Устройство трактора Т-16: конструктивные особенности агрегата

Трактор Т-16 или «Шассик» — так его называют в народе, детище Харьковского тракторного завода. Является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. Задумывался конструкторами, как самоходная, универсальная платформа, для различного сельскохозяйственного и промышленного оборудования.

На шасси предусматривалась установка оборудования для междурядной обработки: опрыскиватель, культиватор.

Для заготовки кормов, широко применяют косилку с использованием бокового ВОМ, стогомёты. Погрузчики разных видов, кузов – самосвал, большой перечень промышленного оборудования. Несмотря на свою универсальность, наибольшую популярность у населения он приобрел, как компактный, маневренный и проходимый грузовик.

На таком хоть в лес за дровами, хоть песка для или гравия для приусадебной стройки привезти, самое то. За комплектацию с передним расположением кузова, Т-16 получил второе свое народное прозвище — «Попрошайка»!

Особенности техники

Трактор Т-16 отличается компоновочной схемой с расположением грузового кузова впереди кабины. Кузов оснащен механизмом разгрузки в боковые стороны и вперед. Силовой агрегат и трансмиссия представляют собой единый блок, установленный в задней части «шассика» Т-16.

Компоновка позволила обеспечить хорошие параметры распределения веса по осям при полной загрузке. Расположение кабины оператора над двигателем обеспечивает обзор при работе в поле или разгрузке самосвального кузова.

История машины

В середине прошлого столетия, в 50-х годах, когда страна выходит из тяжёлого экономического состояния, пытаясь восстановить довоенный уровень производства, начинается изготовление и последующий выпуск серии ДСШ-14 на Харьковском тракторном заводе.

В 1956 году с конвейера сошёл первый пробный образец, но уже через 2 года было принято решение о запуске облегчённой версии ДСШ-14, которая имела модификацию ДСШ – 16. Вес машины уменьшился на 200 кг, и общая масса стала 1,47 тонн. Увеличился скоростной режим с 13,7 км/час до 17 км. Только в 1967 году произошло полное перевооружение старой модели, которой присвоили новый маркер Т-16.

Появился новый двигатель трактора Т-16, был внедрен двухцилиндровый дизель из расчёта 16 л.с. Масса стала 1, 43 тонны, грузоподъёмность техники 750 кг. Вырос скоростной режим до 19,5 км\час.

Технические характеристики Т-16

Параметры тракторов Т-16 делают их пригодными для эксплуатации в фермерских хозяйствах и на приусадебных участках. Расход топлива зависит от состояния топливной аппаратуры и условий эксплуатации, нормативное значение удельного расхода — 253 г/кВт*час. При работе на нормальной загрузке расход составляет 2,5-3,6 кг топлива в час. Устройство системы подачи топлива позволяет выполнять ремонт и настройку самостоятельно.

Габариты шасси Т-16МГ:

  • длина — 3,7 м;
  • ширина — 1,55 м;
  • высота — 2,5 м.

Габариты шасси

Шасси Т-16 имело массу 1730 кг, сравнимую с тем, сколько весит автомобиль среднего класса. При этом грузоподъемность составляет 1000 кг.

Моторная часть

Ранние шасси Т-16 комплектовались 2-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем модели Д-16, который развивал мощность 16 л. с. Модернизированные машины оснащались мотором Д-21А1, который обладает мощностью 22 л. с. Двигатель оснащен предкамерной системой впрыска в полость, выполненную в днище поршня.

Система охлаждения двигателей — воздушная, осуществляется осевым вентилятором. Внешняя поверхность цилиндров и головок оснащена ребрами, установлены дефлекторы для направления воздушного потока между ними. Интенсивность охлаждения регулируется поворотным диском в канале забора воздуха.

Трансмиссия

Шасси оснащено механической коробкой передач и двухпоточным сцеплением с приводом выключения от педали. Ранние модели имели 4 скорости переднего хода, поздние — 7. Валы коробки расположены поперек продольной оси машины, что позволило сократить габаритные размеры трансмиссии и обойтись без конической главной пары. В конструкцию сцепления входят 2 однодисковых узла — для передачи момента на коробку и для включения вала отбора мощности.

КПП Т-16

Сцепление относится к числу капризных узлов и требует настройки в процессе эксплуатации. Отрегулировать сцепление на Т-16 можно выставлением зазоров между отжимными рычагами и корпусом выжимного подшипника, а также между упорами нажимного диска и болтами для регулировки. Дополнительно выполняется настройка хода педали.

В картере коробки расположена главная пара и дифференциал с механическим блокиратором. Полуоси дифференциала выходят к конечным передачам по бортам. Выходные валы оснащены ступицами для установки задних колес.

Система гидравлики

Гидравлика тракторов состоит из шестеренного насоса, установленного на моторе, распределителя, исполнительных цилиндров и соединительных магистралей. На Т-16МГ установлено гидрообъемное рулевое управление, подключенное к основной магистрали.

Рулевая колонка

Штампованная колонка прикреплена к фланцевой части заднего силового бруса рамы. В колонке установлены на подшипниках 2 вала, имеющих карданный узел соединения. На Т-16МГ колонка оборудована системой регулировки по длине и углу наклона. Настройка выполняется вручную, после этого шарнирное соединение зажимается фиксатором.

Рабочее место

Оператор располагается в кабине, установленной над задними колесами. Сиденье машины рассчитано на 2 человек, оснащено мягкой пружинной подушкой с обшивкой из искусственной кожи. За спинкой расположен теплоизоляционный экран, защищающий кабину от нагрева.

Кабина Т-16

Управление осуществляется рулевым колесом, педалями и рычагами. Перед оператором расположен приборный щиток с набором контрольных приборов, переключателей и индикаторов.

Ранние машины оснащены открытой кабиной с брезентовой крышей. Впоследствии (с последних выпусков Т-16М) стала устанавливаться закрытая кабина с 2 боковыми дверями. Лобовое стекло оснащено очистителем с электрическим приводом. Штатная вентиляционная установка и отопитель на машинах с закрытой кабиной не устанавливались.

Устройство

Главная особенность конструкции шасси Т-16 – расположение двигателя позади кабины, а в передней части рамы – креплений для навешивания рабочего оборудования, которым в стандартной комплектации является транспортная платформа самосвального типа.

Двигатель

Трактор оснащен 16-сильным двигателем марки Д-16 – дизельным, двухцилиндровым, четырехтактным, воздушного охлаждения со следующими техническими особенностями:

  1. Наличием в головке цилиндров предкамеры для смесеобразования, объем которой составляет от общей камеры сгорания около 35 %.
  2. Полным набором необходимых для повышенной эффективности работы составляющих:
      кривошипно-шатунным механизмом;
  3. устройством газораспределения;
  4. системами смазки и питания.
  5. Использованием в качестве остова картера с креплением к нему алюминиевой крышки распределительных шестерен с сапуном и маслозаливной горловиной.
  6. Несколькими валами для отбора мощностей, стандартно основным и синхронным.

Пуск двигателя осуществляется с помощью действия стартерной пусковой системы либо посредством буксировки – так называемого «пускача» у этой модели нет.

Схема топливного насоса трактора Т-16

Трансмиссия, двигатель и гидравлика колесного трактора Т-16

Трансмиссия

Т-16 имеет две пары разновеликих колес – маленькие передние и большого размера задние, устройство крепления которых позволяет изменять для обеих пар ширину колеи с функцией смещения центра тяжести на задней оси.

ИНТЕРЕСНО! Благодаря способности тракторного шасси менять взаимное расположение колес с его помощью возможна детальная обработка сельхознасаждений – прополка, опрыскивание от вредителей, окучивание и т.п.

Силовая передача к ходовым деталям осуществляется механической трансмиссионной системой, расположенной аналогично двигателю сзади и включающей следующие элементы:

  • Постоянно замкнутое сцепление, однодисковое фрикционного типа.
  • 7-ступенчатую механическую коробку передач, состоящую из прямозубых шестерен.
  • Ленточные сухие тормоза, приводимые в действие механическим приводом.

Гидравлика

Гидравлическая система тракторного шасси оборудована двумя силовыми цилиндрами выносного типа. Они управляются специальным гидрораспределителем, позволяющим:

  • Эффективно переключать потоки рабочей жидкости.
  • Предохранять всю систему от возможных перегрузок.

Для него характерны 4 положения составляющих золотников – «нейтральное», «плавающее», «опуск» и «подъем», отличающиеся положением поршня и способом поступления в гидравлику масла.

Электрооборудование

Стандартный набор электрооборудования включает устройства, работающие под напряжением 12 В:

  • Пусковой стартер;
  • Временное реле;
  • Аккумуляторный блок;
  • Собственный генератор.

Именно благодаря наличию собственного генератора тока для этой модели трактора возможно подключение таких отдельных агрегатов, как циркулярные пилы, сварочные аппараты и т.п.

Рулевое управление

Удобство действия рулевой заключается в управлении посредством гидравлики, что значительно облегчает работу оператора, не требуя больших усилий для поворота руля.

Рулевая колонка Т-16 составлена из следующих элементов:

  • Карданного вала, опирающегося на радиальный подшипник.
  • Стопорного кольца.
  • Шарнирного соединения с рулевым колесом.

Гидрообъемное управление рулем не предполагает наличия механической связи между управляемыми колесами и рулевым колесом, включая шестеренный насос, насос-дозатор и гидроцилиндр, имеющий двустороннее действие.

Схема КПП трактора Т-16

Коробка передач, рулевое управление и кабина трактора Т-16

124 — гайка; 125 — стопорная шайба; 126 — упорная шайба; 191 — шестерня коническая; 192 — шарикоподшипник; 193 — ведущая шестерня пятой и шестой передач; 194 — шестерня второй и третьей передач; 195 — первичный вал; 196 — ведущая шестерня четвертой передачи; 197 — ведущая шестерня первой передачи; 198 — шпонка призматическая; 199 и 200 — регулировочная прокладка; 201 — уплотнительное кольцо; 202 — гнездо подшипника первичного вала; 204 — прокладка крышки; 205 крышка подшипника первичного вала; 206 — пружинная шайба; 207 — болт; 208 — втулка.

Кабина

Самые первые модели типа Т-16 выпускались без кабины, имея только открытое кресло оператора. Более современные модификации оборудованы комфортабельными кабинами, которые не только увеличивают удобство работы в различную погоду, но также делают ее намного более безопасной.

Для нее характерны отличный обзор и удобное размещение всех управляющих приборов и систем.

Навесное оборудование

Навесное оборудование на шасси Т-16 устанавливается на передний трубчатый подрамник, который оснащен штатными точками крепления. Завод выпускал ограниченный ассортимент оборудования, поэтому каждый владелец самостоятельно изготавливает необходимую оснастку. Возможно приобретение готовых изделий, изготовленных мелкими мастерскими.

Плуг своими руками

Самодельный плуг представляет собой треугольную раму из трубы, которая оснащена опорной частью и усилителем. На нижней части установлены 2 лемеха и опорное стальное колесо. Плуг устанавливается на заднюю навеску и управляется гидравлическим цилиндром. Над передней осью располагается балласт, улучшающий сцепление колес.

КУН своими руками

Устройство КУН (копновоз универсальный навесной) представляет собой вилы и дополнительный захват, при помощи которых удерживается груз. Агрегат устанавливается на шасси Т-16МГ с более производительным насосом.

Для изготовления узла требуются:

  • чертежи изделия;
  • металлический профиль необходимого сортамента;
  • сварочное оборудование;
  • инструменты для резки и обработки профиля.

КУН вилы

Последовательность изготовления копновоза:

  • снять платформу с подрамника;
  • изготовить и установить основание под стрелу КУН;
  • построить две стрелы, которые изготавливаются из металлического профиля;
  • установить стрелы на основании и смонтировать гидроцилиндры подъема;
  • смонтировать между стрелами перемычку, которая служит для усиления конструкции и используется в качестве опоры гидроцилиндра захватного устройства;
  • изготовить и установить на штатное место вилы и захват;
  • провести гидравлические магистрали;
  • проверить работу устройства, при необходимости внести в конструкцию изменения.

Самодельный КУН работает от штатного шестеренного насоса. По отзывам владельцев, устройство поднимает тюки с сеном весом до 400 кг. Для работы с большим весом возможна установка дополнительного насоса НШ-32 с приводом от ВОМ.

Лопата своими руками

Лопата представляет собой стальной лист с толщиной 5-7 мм, который жестко установлен на двух направляющих. Последние выполняются из трубы прямоугольного или круглого сечения. Свободные концы труб оснащаются соединительным ухом, которое служит для установки деталей на кронштейн. Соединительный палец оснащен шплинтом или фиксируется от выпадения другим способом.

Управление углом наклона лопаты ведется при помощи гидравлического цилиндра, установленного на передней поперечине полурамы. Цилиндр крепится к отвалу и поперечине подвижно, при помощи пальцев. Подача жидкости регулируется распределительным устройством, которое расположено в кабине. Для улучшения работы машины рекомендуется нагружать переднюю часть балластом, в роли которого могут выступать мешки с песком, уложенные в кузове шасси Т-16.

Отвал своими руками

Отвал устанавливается на 2 кронштейна, которые прикручены к подрамнику болтами. Рама отвала состоит из двух поперечин, задние концы опираются на кронштейны. Поперечины плавно сходятся к переднему концу. Отвал, сделанный из стального листа, крепится одной точкой к стыку поперечин на пальце. Вторая точка крепления отвала используется для поворота изделия относительно машины. Для этого используется регулируемая поперечина, расположенная между второй точкой крепления и рамой отвала. Регулировка может быть винтовой или ступенчатой.

Отвал на Т-16

На задней части отвала рекомендуется установить усилители, которые предотвратят деформацию изделия. На нижней части смонтирован резиновый защитный фартук.

Управление работой отвала гидравлическое, от отдельного цилиндра, установленного под рабой. Подъем и опускание отвала производится от гидравлического распределителя, установленного в кабине.

Навеска своими руками

Задняя навеска крепится к подрамнику и предназначена для установки навесного оборудования весом до 300 кг или для буксировки колесных прицепов с массой до 800 кг.

Навеска состоит из рамы, изготовленной из швеллера. Рама проходит под двигателем и трансмиссией до кронштейнов, прикрученных к подрамнику. Дополнительные точки крепления рамы расположены на картере коробки.

Задняя поперечина оборудована выводом вала отбора мощности. На раме установлен гидравлический цилиндр управления углом установки навески. В конструкции предусмотрены растяжки, которые обеспечивают подвижность навески при движении трактора и прицепа по неровной почве.

Сделать печку на трактор

Из-за отсутствия системы отопления работа на машинах Т-16 в холодное время года не рекомендуется. Стекла быстро запотевают и покрываются инеем, ограничивая обзор оператора.

Для обогрева кабины может использоваться нагретый резонатором глушителя воздух.

Вокруг корпуса резонатора устанавливается дополнительный кожух с заборным отверстием, которое соединяется шлангом, проведенным в кабину через специальное отверстие. В кабине установлена улитка вентилятора с выключателем. От улитки проложены воздуховоды обогрева ветрового стекла.

Другим вариантом является установка теплоизолирующего чехла на двигатель и снятие защитных экранов в кабине. Мероприятие помогает при температурах воздуха не ниже -5°С.

Ремонт трактора

При ремонте шасси Т-16 производится замена изношенных элементов трансмиссии и силовой установки, устранение механических повреждений или трещин на подрамнике или деталях кабины. Трещины на подрамнике свидетельствуют о работе машины с перегрузками, поэтому узел рекомендуется заменить. Поврежденные коррозией части очищаются, покрываются грунтом и окрашиваются.

Ремонт коробки передач

Ремонт коробки передач может потребоваться при износе или выкрашивании зубьев шестерен или валов, повреждениях валов или подшипников, выходе из строя вилок переключения. Для ремонта коробка передач снимается с трактора — откручивается передний подрамник, снимается кабина и двигатель.

Ремонт КПП

Краткая последовательность шагов при разборке коробки:

  1. Перед началом разборки коробки и бортовых передач требуется слить масло.
  2. Отделить конечные бортовые передачи, провести проверку состояния шестерен и подшипников.
  3. Снять крышки подшипников на картере коробки и вынуть валы. Изношенные детали заменить узлами без износа.
  4. Сборка коробки производится в обратной последовательности. Резьбовые соединения требуется затягивать динамометрическим ключом в соответствии с моментами, рекомендованными заводом. Соединяемые поверхности не должны иметь вмятин, поскольку через повреждения стыков станет сочиться масло.

Проблемой является качество запасных частей, из-за чего требуется длительная регулировка зазоров главной передачи. Для регулировки используется краска, которая наносится на зубцы ведущей шестерни. Опечаток на ведомой шестерне должен находиться по центру грани зуба. Если пятно контакта иное, то требуется настроить узел путем замены регулировочных прокладок.

Разборка двигателя

Разборка двигателя применяется при проведении капитального ремонта с заменой элементов поршневой группы. Сигналом к ремонту становится затрудненный запуск, падение мощности и увеличенный расход масла.

Двигатель Д-21 оснащается индивидуальными цилиндрами и головками. Цилиндры отлиты из износостойкого чугуна, внутри поверхность отполирована и образует рабочее зеркало. При износе или повреждениях зеркала цилиндр меняется на изделие с номинальным размером. Для замены головки и цилиндра требуется отвернуть 4 гайки и снять элементы. Вместе с заменой цилиндра осуществляется обновление поршневых колец.

Двигатель Д-21

Ремонт механизма газораспределения проводится на снятых головках. Направляющие толкателей и распределительный вал возможно заменить только после снятия двигателя с трактора и разборки картера. Двигатель крепится на шпильках через картер сцепления к коробке передач. Для снятия мотора требуется отсоединить топливные трубки, провода стартера и генератора, открутить гайки. Демонтаж выполняется с помощью кран-балки.

Для замены коренных или шатунных подшипников требуется разборка нижней части картера. Предварительно требуется снять навесное оборудование, слить масло и открутить гайки крепления масляного поддона. После этого откручиваются анкерные боты крышек подшипников, снимается и проверяется коленчатый вал. Изношенные детали заменяются.

Сборка мотора должна производиться в чистом помещении с соблюдением моментов затяжки крепежа. Необходимо следить за установкой контрящих шайб, которые предотвращают самопроизвольное откручивание гаек и болтов. Отремонтированный двигатель должен пройти обкатку, в ходе которой запрещается давать высокие нагрузки и обороты. После обкатки масло в картере подлежит замене.

Достоинства и недостатки

Владельцы машин отмечают ряд положительных сторон Т-16, это:

  • надежная схема трансмиссии;
  • возможность самостоятельного ремонта с использованием минимального набора инструмента;
  • маневренность, обеспеченная компоновочной схемой;
  • возможность самостоятельной модернизации и установки узлов от другой техники;
  • проходимость;
  • отсутствие магистралей и радиатора системы жидкостного охлаждения упрощает эксплуатацию.

Недостатки шасси Т-16:

  • малая мощность для обработки крупных земельных участков;
  • необходимы контроль над системой смазки и очистка ребер от замасливания и загрязнения;
  • поломки, связанные с естественным износом техники;
  • сложности с установкой навесного оборудования;
  • отсутствие качественных запасных частей.

Двигатель и особенности

трактор т 16 м

Двигатель запускался с помощью электростартера, из кабины водителя, такая схема была доступна далеко не всем тракторам.

Цена и отзывы владельцев

Стоимость машин Т-16М и МГ с пробегом составляет 90-250 тыс. рублей. Цена зависит от общего состояния машины, пробега, степени износа двигателя или ходовой части, наличия дополнительного или навесного оборудования. Трактора первых серий в продаже не встречаются.

Сергей, Краснодар

Владею шасси Т-16-МГ более 15 лет. Машина показала себя как надежная и экономичная. Применяется для перевозки грузов в штатном кузове и буксировки прицепной тележки. В летнее время трактор применяется для привода водяного насоса, подключенного к ВОМ. Двигатель способен работать в жаркую погоду длительное время без перегрева. Требуется следить за исправностью привода вентилятора и отсутствием замасливания и забивки ребер пылью, которые ухудшают теплообмен.

Дмитрий, Беларусь

Шасси используется несколько лет, кабина снята для улучшения проходимости. Конструкция надежная, но при условии выполнения регламентных работ. Большой проблемой является отсутствие штатного навесного оборудования, поэтому приходится использовать самодельное.

Модификации «трудяги»

трактор т

  1. Т-16М – первая модификация отличалась от базовой, мощным двигателем, который, позволил довести скорость до 25 км/ч. Минимальную рабочую скорость можно было «сдерживать» на уровне 1,6 км/ч. Каркас машины «украсил» тент и двери;
  2. Т-16МГ – очередная модернизация середины 80-х годов. Улучшения позволили разогнать технику до 40 км/ч, это при том, что масса возросла. Цельнометаллическая кабина увеличила вес транспортного средства, и улучшила эстетическое обрамление и функционал.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: