ЧЕТРА Т40: технические характеристики, обзор, описание

Подробности Категория: Бульдозеры и тракторы Опубликовано: 27.08.2016
Бульдозер Четра Т-40 — одна из самых тяжелых гусеничных машин, выпускаемых отечественными производителями. Она предназначена для выполнения работ, требующих больших энергозатрат, таких, как перемещение сложных грунтов в карьерах и котлованах при добыче полезных ископаемых, горные работы, прокладка труб в нефтяной и газовой отраслях и других. Конструкция машины выполнена в модульном исполнении, обеспечивающем снижение эксплуатационных и ремонтных расходов. При возникновении неисправностей многие узлы могут быть заменены непосредственно на рабочей площадке, поскольку информация о местоположении бульдозера и его основных параметрах автоматически передается по сети связи в сервисный центр изготовителя. Несмотря на значительную массу почти в 65 тонн, бульдозер легок в управлении. В шумовиброзащищенной герметичной кабине с обзором 360 градусов созданы комфортные условия, снижающие усталость машиниста. Конструктивные элементы пассивной безопасности ROPS-FOPS обеспечивают необходимую степень защиты оператора при эксплуатации в карьерах, горных выработках, при неоднородностях грунтов и в других сложных условиях.

Двигатель

Силовой агрегат бульдозера — от . Номинальная мощность двигателя — 434 кВт (590 л.с.). В нем оборудована система электронной подачи топлива в цилиндры и управление его режимами работы посредством новейшей системы «Quantum». Она также облегчает диагностику двигателя во время работы. Фильтры очистки топлива «Fleetquard» дополнительно подогревают подаваемое в цилиндры топливо. С помощью установленной спутниковой системы ГЛОНАСС, информация о месте работы бульдозера и параметры работы основных агрегатов машины, автоматически сообщаются в центр сервисного обслуживания компании-изготовителя.

Силовая установка модели QSK 19-C 650 оснащена турбокомпрессором. Подаваемый в цилиндры воздух проходит охлаждение по системе «воздух-воздух». Экологичноcть выбросов в атмосферу соответствует нормам, предъявляемым стандартами EU Stage 11, CARB Ticr 2, U.S.EPA Ticr 2. При работе в условиях пониженных температур, двигатель бульдозера ЧЕТРА Т40 оборудуется предпусковым подогревателем.

Бульдозер Четра т 25

Бульдозер Четра Т25 - габариты (габаритные размеры основных элементов)

Бульдозер Четра т 25 весом в 45 тонн применяется в строительной и горнодобывающей отраслях для тяжелых работ. Этот мощный бульдозер используется для разработки скальных и мерзлых грунтов. Объем турбодизельного двигателя 15 л. и мощность 420 л.с.

Тяжелый гусеничный т25 оснащен рыхлителем, даже один зуб которого уверенно и легко режет мерзлый грунт. В другой комплектации бульдозер может быть оснащен тремя зубьями.

Благодаря тому, что существует возможность остановить одну гусеницу в то время, когда вторая продолжает двигаться, бульдозер т 25 01 способен разворачиваться буквально на месте. Обзор из кабины отличный благодаря расположению окон, а также высоте кабины над землей (2,5 м.).

Толщина отвала составляет несколько сантиметров. Углы режущей кромки усилены легированной толстой сталью.

Трансмиссия

На тракторе установлена трансмиссия гидромеханического типа. Устройство и схема работы бортовых фрикционов и тормозов такое же, как и у его менее мощных собратьев — Т25 и Т35. Но есть некоторые отличия по количеству стальных и металлокерамических фрикционных дисков. Оператор из рабочего места управляет джойстиком, а микропроцессор дает команды электрогидравлическим приводам для изменения параметров работы трансмиссии.

Модульная конструкция трансмиссии бульдозера и редукторов, положительно влияет на сборочные и ремонтные работы. А новые технологии в обработке и упрочнении деталей, обеспечивают длительный срок работы машины до капитального ремонта (15 тыс. моточасов).

Обновленная конструкция гидравлической системы управления бульдозером ЧЕТРА Т40, позволяет включать передачи в коробке плавным увеличением давления в бустерах. Этим достигнут плавный переход на пониженные передачи. Оригинальная схема управления КПП дает увеличение тяговых показателей трактора, за счет эффективного использования мощности силовой установки.

Стандартная и дополнительная комплектации

В штатном исполнении бульдозер ЧЕТРА Т-40 оснащается двумя аккумуляторными батареями по 12 В каждая (190 А*ч), деселератором, системой освещения, передним буксировочным крюком, глушителем, стартером, стояночным тормозом, защитами силовой передачи и мотора, сменными сегментами зубчатого венца, гидравлическим устройством для натяжного механизма гусеницы и генератором переменного тока (75 А). Кабина, в свою очередь, укомплектована регулируемым водительским сиденьем, ремнем безопасности, защитной конструкцией ROPS/FOPS, двумя розетками 24 V (в том числе для внешнего питания), электросчетчиком моточасов, вентилятором системы обогрева кабины, звуковым сигналом, воздухоочистителем и прикуривателем.

На приборном щитке оператор может отслеживать такие показатели, как обороты двигателя, давление масла, напряжение бортсети, уровень топлива, а также температуру охлаждающей жидкости, масла ДВС и трансмиссии.

Фото ЧЕТРА Т-40

Если бульдозер ЧЕТРА Т-40 планируется эксплуатироваться в суровых климатических условиях, для него предусмотрена дополнительная комплектация. В нее входит отопитель кабины, который работает от охлаждающей жидкости силовой установки, жалюзи радиатора двигателя и утеплительный чехол. Кроме этого, предусмотрено три варианта предпускового жидкостного подогревателя: Hydronic 35, Hydronic M-II или ПЖД 30Л, а также установка независимого воздушного отопителя кабины Airtronik-2Д. Его теплопроизводительность составляет 2 200 Вт, а расход топлива — 0,28 кг/час.

Ходовая часть

Для изготовления ведущих колес ходовой части используется высококачественная легированная сталь. Износ колес, при работе на грунтах, с абразивными свойствами, значительно уменьшается за счет специального глубокого прокаливания изделий. Колеса собраны из пяти отдельных частей, с пятью зубьями каждая. Вынужденная замена отдельного сегмента колеса производится в любых условиях, без разборки гусениц и демонтажа тележек.

Свободный доступ к агрегатам бульдозера при ремонте и обслуживании, достигнут с изменением конструкции рамы. Она изготовлена без раскосов, а опорные катки сдвоены и установлены на каретках с микроподрессориванием. В конструкции ходовой части также применены поперечный балансир и телескопические тележки. На балансирных балках установлены амортизаторы.

Рабочее оборудование

Гусеничный трактор ЧЕТРА Т-40 в базовой версии оснащается полусферическим отвалом и однозубым рыхлителем. Опционально бульдозер может комплектоваться рыхлителем с тремя зубьями. Стоит отметить, что на нож отвала обеспечено максимальное усилие за счет использования диагональной тяги при передаче боковых усилий с отвала на левый лонжерон рамы.

Технические характеристики SU-отвала

Длина / Высота4 730 / 2 654 мм
Емкость21 куб. м
Высота подъема1 500 мм
Максимальное заглубление750 мм
Максимальный перекос±13°
Масса10 310 кг

Технические характеристики однозубого рыхлителя

Тип рыхлителяНерегулируемый
Масса6 150 кг
Максимальная высота подъема1 080 мм
Максимальное заглубление1 520 мм
Максимальное усилие вырывания74,7 Т
Максимальное усилие заглубления21,6 Т

Технические характеристики трехзубого рыхлителя

Тип рыхлителяМногозубый
Масса8 316 кг
Максимальная высота подъема1 074 мм
Максимальное заглубление1 020 мм
Максимальное усилие вырывания74,7 Т
Максимальное усилие заглубления21,6 Т

Технические характеристики

НаименованиеБульдозер ЧЕТРА Т40
Общий вес, кг67850
Двигатель
Модель двигателяQSK19-C650
Тип двигателядизельный
Число и расположение цилиндров6, рядное
Рабочий объём двигателя, см³1885
Мощность двигателя, кВт (л.с.)435 (590)
Расчётная частота вращения, об/мин2100
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм)3118
Диаметр цилиндра и ход поршня159 × 159
Производитель двигателя (марка)Cummins
Коробка передач
Число передач КП3/3
Топливная система
Максимальная скорость, км/ч15,6
Размеры
Ширина гусеницы, мм610
Заправочные емкости
Топливный бак, л1200
Система охлаждения, л200
Гидравлическая система, л480
Эксплуатационные характеристики
Глубина копания, мм750
Характеристики бульдозера
Тип бульдозерного отвалаSU
Ширина × Высота отвала, мм4730 × 2230
Eмкость отвала, м³21
Максимальное заглубление/подъем отвала, мм750/1500
Угол наклона отвала, вперед/назад, град.13
Максимальная глубина рыхления, мм1520/1020
Высота подъема рыхлителя, мм1080/1074
Другие характеристики
Вид шассигусеницы
Подача гидронасоса, л/мин550

Гидравлическая система

Гидравлическая система является раздельно-агрегатной. Такая характеристика ЧЕТРА Т-40, как общая производительность шестеренчатых насосов (всего их три), составляет 550 л/мин (рассчитано при оборотах двигателя 2 100 об/мин). За подъем и изменение угла отвала и зуба рыхлителя отвечают два золотниковых распределителя. Причем управляются они дистанционно гидравлической системой сервоуправления. Стоит отметить, что предохранительный клапан гидросистемы срабатывает при максимальном давлении 20 МПа (200 кгс/см2).

Секции золотниковПоложение золотников распределителяЧисло цилиндровДиаметр цилиндра/ Ход поршня
Подъем отвалаПодъем, нейтральное (удержание), опускание, плавающее2160 / 165 мм
Перекос отвалаВправо, нейтральное, влево1250 / 240 мм
Изменение угла резания отвалаБесступенчатое регулирование угла1220 / 240 мм
Подъем рыхлителяПодъем, нейтральное, опускание2220 / 520 мм
Изменение угла резания рыхлителяБесступенчатое регулирование угла2220 / 485 мм

Гусеница

Использование на тракторе ЧЕТРА Т40 новой ходовой системы значительно уменьшает динамические нагрузки на узлы и системы машины, обеспечивает плавность хода, улучшает условия труда машиниста и увеличивает производительность за счет увеличения площади сцепления гусеницы с грунтом.

Гусеницы бульдозера Т-4001 (К280-22-000-03СБ) сборные с одним грунтозацепом и уплотнением для удержания жидкой смазки в шарнире. Натяжение гусеницы легко регулируется шприцем с консистентной смазкой.

Характеристика гусеницы К280-22-000-03СБ

Шаг звена, мм280
Число башмаков40
Высота грунтозацепов, мм93
Ширина башмака, мм610
Площадь опорной поверхности, м²4,61
Давление на грунт, кгс/см²1,46

Особенности основных узлов и агрегатов

  1. Применение экономичных дизельных моторов с достаточным запасом мощности обеспечивает нормированные тяговые свойства при ведении бульдозерно-рыхлительных работ.
  2. На всех моделях устанавливаются гидравлические системы, регулирующие производительность насосной установки в соответствие с нагрузкой на исполнительные органы (LS системы).
  3. Трехточечная подвеска полужесткого типа уменьшает силовые и ударные нагрузки за счёт подвижного крепления гусеничных тележек на вынесенную ось качания.
  4. Полнопоточного исполнения система очистки масляной смеси тремя сменными фильтрующими элементами и фильтром центробежного типа, обеспечивающим сепарацию воды и подогрев горючего. Современной конструкции теплообменные радиаторные узлы охлаждения масла.
  5. Для комплектования машин предлагаются электронные компоненты. Блоки контроля нивелирования рабочей зоны, цифровые системы впрыска горючего, диагностирования, управления силовой установкой повышают функциональность бульдозера, точность работ.
  6. Системы телемониторинга и модули отечественной системы ГЛОНАСС в режиме реального времени позволяют: позиционировать машину на местности, определять скорость и техническое состояние, контролировать потребление горючего, параметры давления и температуры мотора.

    Бульдозер Четра Т40

Бульдозер Каддафи

Крупнейший в мире бульдозер был построен в начале 80-х итальянской компанией ACCO. По большей части 183-тонный гигант состоял из деталей Caterpillar. В частности, в движение он приводился двумя 675-сильными дизелями CAT. Ширина отвала ACCO составляла 7 м, а высота — 2,7 м. Трактор был построен специально для экспорта в Ливию. К несчастью, в то же время власти США оказались обеспокоены причастностью ливийского лидера Муаммара Каддафи к террористической деятельности и применили к стране санкции в виде торгового эмбарго. Гигантский бульдозер ACCO остался стоять в Италии, так и не увидев в своей жизни настоящего дела.
Пара джойстиков справа (это уже точно компьютерный аксессуар) управляют отвалом и рыхлителем. Их можно не только поднять или опустить, но и наклонить вправо или влево. «А можно я сам себя подниму?» — по очереди отклоняю оба джойстика, и гигантская гусеница легко и бесшумно отрывается от грунта.

«Четра» Т40

А главное, машинист, управляющий бульдозером, не ощущает ровным счетом никаких вибраций. У 68-тонной махины такая инерция, что поверхность полигона, испещренная рытвинами в половину человеческого роста, в кабине воспринимается как ровная водная гладь. Эта отстраненность от реальности, простота управления и обзор с высоты двухэтажного дома смешиваются в глубине души в будоражащий коктейль со вкусом власти. Не зря все мальчишки в возрасте от 5 до 95 мечтают прокатиться на бульдозере.

Бульдозер — это что-то вроде антипода автомобиля. Даже педаль газа здесь работает наоборот: если нажать ее, подача топлива сократится, а с отпущенной педалью двигатель выдает максимальную мощность. Чтобы просто кататься по площадке, педаль газа вообще не нужна — достаточно лишь вовремя нажимать на тормоз.

Производство

У Т40 три передачи для переднего хода и три для заднего. Причем назад он быстрее, чем вперед. Передний ход у бульдозера рабочий. Чтобы перемещать большие объемы грунта (в отвал Т40 входит 21 м³ за раз) или рыхлить скальную породу, машине необходим колоссальный крутящий момент, ради которого можно пожертвовать скоростью. Задним ходом бульдозер маневрирует, и чем быстрее он это делает, тем чаще можно совершать рабочий ход. Как правило, машинист не переключает передачи на ходу, а выбирает нужную перед началом движения.

Управлять бульдозером далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Машинист должен тонко чувствовать, каких усилий машине стоит то или иное действие. К примеру, толкая грунт вперед, он поочередно то опускает, то поднимает отвал, варьируя нагрузку. Рыхлить порой приходится не только мягкий грунт, но и каменистые скальные породы. В таких условиях машину очень легко перегрузить.

Бульдозер производит не только выемку и транспортирование, но и плантаж (разравнивание) поверхности грунта. Подготавливая плацдарм для прочей строительной техники, он формирует площадку строго заданной формы и размеров с точностью до считанных сантиметров. Контролировать соответствие чертежам машинисту помогают точные системы позиционирования, датчики высоты и положения отвала.

Линия механообработки

Наши руки не для скуки

590 л.с., а именно столько развивает двигатель Cummins на нашем экземпляре Т40, — на первый взгляд, цифра не самая внушительная. Легковой автомобиль Bugatti Veyron Super Sport выдает на гора под 1200 «лошадок». Разница в том, что двигатель бульдозера большую часть своей жизни проводит именно в режиме максимальной мощности. Это 18,85-литровый шестицилиндровый дизель с турбонаддувом и интеркулером. На Т40 также может стоять двигатель Ярославского моторостроительного завода с аналогичными характеристиками.

Бульдозеры, то есть тракторы с отвалом и рыхлителем, — возможно, самые тяжело нагруженные самоходные машины на планете. Они первыми появляются на любой строительной площадке, разрабатывают полезные ископаемые, добывают руду и золото зачастую в экстремальных условиях эксплуатации. К примеру, в районах Крайнего Севера бульдозеры работают всю зиму без остановки, круглосуточно. При температуре -40°С заглушенный двигатель не удастся завести вновь, поэтому тракторы дозаправляются буквально на ходу и снова идут в бой.

Производство

Задача бульдозера — переместить как можно больше грунта за единицу времени. Справедливости ради о Т40 — не самый большой бульдозер даже в России. Его габариты и масса — это максимум, соответствующий железнодорожным и автотранспортным требованиям для перевозки трактора целиком. Более тяжелые машины для транспортировки приходится разбирать на части. Это настолько усложняет логистическую схему, что спрос на «супергигантов» невелик.

К современному бульдозеру предъявляются три основных требования: способность выдерживать экстремальные нагрузки, высочайшая надежность и ремонтопригодность, плюс комфорт и удобство работы машиниста. Чтобы рассказать о том, как все эти качества удается объединить в одной машине, заместитель генерального конструктора Александр Иваненко пригласил нас на экскурсию по производственным цехам в Чебоксарах.

Испытательный стенд для гидротрансформатора

LEGO для папы

Изюминка Т40 и практически всей строительной техники «Четра» — модульная конструкция. Ее принцип можно проследить, пройдя вдоль стапелей сборочного цеха. Трактор начинается с голой сварной рамы. В нее на салазках вставляется коробка передач с гидротрансформатором и закрепляется винтами. По бокам привинчиваются ведущие барабаны гусениц, в корпусах которых скрываются бортовые фрикционы и дополнительные понижающие редукторы. Также на винтах крепится двигатель, опоры гусениц, кабина. Многие компоненты унифицированы и подходят для других машин «Четра» (малых тракторов, экскаваторов, трубоукладчиков). Заводчане в шутку прозвали этот принцип промышленным LEGO.

Модульный принцип — это основа надежности и ремонтопригодности техники «Четра». Сложные узлы (коробка, редукторы) собираются и испытываются не на общей сварной раме, как это было раньше, а по отдельности, в специальных цехах. Каждый компонент проверяется на специальном стенде, имитирующем нагрузки в реальных условиях.

Модульная конструкция трактора

Модульный принцип позволяет ремонтировать технику в полевых условиях. Мобильные сервисные бригады на базе автомобиля «Урал», которые есть во всех регионах эксплуатации техники «Четра», могут увезти проблемный компонент в сборе к месту ремонта, вместо того чтобы эвакуировать бульдозер целиком. «Ремонтировать нашу технику не сложнее, чем делать апгрейд домашнего компьютера», — говорит вице-президент концерна «Тракторные заводы» Виктор Четвериков.

И снова компьютерные ассоциации!

Кстати, управление бульдозером далеко не всегда было так похоже на компьютерную игру. Да, чудовищная масса машины позволяет ей не замечать неровностей мягкого грунта, но сам трактор с огромным шестицилиндровым дизелем — это большой вибростенд. Совсем недавно управление бортовыми фрикционами, отвечающими за поворот машины, и коробкой передач было ручным. В руках машиниста находились рычаги, на которые передавались и вибрации, и рывки трансмиссии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: