Каталог деталей сборочных единиц экскаватора ЭКГ-8


Технические характеристики ЭКГ-8И

Наибольшее усилие на блоке ковша 80 тс
Наибольшее усилие напора 37-40 тс
Среднее удельное давление на грунт при передвижении 2,08 кгс/кв.см
Длина стрелы 13,35 м
Наибольший радиус копания 18,4 м
Высота копания при наибольшем радиусе копания 8 м
Наибольшая высота копания 13,2 м
Наибольшая высота выгрузки 8,6 м
Ширина кузова 6,51 м
Ширина экскаватора габаритная 7,69 м
Высота экскаватора без стрелы 11,55 м
Длина гусеничного хода 8,1 м
Ширина гусеничного хода 6,98 м
Ширина гусеничной цепи 1,4 м
Расчетная продолжительность цикла 26 с
Скорость вращения платформы 2,78 об/мин
Преодолеваемый подъем 12 град.
Скорость передвижения 0,42 км/ч

Устройство ЭКГ-8И

Модель состоит из рабочего оборудования, поворотной платформы с установленными на ней механизмами и ходовой тележки. Рабочее оборудование включает в себя стрелу, рукоять, ковш с подвеской, механизм открывания днища ковша и подвеску стрелы. Шарнирно-сочлененная стрела состоит из нижней и верхней секций сварной конструкции трубчатого сечения. Стрела воспринимает нагрузки от ковша с рукоятью и передает их на поворотную платформу и подвеску стрелы. Рукоять соединена со стрелой подвижно качающимся седловым подшипником. Ковш подвешен на подъемном канате, огибающем головные блоки на стреле. Подвеска стрелы шарнирно соединена с двуногой стойкой, передающей нагрузки от стрелы на поворотную платформу.

Поворотная платформа служит основанием для установленных на ней механизмов и рабочего оборудования и составляет вместе с ними поворотную часть машины. Рама поворотной платформы является одновременно корпусом противовеса экскаватора. На поворотной платформе установлены подъемная лебедка, механизм поворота, напорная лебедка, компрессор, кузов, кабина машиниста с органами управления.

Поворотная платформа ЭКГ-8И опирается на роликовый круг, лежащий на кольцевом рельсе ходовой тележки, и соединяется с ходовой тележкой центральной цапфой. Ходовая тележка служит опорой всей вращающейся части. Конструктивно ходовая тележка состоит из нижней рамы сварной конструкции, гусеничного хода, ходовых механизмов индивидуального привода гусениц и зубчатого венца с роликовым кругом. Напорный механизм служит для сообщения рукояти возвратно-поступательного движения. Механизм состоит из напорной лебедки и канатов. Лебедка имеет привод от электродвигателя, соединенного с редуктором фрикционной муфтой предельного момента. На выходные валы редуктора насажены барабаны.

Схема рабочих размеров машины ЭКГ-8И

Схема расположения оборудования на поворотной платформе ЭКГ-8И

Устройство экскаватора

Экскаватор ЭКГ-8И — электрическая полноповоротная лопата на гусеничном ходу, изначально предназначенная для разработки карьеров. Экскаватор состоит из поворотной платформы, оборудованной ходовой тележкой, и рабочего оборудования: стрелы и рукояти с ковшом.

Поворотный механизм, рукоять, стрела и рама тележки выполнены в виде сварной конструкции из металлопроката и отливок из стали. Основные механизмы ЭКГ-8И (подъем, напор, поворот, ход, открытие днища ковша) запускаются двигателями постоянного тока. Основные электрические двигатели получают питание от генератора, вспомогательные — от трансформатора.

Учитывая сложную конструкцию экскаватора, для более удобной смазки деталей предусмотрен специальный нагнетатель с соответствующей разводкой труб.

Тормозная система ЭКГ-8И

Торможение напорного механизма при работе осуществляется противотоком. Для затормаживания механизма напора при остановке машины и обесточивший экскаватора предусмотрен колодочный пневматический тормоз, унифицированный с тормозами механизма подъема. Подъемный механизм служит для подъема и опускания ковша. Механизм состоит из подъемной лебедки и канатов. Лебедка приводится в движение двумя электродвигателями, соединенными с редуктором двумя упругими муфтами. На выходные валы редуктора насажены барабаны, на которых крепятся подъемные канаты.

Торможение подъемного механизма при работе осуществляется противотоком. Для затормаживания механизма подъема при остановке машины и обесточивании машины предусмотрены два колодочных пневматических тормоза, унифицированных с тормозом механизма напора. Поворотный механизм служит для вращения поворотной платформы с механизмами и рабочим оборудованием. Привод поворота осуществляется двумя одинаковыми механизмами, каждый из которых состоит из электродвигателя и редуктора. На верхнем коническом конце вала каждого электродвигателя ЭКГ 8И установлен тормозной шкив для колодочного тормоза, предназначенного для затормаживания механизма поворота при передвижении машины, на стоянке и при аварийном обесточивании, а на нижнем конце закреплена шестерня, являющаяся ведущей шестерней редуктора поворота.

Емкость основного ковша ЭКГ-8И составляет 8 куб.м

Консольный выходной вал редуктора заканчивается бегунковой шестерней, сцепленной с неподвижным зубчатым венцом, расположенным на нижней раме ходовой тележки машины. Пневматическая схема служит для управления тормозами поворота, подъема и напора, обдува сжатым воздухом электрооборудования и механизмов, управления входной лестницей, подачи сигнала и привода различного пневматического инструмента.

Воздух нагнетается компрессорной станцией, которая состоит из компрессора ВВ-О7/8 с приводом от электродвигателя и двух последовательно соединенных воздухосборников. Такая техническая характеристика, как общий объем воздухосборников, составляет 47 л. На всасывающем патрубке компрессора установлен воздушный фильтр. На нагнетательной трубе перед воздухосборником установлены маслоотделитель со спускным краном и обратный клапан. Ходовой механизм служит для перемещения машины и состоит из электродвигателя, тормоза, редуктора и бортовых передач гусеничного хода. Электродвигатель установлен на корпусе редуктора, который прикреплен к гусеничной раме, и соединен с ним эластичной муфтой, служащей одновременно тормозным шкивом электромагнитного тормоза.

Новым в практике отечественного и зарубежного экскаваторостроения для машин данного класса является установка раздельного привода на каждую гусеницу механизма хода. Зубчатые передачи всех механизмов ЭКГ 8И заключены в пыленепроницаемые масляные ванны, а их валы смонтированы на подшипниках качения. Механизмы, расположенные на поворотной платформе (кроме напорного), закрыты металлическим кузовом, который снабжен принудительной вентиляцией и внутренним освещением. Поднятая над кузовом кабина машиниста обеспечивает хорошую обзорность, просторна, герметизирована, снабжена системой отопления, вентиляции, обогрева стекол.

Фото ЭКГ-8И

Модификации

Карьерный гусеничный экскаватор ЭКГ-8И имеет ряд вспомогательных механизмов, обеспечивающих выполнение ремонтных и монтажных работ. В случае необходимости экземпляр может быть переоборудован в экскаватор ЭКГ-4у или ЭКГ-6,Зус. Для этого необходимо только произвести замену рабочего оборудования (стрелы, рукояти, ковша, подвески стрелы). Основные узлы унифицированы с соответствующими узлами экскаватора ЭКГ-4у, ЭКГ-6,Зус. Каждый экскаватор снабжается комплектами инструмента и запасных частей. Масса инструмента и приспособлений — 1 040 кг, запасных частей (механической части) — 7 400 кг, запасного электрооборудования — 1 300 кг, противовеса (заводом не поставляется) — 27-33 т.

История[2]

ЭКГ-5А в Бахчисарае
До 1917 года в России экскаваторы производили по лицензии. Путиловский завод выпустил 39 экскаваторов по чертежам американской компании Bucyrus (англ.). Это были механические неполноповоротные паровые лопаты на рельсовом ходу с ковшами вместимостью до 2,3 м³ и десять многоковшовых экскаваторов, построенных по чертежам германской фирмы Lu’beck.

Прообразом первых советских экскаваторов стали экскаваторы фирм Bucyrus и Marion (англ.), которые советское правительство закупило в 1930-х годах, в том числе с целью накопить необходимые данные для проектирования собственных машин. Импортные модели были взяты за основу на дальнейшем пути развития советских механических лопат. В современных ЭКГ-5А угадывается конструктивно-компоновочная схема работавших на советских стройках Bucyrus 50В, 120В, Marion 37, 4160, 4120.

Первым советским экскаватором принято считать паровой полноповоротный М-III-п (вместимость ковша 1,5 м³, масса 65 т), выпущенный на Воткинском заводе по чертежам Проектно-технической конторы экскаваторостроения. Ранее при содействии Бюро Земмашин проводилась модернизация уже имеющихся экскаваторов. Так, на Турксибе модернизировали американские полноповоротные паровые лопаты Marion моделей 28, 31 и 46. Экскаваторы перевели на гусеничный ход, оборудовали драглайном и затем использовали для отрывки траншей бестранспортным способом с отсыпкой грунта в отвал.

Анализ работы импортных машин помог выбрать конструкцию паровых лопат М-III-п (1,5 м³), М-II-п (0,75 м³), M-IV-э (электрический, 3 м³). Был освоен ряд машин с ковшами вместимостью 0,35; 0,75; 1,5; 3 м³ и, кроме того, лопата на рельсовом ходу с ковшом вместимостью 2,5 м³. В те годы американское экскаваторное машиностроение, насчитывающее уже 100-летнюю историю, значительно превосходило германское. Экскаваторы немецких фирм (например, Demag (нем.)) имели худшие эксплуатационные показатели, были менее надежны. Они отличались сложностью механизмов. Базовые детали выполнялись сварным способом из углеродистых сталей, тогда как в США применялось качественное литье крупных форм из легированной стали, а простота конструкции значительно повышала надежность и снижала трудозатраты на обслуживание механизмов. Американские экскаваторы были более выгодны в производстве и эксплуатации.

Проектно-техническая контора экскаваторостроения приняла решение проектировать новые модели машин с выполнением основных деталей литыми и разрабатывать самостоятельные контрукци и с выбором наиболее подходящих для наших условий вариантов исполнения основных узлов. Нельзя забывать, что в те годы отечественное машиностроение, представленное в основном национализированными частными заводами царской России, очень отставало от западного и многие инновационные решения были попросту неприменимы в условиях заводов.

В 1931 году Ковровский завод приступил к выпуску паровых машин «Ковровец» на рельсовом ходу (масса 70 т), а с 1932 года наладил выпуск паровых гусеничных ППГ-1,5 (ковш 1,5 м³). Завод производил 80 единиц ППГ-1,5 в год, чего явно было недостаточно для строек СССР. С 1933 года экскаваторы изготавливали уже на нескольких заводах.

Костромской завод наладил выпуск экскаватора М-II-п, Воткинский завод выпускал аналогичный по конструкции М-III-п. Самой распространенной моделью малой мощности стал М-1-ДВ (0,35 м³) московского . Его создали на базе трактора СТЗ мощностью 30 л.с. Дмитровский экскаваторный завод и московский наладили выпуск многоковшовых экскаваторов для рытья траншей (MK-I; МК-П).

В 1936 году Уральский завод тяжелого машиностроения выпустил экскаватор Э-3 (M-IV-э) с ковшом 3 м³ и двигателем мощностью 250 л.с. Эта машина положила начало советскому тяжелому экскаваторостроению и всей будущей линейке ЭКГ. Таким образом, к 1936 г. были освоены основные типоразмеры экскаваторов, в дальнейшем добавлялись новые, более мощные машины. В классе строительных экскаваторов основными производителями стали (Москва), Ковровский, «Рабочий металлист» (Кострома), Воткинский, Дмитровский, «Красный экскаваторщик» (Киев), Кунгурский (Д-0,35 «Кунгурец» с ковшом вместимостью 0,35 м³). В дальнейшем были введены в строй Воронежский и Калининский экскаваторные заводы, подключены мощности Ждановского завода.

Иначе обстояли дела в классе тяжелых карьерных экскаваторов. В 1937 г. экскаваторный отдел конструкторского бюро Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралтяжмаш) спроектировал карьерные экскаваторы Э-1203 (ковш 3 м³) и Э-4 (ковш 4 м³). В 1947 году выпущен первый карьерный экскаватор СЭ-3. В этой машине были использованы конструктивные принципы довоенных моделей Э-1203 и Э-4. Экскаваторы СЭ-3 работали в самых тяжелых условиях на строящихся и действующих карьерах. Именно эти машины в определенной степени обеспечили развитие открытого способа добычи полезных ископаемых в СССР в 1950-е годы.

Позднее Уралтяжмаш освоил выпуск карьерного экскаватора ЭКГ-4.6 массой 188 т и с ковшом вместимостью 4,6 м³. Был разработан ЭКГ-5 с канатным напором, однобалочной, разгруженной от кручения рукоятью и шарнирно-сочлененной стрелой. Эту модель передали для производства на Ижорский завод тяжелого машиностроения, и она послужила прообразом базовых серий ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5.

Уралтяжмаш продолжил выпуск ЭКГ-4.6Б с последующей модернизацией в ЭКГ-5А с зубчато-реечным напором, односекционной стрелой и двухбалочной рукоятью, повторяя схему прототипов Bucyrus. Была выпущена модель ЭКГ-8 также с реечным напором. ЭКГ-5А выпускают серийно с 1980 года и по сей день, он является самым распространенным карьерным экскаватором на всем постсоветском пространстве.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: