ЛАЗ-695 — культовый советский автобус


ЛАЗ 695, он же «Львов» – советское, а затем украинское транспортное средство, которое выпускалось на автобусном заводе Львова. Его можно смело заносить в Книгу рекордов Украины. Машина регулярно модернизировалась и (внимание!) удержалась на конвейере целых 46 лет. Это уникальный в своем роде рекорд, когда на единственном заводе производилась одна и та же модель автобуса. Производство советских ЛАЗов стартовало сразу после войны, в 1945-м году. Первоначально здесь хотели выпускать ЗИСы модели 155, однако молодой коллектив решил проявить инициативу. Инженер Осепчугов заразил своих коллег «автобусной болезнью». Весь модельный ряд ЛАЗ.

Внешний вид

Вообще, внешность автобуса ЛАЗ-695 пару раз подвергалась улучшениям. В основном они коснулись корпуса, хотя общие размеры и компоновка остались прежними. Значительным новшеством первого поколения стала прокачка задней части, а впоследствии и передней, когда «прилизанную» форму сменили на козырек. Время от времени менялись эмблемы Львовского завода, а также между фарное пространство, передние бампера и даже колпаки колес.

Описание

ЛАЗ-695НГ разработан на основе конструкции серийного автобуса ЛАЗ-695Н и представляет собой бескапотный городской автобус среднего класса с задним расположением двигателя. Основными отличиями от базовой модели являются силовая установка (ЛАЗ-695НГ оснащён многотопливным двигателем ЗИЛ-138И с возможностью использования в качестве топлива бензина и сжатого природного газа, а также комплектом газовой аппаратуры производства Рязанского завода автомобильной аппаратуры) и колпак над задней частью крыши (под которым размещены баллоны со сжатым газом). В результате, в сравнении с ЛАЗ-695Н, высота автобуса ЛАЗ-695НГ увеличилась с 2950 до 3100 мм, масса — с 6850 до 7525 кг[1].

Основным топливом являлся метан[2] высокого давления[6] (сжатый до 200 атмосфер), который из баллонов по трубопроводам подаётся в редуктор, понижающий давление. Из редуктора газовоздушная смесь поступает в двигатель.

Размещение баллонов с метаном на крыше автобуса объясняется требованиями безопасной эксплуатации — при разгерметизации системы или аварийной ситуации метан, который легче воздуха, моментально выветривается, не успев заняться огнём или взорваться.

Салон

Первое время ЛАЗ-695 был несовершенен. Двери были недостаточно широкими, возле них не было площадки, проход между сидениями оставлял желать лучшего. Интересной особенностью первых ЛАЗов была быстрая трансформация в санитарную машину. Сидения демонтировались, а справа от водителя размещалась дверца для удобства погрузки раненых. Учитывая реалии послевоенного времени, такая модификация была более чем актуальной.

Поскольку вариаций ЛАЗ-695 было достаточно много, мы остановимся на самой популярной моделью ЛАЗ-695Н, которая чаще всего использовалась для перевозки пассажиров. Автобус имел кузов вагонной формы, был трехдверным. Две четырехстворчатых двери предназначались для пассажиров, еще одна – для водителя. Сидения располагались в четыре ряда, а двигатель – сзади. Также в салоне была воздушная система отопления, которая использовала тепло системы охлаждения. Ну а мест для сидения было 34, общая пассажировместимость достигала 67 человек.

Большое количество приборов, контрольных лампочек и кнопок для управления дверьми, освещением и прочим, располагались на единственной приборной панели непосредственно перед шофером. Рычаг тормоза стояночного типа и ручка управления коробкой передач разместились по правой стороне от шофера. Сразу возле передней двери расположилось двойное кресло, которое развернуто на 90 градусов. За задней же дверью, в конце автобуса, установлен большой диван на 5 посадочных мест.

Тест-драйв автобуса ЛАЗ-695М Львов: гарна дiвчина Маруся

Утром автобус проделывал путь в двадцать километров до определённого объекта, вечером возвращался обратно и ночевал в гараже. Следили за ним хорошо – воинская часть, как-никак. Единственное, что было в плачевном состоянии, – это как раз салон. Он был переоборудован таким образом, чтобы по дороге советским воинам можно было «забивать козла», вести светские беседы и предаваться прочим культурным развлечениям. А вот обычных «гражданских» пассажиров в таком автобусе возить было уже нельзя, тем более что раскуроченные сиденья были подварены кое-как и совсем не по канонам реставрации.

Хорошо было сделано лишь дополнительное отопление салона. Пол оснастили пандусом, из которого по всему салону через дефлекторы подавался тёплый воздух. Конструкция выглядела такой культурной, что у нынешних владельцев даже зародилось сомнение: а не заводское ли это оборудование, предназначенное для северных зон страны? Но нет.

Реставраторы купили новые кресла и стали приводить салон в первозданное состояние. Во время работ открыли пандус. На полу под ним шаловливой рукой воина с помощью электрода было начертано слово из трёх букв, но отнюдь не «ДМБ» или «DSG», а совсем другое, более известное. Сомнение отпало: тюнинг отопления был произведён силами солдат. Нехорошее слово убрали вместе с пандусом, и теперь на автобусе можно ездить всем желающим – никаких негативных культурных потрясений тут испытать не придётся, будут только положительные.

Я не зря вспомнил о «счастливом» билете. Он когда-то выпал этому автобусу, а потом – и мне. Да, по странному стечению обстоятельств касса выдаёт только «счастливые» билетики, и это невероятно приятно! Да, кстати, а что мы знаем об этих билетиках? Общепринятая их особенность такова: сумма первых трёх цифр шестизначного номера должна совпадать с суммой последних трёх цифр. Всего таких номеров может быть 55251, в среднем каждый восемнадцатый билет бывает «счастливым». В «Марусе» они все «счастливые» и идут подряд.

Технические характеристики

ЛАЗ-695-ый обладает бензиновым V-образным восьмицилиндровым силовым агрегатом с карбюраторной системой подачи от ЗИЛ 130Я2, рабочий объем которого составляет 6 литра. Мотор, функционирующий на бензине является, чуть ли не главнейшим минусом машины, потому что традиционный расход горючего составляет целых 35-40 литров на сотню километров, а ведь и сам бензин стоит намного дороже, чем дизельное топливо. Предельная скорость ЛАЗа – 80 км/ч.

Между прочими характеристиками, необходимо выделить присутствие 34-ех посадочных мест и водительское сидение, на которое устанавливались рессоры. Данное устройство давало возможность менять положения в разных плоскостях. ЛАЗ-695 оборудовали воздушной отопительной системой, в какой для того, чтобы охладить мотор были использованы тепловые системы охлаждения. Уже в 1985-ом году, инженерный состав предприятия смогли сконструировать модификацию 695-НГ, какая функционировала на природном газе. Потом, данная модификация пользовалась немалой популярностью, когда был в самом пике топливный кризис.

Механическая 5-ти ступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами на 2-ой и 5-ой скоростях. Также шла 2-ух контурная система тормозов с пневмоприводом. Вдобавок ко всему, российский автомобиль имел зависимую подвеску – впереди стояли амортизаторы и рессоры полиэллиптического вида, а сзади похожее устройство, однако без амортизаторов. Данный социальный автомобиль обладал неприхотливыми качествами в эксплуатировании, было выносливое и отличилось надежностью среди водителей. Автобус имеет дисковые колеса, а те в свою очередь – бортовые и замочные кольца. На заднем мосту установлены спаренные колеса. Размер шин следующие: 280-508Р. Во всех колесах давление составляет 0.50 МПа.
Технические характеристики

МодификацияТип двигателяОбъем двигателяМощностьКоробка передачРазгон до 100км/час, с.Максимальная скорость км/ч
ЛАЗ 695 6.0 MTБензин5966 см³Механическая 5ст.80

Сцепление

Если говорить о сцеплении, то оно было выполнено в форме сухого однодискового формата с гидроприводом выключения через четыре рычага, которые выключаются. В гнезде кожуха сцепления находится шестнадцать нажимных пружин. В главный цилиндр выключения сцепления заливают тормозную жидкость. Рычаг переключения связан с коробкой переключения передач тягой в виде трубы. Карданный вал обладает двумя карданами. Из двух мостов, ведущий – задний. 1-ая ступень в главном редукторе, а 2-ая в колесных. Картер моста сварен и штампован. В центральном редукторе шестерни получили нарезку зубьев по форме спирали.

В разъемной коробке поместился дифференциал. В редукторе колеса применяются стандартные шестерни цилиндрической формы, имеющими внешнее и внутреннее зацепление. Расположенный впереди мост состоит из кованой балки, имеющей двутавровое сечение. С помощью рессор и пружин достигается плавный ход – если автобус не нагружен, функционируют рессоры, если ЛАЗ едет под нагрузкой, в силу вступают и пружины. На конце рессоры присутствуют штампованные чашки, на которых находятся резиновые подушки.

Рулевое управление

695-ый обладает рулевым управлением с усилителем, который призван облегчить работу шофера, и повышает безопасность движения при повороте. Задействует рулевое колесо с рулевой колонкой, редуктор, расположенный в углу. Он имеет карданную передачу и рулевое устройство механизма. Усилитель руля оказывает воздействие на сошку устройства руля. К механизму руля относят червяк 3-ех гребневым роликом глобоидальной формы.

Система тормозов

Система тормозов двухконтурного вида, имеет пневматический привод и барабанный механизм. Тормоз стояночного типа оказывает влияние на устройства задних колес. Их привод – механический. Тормоз запасного типа – один из контуров рабочей системы тормозов. Давление в пневматическом приводе тормоза равняется 6.0 — 7.7 кгс/см.кв. Приводит в действие воздушный компрессор, обладающий парой цилиндров. Он имеет поршня и водяное охлаждение. Также он соединен гибкими шлангами с пневматической системой. В регуляторе давления находятся клапана шарикового типа. Чтобы накопить воздух, установлены 5 ресиверов с датчиками давления. А на одном из них даже существует кран для накачивания колес. В тормозном барабане содержится две тормозные колодки.

Кузов и салон

Кузов вагонного типа с несущим основанием. Количество дверей 3: две пассажирские распашные 4-х створчатые, и водительская дверь. Ширина проема пассажирской двери 830 мм. Вентиляция – естественная. Система отопления калориферная от системы охлаждения двигателя.

ЛАЗ 695 салон

Количество мест для сидения34, общая вместимость – 60 человек. Сидения расположены в 4 ряда, последние 5 мест объединены в один диван, состоящий из 3 секций (две 2-х местные и одна одноместная). В машинах различных годов выпуска также предусмотрено 1 служебное место возле задней двери.Сиденье водителя подвижно в 3-х направлениях. Органы управления и приборы расположены органично, приборы контроля с большими циферблатами очень информативны.

ЛАЗ 695 водительское место

Подводим итоги

Наверное, нет в нашей стране человека, который ни разу в жизни не ездил на ЛАЗ-695Н. Модель стала легендарной и символичной для всего Советского Союза. Особой популярностью данный автобус пользовался на рейсах протяженностью до 100 км. И пусть он сейчас уже не выпускается, но в некоторых поселках и небольших городах до сих пор можно увидеть старые, добрые «лазики».

Советуем Вам прочитать статью: ЛАЗ – история Львовского автобусного завода

Свидание с «Марусей»

Автобус ЛАЗ-695M по прозвищу «Маруся» — единственный действующий экземпляр данной модификации в России. Мы не упустили возможности познакомиться с этим символом советской эпохи вживую

Недавно по заданию редакции я оказался в числе участников спецрейса уникального ретро-буса ЗИС-127 по маршруту Таллин — Москва. Одна из остановок трехдневного турне была в Петербурге, где по случаю прибытия почетного гостя организовалась экскурсия в прошлое общественного транспорта. Так мы познакомились с автобусом ЛАЗ-695M по прозвищу «Маруся» — единственным действующим экземпляром этой модификации в России.

Фото автора и ЛАЗ

Свидание с «Марусей»

Обычно главные экспонаты музея общественного транспорта Санкт-Петербурга все выходные в разъездах — уникальный подвижной состав задействован на проведении тематических экскурсий по городу. Однако на этот раз было сделано исключение — на территории бывшего Василеостровского трамвайного парка выстроились более десятка интереснейших музейных экспонатов. Среди них троллейбус ЯТБ-1 (единственный в мире живой экземпляр), троллейкар КТГ-1, троллейбус МТБ-82Д, эксплуатировавшийся в Ленинграде с 1946 по 1974 год и троллейбус ЗиУ-5, возивший пассажиров с 1960 по 1989 год. Был в этой компании и автобус ЛАЗ-695M, получивший ласковое прозвище «Маруся». Раз так, мы не упустили возможности познакомиться с этим символом советской эпохи вживую.

Свидание с «Марусей»

ЛАЗ-695М второй опытной партии (1968 г.)

Для начала разберемся, чем же особенна модель с литерой «М»? ЛАЗ-695М — это третья по счету модернизация советского городского автобуса среднего класса Львовского автобусного завода. Она выпускалась с 1969 по 1975 год, придя на смену модели ЛАЗ-695Е, которая знаменита тем, что именно с нее началась эра комплектования львовских автобусов V-образным бензиновым двигателем ЗиЛ-130 мощностью 150 л. с. при 3200 мин-1. К слову, в те времена в Советском Союзе не соглашались со всем миром и считали, что дизельный двигатель не подходит для пассажирского автобуса.

Свидание с «Марусей»

Серийный ЛАЗ-695М (1970 г.)

Комплекс нововведений для ЛАЗ-695М позволил серьезно улучшить базовую модель. Модернизация предусматривала установку на машине более высоких (на 15 см по сравнению с ЛАЗ-695Е) оконных стекол с соответствующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Кстати, в связи с этим исчезли плексигласовые закругленные стекла на боковых скатах крыши. турбинный центральный воздухозаборник сзади был заменен узкими щелями в задней части кузова выше капота. Изменения коснулись и агрегатной базы. Например, автобус получил поступавший в рамках кооперации венгерский задний мост Raba с планетарными редукторами в колесных ступицах. Передние тормоза ЛАЗ-695М были идентичны тормозам автобуса ЛАЗ-695Е, а задние (производства Венгрии) имели несколько иную конструкцию. Ко всему прочему пневмопривод тормозов сделали раздельным, двухконтурным, что повысило безопасность автобуса. Машина стала на 100 мм короче, но модернизированный автобус несколько потяжелел: полная масса выросла до 11 370 кг, а снаряжена масса — до 7470 кг. Однако при этом его максимальная скорость не снизилась, а согласно технической характеристике составляла все те же 75 км/ч. Не изменился и контрольный расход топлива: согласно справочнику, на 100 км пути при скорости 40 км/ч машине требовались те же 35 л. Увеличенный с 270 до 310 мм дорожный просвет сделал модель ЛАЗ-695М еще менее восприимчивой к советскому бездорожью.

Свидание с «Марусей»

ЛАЗ-695М последних выпусков (1975 г.)

В отличие от автобуса ЛАЗ-695Е, где из дюралю миниевого листа выполнялась только центральная часть пола, пол автобуса ЛАЗ-695М по всей площади, равно как и панель пола водителя, были полностью выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм. А вот пассажировместимость ЛАЗ-695М по сравнению с предшественником не изменилась. В салоне, вмещающем 65 пассажиров, по левому борту располагались 8 двухместных диванов, а по правому — одиночные сиденья и еще 5 двухместных диванов. Дополнительные пять мест для сидения на всю ширину салона оборудованы за задней дверью.

Свидание с «Марусей»

ЛАЗ-695 комплектовался двухконтурным приводом тормозов, что повышало безопасность

Производство ЛАЗ-695М продолжалось семь лет, за это время было изготовлено 52 077 автобусов, разошедшихся по всему Советскому Союзу, включая ряд относительно небольших районных городов. На экспорт отправлено всего 164 машины. На базе ЛАЗ-695М выпускался автобус ЛАЗ-697М «Турист».

«Маруся» сегодня является собственностью питерской компании Retro Bus. Красавица, несмотря на свои сорок три, в отличной форме, прекрасно восстановлена и считается наиболее ценным экспонатом коллекции Retro Bus. Коллекционеры говорят, что это чуть ли не единственный действующий в России в настоящее время экземпляр переходной модели (напомним, что ЛАЗ-695 есть в коллекции «Мосгортранса», но это машина самого первого выпуска, до модернизации — см. Автопарк №6, сентябрь, 2007 г.).

Свидание с «Марусей»

В 2013 году салону автобуса был возвращен исторический вид

А история появления ЛАЗ-695М в компании Retro Bus такова. Как-то раз один из любителей истории пассажирского транспорта упомянул, что в месте его срочной службы — закрытом городе Плесецке он видел автобус, очень похожий на ЛАЗ-695Е. Занявшись целенаправленными поисками, в Retro Bus выяснили, что в Плесецке на космодроме действительно работает старый ЛАЗ, только не 695Е, а следующая, более поздняя модификация ЛАЗ-695M. Организовав весной 2011 года командировку в закрытый город одного из представителей команды Retrо Bus, коллекционеры выяснили, что машина находилась в отличном состоянии. Автобус проработал на космодроме более 40 лет, однако всегда стоял в теплом гараже и никогда не видел соли и дорожных реагентов. Кроме того, конструкция данной модели автобуса подразумевает изготовление бортов из цельных алюминиевых листов, которые не подвержены коррозии.

Свидание с «Марусей»

Билетная касса-полуавтомат на штатном месте

Осенью 2011 года ЛАЗ-695М, получивший ласковое имя «Маруся», был обменен на ПАЗ-4235 и перевезен за 1000 км из Архангельской области в Санкт-Петербург. В 2012 году автобус был покрашен в ярко красный цвет в фирменном стиле Retro-Bus. В то же время цветографическая схема максимально приближена к оригинальной заводской окраске.

В 2013 году салону автобуса был возвращен исторический вид. Свое место заняли оригинальные сиденья, обшитые дерматином, и касса-полуавтомат для продажи отрывных билетов. Сегодня «Маруся» — труженик. Машина перевозит гостей на экскурсионных маршрутах города на Неве. А еще автобус — желанный гость на автомобильных выставках и фестивалях, настоящее украшение торжественных мероприятий и, конечно, звезда теле- и киноэкрана. Например, весной этого года машина снялась в картине Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».

Кстати, «Маруся» — не единственный представитель Львовского автобусного завода в коллекции ретробасовцев. У питерских знатоков автостарины теперь есть и более поздний ЛАЗ-695Н по прозвищу «Наташа», выпущенный в 1995 году. Но это уже другая история.

Свидание с «Марусей»

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ НА РОДИНЕ

На Украине тоже нашлось применение старым ЛАЗам — их начали переоборудовать под кофебусы. В Киеве уже эксплуатируются несколько подобных машин. На очереди еще одна новинка — ЛАЗ-695М. По сообщениям из прессы, машину отыскали в Харькове на машиностроительном заводе ФЭД, где ее собирались уже пустить на металлолом. Идея дать вторую жизнь 695-му пришла киевскому предпринимателю Вадиму Навроцкому. Восстановление, по его подсчетам, обойдется в 150 тыс. гривен.

Восстановленный харьковский автобус так и останется с тематикой ФЭДа. Также в нем будет представлен и сам Харьков как первая столица Украинской советской республики.

ЛАЗ-695M «ЛЬВIВ». ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Пассажировместимость, чел.65
Снаряженная/полная масса, кг6750/11 370
Габариты (длина/ширина/высота), мм9190/2500/2870
Колесная база, мм4190
Объем топливного бака, л150
Двигатель
типбензиновый, V-образный, 8-цилиндровый
раб. объем, см35966
номинальная мощность, л. с./мин-1150/3200
Коробка передачмеханическая, 5-ступенчатая
Подвеска передняя/задняязависимая, рессорная
Тормозапневматические, барабанные
Шины280–508
Максимальная скорость, км/ч75

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

ЛАЗ-695 фото

Читайте далее:

ЛАЗ-695Н

ЛАЗ-695Н

Четвертое воплощение Skoda Octavia

ЛАЗ-695Н


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]