Steyr 220
Steyr 220
Steyr 220
Яркое солнце, роскошные клумбы, нарядные ампирные фасады — все это как нельзя лучше гармонирует с моим кабриолетом. В таких цветах он особенно привлекательный и доброжелательный, анфас — еще и немного удивленный. Этот «Штайр-220» никак не ассоциируется с местом и временем рождения. Ведь на свет он появился в 1939-м, в Австрии, уже ставшей частью Третьего рейха…
Это государство для большинства из нас — тихая, чистая, зеленая страна с живописными лужайками и старательно охраняемой архитектурой. Если набрать в поисковике прилагательное «венский», в первую очередь получите «вальс» и «бал». Кто-то еще вспомнит шницель, ну а некоторые — оперу. Лишь у немногих Австрия ассоциируется с автомобилестроением. А ведь между двумя мировыми войнами там строили автомобили самых разных классов. В том числе «штайры».
Оружие в Штайре, городке при слиянии одноименной реки и Энса (примерно в 160 км от Вены), делали еще с XIX столетия. А после Первой мировой, с падением спроса, решили заняться автомобилями. У истоков стоял не кто-нибудь, а один из самых знаменитых конструкторов Европы — Ганс Ледвинка.
К середине 1930-х сильнейшие австрийские автопроизводители слились в мощный концерн «Штайр-Даймлер-Пух». Завод в Штайре выпускал к тому времени гамму вполне передовых машин, среди которых была средняя по размерам и цене модель 220, дебютировавшая в 1937-м на дорогах еще независимой Австрии.
Steyr Puch Pinzgauer 1971–1986 гг
В мае 71-го первые, двухосные вездеходы (Pinzgauer 710) уже поступили на службу армии Швейцарии, а спустя год к ним присоединились грузовики на трёхосном шасси (Pinzgauer 712). Команде Эриха не пришлось утруждать себя проектированием новой базы: независимые подвески и трубчатая конструкция шасси позволяли просто прилепить заднюю ось, а при желании продолжить усовершенствование добавлением новых осей, гребного и винта и всего, что способно вращаться и передавать вращение. Характеристики «Пинцгауэр» далеко выходили за рамки условий, поставленных швейцарской армией: Pinzgauer 712 мог транспортировать 10 пассажиров или два стандартных контейнера НАТО. Прочие характеристики «Пинцгауэра» первого поколения:
- Полная масса – 3 и 3.9 тонны (Pinzgauer 710 и 712);
- Грузоподъемность – 1 и 1.5 тонны;
- Буксировка – 5 тонн по дороге, 1.5 по бездорожью;
- Скорость – 95-100 км/ч;
- Путь на одной заправке – 400 км (700 км с дополнительным баком на 125 литров).
Непритязательный интерьер Pinzgauer отлично подошел участникам ралли «Париж — Дакар», на котором в 1981-м машина добралась до финишной черты второй.
4-хцилиндровый карбюраторный двигатель «Пинцгауэр» не мог похвастаться мощностью: в 2.5 литра заключалось 87 л.с. Но на долговечность мотора работали продуманная система воздушного охлаждения в духе Tatra, невысокая степень сжатия (7.5) и несколько масляных насосов. Гидропривод тормозов комплектовался вакуумным усилителем. Мотор располагается продольно, за передней осью, что даёт ему лучшую защищённость и обеспечивает отличную развесовку. Максимальный момент в 185 Н·м достигался двигателем на половине максимальных оборотов – 2000 мин−1.
Ещё по теме: Volkswagen Crafter 50: для тех, кто любит потяжелее
Трансмиссия Puch Pinzgauer
Общая труба трансмиссии наполовину скрывает 5-тиступенчатую механическую КПП. Труба защищает не только коробку, но и приводные валы, затрудняя ремонт, но делая их практически недосягаемыми для ударов извне. Вращение передаётся через пару конических шестерёнок со спиральным контактом. Такое зацепление позволяет полуосям подвески совершать качания в вертикальной плоскости: одновременно с передачей усилия ведомая и ведущая шестерни могли прокатываться по спиральному контакту.
Дифференциалы Pinzgauer блокируются с водительского места, раздаточная коробка — бездифференциального типа.
Оригинальная конструкция шасси Pinzgauer продолжается и в положении полуосей: правые немного смещены назад, что компенсируется другими элементами, не сказываясь на управляемости. В этой уникальной подвеске колёса могут перемещаться на 20 см (мало для диагонального вывешивания, но высокая энергоёмкость подвески позволяет компенсировать недостаток). Портальные мосты, скопированные с легендарного Unimog, позволили снять нагрузку с трансмиссии и увеличить дорожный просвет до 36 см. Дифференциалы Pinzgauer требуют минимальной смазки, но легко способны вернуть контроль при пробуксовке, ведь их здесь три (межосевой и межколёсные), а в экстренной ситуации включать их можно прямо на ходу (принудительная блокировка осуществляется через гидропривод). Из-за полной синхронизированности раздаточной коробки и переключения скоростей, на обычной дороге дифференциал нужно выключать.
Хребтовая рама Pinzgauer
Хитроумная конструкция, придуманная Гансом Ледвинкой в 1922 году, применяется на Steyr Puch Pinzgauer и сегодня. Идея хребтовой рамы заключается в перенесении жёсткости с классических элементов рамы на саму трансмиссию. Шасси «Пинцгауэр» имеет ярко выраженный хребет в виде трубы, защищающий основной агрегат. В механизм интегрированы и передаточные валы, и объёдинённая с коробкой «раздатка». Карданных валов нет, а колёса освобождены подвеской и имеют большой ход.
Центральная труба защищает валы и дифференциалы трансмиссии. Приглядевшись, можно увидеть, что шасси лишено продольной симметрии.
По вполне очевидным причинам конструкция имеет высокую жёсткость на кручение: значительно больше, чем у лонжерона. Последний хребтовая рама превосходит и по лёгкости. Ещё одно достоинство рамы Pinzgauer было упомянуто выше: модельная конструкция позволяет наращивать число подвесок банальной стыковкой новых элементов. Минус конструкции – внутренняя жёсткость и намертво приваренные к кузову траверсы. Для устранения передающейся от двигателя вибрации младшему Ледвинке пришлось ввести в конструкцию оригинальный вал, отделяющий колебания двигателя и трансмиссии.
СТРЕЛА И КРЕСТ
Город Штайр, помимо оружия, автомобилей и моторов, известен тем, что в нем некогда жили композиторы Франц Шуберт и Антон Брукнер, а также какое-то время учился Адольф Гитлер. Именно здесь произошли столкновения социал-демократов и христианских социалистов, в немалой степени приведшие к аншлюсу Австрии в 1938 году. А в год рождения этого кабриолета, в 1939-м, советская и немецкая империи уже заключили договор о дружбе. СССР ввел войска в Польшу, дабы «восстановить… порядок и спокойствие, нарушенные распадом польского государства». Будто оно само распалось, а не исчезло под натиском танков с крестами, пересекшими его западную границу.
История создания штурмовой винтовки AUG Steyr («Sturmgewehr-77»)
Винтовка «Штейр» AUG (Armee Universal Gewehr — армейская универсальная винтовка) была разработана специально для австрийской армии, и принята на вооружение ещё в 1978 году, однако до сих пор выделяется в оружейном ряду как своим необычным обликом, так и боевыми качествами.
Надо сказать, что до выпуска AUG, вообще не занималась боевым оружием, специализируясь на спортивных винтовках. Однако, к делу создания боевого автомата подошла весьма основательно и серьезно.
«Универсальность» оружия состоит прежде всего в том, что можно выбирать длину ствола: 621-мм — для использования в качестве ручного пулемета, 508-мм — для винтовки, 407-мм — для карабина. И 350-мм для пистолета-пулемета. Для этого нет нужды нести винтовку в мастерскую, все преобразования могут выполняться на поле боя, при наличии необходимых компонентов.
За счет модульной конструкции винтовку AUG Steyr можно превратить и в такого «монстра»
«Модулем» выполнена и ствольная коробка с оптическим прицелом, её можно заменить на другую, в которой крепление для прицела выполнено в соответствии со стандартами НАТО.
Материал корпуса «Штейра» — композитный, легкий, но в то же время очень прочный. На специальной демонстрации, ствольная коробка винтовки не пострадала даже после того, как по ней прогнали 6-тонный грузовик. Там же, наглядно продемонстрировали и надежность автомата в целом – его заливали грязью, стреляли с наполненным водой стволом и т.п., и все испытания AUG выдержала с честью.
В настоящее время AUG «Штейр» состоит на вооружении более чем в 30-и странах мира. Тем не менее, за 30 лет использования, массовым оружием она так и не стала, и вряд ли когда-нибудь станет. Дело в том, что в базовой комплектации AUG рассчитана почти исключительно на ведение огня на дальности до 300 метров силами малых тактических групп, в сложных условиях городской застройки. Это (а также высокая цена) априори делает её оружием исключительно спецподразделений.
Винтовка тактической поддержки Steyr AUG HBAR-T с удлиненным стволом и сошками
Эмблема с луком и стрелой — символ оружейной истории компании.
Эмблема с луком и стрелой — символ оружейной истории компании.
Эмблема с луком и стрелой — символ оружейной истории компании.
Австрия уже тоже жила по другим законам. Евреи, уплатив нацистам откупные, бежали из страны музыки, венских сладостей и классных автомобилей. Оставшихся ждали концлагеря…
Но завод в Штайре пока еще делал легковые машины с элегантной эмблемой, напоминавшей об оружейном происхождении фирмы. Во второй половине 1930-х спрос в Европе на эту продукцию вновь стал расти. Последние 750 машин модели 220 изготовили уже в 1941-м. Остальные легковые «штайры» к тому времени с производства уже сняли, да и прочие автозаводы рейха перестали выпускать гражданские машины, сконцентрировавшись на военной продукции.
В мае 1945 года в Штайре встретились советские и американские части. До этого город сильно бомбили, ведь он был одним из промышленных центров рейха. Потом у завода началась новая история. Он делал автомобили по лицензии «Фиата», армейские машины, а позднее (и по сей день) знаменитые «гелендевагены». Нам же австрийское имя знакомо еще и по оригинальным дизельным моторам, не прижившимся на моделях ГАЗа.
Многие довоенные «штайры» вместе с десятками тысяч иных автомобилей трофеями поехали в СССР. В некогда популярном сериале «Вариант „Омега“, действие которого происходило в Таллине, снимали два похожих кабриолета, на них ездили „офицеры абвера“. Но до наших дней „штайров“ дошло совсем немного.
Компания Magna-Steyr
С 2001 года существует фирма MAGNA STEYR Fahrzeugtechnik AG & Co KG
, которая продолжает выпускать легковые автомобили на заводах в городе Грац. Однако она уже давно не имеет на себе эмблемы Steyr-Puch. В разное время на мощностях завода выпускались такие машины, как
VW Transporter T3 4×4
, VW Golf Country, длиннобазовые
Audi V8L
, американские авто для европейского рынка:
Jeep Grand Cherokee
,
Jeep Commander
,
Chrysler Voyager/Grand Voyager
,
Chrysler 300C
, полноприводные «Мерседесы Е класса», кабриолеты «Сааб 9-3» предпоследнего поколения, хотя до этого их делали на «Валмет» в Финляндии. Немецкие «БМВ Х3» также изготавливались на заводах Puch. Ныне на заводе производятся автомобили
Peugeot RCZ
,
Mini Countryman
и
Aston Martin Rapide
.
Steyr 220
Steyr 220
Steyr 220
Автомобили, как и люди, вызывают при близком знакомстве разные чувства. Скажем, огромные предвоенные лимузины — почтение и даже трепет. Словно перед тобой пусть и отставной, но диктатор. Интересно общаться с «молодыми повесами» — элегантными, эпатажными кабриолетами и родстерами. Компактные народные машины напоминают немного замученного, но не теряющего оптимизма отца семейства. А этот кабриолет почему-то сразу показался другом — улыбчивым, но не навязчивым, сохраняющим чувство такта и достоинство.
Хорошо, что этот «Штайр» пощадили катаклизмы ХХ столетия, что он попал в умелые руки того, кто знает толк в подобных вещах. И то, что мне удалось с ним познакомиться, тоже здорово. Я очень доволен, да и он вроде не в обиде.
Конструкция штурмовой винтовки AUG Steyr («Sturmgewehr-77»)
Австрийская штурмовая винтовка AUG Steyr – это автоматическое оружие, работающее по принципу отвода пороховых газов, с магазинным питанием, воздушным охлаждением сменного ствола, и компоновочной схемой «буллпап».
В пластиковом корпусе винтовки размещены спусковая тяга, предохранитель и ударно-спусковой механизм. Последний собран вместе, так что при разборке образует единый модуль. Ствольная коробка снабжена выступами для крепления в передней части ствола, а в задней — затвора. В ней же установлены справа от ствола цилиндр газовой трубки, а слева — цилиндр для стержня рукоятки затвора.
Steyr AUG в роли пистолет-пулемета. Обратите внимание — как и полагается пистолет-пулемету, этот «штейр» снабжен магазином с 9-мм патронами
Затворная рама движется по двум направляющим стержням, которые входят в эти цилиндры и в которых расположены возвратные пружины. Поворот и запирание затвора осуществляется при помощи шпильки, которая входит в фигурный вырез в затворной раме. Затворная рама с затвором размещены в пластиковом прикладе и удерживаются при помощи обычной защелки.
Затем в ствольную коробку вставляется ствол, который защелкивается в стенках ствольной коробки. Пластиковый ударный механизм вставляется через заднюю часть приклада и удерживается затыльником приклада. Над ствольной коробкой размещена рукоятка для переноски, в которой смонтирован 1,4-кратный оптический прицел. Двухрядный съемный пластиковый магазин вмещает 30 патронов.
Так как винтовка имеет только одно прицельное приспособление, солдату-новичку не надо пытаться совместить цель, мушку и прорезь прицела, чтобы точно выстрелить. Таким образом, обучение стрельбе из этой винтовки не занимает много времени.
Планки Пикатинни позволяют очень быстро переоснастить винтовку Steyr AUG подходящими «обвесами» — смена прицела, замена фонаря на гранатомет, все это осуществляется в считанные минуты
Боепитание AUG Steyr осуществляется из двухрядных коробчатых магазинов, изготовленных из ударопрочного пластика, с боковыми вставками из прозрачного полимера, для визуального контроля количества боеприпасов в магазине. Ёмкость магазинов: 9, 30 и 42 патрона. Защёлка магазина находится позади гнезда магазина и одинаково доступна для правой и левой руки.
Модификации штурмовой винтовки AUG Steyr
- Steyr AUG A1 — базовая модель 1977 года. Отличается несъёмной фиксированной вертикальной передней рукояткой и встроенным оптическим прицелом малой кратности в ручке для переноски.
- Steyr AUG A2 — отличается от А1 универсальным креплением для прицелов стандарта НАТО и складной передней рукояткой.
- Steyr AUG A3 — отличается от А1 наличием 4-х планок Пикатинни: для прицелов (верхняя), подствольного гранатомета (нижняя) и 2 боковых для лазерного целеуказателя и т.п. оборудования.
- Steyr AUG Z — гражданский самозарядный вариант AUG A2.
- Steyr AUG HBAR-T — винтовка тактической поддержки (для пехотного снайпера) калибра 5,56 мм, с более длинным и тяжёлым стволом.
- Steyr AUG LMG — ручной пулемёт калибра 5,56 мм на базе HBAR-T.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
УРОЖЕНЕЦ ВЕРХНЕЙ АВСТРИИ
«Штайр-220» в 1937 году сменил в производственной программе модель 120. Мощность мотора объемом 2,3 л увеличили на 5 сил — до 55 л.с. Коробка — четырехскоростная, с синхронизаторами на высших передачах. Модель выпускали с кузовами четырехдверный седан, двух- или четырехместный кабриолет. Заказные кабриолеты строило также дрезденское ателье «Глезер». Производство прекратили в 1941-м. Всего собрали 5900 «штайров-220», больше всего в 1939-м — 1822 экземпляра.
Редакция благодарит Эдгара Гасунса за предоставленный автомобиль
и помощь в организации съемки.
Steyr 220: прощай, оружие!
Steyr Puch Pinzgauer 1986 – н.в. гг
История Pinzgauer, купить который можно сегодня не менее чем в дюжине модификаций, не изобилует многочисленными обновлениями и рестайлингами. Основное обновление состоялось в 87-м году, когда на «Пух Пинцгауэр» стали устанавливать дизель Volkswagen и дисковые тормоза (до этого ставили барабанные). 6 цилиндров нового мотора и турбонаддув развивают до 104 л.с. (4200 мин−1). Мотор, объёмом 2384 см³, выходит на максимальный крутящий момент к 2500 мин−1, но максимум момента вырос до 195 Н·м. В стандартной комплектации появился гидроусилитель руля, а на некоторых современных моделях (Пинцгауер II) можно увидеть 4-ступенчатую АКПП от ZF.
Габариты двух основных модификаций Puch Pinzgauer: 712 и 710.
Выросла и грузоподъемность машины. Pinzgauer 21-го века может перевозить до 2.5 тонн груза. Трёх- и двухосные машины (Pinzgauer 712 и 710) имеют немного разную конструкцию. В трёхосном варианте задние оси объединены параболическими рессорами. Двухосная версия имеет пружинный и телескопический амортизаторы. Впрочем, разница в технических характеристиках связана скорее с длиной базы:
- Длина – 5308 и 4528 мм;
- Грузоподъёмность – 2.5 и 1.5 кг;
- Высота – 2045 мм;
- Ширина – 1800 мм;
- Клиренс – 36 см;
- Углы съезда/подъёма – 45˚ и 40˚;
- Радиус разворота — 6.14 и 5.18 метра;
- Максимальная глубина брода – 70 см;
- Максимальная скорость – 110 км/ч.
Ещё по теме: Пикапы от International
Модели Pinzgauer
Слово экстерьер к внешности Pinzgauer идёт, как российскому прапорщику одежда от французского кутюрье. Утилитарность конструкции продолжается и во внешности: рубленные, жёсткие линии, штампованные плоскости. Стёкла откидываются, но не для вентиляции салона. Благодаря откидным стёклам в моделях с тентовым верхом можно уменьшить высоту машины и спрятать её в кустах. Решение встречается и в последней модификации вездехода – Pinzgauer XM. Для средства со столь экстремальными характеристиками двигатель XM имеет отличные показатели мобильности:
- Крутящий момент – 240 Н·м (момент в 180 Н·м достигается на 1900 мин−1, а максимум приходится на 2400 мин−1);
- Мощность – 122 л.с.;
- Максимальная скорость – 120 км/ч;
- Средний расход топлива – 16.5 л (100 км).
Небольшой ход колёс и высокая энергоёмкость подвески определили основное использование Pinzgauer военными: санитарные машины и перевозка солдат.
Первые автомобили выполнялись с 4-мя дверьми, целиком закрытыми для дальнейшего укрепления бронёй. Существовали штабные и командирские версии. Тюнинг «Пинцгауэр» позволял создать из вездехода пожарную, машину скорой помощи и пр. Всего можно выделить 12 основных моделей Pinzgauer (712 и 710):
- М – брезент (быстрые перевозки: оружие, боеприпасы, люди);
- K – цельнометаллический кузов для перевозки офицеров;
- DK – двойная кабина на открытой платформе;
- AMB – врачи и скорая помощь;
- W6x6 –передвижная ремонтная станция;
- T – открытая платформа;
- FW – пожарный комплекс;
- REC – эвакуатор;
- FM – модуль радиосвязи.
Современный Steyr Pinzgauer
Помимо бронированных кузовов и монококовых каркасов стандарта CEN, есть у Pinzgauer и другие козыри в рукаве. Электрика 24В работает от генератора на 100А. Не бог весть какое достижение, но расположение генератора надёжно защищает его от попадания грязи (за хребетной рамой, в верхней части мотора), а на экстренный случай предусмотрена возможность питания от нескольких, дополнительных аккумуляторов (заряжаются отдельно).
Тюнинг Pinzgauer заключается обычно в дальнейшем усовершенствовании машины, а на раскрашивание машины могут решиться только рекламные компании.
Коробка передач Puch Pinzgauer корректируется вручную, а синхронизированная с ней «раздатка» ZF позволяет переключать дифференциалы на ходу. Сама коробка интегрирована в центральную раму, хребет которой защищает её от контакта с грунтом. Сегодня уже в стандартной комплектации Pinzgauer II, купить который даже с пробегом можно только за 2.5-3 млн рублей, стоят системы ABS и EBD, а в довесок к ним можно получить и электронную регулировку тяги (ETC). На видео «Пинцгауэр» проходит небольшой тест-драйв: