Особенности конструкции системы охлаждения двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300


Особенности и важные элементы

Автомобиль КАМАЗ, система охлаждения которого практически не отличается от классической, работает оптимально. В случае отклонений двигателю авто грозят немалые неприятности. Состав основных элементов системы практически такой, как и у легкового авто:

  • радиатор охлаждения;
  • насос водяной;
  • патрубки;
  • термостаты;
  • вентилятор охлаждения.

Одно отличие от системы охлаждения не грузового автотранспорта видно сразу — наличие 2-х термостатов. Это связано в первую очередь с особенностью строения двигателя. V-образная восьмерка имеет две головки блока цилиндров, расположенных под углом менее 900 (отсюда и название). Следующая отличительная особенность — жалюзи на радиаторе охлаждения. В холодное время года они находятся в закрытом положении и дают возможность быстрого прогрева двигателя.

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет в составе гидравлическую муфту включения вентилятора. Управляемый привод позволяет автоматически регулировать частоту вращения вентилятора, тем самым усиленно охлаждая двигатель.

Схема работы системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет типичную схему, с помощью которой легко представить и понять основные моменты работы. На рисунке хорошо видно, что система охлаждения автомобиля замкнутая с принудительной циркуляцией антифриза. Скорость движения диктует водяной насос (30). Охлаждающая жидкость сначала перетекает в полость левого ряда цилиндров, а затем через трубку в полость правого ряда цилиндров.

После того как жидкость пройдёт через головки блоков цилиндров, она, естественно, нагреется. Следующим элементом на пути будет термостат (17). Здесь в зависимости от степени нагрева жидкость пойдёт либо обратно к насосу (малый круг), либо к радиатору охлаждения (10). Радиатор (обычно 3-х или 4-х рядный) активно охлаждает антифриз и завершает большой круг, направляя охлаждающую жидкость к помпе.

Схема системы охлаждения (КАМАЗ) представлена на рисунке. Здесь также имеется расширительный бачок (21) с крышкой (22) и краном контроля за уровнем жидкости (20). Вентилятор в сборе с муфтой (9) управляет скоростью и направлением потока охлаждающей жидкости. Он включается при температуре 850С. Вообще температура антифриза при работе двигателя должна поддерживаться в диапазоне 85-900С. Для улучшения направления потока воздуха через вентилятор предусмотрен диффузор. В случае превышения температуры жидкости в системе охлаждения (980С) на щитке приборов загорится контрольная лампочка.

Система охлаждения двигателя автомобиля КамАЗ-4310

Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал

главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум

военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆



Двигатели этих автомобилей имеют жидкостную систему охлажде­ния, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Емкость системы охлаждения с учетом отопителя и подогревателя двигателя у автомобиля КамАЗ-4310 35л. Система охлаждения рассчитана на примене­ние низкозамерзающих жидкостей. Допускается применение летом воды в сочетании с умягчающими и антикоррозионными присадками.

Рис. 18. Схема системы охлаждения двигателя автомобилей

КамАЗ-4310 и Урал-4320

1-перепускная труба от двигателя к бачку; 2-соединительная труба от компрессора к бачку; 3-компрессор; 4-соединительная труба; 5-датчик-сигнализатор перегрева жидкости; 6-перепускная труба термостатов; 7-жидкостной насос; 8-отводящий трубопровод; 9-вентилятор; 10-сливной кран; 11-подводящий трубопровод к правому блоку цилиндров; 12-головка блока; 13-регулятор-выключателъ гидромуфты привода вентилятора; 14-коробка термостатов; 15-патрубок отбора жидкости в отопитель;16-кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 17-воздухопароотводящая труба от радиатора к бачку; 18-расширительный бачок; 19-датчик указателя температуры жидкости; 20-термостаты; I -поток жидкости в радиатор при открытых термостатах; II — поток жидкости в насос при закрытых термостатах; III-поток жидкости из радиатора

Система охлаждения (рис.18) состоит из жидкостного насоса 7, вентилятора 9 с гидравлическим приводом, радиатора с жалюзи, расши­рительного бачка 18, двух термостатов 20, контрольно-измерительных приборов, рубашки охлаждения блока и головок блока, трубопроводов.

Рис. 19. Жидкостный насос: 1 — пылеотражатель; 2 — шкив; 3,4 — шарикоподшипни­ки; 5 — корпус; 6 — крыльчатка; 7 —кольцо упорное; 8 — валик; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — сальник; 11 — водоотражатель

Жидкостный насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, приводится в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала. Основные детали насоса: корпус (рис 19), валик с двумя шариковыми подшипниками, крыльчатка, шкив, детали уплотнения и крепления. Крыльчатка напрессована на вал и закреплена гайкой, шкив установлен на валу на шпонке. Полость в корпусе уплотнена комбинированным сальником , запрессованным в корпус насоса. Сальник имеет резиновую манжету, пружину, металлический корпус и графитовое кольцо, которое постоянно упирается в стальное кольцо. Между кольцом и крыльчаткой установлено резиновое кольцо. Отдельные капельки жидкости, просочившиеся в полость подшипников, вытекают через дренажное отверстие, имеющиеся в корпусе. Постоянная течь свидетельствует о неисправности уплотнения. Подшипники смазываются смазкой Литол-24 , закладываемой в их полость при сборке.

Вентилятор служит для создания потока воздуха через радиатор. Вентилятор осевого типа, пятилопастный, крепится на ступице ведомого вала гидромуфты, размещен в кожухе, который уменьшает поток воздуха через сердцевину радиатора. Привод вентилятора гидравлический и состоит из гидромуфты и выключателя.

Рис. 20. Гидромуфта привода вентилятора двигателя автомобиля

КамАЗ-4310: 1 — ступица вентилятора; 2 — вал шкива; 3, 17 — манжеты; 4 — шкив; 5 — корпус подшипника; 6 — корпус-кронштейн; 7 —кожух ведущего колеса; 8, 15, 16 — подшипники шариковые; 9 — подшипник упорный; 10—уплотнитель ведущего вала; 11 — крышка корпуса-кронштейна; 12 — колесо ведомое; 13 -патрубок сливной; 14 — колесо ведущее; 18 — вал ведомого колеса

Гидромуфта (рис.20) предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, автоматического регулирования часто­ты вращения вентилятора, гашения инерционных нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта расположена в передней части двигателя соосно с коленчатым валом(в двигателе автомобиля КамАЗ-4310) в полости между крышкой блока и корпусом подшипника. Гидромуфта состоит из ведущих и ведомых деталей, К ведущим деталям относятся шлицевый вал, корпус, ведущее колесо генератора. Все ведущие детали соединены между собой и вращаются на двух шариковых подшипниках и от коленчатого вала через шлицевый вал. К ведомым деталям относятся: ведомое колесо, вал, ступица вентилятора. Ведомые детали соединены между собой и вращаются на двух шариковых подшипниках.

Уплотнение гидромуфты обеспечивается резиновыми манжетами. На внутренних поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые заодно с колесами. Передача крутящего момента через гидромуфту возможна только при заполнении рабочей полости и между лопатками колес маслом. При работе двигателя масло из смазочной системы может поступать в эту полость, где оно разгоняется лопатками ведущего колеса и, ударяясь о лопатки ведомого колеса, заставляет его вращаться. Частота вращения ведомого колеса, а вместе с ним и вентилятора, зависит от количества масла, поступающего в рабочую полость. В случае резкого изменения частоты вращения коленчатого вала при работающей гидромуфте происходит проскальзывание ведущего колеса относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе вентилятора.

Рис. 21. Выключатель гидромуфты: 1 — крышка корпуса; 2 —тяга; 3 — корпус; 4 — шайба возврат­ной пружины; 5 — пружина возвратная; 6 — золотник; 7,8 — кольда уплотнительные; 9 — пробка; 10 — рычаг; 11 — пружина фик­сатора; 12 — фиксатор; 13 — крышка пробки; 14— шайба регу­лировочные; 15 — гайка крепления термосилового датчика; 16 — датчик термосиловой

Выключатель гидромуфты служит для автоматической подачи масла в полость гидромуфты из смазочной системы в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения, а также позволяет принудительно вклю­чать или выключать гидромуфту. Выключатель золотникового типа, установлен на патрубке, подводящим, жидкость к правому ряду цилиндров. Основные детали выключателя; корпус (рис.21) с крышкой, золотник с возвратной пружиной; термосиловой датчик; кран, включающий в се­бя трубку, рычаг и фиксатор. Термосиловой датчик размещается внутри патрубка и постоянно омывается жидкостью, циркулирующей от жидкостного насоса в рубашку правого ряда цилиндров. Прокладками можно регулировать температуру срабатывания датчика.

Выключатель обеспечивает работу гидромуфты и, следовательно, вентилятора в трех режимах: автоматического управления, принудительного включения, принудительного отключения.

Для работы вентилятора в автоматическом режиме рычаг и кран устанавливается в положение «В». По мере нагрева охлаждающей жидкости масса, заполняющая баллон датчика (церезин или нефтяной воск), плавится и увеличивается в объеме, при этом перемещается шток датчика и золотник. Это приводит к открытию канала в корпусе, по которому масло из нагнетательной магистрали смазочного насоса проходит в полость гидромуфты. При температуре жидкости 85°, 90°С золотник полностью открывает канал, что ведет к максимальной подаче масла и наибольшей производительности насоса.

При снижении температуры жидкости ниже 85 °С объем наполнителя датчика уменьшается, под действием пружины золотник перекрывает пода­чу масла в гидромуфту. Масло, находившееся в гидромуфте, сливается в поддон двигателя; вентилятор отключается или будет медленно вращаться от встречного потока воздуха или за счет сил трения в подшипниках гидромуфты.

Автоматический режим управления работой вентилятора является основным. Он обеспечивает оптимальную температуру Охлаждающей жидкости, снижает затраты мощности на привод вентилятора.

При неисправности термосилового датчика двигатель может перегре­ваться. Тогда кран выключателя устанавливают в положение «П»; что соответствует работе вентилятора в принудительном режиме. В таком слу­чае масло проходит через выключатель независимо от температуры жид­кости и вентилятор вращается постоянно. Длительная работа в таком ре­жиме нежелательна и следует выявить и устранить причину неисправности термосилового датчика. При преодолении бродов вентилятор отключается постановкой рычага крана 6 в положение «О», при котором отключается подача масла в гидромуфту.

Рис. 22. Радиатор и жалюзи: 1-кронштейн; 2-тяга; 3-боковина остова радиатора; 4-нижний Бачок; 5-боковина жалюзи; 6-трос; 7-жалюзи; 8-рамка жалюзи; 9-сердцевина радиатора; 10-рукоятка; ll-верхний бачок; 12-кожух радиатора.

Радиатор (рис. 22) служит для интенсивного охлаждения жидкости потоком воздуха. На двигателе автомобиля КамАЗ-4310 радиатор трубчатоленточный, трехрядный, расположен перед двигателем и вместе с кожухом 12 вентилятора крепится по бокам к кронштейнам рамы через рези­новые кольца, а внизу удерживается тягой 2.

Радиатор состоит из верхнего II и нижнего 4 бачков, сердцевины 9 и остова 3. Сердцевину образуют три ряда овальных трубок, расположенных вертикально и впаянных в бачки. Между трубками горизонтально рас­положены гофрированные пластины из медной ленты, припаянные к боко­вым поверхностям трубок и увеличивающие поверхность охлаждения. Каркас образуют стальные боковые и нижняя пластины, припаянные к бачкам. Через каркас радиатор крепится к кожуху вентилятора. В верхнем бачке имеется патрубок для подвода нагретой жидкости из головок блока цилиндров и отвода части ее в расширительный бачок. Нижний бачок имеет патрубок для отвода охлажденной жидкости к насосу.

Жалюзи (7) предназначены для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор. Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шарнирно закрепленных в каркасе. Привод жалюзи осуществляется с помощью рукоятки 10, расположенной в кабине под щитком приборов, и троса 6. Рукоятка привода может стопориться в различных положениях с помощью шарикового фиксатора. При вытягивании рукоятки жалюзи закрываются. Пользоваться жалюзи следует при прогреве двигателя и при движении, если температуры охлаждающей жидкости менее 70° С.

Рис. 23. Расширительный бачок: 1-кран контроля уровня жидкости; 2-патрубок; 3-пароотводная трубка; 4-пробка; 5-трубка от компрессора; 6-псрспускная трубка от двигателя к радиатору; 7-корпус

Расширительный бачок (рис. 23) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и спо­собствует удаления из нее воздуха и пара. Бачок установлен над двигателем с правой стороны по ходу автомобиля и соединен трубами о верхним бачком радиатора, коробкой термостатов, рубашкой охлаждения блока и компрессором.

Рис. 24. Пробка бачка: 1 — корпус; 2 — стержень; 3 -пружина, выпускного клапана; 4-пластинчатая пружина; 5 — выпускной клапан; 6 — впускной клапан; 7-уплотнитсльная прокладка; 8 -пружина впускного клапана.

Заливная горловина бачка закрывается пробкой (рис.24), в которой имеется выпускной 5 и впускной 6 клапаны. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе избыточное давление» до , 63,7 кПа. При таком давлении охлаждающая жидкость кипит при температуре 113… 114°. При увеличении давления выше указанной величины клапан открывается, выпуская пар в атмосферу, тем самым радиатор и трубопроводы предохраняются от разрушений.

Впускной клапан 6, нагруженный более слабой пружиной, препятст­вует созданию в системе разрежения при остывании Двигателя. Он откры­вается при разрежении 10 … 13 кПа и сообщает систему охлаждения с атмосферой.

Охлаждающая жидкость заливается в систему через заливную горловину расширительного бачка. Верхний уровень в системе составляет 2/3 объема расширительного бачка и определяется визуально. Нижний уровень контролируется краном 1 (см.рис.23).

Термостаты предназначены для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости. Термостаты с твердым наполнителем размещены в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда цилиндров.

Рис. 25. Термостат: 1,8- стойки; 2 — баллон; 3 — активная масса; 4, 12 — клапаны; 5,7 -пружины; 10 — регулировочные гайки; 9 — шток; 11 — резиновая втулка; 13 -основание.

Основные детали термостата (рис. 25): основание 13, две стойки 1 и 8, баллон 2 с активной массой 3 и резиновой втулкой 11, два клапана 4 и 12 с пружинами 5 и 7.

В исходном положении под действием своих пружин клапан 12 закрыт, а клапан 4 открыт. При прогреве холодного двигателя жидкость, поступающая в коробку термостатов, не может пройти к радиатора через закрытый клапан 12, а проходит через открытый клапан 4 к насосу. Жидкость в этом случае циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, что спо­собствует быстрому прогреву двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 75±2° С активная масса, заключенная в баллоне 2, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 2 перемещается, клапан 12 начинает открываться, а клапан 4 закрываться. Охлаждающая жидкость начинает поступать к радиатору. При достижении температуры 93 ± 2° клапан 12 полностью открывается, клапан 4 закрывается, вся жидкость циркулирует через радиатор (по большому кругу). При снижении температуры жидкости до 80°С и ниже объем активной массы баллона 2 уменьшается и клапаны 4 и 12 под действием своих пружин занимают первоначальное положение.

Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля теплового состояния двигателя. К этим приборам относится указатель темпе­ратуры охлаждающей жидкости, установленный на щитке приборов, и сиг­нальная лампа красного цвета, вмонтированная в шкалу указателя. Датчик указателя температуры размещен на коробке термостатов, датчик сигнальной лампы установлен в трубопроводе 4 (см. рис.18), Сигнальная лампа загорается при температуре жидкости выше 101 ± 3° С.

Работа системы охлаждения. При работе двигателя насос забирает охлажденную жидкость из нижнего бачка радиатора и подает ее непосред­ственно в блок к цилиндрам левого ряда цилиндров (по ходу движения) и по трубопроводу 11 в блок к цилиндрам правого ряда. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, жидкость поступает в рубашки головок ци­линдров и далее по трубопроводам в коробку термостатов. В зависимости от температуры жидкости термостаты направляют ее по большому кругу в верхний бачок радиатора или по малому кругу к насосу или по обоим кру­гам одновременно.

Оптимальный тепловой режим в системе поддерживается с помощью термостатов и работой гидромуфты привода вентилятора в автоматическом режиме.

Метки: камаз 4310 ☆ система охлаждения ☆ устройство автомобиля ☆

Система охлаждения < Пред.След. > Особенности системы охлаждения двигателя автомобиля Урал-4320

Вызвать эвакуатор срочно в 1 клик со смартфона

В Москве и Московской области

  • Контакты:
  • +7
  • круглосуточно
  • без выходных

© Военная Энциклопедия. Карта сайта.

Слабые места системы охлаждения

Для начала разберём, что вообще может случиться с системой охлаждения грузового авто. Проблем на самом деле не так много:

  • течь;
  • перегрев антифриза;
  • переохлаждение;
  • попадание жидкости для охлаждения в масляную систему.

Течь антифриза в первую очередь происходит через соединения патрубков, а в последнюю очередь от разрушения (потрескивания) резиновых шлангов. Поэтому одно из слабых мест системы — патрубки. КАМАЗ, система охлаждения которого даёт сбои, начинает «страдать» и перегреваться. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается. Здесь уже недалеко до перегрева. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Вторым слабым местом можно определить термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, жидкость «гуляет» по большому кругу через радиатор. В случае непрогретого мотора это не даёт двигателю нагреться. Если при этом ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить.

Если термостат закрыт, антифриз не поступает в радиатор и достаточно быстро нагревается на горячем двигателе. Какое-то время ситуацию спасает вентилятор (КАМАЗ). Система охлаждения прекращает справляться и перегревается сначала антифриз, а затем и двигатель.

Третьим в очереди слабых мест будет стоять вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система не вытянет. Если за автомобилем присматривать и вовремя делать профилактические осмотры с протяжкой «подозрительных» мест, то никаких проблем от системы охлаждения ждать не стоит.

Где Находится Термостат На Камазе

КАМАЗ, система охлаждения: устройство и ремонт

Система охлаждения автомобиля является важной структурой для поддержания мощности двигателя. На известных автомобилях Камского автомобильного завода охлаждающая жидкость колеблется в пределах 80-120 ° С. Учитывая, что температура двигателя достигает 220 ° С, особое значение системы охлаждения двигателя становится еще более ясным.

Особенности и важные элементы

КамАЗ, система охлаждения которого практически ничем не отличается от классического, работает оптимально. В случае отклонений двигатель автомобиля сталкивается со значительными проблемами. Состав основных элементов системы практически такой же, как и у автомобиля:

Где находится термостат в камазе

Одно отличие от неработающей системы охлаждения очевидно. наличие 2-х термостатов. В первую очередь это связано с конструктивными особенностями двигателя. V-образная восьмерка имеет две головки цилиндров под углом менее 90 0 (отсюда и название). Следующая отличительная черта. жалюзи на радиатор охлаждения. В холодное время года они находятся в закрытом положении и позволяют быстро прогреть двигатель.

Система охлаждения (КАМАЗ 740) включает в себя гидравлическую муфту вентилятора. Управляемый привод позволяет автоматически регулировать скорость вращения вентилятора, тем самым интенсивно охлаждая двигатель.

Схема системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет типичную схему, которая позволяет легко представить и понять основные моменты эксплуатации. На рисунке четко видно, что система охлаждения автомобиля закрыта принудительной циркуляцией антифриза. Скорость движения определяется водяным насосом (30). Хладагент сначала поступает в полость левого ряда цилиндров, а затем через трубу в полость правого ряда цилиндров.

Где находится термостат в камазе

После прохождения жидкости через головки цилиндров она естественным образом нагревается. Следующий элемент на пути будет термостат (17). Здесь, в зависимости от степени нагрева, жидкость возвращается в насос (маленький кружок) или в радиатор (10). Радиатор (обычно 3 или 4 ряда) активно охлаждает антифриз и завершает большой контур, направляя охлаждающую жидкость в насос.

Схема системы охлаждения (КАМАЗ) представлена ​​на рисунке. Также имеется расширительный бак (21) с крышкой (22) и клапаном контроля уровня жидкости (20). Узел вентилятора с муфтой (9) контролирует скорость и направление потока охлаждающей жидкости. Он активируется при температуре 85 ° С. Как правило, температуру антифриза во время работы двигателя следует поддерживать в пределах 85-90 ° С. Для улучшения направления воздушного потока через вентилятор предусмотрен диффузор. Если температура жидкости в системе охлаждения будет превышена (98 0 C), загорится индикатор на панели приборов.

Слабые места системы охлаждения

Для начала давайте проанализируем, что может случиться с системой охлаждения грузовика. На самом деле не так много проблем:

  • течь;
  • перегрев антифриза;
  • переохлаждение;
  • попадание охлаждающей жидкости в масляную систему.

Где находится термостат в камазе

Утечка антифриза происходит главным образом через соединение труб и, наконец, от разрушения (растрескивания) резиновых шлангов. Поэтому одна из слабых сторон системы. патрубки. КамАЗ, имеющий неисправную систему охлаждения, начинает страдать и перегреваться. В конце концов, если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается. Это близко к перегреву. Чтобы устранить утечки, важно активизировать и подтолкнуть всю систему.

Вторая слабость — это термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможны как перегрев, так и переохлаждение двигателя. Это зависит от того, в каком положении клапан застрял. Если термостат открытая, жидкая ходит вдоль большой круг через радиатор. В случае двигателя без подогрева это предотвращает прогрев двигателя. Если листовки все еще открыты, двигатель может быть переохлажден.

Если термостат закрытый, антифриз не попадает в радиатор и довольно быстро нагревается на горячем двигателе. Некоторое время ситуацию спасал болельщик (КАМАЗ). Система охлаждения перестает справляться, и сначала антифриз, а затем двигатель перегревается.

Третьим в очереди слабостей станет охлаждающий вентилятор со сцеплением. В случае сбоя система не будет извлечена пассивным охлаждением через радиатор. Если вы ухаживаете за машиной и регулярно проводите регулярные проверки с множеством подозрительных мест, проблем с системой охлаждения ожидать не следует.

Радиатор охлаждения (КАМАЗ)

Рассмотрим все основные компоненты системы охлаждения отдельно. И для начала, что впечатляет в первую очередь. радиатор.

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) имеет встроенный 3-х или 4-х рядный радиатор. Он изготовлен в классическом стиле и является:

Радиатор охлаждения (КАМАЗ)

Рассмотрим все основные узлы системы охлаждения отдельно. А начнём с того, что в первую очередь бросается в глаза — радиатора.

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) имеет в своём составе 3-х или 4-х рядный радиатор охлаждения. Он выполнен по классическому типу и представляет собой:

  • нижний бачок, к которому подходит отводящий патрубок;
  • центральную систему трубок, размещенных в несколько рядов;
  • верхний бачок с подводящим патрубком.

Крепление радиатора трехточечное. С двух боковых сторон он закреплен кронштейнами, которые в свою очередь через амортизирующие элементы присоединены к лонжеронам рамы. Нижнее крепление радиатора соединено с поперечиной №1 рамы.

Особенностью строения радиатора (КАМАЗ) является наличие жалюзи. Это механическая система из металлических пластинок, которая перекрывает доступ к потоку воздуха через радиатор. Управляются жалюзи простым тросиковым приводом напрямую из кабины. Если ручка вытянута, значит, жалюзи закрыты, а в противном случае – открыты. Благодаря этому в холодное время года двигатель быстрее прогревается.

Сколько литров в системе охлаждения камаз

Двигатели этих автомобилей имеют жидкостную систему охлажде­ния, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Емкость системы охлаждения с учетом отопителя и подогревателя двигателя у автомобиля КамАЗ-4310 35л. Система охлаждения рассчитана на примене­ние низкозамерзающих жидкостей. Допускается применение летом воды в сочетании с умягчающими и антикоррозионными присадками.

Рис. 18. Схема системы охлаждения двигателя автомобилей

КамАЗ-4310 и Урал-4320

1-перепускная труба от двигателя к бачку; 2-соединительная труба от компрессора к бачку; 3-компрессор; 4-соединительная труба; 5-датчик-сигнализатор перегрева жидкости; 6-перепускная труба термостатов; 7-жидкостной насос; 8-отводящий трубопровод; 9-вентилятор; 10-сливной кран; 11-подводящий трубопровод к правому блоку цилиндров; 12-головка блока; 13-регулятор-выключателъ гидромуфты привода вентилятора; 14-коробка термостатов; 15-патрубок отбора жидкости в отопитель;16-кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 17-воздухопароотводящая труба от радиатора к бачку; 18-расширительный бачок; 19-датчик указателя температуры жидкости; 20-термостаты; I -поток жидкости в радиатор при открытых термостатах; II — поток жидкости в насос при закрытых термостатах; III-поток жидкости из радиатора

Система охлаждения (рис.18) состоит из жидкостного насоса 7, вентилятора 9 с гидравлическим приводом, радиатора с жалюзи, расши­рительного бачка 18, двух термостатов 20, контрольно-измерительных приборов, рубашки охлаждения блока и головок блока, трубопроводов.

Рис. 19. Жидкостный насос: 1 — пылеотражатель; 2 — шкив; 3,4 — шарикоподшипни­ки; 5 — корпус; 6 — крыльчатка; 7 —кольцо упорное; 8 — валик; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — сальник; 11 — водоотражатель

Жидкостный насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, приводится в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала. Основные детали насоса: корпус (рис 19), валик с двумя шариковыми подшипниками, крыльчатка, шкив, детали уплотнения и крепления. Крыльчатка напрессована на вал и закреплена гайкой, шкив установлен на валу на шпонке. Полость в корпусе уплотнена комбинированным сальником , запрессованным в корпус насоса. Сальник имеет резиновую манжету, пружину, металлический корпус и графитовое кольцо, которое постоянно упирается в стальное кольцо. Между кольцом и крыльчаткой установлено резиновое кольцо. Отдельные капельки жидкости, просочившиеся в полость подшипников, вытекают через дренажное отверстие, имеющиеся в корпусе. Постоянная течь свидетельствует о неисправности уплотнения. Подшипники смазываются смазкой Литол-24 , закладываемой в их полость при сборке.

Вентилятор служит для создания потока воздуха через радиатор. Вентилятор осевого типа, пятилопастный, крепится на ступице ведомого вала гидромуфты, размещен в кожухе, который уменьшает поток воздуха через сердцевину радиатора. Привод вентилятора гидравлический и состоит из гидромуфты и выключателя.

Рис. 20. Гидромуфта привода вентилятора двигателя автомобиля

КамАЗ-4310: 1 — ступица вентилятора; 2 — вал шкива; 3, 17 — манжеты; 4 — шкив; 5 — корпус подшипника; 6 — корпус-кронштейн; 7 —кожух ведущего колеса; 8, 15, 16 — подшипники шариковые; 9 — подшипник упорный; 10—уплотнитель ведущего вала; 11 — крышка корпуса-кронштейна; 12 — колесо ведомое; 13 —патрубок сливной; 14 — колесо ведущее; 18 — вал ведомого колеса

Гидромуфта (рис.20) предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, автоматического регулирования часто­ты вращения вентилятора, гашения инерционных нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта расположена в передней части двигателя соосно с коленчатым валом(в двигателе автомобиля КамАЗ-4310) в полости между крышкой блока и корпусом подшипника. Гидромуфта состоит из ведущих и ведомых деталей, К ведущим деталям относятся шлицевый вал, корпус, ведущее колесо генератора. Все ведущие детали соединены между собой и вращаются на двух шариковых подшипниках и от коленчатого вала через шлицевый вал. К ведомым деталям относятся: ведомое колесо, вал, ступица вентилятора. Ведомые детали соединены между собой и вращаются на двух шариковых подшипниках.

Уплотнение гидромуфты обеспечивается резиновыми манжетами. На внутренних поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые заодно с колесами. Передача крутящего момента через гидромуфту возможна только при заполнении рабочей полости и между лопатками колес маслом. При работе двигателя масло из смазочной системы может поступать в эту полость, где оно разгоняется лопатками ведущего колеса и, ударяясь о лопатки ведомого колеса, заставляет его вращаться. Частота вращения ведомого колеса, а вместе с ним и вентилятора, зависит от количества масла, поступающего в рабочую полость. В случае резкого изменения частоты вращения коленчатого вала при работающей гидромуфте происходит проскальзывание ведущего колеса относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе вентилятора.

Рис. 21. Выключатель гидромуфты: 1 — крышка корпуса; 2 —тяга; 3 — корпус; 4 — шайба возврат­ной пружины; 5 — пружина возвратная; 6 — золотник; 7,8 — кольда уплотнительные; 9 — пробка; 10 — рычаг; 11 — пружина фик­сатора; 12 — фиксатор; 13 — крышка пробки; 14— шайба регу­лировочные; 15 — гайка крепления термосилового датчика; 16 — датчик термосиловой

Вентилятор

Вентилятор охлаждения автомобиля КАМАЗ установлен на валу гидромуфты и внешне представлен пятью лопастями. В зависимости от температуры двигателя муфта автоматически включается и выключается. Вентилятор согласно этим включениям либо также работает, либо в случае не работающей гидромуфты пассивно крутится от воздействия потока воздуха.

Для более эффективного обдува воздухом система охлаждения двигателя (КАМАЗ) имеет кожух на вентиляторе. Он выполнен из тонкого металлического листа путём штамповки. Благодаря ему воздух эффективно поступает только на радиатор без боковых подсосов.

Гидромуфта системы охлаждения

Устройство системы охлаждения (КАМАЗ) имеет в своём составе такой важный элемент, как гидромуфту. Основное назначение этого устройства – передача кручения от коленчатого вала двигателя автомобиля к вентилятору охлаждения. В случае резкого изменения крутящего момента гидромуфта гасит колебания, и вентилятор всегда работает плавно, без рывков.

Конструктивно гидромуфта представляет собой два колеса, крутящихся на валу, через подшипники, заключенные в корпусе. Количество лопаток разное: на ведущем их 33, а на ведомом — 32. Между лопатками гидромуфты имеется внутренняя полость, которая является рабочей. Именно через рабочую полость происходит передача крутящего момента, когда оно заполняется маслом.

Чтобы гидромуфта системы охлаждения заработала, необходимо, чтобы моторное масло в неё поступило. Это происходит благодаря включателю, у которого есть три положения. 3 фиксации выключателя соответствуют трём режимам работы вентилятора:

  • автоматический;
  • постоянное включение вентилятора;
  • вентилятор полностью выключен, муфта не передаёт момент вращения от коленчатого вала.

В автоматическом режиме система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) работает согласно схеме, разработанной конструкторами. То есть до температуры охлаждающей жидкости 860С масло не поступает в рабочую полость гидромуфты и вентилятор выключен. А при повышении температуры выключатель открывается, и масло поступает в гидромуфту, тем самым включая вентилятор.

Если выключатель муфты неисправен (двигатель перегрелся), рекомендуется установить его в положение с постоянным открытием гидромуфты. А после устранения неисправности вернуть в автоматический режим. Для случаев, когда автомобиль преодолевает глубокие броды, положение выключателя рекомендуется ставить в закрытом для муфты состоянии.

Особенности конструкции системы охлаждения двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Основными элементами системы являются водяной насос, вентилятор, гидромуфта привода вентилятора, термостаты, включатель гидромуфты, радиатор, кожух вентилятора, водяные трубы, жалюзи радиатора и расширительный бачок с паровоздушной пробкой.

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом.

Жидкость из насоса нагнетается в полость охлаждения левого ряда цилиндров, и через трубу в полость охлаждения правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров.

Из головок цилиндров нагретая жидкость по трубам поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход насоса.

Часть жидкости отводится от патрубка в водомасляный теплообменник, в котором происходит передача тепла от масла в охлаждающую жидкость.

Из теплообменника жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна поддерживаться в пределах 85-90 °С.

Тепловой режим двигателя регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель.

Водяной насос центробежного типа установлен на передней части блока цилиндров слева.

Вал вращается в подшипниках и с односторонним резиновым уплотнителем. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установлена резиновая манжета.

Сальник препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса.

Сальник запрессован в корпус насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато пружиной к упорному стальному кольцу. Между упорным кольцом и крыльчаткой установлено уплотнительное резиновое кольцо в тонкостенной латунной обойме.

Высокое качество изготовления торцов графитового и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплотнение полости насоса.

При эксплуатации периодически (при сезонном обслуживании) следует пополнять смазку Литол-24 с помощью пресс-масленки до появления ее из контрольного отверстия.

Для проверки исправности торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Течь жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уплотнения насоса. Закупорка отверстия не допускается, так как проводит к выходу из строя подшипников.

Вентилятор осевого типа, металлический, пятилопастный, диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице ведомого вала гидромуфты.

С вентилятором двигателя мод. 740.10 не взаимозаменяем.

Кожух вентилятора способствует повышению эффективности вентилятора.

Кожух изготовлен штамповкой из тонколистового металла.

Радиатор четырехрядный, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выполнены с жалюзийными просечками, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а нижней тягой к первой поперечине рамы.

Жалюзи радиатора установлены перед радиатором. Управление жалюзи осуществляется ручкой тяги привода, расположенной на панели приборов.

При полностью утопленной ручке жалюзи открыты, при полностью вытянутой — закрыты.

Жалюзи способствуют ускорению прогрева двигателя при пуске, и поддержанию теплового режима двигателя при низких температурах окружающего воздуха.

Расширительный бачок установлен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен перепускной трубой с входом водяного насоса, паровоздушной трубкой с верхним бачком радиатора и трубкой отвода жидкости из компрессора.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена.

На горловину бачка навинчивается пробка расширительного бачка с клапанами впускным (воздушным) и выпускным (паровым).

Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 65 кПа (0.65 кгс/см2), впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разряжения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разряжении в системе охлаждения 1-13 кПа (0,01-0,13 кгс/см2).

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Гидромуфта привода вентилятора (см. рисунок) передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта расположена соосно с коленчатым валом.

Передняя крышка блока и корпус подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.

Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, вал и шкив, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках.

Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал. Ведомое колесо в сборе с валом, на котором закреплена ступица вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шариковых подшипниках. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки.

На ведущем колесе их 33, на ведомом 32. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Крутящий момент с ведущего колеса гидромуфты на ведомое передается при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Включатель гидромуфты управляет работой гидромуфты привода вентилятора.

Через него масло поступает в гидромуфту.

Включатель установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов:

— автоматический — рычаг включателя установлен в положение «А» (см. рисунок).

При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик (рис. Включатель гидромуфты), начинается плавление активной массы, находящейся в его баллоне, которая, увеличиваясь в объеме, перемещает поршень датчика и шарик. При температуре жидкости 86-90°С шарик открывает масляный канал в корпусе включателя.

Масло из главной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке (рис. Гидромуфта привода вентилятора) и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты. При этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 °С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал в корпусе, и подача масла в гидромуфту прекращается.

При этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе сливается в картер двигателя и вентилятор отключается;

— вентилятор отключен — рычаг выключателя установлен в положение «О» (рис. Положение включателя гидромуфты привода вентилятора): масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты гидромуфты;

— вентилятор включен постоянно – рычаг включателя установлен в положение «П»; в этом случае масло в гидромуфту подается постоянно независимо от температуры охлаждающей жидкости, лопасти вентилятора вращаются постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Основной режим работы гидромуфты автоматический.

При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) необходимо включить гидромуфту в постоянный режим (установить рычаг включателя в положение «И») и при первой возможности устранить неисправность включателя.

Термостаты (см. рисунок) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана предназначены для автоматической регулировки теплового режима двигателя, размещены в коробке (рис. Схема системы охлаждения), закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном, а вход в перепускную трубу к водяному насосу открыт клапаном. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80°С активная масса, заключенная в баллоне, плавится, увеличиваясь в объеме, и выдавливает шток. При этом баллон клапан, а клапан закрывает вход жидкости в перепускную трубу к водяному насосу.

Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.

В диапазоне температур 80-93°С клапаны открыты частично, охлаждающая жидкость проходит через радиатор и перепускную трубу на вход к насосу.

При температуре 93 °С клапан открывается полностью, а другой клапан закрывается, при этом вся жидкость циркулирует только через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже объем активной массы уменьшается и клапана под действием пружин термостата занимают первоначальное положение.

Контроль температуры охлаждающей жидкости в системе осуществляется по указателю на панели приборов.

При возрастании температуры в системе охлаждения до 98-104°С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Обслуживание системы охлаждения

Заправка двигателя охлаждающей жидкостью производится через заливную горловину расширительного бачка.

Перед заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран системы отопления.

Проверка уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе.

Нормальный уровень должен находится между о и «МАХ» на боковой поверхности бачка.

Для слива охлаждающей жидкости следует открыть сливные краны нижнего колена водяного трубопровода, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины и отвернуть пробку расширительного бачка.

Регулировка натяжения ремней привода водяного насоса описана в статье – Замена ремней привода генератора и водяного насоса Камаз.

Насос водяной

Система охлаждения (КАМАЗ) имеет ещё один важный элемент – водяной насос. Его основная функция – циркуляция охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения двигателя. Без него не получится создать принудительный поток в нужном направлении. И в случае его выхода из строя работа двигателя будет под вопросом.

Внутренние рабочие полости насоса надёжно защищены уплотнителями. Для профилактики неисправностей в насосе имеется маслёнка, через которую удобно нагнетать смазку. Признаком наполнения служит контрольное отверстие, через которое лишняя смазка выходит наружу. В качестве смазки используется обычный «Литол». Для того чтобы узнать о нарушении герметичности в корпусе насоса, имеется специальное дренажное отверстие. Если оттуда течёт, значит сальники уже не держат и подлежат замене.

Термостаты и патрубки

Патрубки системы охлаждения (КАМАЗ) должны быть под хорошим присмотром. В случае негерметичного соединения есть вероятность потерять большое количество охлаждающей жидкости и перегреть двигатель. Особое внимание следует уделять местам соединения патрубков у радиатора, водяного насоса и термостатов.

Термостаты системы охлаждения отвечают за управлением потоков антифриза. При повышении температуры жидкости до 800С происходит перенаправление на радиатор, то есть циркуляция при этом начинает идти по «большому кругу». При этом часть потока продолжает протекать по «малому кругу». И только при температуре в 930С клапан «малого круга» полностью закрывается, и вся охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор двигателя.

Устройство

КамАЗ 5350 стал улучшенным продолжением модели КамАЗ 4310 с некоторыми изменениями. Отличия проявились во внешнем виде, форме кабины и кузова. Также более современная модель получила иной рисунок металлического профиля по кузову. Грузовик обзавелся новыми покрышками, отличающимися по размеру.

Традиционные очертания, свойственные всем продуктам Камского автозавода, модель КамАЗ 5350 сохранила. Производитель предложил грузовик в нескольких вариантах цвета: от хаки до ярко-оранжевого. Первый использовался преимущественно для военных целей и являлся частью маскировки. Шасси КамАЗ 5350 использовалось в различных направлениях, потому тип платформы и кузова разнился. На базе данной модели выпускали цистерны, бортовые грузовики, автокраны и самосвалы.

КамАЗ 5350 укомплектован механической 10-ступенчатой коробкой передач КамАЗ-154 с передним делителем. Раздаточная коробка 2-ступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом. Привод переднего моста неотключаемый постоянный. Автомобиль получил дифференциал, блокируемый на задних мостах.

Кабина техники рассчитана на трех человек вместе с водителем. Она достаточно комфортабельна и дополнительно оборудована специальной спальной полкой. Имеются места, предназначенные для установки военного снаряжения и спецоборудования. При наличии откидных скамеек КамАЗ 5350 может вместить до 39 человек.

При этом основное направление использования модели – военное. Неслучайно КамАЗ 5350 до сих пор состоит на вооружении в армии. Опционально кабина грузовика оснащается броней класса 5А, что позволяет защитить внутренность кабины и экипаж от выстрелов автомата АКМ с патронами калибра 7,62 мм. Техника отлично себя чувствует на пересеченной местности.

Обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) практически ничем не отличается от предыдущих моделей. Также следует знать, что для 740 двигателя приставки евро 0, евро 2, евро 3 и евро 4 не вносят изменений в охлаждающую систему. Итак, что же необходимо делать для наилучшего обслуживания системы?

Самое первое действие, которое необходимо совершать каждый день, когда автомобиль эксплуатируется, это проверять герметичность всей системы (следить за следами от течи) и доливать антифриз до рекомендуемого уровня. Сама охлаждающая жидкость в летнее время может быть обыкновенной водой, а в зимнее время – качественным тосолом или антифризом. Для эксплуатации в суровых районах севера в систему охлаждения устанавливается подогрев.

К другим мероприятиям по обслуживанию, которые проводят планово, следует отнести:

  • проверку натяжения приводного ремня;
  • обслуживание водяного насоса (смазка подшипников плюс проверка и замена сальников);
  • проверку натяжного механизма приводного ремня;
  • полную опрессовку системы охлаждения;
  • проверку качества антифриза и его возможную замену;
  • промывку системы в случае сильного засорения.

Термостата Cummins ISLe, 6L, QSL — Снятие, проверка и установка

Термостат позволяет регулировать температуру охлаждающей жидкости, в системе охлаждения двигателя Камминз — Cummins. Если температура антифриза (тосола) ниже рабочего уровня, охлаждающая жидкость проходит по малому кругу непосредственно вокруг ГБЦ и самого блока цилиндров сразу поступая на насос ОЖ (помпу) что ускоряет прогрев двигателя. Когда температура антифриза (тосола) поднимается до рабочего уровня, термочувствительный элемент реагирует на это и открывается. После чего охлаждающая жидкость выходит на большой круг проходя через радиатор (охладитель) обеспечивая полноценное охлаждение двигателя Камминз и поддерживает нужный тепловой режим работы. Температура открытия термостата составляет ~ 82°C (180°F).

Эксплуатация двигателя Камминз — Cummins без термостата не допускается. При отсутствии термостата охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления по малому кругу к входу насоса, что может привести к перегреву и поломке двигателя.

Снятие, проверка и установка термостата на двигателе Камминз – Cummins ISLe, 6L, QSL.

Не открывайте крышку радиатора ОЖ при горячем двигателе, дайте антифризу остыть до температуры ниже 50°C. Выброс горячего антифриза или паров антифриза может привести к ожогам и травмам.

1) Отключите питание от аккумуляторной батареи.

2) Слейте антифриз из системы охлаждения двигателя Cummins (Камминз) ISLe, 6L, QSL.

Слейте антифриз из системы охлаждения двигателя Cummins (Камминз) ISLe, 6L, QSL

3) Отсоедините шланг радиатора от водяного патрубка

Отсоедините шланг радиатора от водяного патрубка

4) Открутите болты водяного патрубка, снимите его и достаньте термостат Cummins ISLe, 6L, QSL.

Открутите болты водяного патрубка, снимите его и достаньте термостат Cummins ISLe, 6L, QSL.

5) Очистите поверхности сопряжения ГБЦ и патрубка.

Очистите поверхности сопряжения ГБЦ и патрубка

7) Проверьте термостат камминз ISLe, 6L, QSL, прокладку термостата и уплотнительные кольца на отсутствие повреждений. Поврежденные прокладки обязательно замените. Исправность термостата и целостность его уплотнений обеспечивают работу двигателя в оптимальном температурном режиме. Перегрев или низкая температура двигателя сокращают срок его службы.

Проверьте термостат камминз ISLe, 6L, QSL

8) Проверьте работу термостата двигателя камминз (Cummins) ISLe, QSL, 6L. Для проверки термостата нагрейте воду, поместите туда термостат и термометр, они не должны касаться ее боковых стенок.

Проверка происходит следующим образом — номинальная рабочая температура указана на корпусе термостата, она составляет ~ 82°C (180°F). Термостат должен удовлетворять следующим требованиям — термостат должен начать открываться при температуре в пределах 1°C [2°F] от номинальной. Он должен полностью открыться при температуре в пределах 12°C [22°F] от номинальной. У полностью открытого термостата расстояние между фланцем термостата и корпусом составляет не менее ~ 9,4 мм (0,370 дюйма)

9) Установите термостат камминз ISLe, 6L, QSL в обратном порядке. Проверьте наличие и правильность расположения уплотнительных колец. Установите водяной патрубок и затяните болты. Момент затяжки: 24 Nm

10) Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения ДВС Камминз. Обязательно удалите воздух из всей системы охлаждения ДВС и охладителя надувочного воздуха при заливке охлаждающей жидкости. При запуске двигателя проверьте отсутствие утечек антифриза.

На некоторых установках используется вынесенный термостат, поставляемый производителем комплектного оборудования. Место установки отдельных узлов и деталей см. в документации изготовителя оборудования. Указания по снятию и установке вынесенного термостата приводятся в документации изготовителя оборудования.

Опрессовка

Система охлаждения (КАМАЗ 65115) должна обладать полной герметичностью. Визуальная проверка хороша, но может не показать места, которые вот-вот начнут пропускать. Для выявления таких слабых мест хорошо использовать манометр и насос для создания давления.

Для опрессовки достаточно подать на верхний вход радиатора давление насосом, запустить двигатель и смотреть за показанием манометра. Если всё хорошо и в системе нет пропусканий, стрелка прибора не изменит своего положения. В противном случае, когда стрелка начнёт опускаться, остаётся только найти проблемное место.

Замена охлаждающей жидкости

Случаи, когда требуется заменить жидкость системы охлаждения целиком, не так уж и редки. Самый простой вариант – наступила зима, а в системе находится простая вода. Также замена может потребоваться в случае потери жидкостью своих охлаждающих свойств или сильного загрязнения.

Ёмкость системы охлаждения (КАМАЗ) составляет 25 литров. Из них на водяную «рубашку» приходится 18 литров. Для замены жидкости в первую очередь производят слив старой. Для этого необходимо открыть нижний кран радиатора, сливной кран у теплообменника и насоса в системе подогрева, а также трубы подвода жидкости в системе отопления кабины. Не забываем открутить пробку расширительного бачка.

После того как жидкость полностью сольётся, все краны закрываются. А весь объем системы охлаждения (КАМАЗ) заливается через расширительный бачок. Новый антифриз подбирается в зависимости от времени года и условий эксплуатации автомобиля. При этом не стоит обольщаться импортными вариантами в красивых канистрах. Отечественные охлаждающие жидкости имеют точно такие же свойства, соответствующие международным стандартам качества.

Технические характеристики

По техническим параметрам КамАЗ 5350 превосходит многие модели.

Массово-габаритные характеристики модели:

  • длина – 7960 мм;
  • ширина – 2550 мм;
  • высота – 3290 мм;
  • дорожный просвет – 390 мм;
  • внешний радиус поворота – 11300 мм;
  • снаряженная масса – 9800 кг;
  • полная масса – 15850 кг;
  • максимальная масса буксируемого прицепа – 12000 кг.

Модель имеет грузоподъемность в 6000 кг. Автомобиль можно использовать в составе автопоезда. При этом общая масса увеличивается до 27850 кг. Максимальная скорость составляет 100 км/час.

Внутренние размеры платформы автомобиля:

  • длина – 7960 мм;
  • ширина – 2470 мм;
  • высота – 730 мм.

КамАЗ 5350 способен преодолевать подъемы с углом до 31 градуса и брод глубиной до 1750 мм. Также технике не страшен ров глубиной до 600 мм.

Расход Топлива

На 100 км пути автомобиль в среднем расходует порядка 27 л горючего (показатель разнится с учетом типа местности и времени года). КамАЗ 5350 комплектуется основным топливным и дополнительным топливным баком объемами в 170 и 125 л соответственно. Запас хода составляет свыше 1000 км.

Промывка системы охлаждения

Промывать систему охлаждения можно разными способами. В случае незначительного загрязнения промыть можно обычной водой. Для этого старую охлаждающую жидкость сливают, а вместо неё заливают воду. Двигатель запускается и прогревается на холостых оборотах. После этого вода сливается, и весь цикл повторяется несколько раз до полной очистки.

Если загрязнения в системе значительные, лучше всего использовать специальные готовые промывки. При этом существуют быстрые варианты, когда промывка просто добавляется в старый антифриз, а затем всё сливается. Но лучше пользоваться растворами для промывки, когда старая охлаждающая жидкость уже слита. Также следует учитывать, что для очистки водяной «рубашки» двигателя моющие растворы будут отличаться. Радиатор системы охлаждения промывать следует отдельно для более эффективной очистки. Для этого хорошо зарекомендовал себя 2,5% раствор соляной кислоты.

Из особенностей промывки следует знать то, что направление промывающего потока должно быть противоположным обычному ходу охлаждающей жидкости. Более эффективна будет промывка системы потоком воды или химическим раствором под давлением.

Устранение возможных неисправностей

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) должна работать без отклонений от осмотра до осмотра. Но случаи бывают разные и неисправности могут возникнуть неожиданно. Знание слабых мест системы поможет быстрее выявить проблему и решить её на месте.

Нарушение герметичности системы решается нахождением места течи и по возможности её устранением. Для этого часто бывает достаточно визуального осмотра. Проверяются все места соединения, водяной насос, радиатор, муфта. Изношенные патрубки при этом лучше просто заменить. Течь радиатора можно устранить пайкой либо заглушением прохудившихся трубок. Решение о замене радиатора принимается индивидуально, ведь он достаточно ремонтопригоден и хорошо промывается при снятии.

Износ или расслоение приводного ремня при обнаружении лучше решить заменой. Если есть подозрение на некачественную работу термостатов, то их удобно проверять по нагреванию нижнего бачка радиатора. При температуре 850С, то есть когда клапан термостата начинает открываться, бачок должен теплеть. Если этого не происходит, значит, клапан неисправен и термостат следует заменить.

Система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) не отличается от своих ранних версий и более поздних тоже. Проблемы, которые могут возникнуть в охлаждающей системе, одинаковы по своим признакам. Одна из таких неисправностей – попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Её можно обнаружить по убыванию антифриза без следов течи. Причиной могут быть изношенные прокладки головок блока цилиндров, а также течи через уплотнения гильз блока. Проблема решается заменой изношенных прокладок двигателя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: