Сфера применения и особенности модели
«ЭО-4321», ковш которого вмещал 1-1,2 кубометра грунта, предназначался для ведения земляных и погрузочно/разгрузочных работ в городском, промышленном, сельском и транспортном строительстве. Его сфера деятельности – разработка немёрзлых грунтов I — IV категорий; рыхление мёрзлых грунтов; разрушение старых асфальтобетонных покрытий;выполнение погрузки сыпучих материалов и предварительно разрыхлённых скальных пород в самосвалы; обеспечение планировочных работ на местности.
Экскаватор отличается прочной и долговечной конструкцией, все элементы которой изготовлены из высокопрочной стали. Рама – жёсткая сварная, с установленными выносными гидравлическими опорами и с бульдозерным оборудованием спереди. Ходовая часть – управляемая пневмоколёсная, с широкопрофильными шинами и задним ведущим, а передним управляемым мостом. На поворотной платформе установлены гидравлическая система, бак на 320 литров, сдвоенный аксиально-поршневой насос, система безопасности с предохранительными клапанами, которые обеспечивают поддержание давления в рабочих полостях до 320 МПа.
Рабочее оборудование
Основным рабочим органом экскаватором является обратная лопата, емкость которой составляет 0,65 м3. В случае необходимости можно сменить оборудование на прямую лопату для разработки грунта выше уровня стояния машины. Для устройства глубоких котлованов и колодцев есть возможность установки на рукоять грейфера. Для погрузки сыпучих материалов используется ковш обратной или прямой лопаты, а для штучных грузов — специальная крановая установка.
Поворотная платформа располагается на пневмоколесном шасси.
Здесь располагается силовое оборудование, водительская кабина, баки для рабочей жидкости и топлива, противовес, гидравлический механизм и система его управления. Устройство экскаватора ЭО 4321
Ходовая конструкция состоит из прочной рамы и пневматических колес. На раме установлены специальные опоры и оборудование бульдозерного типа. Управление осуществляется с помощью поворота переднего моста.
Универсальность «ЭО-4321». Рабочее оборудование и сменные органы
В составе сменного рабочего оборудования и сменных органов «ЭО-4321» – несколько лопат, грейфер с удлинителем и узкими челюстями, челюсти-захваты, несколько различных ковшей, гидромолот, зуб-рыхлитель и крюковая подвеска. Это обеспечивает универсальность данной машины.
Для разработки различных типов грунта и успешного выполнения разных задач экскаватор можно оборудовать рукоятью нормального или удлинённого типа, либо со смещением верхней части стрелы. Для разрушения твёрдого асфальтобетонного покрытия или мёрзлого грунта «ЭО-4321» может комплектоваться зубом-рыхлителем и гидравлическим молотом. Производительность экскаватора при рыхлении равняется 50-ти кубометрам в час.
Достойные показатели демонстрирует экскаватор и с навесным бурильным оборудованием. Для рытья котлованов на машину монтируется грейферное оборудование с двух челюстным ковшом емкостью 0,65 куб. м с изменением угла наклона к поверхности. Подобное расширение спектра используемого сменного рабочего оборудования обеспечивается наличием надёжного гидравлического привода.
ЭО-4321 гидравлический экскаватор (раритет)
Первый серийный ЭО-4321 вышел из ворот киевского в 1972 году и наряду с ленинградским и калининским (тверским) ЭО-3322 встал в ряды первых советских гидравлических полноповоротных экскаваторов-пневмоколёсников. Новый киевский экскаватор (и его последующие модернизированные версии) относился к 4-й размерной группе машин, а ковш вмещал 1-1,2 кубических метра грунта. ЭО-4321 предназначался для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в городском, промышленном, сельском и транспортном строительстве. Экскаватором можно разрабатывать немерзлые грунты I — IV категорий, рыхлить мерзлые грунты, разрушать асфальтобетонные покрытия, производить погрузку сыпучих материалов и предварительно разрыхленных скальных пород в транспортные средства, а также выполнять планировочные и другие работы. В состав сменного рабочего оборудования и рабочих органов экскаватора входили несколько лопат, грейфер с удлинителем и узкими челюстями, челюсти-захваты, несколько различных ковшей, гидромолот, зуб-рыхлитель и крюковая подвеска.
В 1983 г. на «Красном экскаваторе» начали выпуск ЭО-4321А – модернизированной версии экскаватора, которая получила новую стрелу, рукоятьи более усовершенствованную гидросистему. Эта машина удостоилась Золотой медали ВДНХ СССР. Следующая модернизация была проведена в 1987 г. и теперь экскаватор, получивший новый двигатель, стал называться ЭО-4321Б. Производительность этой машины была на 16% больше, чем у предшественника с индексом «А». В 1989 году началось производство более технически совершенной модели ЭО-4322, который внешне был очень похож на предшественника. Однако, если его серийное производство и имело место, то очень ограниченной партией.
Экскаваторы ЭО-4321 трудились во всех республиках СССР, на стройках и в рядах инженерно-строительных войск Советской Армии. Ниже хочу привести цитату из статьи «Атек. Рассвет», найденную в ЖЖ у пользователя simplyman100500: «в Джанкое к нам в купе подсел человек, который ехал в Киев на заработки, строить котеджный городок. Мужчина, к сожалению не запомнил его имени, лет 50-ти. Как оказалось, он был экскаваторщиком. Конечно же грех было не поинтересоваться, что он думает о продукции «Красного экскаватора». После этого вопроса, он изменился в лице, и с гордостью произнес: «ООООО! На этих экскаваторах мы выросли!», после чего последовал продолжительный хвалебный монолог о модели ЭО-4321. По его словам, в 70-х это был лучший экскаватор в мире (хотя, мне кажется, что он это сказал скорее из-за патриотизма). Правда было у него 3 слабых места: первое я не помню, второе было в гидравлических шлангах, но решалось достаточно просто, и 3-е — это рама. Со временем из-за нагрузок она лопалась перед кольцом, на котором крепилась поворотная платформа. Решалось это ввариванием рельса в основание рамы. А в остальном ЭО-4321 был практически неубиваем. Так же наш случайный знакомый утверждал, что этот экскаватор до сих пор может составить конкуренцию даже современным моделям по производительности и безотказности. Особенно в экстремальных условиях».
Об истории модели и предприятия
Киевский экскаваторный завод относится к числу старейших машиностроительных предприятий нашей страны. Он был основан в 1898-м году как завод по производству сеялок и прочих сельхозмашин. Многие рабочие этого завода принимали участие в революционной деятельности, и после 1917 года активно участвовали в установлении Советской власти. С 1918 года .
Первый экскаватор – карьерный многоковшовый, модели «МК-1», был выпущен заводом в 1934-м году. В 1935 году предприятие сменило специализацию, окончательно перейдя с выпуска сельхотехники на производство экскаваторов, и стало называться «Красный экскаватор».
После начала Великой Отечественной завод был эвакуирован в Западную Сибирь, но сразу же после освобождения Киева от фашистов началось восстановление предприятия. Первый в истории СССР гидравлический экскаватор был выпущен именно здесь, в 1955 году, и в последующие годы завод переориентировали на производство именно такой техники.
После развала Советского Союза завод стал называться «Атек». Он регулярно анонсировал и пиарил выпуск новых, более современных моделей экскаваторов, но на деле приходил в упадок, его мощная материально-техническая база разбазаривалась и разворовывалась. Завод пережил несколько банкротств, рейдерских захватов – «масок-шоу» сотрудников УВД и «вооружённых людей в форме».
C декабря 2014 года на территории завода находится тренировочная база националистического полка «Азов», а оставшееся имущество разбирается, вывозится на металлолом и стройматериалы. Последней продукцией стал единственный образец двухбашенного (!) танка «Азовец», сделанный из бульдозера на базе танка «Т-64».
ЭО-3322 — СССР в Масштабе
Годы производства: 1970 – 2001(?) Производитель оригинала: ЛЭЗ и КЭЗ Производитель модели: Kempal Масштаб: 1:43
К 1970 году на Ленинградском экскаваторном заводе были собраны предсерийные образцы ЭО-3322 — первого советского полноповоротного гидравлического экскаватора на пневмоколёсном ходу. В 1972 году машина пошла в серию, причём выпускалась она параллельно в Лениниграде на ЛЭЗ (Ленинградский экскаваторный завод) и в Калинине (ныне Тверь) на КЭЗ (Калининский экскаваторный завод). В народе ЭО-3322 так и назывались по месту изготовления: Ленинградец и Калининец. Отличить их можно было лишь по одному признаку: сзади на противовксе ленинградских экскаваторов была отлита надпись «ЛЭЗ ЭО-3322», а на калининских не было ничего.
Новый экскаватор был призван заменить уже к тому времени морально и технически устаревшую млдель Э-302. ЭО-3322 был несколько меньше своего украинского коллекги ЭО-4321
и относился к 3-й размерной группе экскаваторов. Этот экскаватор предназначался для разработки котлованов, траншей, карьеров, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов, а также для других работ в условиях промышленного, городского, сельского, транспортного и мелиоративного строительства. Экскаватор сохраняет работоспособность в диапазоне температур окружающего воздуха от -40°С до +40°С. На ЭО-3322 могли устанавливаться различные ковши объёмом от 0,4 до 0,8 кубических метров, гидромолот, рыхлитель статического действия, а также, удлинённая рукоять. Максимальная скорость передвижения экскаватора составляла 19,5 км/ч.
Модификации экскаватора «ЭО-4321»
Базовая модель экскаватора – «ЭО-4321» – выпускалась с 1972-го по 1983-й год. Её отличительными особенностями являются моноблочные аутригеры, немоноблочная стрела, двиг«СМД-14» (80 л.с.). Ширина экскаватора составляла 2,84 м.
Первая модернизация экскаватора была произведена в 1983-м году. Она заключалась в улучшении гидравлики и увеличении рабочего объёма стандартной обратной лопаты (0,63 против 0,5 м3). Новая версия – «ЭО-4321А» – также получила новую стрелу и рукоять, длиной3,15 м. вместо 2,93 м. на базовой модели. Увеличилась и глубина копания: она составила 6 метров, при радиусе поворота 9,3 м. На 10 см подросла и предельная высота разгрузки. Аналогично изменились параметры и для всех видов запчастей на экскаватор.
Для «ЭО-4321А» была разработана новая рама повышенной устойчивости.Эти разработки стали следствием конкретного практического опыта эксплуатации экскаватора. В частности, гидравлику доработали, так сказать, «по просьбам трудящихся», т.к. шланги зачастую не вырабатывали своего ресурса, а начинали подтекать уже вскоре после начала эксплуатации экскаватора. Теперь гидросистема стала более надёжной, оснащённой рабочими шлангами с большим эксплуатационным ресурсом.
Встретить «ЭО-4321А» на улицах современного города, в условиях нынешней загруженности дорог,малореально. Потому что рама повышенной устойчивости увеличила ширину экскаватора в этой модификации до 3,10 метров. Что по современным требованиям к дорожным габаритам неприемлемо (после 2,5 м нужно спецразрешение, а после 3 метров – и вовсе автомашина ГИБДД для сопровождения). В связи с этим, такую модификацию можно увидеть только в каком-либо карьере, где нет ограничений по габаритам передвижения.
«ЭО-4321А» был удостоен Золотой медали на Выставке Достижений Народного Хозяйства в Москве.
Итогом следующей модернизации экскаватора стал запуск в серийное производство модели«ЭО-4321Б». Годы её выпуска — с 1988-го по 1990-й. От предыдущих моделей данная модификация отличается более мощным двигателем – «СМД-17Н», вместо «СМД-15Н». Также появились моноблочная стрела (гнутая), немоноблочные аутригеры (плита двигается относительно рукояти); в кабине была установлена другая панель приборов и рычаги. Поворотную раму усилили и сделали крепче. Опыт эксплуатации показал, что рама порой не выдерживала перегрузок и лопалась перед кольцом, на котором крепилась поворотная платформа. Приходилось вваривать рельс в основание рамы для её усиления.
Новый ковш увеличенной обратной лопаты номинальной вместимостью 1 м3получил серповидные боковые режущие кромки и дополнительное отверстие для крепления тяги в целях повышения усилия резания грунта и улучшения условий заполнения ковша при работе на максимальной глубине копания.
Длина новой модификации экскаватора уменьшилась на 26 см, избавились и от негабаритной ширины – на «ЭО-4321Б» она стала 2,84 метра против 3,10. Новый ковш получил возможность использования на тяжёлых грунтах до IV категории включительно; внедрён гидроцилиндр ковша с поршнем увеличенного диаметра для повышения усилия резания со 120 до 150 кН; установлены стрела, рукоять и ковш обратной лопаты усиленной конструкции в целях повышения надежности и долговечности базовых элементов рабочего оборудования; внедрено новое ходовое устройство вместе с изменённой рамой.
Были внесены эффективные изменения в конструкцию центрального коллектора гидросистемы и в клапанно-предохранительную аппаратуру; для повышения срока службы сборочных единиц гидросистемы установлен новый фильтр с бумажными фильтроэлементами типа «Реготмас»; для обеспечения условий безопасности внесены изменения в пневмосистему, повысившие ее быстродействие: путь торможения уменьшен с 9 до 6 -7 м; изменены конструкции кабины и площадок обслуживания, что значительно улучшило условия работы машиниста.
Расчётная годовая эксплуатационная производительность экскаватора «ЭО-4321Б» составила 119,35 тыс. м3, что на 16% больше, чем у прежней модификации экскаватора – «ЭО-4321А».
И, наконец,«ЭО-4321В» (он же «Атек-881» по новой системе индексации Киевского экскаваторного завода). Единственным отличием модификации «В» от «Б» является другой гидромотор поворота платформы. На «ЭО-4321Б» гидромотор размещался в самом низу платформы, непосредственно на самом опорно-поворотном устройстве, а на «ЭО-4321В» установили уже другой гидромотор, улучшенной конструкции, который был значительно меньше по габаритам, нежели его предшественник. И смонтировали его уже вверху платформы, да ещё так, что пришлось проделывать в крыше под его верхнюю часть небольшую прорезь.
Универсальный гидравлический экскаватор ЭО-4321Бописание и технические характеристики
Киевский в 1988 году освоил серийное производство модернизированного одноковшового универсального гидравлического экскаватора ЭО-4321Б на пневмоколесном ходу. Экскаватор ЭО-4321Б предназначен для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в городском, промышленном, сельском и транспортном строительстве. Экскаватором можно разрабатывать немерзлые грунты I — IV категорий, рыхлить мерзлые грунты, разрушать асфальтобетонные покрытия, производить погрузку сыпучих материалов и предварительно разрыхленных скальных пород в транспортные средства, а также выполнять планировочные и другие работы. Основные задачи при модернизации базового экскаватора — дальнейшее повышение производительности машины, снижение удельной материалоемкости и энергоемкости, увеличение ресурса и совершенствование конструкции сборочных единиц, улучшение условий труда машиниста. С этой целью на экскаваторе ЭО-4321Б осуществлены следующие основные конструктивные усовершенствования (по сравнению с экскаватором ЭО-4321А): применен двигатель СМД-17Н мощностью 74 кВт вместо двигателя СМД-15Н мощностью 59 кВт; установлен ковш обратной лопаты номинальной вместимостью 1 м3, имеющий серповидные боковые режущие кромки и дополнительное отверстие для крепления тяги в целях повышения усилия резания грунта и улучшения условий заполнения ковша при работе на максимальной глубине копания. Этот ковш может быть использован на тяжелых грунтах до IV категории включительно; применен гидроцилиндр ковша с поршнем увеличенного диаметра для повышения усилия резания со 120 до 150 кН; установлены стрела, рукоять и ковш обратной лопаты усиленной конструкции в целях повышения надежности и долговечности базовых элементов рабочего оборудования; внедрено новое ходовое устройство с измененной рамой (А. с. 1229274 СССР) для повышения надежности работы и устойчивости экскаватора, а также для уменьшения его габарита по ширине с 3,1 до 2,84 м; внесены эффективные изменения в конструкцию центрального коллектора гидросистемы и в клапанно-предохранительную аппаратуру; для повышения срока службы сборочных единиц гидросистемы установлен новый фильтр с бумажными фильтроэлементами типа «Реготмас»; для обеспечения условий безопасности внесены изменения в пневмосистему, повысившие ее быстродействие: путь торможения уменьшен с 9 до 6 — 7 м; изменены конструкции кабины и площадок обслуживания, что значительно улучшило условия работы машиниста. В результате модернизации у экскаватора ЭО-4321Б значительно повысились технические показатели. В состав сменного рабочего оборудования и рабочих органов экскаватора ЭО-4321Б входят обратная лопата с четырьмя ковшами, прямая лопата с двумя ковшами, грейфер с удлинителем и узкими челюстями, челюсти-захваты, ковши узкий вместимостью 0,5 м3 и очистной (1 м3), два профильных ковша (по 1 м3) с углом заложения откоса 30 и 45°, гидромолот, зуб-рыхлитель, крюковая подвеска. Для изменения рабочих параметров разработаны две стрелы и две рукояти различной длины.
Техническая характеристика экскаватора ЭО-4321Б
Эксплуатационная масса с оборудованием обратной лопаты, т | 19,5 |
Мощность двигателя, кВт | 74 |
Максимальная транспортная скорость передвижения, км/ч | 20 |
Преодолеваемый уклон твердого сухого пути, град. | 22 |
Габаритные размеры в транспортном положении, мм | 9900 Х 2840 Х 3990 |
Число видов рабочих оборудования и рабочих органов | 21 |
Обратная лопата
Геометрическая (номинальная) вместимость ковша, м3 | 0.8 (1) | 0,63 (0,72) | 1 (1,23) | 1,25 (1,51) |
Наибольшая глубина копания, м | 5,5 | 6 | 4,31 | 4,51 |
Наибольший радиус копания на уровне стоянки, м | 8,9 | 9,23 | 7,52 | 7,83 |
Наибольшая высота выгрузки, м | 5,5 | 5,51 | 4,52 | 4,51 |
Усилие копания, кН | 150 | 143 | 140,7 | 120 |
Оборудование прямого копания
Вместимость копающего ковша, м3 | 1 (1,2) | |
Вместимость погрузочного ковша, м3 | 1,6 | |
Наибольшая высота копания, м | 7,9 | — |
Наибольший радиус копания, м | 7,8 | — |
Наибольшая высота выгрузки, м | 4,7 | 4,4 |
Грейфер
Вместимость ковша, м3 | 0,65 | 0,65 | 0,25 (с удлинителем) |
Наибольшая глубина копания, м | 7,3 | 10,5 | 7,2 |
Наибольший радиус копания, м | 9,2 | 8,6 | 9,1 |
Наибольшая высота выгрузки, м | 3,3 | 0,9 | 3,4 |
Крюковая подвеска
Грузоподъемность на наибольшем вылете, т | 2 |
Грузоподъемность при подвернутой рукояти, т | 4,5 |
Наибольшая высота подъема крюка, м | 6,2 |
Гидромолот ГПМ-300Л
Эффективная мощность, кВт | 9,17 |
Наибольшая энергия ударной части, кДж | 3,1 |
Частота ударов, Гц | 2,96 |
За время испытаний экскаватором ЭО-4321Б разработано 33,63 тыс. м3 грунта. За чистое время работы на грунтах I — IV категорий производительность машины с оборудованием обратной лопаты и ковшами вместимостью 0,63; 0,8; 1 и 1,25 м3 изменялась от 108,9 до 229,3 м3/ч. Положительные результаты получены при испытаниях других видов сменного рабочего оборудования и рабочих органов. Расчетная годовая эксплуатационная производительность экскаватора ЭО-4321Б 119,35 тыс. м3, что на 16% больше, чем у заменяемой модели экскаватора ЭО-4321А.
Инженеры В. В. ОЛЕКСЕНКО, В. А. БОЙЧЕНКО (ПО «Красный экскаватор») и канд. техн. наук А. В. РАННЕВ (НПО «ВНИИстройдормаш») Данные и фотография из журнала «Строительные и дорожные машины» № 11.1988 г.
Фотогалерея экскаватора ЭО-4321 |
На страницу «Гидравлические экскаваторы. Описания и технические характеристики» |
Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail |
Copyright © 2002-2016 TechStory.ru |
Главная
Устройство экскаватора «ЭО-4321»
Основными узлами в конструкции экскаватора «ЭО-4321» являются: рабочее оборудование (стрела и элементы, связывающие ковш со стрелой, ковши и т.д.), силовая установка (дизельный двигатель «СМД» с гидронасосом), ходовая часть на пневмоколёсном ходу, передаточный механизм, передаточная платформа и гидравлическая система, электрооборудование и кабина с органами управления.
Рабочее оборудование
Ковши: обратная лопата с четырьмя ковшами, прямая лопата с двумя ковшами, грейфер с удлинителем и узкими челюстями, челюсти-захваты, ковши узкий вместимостью 0,5 м3 и очистной – 1 м3, два профильных ковша по 1 м3с углом заложения откоса 30 и 45°. Кроме ковшей, в состав сменного оборудования данного экскаватора входят гидравлический молот, зуб-рыхлитель и крановая крюковая подвеска. Для смены рабочих параметров предусмотрена возможность установки стрелы и рукояти различной длины.
На рабочей платформе, которая опирается на раму ходовой части с помощью роликового опорно-поворотного устройства, смонтированы рабочее оборудование, дизельный мотор«СМД», топливный бак, бак рабочей жидкости гидросистемы, кабина с пультом управления, распределительная аппаратура, контейнер с аккумуляторами, высокомоментный радиально-поршневой гидродвигатель поворотов.
Ходовая часть
В составе ходовой части экскаватора «ЭО-4321» – профильная гнутая рама, передний управляемый и задний ведущий мосты, механизм управления колёсами переднего моста (с помощью гидравлического привода). Передний мост экскаватора подвешен спереди рамы на специальных шарнирах.
Экскаватор укомплектован не механической трансмиссией с главной передачей в виде конических планетарных редукторов. Благодаря тому, что усилие на колёса подаётся напрямую от гидравлического мотора, процесс в существенной степени ускоряется.
Наддув и тормозная система экскаватора«ЭО-4321» функционируют от пневматического привода. Экскаватор укомплектован широкопрофильными шинами пневмоколёсного хода (1300 (530-533) мм).
Гидравлическая система техники устанавливается на поворотной платформе и включает в себя сдвоенный аксиально-поршневой насос, предохранительную и распределительную клапанную аппаратуру, гидропривод поворота и бак. Давление в гидросистеме поддерживается на отметке в 320 МПа.
Рабочее оборудование закреплено в передней части поворотной платформы; на задней её части установлен противовес. Базовый элемент рабочего оборудования – это стрела, которая соединена с помощью пальцев со вставкой, что регулирует её вылет. Когда устанавливается прямая лопата, вставку стрелы обратной лопаты заменяют на вставку стрелы прямой лопаты. Экскаватор «ЭО-4321» оснащён бульдозерным оборудованием (впереди) и выносными опорами (на задней балке). Эти опоры функционируют от гидравлического привода.
Гидравлическая система
Рабочие механизмы экскаватора имеют гидравлический привод. Гидравлическая система включает в себя масляный бак, гидронасосы, контрольную и измерительную аппаратуру, аппаратуру фильтрации рабочей жидкости, исполнительные механизмы, систему сервоуправления, гидросистему руля, трубопроводы и систему охлаждения рабочей жидкости.
В сочетании с гидравлическим сервоуправлением, гидропривод экскаватора обеспечивает регулирование скоростей и совмещение рабочих движений стрелы, рукоятки и ковша с поворотом.
Устройство экскаватора
Имеется кабина для оператора, в которой находится всё для управления. Ходовая часть оборудована рамой с поворотным кругом. Есть выносные опоры. Перед работой они укрепляются и подкачиваются через гидравлику. Для устойчивости машины во время работы. Трансмиссия не механическая. Передача осуществляется через планетарные редукторы. Ведущий мост – передний. Он на шарнирах. Управляемые колёса – передние. Шины широкопрофильные: 1300 мм. Гидравлика находится на платформе, состоит из насоса, клапанной аппаратуры, бака и механизмов, приводящие гидравлику в действие. Причём гидравлическая система имеет свой распределитель.
Гидроцилиндр имеет поршень, помогающий делать усилие на грунт во время работы. У стрелы есть своя гидросистема. У ковша – тоже. Имеется бульдозерный отвал с собственной гидросистемой. Гидроцилиндр ковша имеет разгрузочный клапан. Платформа, вместе со стрелой и кабиной оператора, может вращаться на поворотном круге в любую сторону, в зависимости от того, что надо оператору. В мелких забоях хорошо работать прямой лопатой. Ковшом в виде решётки лучше грузить крупные фрагменты. К примеру, большие бутовые камни.
Двигатель «ЭО-4321»
Изначально экскаваторы«ЭО-4321»оснащалась четырёхтактными четырехцилиндровыми дизельными силовыми установками марки «СМД-14», потом «СМД-15Н». Данные двигатели были способны развить номинальную мощность в 61,1 килоВатт, или 83 лошадиные силы, при его эксплуатационной мощности в 58,8 килоВатт, или же 80 лошадиных сил.
Модификации «ЭО-4321Б» и «ЭО-4321В» комплектовались также четырёхцилиндровым, но более производительным дизельным мотором «СМД-17Н», номинальная мощность которого была повышена до 73,55 киловатта, либо 100 лошадиных сил. Все эти двигатели производились на харьковском моторном .
Технические характеристики двигателя «СМД-17Н»
- Рабочий объём – 6,3 л;
- Частота вращения – 1950 об/мин;
- Диаметр цилиндра – 120 мм; ход поршня – 140 мм;
- Степень сжатия – 17;
- Масса мотора – 735 кг;
- Расход топлива – 210 г/кВт в час (155 г/л.с в час);
- Объём топливного бака – 320 л.
Для облегчения запуска двигателя в зимнее время дополнением к двигателю экскаватора предусмотрен предпусковой подогреватель «ПЖБ-400».
Технические характеристики и габариты
Размеры экскаватора достаточно компактны, что способствует повышению маневренности. Стандартная длина его составляет 8,35 м, а в комплекте с удлиненным стреловым механизмом показатель увеличивается до 9,98 м. Ширина капотной части равна 2,5 м, машины в целом с учетом гусениц – 3,2 м. Высота техники составляет 3,1 м, радиус поворота ходовой части – 2,68 м, клиренс – 0,52 м.
Габаритные размеры
Технические характеристики экскаватора ЭО-3223:
вес | не более 15,9 т |
вместительность стандартного рабочего органа | 0,75 м3 |
ширина рабочего органа | 0,75-1,8 м |
длина стрелы/рукояти | 4,5/1,8 м |
глубина рытья | 4,9 м |
радиус рытья | 7,8 м |
усилие рытья | 82 кН |
высота разгрузки | 4,85 м |
скорость вращения поворотной платформы | 6,15 оборотов в минуту |
В зависимости от типа ковша, его вместимость может варьироваться в пределах 0,47-0,95 м3.
Вернуться к навигации
Технические параметры экскаватора «ЭО-4321Б» в цифрах
- Габаритные размеры: длина – от 5,2 до 9,9 м; ширина – 2,84 м; высота – 3,99 м;
- Масса конструктивная – 17,8 т; масса со стандартной обратной лопатой – 19,5 т;
- Наибольший радиус копания – 9,23 м; наибольшая глубина копания – 6 м;
- Высота разгрузки – 5,6 м; радиус разгрузки – 5,4 м;
- Усилие на зубьях ковша – 11 500 кгс;
- Радиус, описываемый хвостовой частью платформы – 2,7 м;
- Ширина платформы – 2,7 м;
- Просвет под поворотной платформой – 1,47 м;
- Колёсная база – 2,8 м;
- Число оборотов платформы в минуту – до 12ти;
- Высота пяты стрелы – 2,225 м;
- Транспортная скорость – до 20 км/ч;
- Радиус поворота – 7,3 м;
- Преодолеваемый уклон пути – 23 градуса.
Технические характеристики
Все технические характеристики экскаватора эо 4321 представлены в табличной форме.
Характеристики | Параметры |
Мощность двигателя, кВт | 59 |
Рабочий вес экскаватора, кг | 19, 8 |
Вместимость обратной/прямой лопаты, м | 30,5/0,8 |
Наибольшая глубина копания, м | 5,5 |
Высота погрузки обратной лопатой, м | 5,6 |
Высота копания прямой лопатой, м | 7,9 |
Наибольшая высота выгрузки материала (прямая лопата), м | 5,67 |
Скорость передвижения, км/час | 20 |
Габариты экскаватора (ДхШхВ), м | 9,9х2,84х3,99 |
Кабина экскаватора. Отзывы о «ЭО-4321»
В кабине машинисту экскаватора обеспечен минимальный уровень комфорта труда. Кабина оборудована эффективным отопителем.
Несомненное достоинство экскаватора – это его универсальность. «ЭО-4321» демонстрирует эффективную работу с 21 видом дополнительного навесного оборудования, одинаково качественное выполнение самых различных работ. Во многом благодаря своей универсальности экскаваторы данной марки получили широчайшее распространение в Союзе ССР и «братских странах».
Применение гидравлической трансмиссии и прямого движения колес от гидроприводов обеспечивало гибкость управления скоростью и силой тяги установки на близких к предельным режимах. Проходимость экскаватора при перемещении по строительной площадке была очень хорошей. А крепкий бульдозерный отвал, помимо основного своего назначения, при необходимости, использовался также в целях стабилизации устойчивости, в дополнении к основным предназначенным для этого гидроопорам.
К недостаткам относят недолговечные шланги гидросистемы, подтекающие и требующие частой замены, а также определённую слабость рамы в основании поворотной платформы. При перегрузках перед кольцом, на котором крепилась поворотная платформа, могли появиться трещины. В этом случае к раме приваривался усиливающий её рельс. В остальном, «ЭО-4321» показывал завидную надёжность и долговечность. В чём можно убедиться и на примере некоторых экземпляров данной техники, которые сошли с конвейера в конце 80-х, но до сих пор находятся в рабочем состоянии.
Особенности конструкции
Полноприводный экскаватор ЭО-4321, элементы которого изготовлены из высокопрочной стали и материалов, дали ощутимые результаты в улучшении силовых качеств. Его долговечность характеризуется отличительными особенностями:
- жесткая сварная конструкция рамы, с установленными выносными гидравлическими опорами и оборудованием бульдозерного типа;
- применение управляемой пневмоколесной ходовой части с широкопрофильными колесами и переднеприводным мостом;
- установка гидравлической установки с баком в 320 литров на поворотную платформу экскаватора и применением сдвоенного аксиально-поршневого насоса;
- система безопасности с предохранительными клапанами, обеспечивающими поддержание давления в рабочих полостях до 320 МПа.
Технические данные
По эксплуатационным возможностям экскаватор ЭО-4321 технические характеристики которого остаются на уровне современных аналогов бульдозерной техники, и сейчас занимает достойную нишу на потребительском рынке. Запас мощности дизельного силового агрегата экскаватора в 80 л.с обеспечил достаточные показатели эффективности работы:
- масса агрегата в 20 тонн и 4 гидравлические опоры делают экскаватор устойчивым при глубине копания 5,5 и радиусе 8,9 метра;
- передвижение к месту производства работ осуществляется с предельной скоростью в 20 км/час при радиусе поворота в 7, 3 метра;
- ширина ковша ЭО-4321 в зависимости от типа установленной рукояти составляет 0,8 метра, 1 или 1,2 метра;
- в зависимости от ширины выемки и применяемого типа ковша эксплуатационная производительность экскаватора составляет от 29,4 до 43,4 куб.м/час;
- жидкостная система охлаждения двигателя агрегата и конструкция гидросистемы позволяют эксплуатировать его в критичных климатических условиях.
Базовая модель экскаватора оборудуется ковшом объемом в 0,65 куб. м и бульдозерным устройством.
Вспомогательное оборудование
Универсальность экскаватора заключается в возможности экскаватор ЭО основные элементы дополнить двумя десятками видов дополнительного оборудования. Для разработки различных типов грунта экскаватор оборудуется рукоятью нормального и удлиненного типа или со смещением верхней части стрелы.
Для разрушения твердого или мерзлого грунта оборудование обратной лопаты с нормальной рукоятью может комплектоваться зубом-рыхлителем и гидравлическим молотом. Производительность экскаватора при рыхлении составляет 50 куб. м/час. Достаточно эффективен экскаватор и с навесным бурильным оборудованием. Для рытья котлованов на агрегат устанавливается грейферное оборудование с двух челюстным ковшом емкостью 0,65 куб. м с изменением угла наклона к поверхности.
Расширение спектра используемого сменного рабочего оборудования обусловлено наличием надежного гидропривода.
Он расширяет эффективность устройства в 1,5-2 раза и повышает производительность машины на 30-35 процентов.