара головного света правая 6002.3711 или 68.3711 5301-3711011-01 Фара головного света левая 6012.3711 или 681.3711 в сборе

Экономитель топлива
Новая разработка — магнитная насадка снижающая расход бензина или солярки в автомобиле.

Устройство

Прототипом автомобиля выступила машина Mercedes Vario. Конструкция рамы лестничного типа с лонжеронами сечения «швеллер» была позаимствована у немецкого «собрата». Это сделало «бычок» максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама автомобиля не складывалась). Спереди присутствует специальное устройство для буксировки автомобиля.

Тормозная система является 2-контурной, каждый из контуров независимый. Первый контур выполняет торможение левого заднего и правого переднего колес, второй – двух других колес. За счет этого достигается безопасность на дороге. В случае проблем с одним из контуров, водитель может выполнить экстренное торможение. В действие тормоза приводятся гидравликой. Передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. Машина также комплектуется стандартным механическим ручником. Последние версии ЗИЛ 5301 оснащаются ABS.

В ЗИЛ 5301 используется 5-ступенчатая механическая трансмиссия с гипоидным типом главной передачи. Сцепление применяется дисковое стандартное в масляной ванне. На всех передачах, кроме первой и третьей, работает синхронизатор. Главным передающим механизмом является карданная передача с 3 шарнирами и промежуточной опорой.

На базовую модель устанавливаются типовые штампованные диски, выполненные из высокопрочного металла. Сплав отличается большой твердостью, позволяющей выдерживать экстремальные нагрузки без потери формы. Применение их на данном грузовике абсолютно обоснованно. Вместе с дисками используются классические бескамерные шины 227/75R16C. В незагруженном состоянии воздействие осей на дорожное покрытие примерно равно.

Кабина и внутреннее устройство автомобиля весьма комфортабельны, хотя большинство элементов имеют непритязательный вид. Водительское кресло регулируется по нескольким параметрам и является очень мягким. Обшивка его выполнена из прочного материала. В кабине сделана хорошая звуко- и теплоизоляция, позволяющая комфортно передвигаться зимой (мощная печка хорошо нагревает салон даже в морозы). Модели ЗИЛ 5301 оснащаются гидроусилителем руля, упрощающим маневрирование. Помимо стандартных кабин, доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.

Благодаря простоте и надежности конструкции «Бычок» стал очень востребованным у россиян. Большинство узлов автомобиля можно отремонтировать даже в дороге. Однако у модели есть и серьезные недостатки.

Габаритные размеры и показатели массы

  • Длина: 6,195 м (7,165 м – удлинённая версия); Ширина: 2,319 м; Высота: 2,365 м.
  • Колёсная база: 3,650 м.
  • Колея передняя: 1,832 м; Колея задняя: 1,690 м.
  • Клиренс: 180 мм.
  • Радиус разворота: 7,8 метров.
  • Грузоподъёмность: 3 тонны.
  • Параметры бортовой грузовой платформы в стандартной комплектации: 3750х2254х450 мм.
  • Погрузочная высота: от 765 мм до 1050 мм.
  • Масса: снаряжённая (с тентом) – 3695 кг; Полная (допустимая) – 6950 кг.
  • Допустимая нагрузка на переднюю ось – 2350 кг.
  • Допустимая нагрузка на заднюю ось – 4900 кг.
  • Колёса дисковые, 6,5Jх16Н2; Шины бескамерные «225/75R16С».

Кабина и кузов

В целях удешевления в «Бычке» использовались конструкторские решения, ранее применяемые на продуктах автозавода имени Лихачева. Так, автомобилю досталась просторная кабина ЗИЛ-4331, дополненная выразительными фарами и необычным «оперением».

Для коммунальных служб предприятие создало 4-дверную 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. И уже изначально ЗИЛ-5301 обладал целым «букетом» проблем и хронических «болезней», свойственных многим отечественным автомобилям.

Серьезные трудности обычно начинаются с кабины: двигатель слышно даже при небольших оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.

«Печка» в автомобиле функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый опционально, имеет малую долговечность. Вентиляционный люк, появившийся в кабине, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью.

Однако, кабина — не самое больное место «Бычка», и данный элемент чаще удостаивается похвалы. Кроме прочего, рабочее место водителя имеет и положительные стороны. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Также в последних версиях значительно переработаны недостатки машины касательно кабины. Теперь водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз.

Руль двухспицевый, большого диаметра. Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Помимо стандартных кабин доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.

Отличительные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:

  • Оперение с небольшим капотом, открывающимся назад;
  • Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье;
  • Трехместная двухдверная кабина, построенная на основе модели ЗИЛ-4331;
  • Отопитель, объединенный с системой охлаждения мотора;
  • Отдельное водительское сиденье с механизмом подрессоривания, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона спинки и положения;
  • Трехщеточный стеклоочиститель с электроприводом и омыватель ветрового стекла с электроприводом.

Устройство Д-245

Устройство мотора довольно простое, что значительно облегчает его ремонт, обслуживание. Основным элементом представляется корпус, который включает непосредственно подвеску и блок цилиндров. Отдельного упоминания заслуживает газораспределительный механизм, состоящий из головок цилиндров, клапанов, коллектора и прочих элементов.

Другими важными узлами Д-245 можно назвать:

  • кривошипно-шатунный механизм;
  • смазочная система;
  • топливная система;
  • охлаждение агрегата — жидкостное, включает термостат, контролирующий температуру.

Для повышения эксплуатационных характеристик агрегата в его конструкции используется турбина, что позволяет улучшить показатели токсичности выхлопных газов, а также увеличить крутящий момент.

Чтобы избежать проблемы, характерной для всех дизельных моторов ТНВД — перебои при запуске зимой, на головках цилиндров установлены свечи накаливания, а топливная система поддерживает нужную температуру масла.

Каталог запчастей

Разобрав устройство силового агрегата подобной модели, целесообразно отметить его высокую ремонтопригодность. При желании автолюбитель может самостоятельно приобрести запчасти, например, стартер или маховик, после чего устранить возникшую неисправность.

Популярность двигателя среди потребителей обусловлена не только превосходными рабочими показателями, но и дешевым обслуживанием. Как показывает каталог Д 245, цены на комплектующие довольно низкие, что позволяет избежать существенных затрат при необходимости выполнения ремонтных работ.

Устранить неисправности с помощью запчастей значительно дешевле, чем приобретать рабочий двигатель в сборе. Новый агрегат, предназначенный для тракторной техники, обойдется в 180 тысяч рублей, а автомобильный — 250 тысяч. Бывший в употреблении агрегат будет стоить дешевле — 90-150 тысяч.

Модификации «БЫЧКА»

  • ЗИЛ-5301АО – базовая версия модели;
  • ЗИЛ-5301БО — использовался для установки специального оборудования и кузовов (в том числе инкассаторских и пожарных);
  • ЗИЛ-5301ГО – уникальный изотермический фургон, основанный на версии ЗИЛ-5301БО;
  • ЗИЛ-5301ПО – еще одна версия изотермического фургона;
  • ЗИЛ-5301ДО – удлиненный вариант классического ЗИЛ-5301АО;
  • ЗИЛ-5301ЕО – удлиненная модель, используемая для установки специальных кузовов и оборудования;
  • ЗИЛ-5301ИО – удлиненный изотермический фургон;
  • ЗИЛ-5301ТО – 2-кабинное удлиненное шасси на основе ЗИЛ-5301ДО, предназначенное для монтажа специального оборудования и кузовов;
  • ЗИЛ-5301ЮО – длиннобазная модификация с двумя спальными местами и кабиной.

Плюсы и минусы

Сцепление и коробка передач проблем практически не вызывают и являются, пожалуй, наиболее надежным элементом. Куда чаще ломается редуктор заднего моста, где наибольшие трудности вызывают полуосевые шестерни дифференциала, крестовина и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверять и уровень тормозной жидкости, поскольку у многих модификаций подтекают бачки и рвутся защитные чехлы, установленные на тормозных суппортах.

Внутренности кабины, как уже стало ясно, вызывают противоречивые эмоции, с одной стороны, элементы несут в себе эргономику, но с другой — качество их сильно страдает. Так или иначе, простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Обслуживание топливного насоса высокого давления ТНВД дизелей Д-245

В процессе эксплуатации топливного насоса высокого давления 773 при износе основных деталей нарушаются его регулировочные параметры. Смазка ТНВД Д-245 централизованная от системы смазки дизеля через специальный маслопровод. Необходимый уровень масла в картере насоса устанавливается автоматически.

Для снижения износов прецизионных деталей не допускается работа ТНВД без фильтрующего элемента или с засоренным фильтром тонкой очистки топлива. Также не допускается работа с топливом, имеющим повышенное содержание воды.

При необходимости, а также через каждые 120 тыс. км пробега необходимо снять насос и проверить его на стенде на соответствие регулировочным параметрам, а также установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле. При необходимости, произведите соответствующие регулировки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: