3.1.15. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ НА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ


Виды механизации

На лесосеках используют оборудование для повышения производительности:

  • валить деревья помогают валочно-трелевочные, пакетирующие, сучкорезно-раскряжевочные машины;
  • трелевка древесины осуществляется с помощью оборудования для бесчокерной и чокерной трелевки;
  • в условиях горной местности работает транспортно-погрузочная и трелевочно-канатная техника для леса;
  • обрезка сучьев ведется раскряжевочными и сучкорезными самоходными установками;
  • погрузка леса производится стреловыми и челюстными гидроманипуляторами и погрузчиками;
  • для вывозки бревен используют автомобили и прицепы — сортиментовозы, автомобильные тягачи и прицепы-роспуски, узкоколейные тепловозы и щеповозы.

Достоинства скиддера

В лесозаготовках можно использовать и трактора со специальным навесным оборудованием, но предпочтение все же отдается трелевочным машинам. Почему же работники используют именно эти механизмы, а не экскаваторы или обычные сельскохозяйственные трактора с захватом?

Захват бревен

К преимуществам скиддеров стоит отнести следующие характеристики:

  • С помощью трелевочных машин можно за короткий промежуток времени осуществить транспортировку бревен на склад.
  • Наличие большой силы тяги, что обеспечивается тщательно подобранными параметрами. От них зависит и производительность, и надежность трактора.
  • Трелевочник способен работать при любых погодных условиях, выполняя большие объемы работ.
  • Обладает высокими показателями продольной и поперечной проходимости.
  • Механизм без проблем преодолевает ямы, канавы, что превращает такую технику в универсальное средство передвижения по сложной местности.
  • На скиддер можно установить навесное оборудование, что превращает трактор в основной или смежный вид машины при заготовке леса.

Валка деревьев

Валка леса производится на лесосеках, разбиваемых для улучшения контроля на делянки (площадь от 5 до 8 га), а сучкорезные работы ведутся на пасеках (полосах шириной 27−47 м вдоль трелевочного волока). Такие полосы возникают при однократном прохождении валочно-трелевочных, пакетирующих или валочных машин.

Каждый рабочий-вальщик работает с пилой на бензиновом моторе, в комплекте к которой используют крючья для подтасовывания и измеряющую рулетку. Применяют пилы одиночного управления с цепным пильным агрегатом консольного действия, чаще используют пилу «Дружба» мощностью 2,8−3,7 кВт с массой в рабочем состоянии 13,65 кг. Работы ведутся бензомоторной пилой «Урал» с аналогичным весом и мощностью агрегата 4 кВт, для нее характерна повышенная скорость и встроенное устройство автоматической смазки.

Зарубежный инструмент этого типа представлен на рынке сверхлегкими и легкими пилами 5−10 кг, среднетяжелыми и тяжелыми экземплярами 14 и выше килограмм. Используют для валки деревьев валочно-трелевочные агрегаты.

Деление бревен на стандартные части в соответствии с ГОСТом (раскряжевка) делается на выбранном месте по технологической карте работ. Чтобы уменьшить трудоемкость процесса используют автоматические высокопроизводительные раскряжевочные установки стационарного типа, которые обустраивают на нижнем или верхнем складе. Для раскряжевки применяют переносные моторные инструменты, но их применение для этой операции отличается низкой производительностью, поэтому в работу вводят многооперационные агрегаты на колесном или гусеничном ходу.

Техника с набором операций

Харвестер является лесозаготовительной мобильной техникой для срезки и валки стволов, очистки от веток и порезки бревен на отрезки в условиях лесосеки. Наименование машины используется для определения валочно-сучкорезочно-раскряжевочных агрегатов. Большинство машин работают по принципу протаскивания беспрерывного действия, их механизм работает в виде приводных вальцов, гусениц или их комбинации. Харвестеры выпускают для работы в непрерывной или циклической последовательности, способ компоновки рабочих узлов делит их на двухстадийные и одностадийные устройства:

  • Одностадийные харвестеры в конструкции имеют головку, расположенную на манипуляторе, для наведения на ствол дерева. Затем дерево срезается, валится, ствол тянется через сучкорезные ножи для очистки от веток и сучьев, делается разметка, порезка на технологические части.
  • Двухстадийные агрегаты отличаются сразу двумя рабочими устройствами. Одно для захвата и срезки дерева расположено на манипуляторе, другое полает ствол в сучкорезное и раскряжевочное отделение, располагается на раме машины.

Фарвардер представляет собой машину-манипулятор для сборки, погрузки и перевозки бревен, распиленных на части, это наименование часто аналогично использованию термина «сортаментовоз». Транспорт для сборки стволов и их перевозки выпускают в двух модификациях:

  • ЛТ — 189 М;
  • ЛТ — 189.

Их производство полностью укомплектовано узлами и деталями российского и белорусского выпуска. Машина соответствует экологическим и технологическим требованиям, рассчитана для транспортировки участков бревен от 2,5 до 6 м, за один рейс перевозит 11 куб. м, при этом на кубометр расходуется 1−1,2 л топлива. На расстояние до половины километра перевозит 46−60 куб. м за смену, используется не только для трелевки распиленных бревен с участка лесосеки, но и вывозит части стволов с верхнего склада.

Описание трелевочного трактора

В сельском хозяйстве, на фермах, больших лесных угодьях без такого вида трактора не обойтись, поэтому его и покупают для выполнения больших объемов лесозаготовительных работ. В СССР трактора трелевочники выпускал Онежский тракторный завод. Самой известной была модель ТДТ-55, которую производили на предприятии до начала 2000-х гг. Советский трелевочник ТДТ-55 выпускался с разными видами двигателей. В частности, устанавливались СМД-14БН, Д-245 и СМД-18Н. Сейчас существуют другие модификации трелевочного трактора Онежец, применяемые и в частных, и в государственных предприятиях на лесопроизводстве.

Трактор ТДТ-55

Рассмотрим, из чего состоит трелевочник. Колесный трелевочный трактор можно назвать гибридной техникой. Изготавливается машина на базе классического трактора, предназначенного для сельского хозяйства. При этом ключевые компоненты на трелевочнике стоят совершенно другие, что помогает заготавливать лес и транспортировать его в специально отведенные места.

Среди особенностей конструкции трелевочника выделяют такие, как:

  • Задняя часть оборудована рамой, на ней стоит платформа с лебедкой. Она нужна, чтобы осуществлять чокерную трелевку леса. Иногда лебедка применяется для гидравлического захвата.
  • Ходовая часть имеет более широкую, чем у трактора опорную площадь. В результате чего значительно уменьшается эрозийное влияние механизма на подстилку.
  • Колесная база сделана так, чтобы трактор мог передвигаться по лесу и территориям, где производится лесозаготовка.
  • Кабина для оператора сделана в передней части трелевочника, что позволяет равномерно распределять вес водителя и леса, который собирается или перевозится.

В базовой комплектации трелевочного трактора идет мотор, который работает на дизеле.

Дополнительно продается навесное оборудование, которое значительно расширяет функции машины и спектр выполняемых задач.

Таким образом, трактора-трелевочники имеют конструкцию, позволяющей функционировать в условиях заготовки леса, выполняя большие объемы работ по захвату и перевозке.

Трелевка бревен

Трелевка — это перемещение срезанных стволов из области валки до погрузочного пункта. Лесозаготовочный транспорт и узкоколейные автомобили не могут взять деревья с лесосеки, их следует предварительно собрать с места валки. Транспортная операция отличается от других перемещений тем, что ведется в условиях бездорожья. Так как машины работают на большой территории в короткий период, то подъездные пути и проезды для них не делают. В зависимости от вида транспорта различают способы трелевки:

  • тракторами на гусеничном ходу;
  • тракторами на колесном ходу;
  • канатными устройствами;
  • перемещение с помощью вертолетов;
  • в редких случаях привлекают лошадей.

В нашей стране основной трелевочной техникой для леса на заготовках выступает трактор на гусеничном ходу. Его применение допускается в гористой местности с крутизной склонов не больше 25˚ при благоприятной погоде, зимой этот показатель уменьшается до 15˚, в других случаях используется канатная установка. Основным требованием к трелевочным агрегатам выступает хорошая проходимость, обеспечивающая работу на участках с валунами, уплотнениями валежника, пнями, болотами и другими препятствиями.

Сортировка и временное складирование

Заготовка леса может проводиться хлыстовым и сортиментным, или «скандинавским» методами. При первом, чаще всего применяемом в местности с неразвитой транспортной системой, сваленные для строительства деревья выгоднее вывозить большими необработанными партиями. Конечная очистка и распиловка будут производиться не в лесу, а поближе к заказчику.

С применением сортиментной технологии сортировка по породе, качеству и калибру производится на делянке. Распил на сортименты производится при наличии довольно развитой дорожной системы, позволяющей привезти готовый лес к заказчику практически от места валки.

Вне зависимости от того, какой способ применяется при заготовке древесины – ручной или механизированный – сортировка обязательна. Бревна укладываются удобными для захвата погрузчика штабелями. Схожие по внешним признакам однопородные сортименты можно раскряжевать для разных заказчиков. Если встроенные технологии харвестеров позволяют, то на торец каждого бревна наносится цветная полоса-маркировка.

Ручная лесозаготовка подразумевает складирование сортиментов на участке. Если трелевка выполняется небольшим форвардером, то бревна можно укладывать непосредственно на делянке. Если манипулятор большой, то сортименты складываются на участке валки. Если же работа исключает применение бензопил, то принципиальной разницы по месту складирования бревен нет.

Нюанс, распространяющийся на оба способа – балансы по пачкам нужно раскладывать максимально аккуратно, так как для дальнейшего использования данного рода древесины необходимо отсутствие на них сколов. Располагают пачки как можно удобнее для манипулятора. Если у оператора достаточно опыта управления харвестером, то пачки будут разложены по обе стороны волока, чтобы последующая работа форвардера не повредила деревья и не затянулась из-за неудобного расположения сортиментов.

Лесопогрузка

Эта операция включает перегрузку стволов с трелевочных агрегатов на лесовозы, часто совмещаемую с другими работами. Технологические карты разработки предусматривают создание погрузочных пунктов с функциями:

  • площадки для перегрузки с использованием челюстных погрузчиков;
  • участки со складированием распиленных частей для последующей погрузки челюстными механизмами;
  • площадки для отгрузки автомобильным транспортом с манипулятором;
  • места для крупнопакетных отгрузок древесины;
  • участки установки сучкорезных машин и последующей погрузки.

Лесопогрузчики челюстного типа представляют собой самоходные агрегаты, включающие в конструкции навесное оборудование. Технологические узлы и агрегаты монтируются на колесном или гусеничном тракторе и по способу поворота различают поворотный, фронтальный и перекидной тип. Лесопогрузчик Л. Т. — 65 смонтирована на базе трактора ТТ — 4 с гидравликой, лебедкой и щитком. Оборудование включает механизмы для захвата леса, подъема, и гидравлической системы.

Стреловые подъемные краны различают в зависимости от характера передвижения стрелы, они включают в конструкцию базовый агрегат (трактор, автомобиль, ж. д. платформу). Предусмотрено оборудование крана (подъемный и опускной механизм, поворотная площадка, система управления, привод, опоры, поворотный механизм стрелы).

Автопоезда для транспортировки леса с функцией самопогрузки включают составной автопоезд и погрузочное технологическое оборудование навесного типа для подъема и отгрузки леса. Это оборудование выпускается двух видов: канатный тип и гидроманипулятор. Канатное устройство ставится на автомобильной или прицепной раме, в некоторых случаях на автомобиле роспуска. В конструкцию входит коники, лебедка, система из канатов и блоков или стационарное управление. Загрузка автопоезда ведется с верхних складов или с пасек (полос, рядом расположенных с делянкой).

Современные способы механизации предусматривают использование многооперационных машин, например, тех, что одновременно делают валку, обрезку, распил, трелевку и отгрузку. К таким технологичным агрегатам относят форвардеры и харвестеры.

Нижний склад

Рабочие процессы на нижнем складе отличаются большим числом операций по подъему и перемещению груза. Установки подъемно-транспортного назначения выбирают с учетом соответствия виду леса, технологическому перебазированию в условиях площадки и отгрузки для дальнейшей перевозки. В зависимости от траектории перебазирования механику делят на виды:

К таким установкам относят мостовые, кабельные, козловые и стреловые краны, погрузчики на колесах или гусеницах, канатно-блочные лебедки, бревносвалы, другое оборудование, основным требованием к которому является способность перемещать пачки в горизонтальном направлении и с поворотом подъемного приспособления.

На площадке нижнего склада также используют сучкорезные установки, так как условия позволяют сделать это с наибольшей производительностью по сравнению с делянками. Применяют передвижные, переносные, стационарные сучкорезы. Переносные модели облегчают рабочий труд, но повышение производительности относительно небольшое, так как пильщик обрезает каждую ветку в отдельности. Стационарные и передвижные машины для групповой и поштучной обрезки сучьев дают значительное ускорение работы.

Поперечный распил бревен относится к первичной обработке. В условиях нижнего склада применяются переносные цепные пилы, с электрическим приводом или работающие на бензине. Сортировка сортаментов леса и компоновка их с целью складирования проводится лесотранспортерами. Это машины беспрерывного действия, оснащенные тяговым устройством замкнутого типа в форме цепи или стального каната с траверсами. Траверс представляет собой опорно-захватное приспособление.

Читать также: Для чего нужен датчик холла в автомобиле

Штабелевка продукции осуществляется в условиях склада с целью создания некоторых запасов для обеспечения равномерности отгрузки. Для складирования лесоматериалов по высоте обычно используют те же механизмы и машины, что и в случае погрузки на подвижной состав. Это могут быть автомобильные погрузчики или козловые и консольные краны. Если требуется образование значительных запасов, то используются движущиеся мост-кабельные и кабельные краны.

Погрузка бревен на железнодорожные платформы проводится с использованием козловых, консольных, автомобильных, башенных, стреловых, железнодорожных. Отгрузка на речные и морские баржи и другие плавучие средства ведется башенными и стреловыми подъемными кранами, иногда используют судовые погрузочные манипуляторы и другое установленное на них оборудование.

Перевозка сырья

Транспортировка и вывозка леса объединяет между собой заготовительную функцию в технологическом процессе и складирование с последующей обработкой на сырьевых биржах. Специфические черты груза (бревна, хлысты, круглые сортаменты лесоматериала) определяют необходимость применения подвижного состава специального назначения, что не всегда приводит к использованию полной грузоподъемности.

Перевозка леса обеспечивается по сухопутным дорогам или морскими путями, последний способ распространен в районах, удаленных от железных дорог. При водной транспортировке учитывается способность древесины держаться на воде. Сухопутный транспорт играет роль для недалеких перевозок в районах и областях, выполняет другие задачи.

В зависимости от вида подвижного состава, работающего на лесовозных дорогах, его подразделяют на автомобильный, рельсовый, конный транспорт. Для перевозки используют автомобили МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ со сложными составными прицепами. Для вывозки распиленных кусков из нижнего склада часто делают рельсовые пути и в качестве прицепа применяют платформы к дизелю грузоподъемностью до 20 т, а полногабаритные стволы везут в вагонах от 23−25 т.

Роспуски

разновидности виды и модели транспорта для перевозки леса

Являются еще одной разновидностью прицепных устройств, на которых перевозят бревна, хлысты до 24-х метров. Внешне они схожи с автопоездом. Их конструирование аналогично одно- и двухосновным тележкам, оснащенных 1-ой или 2-мя парами коников. В момент транспортирования леса данной разновидностью прицепов, передняя часть грузов располагают на тягаче, задняя на прицепе.

У тягачей и роспусков одинаковая ширина колеи. Соединяются между собой посредством трубы (могут быть телескопическими или раскладными). Ее функциональная задача аналогична опциональности рам и дышла.

Особенности перевозки автомобильным транспортом

Специфика перевозки леса зависит от древесины. Сосну распиливают на заготовки длиной ок. 6 м, березу и ольху — ок. 4 м., дуб — ок. 2,5 м. Согласно правилам перевозки, длина прицепа должна быть немного больше длины лесоматериалов. Кроме того, общий вес груза не должен превышать грузоподъемность автотранспорта и прицепов. Подсчет веса происходит с учетом типа древесины. Для перевозки используют бортовые прицепы с надставленными укрепленными бортами — это необходимо для того, чтобы лес не возвышался над ними.
Сам автотранспорт должен иметь высокую проходимость, поскольку в основном лесоматериалы доставляют из труднодоступных мест. Чтобы разгрузку и погрузку леса сделать максимально удобной, используются автомобили со специализированным гидравлическим оборудованием, предназначенным для этих целей. Кабина автомобиля должна быть максимально защищенной, чтобы предотвратить возможные удары и ее разрушение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: