Сегодня культовые модели советской спецтехники безнадёжно устарели, однако в свое время они буквально совершили прорыв в своей отрасти. В наши дни экскаваторы ЭО 4121 можно увидеть разве что в частных хозяйствах у механиков-энтузиастов, а в рабочем состоянии они встречаются и того реже. Между тем, именно с этой модели началось серийное производство гусеничных полноповоротных гидравлических экскаваторов, которые стали визитной карточкой советских стройплощадок в конце 1970–80х годах. Без этих массивных, тяжелых и при этом маневренных машин не обходились ни снос домов, ни строительство «брежневок»; они же стали свидетелями и участниками последних ударных строек коммунизма.
Модель разрабатывалась с расчетом на самый широкий спектр земляных работ. Экскаваторы хорошо показали себя на разработке различных грунтов от песков до тяжёлых глин, при устройстве котлованов и траншей, мелиоративных каналов, на погрузке сыпучих и мелкодробленых пород, в том числе скальных фрагментов размером до 40 см. Работали они и в условиях вечной мерзлоты: на стройках, археологических раскопках, нефтеразведке и в рамках геологических изысканий.
История модели
Все работы по проектированию и сборке первого экземпляра велись на Ковровском экскаваторном заводе во Владимирской области. Выбор предприятия был не случайным – Ковровский завод стоял у истоков экскаваторостроения в СССР. Он был основан в 1930 году на базе дореволюционных железнодорожных мастерских, и уже в 1931 с его конвейера сошел один из первых советских экскаваторов. 70-тонный «Ковровец» на рельсовом ходу и с тремя паровыми машинами оказался не лучшим решением для быстрорастущих советских строек, однако работы над усовершенствованием модели не прекращались. Паровые двигатели уступали место гидравлике, рельсовый год – гусеничному.
В 1970 году был собран первый опытный экземпляр, ставший родоначальником полноповоротных машин. Ранее метод гидравлического поворачивания оборудования на шасси в советском производстве не использовался, поэтому ЭО-4121 стал поистине революционной моделью. Серийное производство первого в СССР гидравлического экскаватора на гусеничном ходу с полноповоротным корпусом было налажено в 1974 году после прохождения многочисленных испытаний.
Экскаватор был популярен в советское время
Производство ЭО-4121 продлилось вплоть до 1991 года. После перестройки завод оказался в тех же условиях, что и остальные российские предприятия – рыночная ситуация резко изменилась в связи с притоком импортных моделей и повышения требований к спецтехнике. Чтобы удержаться на плаву, были выпущены модернизированные варианты модели, однако полноценно конкурировать они не смогли. Сегодня Ковровский завод официально прекратил свою деятельность, производство ЭО-4121 и его «потомков» также остановлено.
История создания
Дебютный экземпляр данной землеройной техники был собран в 1970-м году. После прохождения всесторонних испытаний, серийное производство экскаваторов «ЭО-4121» было налажено в 1974 году на Ковровском экскаваторном заводе, Владимирская область.
Ковровский экскаваторный является изготовителем первого в нашей стране экскаватора и, в целом, – одним из старейших предприятий всего отечественного машиностроения. Он был основан на производственной базе железнодорожных мастерских, работающих с 1861 года при станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги.
В 1930 году мастерские были преобразованы в завод по ремонту землеройных машин иностранного производства. А уже 21 апреля 1931 года здесь был построен первый в истории советский экскаватор, ставший родоначальником обширного семейства экскаваторов «Ковровец».
И в советские времена, и поныне Ковровский экскаваторный завод – одно из передовых и ведущих отечественных предприятий данной отрасли. За годы работы с его конвейера сошло около ста тысяч единиц землеройной техники, а количество различных моделей и модификаций достигло 64-х видов. Экскаватор «ЭО-4121» продержался на заводском конвейере вплоть до 1991 года, а прямыми его «потомками» стали модели «ЭО-4124», «ЭО-4125», «ЭО-4224», «МТП-71» («ЭО-4221»). Современным воплощением концепции «ЭО-4121» можно назвать экскаватор «ЭО-4225» – более прогрессивную и совершенную версию.
Сегодня Экскаваторный специализируется на выпуске полноповоротных гидравлических гусеничных экскаваторов: «КиТ-26», «ЭО-4225А-071», «ЭО-4225А-061» с полным спектром навесного оборудования. Производит также лесозаготовительную и погрузочную технику.
Описание экскаватора
В основе конструкции экскаватора ЭО-4121 – гусеничная платформа, на которой размещен полноповоротный механизм. На поворотном механизме размещены кабина, дизельный двигатель, рабочее оборудование, гидравлическая и топливная системы, а также противовесы.
Платформа опирается на раму ходовой части через роликовое устройство. Поворот платформы обеспечивается одним из гидравлических моторов. Также гидросистема обеспечивает натяжение гусеничных лент и приводит гусеницы в движение.
Гидравлическая система экскаватора является одним из главных достижений разработчиков. Гидравлические модели были настоящим прорывом по сравнению моделями с канатно-блочной системой управления. Они отличались большей производительностью и удобством в работе. А увеличение давления до 250 кгс/кв.см позволило существенно повысить мощность оборудования и достичь максимальной производительности.
Температурный диапазон работ от –40 до +40 градусов (в тропическом исполнении – до +55 градусов).
Гусеничный ход обеспечивает устойчивость и большую безопасность при работе на неровном и зыбком грунте, чем пневмоколёсный. Это преимущество компенсируется малой скоростью передвижения, а также существенной нагрузкой на твердые дорожные покрытия. Поэтому транспортировка экскаваторов между объектами осуществляется только на эвакуаторах, тралах и пр. Кроме того, ЭО-4121 отличала простота конструкции, высокая ремонтопригодность и взаимозаменяемость многих деталей с другими моделями отечественных и импортных экскаваторов. Это снимало множество проблем, связанных с ремонтом в полевых условиях и подбором запчастей.
Достоинства экскаватора:
- Простота в обслуживании. Возможность легко добраться к любой детали механизмов удешевляла эксплуатацию и ускоряла ремонт, как мелкий, так и крупный.
- Долговечность. Для производства деталей корпуса, оборудования и двигателя использовались высокопрочные металлы, что позволяет нескольким экземплярам нормально работать и сегодня.
- Качественная тепло- и звукоизоляция кабины, что позволяло использовать экскаватор при температуре до –40.
- Три гидравлические мотора, успешно управляющие поворотной платформой и гусеничным шасси.
- Безупречная устойчивость, которой удалось добиться за счёт тщательных расчетов центра тяжести и расположения противовесов.
- Превосходный обзор за счёт того, что передняя часть кабины выполнена из высокопрочного стекла.
Экскаватор отличался надежностью и качеством работы
Из недостатков ЭО-4121 следует отметить неудобство кабины. Теснота и недоработки в области эргономики вынуждали машинистов работать в неудобной позе, приводили к повышенной нагрузке на спину и, в конечном итоге, к снижению производительности.
Модификации
За период с 1974 по 1991 было выпущено всего две модификации: ЭО 4121А и ЭО 4121Б, получившая наибольшую популярность. ЭО-4121Б была оснащена усиленной стрелой, благодаря чему стало возможно использоваться ее для разработки карьеров и измельчения скальных пород. Усиленная конструкция стрелы также способствовала увеличению максимального веса, с которым работал экскаватор. Таким образом, горнодобывающая промышленность получила неприхотливую и надежную технику, отлично справляющуюся с мерзлыми и скальными грунтами.
После 1991 года ЭО-4121 на конвейере сменили модели ЭО-4124, 4125, 4224 и МТП-71 (ЭО-4221). Последняя и самая модернизированная модель получила обозначение ЭО-4225. Она предназначалась для работы с различными типами грунтов, в том числе предварительно разрыхленными скальными и мерзлыми. Оснащалась гидроножницами, гидромолотом, рыхлителем, двухчелюстной обратной лопатой с зачистным устройством и другим оборудованием.
Отзывы
Отзывов людей, которые действительно имели опыт работы на экскаваторах «ЭО-4121», в интернете немного.Большинство их сводится к одному: добротный был экскаватор, простой, надёжный и неприхотливый.
При любом раскладе, гидравлические экскаваторы – более производительные и удобные в работе, чем экскаваторы с канатно-блочной системой управления. Поэтому создание и внедрение экскаватора «ЭО-4121»в значительной степени улучшило производство землеройных работ на советских стройплощадках.
Отмечается в отзывах и то, что экскаваторы на гусеничном ходу – намного устойчивей и безопасней при работе, чем экскаваторы на пневмоколёсном ходу. Правда, скорость гусеничных экскаваторов чрезвычайно малая, и перевозить их с одного объекта на другой нужно только на трейлерах.
Бывшие машинисты экскаваторов «ЭО-4121» отмечают, что конструкция его имеет минимальное число деталей (не в ущерб функциональности), и он очень ремонтопригоднен. Обладает довольно высокой степенью унификации с многими моделями отечественных и импортных экскаваторов (в частности, гидравлика). Это позволяет сравнительно легко подобрать для него необходимые запасные части.
Кабине экскаватора, конечно, не хватает удобства и эргономичности. Во время применения ножных педалей дотягиваться до рычагов получается далеко не всегда, а при наиболее целесообразном управлении рычагами – ноги начинают упираться в стекло. Такие недоработки, вкупе с общим неудобством «скворечника», вынуждают машиниста экскаватора работать в неудобной позе и напрягать спину. Что в конечном итоге приводит к снижению эффективности его работы и производительности.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 4900 мм (без ковша);
- ширина – 2900 мм;
- высота – 3060 мм.
Прочие характеристики:
- Дорожный просвет – 942 мм.
- Скорость передвижения – 2,8 км/час.
- Производительность – до 150 кубометров/час.
- Число оборотов платформы в минуту – 6.
- Радиус, описываемый хвостовой частью платформы – 3,13 м.
- Емкость рабочего ковша – 0,65–1,5 кубометров.
Радиус / глубина копания:
- обратной лопатой – 9,2 / 5,8 м;
- прямой лопатой – 7,25 / 3,6 м;
- грейфером – 8,9 / 3,2 м;
- погрузчиком – 3,75 м.
Усилие на зубьях ковша – 14 200 кгс. Высота загрузки – 5 метров.
Масса:
- с прямой лопатой – 19,87 т;
- с обратной лопатой – 20,9 т;
- с грейфером – 20,9 т;
- с погрузчиком – 19,87 т.
Продолжительность цикла:
- с прямой лопатой и погрузчиком – 16 секунд;
- с обратной лопатой – 20 секунд.
Давление на грунт – 63,6 кПа.
Двигатель – дизельный:
- объём – 11,15 л;
- мощность – 135 л.с.;
- расход топлива–163 г/л.с.-ч;
- расход масла на угар – 0,3% к расходу топлива.
Габариты
Технические характеристики экскаватора ЭО 4121 позволяют отнести его к 4-й размерной группе. Это значит, что он предназначен для работы с ковшами ёмкостью 0,65—1,5 кубометров. Использование ковшей меньшего размера будет неэффективным, большего – приведет к перегрузке механизма. Длина экскаватора без ковша составляет 4900 мм, ширина – 2900 мм, высота – 3060 мм. Высота оси пяты стрелы – 2020 мм. Расстояние от оси пяты до оси вращения – 520 мм.
Двигатель
Экскаваторы ЭО-4121 комплектовали дизельными двигателями А-01 и А-01М, изготовленными на Алтайском моторном заводе. Перед разработчиками стояла задача сконструировать максимально простой по конструкции и неприхотливый мотор, который работал бы в широком температурном диапазоне и не требовал сложного и частого обслуживания. Результатом стал шестицилиндровый четырёхтактный безнаддувный дизель, который успешно выпускается до сих пор. Им комплектуются сельскохозяйственные и лесопромышленных тракторы, а также дорожно-строительная техника.
Схема экскаватора ЭО 4121
Каждый цилиндр был оснащён двухклапанным механизмом газораспределения. Цилиндры расположены в ряд, вертикально. Подача топлива в цилиндр обеспечивается непосредственным впрыском. Охлаждение – жидкостное. Для надежного запуска предусмотрен специальный одноцилиндровый пусковой двигатель «ПД-10У». Его мощность составляет 10 л. с. Для зимнего запуска мотор оснащен предпусковым подогревателем ПЖБ-300В. В условиях зимних разработок это обеспечило экскаватору надежную работоспособность.
Система была оснащена ТНВД золотникового типа, форсунками с многодырчатым распылителем и центробежным воздушным фильтром циклонного типа. В конструкции двигателя и топливной системы были применены ряд инноваций, что позволило поднять его моторесурс до 12000 моточасов.
Ходовая часть
Ходовая часть представляет собой гусеничный механизм. В отличие от более ранних моделей, каждая гусеница получала импульс от индивидуального гидромотора через редуктор. Натяжение гусеничной ленты обеспечивалось гидроцилиндром.
Конструкция гусениц из литых траков, с цевочными зацеплениями обеспечивала отличные показатели прочности и надёжности. Для использования на переувлажненных и слабых грунтах была предусмотрена возможность комплектации звеньями увеличенной ширины, позволявшими сократить давление на грунт.
Поворота платформы обеспечивал трехступенчатый редуктор, поворотная шестерня и гидромотор. Распределительные блоки золотников располагались за кабиной.
Кабина
Кабина оператора с современной точки зрения обладает минимальным набором удобств, однако для своего времени была прогрессивной. Разработчики позаботились о качественной вентиляции и отоплении, снабдили кабину превосходной тепло- и шумоизоляцией, а также мягким сиденьем с возможностью регулировки. Поглощение вибраций и ударов обеспечивалось за счет резиновых амортизаторов.
Выглядит экскаватор достаточно необычно – чтобы уравновесить кабину на поворотной платформе, пришлось расположить ее как можно дальше от двигателя. Это обеспечило экскаватору устойчивость и дополнительное усилие на ковш.
Гидравлическая система
Гидропривод рабочих органов долгое время был гордостью разработчиков – показатель в 250 кг/см был рекордным как для Советского Союза, так и для Европы. Конструктивно привод состоял из сдвоенного насоса, распределительной и предохранительной аппаратуры и рабочих органов. Гидронасосы устанавливались в едином корпусе и работали от дизельного мотора через редуктор. Распределительные блоки золотников были закреплены позади кабины.
Экскаватор ЭО-4112А-1 с драглайном, продаю экскаватор ЭО-4112А-1 драглайн
Увеличить фото | Экскаватор ЭО-4112А (драглайн) предназначается для выполнения земляных работ в легких и тяжелых грунтах I-IV категории. Экскаватор может комплектоваться различными видами сменного оборудования и выполнять следующие виды работ: — драглайном – рытье каналов, траншей, погрузка грунта в транспорт и отвал, использование его на мелиоративных работах; — обратной лопатой – погрузка в транспорт, рытье каналов, котлованов, траншей и т.п.; — прямой лопатой – разработка карьеров, погрузка грунта в транспорт и отвал; — грейфером – погрузка-разгрузка сыпучих материалов, рытье котлованов, колодцев и т.д. |
Технические характеристики, двигатель
Тип | Д-160Б-6 (ЧТЗ) дизельный 4-тактный, 4 цилиндровый |
Мощность при 850+25 об/мин | 66(99) |
Удельный расход топлива, г/кВт.ч | 215 |
Частота вращения вала на холостом ходу, об/мин | 920 |
Основные заправочные емкости двигателя | |
Картер пускового двигателя, л | 1,9 |
Система смазки, л | 27 |
Система водяного охлаждения (с радиатором), л | 75 |
Топливный бак пускового двигателя, л | 8 |
Компрессор | поршневой одноступенчатый двухцилиндровый |
Максимальное рабочее давление, MПа | 0,7 |
Электрооборудование | |
Ток – постоянный | |
Номинальное напряжение, в | 12; 24 |
Технические характеристики
Длина стрелы, м | 10 | 13,7 | 15 |
Ёмкость ковша, куб.м | 0,65 0,8 1 | 0,65 0,8 | 0,65 0,8 |
Наибольшая глубина копания, м | 7,3 | 10,0 | 11,0 |
Наибольшая высота выгрузки, м | 3,5 | 5,3 | 6,3 |
Наибольший радиус копания, м | 11,1 | 14,3 | 15,3 |
Продолжительность рабочего цикла, с | 19,5 | 19,5 | 19,5 |
Эксплуатационная масса, т | 22,3 | 24,2 | 24,5 |
Максимальная частота вращения платформы, об/с | 5,8 | ||
Максимальная скорость передвижения, км/ч | 3,5 | ||
Угол подъёма экскаватора при движении, град | 22 | ||
Допустимый угол наклона экскаватора, град | 5 | ||
Давление на опорную поверхность,кПа | 60 | ||
Основные заправочные емкости | |||
Картер поворотной рамы, л | 30 | ||
Бак топливный расходный, л | 70 | ||
Бак топливный основной, л | 200 |
Оборудование грейфер
Технические характеристики | ||
Емкость ковша, м3 | 0,65 | |
Длина стрелы,м | 10,0 | |
Наибольшая глубина копания, м | 6,0 | |
Наибольшая высота выгрузки, м | 7,6 | |
Эксплуатационная масса, т | 23,4 | |
Наибольший радиус копания, м | 8,0 | |
Продолжительность рабочего цикла, с | 23,5 |
Преимущества экскаватора ЭО-4112А-1 перед экскаватором ЭО-5116-1 (Костромской экскаваторный завод)
Масса экскаватора ЭО-4112А, тн……24,6 Масса экскаватора ЭО-5116-1, тн……34,75 Среднее удельное давление на грунт ЭО-4112А, кгс/см2……0,62 Среднее удельное давление на грунт ЭО-5116-1, кгс/см2……0,83 Продолжительность рабочего цикла ЭО-4112А, сек…….19 Продолжительность рабочего цикла ЭО-5116-1, сек…….23 Максимальная скорость передвижения ЭО-4112-1, км/ч……4,3 Максимальная скорость передвижения ЭО-5116-1, км/ч……1,8 Удельный расход топлива ЭО-4112А, л/час……19 Удельный расход топлива ЭО-5116-1, л/час……22,3
Сравнительный анализ технических характеристик экскаваторов показывает, что экскаватор ЭО-4112 А-1, имея более низкое давление на грунт и более высокую скорость передвижения, значительно маневреннее. За счет меньшего расхода топлива обеспечивается лучшая транспортабельность.
Опыт эксплуатации экскаваторов показывает, что у экскаваторов ЭО-4112А-1 годовая выработка грунта на 10-12% больше, чем у экскаватора ЭО-5116-1. Наличие у экскаватора ЭО-5116-1 гидротрансформатора влечет за собой дополнительные расходы на гидравлическое масло и в итоге экскаватор требует более высоких эксплуатационных затрат.
Кроме того, установленный на экскаваторе ЭО-4112А-1 низкооборотный дизель по сравнению с установленным на экскаваторе ЭО-5116-1 высокооборотным дизелем имеет более высокий ресурс эксплуатации.