Каталог экскаваторов карьерных гусеничных

Карьерный экскаватор принадлежит к категории крупной спецтехники, предназначенной для работы с большими объемами материалов (грунта, щебня и др.). В том виде, в котором такая техника известна сейчас, она появилась в 1936 г., когда американская горнодобывающая отрасль активно развивалась и нуждалась в больших высокопроизводительных машинах, способных передвигаться по карьеру. Многие виды полезных ископаемых и в настоящее время добываются открытым способом. Это обуславливает востребованность и активное использование карьерных экскаваторов.

Карьерные экскаваторы

Сферы применения

Такие машины применяются на открытых площадках следующих типов:

  • горнодобывающих и карьерных – при добыче угля, разработке рудных и нерудных месторождений, в цветной и черной металлургии;
  • строительных и дорожно-строительных – при подготовке места под возведение крупных зданий, прокладке магистралей и шоссе.

Основные виды работ, которые выполняют с помощью карьерного экскаватора:

  • копание и извлечение материалов (угля, руды, грунта и т. п.);
  • расчистка участков;
  • перемещение материалов по горизонтальной плоскости;
  • погрузка материалов на транспорт с целью последующей перевозки.

Применение карьерных экскаваторов уместно везде, где требуется выполнить крупный объем работ. В противном случае используются машины из категорий средней или малогабаритной техники.

Принцип работы

Карьерные экскаваторы являются гусеничными, что обеспечивает их способность свободно перемещаться по местности с различным рельефом, в т. ч. по холмистым и пересеченным участкам, выступам карьеров и др. Основным рабочим элементом такой техники является ковш. Его конструкция может варьироваться в зависимости от типа выполняемых задач. Рабочий цикл машины состоит из двух базовых этапов:

  • непосредственного копания;
  • перемещения материала к месту отвала либо к точке погрузки.

В зависимости от типа выполняемых работ, гусеничный карьерный экскаватор может оснащаться разноплановым навесным оборудованием.

Новые ижорские машины

В середине октября в Санкт-Петербурге на круглом столе «Горная техника Корпорации ОМЗ – эффективное решение для вашего бизнеса» Ижорский завод (Объединенные машиностроительные заводы – ОМЗ, Группа «Уралмаш–Ижора») представил новую, пока только планируемую к производству линейку карьерных экскаваторов. На горнодобывающих предприятиях в странах СНГ и за рубежом специалисты хорошо знакомы с продукцией завода.

Речь идет в первую очередь об ЭКГ-8И и модификациях, а также ЭКГ-12,5. С конца 1980-х завод поставил большое число ЭКГ-10 и ЭКГ-15 и их модификаций, и производство новых машин явилось логичным следствием модернизации устаревших моделей. Основными отличительными особенностями ижорских механических лопат были и остаются двухсекционная шарнирно-сочлененная стрела, разгруженная от кручения рукоять круглого сечения, канатный напор. Долгий период времени Ижорский завод придерживался идеи производства двух базовых моделей экскаваторов и их модификаций с удлиненным рабочим оборудованием. Новая линейка включает уже три базовые модели, и каждая может быть исполнена с разными вариантами рабочего оборудования, т. е. по классической схеме Ижорского завода с канатным напором и сочлененной двухсекционной стрелой, а также с реечным напором с двухбалочной рукоятью и цельной стрелой. Следует отметить, что такая концепция является довольно смелой.

Особенности конструкции

Конструкция карьерного экскаватора включает в себя следующие базовые элементы:

  • кузов,
  • стрелу,
  • поворотную платформу,
  • нижнюю раму,
  • двуногую стойку,
  • ковш,
  • гусеничные рамы,
  • рукоять.

Для изготовления конструктивных элементов применяется высокопрочная сталь, что обуславливает их устойчивость к нагрузкам. Такая техника способна выполнять масштабные объемы работ при широком диапазоне внешних температур.

Надежность и выносливость карьерных экскаваторов также обуславливаются конструктивными решениями, среди которых:

  • специализированные механизмы торможения дна ковша, которые уменьшают колебания днища, предотвращают его удары о рукоять или корпус;
  • применение в подвеске ковша уравнительного блока, что уменьшает нагрузку на стрелу в процессе выполнения работ;
  • полублоки, закрепленные на балке рукояти, что повышает выносливость последней и ее устойчивость к нагрузкам.

Характеристики

Ниже представлены параметры технического плана, которые имеют экскаваторы ЭКГ:

  • длина/ширина/высота ковша – 2450/2190/2560 мм при массе 9,9 тонны;
  • аналогичные параметры поворотной платформы – 8100/5000/1200 мм при весе 18,9 тонны;
  • объем ковша составляет 5,2 кубических метра;
  • высота и радиус черпания – 10,3/14,5 метра;
  • масса рабочая – 196 тонн;
  • габариты нижней рамы весом 10,5 тонны – 3000/3000/1680 мм;
  • аналогичный показатель гусеничной рамы массой 5,4 тонны – 5500/750/1000 мм.

Кабина водителя весит 1,1 тонны, ее длина составляет 2,36 метра, а ширина и высота – 1,35 и 2,76 метра соответственно.

Тормозной узел напорного и поворотного механизмов, а также лебедки, функционирует за счет сжатого воздушного потока от компрессора. Ходовая часть оснащена гидравлической системой, которая корректирует работу муфтового переключения гусениц и ходовых тормозов.

Рабочие инструменты

Для расширения функциональности гусеничные карьерные экскаваторы комплектуются навесным оборудованием. К его наиболее популярным разновидностям относятся:

  • грейфер. Он представляет собой разновидность ковша, который состоит из двух челюстеобразных элементов. Благодаря такой конструкции грейфер может создавать узкие ямы в грунте, изымать из них почву без расширения стенок. Подобные ковши также подходят и для погрузочно-разгрузочных манипуляций;
  • кран. С его помощью осуществляется перемещение грузов, что избавляет от необходимости комплектовать площадку дополнительным грузоподъемным оборудованием;
  • драглайн. Данный элемент предусматривает соединение каната и стрелы гибким сцеплением и используется при выполнении карьерных работ, реже – при очистке водоемов, в строительстве;
  • прямая лопата. Она представляет собой разновидность ковша, который отличается откидывающимся днищем. Предусмотрены также засов и сменные зубья. По типу рукояти прямые лопаты бывают одно- и двухбалочными;
  • обратная лопата. Такое оборудование состоит из стрелы, ковша, стойки и рукояти. Ковш прикрепляется к рукояти, которая фиксируется к стойке. При натяжении каната рукоять двигается против часовой стрелки, вследствие чего ковш погружается в грунт.

Технические характеристики

Основной характеристикой карьерного экскаватора является емкость его ковша. В зависимости от модели она может достигать 50 м3. Чем больше вместительность, тем выше производительность экскаватора, поскольку возрастает объем грузов, которые он способен перемесить за один раз. Кроме того, имеют значение следующие характеристики данной техники:

  • длина стрелы – до 55 м;
  • скорость перемещения экскаватора – до 2,5 км/ч;
  • рабочий цикл – порядка 50 с;
  • ширина гусеницы – до 24 м;
  • радиус черпания и выгрузки – до 24 м;
  • радиус копания и зачистки – до 30 и 20,4 м соответственно;
  • высота разгрузки и копания – до 24 и 21 м соответственно;
  • давление на грунт – до 0,42 МПа.

Экскаватор: обзор

Экскаватор (от лат. excavo – долблю) – самоходная землеройная машина, предназначенная для рытья, выемки и перемещения грунта, горных пород, сыпучих и кусковых материалов. Предназначен для производства земляных работ в строительной отрасли, в сфере добычи полезных ископаемых, погрузочно-разгрузочных работ, и т.д.

История экскаватора

Первые землеройные машины использовались еще в XV – XVI вв., однако по-настоящему история экскаваторов начинается в первой половине XIX в. В 1830-х годах американский инженер Уильям Отис разработал паровые одноковшовые экскаваторы на рельсовом ходу. Прозванные «Лопатами Отиса», эти машины использовались при строительстве железных дорог, несколько агрегатов попало в 1842 г. в Россию. В 1860 г. сконструирован первый многоковшовый экскаватор. Паровые экскаваторы выпускались вплоть до начала XX в, в 1910 г. появился экскаватор с электрическим приводом, в 1912 – с двигателем внутреннего сгорания. Причем обе машины были гусеничными. Перед Второй мировой войной были сконструированы экскаваторы с гидравлическим приводом, но массовыми они стали только в 1950-х годах. В России экскаваторы стали производиться с 1901 г. на Путиловском заводе, но массовое производство машин налажено только в 1937 г.

Общее устройство экскаватора

В общем случае экскаватор имеет следующие части:

  • Ходовая часть;
  • Поворотная платформа;
  • Рабочее оборудование – стрела с ковшом или ротор;
  • Привод рабочего оборудования.

Основой экскаватора выступает ходовая часть, на которой располагается поворотная платформа с силовым агрегатом, рабочим оборудованием, приводом и противовесами. Также на платформе располагается рабочее место оператора, системы управления и различное вспомогательное оборудование.

Типы и виды экскаваторов

Экскаваторы классифицируются по назначению, типу ходовой части, типу силового агрегата и количеству двигателей, типу рабочего оборудования и типу его привода.

Экскаваторы могут иметь различное назначение:

  • Строительные (универсальные);
  • Карьерные экскаваторы;
  • Вскрышные (экскаваторы-драглайны);
  • Специальные – планировщики, погрузчики и другие.

По типу ходовой части машины делятся на:

  • Гусеничные;
  • Колесные;
  • Шагающие;
  • Навесные – устанавливаются на тракторное шасси.

По типу рабочего оборудования машины делятся на две группы:

  • Одноковшовые (циклического действия);
  • Многоковшовые (непрерывного действия).

Оборудование одноковшового агрегата выполнено в виде стрелы той или иной конструкции, многоковшового – в виде ротора или иного механизма. Привод оборудования бывает:

  • Механическим;
  • Гидравлическим (гидрообъемным или гидродинамическим);
  • Электрическим;
  • Комбинированным.

Машины могут оснащаться дизельными и дизель-электрическими силовыми агрегатами. В первом случае один двигатель служит для перемещения экскаватора и привода всего оборудования. Во втором случае реализуется многомоторный привод, раздельный для ходовой части и рабочего оборудования.

Основные характеристики экскаваторов

К основным характеристикам экскаваторов относятся объем ковша, снаряженная масса, глубина копания и скорость выполнения рабочих операций. Сегодня выпускаются экскаваторы с ковшом объемом от 0,10 до 30 куб. м. (основная масса – до 6 куб. м), массой от сотен килограмм (мини-экскаваторы) до сотен тонн, с глубиной копания до 7 – 10 м.

Известные марки экскаваторов

В России экскаваторы изготавливаются , «Ковровец», «Эксмаш», «Амкодор» (навесные экскаваторы) и некоторыми другими. Однако российская техника занимает лишь небольшой объем рынка, наибольшим спросом пользуются экскаваторы Caterpillar, Case, Hitachi, Komatsu, JCB, Kato, Hyundai, John Deere, Kobelco, Liebherr, Terex (несколько моделей производятся в России), Volvo и других зарубежных марок.

Интересные факты об экскаваторах

Самый большой в мире экскаватор – роторный Bagger 288, построенный еще в 1978 г. компанией Krupp. Он весит 13 500 т, имеет максимальную длину 240 м при высоте 96 м, имеет гусеничный ход (на 12 гусеницах), способен вскрывать и перемещать до 10 000 куб. м породы в час, управляется экипажем из 4 человек. Самым большим действующим шагающим экскаватором является российский ЭШ 65.100 массой 5 500 т с ковшом объемом 65 куб. м. А самым большим одноковшовым экскаватором с гидроприводом является американский Bucyrus RH400 массой 980 т, построенный в 1997 г. Машина оснащена ковшом объемом 45 куб. м, способным поднять свыше 100 т груза.

Классификация (виды)

По нормативным документам РФ различают следующие разновидности карьерных экскаваторов.

  • ЭКГ. Это гусеничная техника, ковш которой поднимается с помощью канатов. Машина широко используется для проведения строительных и карьерных работ.
  • ЭГ. Подъем ковша у таких гусеничных экскаваторов осуществляется с помощью гидравлического механизма.
  • ЭГО. Данной аббревиатурой маркируются экскаваторы с обратной лопатой.
  • ЭДГ. Такие экскаваторы укомплектованы драглайном.
  • ЭКР. Это рельсово-шагающий или гусеничный экскаватор роторного типа, укомплектованный несколькими ковшами.
  • ЭКГВ. Он представляет собой универсальный гидравлический экскаватор с одним ковшом, приводимым в движение посредством гидросистемы.

Есть также и другие варианты классификации карьерных экскаваторов:

  • по количеству гусениц – 2, 4 либо 8;
  • типу привода – гидравлический, механический, электрический, гидромеханический;
  • типу рабочего цикла – циклические и непрерывные;
  • углу вращения – полно- и неполноповоротные.

Зарубежная классификация такой спецтехники отличается от российской.

Преимущества

Экскаваторы ЭКГ оборудованы двухгусеничной ходовой тележкой с отдельным приводом для каждого трака. Это дает возможность получить малоопорный ход техники, что увеличивает ремонтопригодность узла и регулировку натяжения гусениц. Внедренные гидравлические цилиндры и принудительная вентиляция способствуют дополнительной динамике при работе агрегата. Главные механизмы экскаватора снабжены персональным регулируемым электрическим приводом.

Кабина устройства имеет комфортное оснащение. Здесь предусмотрена шумовая и пылевая изоляция в виде специальных перегородок. Также рабочее место оборудовано кондиционером, обладает приличной внутренней площадью и системой обогрева. Стационарный пульт управления позволяет оперативно настроить сиденье оператора. К особенностям данной техники можно отнести отсутствие коробки передач, вследствие чего передвижение осуществляется в одном скоростном режиме.

Правила выбора

При выборе гусеничных карьерных экскаваторов отталкиваются от следующих базовых факторов:

  • мощности техники;
  • количества ковшей;
  • условий эксплуатации.

Мощность и количество ковшей напрямую определяют производительность машины, т. е. объем работ, который она способна сделать за определенный временной промежуток. От условий эксплуатации (карьер, городская застройка, стройплощадка и т. п.) зависят тип привода и другие конструктивные особенности оптимальной модели.

Экскаватор ЭКГ-10

Среди конструктивных особенностей техники этой серии следует выделить следующие моменты:

  • подъем ковша имеет автоматическую стабилизацию усилий;
  • техника оборудована лебедкой с подъемной стрелой, облегчающей ремонт и обслуживание агрегата;
  • тормозная система основных узлов — колодочного типа с пневматикой;
  • ковш сварно-литой конструкции, оснащенный клиновой фиксацией зубьев;
  • дно элемента свободно падающего типа исключает динамический контакт с рукоятью;
  • реечная напорная система включает в себя цельносварную стрелу и рукоятку с парой балок;
  • такая конструкция улучшает обработку твердых скальных пород;
  • специальные вентиляционные приспособления создают высокое воздушное давление в кузове;
  • основные части машины выполнены из легированной стали.

Снизить расходы на профилактику и техническое обслуживание позволяет эффективная система автоматической смазки.

Карьерные экскаваторы Cat®

Известный американский производитель спецтехники – компания Caterpillar – выпускает карьерные гусеничные экскаваторы, рассчитанные на самые жесткие условия эксплуатации. Машины Cat отвечают повышенным требованиям в плане выносливости и надежности, отличаются экономичным расходом топлива, обеспечивают комфортные условия для оператора. Увеличенная вместительность ковша позволяет повысить производительность. Использование такой техники помогает уменьшить себестоимость выполнения горнодобывающих, строительных и других работ.

Популярные модели

6015B. Полная мощность такого экскаватора составляет 606 кВт, масса – 140 тонн, а вместимость ковша – 8,1 м3. Это новая гидравлическая модель для горной разработки. Экскаватор 6015B перемещает более значительные объемы материала при меньших расходах.

Карьерный экскаватор Cat 6015B

Техника данной модели комплектуется самыми мощными в своем классе двигателями, что позволяет сократить рабочий цикл. Кроме этого, увеличены габариты стандартного ковша относительно модели 5110В, оптимизирована загрузка на фирменные самосвалы Cat. Повышение эффективности также достигается за счет плавающей стрелы, способной регенерировать масло в своем контуре (это снижает нагрузку на мотор), рекуперации энергии поворотного механизма, фирменных интегрированных технологий управления и др.

6020B. Полная мощность данной модели составляет 778 кВт, масса – 224 тонны, а вместимость ковша – 12 м3. Это карьерный гусеничный экскаватор, характеризующийся простотой, долговечностью и надежностью.

Карьерный экскаватор Cat 6020B

Он разработан инженерами Caterpillar с нуля, с учетом потребности пользователей в технике, которая отличалась бы простотой в эксплуатации. Машина 6020B имеет модульную конструкцию и характеризуется легкостью в сборке, обслуживании и управлении. Процесс обучения занимает сравнительно мало времени, а работы выполняются эффективно и безопасно. Техника 6020B имеет лучшую в своем классе эффективность, что достигнуто посредством технологии распределения потока отдельного насоса. Кабина обладает современной конструкцией и планировкой, обеспечивает улучшенную обзорность.

6040/6040FS. Полная мощность такого карьерного экскаватора составляет 1516 кВт, масса – 407 тонн, а вместимость ковша – 22 м3. Данная модель стала эталоном надежности, выносливости и долговечности в категории гидравлической техники. В экскаваторах 6040/6040FS увеличено время безотказного функционирования, что достигается за счет обновленной конструкции ходовой части.

Карьерный экскаватор Cat 6040/6040FS

Стандартные характеристики такой спецтехники разработаны согласно принципам MDG 15 и 41, что позволило повысить безопасность выполнения задач. В комплексе с наличием проверенных функций, например TriPower для FS, системой CAMP и полностью независимой масляной системой охлаждения, все это делает машины 6040/6040FS флагманами в линейке гидравлических карьерных экскаваторов Cat.

Серия 8И

Экскаватор ЭКГ, технические характеристики которого рассмотрим далее, оборудуется электромотором мощностью пятьсот двадцать киловатт. Масса этой громадной техники составляет 373 тонны. Машина способна выходит на подъемы свыше десяти градусов, сохраняя все рабочие параметры.

Модернизированной версией этой серии является экскаватор под индексом ЭКГ-8-УС. Он оснащен более длинной стрелой, обрабатывает уступы и на большой высоте, а также приспособлен для погрузки продукции на самосвалы и железнодорожные вагоны. Машина имеет ковш объемом 10 куб. м, может поднимать грузы весом до 110 тонн. Агрегат отличается надежностью, устойчивостью и хорошей маневренностью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: