Колесный экскаватор ЕК-12 технические характеристики и описание


Модификации экскаватора

Экскаватор «Твэкс ЕК-12» выпускается в следующих модификациях:

  • классическая версия с моноблочной стрелой и ковшом на 0,65 кубометра;
  • «ЕК-12-10» – версия, дополненная гидронасосом «Bosch-Rexroth» и гидромотором хода;
  • «ЕК-12-20» – вариант, отличающийся уменьшенным ковшом (0,5 кубометра), гидравликой ПСМ, опорой-отвалом, стабилизаторами и изменяемой геометрией стрелы;
  • «ЕК-12-24» – модифицированный аналог версии «ЕК-12-20» с гидронасосом «Bosch-Rexroth» и гидромотором хода;
  • «ЕК-12-40» – версия с 0,65-кубометровым ковшом, гидромотором хода, гидронасосом «Bosch-Rexroth» и импортным дизельным двигателем ).

Современные экскаваторы«ЕК-12» имеют следующие, расширенные технологические возможности:

  • Изменяемая геометрия стрелы, которая обеспечивает повышение глубины копания и высокие показатели маневренности экскаватора;
  • Повышенную скорость передвижения;
  • Уменьшенный радиус поворотной платформы, который позволяет эксплуатировать экскаватор в стеснённых условиях;
  • Возможности выполнения прецизионных операций.

В базовой версии экскаваторы «ЕК-12» комплектуются моноблочными корпусами и ковшевыми приспособлениями.

Рекомендации

Разработка котлованов, траншей, карьеров и колодцев в грунтах I-IV категорий, погрузка и разгрузка сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов (при величине кусков не более 200 мм), а также для других работ в различных отраслях промышленного, дорожно-транспортного и коммунального хозяйства.

Ковш объёмом 0,65 м3 может быть заменён на:

  • Грейфер ГК-221 для рытья траншей, колодцев, котлованов и других аналогичных работ, а также для погрузки и разгрузки различных материалов. Грейфер может комплектоваться полноповоротным гидравлическим ротатором. Для увеличения глубины захвата груза на грейфер может быть установлен удлинитель, состоящий из одной или 2-х вставок с направляющей, которая монтируется между вставками для центрирования грейфера.
  • Гидромолоты МГ-300 (устанавливается на модели с моноблочной стрелой), МГ-150, предназначены для разрушения бетонных и железобетонных дорожных покрытий, сооружений из кирпича, неармированного бетона и других аналогичных работ, в том числе рыхления мёрзлого грунта и трамбования рыхлого грунта.
  • Рыхлитель 314-03-40.17.300 для выемки бордюрного камня, вскрытия асфальтобетонной корки мёрзлого грунта и т.п.
  • Ковш (0,32 м3, 0,5 м3) для копания узких траншей или выполнения работ на более тяжёлых грунтах.

Двигатели полностью соответствуют всем международным экологическим требованиям и имеют ряд значительных преимуществ:

  • в два раза больший ресурс и гарантийный срок обслуживания по сравнению с отечественными двигателями;
  • крутящий момент на 10% больше;
  • обеспечение экономии топлива на 10-20% в зависимости от вида работ;
  • сокращение времени технического обслуживания на 20% за счёт увеличения интервалов между ТО;
  • снижение шума и вибраций на рабочем месте оператора.

Использованы материалы ОАО «Тверской Экскаватор», https://www.tvexc.ru.

Двигатели экскаватора «ЕК-12»

Экскаваторы «ЕК-12» комплектуются 4-х тактным, 4-х цилиндровым дизельным силовым агрегатом ММЗ «Д-243», как на тракторе «Беларус МТЗ-80». Модификация«ЕК-12-40» оборудуется импортным мотором «Perkins 1104C-44». В подкапотном пространстве насос расположен справа, а радиаторы – слева. Глушитель находится над насосным агрегатом и создаёт дополнительную тепловую нагрузку. Воздушные фильтры располагаются перед радиаторами. Некоторые экскаваторы оснащаются пусковым подогревателем «Hydronic-10», облегчающим запуск двигателя в морозы.

Основные технические параметры дизельного двигателя «Д-243» таковы: рабочий объём – 4,75 л; мощность –59,6кВт, или 81 л.с.; максимальный крутящий момент – 258 Н.м; диаметр цилиндра – 110 мм.Максимальный крутящий момент достигается при 1600 оборотах в минуту. Номинальное вращение коленчатого вала составляет 2200 оборотов в минуту.

Расход топлива экскаватора «ЕК-12», определённый производителем, составляет 229 г/кВт в час. Объём топливного бака составляет 255 литров.

Модификация«ЕК-12-40» (в настоящее время не выпускается) оснащалась силовым агрегатом «Perkins 1104С-44». Это схожий по своим характеристикам с «Д-243» дизельный мотор. Его рабочий объём – 4,4 л; мощность – 64 кВт, или 85,8 л.с.; крутящий момент составляет 308 Н.м.

Силовой агрегат

На колесный экскаватор ЕК-12 устанавливается агрегат собственного производства Д-243 мощностью 60 кВт или 81 лошадиная сила. Это четырехцилиндровая (d=110 мм) четырехтактная модель объемом 4,75 л. Последняя модификация оснащается агрегатом Perkins 1104С-44. В моторном отсеке справа находится насос, слева – радиаторы охлаждения. Система снижения шумности расположена под насосом, что приводит к дополнительному нагреву. Фильтры для очистки воздуха устанавливаются перед радиатором, а это затрудняет проведение сервисных работ и снижает эффективность системы охлаждения. Для пуска предусмотрен стартер.

ДвигательД-243Perkins 1104С-44
Мощность60/81 кВт/л.с.64/85,8 кВт/л.с.
Тип охлажденияжидкостноежидкостное
Тип топливадизельноедизельное
Цилиндров44
Емкость4,75 л4,4 л
Объем бака255 л255 л
Крутящий момент258 Нм308 Нм

Все комплектующие радиаторов унифицированы, что гарантирует простоту замены необходимых деталей. На модификации могут устанавливаться пусковые нагреватели Hydronic 10, обеспечивающие быстрый запуск в зимнее время.

Частота вращения вала Д-243 составляет 1600 оборотов в минуту, крутящий момент равен 258 Нм.

Вернуться к навигации

Особенности устройства «ЕК-12». Пневмо- и гидросистемы экскаватора

Одна из основных особенностей устройства«ЕК-12» – это пневматическая система. Она обеспечивает работу барабанных тормозов и постоянно-замкнутого стояночного тормоза, включение-выключение переднего моста и переключение передач 2-х скоростной КПП. Работает пневмосистема экскаватора от стандартного компрессора двигателя, задействуя датчики, клапаны и ресиверы, расположенные на поворотной платформе.

Гидросистема экскаватора «EK-12» функционирует с навесным оборудованием. Гидравлика экскаватора обеспечивает плавность движений рабочего оборудования,увеличивает эффективность выполнения работ. Наиболее точно и производительно работает гидравлика«Bosch-Rexroth» – на экскаваторы «Твэкс EK-12» устанавливаются распределитель, моторы, насос и блок управления данной марки. Все гидролинии и цилиндры надёжным образом защищены в теле рукояти, и их повреждение при работе исключено.

Отличительным свойством экскаватора «EK-12» также является способность изменять геометрию стрелы.

Техническое обслуживание Твэкс ЕК-12

Благодаря тому, что большинство элементов конструкции экскаваторов Твэкс ЕК-12 (до 90%) производятся на заводе, проблем с обслуживанием не возникает. Однако в конструкции машины есть несколько моментов, усложняющих ремонт и обслуживание.

Так, воздушные фильтры, размещенные перед радиатором, мешают охлаждению двигателя и ограничивают доступ. Дополнительную тепловую нагрузку создает глушитель, который производитель разместил над насосным агрегатом. Также неудобно расположены радиаторы (слева под капотом) и насос (справа).

В базовой комплектации Твэкс ЕК-12 агрегатируются двигателями Д-243

Комплектация и рабочее оборудование

Основным рабочим оборудованием экскаваторов данной модели являются различные ковши (обратные лопаты) объёмом от 0,35 до 0,65 м3. Они меняются со стандартного на специализированный по мере необходимости. К примеру, когда нужна обработка сложных грунтов или рытьё зауженных траншей. Кроме ковшей, экскаватор может работать с рыхлителем (при снятии асфальтобетонного покрытия, замёрзшего слоя грунта, разборки бордюрных деталей.

Схожие задачи выполняет гидравлический молот – ещё один элемент рабочего оборудования экскаватора «EK-12». Он применяется в работах с бетонными и железобетонными поверхностями, с массивными стенами из кирпичей; при погружениях в сильно замёрзший грунт и при уплотнении слоя рыхлой почвы.Для экскаваторов с моноблочной стрелой предназначены гидромолоты «МГ-300»; для других модификаций – «МГ-150».

Работает экскаватор «EK-12» и с грейфером. Когда на него установлено грейферное устройство«ГК-221», то возможна также и установка гидравлического полноприводного ротатора. Масштабность покрытия груза увеличивается с помощью удлиняющего устройства из вставок и направляющей.

Технические характеристики

Двигатель

Экскаватор в зависимости от модификации оснащается двумя типами двигателей: ММЗ 243, мощностью 83 л.с. и Perkins той же мощности. Стоит отметить, что по желанию покупателя на все модели может быть установлен импортный мотор, ведь фирма Perkins является лидером европейского рынка и поставляет двигатели с удвоенным ресурсом работы, вдвое большим гарантийным сроком и существенной экономией топлива.

Габаритные размеры

Поскольку колесный экскаватор ЕК-12 является самым меньшим представителем линейки «Сити», он прекрасно адаптирован к работе в ограниченных пространствах. Особенность конструкции данной машины, ведь его поворотная платформа имеет размер всего 2 м, делает экскаватор незаменимым для работы в условиях городской стесненности.

Рабочая стрела имеет возможность изменять геометрию для ювелирной работы над узкими траншеями и колодцами, что значительно сокращает затраты на разработку грунта.

Стоит отметить и маневренность машины, которая прекрасно адаптирована для его перемещения в городском транспортном потоке. Этому способствует и скорость движения, увеличенная в этой модели до 22.5 км/ч.

Габаритные размеры экскаватора ЕК-12

ХарактеристикиЗначения, мм
Высота (за исключением маяка)3120
Ширина2500
Длина8000

Рабочее оборудование

Отличительной особенностью данного экскаватора является рабочее оборудование, способное изменять свою геометрию.Прежде всего, это касается рабочей стрелы. Благодаря этой возможности экскаватор готов к работе в стесненных условиях городской застройки. Такая возможность незаменима для решения задач коммунальных ремонтов на построенных сетях коммуникаций при необходимости рытья узких траншей, колодцев.

Разработка грунта экскаватором ЕК-12 позволит снизить объемы грунта и значительно увеличить глубину разработки.

Стандартный ковш можно заменять дополнительным навесным оборудованием следующих видов:

  • Ковшами объемом от 0,35 до 0,5 м3 в целях разработки сложных грунтов и организации узких траншей;
  • Рыхлителями типа 314-03-40.17.300, которые обеспечивают возможность разборки асфальтобетонного покрытия, мерзлых грунтов и демонтажа бордюрных камней;
  • Гидромолотами, применяемыми при разрушении бетонных и железобетонных слоев дорог, кирпичных стенок, неармированных бетонных конструкций. Данное оборудование способно осуществлять как разработку мерзлых грунтов, так и трамбовку рыхлых пород. На экскаватор с моноблочной стрелой монтируется гидромолот МГ-300, на остальные модели – МГ — 150.
  • Грейферами, позволяющими посредством экскаватора выполнять погрузо-разгрузочные работы на площадке, а также разрабатывать траншеи, котлованы, колодцы и т.д. Тип грейфера – ГК-221 позволяет доукомплектовать его ротаторами гидравлического полноповоротного вида. Глубину захвата груза грейфером можно увеличить посредством удлинителя, выполненного из пары вставок и направляющей, монтирующейся между ними в целях центрирования грейфера.

С моноблочной стрелой

Данная комплектация является классической и давно зарекомендовала себя благодаря своей надежности.

Со стрелой изменяемой геометрии

Такой вид конструкции стрелы позволил существенно увеличить производительность экскаватора в части разработки узких траншей.

Экскаватор ЕК 12 с мотоблочной стрелой и стрелой изменяемой геометрии

Различные виды стрел экскаватора ЕК 12

Сравнительную характеристику параметров копания экскаватора ЕК-12 с двумя видами стрелы удобно рассмотреть на примере таблицы:

ХарактеристикиМоноблокСтрела с изменяемыми параметрами
Объем ковша, max, м30,650,5
Угол маневра ковша173173
Длина рукояти, м1,91,9
Высота загрузки6,46,5
Радиус работы, м8,258,07
Радиус работы на высоте стоянки, м8,67,86
Кинематическая глубина разработки, м8,065,08

Кабина экскаваторов серии «ЕК»

устанавливает на все свои машины унифицированную кабину с достойным оснащением и современным дизайном. Кресло оператора оборудовано регулировками по нескольким направлениям, а рулевую колонку механизатор может настроить по наклону. Ветровое стекло кабины приподнимается под крышу, а в крыше имеется люк. Подниматься в кабину экскаватора «ЕК-12»сосем несложно, так как удобные ступеньки располагаются невысоко от земли, и дополнительно имеются поручни.

Поскольку экскаватор оборудован гидравлическим приводом, серьёзных физических усилий управление этой тяжёлой машиной не требует. Рулевое колесо поворачивается легко, рабочим оборудованием можно управлять при помощи джойстиков с сервоприводом. По сравнению с импортной техникой, в кабине экскаватора «ЕК-12» находится минимальное количество электроники, нет бортового компьютера, усложняющих устройство и повышающих стоимость техники.

Кабина оснащена отопителем «Зенит-8000», функционирующим от системы охлаждения двигателя. Располагается отопитель под креслом механизатора. Воздух через радиаторную решётку циркулирует напрямую, без диффузоров и воздуховодов. Установить кондиционер в кабину экскаватора возможно, в качестве дополнительной опции.

Управление, кабина

Предприятие «Тверской экскаватор» изготавливает для своих машин комфортные для оператора кабины, в которых все рычаги управления расположены удобно и могут настраиваться по желанию водителя. Кабина ЕК-12 — с увеличенной обзорностью. Для того, чтобы в нее подняться, производитель установил лестницу с поручнями, которая расположена невысоко от земли.

В самой кабине уменьшен уровень вибрации и шума. Под сиденьем оператора производитель установил отопитель, работающий от системы охлаждения двигателя.

Опционально возможна установка в ЕК-12 автономного отопителя и кондиционера в кабине.

Фото Твэкс ЕК-12

Технические характеристики «ЕК-12» в цифрах

  • Геометрические габариты – длина 8 м, ширина 2,5 м, высота 3,12 м – «ЕК-12», 3,05 м – «ЕК-12-20»;
  • Масса экскаватора с ковшом – 12,9 т – «ЕК-12», 12,5 т – «ЕК-12-20»;
  • Дорожный просвет – 310 мм;
  • Ширина колеи – 2,1 м;
  • Длина колёсной базы – 2,5 м;
  • Ёмкость ковша – 0,65 кубометров – «ЕК-12», 0,5 кубометров – «ЕК-12-20»;
  • Длина рукояти – 1,9 м;
  • Мощность насосной установки –53,6 кВт (73л.с.);
  • Давление в гидросистеме – 32 МПа (320 кгс/см2);
  • Давление в пневмосистеме – 0,6…0,7 МПа (6…7 кгс/см2);
  • Суммарная подача гидронасоса – 248л/мин(112+112+24);
  • Скорость передвижения – 20 км/ч – «ЕК-12», 22,5 км/ч – «ЕК-12-20»;
  • Напряжение электросистемы – 12V;
  • Продолжительность рабочего цикла – 15 сек.;
  • Частота вращения поворотной платформы – 9 оборотов в минуту;
  • Глубина копания – 4,8 м – «ЕК-12», 5,08 м – «ЕК-12-20»;
  • Радиус копания на уровне стоянки – 8,6 м –«EK-12», 7,86 м – «EK-12-20»;
  • Высота выгрузки – 6,4 м – «EK-12», 6,5 м – «EK-12-20»;
  • Угол наклона ковша – 173 градуса

Отзывы о работе экскаваторов «EK-12»

Покупатели часто выбирают данную модель по причине того, что экскаватор этот – малогабаритный, а особенности конструкции поворотной платформы позволяют успешно работать в тесных условиях большой застройки местности. Стрела сконструирована таким образом, что разработка грунта получается не затратной, а если изменить геометрию стрелы, то можно ювелирно точно вырыть траншею или колодец (но тут, конечно, ещё влияет и профессионализм механизатора), длительность рабочего цикла – 16-20 секунд (набрал-выгрузил). Похвальных слов заслуживает и кабина экскаватора: небольшая, но очень удобная, ничего лишнего. Очень хороший обзор, комфорт (в особенности, в сравнении со «скворечниками» экскаваторов «ЭО-3322» или «ЭО-3323»).

Разрабатывать грунты четвертой категории эти экскаватором лучше не сто́ит, поскольку его мощная гидравлика может сломать стрелу. Работник одного предприятия рассказал о такой поломке. Стрелу пришлось варить, после чего большая нагрузка ей вообще становится противопоказанной. Также не сто́ит перегонять экскаватор свои ходом по городу (если только не совсем близко): это всё-таки не транспортное средство, а землеройная машина, лучше всего перевозить на жёсткой сцепке.

Есть немало отзывов от тех, кому попалась некачественная техника модели «ЕК-12». Сам по себе экскаватор хороший, но вот надёжность его не вызывает положительных эмоций. Часто что-то выходит из строя. Сразу у нескольких владельцев это были масляные насосы. Случаются проблемы с рулевой. При движении в транспортном положении повышенная передача то включается, то нет. Пресмаслёнки снизу расположены так, что если куда-то сядешь – то их непременно сорвет и не выкрутишь. Потом сверли, нарезай. Преждевременно разбиваются втулки и пальцы на ковше и стреле.

Ещё один недостаток, на который указали несколько авторов отзывов о «EK-12», – это маленький радиатор. Если дать большую нагрузку и долго копать, то быстро закипает, ведь машина в силу своей специфики в основном стоит на месте. Данная проблема решается установкой радиатора большего объёма. Вместо штатного мотора охлаждения один из владельцев установил электрический вентилятор от «Соболя».

К двигателю «Д-243» никаких претензий нет, а вот с двигателем «Перкинс» на модификации «ЕК-12-40» бывают некоторые недоразумения. К примеру: «То ли с движком проблемы, толи с электроникой, но постоянно показывал и сигнализировал то о превышении давления масла в движке, то полное падение давления на ноль. При этом движок работал ровно»; «При операциях со стрелой, рукоятью и ковшом, когда давление доходит до 27 МПа, мотор тут же глохнет. То есть, если держать джойстик в упор, то двигатель должен удерживать давление, работая с нагрузкой, но этого не происходит. В чем причина, пока не разобрался. Когда давлю опоры на полную, движок работает (давление – 26 МПа)».

Как по производительности, так и по универсальности применения все отзываются о «EK-12» очень положительно. В плане расхода дизтоплива тоже очень хорош (экономичен).

Гидрораспределитель ГР-520 ЕК-14, ЕК-12 ГР 520-314.02.520.00 ЕКА-14, ЕКА-18

Рис. 16. Гидрораспределитель ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) 1 — плита; 4, 13 — напорно-сливные секции; 2, 3, 6, 10, 11, 12, 14, 15 — рабочие секции; 7 — штуцер; 8 — болт; 9 — шайба; 16 — пристыкованный блок клапанов “ИЛИ”; 17 — вмонтированный клапан “ИЛИ”; 18 — обратный клапан. На экскаваторе ЕК-12, ЕК-14 установлен 10-ти золотниковый гидрораспределитель ГР-520 (рис. 16), состоящий из общей плиты 1, на которую монтируются 10 секций. Из них: две центральные секции — напорно-сливные (4, 13), восемь секций — рабочие (2,3,6,10,11,12,14,15). В корпусе плиты 1 предусмотрены коммутационные силовые линии и линии гидроуправления с вмонтированными 17 и пристыкованными 16 клапанами «ИЛИ», обеспечивающими управление золотниками. Через плиту также осуществляется слив рабочей жидкости от исполнительных гидромоторов. В напорном канале в плите в местах подвода жидкости к рабочим секциям стрелы, рукояти, ковша и поворота платформы встроены обратные клапаны 18 (рис. 16), которые препятствуют обратному потоку рабочей жидкости при включении и под действием реактивной нагрузки. Напорно-сливные секции гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) предназначены для подвода рабочей жидкости от 2-х регулируемых насосов насосной установки к напорным каналам в плите. На схеме гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) (рис. 17) вмонтированные в плиту клапаны «ИЛИ» обозначены звездочкой. Рис. 17. Схема гидравлическая гидрораспределителя ЕК-12, ЕК-14 (ГР-520) Р — подвод, А и В — отводы, X и Y – линии управления, Т – слив, Др – дренаж. Рис. 18. Клапан «ИЛИ» 1 — корпус; 2, 5 — кольца; 3, 6 — втулка; 4 — заглушка; 7 — шарик; 8 — шайба; 9 -штуцер. Каждая из напорно-сливных секций состоит из корпусов 1, двухпозиционного золотника 2, регулировочной 3 и возвратной 4 пружин и двух крышек 5 и 6. В отверстие одной крышки подводится давление управления, а другая соединена со сливом. В корпус одной из напорно-сливных секций установлены предохранительные клапаны 10 и 11 (рис. 16) непрямого действия, предназначенные для ограничения давления в насосе от исполнительных механизмов. Рабочие секции предназначены для направления одного или двух потоков рабочей жидкости к исполнительным органам. Рабочие секции состоят из чугунных корпусов 14, 17 и 18 (рис. 19), трехпозиционных золотников 15 и 16, пружин 3 и 4, крышек 5 и 6. Конструкция золотника 15 в секции механизма хода обеспечивает в нейтральной позиции соединение рабочих отводов со сливом, в остальных рабочих секциях в нейтральной позиции золотника 16 рабочие отводы заперты.

Пpи нейтpальной позиции всех золотников pабочая жидкость от подвода Р1 пpоходит чеpез коpпус напоpного золотника, чеpез плиту, чеpез пеpеливной золотник, чеpез плиту, чеpез напоpный золотник на слив Т2, а от подвода Р2 — чеpез напоpный золотник, чеpез плиту — на слив Т2 и объединяется с потоком от Р1.

Пpи включении pабочих золотников: ход, отвал, повоpот платфоpмы, pукоять — включается пеpеливной золотник и отсоединяет поток Р2, таким обpазом pаботает только один поток Р1. Пpи включении pабочих золотников: добавка хода, стpела, pукоять, ковш — включается напоpный золотник и обеспечивает объединение потоков Р1 и Р2 к pабочим золотникам. Гидрораспределитель ЭО-3323А.07.21.010 Распределитель гидроуправления – двухпозиционный, состоит из золотника 5, тарелки 7, пружины 8, корпуса 10, штуцеров 1 и 2, уплотнительных колец 4, 6, 11 и крышек 3 и 9. При подаче давления управления под торец золотника 5 через штуцер 1 (отверстие В) золотник перемещается, перекрывая отводы А и Б. При этом отводы А1 и Б1 соединяются с отводом С. При отсутствии давления пружина 8 возвращает золотник 5 в исходное положение, объединяя линии А с А1 и Б с Б1.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: