Колесный экскаватор: обзор, производители, технические характеристики

Недооцененные «родственники» (Часть 1)

Часть 1 Часть 2

Современные дорожно-строительные машины становятся все более универсальными, каждая способна заменить несколько машин других типов. Так, гусеничные экскаваторы всегда были «лицом» любой стройки, но их современные колесные «родственники» постепенно берут на себя часть работ, которые ранее выполнялись другой техникой. Колесные экскаваторы давно уже популярны в Европе. Из разговоров с отечественными специалистами становится понятно, что российские строители пока еще мало знают о преимуществах и возможностях современных колесных экскаваторов. Мы постараемся восполнить этот пробел в информации.

Гусеничные экскаваторы наиболее популярны в тех регионах, где им приходится выполнять по большей части расчистку неосвоенных участков, разрушение зданий, работать в карьерах и копать грунт с высокой производительностью. По большей части подобные работы ведутся на открытых пространствах, на слабых, неровных грунтах, для которых гусеничные машины подходят лучше всего: у них выше сцепление с грунтом и тяговое усилие, бóльшая площадь опоры по сравнению с колесами и аутригерами колесного экскаватора, ниже удельное давление на грунт, а значит, они меньше проваливаются в топкие грунты.

Однако у гусеничных экскаваторов есть серьезный недостаток: их приходится перевозить на низкорамных прицепах с тягачом, даже если нужно просто пересечь дорогу с твердым покрытием. Использование гусеничных башмаков с резиновыми накладками тоже не выход: эти накладки существенно снижают сцепление со скользким грунтом и к тому же быстро изнашиваются.

ЗАО «Тверской экскаватор» (входит в ) выпускает линейку колесных экскаваторов, состоящую из трех серий.

Серия WX, мод. WX200 (масса 22,3 т, двигатель 147 кВт, электронное управление обеспечивает 7 режимов работы) – экскаваторы новейшего поколения, созданы на основе лучших мировых практик. Оснащены интеллектуальной системой управления, имеют расширенное оборудование в стандартной комплектации. Многофункциональность машины обеспечивается наличием опционных реверсивных гидролиний для подключения широкого перечня сменных рабочих органов и быстродействующего механизма для их присоединения: ковши дробильные и просеивающие, гидромолоты, грейферы с ротатором, вибропогружатели, гидроножницы и мульчеры-кусторезы. Предлагаются различные сменные рукояти ковша, передние стабилизаторы, система стабилизации стрелы.

Серии TVEX и ЕК состоят из двух моделей каждая. В их конструкции используется больше отечественных комплектующих, самая бюджетная – серия ЕК. Для машин всех серий предлагается такое же дополнительное оборудование, как и для серии WX.

О преимуществах колесных экскаваторов мало знают

Больше всего собственников колесных экскаваторов в экономически развитых густонаселенных регионах Европы, Японии, Южной Кореи и европейской части России, там, где имеется тесная городская застройка и узкие улицы.

Большинство европейских строителей не используют гусеничные экскаваторы, если только им не требуется высокая производительность при выемке земли. Вместо этого они предпочитают работать на колесных экскаваторах, прежде всего потому, что в этих машинах совмещаются универсальность, высокая мобильность и скорость.

Основными покупателями колесных экскаваторов в Европе являются мелкие компании и индивидуальные предприниматели, которые сами работают на своей машине. Поскольку колесные экскаваторы способны передвигаться по твердым покрытиям, не повреждая их, владельцы этой техники, которые работают обычно в пределах 20–30 км от своего дома, могут просто ездить на экскаваторе на работу и даже буксировать прицеп с необходимыми для работы оборудованием и материалами (многие заводы-изготовители предлагают опцию – оснащение экскаватора тягово-сцепным устройством для буксировки прицепа), причем сам экскаватор может использоваться и как небольшой подъемный кран: нагружать и разгружать этот прицеп, это удобно и экономично. Если современный колесный экскаватор опционно оснащается тормозами увеличенной мощности, он может буксировать даже довольно тяжелый прицеп. Правда, специалисты рекомендуют не увлекаться дальними поездками на колесных экскаваторах – все же это не автомобиль, и при превышении разумных пределов с поездками возможны поломки гидравлического привода хода.

Колесные экскаваторы идеально подходят для работы в городских условиях, где часто недостаточно пространства и от экскаватора требуется высокая маневренность. Подчеркнем: колесные экскаваторы примерно в четыре раза чаще используются в инфраструктурных проектах, чем в коммерческом строительстве. А вот гусеничный экскаватор перевезти на прицепе на новое место по узким, заполненным транспортом городским улицам – большая (и дорогая) проблема. К тому же колесный экскаватор может на ночь переехать со стройки на охраняемую площадку, а для гусеничного экскаватора придется организовывать охрану на месте работы – на стройке, а это тоже дополнительные затраты.

Линейка новых колесных экскаваторов компании Hitachi состоит из трех моделей (ZX170W-5A; ZX190W-5A и ZX210W-5A) массой от 16,8 до 21,6 т, вместимость ковшей – от 0,6 до 0,91 м3.

Грузоподъемность этих машин увеличилась на 6% для ZX210W-5A и на 7% для ZX170W-5A и ZX190W-5A по сравнению с машинами предыдущей серии Zaxis-3.

На экскаваторах Zaxis-5A установлены двигатель Isuzu нового поколения мощностью 152 л. с., соответствующий стандарту Tier 3, и гидравлическая система HIOS III. Их совместная работа помогает обеспечить более высокий уровень производительности с большей топливной экономичностью по сравнению с моделями предыдущего поколения Zaxis-3. Так, например, в модели ZX210W-5A расход топлива в режиме повышенной мощности сократился на 14%.

Машины нового поколения отличаются повышенной топливной экономичностью и имеют режим кратковременного повышения мощности Power Boost – на 10% в течение 8 сек. Безопасность работы обеспечивается в том числе камерами заднего вида с расширенной зоной наблюдения и камерой бокового вида (опция). Трансмиссия двухступенчатая с переключением под нагрузкой обеспечивает максимальную скорость до 27,5 км/ч у модели ZX210W-5А и до 35 км/ч у моделей ZX170W-5А и ZX190W-5А. Тормоза дисковые в масляной ванне.

У экскаватора могут быть установлены передний и задний отвалы, передние и задние аутригеры, дополнительные гидропроводы для сменного навесного оборудования: гидромолота, измельчителя и устройства быстрой смены орудий. Предлагаются рукояти ковша разной длины и шины с высоким рисунком протектора.

Кабина экскаватора стала более просторной: оператор может чувствовать себя комфортно благодаря достаточному пространству для ног и широкому дверному проему, а множество регулировок сиденья позволяет настраивать максимально удобное положение для работы. Кабина также оснащена системой кондиционирования воздуха, что положительно сказывается на производительности труда оператора.

Упрощенные процедуры технического обслуживания минимизируют время простоев. А ряд простых функций позволяет снизить вероятность неожиданного выхода машины из строя. Например, мультифункциональная система контроля отображает на мониторе широкий спектр важной для оператора технической информации: состояние и настройки рабочих систем техники, а также необходимость проведения ТО.

Даже в крупных строительных проектах, таких как прокладка дорог и возведение мостов, некоторые компании предпочитают использовать колесные экскаваторы в качестве «скорой помощи» – их можно быстро подать к месту, где нужно помочь загрузить самосвалы грунтом, вместо крана разгрузить трубы или поддоны со стройматериалами из кузова грузовика и т. п. Также колесный экскаватор может работать с большей производительностью, чем гусеничный, при планировке откосов.

Максимальная скорость движения у колесных экскаваторов в 3–6 раз выше, чем у гусеничных моделей аналогичной массы. В то время как гусеничный экскаватор буквально ползет со скоростью около 6–10 км/ч, колесная машина может разгоняться до 35–40 км/ч.

Следует, однако, учитывать, что у колесного экскаватора несколько меньше глубина копания, потому что его ходовая часть выше, чем у аналогичной гусеничной машины. По этой же причине у колесного экскаватора выше расположен центр тяжести. Учитывая это, оператор колесного экскаватора должен строго следить, чтобы при работе на склоне машина не перевернулась. При перевозке колесного экскаватора на прицепе общая высота может оказаться выше разрешенной ПДД. Сила сцепления с грунтом и тяговое усилие также меньше у колесного экскаватора.

Модельный ряд колесных экскаваторов JCB включает шесть машин: JS145W, JS160W, JS175W, JS200W, JS20MH, JCB Hydradig 110W. Экскаваторы способны развивать дорожную скорость до 40 км/ч и обеспечивать уровень производительности, сравнимый с некоторыми гусеничными экскаваторами, в меньшей степени повреждая рабочую поверхность. Машины оснащаются современными двигателями JCB Dieselmax, а Hydradig 110W – JCB Ecomax. Эти двигатели отличаются высокой мощностью, надежностью, долговечностью, топливной экономичностью, а также низким уровнем шума и выбросов.

Колесные экскаваторы JCB идеально подходят для выполнения любых задач: от подготовки и ремонта дорожного полотна до перегрузки материалов на сырьевых складах и тяжелых работ при сдаче машин в аренду. Огромное количество предлагаемых опций позволяет адаптировать экскаваторы для выполнения конкретных задач. Например, можно опционально установить на модель JS200W Wastemaster кабину с гидравлическим подъемом, а также выбрать из предлагаемого ассортимента стрелу для погрузки лома или другого материала.

Воплощение передовых идей – колесный экскаватор JCB Hydradig 110W (масса 11,4 т, мощность двигателя 81 кВт, вместимость ковша 0,3 м3), он обеспечивает высокие показатели в пяти ключевых направлениях, таких как обзорность, устойчивость, маневренность, мобильность, сервисное обслуживание.

Благодаря шарнирно-сочлененной стреле, состоящей из двух частей, обеспечивается круговая грузоподъемность 1000 кг при оснащении машины сдвоенными шинами.

Передовым решением, предложенным инженерами JCB, стала компоновка гидравлического насоса и трансмиссии в колесном шасси машины, а не на поворотной платформе. Это позволило оборудовать кабину панорамными окнами так, чтобы оператор мог видеть все четыре колеса, а также понизило центр тяжести экскаватора и соответственно повысило его устойчивость (в том числе при транспортировке) и мобильность. Экскаватор быстро перемещается между объектами за счет бесступенчатого гидростатического привода на все четыре колеса и управляемых колес обоих мостов.

В конструкции Hydradig три режима рулевого управления, доступные в стандартной комплектации. Это стало возможным с использованием шасси, разработанного по технологии, которую внедряют при конструировании телескопических погрузчиков. В качестве опции доступна функция, изменяющая направление поворота движения управляемых колес при повороте платформы на 180°.

Модели Hitachi

Производитель Hitachi предлагает четыре версии, среди которых представители линейки ZAXIS. Модели этой компании давно известны европейскому и отечественному рынку, но есть и новшества, добавленные в процессе последних рестайлингов. Например, современные модификации отличаются усиленной поворотной базой и кабиной с более прочной конструкцией. Также создатели работают над повышением эксплуатационного ресурса механизмов трения. Так, в последней модификации экскаватор полноповоротный колесный Hitachi способен работать до 500 ч без сервисного обслуживания. К отличиям моделей стоит отнести и применение полимерных прокладок, которые используются в кронштейнах фиксации стрелы к базе. Что касается силовой начинки, то используются дизельные моторы Isuzu. Для удобства техобслуживания конструкторы сделали более доступным масляный фильтр с водоотделителем.

Опции увеличивают преимущества колесных экскаваторов

Для предпринимателей, которые только начинают строительный бизнес, колесные экскаваторы можно рекомендовать как наиболее универсальную машину. Колесные модели более универсальны, чем гусеничные, практически это машины – носители сменного навесного оборудования. В штатную комплектацию современных колесных экскаваторов обычно входят гидравлические контуры для подключения гидромолотов, гидроножниц, гидробуров, захватов для труб, грейферов, захватов для поддонов и бетонных блоков, поворотно-наклонный механизм (тилтротатор) и быстродействующие устройства для их присоединения. Например, вилочный захват в комбинации с тилтротатором может использоваться для подъема поддонов на высоту второго этажа здания.

Также следует предусмотреть возможность использования экскаватора для выполнения других работ: газонокосилкой и кусторезом при ландшафтных и садово-парковых работах, снегоочистителем для железнодорожных рельсов (нередко современные колесные экскаваторы имеют опцию – рельсовый ход) и т. д.

Практически все ведущие мировые производители колесных экскаваторов сегодня предлагают модели с укороченным вылетом задней части для работы в условиях тесноты или на дороге, где открыты для движения транспорта соседние полосы.

Какие характеристики важны при выборе?

Как показывает практика, обращать внимание в процессе выбора экскаватора следует на любую мелочь. Это относится и к размерам техники, и к функциональному наполнению, и к средствам управления. Многое также зависит от мощности двигателя и скорости, на которой передвигается техника. Производители продумывают все нюансы и стремятся предлагать колесный экскаватор в нескольких вариантах. Таким образом, у потребителя появляется возможность предусматривать и эксплуатацию на проблемном грунте, и работу с тяжеловесным материалом, и при этом не забывать о площади рабочей зоны.

Рабочая диаграмма

С установленными аутригерами производительность копания и рабочая диаграмма современного колесного экскаватора приближается к показателям гусеничной машины. Рабочая диаграмма при боковом положении стрелы нисколько не меньше, чем в переднем. Это очень важное преимущество при дорожных работах, ведь гусеничным экскаваторам приходится разворачиваться на гусеницах, чтобы не терять грузоподъемность из-за бокового положения стрелы. Если колесный экскаватор работает на неровной поверхности, надежную опору могут обеспечить только аутригеры, которые работают независимо друг от друга (выдвигаются на разную длину и высоту).

Однако следует учесть, что площадь опорных пят аутригеров все же меньше, чем гусеничных лент, и аутригеры обеспечивают надежную опору лишь на твердом, плотном грунте.

Компания Volvo CE предлагает в России колесные экскаваторы среднего класса мод. EW145B Prime (масса 12,8–15,0 т; мощность двигателя 110 кВт; вместимость ковша 0,25–0,82 м3), а также мод. EW205D (масса 19,8–21,8 т; мощность – 130 кВт, ковши 0,48–1,1 м3).

В электронной системе управления гидросистемой мод. EW205D имеется режим ЕСО, который включается автоматически при запуске машины и может быть выключен вручную оператором. Этот режим обеспечивается полностью электронным согласованным управлением подачей гидравлических насосов и оборотами двигателя, что позволяет значительно снизить потери и повысить как топливную эффективность, так и эффективность работы машины в целом. Электронная система управления двигателем мод. EW205D позволяет использовать пять режимов работы: «холостой ход»; «крановые работы»; «общего характера»; «тяжелые работы» и «максимальная мощность». Если рабочие органы машины остаются не задействованными от 5 до 20 сек (настраивается оператором), экскаватор автоматически переходит на обороты холостого хода. Все это также обеспечивает экономию топлива при работе.

Модели Hyundai

В случае с Hyundai сразу следует ориентироваться на линейку экскаваторов Robex. Всего за 5 лет компания доросла до производства машин четвертого поколения, что говорит о внедрении новейших разработок. Начать стоит с двигателей, которыми снабжается экскаватор Hyundai в разных версиях. Производитель оснащает технику двумя дизельными агрегатами – установками Cummins В и Mitsubishi. Система управления реализована комплексом САРО, который предполагает три режима. Кстати, пользователь может сохранять настройки управления в системе. Также в распоряжении оператора появились современные опции. Это, к примеру, возможность усилия копания на 10% и мгновенный сброс оборотов.

Интересен и подход японских разработчиков к функциональному обеспечению техники. Аутригеры и отвалы доступны для любой версии. Моноблочные и сочлененные стрелы одновременно может получить только экскаватор Hyundai в седьмом поколении. Для остальных версий доступно несколько рукояток и ковшей – точное количество зависит от модификации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: