Система контроля двигателей на новых тракторах «Беларус» в режиме реального времени отслеживает работу техники

Колесный трактор МТЗ-3522 относится к категории тяжелой техники тягового класса 5. Конструкторы воплотили в этой машине свои многолетние разработки, опыт зарубежных производителей и новые технологии. Модель изготавливается на Минском тракторном заводе. Благодаря своим рабочим характеристикам техника востребована в различных отраслях хозяйственной деятельности на территории СНГ, в странах Европы и Азии.

Модель 3522

Технические характеристики

«Беларус-3522» имеет длину 6100 мм, ширину – 2820 мм, высоту – 3350 мм. Масса трактора составляет 12300 кг.

Другие параметры модели:

  • агротехнический просвет – 550 мм;
  • колея задних колес – 2050-2744 мм;
  • колея передних колес – 2000-21500 мм;
  • колесная база – 3000 мм;
  • минимальный радиус поворота – 6500 мм;
  • удельное давление на грунт – 180 кПа;
  • максимальная скорость движения – 40 км/час.

МТЗ-3522 оборудуется 355-сильным агрегатом и имеет удельный расход топлива 240 г/кВт в час. Топливный бак трактора вмещает 650 литров горючего.

«МТЗ» сегодня. «МТЗ-3522» – одна из самых «свежих» разработок, запущенных в серию

Минский тракторный завод, отметивший в 2020 году своё семидесятилетие, продолжает своё планомерное развитие. Сегодня он представляет собой крупный промышленный холдинг, в который, кроме непосредственно МТЗ, входят также 8 предприятий на территории Белоруссии: В Бобруйске, Витебске, Мозыре и других городах. На них работают, в общей сложности, более 17 тысяч человек.

«МТЗ» сегодня. «МТЗ-3522» – одна из самых «свежих» разработок, запущенных в серию

«МТЗ-3522» с сеялкой.

«МТЗ» имеет 10 сборочных производств на территории Российской Федерации; 11 – в других республиках СССР и странах мира. Трактора «Беларус» продаются более чем в шестидесяти государствах планеты. В своём стремлении охватить потребности рынка сельхозтехники как можно шире, не дремлет конструкторское бюро минского завода. Одним из смелых решений стал запуск серийного производства новой для предприятия продукции – тяжёлых полноприводных тракторов «МТЗ-3522», состоявшийся в 2010 году.

После этого можно с полным правом утверждать, что серийный модельный ряд «МТЗ» охватил практически все сегменты рынка: от мотоблоков, мини- и садовых тракторов – до энергонасыщенных тракторов серий 2000 (от 200 л.с.) и 3000 (от 300 л.с.). При этом «Беларус МТЗ-3522» стал гораздо более мощным и производительным трактором, чем даже легендарный советский «супертяжеловес» 5-го тягового класса – «Кировец К-701».

Фото

«Беларус МТЗ-3522»: цены на рынке

Так как двигатель, гидравлическая система и многие другие детали трактора – немецкого и др. европейского производства, его стоимость напрямую зависит от курса евро. И при прежнем курсе она была гораздо привлекательнее, чем сейчас. Имеется в виду 2010-2011 гг., когда евро стоил около 40 руб., а новый «МТЗ-3522» – немногим больше 5 миллионов рублей. Сейчас евро давно перешёл отметку в 70 руб., и «мускулистый» «Беларус» стоит уже от 10,5 миллионов рублей. Рынка подержанных тракторов «МТЗ-3522» пока ещё не сложилось. Поскольку этот трактор ещё достаточно редок в хозяйствах, а те, кто его приобрёл, используют технику по назначению и не спешат с ним расставаться.

В целом, нужно признать, что обилие комплектующих европейского производства и, соответственно, неконкурентоспособная цена, резко затормозили продвижение трактора «МТЗ-3522» на рынках России и других республик бывшего Союза. Есть сведения, что минский завод подумывает о переходе с дойтцовских двигателей на более дешёвые, отечественного производства. Возможно, в будущем появится новая модификация «МТЗ-3522», с другим мотором и более приятной ценой.

Двигатель

МТЗ-3522 получил один из самых передовых агрегатов. В модель устанавливается 4-тактный 6-цилиндровый дизельный мотор модели «TCD2013 L064V C3UT261» (производитель Deutz). В конструкции силовой установки реализована схема с водяным охлаждением, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Агрегат полностью соответствует экологическим нормам Stege IIIA. Для него характерно рядное вертикальное расположение цилиндров.

Мотор МТЗ-3522 имеет комбинированную систему смазки с жидкостно-масляным теплообменником. Очищение масла происходит через полнопоточный масляный фильтр. В состав силовой установки входят 2 топливных фильтра – фильтр тонкой очистки, оснащенный сдвоенным неразборным фильтроэлементом, и фильтр грубой очистки.

Также двигатель «TCD2013 L064V C3UT261» оснащается комбинированным воздухоочистителем, состоящим из основного фильтрующего элемента, дополнительного фильтрующего элемента и предочистителя с блоком «Мульти-Циклон».

Двигатель имеет электростартерную систему пуска, а специальный электрический подогреватель воздуха, установленный во всасывающем коллекторе, облегчает пуск в тяжелых условиях. МТЗ-3522 оборудуется закрытой жидкостной системой охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости.

Ускорение прогрева мотора после пуска достигается за счет работы термостата. Он же обеспечивает автоматическую настройку температурного режима с учетом температуры воздуха и степени нагрузки.

Характеристики мотора «TCD2013 L064V C3UT261»

  • рабочий объем – 7,146 литра;
  • мощность – 261(355) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1498 Нм;
  • коэффициент запаса крутящего момента – 30%;
  • частота вращения – 2200 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 108 мм;

Кабина трактора «МТЗ-3522»

Кабина «Беларуса-3522» заслуживает самых высоких похвал. Несмотря на то, что ничего умопомрачительного или сверхкомфортного в ней нет, рабочее место механизатора очень умно обустроено и соответствует всем современным требованиям. Ничего лишнего. Но сиденье мягкое, удобное, на подрессоренной основе, с изменяемой конфигурацией. Система отопления кабины очень эффективно работает; то же самое можно сказать и о кондиционере.

Кабина трактора «МТЗ-3522»

В кабине тяжёлого «Беларуса».

Пост управления скомпонован таким образом, что есть возможность удобной работы в режиме реверса. Рабочее место одно, но в кабине есть и дополнительное сиденье.

Площадь остекления кабины, в буквальном смысле, максимальная. Визуально кажется, что кабина состоит лишь из каркаса безопасности и стёкол. Соответственно, – обзор отличный. Качество уплотнителей и, соответственно, термошумовиброизоляции – на самом современном уровне.

Устройство

Остов «Беларуса-3522» – рамный. Управление трактором осуществляется через передние колеса. При этом для задних колес доступно сдваивание через проставки. Передние колеса сдваиваются с помощью стяжек.

Трансмиссия МТЗ-3522 включает 2-дисковую «сухую» фрикционную постоянно-замкнутую муфту сцепления и гидростатический привод управления с гидроусилителем. Трактор комплектуется ступенчатой механической коробкой передач с шестернями постоянного зацепления. Переключение диапазонов – тросовое, переключение передач – электрогидравлическое.

Задний мост «Беларуса-3522» предлагается в 2-х исполнениях – с укороченными полуосями и со стандартными полуосями.

МТЗ-3522 имеет многодисковые тормоза, работающие в масле. Стояночный тормоз совмещен с рабочими.

Модель оборудуется самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения. Гидросистема МТЗ-3522 является универсальной, а управление ей осуществляется посредством джойстика. В состав гидросистемы входит аксиально-плунжерный насос от Bosch-Rexroth, обеспечивающий регулирование глубины обработки грунта.

Кабина трактора 1-местная с защитным жестким каркасом и термошумовиброизоляцией. Она оборудована подрессоренным сиденьем, регулируемым по росту и массе, дополнительным сиденьем, кондиционером, зеркалами заднего вида, системой отопления и вентиляции, стеклоомывателями, плафоном освещения, электрическими стеклоочистителями и противосолнечным козырьком. На дверях кабины установлены замки, а левая дверь открывается ключом.

МТЗ БЕЛАРУС 3522 описание

Трактор предназначен для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ в тяговом и тягово-приводном режимах в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, в том числе при эшелонированной навеске, на основной и предпосевной обработке почвы, посеве зерновых и других культур, заготовке кормов, уборке корнеплодов, зерновых и технических культур; для выполнения транспортных работ, стационарных работ, в строительстве и промышленности.

Задний мост производится в двух вариациях: на стандартных или укороченных полуосях. Передняя часть рамы оборудуется противовесы. Но в базовую комплектацию они не входят и поставляются опционально, по желанию заказчика.

Перспективы на рынке, опыт эксплуатации и отзывы владельцев

Большинство современных фермеров и владельцев крестьянских хозяйств приобрели новый «МТЗ-3522» по какой-нибудь специальной акции от производителя или дилера. Ведь цена на этот современный трактор сегодня очень высока и мало кому по карману (стоит новый мощный «Беларус» свыше 10 миллионов рублей). Однако всё относительно: аналогичные трактора зарубежного производства обойдутся ещё на порядок дороже!

В целом, 355-сильный «Беларус» получил признание многих крупных крестьянских хозяйств. Поскольку в сельском хозяйстве в последние годы образовался явный перекос. В том смысле, что многую работу, что в идеале должна выполнять крупная энергонасыщенная техника, делают силами большого количества тракторов 1,4-2 тяговых классов. Это даёт неоднозначные результаты: увеличение сроков обработки, перерасход ГСМ, большие трудозатраты. Разумеется, опытные и рачительные руководители хозяйств это понимают и, по мере возможности, вводят в парк своей техники тяжёлые трактора.

Основным конкурентом «МТЗ-3522» на рынке стал новый «Кировец» – «К-744». Стоит он дешевле, и двигателями оснащён не худшими, чем немецкий «Дойтц» – современными, производительными и экономичными «ЯМЗ» и «Камминз». По расходу топлива дойтцовский мотор несколько предпочтительнее.

Однако при работе под нагрузкой он быстро перегревается. Стандартных радиаторов не хватает для его охлаждения. «Один тракторист как-то извратился – позакрывал фанерками дыры, чтобы воздух без потерь от вентилятора шёл на радиатор – вроде помогло. А так боковая декоративная защита движка постоянно снята», – отмечает в 2012 г. Болеславович из Вердомичей (Беларусь).

Так как жалоб на недостаточную эффективность системы охлаждения было много, минский завод в 2013 г. перешёл на комплектование «МТЗ-3522» другими радиаторами – семирядными медными, производства брянского завода теплообменного оборудования, вместо прежних стандартных шестисекционных. Кроме того, немало нареканий вызвала работа коробки передач нового трактора: у многих начинались с ней проблемы в разгар полевых работ, и приходилось надолго сдавать трактор в сервис (т.к. на ремонт КПП по гарантии уходит очень много времени).

Одними из первых (в 2011 году) приобрели новый «МТЗ-3522» в крестьянском хозяйстве «Горбуново» (Кавказский район Краснодарского края). Этот трактор продолжает трудиться исправно, без серьёзных поломок, осуществляя главным образом пахоту зяби в агрегате с восьми-корпусным необоротным плугом ПЛН-8-40 и двукратное дискование почвы. По словам главы хозяйства Виктора Горбунова, 355-сильный «Беларус» за одну рабочую смену обрабатывает 18-20 га. Расход солярки при этом составляет от 19 до 21 литра на гектар. Неплох он и в качестве тягача. Машиной в хозяйстве довольны: «в целом показал себя достойно».

Устройство и эксплуатация

  1. МТЗ-3522 – флагманский трактор, оснащенный немецким двигателем «Дойтц» TCD-2013-LO4V C3-UT261. Мотор имеет шесть цилиндров и четыре такта, и снабжен турбонаддувом. При рабочем объеме 7,1 литра мощность двигателя составляет 355 лошадиных сил, а крутящий момент в номинальном режиме составляет 1140 Н/м. Пиковый крутящий момент достигает 1500 Н/м, при этом обороты двигателя составляют 2200 об/мин. Более того, еще предусмотрен запас крутящего момента в 30%. Машина с такими тяговыми характеристиками, без сомнения, обладают выдающимися внедорожными способностями, сравнимыми с лучшими иностранными моделями типа John Deere и New Holland. Мотор получил жидкостное охлаждение, эффективно предотвращающее перегрев, что очень важно при колоссальных нагрузках. Среди других вспомогательных компонентов еще отметим турбированный впрыск, двойной фильтр очистки дизельного топлива, а также комбинированная система смазки и специальный блок «Мультициклон». Кроме того, отметим еще два важнейших компонента – электрический стартер и предпусковой подогреватель, входящие в базовую комплектацию. Благодаря этим компонентам двигатель уверенно запускается и работает в любую погоду, и без всяких перебоев. Дизельный двигатель «Дойц» выполняет экологические требования согласно стандарту Stage III3A, и обладает умеренным расходом топлива. Как показывает практика, среднее потребление горючего у мотора составляет в пределах 230 грамм на киловатт в час. К тому же, сюда еще добавим вместительный топливный бак на 650 литров, с которым трактор МТЗ-3522 наделен впечатляющим запасом хода.
  2. В качестве ходовой части трактора МТЗ-3522 выступает прочная рамная конструкция с полным приводом. Передний мост подключается принудительно, и только при необходимости – например, для преодоления серьезных препятствий – водных преград и бродов, глубоких колей и ям, раскисшей почвы, 30- и 40-процентных подъемов и т. д. Машина оснащена большими широкопрофильными колесами. Глубокий протектор шин предотвращает пробуксовки, и позволяет уверенно цепляться за грунт. К тому же, среди других особенностей шасси и кузова отметим высокий дорожный просвет, минимальные кузовные свесы, высокие углы въезда и выезда, прочную защиту моторного отсека. Задний мост поставляется имеет две модификации – со стандартной или укороченной полуосями. В передней части рамы закреплены противовесы, которые в базовую комплектацию не входят. Помимо вышеуказанных компонентов, повысить проходимость трактора удалось с помощью блокируемого дифференциала, который предотвращает пробуксовку колес. Дифференциал усилен четырьмя сателлитами.
  3. Трактор МТЗ-3522 оснащен гидромеханической КПП с 24 передними и 12 задними передачами. Трансмиссия усилена коробкой отбора мощности, которые работает в диапазонах 500-1000 об/мин. Большое количество скоростей позволило уменьшить рывки и подергивания, снизить шумы и вибрации, повысить плавность хода и динамические характеристики. Оптимизированные передаточные числа позволяют в полной мере раскрыть возможности силовой установки, улучшить экономичность и сократить время разгона до максимальной скорости. К тому же, для повышения четкости перехода между передачами предусмотрен электрогидравлический привод. Сцепление – двухдисковое, с фрикционное муфтой и гидростатическим управлением. Рабочий тормоз совмещен со стояночным, а также усилен прицепным тормозом.
  4. Пропускная способность гидравлической системы составляет 120 литров в минуту, что способствует увеличению грузоподъемности навесного орудия, вплоть до 8000 кг и больше. Настолько рассчитано основное заднее трехточечное устройство. При необходимости можно подключить переднее навесное орудие, чтобы повысить производительность почти в два раза. Гидравлическая система приводится в действие аксиально-плунжерным насосом от компании Bosch. Исходя из этого, в надежности этого важнейшего узла сомневаться не приходиться. Рабочий объем насоса гидравлики составляет 45 см3/об. Вспомогательная передняя навеска выдерживает 5 тонн груза, в то время как заднее устройство способно вытягивать и 10 тонн. Обратим внимание, что управление навесными орудиями осуществляется с помощью удобного джойстика, размещенного в кабине.
  5. Кабина трактора МТЗ-3522 – образец комфорта, функциональности и простоты. Все органы управления расположены настолько удачно, что к их эргономике придраться почти невозможно. Безусловно, кабина является важнейшей частью трактора, и ей было уделено особое внимание. Так, главной задачей инженеров было создать достойный уровень комфорта и уюта в кабине, чтобы водителя ничто не отвлекало от работы, и чтобы он меньше уставал. Безусловно, это является одним из способов повышения производительности труда. Во-первых, отметим качественную шумо- и теплоизоляцию кабины, а также встроенную систему фильтрации воздуха, благодаря которой в салон проникает только отфильтрованный воздух – это очень важно во время работы в пыльных и слякотных условиях. Простое на вид мягкое сиденье снабжено необходимым диапазоном регулировок. Подогнать под себя можно и рулевую колонку, исходя из своих параметров роста, телосложения и т. д. Во-вторых, уже в базовом исполнении машина поставляется с кондиционером и отопителем. Использование климат-контроля благоприятно сказалось на адаптации трактора к любым климатическим условиям – как в жаркое, так и зимнее время года. В кабине есть еще одно вспомогательное сиденье, которое можно откинуть при необходимости. В-третьих, кабина имеет встроенный каркас безопасности, который защищает водителя в случае опрокидывания. Также отметим широкую площадь остекления, что также пошло на пользу не только обзорности, но и безопасности.
  6. Трактор МТЗ-3522 на практике доказал свое превосходство над ближайшими конкурентами. Выигрышными сторонами белорусской машины являются не только схожая производительность и функциональность за меньшие деньги, но и удобство обслуживания, ремонтопригодность и более низкая стоимость владения. Продукция МТЗ обладает более развитой сервисной базой по всему постсоветскому пространству. Наличие запчастей и качественное обслуживание являются одним из основополагающих факторов для отечественного потребителя.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: