Бульдозер Б-10: технические характеристики, габариты, особенности

Трактора типа Т-10 и Т-170, несмотря на свои выдающиеся рабочие характеристики и иные достоинства, являются морально устаревшими. Именно поэтому в определенный момент назрела необходимость в более мощном аналоге. Им стал бульдозер Б10М. Данная техника была разработана на Челябинском тракторном заводе – ЧТЗ.

Промышленный трактор Т-170 выпускался в годы 1988-2002 г.г. – также на ЧТЗ. На данный момент существует чуть менее сотни модификаций данного трактора. Несмотря на то, что выпускаться данная модель уже перестала, она все ещё продолжает использоваться. В первую очередь благодаря низкой цене, а также неприхотливости.

Неопытный глаз может перепутать Т-170 и бульдозер Б10М. Так как при создании более нового трактора было использовано шасси от Т-170. Но фактически на этом сходство заканчивается. Б10М оснащается более мощными двигателями, также он производительнее. Сразу после прекращения выпуска Т-170 с конвейера сошел первый Б10М.

Назначение

Предприятия нефтяной, газовой, горной, лесной промышленности, строители и мелиораторы применяют подобную спецтехнику.

Машина без рыхления справляется с различными типами грунтов вплоть до третьей категории: песком, гравием, суглинком любой плотности и легкой глиной.

Если же поверхность почвы разрыхлена, то бульдозеру под силу работа и с грунтом четвертой категории. Это тяжелая глина, промерзшая земля различного состава (торф, песок, супесь, суглинок, глина).

И для удаления больших снежных завалов весьма практично использовать агрегат Б10М. Отметим, что он может успешно трудиться при холоде в минус 50 градусов и на жаре плюс 40 градусов.

Общий вид

Ему не повредят ни излишняя влага, ни пыль в большом количестве, содержащиеся в воздухе. То же самое можно сказать о высокогорных условиях, которые не станут помехой работе бульдозера. Три тысячи метров над уровнем моря – его предел выносливости.

Прекрасно работает машина и в субтропическом климате, душном и влажном.

Назначение

История

БМ-8-24 на базе танка Т-60 в Музее военной техники УГМК Реактивные снаряды (неуправляемые ракеты) М-8, запускавшиеся с БМ-8-24. Музей космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург
Спроектирована в СКБ московского при участии НИИ-3 и завода № 37 в августе-октябре 1941 года. Руководил разработкой В. А. Тимофеев, ведущий конструктор шасси — Д. И. Сазонов.

Боевые машины БМ-8-24 серийно выпускали на и «Красная пресня» на шасси лёгких танков типов Т-40 и Т-60 после демонтирования башни и установки пусковой части — М-8-24 — пакета направляющих с пусковым оборудованием для 24 82-мм неуправляемых ракет (называемых в 1930-е — 1940-е годы реактивными снарядами) М-8.

Пусковая часть БМ-8-24 из 12 направляющих типа балки, на которые сверху и снизу заряжали 24 82-мм реактивных снаряда М-8. Блок управления огнём позволял вести стрельбу залпом или с разным темпом пуска снарядов. Выпускал эти боевые машины ), всего для монтажа РСЗО завод № 37 передал 24 шасси Т-30. В сентябре на построили три прототипа, в октябре собрали 3 установки. После эвакуации завода № 37 из Москвы в Свердловск, а части в Уральск, выпуск БМ-8-24 на шасси Т-30 прекратился и продолжился на базе его преемника Т-60.[1]

Дальность стрельбы — 5,5 км, время залпа БМ-8-24 24 снарядами 8 — 10 секунд; время заряжания 24 снарядов 10 — 15 минут. Запуск производили электрокатушкой с рукояткой, соединённой с аккумуляторной батареей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкали контакты и в каждом из снарядов дожен был срабатывать пусковой пиропатрон[2]. Одновременно две катушки на установках применяли редко.

Выпущенные машины участвовали в боях 1941 — 1943 годов и были хорошо приняты в войсках из-за лучшей защищённости и проходимости по сравнению с «Катюшами» на базе грузовых автомобилей.

После снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 на базе лёгких танков также был прекращён, артиллерийскую часть М-8-24 стали монтировать на грузовиках, также она монтировалась на бронеплощадках семи особых бронепоездов (пример: Козьма Минин, Илья Муромец и так далее)[3].

После военных действий в Корее развитие пусковых установок 82-мм и реактивных снарядов М-8 было прекращено[4].

Технические характеристики

Отдельного внимания заслуживают именно технические характеристики Б10М. Именно они делают его одним из самых востребованных тракторов в своем классе. Сегодня Б10М имеет только один зарубежный аналог, который сопоставим как по цене, так и по параметрам – это китайский бульдозер Shantui sd16. Но отечественный аналог в несколько раз проще в ремонте.

Двигатель

В рассматриваемого типа технику могут устанавливаться два различных двигателя. Параметры их незначительно отличаются друг от друга. Каждый имеет свои особенности.

Именно поэтому прежде, чем приобретать определенную модификацию, стоит внимательно с ними ознакомиться. Так как от этого будет зависть комфортабельность эксплуатации.Разновидности и характеристики используемых двигателей:

Модификация бульдозераТ10М.000Т10М.6000
Модель установленного агрегатаД-180ЯМЗ-326Н-3
Вид агрегата4 расположенных в ряд цилиндра6 цилиндров, V-образный
Мощность, л.с.180190
Частота вращения коленчатого вала, об/мин.1 2501 800
Удельный расход топлива, г/л.с.ч160162
Как осуществляется запуск мотораПусковым устройством/стартеромСтартером
ВоздухоочисткаЦентробежная/бумажным фильтромЦентробежная/бумажным фильтром

ЯМЗ обладает большей мощностью и проще в запуске, но при этом расход топлива существенно выше. При этом следует помнить о существенных отличиях конструкций.

ЯМЗ в эксплуатационном обслуживании обходится дороже, разобраться с ним сложнее.

Коробка передач

В бульдозере Б10М для передачи вращающего момента используется стандартная механическая коробка – трехскоростная, планетарная, реверсивная. Используется двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. В коробе применяется общее передаточное число 14.79. Ведущий механизм представляет собой секторный зубчатый редуктор. Ступицы устанавливаются путем шлицевого крепления.

Скорость передвижения при стандартной установленной коробке переключения передач, км/ч:

ПередачаПерваяВтораяТретья
Движение вперед0-3.610-6.40-10.09
Движение назад0-4.480-7.490-12.51

Ходовая часть (трансмиссия)

Ходовая часть бульдозера схожа с используемой на прототипе – Т-170. Подвеска является трехточечной. Имеется балансировочная балка, подрессоренная небольшими пружинами. Применяются гусеницы с уплотненным смазочным шарниром. Основные характеристики:

Характеристики Б10М Б10МБ

ХарактеристикаБ10МБ10МБ
Количество имеющихся опорных катков, шт.67
Число катков для поддержки22
Длина базы, мм2 8803 225
Размер гусеницы в ширину, мм500900
Ширина колеи, мм1 8802 282
Размер дорожного просвета, мм435430
Величина удельного давления на грунт, МПа0.0550.031

Гидравлика

Применение гидравлических цилиндров длинного хода позволило снизить давление в системе на 40 процентов. Кроме того, повысился ресурс работы. Благодаря наличию гидравлического трансформатора стало возможным регулировать крутящий момент и скорость вращения вала автоматически, бесступенчатым способом.

Устройство и особенности эксплуатации

Базой для создания бульдозера ЧТЗ Б10М послужил трактор Т10М, потому часть элементов конструкции была позаимствована у него. При этом модель получила заметные изменения, особенно серьезно разработчики потрудились над силовой установкой и топливной системой. Бульдозер сохранил главные достоинства предшественника: функциональность, надежность и простоту конструкции.

Ходовая часть ЧТЗ Б10М построена по аналогии с прототипом (модификацией Т-170) – система подвесного типа, включающая 2 тележки, работающие на гусеницах. В основе машины лежит прочная рама и балансировочная балка, подрессоренная специальными пружинами. Трехточечная подвеска обеспечивает плавность хода. В системе используются гусеницы с уплотненным шарниром со смазкой.

Сбоку

Характеристики ходовой части (стандартная модификация):

  • количество опорных катков – 6;
  • количество поддерживающих катков – 2.

Отдельные модификации оборудованы мокрым мостом, в котором части, обеспечивающие торможение, располагаются в масляной субстанции. За счет этого ресурс работы ходовой части повышается.

Для ЧТЗ Б10М предусмотрены 2 вида трансмиссии:

  1. механическая трансмиссия с 8-скоростной коробкой передач и гидросервером для управления поворотным устройством. Более поздние модификации оснащаются усовершенствованной трансмиссией, в которой отсутствует муфта сцепления/гидротрансфоматор. Соединение с мотором осуществляется посредством карданного вала и упругой муфты, что сокращает потребление горючего и повышает КПД бульдозера. Основными преимуществами версий с механической трансмиссией являются простота ремонта и большая производительность.
  2. гидромеханическая трансмиссия с планетарной реверсивной коробкой передач, имеющей 3 передних и 3 задних скорости. Для гидромеханической трансмиссии характерны высокая эффективность, плавность и эргономичность работы. Оператор в этом случае затрачивает меньше усилий на управление техникой и рабочим оборудованием. Другим преимуществом является быстрый реверс и выбор скорости без одновременного уменьшения мощности.

Бульдозер отличается простотой управления. Поворот выполняется при помощи прочных дисковых бортовых фрикционов, сделанных из металлокерамики. Надежные тормоза характеризуются сервированным управлением.

ЧТЗ Б10М комплектуется качественной гидравликой с возможностью полноценного использования всей мощности в условиях переменной загрузки. Использование длинноходовых гидравлических цилиндров сокращает давление в системе на 40% (расчетный уровень – 20 МПа). Ресурс работы гидравлики заметно вырос. Использование гидравлического трансформатора позволяет регулировать скорость вращения и усилие бесступенчатым способом.

Широкая линейка дополнительного оборудования делает бульдозер доступным для различных операций. Для модели предлагаются:

  • прямой отвал (планировка и перемещение грунта);
  • полусферический отвал (разрезание, транспортировка грунта, бульдозирование материала);
  • рыхлители;
  • лебедка (буксировка, ликвидация завалов, ремонт железнодорожных путей).

У ЧТЗ Б10М удобная и герметичная кабина, прекрасно защищающая от снега и дождя. Заднее и переднее стекла разделяются и оборудуются специальными решетками, позволяющими эксплуатировать технику в самых суровых условиях. Многорежимная отопительно-вентиляционная система сконструирована на базе аппарата «Зенит 8000», она обладает большой мощностью и быстро нагревает салон. Кабина имеет системы защиты ROPS и FOPS (опционально), предохраняющие оператора от опрокидывания бульдозера и от падения различных предметов сверху. Удобное подрессоренное сиденье «Пилот» с регулировками предоставляет водителю максимально комфортные условия работы. ЧТЗ Б10М – это не «динозавр» и не «пережиток прошлого», салон машины выполнен в современном стиле из качественных материалов. Среди других особенностей кабины следует отметить:

  • двойные стеклопакеты;
  • солнцезащитную шторку;
  • идеально читаемую панель приборов.

Простота обслуживания и ремонта – одно из главных достоинств ЧТЗ Б10М. Модель отличается продуманной конструкцией и удобными зонами осмотра. Учитывая преемственность продуктов производителя, поиск запасных частей особых сложностей создавать не будет. При этом их стоимость всегда остается довольно низкой. Использование «родных» элементов увеличивает ресурс работы техники.

Габаритно-массовые показатели

При достаточно впечатляющей мощности массовые и габаритные показатели данной техники относительно невелики. Что также является существенным достоинством.

Массовые эксплуатационные показатели бульдозера Б10М.0000:

  • рыхлительное навесное оборудование вместе с трактором, кг – 20 965;
  • прицепное устройство и трактор, кг – 18 870.

Кабина Б10М. Управление бульдозером

В рассматриваемой технике используется каркасная, жесткая металлическая кабина. Наиболее существенным её достоинством является круговой обзор — на 3600 вокруг машины. Основными особенностями рабочего места Б10М являются следующие:

  • специальная отопительная установка, многорежимная – допускает комфортабельную эксплуатацию даже в условиях Крайнего Севера;
  • в отдельных моделях для работы при критически низких температурах монтируется дополнительный масляный отопитель;
  • устанавливается водительское сиденье типа PILOT (отличается комфортабельностью, виброизоляцией).

Под «заказ» возможно дополнительно установить специальную защиту водителя от падающих сверху предметов. Что особенно удобно в условиях валки леса, проведения строительных работ.

Кабина

Управление

Для быстрого и плавного вхождения в поворот конструкция состоит из бортовых фрикционов, которые находятся в постоянно закрытом состоянии. Диски из металлокерамики. Тормоза ленточного типа, износоустойчивые.

Управление лебедкой

Возможна установка лебедки, вращательный момент на которую передается через вал отбора мощности. Позволяет осуществлять следующие действия:

  • работы буксировочного характера – особенно удобно при прокладке коммуникаций в земле;
  • ликвидация различных завалов;
  • вырубка просек, иные подобные работы;
  • работы по восстановлению сообщения на железной дороге;
  • иное.

Управление осуществляется при помощи дополнительно устанавливаемых в кабине рычагов. Специальная гидравлика позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении/отключении лебедки на Б10М.

Аналог в Вермахте

8 cm Raketen-Vielfachwerfer на Somua MCL
. 30 мая 1944 года

В 1942 году послужила прототипом для создания аналогичной системы в германской армии. Верховное главнокомандование вермахта (как писали в советской военно-исторической литературе: «спрятав в карман нацистскую спесь») отдало приказ о детальном изучении конструкции советских ракет и создании аналогичной системы. Реализация этой задачи была поручена заводу Waffenwerke Brünn (бывшие заводы Česka Zbrojovka в Брно), который до конца 1943 года разработал модифицированный образец оперённого М-8 калибром 80-мм. Характеристики ракеты были сходны с М-8, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами (установленными под углом к корпусу снаряда), была выше, чем у советского образца (хотя ниже чем у немецких турбореактивных мин). Подверглась изменениям, и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен на один из ведущих поясков, что благоприятно отразилось на надежности ракеты. В целом 8 cm Wurfgranate Spreng (такое обозначение получил новый тип РС) оказалась более удачной, чем её советский прототип. Фактически скопирована и сама советская пусковая установка: 48 направляющих непривычного для немцев рельсового типа (официальное название: 8 cm Raketen-Vielfachwerfer) монтировались на бронетранспортёре, для которого использовались разные шасси — двенадцать 8cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf Опель-маультир

и одно
Somua MCL
. Установки использовались двумя батареями войск и получили среди солдат вермахта прозвище «Орга́н Гиммлера»[6].

Модификации

На данный момент распространены всего две модификации рассматриваемого бульдозера. Одна является стандартной, вторая же применяется в условиях повышенной влажности, на болотах. Отличаются они не только внешним видом, но и компоновкой и ходовой частью. Маркируются данные модели следующим образом:

  • Б10М.0111-1Е – стандартная базовая модификация;
  • Б10МБ.0121-2В4 – модификация для произведения работ на болотах.

Б10М.0111-1Е имеет следующие рабочие характеристики:

  • устанавливается двигатель Д-180;
  • трансмиссия – механическая;
  • количество катков – 5;
  • пуск двигателя осуществляется при помощи специального пускового мотора – П-23У;
  • применяется навесное оборудование, устанавливаемое в задней части шасси;
  • переднее навесное оборудование – полусферический отвала класса «E».

Болотная модификация имеет некоторые существенные отличия, которые касаются в первую очередь компоновки.

Модель Б10МБ.0121-2В4 имеет следующие особенности:

  • двигатель — ЯМЗ-326Н-3 (требуется более мощный агрегат по причине использования техники на слабых грунтах);
  • трансмиссия применяется только механическая;
  • суммарное количество катков опорных – 7 шт.;
  • пуск двигателя производится при помощи электростартера;
  • в задней части всегда используется маятниковое прицепное устройство;
  • в передней части располагается навесной прямой неповоротный вал без гидроперекоса – типа «B».

Визуально модификации Б10М друг от друга отличаются только лишь наличием навесного оборудования, входящего в базовую комплектацию. Обычная модель Б10МБ.0121-2В4 выглядит следующим образом:

Чуть более редко встречаются модели Б10М2 и Б10М.6100. Модель Б10М2 имеет следующие отличительные черты:

  • кабина с двойными стеклопакетами;
  • регулировка скорости осуществляется в автоматическом режиме, непосредственно трансмиссией;
  • внушительный ресурс трансмиссии обеспечивается подшипниками качения и уплотнениями DUO CON.

Б10М2 выглядит следующим образом:

Отличительной особенностью бульдозера Б10М.6100 является использование уникальной шестигранной кабиной. Именно это является главным его достоинством. Так как подобного типа форма позволяет максимально увеличить круговой обзор водителя. Также к особенностям стоит отнести:

  • используются подшипники скольжения — благодаря чему ресурс ходовой системы увеличен;
  • кабина изнутри покрыта толстым слоем шумопоглотительных материалов — потому работа в ней максимально комфортабельна.

Нередко можно встретить в продаже модели Б10ПМБ.0121-1В4 и Б10ПМ.0101-ЕН. Первый используется для выполнения различных задач на болотистой местности. Второй же специально сконструирован для выполнения задач на полигонах.

Также при необходимости через специальных торговых представителей возможно будет заказать различные компоновки данного типа техники. Можно будет выбрать тип устанавливаемой кабины, системы её отопления.

Особое внимание при выборе следует уделить количеству опорных катков. От этого напрямую зависит проходимость конкретной модели.

Двигатель

Двумя типами двигателей комплектуется Б-10 (бульдозер). Технические характеристики силовых установок различны. Наибольшее распространение получили агрегаты Д180 с рядным расположением цилиндров. Ими оснащаются модели, спроектированные на базе тракторов Т10М.0000. Запуск установок осуществляется посредством электростартера либо пусковым миниатюрным двигателем.

Техника, спроектированная на базе тракторов Т10М.6000, оснащается 6-тицилиндровым с V-образным расположением цилиндров двигателем ЯМЗ-238. Запуск силовой установки осуществляется исключительно при помощи электростартера. Эта установка превосходит предыдущий мотор по всем показателям.

Достоинства и недостатки, опыт эксплуатации

В эксплуатации бульдозер Б10М находится вот уже более 10 лет подряд. За все это время выявлены все его основные достоинства и недостатки. Количество положительных моментов в разы больше, чем минусов. Но именно недостаткам перед покупкой стоит уделить максимально пристальное внимание. К ним относятся сегодня следующие:

  • двигатель типа Д-180 имеет несколько меньший ресурс работы относительно аналогичного ЯМЗ;
  • для стабильной работы без критических поломок необходимо вовремя менять все расходные материалы;
  • шланги системы гидравлики на сильном морозе теряют упругость и могут лопнуть – необходимо следить за их состоянием при работе в условиях Крайнего Севера.

Чаще всего возникают проблемы с сервоприводом бульдозера данного типа. Обычно в первую очередь начинает вытекать масло из под сальника штока. Причем в некоторых случаях замена сервопривода на новый не помогает. Решить подобного рода проблему возможно будет следующим образом:

  • замена резинового кольца возле сальника штока сервопривода;
  • иногда не совпадет диаметр нового сальника на штоке – более ранние модификации имели меньший габарит (проверить размер нутромером)
  • проверить давление в системе «обратки» — в случае наличия пены в масле забит сапун

Также часто возникают следующие проблемы при эксплуатации данного бульдозера:

  • низкий уровень давления по причине утечки масла из системы гидравлики через сальники;
  • в гидравлическую систему попадает по какой-то причине воздух;
  • забивается фильтр гидробака – следствием этого может быть вздутие патрубков.

Большей части проблем можно будет избежать своевременной заменой фильтров, а также иных расходных материалов. К наиболее существенным достоинствам стоит отнести:

  • простота эксплуатации и ремонта – запчасти можно приобрести как новые, так и на вторичном рынке;
  • низкая стоимость ремонта и самого бульдозера;
  • большое количество дополнительного, навесного оборудования;
  • комфортабельность кабины водителя – она соответствует по своим параметрам всем действующим Европейским стандартам.

Типы пусковых установок

Установки М-8-24


БМ-8-24на шасси
грузовиков ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА/ААА, на шасси танков Т-40 и танка Т-60 (Постановление ГКО (Государственного комитета обороны) № 726сс от 30 сентября 1941 года); М-8-24 на бронеплощадках бронепоездов 31-го ООДБП — БП № 659 «Козьма Минин» и БП № 702 «Илья Муромец», 39-го ООДБП — БП № 669/850 и БП№ 715, 62-го ООДБП — БП № 653 «Мичуринец» и БП № 701 «Советская Армения» (Постановление ГКО № 924сс от 20 ноября 1941) и на малых бронекатерах (БКА): проект 1125 (Приказ наркома ВМФ от 19 сентября 1944)[5].

Аналогичные с другим количеством направляющих

Реплика БМ-8-48 на Шевроле Г7117 в музее воен. тех. УГМК

  • М-8-8
    (с 10.1942) — установка на конной тяге, на шасси Bantam BRC-40 (США), на шасси Willis MA / MB (США), на шасси Ford GPW (США), на шасси ГАЗ-67Б, на малых и больших бронекатерах (М-8-М): (проект 1125, бронекатера проекта 1124, «С-40»), миномётных катерах (тип «Я-5», «Я-6», «Г-5»), артиллериских катерах — торпедных катерах без торпед с пусковой установкой реактивных снарядов (Приказ наркома ВМФ от 29 ноября 1942 года);
  • М-8-36
    (с 6.08.1941) — установка на шасси грузовика ГАЗ-ААА (ок. 50 шт), на шасси грузовика ЗИС-6 (до 15 ноября 1941, Постановление ГКО № 907сс от 17 ноября 1941), на шасси Bedford MW (Великобритания), на шасси Chevrolet G 7107/G7117 (США), на шасси Ford-Marmon-Неrrington HH6-COE4 (США), на шасси Studebaker US6 U-3/U-7 (США);
  • М-8-48
    (с 6.1942) — установка из двух пакетов направляющих установки М-8-24 на шасси Chevrolet G 7117 (США), на шасси Ford-Marmon-Herrigton HH6-COE4 (США) и на шасси Studebaker US6 (США)(с 4.1943 только на шасси Studebaker US6)
  • М-8-72
    (с 1945) — установка на шасси Studebaker US6 (США);[5].
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: